Фильмография
Директор
Художественные фильмы
- : Элемент преступления ( элемент Forbrydelsens )
- : Эпидемия
- : Европа
- : разбивая волны
- : Les Idiots ( Идиотерн )
- : Танцовщица в темноте
- : Догвилл
- 2003: Пять препятствий ( De Fem benspænd ), эскизный фильм, режиссер Йорген Лет
- : Мандерлей
- : Le Direktør ( Direktøren для Det hele )
- : Антихрист
- : Меланхолия
- : Нимфоманка
- : Дом, который построил Джек
Короткие фильмы
- : Турен тиль Сквошленд
- : Нат, скат
- : In røvsyg oplevelse
- 1969: И скакспил
- : Hvorfor flygte fra det du ved du ikke kan flygte fra? Fordi du er en kujon
- : В пылу
- : Садовник орхидей ( Orchidégartneren )
- : Монетный двор — благословенный
- : Ноктюрн
- : Последняя деталь
- : Образы освобождения ( Befrielsesbilleder )
- : У каждого свой кинотеатр — сегмент « Профессии»
- : Измерение 1991-2024 (незаконченный художественный фильм)
- : Больница и ее призраки I ( Riget I )
- : Больница и ее призраки II ( Riget II )
- : Больница и ее призраки III ( Riget III )
Видеоклипы
- : Ким Ларсен — Ленинград
- : Отложенный — Бейкерман
- : Спокойный — Дорога к любви
- 1990: Отложенный — Ставка на тебя
- : Ману Катче — Изменения
- : Взрослые , 26 рекламных мест для супермаркетов Ирма
- 1988: 2 рекламных ролика для Ekstra Bladet
- 1988: 2 рекламных ролика для » Политикен»
- 1988: реклама Красного Креста
- 1988: реклама Calberson
- : La Rue de la Vie , реклама CNP Assurances
Художественные фильмы
- : Элемент преступления ( элемент Forbrydelsens )
- : Эпидемия
- : Европа
- : разбивая волны
- : Les Idiots ( Идиотерн )
- : Танцовщица в темноте
- : Догвилл
- 2003: Пять препятствий ( De Fem benspænd )
- : Дорогая Венди , Томас Винтерберг
- 2005: Мандерлей
- : Le Direktør ( Direktøren для Det hele )
- : Эрик Ницше, годы моей юности , Якоба Туэзена ( De unge år: Erik Nietzsche sagaen del 1 ) — сценарий и закадровый голос.
- 2007: У каждого свой кинотеатр (сегмент « Профессии» )
- : Антихрист
- : Меланхолия
- : Нимфоманка
- : Дом, который построил Джек
Короткие фильмы
- : Садовник орхидей ( Orchidégartneren )
- : Монетный двор — Благословенный
- : Ноктюрн
- : Последняя деталь
- : Образы освобождения ( Befrielsesbilleder )
- : Измерение 1991-2024 (незаконченный художественный фильм)
Обвинения в сексуальных домогательствах
в 15 октября 2017 г.После накопления свидетельств многих актрис, заявивших о том, что они стали жертвами сексуального насилия со стороны американского продюсера Харви Вайнштейна , Бьорк публикует текст в в котором она говорит, что она также была жертвой такого поведения в своем «опыте». «с датским режиссером» ; она подчеркивает, что «обнаружила, что сценарист может трогать и беспокоить своих актрис по своему желанию, и что институциональная структура позволяет и поощряет это» . Бьорк добавляет , что, по ее словам, фильм Догвилль , сделанный после Танцующий в темноте , вдохновлен эти факты. Эти требования были решительно оспорены директором.
