Виды архитектурных элементов фасада здания

Колонны-символы в европейских городах

Начиная с XVII в. в католических городах Западной и Восточной Европы распространился обычай устанавливать колонны в честь святых на главной площади города. Чаще всего такие колонны возводили в честь Святой Троицы, Святой Марии и Святого Роха. Однако данный элемент архитектуры барокко был связан не только с чувствами верующих, но и с бушевавшей в Европе чумой. Как правило, возведение такой колонны символизировало победу над страшной эпидемией. Своими корнями данный обычай уходил в практику древних римлян, которые строили на форумах высокие колонны и водружали на них статуи императоров.

Ростральная колонна на стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге

Александрийский столп на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

В России подобная колонна была сооружена в 1-й пол. XIX в. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Так называемый Александрийский столп стал символом победы русской армии над Наполеоном. Также в России привилась и другая античная традиция, связанная с колоннами. Римляне строили ростральные колонны в ознаменование своих побед на море. В столице Российской империи как символ господства державы на морях и реках на стрелке Васильевского острова были построены подобные колонны.

Вилла Е-1027 Эйлин Грей

Дом Е-1027 сейчас. Источник

В книге «Великая домашняя революция» Долорес Хейден объясняет, каким образом «утраченная женская традиция» привела к «переосмыслению домашней работы и жилищных потребностей женщин и их семей, подтолкнув архитекторов и градостроителей пересмотреть влияние дизайна на семейную жизнь». То, как представления об изменяющихся потребностях семьи отражались в реальности, можно увидеть на примере дома Шрёдер или виллы E-1027 архитекторки Эйлин Грей.

Эйлин Грей известна прежде всего как дизайнерка мебели. Возможно, вы видели какие-то из ее работ, даже если не увлекаетесь дизайном интерьеров. Это кресло Bibedum, кресло Transat, столик E1027. Такое же название носит и ее главный архитектурный проект — вилла Е-1027, построенная в 1929 году на юге Франции.

Грей столкнулась с сексизмом архитектурной среды. У нее было только художественное образование, так как в то время женщины не могли учиться на архитектора. Грей посвятила Е-1027 Жану Бадовичи, своему партнеру. Название виллы кодирует их имена: E — Айлин (Eileen), 10 — Жан (Jean), 2 — Бадовичи (Badovici), 7 — Грей (Gray). Долгое время было распространено мнение, что именно он, а не Грей спроектировал здание.

Может быть интересно

Еще одно посягательство на идеи Грей связано с именем Ле Корбюзье. Грей отмечала его влияние на свою работу, в частности 5 принципов современной архитектуры Ле Корбюзье. Но, когда архитектор приехал погостить в уже достроенную виллу Е-1027, он решил без ведома Грей написать восемь больших фресок на нетронутых стенах здания. Это вероломное вмешательство демонстрирует дисбаланс властных отношений.

Фрески Ле Корбюзье в Е-1027. Источник

В проекте Грей внутреннее и внешнее пространства размыты, нет границы между интимным и социальным. При создании Е-1027 она стремилась переопределить традиционное архитектурное деление. Интересны ее эксперименты с «самой женской» частью дома — будуаром, противоположностью мужского места — кабинета. Это деление отражает дихотомию тело — разум, а также гендерные роли: удел женщины — сохранять красоту, мужчина же занимается интеллектуальной деятельностью, возглавляя дом и проживающую в нем семью. Безусловно, речь идет о знатных и обеспеченных семьях, в которых были слуги, а жена не занималась бытом. Эйлин Грей реконцептуализирует будуар как пространство: теперь Boudoir de Monte Carlo — самое публичное пространство дома, исполняющее роль гостиной. Однако подход Грей заключается в том, чтобы отринуть любые нормы и постоянство в отношении планировки. Будуар может стать и приватным пространством, если кто-то захочет там поспать — в центре располагается «дневная кровать». Назначение комнаты не задано строго, оно гибко и может меняться в зависимости от потребностей и желаний жителей.

Boudoir de Monte Carlo. Источник

Исследовательница Катарина Бонневир анализирует дом Е-1027 в терминах квир-теории и гендерной перформативности. По ее мнению, как гендер не статичный факт, мы «производим» его (по мысли философки Джудит Батлер), так и здания, архитектура не статичны.