Фатализм не порок
Вне перечисленных трилогий товарищ Ларс успел, к примеру, поработать на ТВ: это мы толкуем о сериале «Королевство» – эдакой итерациии «Твин Пикса», если бы тот переехал из лесов близ канадской границы в заброшенную кунсткамеру. Режиссер успел и покопаться в мозгах серийного убийцы в уморительном псевдо-хорроре «Дом, который построил Джек», и поиздеваться над современной документалистикой в «Пяти препятствиях», и даже грамотно облагородить текст «Медеи» античного трагика Еврипида.
Думаем, вы и так поняли, к чему мы клоним: отличительная особенность режиссерского почерка Ларса фон Триера – это отсутствие почерка как такового. Быть может, после экспериментальных проектов, созданных для продвижения манифеста «Догма 95», постановщик уже не мог отказаться от «гуляющей» ручной камеры (в обязательном порядке цифровой), но, по большому счету, вычленять пересекающиеся частности в фильмах Триера – дело утомляющее и неблагодарное.
«Я – лучший режиссер в мире», – произнёс Ларс в одном из многочисленных интервью, и этому тезису хочется охотно верить. Его методы основаны на тотальном отрицании любых мало-мальски канонизированных правил кинопроизводства. В отличии от фактурных творцов вроде Тарантино или Уэса Андерсона, его техники невозможно предугадать. Его цель – преодолеть устоявшиеся правила и нормы, подвинуть границы возможного.
Заменить оператора компьютерной программой? Всегда пожалуйста. Прикрепить лица знаменитых актеров к дергающимся в экстазе телам порнозвезд? Наша остановочка. Отказаться от искусственного света, оптических эффектов, фильтров, декораций, мнимого действия, уподобляясь идеям о «высшей аскезе»? Сам Бог велел.
Этим и прекрасно творчество Триера. Оно фрагментарно и непоследовательно, технически вычурно и не всегда удобоваримо, однако каждый новый фильм мастера ждёшь с неподдельным интересом, каким бы неряшливым, инфантильным или грубым он не оказался на выходе. Мир Триера – это мир без прикрас и условностей, который, тем не менее, завораживает и не перестает удивлять ни обычного пролетария, ни профессионального киношника. Бой посредственности был дан, и ее сразили наповал, а на остовах вторичности остались лишь религия, секс, мистика и величайшее торжество синефилии, которому позавидуют и мятежнику французской «новой волны», и немецкие экспрессионисты, и питерские ваятели умалишенного «параллельного кино».
Догвилль (Dogville) 2003
Жанр: Триллер, драма
Рейтинг – 7,9
Молодая Грейс прячется от преступной банды и находит укрытие в небольшом городке Догвилль, расположенном в скалистых горах. Местные жители тепло встречают девушку и помогают ей спрятаться. Грейс осваивается в новом месте, наводит порядки в доме и иногда присматривает за детьми. Через некоторое время Догвилль из спокойного местечка превращается для Грейс в настоящую тюрьму. Над девушкой издеваются, ее избивают, насилуют и заковывают в кандалы. Жители Догвилля – больше не добрые и приятные соседи, теперь они – лицемерные и подлые обыватели, для которых не существует норм морали. Но однажды им придется за это заплатить…
Милосердие и тьма
Фильмография Триера легко поддается структуризации. С самой же первой ленты он старается придерживаться системы «трилогий»: это не только позволяет режиссеру долго и упорно ковыряться в одной и той же теме несколько фильмов подряд, дабы на все сто отработать заданную проблематику, но и помогает планировать наперед. Как ни крути, а мы имеем дело с человеком, находящимся не то что на грани, а без пяти секунд ступившим на порог скандинавского «кащенко». Словом, и рыбку съел, и киноведам задачу периодизации собственного творчества облегчил.
«Трилогия Е» по сути своей является вещью, призванной культивировать форму и только лишь форму, игнорируя какие бы то ни было драматургические изыски. «Элемент преступления» и «Эпидемия» – произведения, в которых юношеский максимализм Триера разыгрался сильнее всего. Авангардная цветокоррекция, сюрреалистические декорации, актерская игра, находящаяся за гранью самых смелых памфлетов Бертольда Брехта и не напускная жестокость провоцируют рвотные рефлексы. Эти фильмы вычурны, далеко не в самом лучшем смысле этого слова, при всем при этом они отбрасывают за обочину общепризнанный кинематографический канон, приглашая зрителя не столько наслаждаться визуальным пиршеством, сколько проводя с ним сеанс экстенсивной психотерапии. И если две первых картины «трилогии Е» подобны лоботомии, то «Европа» – это поездка в санаторий.
Стилистика винтажного кино пятидесятых, вкрапленная в вымышленный мир, переживший необъяснимый катаклизм, напоминающий то ли Вторую Мировую, то ли схождение в железобетонный Ад, манипулирует доверием зрителя. За ламповыми покатушками в вагоне пассажирского поезда прячется неутешительная баллада Судного дня, не столь предрекающая человечеству смерть в огне ядерного холокоста, сколько констатирующую грядущий коллективный суицид на почве глобального обмельчания душ.
Триединство «Золотого сердца», напротив, напоминает нам о том, что даже такой большой и страшный дядька, как фон Триер, способен на сочувствие. «Рассекая волны» преподает лиричный урок о скоротечности страсти, «Идиоты» демонстрируют великую силу беспечности, прекрасной в своем безобразии, а «Танцующая в темноте» ставит жирную точку над вопросами жертвенности и незыблемости библейской заповеди о «любви к ближнему своему». Эти ленты в одинаковой степени искренни и травматичны: здешние сюжеты не превозносят насилие и иже с ним артхаусную кабалистику, зато хрестоматийные сценарные конструкты в рамках «Золотого сердца» переосмысливаются. Переосмысливаются в мере, достаточной для того, чтобы обратить типичную лав-стори в средневековую трагедию или замарать позитивный мюзикл цинизмом, холодным как засохшая тюремная баланда.
В начале нулевых Триер взялся за «американскую трилогию» (третьего фильма она так и не дождалась, но то ли еще будет) – набор концептуальных постановок, через призму бесноватости капиталистических догматов рассуждающую о цене человеческой свободы. «Догвилль», снятый без каких-либо декораций, равно как и «Мандерлей», цеплял гипер-реалистичностью и пылким нравом. Америка на заре Великой депрессии, окутанная тьмой театральных подмостков, представляется территорией кровожадных дельцов и безвольных простаков, чьи жизни не стоят и ломаного гроша. Комедия роковых случайностей постепенно сходит на нет перед лицом психологического террора – добро пожаловать в провинциальный «Догвилль». Ну, а репрезентация исторической трагедии, помноженная на эстетику «южной готики» закрывает глаза на нормы морали и простое человеческое сочувствие – славный городок «Мандерлей» готов любить и жаловать.
Что касается «трилогии депрессии», тот здесь речь пойдёт, скорее, о стилизациях и аудиовизуальных выкрутасах, нежели о многослойных драмах. «Антихрист» залезает в нутро человека, оказавшегося на самом дне экзистенциальной ямы, препарируя ни много ни мало саму ткань вселенской апатии. Куда ни плюнь, а всюду мрак, развеять который беззащитный перед пустотой Космоса homo sapiens более не в силах. «Меланхолия» презентует слепок израненного ментальными болячками мозга, даже перед лицом взаправдашнего Армагеддона не способного избавиться от груза деструктивных эмоций и болезненных воспоминаний. «Нимфоманка» же изо всех сил стремится примирить телесное и духовное, низменное и высокое, звериное и человеческое. Пускай и методы для сей благородной цели применяются бесстыжие. Уж кто-кто, а Триер может себе позволить снять пятичасовой порнографический фильм, переполненный символизмом и звонкими социальными комментариями.