Архитектурные элементы стен и фасада

Рассмотрим самые популярные и часто используемые элементы украшений как стен, так и фасадов, интерьеров помещений.

Они не теряют своей популярности уже многие века и периодически с новой силой захватывают сферу строительства.

Вот основные среди них:

  1. Карниз. Используется как во внутренней, так и во внешней отделке и представляет собой выступающий объект, который обычно отделяет плоскость стены по специальным линиям или по отношению к плоскости крыши.
  2. Руст. Этим термином обозначается рельефная кладка стен, когда для ее выполнения используется камень с выпуклой или грубо обтесанной боковой стороной.
  3. Розетка. Древний тип декора, который выполняется в виде лепестков распустившегося цветка, строго симметричных центру.
  4. Фреска. Этим термином обозначается рисование или живопись художником по еще сырой штукатурной смеси на стене или потолке. Когда раствор застывает, то картина покрывается прочным защитным слоем и способна сохраняться многие столетия.
  5. Барельеф. Вариация выпуклого скульптурного рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона. Не допускается выступ более, чем на половину объема объекта.
  6. Горельеф. Здесь, в противовес предыдущему варианту, скульптурное изображение выступает над плоскостью фона более чем наполовину объема всего изделия.
  7. Арка. Классический вариант перекрытия проема, в котором конструкция выполняется по криволинейной форме.
  8. Филенка. Декоративный элемент, изображенный в виде заглубления на стене, части пола, двери, пилястра.
  9. Фриз, под которым имеется в виду специальная лента или горизонтальная полоса, которая обычно закрывает какой-то другой декоративный элемент.
  10. Консоль. Вариант опоры, который с одной стороны жестко закреплен, а с другой является совершенно свободным.
  11. Балюстрада. Тип ограждения, в котором в качестве столбов используются фигурные изделия.
  12. Балясины. Фигурные столбцы небольшого размера, устанавливаемые для поддержания поручней перил, лестниц, балконов и т. д.
  13. Ниша. Декоративное углубление, чаще всего в стене, в котором устанавливаются различные статуи, украшения.
  14. Люнет. Часть стены, снизу выделенная прямой линией, а сверху – аркой, вместе с ее колоннами.

Это основные элементы стен и фасадов, которые используются многие столетия и не теряют популярности сегодня.

Жилой комплекс Choux de Créteil (Франция)

Французский архитектор Жерар Грандваль, уставший от однообразия скучных прямоугольных форм и функциональности, решился на смелый эксперимент, воплотив свои представления о том, как будут выглядеть жилые дома в будущем. Так, в начале 70-х годов Париж украсил спроектированный им комплекс Les Choux de Creteil.

Уникальность зданиям Грандваля придают массивные балконы-лепестки, которые расположены в шахматном порядке на фасадах. Правда, чрезмерно беспокоясь о дизайне, архитектор забыл о комфорте проживающих в Les Choux de Creteil. Обслуживать здания было непросто: квартиры в них были довольно тесными, а балконы неудобными.

Колонна и составляющие

Колонны могут выполнять 2 функции: практичную (поддержание стен здания) и декоративную (украшение фасада). Преимущественно выполняются в стилях: ампир, классический и восточный. Придают строению величественность, помпезность. 


Капитель на колоннеИсточник dekor-off.ru

Выполняются в различных видах, размерах, формах. По конструктивным особенностям включают следующие элементы:

  • База или основание – выступает в роли так называемого фундамента основного компонента. Средняя высота элемента 20-60 см.
  • Ствол или столб колонны – основная часть. Выполнена в виде возвышающейся конструкции, верх которой украшен капителью.
  • Капитель – шапка колонны, для увеличения декоративных свойств украшается узорами, соответствующими стилю основного элемента.
  • Абака – устанавливается в верхней части капители. Служит его окончанием и местом примыкания колонны к основному фасаду.

Основная классификация колонн осуществляется по форме. Они могут быть:

  • Квадратными, где деталь несёт не только декоративную, но и несущую функцию, поддерживая второй этаж, крышу, козырёк.
  • Округлыми, которые относятся к наиболее распространённому виду. Также могут выполнять двойную функцию.
  • Угловыми, отличающимися более сложным монтажом и несением исключительно эстетической функции.