Танцующая в темноте (Dancer in the Dark) 2000
Жанр: Мюзикл, драма
Рейтинг – 7,9
Картина расскажет о событиях, произошедших в 1964 году. В центре повествования находится Сельма, иммигрантка из Чехии, которая постепенно теряет зрение. У нее наследственное заболевание, которое грозит ее маленькому сыну. Чтобы спасти ребенка, нужна дорогостоящая операция. Сельма снимает маленький трейлер и устраивается на завод, пытаясь скрыть свою болезнь. С каждым днем ее глаза все сильнее застилает темная пелена. Единственную радость героине доставляют танцы и музыка — она готова слушать ее часами. Сможет ли Сельма найти необходимую сумму и спасти своего сына, или она навсегда погрузится в темноту?
Ларс фон Триер. Биография:
Ларс фон Триер — один из самых провокационных режиссёров и главных экспериментаторов в современном кино, сделавший когда-то датский кинематограф достоянием мировой культуры.
Дебютной полнометражной работой Триера стал фильм «Элемент преступления», вышедший на экраны в 1984 году и получивший призы на кинофестивалях в Каннах и Чикаго. Картина стала первым фильмом трилогии «Европа», два следующих фильма которой — «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991) — принесли режиссёру первую известность.
На международной арене Триер стал известен после телесериала «Королевство» (1994), а настоящая слава пришла к нему после выхода драмы «Рассекая волны» (1996), получившей гран-при жюри на Каннском кинофестивале.
В то же время Триер стал одним из создателей провокационного проекта-манифеста «Догма 95», в рамках которого он снял скандально известный фильм «Идиоты» (1998), снова участвовавший в каннском конкурсе.
Следующей работой Триера стала музыкальная драма «Танцующая в темноте» (2000), главную роль в которой исполнила певица Бьорк. Фильм был отмечен главным призом Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз за лучшую женскую роль.
В 2000 году Триер затеял совместно с известным датским режиссёром-документалистом Йоргеном Летом проект, включающий в себя пять римейков самой известной короткометражки Лета «Совершенный человек» (1967). Для каждого фильма Триер придумывал новые запреты и ограничения, заставляя Лета переосмысливать сюжет и характеры персонажей фильма. Результатом стал вышедший в 2003 году документальный фильм о процессе кинопроизводства «Пять препятствий», снятый в традициях «Догмы».
Ещё одной экспериментальной работой Триера стал триллер «Измерение», запущенный ещё в 1992 году. Фильм снимался по три-четыре минуты в год в разных городах Европы, предполагалось, что он будет закончен в 2024 году, однако со временем режиссёр забросил этот проект. Ранее сообщалось, что незаконченный фильм будет выпущен на DVD до премьеры «Меланхолии» — нового фильма Триера, выходящего в 2011 году.
В начале 2000-х Ларс фон Триер приступил к созданию т.н. «американской трилогии», изначально выступавшей под названием «США — страна возможностей». Первый фильм трилогии «Догвилль» с Николь Кидман в главной роли вышел в 2003 году, в 2005 за ним последовал «Мандерлай», где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. В обоих картинах, снятых в предельно аскетичной стилистике, Триер с хирургической хладнокровностью препарировал пороки американского общества и с присущей ему циничностью, выворачивая всё наизнанку, развенчивал образ американской мечты. Планировалось, что третьим фильмом станет «Вашингтон», где должны были сыграть Николь Кидман и Брайс Даллас Ховард одновременно, однако работа над фильмом остановилась на этапе создания сценария, по слухам, Триер впал в депрессию и вместо этого снял комедию «Самый главный босс» (2006).
В 2009 году на Каннском кинофестивале был представлен новый, снова предельно провокационный, фильм Ларса фон Триера «Антихрист», которому экуменическое жюри в Каннах, пропагандирующее гуманистические ценности, даже дало специальный антиприз за женоненавистничество.
В 2011 году Ларс фон Триер, представлявший в Каннах свою новую работу — психологическую драму с элементами фантастики «Меланхолия», был объявлен на фестивале персоной нон-грата за неудачную шутку на тему его симпатий к Гитлеру.
Нимфоманка: Часть 1 (Nymphomaniac: Vol. I) 2013
Жанр: Драма
Рейтинг – 7,0
Холодным зимним утром пожилой холостяк Селигман случайно находит полуживую женщину Джо. Герой берет ответственность за ее жизнь на себя и доставляет к себе домой. Селигман задается вопросом – как Джо докатилась до такой жизни? Почему на ее теле сотни синяков и ушибов? Женщина рассказывает удивительные истории своей молодости, наполненные неожиданностями и сексуальными приключениями. Джо всегда гналась за наслаждениями – у нее были сотни любовников, она устраивала секс-марафоны, но однажды героиня поняла, что перестала испытывать оргазм. Поиски новых ощущений привели ее к садомазохизму и к любовным отношениям с юной девочкой. Все эти истории Джо рассказывает интеллектуалу Селигману, у которого никогда не было плотских наслаждений.
Награды
Три актрисы из его фильмов получили награду за лучшую женскую роль на Каннском кинофестивале : Бьорк за « Танцовщицу в темноте» , Шарлотта Генсбур за « Антихриста» и Кирстен Данст за « Меланхолию» .
Награды
- Каннский кинофестиваль 1984 : Гран-при Высшей технической комиссии по борьбе с преступностью
- Каннский кинофестиваль 1991 : Приз жюри и главный приз Высшей технической комиссии для Европы
- Каннский кинофестиваль 1996 : Приз Большого жюри за фильм » Разбить волны»
- Европейская кинопремия : лучший европейский фильм за » Рассеивание волн»
- Сезар 1997 : Лучший иностранный фильм за » Разбить волны»
- Каннский кинофестиваль 2000 : Palme d’Or для Танцующая в темноте
- Приз европейского кино 2000 года: лучший европейский фильм для танцора в темноте
- Премия Independent Spirit Awards : лучший иностранный фильм за » Танцор в темноте»
- Европейская кинопремия : лучший европейский режиссер для Dogville
- Премия European Cinema Prize : Почетные достижения в области мирового кино за достижения в мировом кино («Выдающиеся европейские достижения в мировом кино») вместе с другими пионерами Dogma95 ( Томас Винтерберг , Сорен Краг-Якобсен и Кристиан Левринг )
- Премия European Film Prize : лучший европейский фильм о меланхолии
Номинации и отборы
- Премия Independent Spirit Awards : лучший иностранный фильм за » Рассеивание волн»
- Оскар 2001 : Лучшая песня (как Автор текста) для Я видел все в Танцующая в темноте
- Сезар 2001 : Лучший зарубежный фильм за « Танцовщицу в темноте»
- Сезар 2012 : Лучший зарубежный фильм о Меланхолии
Выборы
- Каннский кинофестиваль 1984 : официальный отбор на конкурс » Элемент преступления».
- Каннский кинофестиваль 1991 : Официальный отбор, конкурс, для Европы
- Каннский кинофестиваль 1996 : Официальный отбор, конкурс, за фильм » Разбивая волны»
- Каннский кинофестиваль 1998 : официальный отбор на конкурс Les Idiots
- Каннский кинофестиваль 2000 : официальный отбор на конкурс « Танцовщица в темноте».