Колоннада коринфский ордер ГрецияИсточник www.thoughtco.com

Карниз

Этим термином называют венчающую часть здания, декоративный выступ, край кровли. В современной и классической архитектуре элемент соотносится к кровле, навершию, завершающему элементу фасада и несущей зоны перекрытия. Выполняет разграничивающую функцию между верхом и низом строения.

Классификация карнизов осуществляется нескольким характеристикам, например, по внешнему виду, она разделяет их на несколько видов:

  • Сандрики – небольшой карниз или карниз с треугольным фронтоном над окном или дверью.
  • Бриз-солей – миниатюрные козырьки.


Пример декоративного карнизаИсточник fasadny-decor.ru

Следующая классификация осуществляется по участку, на котором он расположен:

  • Подкрышный или венчающий – самый верхний, вносящий визуальное разделение между крышей и фасадом.
  • Межэтажный – выступающий в роли границы между двумя этажами.
  • Цокольный – обозначающий верхнюю кромку цоколя и начала основной стены строения.

Кроме этого, архитектурные карнизы могут быть софитными или ступенчатыми. Первые имеют ярко выраженную выносную часть, вторые – вынесены незначительно.


Выносной декоративно-защитный карнизИсточник p-elegant.ru

Наличник и оконные элементы

В зависимости от стилевой принадлежности фасада, окно тоже может рассматриваться как отдельный архитектурный элемент фасада. В качестве примера можно привести совершенно противоположные друг другу виды:

  • Овальные и криволинейные в модерне.
  • Прямоугольные вытянутые, относящиеся к классицизму, близкому к Ренессансу.
  • Украшенные лепниной и закруглённые в верхней части окна, относящиеся к стилю барокко или рококо.
  • Стрельчатые, арочные или полуциркульные венецианские.
  • Заострённые готические с цветным стеклом и ажурной резьбой по камню.

Из чего состоит отделка окнаИсточник ds04.infourok.ru

Если говорить о наиболее популярном классическом стиле обрамления окон, то к элементам данной системы относятся такие детали:

  • Наличник – обрамляющая кайма, которая может окружать окно по кругу, с трёх или двух (боковых) сторон.
  • Откос – ровная прямая полоса, закрывающая промежуток между наличником или сандриком и оконной рамой.
  • Подоконник (отлив) – нижний откос, выполняющий ещё и практичную функцию водоотвода.
  • Консоль – так называемый кронштейн, на котором держится отлив (подоконник). Может исполнять как практическую, так и сугубо декоративную функцию.
  • Сандрик – верхняя часть обрамления. Возвышаясь над окном, выступает в качестве завершающего конструкцию элемента.

Балясины и балюстрады

К этой группе декоративных элементов с большой функцией практичности относятся невысокие столбики (балясины), собранные в группы (балюстрады). Детали известны с древних времён и на всём протяжении существования использовались не только с эстетической точки зрения, но и в качестве опор для перил.

Пример балясиныИсточник images.ru.prom

Балясины и балюстрады способны существенно увеличить визуальный статус строения, что положительно сказывается на его респектабельности. Широкое применение этих архитектурных элементов способно «оживить» внешний облик строений и ансамблей, не сказываясь на возможностях создания оригинальных художественных эффектов.

Капитель колонныИсточник dekor-off.ru

Балюстрады могут служить украшением балконов, оконных проёмов, лестниц, веранд. Материалом для их изготовления служит натуральный или искусственный камень, дерево, пенополистирирол, гипс или бетон.

Декор архитектурных сооружений разных эпох

Под декором понимается вся совокупность различных элементов, которые используются при оформлении здания как его фасадной внешней стороны, так и интерьера комнат.

Яркими примерами декора могут быть высеченные на колоннах изображения или объемные фигуры, красочные узоры, другие подобные элементы.

Весь декор принято делить на два варианта:

  1. Активный декор. Служит не только для красоты, но и для связи сооружения и его оформления с окружающим миром, средой его нахождения и людьми вокруг. Декор активного типа связан с формой, размерами, назначением сооружения, а также его функцией и особенностями конструкции.
  2. Пассивный декор. Отличается тем, что никак не связан с перечисленными выше факторами и является только красивым оформлением, ценным само по себе.