- Каннский кинофестиваль 2003 : Официальный отбор на конкурс Dogville
- Каннский кинофестиваль 2005 : Официальный отбор на конкурс Мандерлей
- Каннский кинофестиваль 2009 : Конкурсный официальный отбор на фильм « Антихрист»
- Каннский кинофестиваль 2011 : официальный отбор на конкурс » Меланхолия»
-
Каннский кинофестиваль 2018 : Официальный отбор фильма «Дом, который построил Джек» вне конкурса
Рациональное безрассудство
Кто бы как не заикался о Триере, невозможно отрицать, что этот вечно ухмыляющийся датчанин за сорок с копейками лет карьеры всех кого только можно переиграл и уничтожил. От персоны Ларса веет невменяемостью, он сочиняет радикальные киноманифесты, а фестивальные старожилы в ужасе убегают с премьерных показов его картин. Нет на свете меньшинств (да и большинств тоже), которые не попали бы под раздачу: и кинокритики, и искушенный зритель, и представители касты SJW (борцы за социальную справедливость) – тлетворное влияние Триера подобно бубонной чуме разлетается по всему земному шару, вгоняя в экстаз одних и неиллюзорно насилуя мозг всем прочим.
Ларс Триер, шутки ради присвоивший своему имени дворянскую приставку «фон», знаменит своей ментальной нестабильностью. Перманентное состояние духа режиссера иначе как пограничным не назовешь, а байки о его выходках на домашнем лечении и в рехабах вполне потянут на сценарий для годной трэш-комедии. Постановщик признавался в своем неравнодушии к алкоголю и психоактивным веществам, однако, единожды оказавшись на перепутье вечного блаженного трипа и системного принятия на грудь, выбрал второе – и настроение поднимается стабильнее, и мозги в тонусе, и упаднические мысли резко уходят на второй план.
Еще в раннем детстве мальчуган Ларс проявлял себя как личность экстравагантная, способная крепким словцом заткнуть за пояс любого взрослого недоброжелателя. Родился юнец 30 апреля 1956 года и рос в семье госслужащих, бывших участников сопротивления нацистскому режиму, успешно совмещавших перебирание бумажек в офисе с походами на нудистский пляж. Впервые маленький Ларс взял в руки камеру в возрасте 11 лет. Подарок мамы на день рождения пришелся будущему деконструктору внежанрового кино по душе, и с тех самых пор он неустанно экспериментировал с любимой игрушкой, снимая наивные детские короткометражки. Тогда он обнаружил среди обрезок старых пленок, с помощью которых обучался монтажу, фрагменты клерикального триллера «Страсти Жанны Д’арк» Карла Теодора Дрейера. Это, что называется, любовь с первого взгляда: отныне и впредь Триер души не чаял во всем, что соотносится с эстетикой разложения и поэзией отвратного.
Маленький Триер
С приближением совершеннолетия юнец, вовсю косивший под брутального скинхеда в косухе, всерьез задумался о режиссерской карьере. К счастью, стерильный академический кинематограф не смог поглотить Триера, так как он банально не смог сдать вступительные экзамены в Копенгагенской киношколе, после чего дядя по блату пристроил горе-абитуриента редактором в кинофонд. Там Ларс начал снимать первые плюс-минус серьезные фильмы и писать сценарии для работ коленкором повыше, нежели чересчур гротескные нарезки формата home-video.
Именно в этот период художник сформировал сценический образ бунтаря и мизантропа, вдохновляясь перформансами Дэвида Боуи – музыканта, чьи PR-методы порождали мириады слухов и мистификаций. Друзья постановщика описывают того Триера не иначе как поехавшего шизика, с которым невозможно вести конструктивный диалог, но до одури весело шататься по городским окраинам. Тем не менее, панковские замашки не помешали Ларсу поступить в киношколу со второй попытки, а позже и попасть со своей дипломной работой «Картины освобождения» на Мюнхенский кинофестиваль в 1982 году и улизнуть оттуда с главным призом за пазухой.
Через два года на экранах появился неонуар «Элементы преступления», засветившийся на трех международных фестивалях, включая и одно отдельно взятое мероприятие на Лазурном берегу. Грязный и дискомфортный детектив, напоминающий полотна Босха, облитые кислотой, приглянулся твердолобым критикам и дал неформальный старт карьеры датского смутьяна, скрывающего воспаленную фантазию за личиной добродушного пухлячка в круглых очках.
https://youtube.com/watch?v=gkpbUsPOZdE