Для каждой прошедшей эпохи характерен свой вариант декора. Он неразрывно связан с существовавшим тогда общим архитектурным стилем.

Распределение стилей по эпохам выглядит так:

  1. С 4 тысячелетия до н. э. и до 322 года н. э. действовал канонический стиль, где преобладали огромные размеры, прямые линии, грандиозные масштабы. Декор изображался в виде картин людей, животных, божеств, различных арок, бойниц и т. д. Все здесь внушало величие фараона или царя.
  2. С 8 века до н. э. и до 5 века н. э. в Древней Греции и Риме возник классический стиль. Здесь архитекторы обратились от бога к человеку, все начало оформляться относительно просто, но легко, изысканно и практично.
  3. 11 – 12 века характеризовал романский стиль и декор, что проявлялось в массивности, грузности, тяжести. При этом в декоре преобладали простые геометрические формы: овалы, круги, квадраты и кубы, призмы. Очень популярны были башни с бойницами и небольшими окнами.
  4. 13 – 14 век – готический стиль, который отличился легкостью, устремленностью к божественному и сверхъестественному. Основной большинства конструкций здесь стал каркас, имеющий крупные арки и проемы.
  5. В 9 – 17 веках процветал древне-русский стиль и декор, который воплотился главным образом в церквях и храмах, монастырях. Отличается праздничным внешним видом, нарядностью и в то же время величественной простотой.
  6. 13 – 17 века – Ренессанс. Славный период возрождения культуры, когда начала цениться не только красота, но и гармония, правильность геометрических форм и симметрия.
  7. В 17 веке развился Барокко – яркий и интересный стиль, неспокойный, быстро меняющийся, украшенный массой классических декоративных элементов. Здесь в качестве декора использовались скульптуры, лепнина, живопись и другие вещи.
  8. 17 – 19 век – эпоха Классицизма. Сохранились лучшие наработки прошлых веков, но все стало более простым, строгим, ясным. Сохранились приятные мягкие цвета, лаконичная отделка внутри и снаружи.

Были также и другие важнейшие стили и варианты декорирования, к примеру, уникальный Модерн 19 века, но перечислить их все не так просто.

Фронтон

Это завершающая часть фасадной части строения, портика, колоннады. Ограничивается оно двускатной крышей с боков. В нижней части может упираться в карниз. Также могут присутствовать не под крышами, а над окном, дверью, крыльцом.

В современной архитектуре насчитывается 11 видов фронтонов:

  • Килевидные – как дно перевёрнутого корабля. Характерны для фасадов, относящихся к русскому зодчеству.
  • Лучковые – в форме вытянутого лука.
  • Прерванные – имеющие горизонтальный карниз, прерываемый для другого архитектурного элемента, например, окна. При отсутствии карнизы, может располагаться на щипцах или колоннах. В этом случае он носит название полуфронтона.
  • Разорванные – карнизы, не соединяющиеся в верхней части. Заканчиваются, оставляя свободное пространство, в котором может помещаться пьедестал для скульптуры или иного украшения.
  • Раскрепованные – части которого выступают вперёд.
  • Самцовые – сложенные из брёвен, продолжающих венцовую часть фасада.
  • Ступенчатые – выполняются как ступени, уменьшающиеся в размерах кверху.
  • Трапециевидные – исполненные в форме геометрической трапеции.
  • Равнобедренные – соответствующие форме равнобедренного треугольника.
  • Пятиугольные – мансардные, устанавливающиеся в форме совмещённой трапеции.


Фронтон Казанского собора СПбИсточник cs6.pikabu.ru

Здания в стиле Боз-Ар

Нью-Йоркская публичная библиотека Каррера и Гастингса. \ Фото: i.pinimg.com.

«Архитектора в стиле Боз-Ар обучали разумному планированию, и лучшие из них были способны решать сложные архитектурные проблемы с абсолютной ясностью; они знали, как разбить программу на составные части, чтобы выразить эти части в логической схеме, и организовать их вдоль твёрдой оси»

Северный вокзал, Париж. \ Фото: belliss-immo.com.


Слева направо: Оперный театр Колон, Буэнос-Айрес, Аргентина. \ Интерьер Оперного театра Колон.


Библиотека Святой Женевьевы в Париже. \ Фото: larevuedestransitions.fr.


Гран-Опера в Париже — самое известное сооружение в стиле боз-ар. \ Фото: google.com.


Центральный вокзал в Нью-Йорке. \ Фото: static.wixstatic.com.


Слева направо: Вторая церковь Христа-Учёного, Нью-Йорк, США. \ Фрагмент фойе, справа виден выход на улицу, слева — вход в зал.


Слева направо: Фасад вокзала Гранд Сентрал терминал, стиль боз-ар. \ Фасад вокзала, стиль боз-ар Гранд-Сентрал-Стейшн-Мейн-Конкурс.


Большая центральная конечная станция или Гранд-Сентрал-Стейшн. \ Фото: bing.com.

5 выдающихся женщин, которые помогали стереть разницу «между прекрасным и сильным полом» архитектору Баухаусу >>

Материалы для изготовления архитектурных деталей

В архитектуре с самих древних времен использовалось все многообразие материалов, которые только могла предложить та эпоха.

Талантливые архитекторы приспосабливали для своих целей различные типы камня, бетонные смеси, известь, цемент, мел, металлы, дерево всяческих пород, стекло, краски.

Практически весь перечень материалов, который только был доступен творцу, шел для реализации его задумок.

К примеру, сегодняшние архитекторы имеют больше возможностей и активно используют в строительстве синтетические материалы, пластмассу, профилированные листы, черепицу и многое другое.

В качестве заключения скажем, что архитектура – это очень сложная и многообразная сфера деятельности, изучение которой целиком может занять немало времени.



Оформление фасада, советы

Первое, что нужно сделать – это определиться с материалом для антаблемента. Помимо искусственного отделочного камня, современные технологии предлагают выполнять его из пенополистирола и полиуретана. Конструкции, выполненные из последних, отличаются легкостью, благодаря чему не перегружают стену.

Внешний вид полиуретана и пенополистирола проигрывает архитектурному камню, к тому же каменный антаблемент выглядит внушительнее, а прослужит намного дольше. При желании можно приобрести у специализированных компаний как отдельные части антаблемента, так и архитектурный ордер целиком.

Строительные компании выпускают карнизы, фризы и архитравы трех основных архитектурных ордеров: ионического, дорического и коринфского. Помимо прочего, дизайнеры на их основе создают собственные варианты фасадов и варианты декора антаблемента.

Часто антаблемент используют в декоре загородных домов. Однако, стоит всегда думать о его уместности, ведь стиль строения в целом должен ему соответствовать. Таким образом, стоит обратиться за консультацией к профессионалам архитектурного дела.

Фриз и карниз могут быть украшены большим количеством декоративных элементов, но не стоит слишком увлекаться их наличием, нагромождением друг на друга и вычурностью. Переборщить с таким декором очень легко, и фасад вместо легкого, резного, элегантного и запоминающегося получится чересчур перегруженным и лишенным вкуса.

Также ошибкой будет попытка совместить части антаблемента разных ордеров. Например, фриз от ионического, а архитрав с карнизом – от дорического. Подобное смешение уже не будет эклектичным, напротив, вызовет диссонанс и несоответствие.

Если в проекте здания присутствует не только непосредственно антаблемент, но и фронтон, находящийся межу карнизом и фризом, изготавливать его стоит из такого материала, как полиуретан. Полиуретановые фронтоны не только легкие, не подвержены гниению, возникновению на них трещин. Помимо прочего, при желании их можно перекрасить в любой цвет.

Услышав слово «антаблемент», несведущему человеку не стоит пугаться. Ведь в нем скрыто изобретение, известное еще со времен Античности и не зря заслужившее свою популярность. Если им умело воспользоваться, такой декор фасада сделает даже небольшой дом похожим на роскошную усадьбу.

Феминистский дизайнерский кооператив MATRIX

Феминистская архитектура также пересматривает механизмы работы над различными проектами. Среди примеров организаций нового вида — феминистский дизайнерский кооператив MATRIX. Он был основан в 1981 году в Лондоне. Это одно из первых объединений, которое следовало феминистским принципам в архитектуре. MATRIX не только проектировали постройки, но и проводили исследования, занимались образованием, например организацией тематических ридинг-групп. Участницы объединения занимались и теоретическим анализом — в 1984 году вышла книга Making Space: Women and the Man-made Environment. Среди авторок и составительниц сборника — Джос Бойс, Фрэнсис Брэдшоу, Джейн Дарк, Бенедикт Фу, Сью Фрэнсис, Барбара МакФарлэн и Мэрион Робертс. В книге они рассматривают социально-политический контекст проектирования архитектурной среды и влияние феминистской критики на городской дизайн. Много внимания уделяется пересмотру домашней работы как форме труда, проводится анализ связанных с ней пространственных отношений.

Также MATRIX уделяли внимание гендерной социализации и ее влиянию на восприятие пространства. Джос Бойс писала, что уже с детства девочки и мальчики используют пространство по-разному

Девочки предпочитают «компактные игры» (дочки-матери, магазин), в то время как мальчики более раскрепощены — играют в футбол, войнушку. До определенного возраста девочки могут активно играть наравне с мальчиками, но затем к ним начинают применяться различные стратегии воспитания.

Клиники абортов и противостояние консервативной политике

Архитектура может стать и формой борьбы. Это произошло с клиниками абортов в США после очередного витка репрессивных мер в отношении репродуктивных прав, обусловленного консервативной политикой Трампа. Профессорка архитектуры Сиракузского университета и соучредительница организации для женщин Architexx Лори Браун исследует и проектирует феминистские пространства. Она работала над дизайнерскими проектами для клиник абортов в Джексоне, штат Миссисипи, и Хантсвилле, штат Алабама. В обоих штатах доступ к абортам крайне ограничен: в Миссисипи есть только один лицензированный центр абортов, в Алабаме — девять. В качестве примера того, как взаимосвязаны пространственные и социальные отношения, можно привести изменение требований к клиникам, принятые в 2013 году в штате Вирджиния. По новым законам клиники абортов должны соответствовать тем же требованиям, что и хирургические больницы с полным спектром услуг. Причем не было никаких ссылок на исследования, которые подтверждали бы необходимость нововведений. Тем не менее это привело к банкротству некоторых клиник, повышению цен на услуги и, соответственно, к ограничению доступа женщин к аборту.

Кроме того, вокруг женских клиник часто собираются пролайф-активисты, которые стоят с плакатами и выкрикивают лозунги, оказывая давление на женщин, приходящих сюда. Лори Браун предлагает: что, если такие здания включить в городской ландшафт, а не располагать отдельно? Например, в торговых центрах, на оживленных улицах и т. д. Это поможет снять стигму и нормализовать аборты или же обращение за помощью, если речь идет о шелтерах для жертв насилия.

Пролайф- и прочойс-активисты около Jackson Women’s Health Organization — одного из проектов Лори Браун. Источник

Еще одна мера, которую предлагают фем-архитекторки, — создание буферных зон вокруг клиник. В какой-то степени это противоположная предыдущей идея, но она фокусируется не на снятии стигмы, а на безопасности женщин и персонала клиник. В США борьба пролайф- и прочойс-сообщества накалена до предела.

Но в случае с США идея создания буферной зоны вступает в противоречие со свободой слова, поскольку сама идея таких зон заключается в запрете демонстраций, пикетов.

Буферная зона около клиники в Берлингтоне, штат Вермонт. Источник

Поэтому владельцы клиник пытаются защититься с помощью архитектурных хитростей. Например, они выставляют дождеватели и разбрызгиватели для полива, чтобы пролайферы не могли приблизиться. Кто-то высаживает зеленые изгороди, а кто-то включает громкую музыку, чтобы заглушить крики. Но опять же владельцы находятся в очень сложных условиях — трудно найти помещение, мало кто из арендодателей готов заключать договор с клиникой абортов. Архитекторка Энн Фужерон решила безвозмездно помочь клиникам репродуктивного здоровья с модернизацией системы безопасности — она спроектировала более защищенные входы в здание, добавила пуленепробиваемое стекло на окна и т. д. Фужерон также стремилась сделать интерьер клиник более гостеприимным, чтобы уменьшить стресс, который испытывают пациентки.

Розетка

Второе название, которое носит этот архитектурный элемент – розочка. Под ним подразумевается декоративный элемент, выполненный в виде лепестков распустившегося цветка с одинаковой формой и размером. Относительно друг друга они располагаются равномерно и идеально «расходятся» от сердцевины, тем самым и напоминая вышеупомянутое растение.


Фасадная розетка в архитектуреИсточник cdn.pixabay.com

Всего существует 6 разновидностей розеток, которые выглядят следующим образом:

  • Акантовые – элементы, лепестки которой разделены чередующимися стрелками.
  • Спиралевидные – относящиеся к категории древнескандинавских соляных знаков и выполненные в соответствующей форме.
  • Розетки-лунницы – состоящие из двух полумесяцев.
  • Вихревые – имеют форму круга со спиральными линиями, исходящими от центра круга.
  • Зонтичные – выполненные в форме эллипса с «разбегающимися» в разные стороны лучами.
  • Солнечные – напоминают древнюю символику времён поклонения богу солнца. Изображают солнечный круг с расходящимися изогнутыми лучами.

На фасадах архитектурные розетки размещаются нас стенах, в центральной части фронтона, над оконным или дверным проёмом. Они выполняют не только эстетическую функцию, но и могут служить для практических целей: маскируют дефекты поверхности, разбавляют объёмные открытые участки.

Самоочищающийся дом Фрэнсис Гейб

В контексте переосмысления дома как пространства феминистские архитекторки часто затрагивали тему домашнего труда. Среди примеров — самоочищающийся дом Фрэнсис Гейб. Идея проекта основана на личном опыте Гейб: она совмещала работу, ведение домашнего хозяйства и воспитание детей. Конечно, успевать всё было очень сложно.

Однажды она увидела пятно от джема на стене, вспылила и смыла его из садового шланга. Именно это стало вдохновением для ее будущего проекта.

Гейб и модель дома. ИсточникГейб в своем доме. Источник

Во время уборки Гейб передвигалась по дому с зонтиком. Для выполнения этого процесса она разработала и запатентовала 68 изобретений.

Может быть интересно

Стирка в доме Гейб тоже осталась в прошлом. Она придумала плотно закрытый шкаф, куда помещалась испачканная одежда на вешалках. Там вещи стирались под струями воды и сушились потоками воздуха, а затем автоматически передвигались в гардероб. Поскольку одежда была на вешалках, то о глажке тоже можно было забыть. Трубки для очистки также были проведены ко всей сантехнике.

Кроме всего прочего, Гейб спроектировала аналог посудомоечной машины: в специальном шкафу хранилась грязная посуда, там же она мылась и сушилась. К слову, весь проект Гейб газета The Weekend Australian назвала «гигантской посудомоечной машиной». И это не так уж далеко от правды.

Подобное количество воды могло испортить всю мебель, проводку и отделку дома. Но Гейб предусмотрела и это: полы были покрыты слоями лака для лодок и кораблей, мебель — прозрачной акриловой смолой. Над кроватью был натянут навес, защищающий постель от влаги. Мягкая мебель была обита водонепроницаемой тканью, изобретенной самой Гейб, картины — покрыты пластиком. Бумаги хранились во влагоустойчивых коробках, а для книг Гейб спроектировала специальные обложки.

Но содержать дом было очень дорого, а грант, выданный на его сооружение, закончился. Конец жизни Фрэнсис Гейб провела в доме престарелых, после смерти ее детище продали. По словам обитателей района, сейчас в доме живет какой-то хиппи.

Пилястр и его устройство

Элементы архитектуры, входящие в состав пилястра, внешне напоминают вмонтированную в стену колонну. Фактически это одно и тоже, за исключением того, что на фасаде видна только лицевая часть элемента. Конструктивно они состоят из следующих элементов:

  • Основание (база) – нижняя основная часть. Выступает в роли декоративного цоколя главной детали.
  • Столб (ствол) пилястры – длинная, вертикально установленная конструкция (полуколонна), на которой фиксируются остальные элементы. По ширине значительно уступает основанию.
  • Капитель – может расцениваться, как верхнее основание. По- принципу основания изготавливается шире столба, дополнительно украшается декоративными узорами.
  • Абака – верхняя квадратная плитка. Часто украшается резьбой, может принимать разные самые невообразимые (приемлемые основному стилю) формы.

Целостность и гармоничность детали достигается за счёт сочетания всех составляющих. Касается это оттенка, формы, размеров.


Петровское барокко пилястрыИсточник moscowchanges.ru

Раньше пилястры использовали для укрепления несущей конструкции. Они не имели декоративной функции, устанавливались исключительно на фасадах и изготавливались в прямоугольной форме. Только с Эпохи Возрождения деталь обрела иное назначение и стала полноценным архитектурным элементом фасада, несущим декоративную функцию.

Архитектурный декор для храмов и церквей

Церкви, монастыри и храмы традиционно оформляются особым образом, насыщенным символизмом.

Здесь популярны такие декоративные изделия:

  1. Сень. Красочный навес или балдахин, оборудованный на стене. Под ним обычно находится статуя или другой красивый элемент.
  2. Абсида. Этим термином обозначается алтарный объем в церкви. В более широком смысле – это некоторый полукруглый выступ, который примыкает к основному зданию.
  3. Наос. Центральная часть любой церкви или храма, где во время богослужений находятся пришедшие люди.

Церковная архитектура очень многообразна, так как развивается она тысячи лет, поэтому здесь можно увидеть очень много интересного.

Что такое антаблемент

Происходя от французского слова entablement, от table(стол, доска), антаблемент в архитектуре — горизонтальная, часть балочного перекрытия, как правило, лежащая на колоннах, пилястрах, столбах как перекрытие их пролета, или завершение стены. Возник он на основе деревянных балочных перекрытий храмов времен Античности.

Именно венчающий колонны антаблемент – классическая архитектурная форма, являющаяся неотъемлемой частью фасада любого Древнегреческого храма или здания в Древнем Риме. Он был обязательной частью фасада и применялся совместно с системой колонн, образуя архитектурный ордер.

Строение колонн и самого антаблемента напрямую зависит от выбранного ордера. Но вне зависимости от того, какой именно ордер выбран, фасад здания выполняется в подражательной манере древнегреческого стиля, адаптированном под современную стилистику. Во времена Ренессанса популярность получил антаблемент лишь над верхней частью фасада, без системы колонн. Этот вариант часто используется в современной манере отделки зданий.

Антаблемент делится на три важнейшие архитектурные элементы здания:

  • архитрав;
  • фриз;
  • карниз.

Принято считать, что архитрав, то есть основная часть конструкции, происходит от продольно расположенных деревянных балок, которые укладывали на колонны. Фриз произошел от торцов поперечных балок, уложенных сверху на продольные, впоследствии укрытых плитами. Карниз – сильно выступающая часть кровли, предназначенная для защиты фасада здания от осадков.

Понятие антаблемент употребляют применительно к выбранным как образец стилям в строительстве, опирающимся на образца классического зодчества: классицизма, неоклассицизма, частично барокко. С появлением каменных зданий антаблемент стал терять некоторые свои составляющие.

Начиная с эпохи Возрождения, помимо своей функциональности элементы архитектуры получили творческое осмысление. Конструкции без определенных частей называются:

  • облегченный, антаблемент без архитрава;
  • неполный, когда отсутствует фриз.

Порой становится затруднительно определить, неполный антаблемент или облегченный. Чтобы это сделать, нужно иметь понятие о канонических ордерах.

Столбы Геркулеса

Древние греки называли Геркулесовыми столбами современный пролив Гибралтар. Согласно легенде, царь Эврисфей приказал герою доставить в Микены коров Гериона с острова Эрифия, который находился далеко на западе в океане. Проплывая мимо Тартесса, Геракл водрузил на северном и южном берегах пролива, который отделял Европу от Африки, две стелы, которые и получили название Геркулесовых столбов. По другой версии, герой раздвинул горы, закрывавшие вход в океан, создав таким образом Гибралтарский пролив. В современном мире Геркулесовы столбы, обвитые лентой, являются знаком доллара США.

Г. Альдегревер. Геркулес ставил каменные столбы по обе стороны Гибралтара

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: