Конспект занятия «русские народные подвижные игры»

Какие интересные игры предложить детям?

В универсальных забавах «Бой петухов», «Петушки и курочки», «Утки и гуси», «Ловишка с козликом», «У медведя в бору», которые отражают в своей тематике живой мир и имитируют повадки животных, могут принять участие дошкольники и ребята постарше. Всем нравятся игры, которые дают возможность побегать от души, проявить свою находчивость. В них активно развиваются двигательные навыки, приобретаются новые умения.

Игра «Бой петухов»

В потехе «Бой петухов» игроки, с поджатой ногой пытаясь удержать равновесие, подпихивают друг друга плечами.

Победителем становится игрок, вынудивший своего соперника опуститься на ноги.

Игра «Петушки и курочки»

Забава «Петушки и курочки» является парной, что позволяет ребенку почувствовать себя ответственным за сверстника. Объединившись по двое, за определенное время игроки собирают крупные семена (например, тыквы), рассыпанные на земле.

Победителями считаются игроки, собравшие большую часть зерен.

Также можно посмотреть на старинные развлечения с бегом.

Игра «У медведя в бору»

Забава «У медведя в бору» ‒ классика жанра, хорошо известна и большим, и маленьким, прочно вошла в программу дошкольных учреждений. Для проведения игры на противоположных сторонах площадки прочерчивается две черты. У одной располагается водящий, имитируя спящего медведя, у другой ‒ остальные. Взрослый подает сигнал, и дошколята неторопливо, «собирая грибы и ягоды», идут к «медведю». Бежать нельзя, пока не будут сказаны все слова. Четверостишие, сопровождающее действия игроков, простое, легко запоминается, поэтому произносится хором:

«У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит! ».

Окончание стишка ‒ сигнал «медведю», который бежит за детьми. Он ловит игроков, пока они не добегут до своей черты. Затем водит ребенок, которого поймали.

Для разнообразия можно использовать потешку посложнее:

«У медведя во бору грибы-ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит! А мы ягоды берем и медведю не даем. Идем в бор с дубинкой, бить медведю в спинку! ».

Игра «Утки-Гуси»

Развлечение «Утки-Гуси» помогает детям проявлять выдержку, сноровку, так как по правилам к цели надо идти «утиным шагом». Играя, участники образуют круг, руки держат за спиной. С мячиком в руках водящий идет по кругу и произносит несколько раз слово «утка», затем неожиданно для всех меняет слово, произнеся «гусь». Мячик быстро кладется в руку одному из игроков. Затем водящий и ребенок с мячом идут влево-вправо, двигаясь навстречу друг другу по кругу. Каждый стремится дойти первым до «пустого» места, откуда началось движение. При встрече игроки здороваются: «Доброе утро (день, вечер)! ».

Побеждает игрок, пришедший первым. Ведущим становится тот, кто пришел последним.

Игра «Ловишка — козлик»

Подвижная игра «Ловишка — козлик» состоит из традиционного содержания и правил, какие есть в любой подобной игре. В качестве варианта можно использовать образ разных животных, например, «Ловишка – волк». Выбирается «козлик», игроки произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в ловишку поиграй». Проговорив хором четверостишие потешки, игроки убегают, а «козлик» их ловит, стараясь «забодать», имитируя движения животного.

С учетом возраста малышей, их интересов аналогичные игры можно всегда найти в разных источниках.

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Примечания

  1. В Вельске прошло народное гулянье «Богатырские забавы» . ГТРК Поморье.

  2. Заинцы играют в древнейшую славянскую игру . Новости Заинска.

  3. В Вешняках прошли масленичные гуляния . Управа района Вешняки.

  4. Краткая история игры Архивная копия от 4 июня 2017 на Wayback Machine . Федерация килы.

  5. Старинная игра Кила . Славянская традиция.

  6. Борис Владимирович Горбунов. Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских: историко-этнографическое исследование. Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1999. 379 c.

  7. Русь Жива! Парк культуры и отдыха «Загородный»

  8. Жестокая кила: три века назад на Руси изобрели свое регби . 24Мир.

  9. . Sports.ru.

  10. Открытый чемпионат по киле пройдет 15 августа в Москве

  11. Как в Красноярске отметят Масленицу: куда сходить . НГС Новости.

  12. Астраханская молодёжь креативит: рюхи, граффити и тому подобная «Игорница»
    (неопр.)


    (недоступная ссылка)
    . Дата обращения 27 марта 2017.

Старинная игра кила это исконно русская игра в кожаный мяч, набитый волосом или соломой (подобные мячи были найдены в новгородских раскопках 10-11 веков). В игре участвуют две команды. Цель игры забросить мяч в «город», зону противника. Раньше правила были довольно жёсткими, и игра часто перерастала в драку. Очень популярной она была на масленичных и свадебных гуляниях. Со временем килу почти забыли, как многие русские игры, традиции, ремёсла. Но благодаря энтузиастам в 90-е годы прошлого века игра получила второе рождение.

Как играть в килу?

Правила игры в килу довольно просты. Однако, необходимо будет освоиться, на это уйдет некоторое время. Кила — двухуровневая игра. Первый уровень — земля, второй — воздух. Начинается игра с первого уровня и будет продолжаться на нем при падении мяча. Игроки как в футболе должны сильно и точно бить по снаряду для его продвижения к зачетной зоне, после этого, в заключительной части суметь точным ударом попасть в руки напарнику с целью взятия «города».

Если же игра проходит на втором уровне, обращаться с мячом необходимо таким же образом — точно пасовать и уметь ловить увесистый снаряд при направлении его в вашу сторону.

Это основные положения, помимо них есть еще ряд нюансов: 1. При ведении игры на первом уровне (земле) запрещено брать мяч в руки. 2. Если кила выпала из рук (в частности, при неточной передаче), то для взятия ее в руки необходим однократный удар о землю, в ином случае игра будет продолжаться ногами. 3. Разрешается отталкивать соперника от мяча в корпус, исключая прикосновения руками, захватывать (за одежду) и бросать. Дабы избежать захватов за одежду, игрокам рекомендуют играть с голым торсом. 4. Ограничения по отбору мяча отсутствуют. 5. Нельзя ударять соперника используя конечности (руки, ноги). 6. Форма одежды — свободная, но без использования футбольных бутс.

Площадку измеряют с учетом количества игроков, делят на две равные части, отмечают линии «городов». Когда мяч вводится в игру (строго с земли) одной из команд из своего «города», другой запрещается заходить за середину всей площадки.

Может показаться, что кила — полный аналог регби. Это не совсем верно, сходства есть, но существенное различие заключается в том, что мяч передается в любом из направлений.

Вряд ли в современных магазинах спортивных товаров удастся найти кожаный мешок, наполненный соломой или волосами. Вполне подойдет для игры в килу футбольный или мяч для регби (хотя по правилам мяч должен весить 2 кг, для сравнения мяч для регби весит — 400 гр.).

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь: 

Сошлись гуси — гусаки вокруг дедки у реки,  Стали гоготати, дедке кричати:  «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,  Дай нам платочек, денег мешочек». 

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Происхождение и произношение

Можно подумать. что слово «кила» звучит по аналогу с английским словом «killer» (убийца). Хотя поиграв немного в игру, получив парочку жестких остановок в корпу на полном ходу, можно удостовериться, что есть что-то общее. Но на самом деле ударение ставится на последний слог слова. КилА. Кила появилась на Руси давненько, равно как и любые игрища с мячом в нашей стране. Народ так любил гонять мяч от одной деревни до другой, что порой пропускал церковные службы, за что священнослужители изрядно ругались на своих нерадивых прихожан. Так что на Руси в мяч любили играть еще до прихода британских с их присловутым футболом.

Не смотря на то, что слухи о киле бытуют с давних времен, документальное подтверждение существования этого вида игры с мячом появилось лишь в 1867 году в номере газеты «Вологодская губерния». Подробное описание схожих правил также можно найти в «Очерках бурсы» писателя Н.Г. Помяловского, где учащиеся на переменах любили гонять кожаный мяч.

Большинство аналогов килы и она сама — это состязание двух команд мужиков по уговоренным правилам, целью которых считается занесения специального кожаного мяча в город (деревню, зону, ворота) противника. Мяч этот и назывался килой. Кожаный снаряд набивался соломой для легкости и прыгучести и летал из сторону в сторону, из рук в руки. Правилами прошлых лет допускались довольно-таки жесткие приемы, иногда перераставшие в откровенный мордобой. Именно поэтому кила столь популярна во время гуляний на Масленицу и на свадьбах. На свадьбах, кстати, команды разделялись не по классическому территориальному принципу — жители одной деревни на жителей другой. В команды набирались мужики из семей и гостей невесты против мужиков из семей и гостей жениха. Отличное дополнение к общему настроению веселья. Никто не хочет попробовать разнообразить свою свадьбу?

С того момента, как правила игры были основательно забыты, в 90-х годах прошлого века уже в современной России началось восстановление утерянных культурных традиций, одним из шагов к которому было возрождение килы. Различными общественными движениями историков, спортсменов, филологов и реконструкторов были выведены универсальные правила игры, восстановлены основные ее атрибуты. Хотя до нынешних дней игра называлась по-разному: русмяч, бузбол, сканбол. И лишь в 2012 году был проведен первый матч по киле, который состоялся в Москве.

«ЭТО НУЖНО И МНЕ, И МИРУ»

Дмитрию Черняку 30 лет. Обычный менеджер по персоналу. Есть жена и двое детей полутора и трех лет. Но последние несколько лет жизнь парня из офиса резко изменилась. В 2012 году знакомый историк поведал Дмитрию о старинной забаве, в которую играли и взрослые, и дети. В северных регионах на льду реки целый день на Масленицу играли в килу. С помощью килы даже решали общественные вопросы. Например, на кону были спорные рыболовецкие места на Онежском озере. Упоминания о киле встречались в разных источниках, пока ученые не собрали разрозненные факты воедино и не воссоздали правила.

Черняк зажегся идеей попробовать, каково это – гоняться за тяжелым набивным мячом и бороться с противником на поле. Пойдет ли древняя игра сегодня?

Тогда он позвал друзей в родном Краснознаменске на школьный стадион, взял у того же историка сшитый им полуторакилограммовый мяч и дал старт игре. Две команды старались отобрать друг у друга мяч (борьба разрешается) и проникнуть в «город» противника. После матча Дмитрию стало понятно: кила достойна возрождения.

– И у меня, и у ребят была масса эмоций, – вспоминает Черняк. – Тут и элементы регби, и американского футбола, и обычного футбола, и гандбола. Но в то же время это совсем другое, хотя тоже контактный вид спорта. Работают все группы мышц. Здесь можно применять силовые приемы к любому игроку на поле, поэтому ты постоянно либо борешься, либо бросаешь, либо держишь мяч. В то же время нужно думать, как себя вести. И я понял, что кила нужна и мне, и всему миру.

Как появилась кила?

Кила (ударение на второй слог) — исконно русская игра. О ее появлении на Руси известно давно, судя по новгородским раскопкам 10-11 веков, вследствие которых были обнаружены подобия кожаных мячей, набитых волосами, крупой. Документальная констатация факта существования игры появилась лишь в конце 19 века в одном из номеров газеты «Вологодская губерния». Наиболее подробное описание правил игры дал русский писатель Н.Г. Помяловский в своем произведении «Очерки бурсы», в котором повествует о своем ученическом периоде жизни и о развлечениях в виде игры в килу.

Кила имеет аналоги с другими игровыми видами спорта. В ней участвуют две команды, состоящие из мужчин, которые состязаются согласно правилам. Основная цель соревнований — занести мяч в так называемый «город» (в других играх — ворота, зона) противника. Сам игровой снаряд и дал название игре.

Делался он из кожи, набивался волосами или соломой, что придавало ему особую прыгучесть, легковесность. Каждый участник передавал посредством паса снаряд сотоварищу. В более старой редакции правил допускалось вести игру с применением жестких приемов, которые порой перерастали в настоящие драки. Вследствие этого кила приобретала наибольшую популярность в Масленичные, свадебные гуляния. На свадьбах соперниками в игре становились не жители разных деревень, а представители мужского пола двух семей, дети которых женились.

После упоминания об игре, датированного 1867 годом прошло немало времени, правила позабылись, да и сама игра едва не канула в Лету. Если бы не неравнодушные активисты: историки, филологи, спортсмены, которые начиная с 90-х годов прошлого века начали радеть за возрождение килы. Были выведены универсальные правила, восстановлена основная атрибутика. Примечательно, что в разные периоды игру именовали русмячем, бузболом, сканболом. И только в 2012 году вернули первоначальное название, событие ознаменовалось проведением матча по киле в Москве.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Иммерсивный фестиваль «ГУЛЯЙ ГОРОД» посвящён одному из величайших сражений в истории России, не уступающего по своему геополитическому значению выдающимся победам русского оружия, таким как «Ледовое побоище», «Куликово поле», Полтавское сражение, а также ключевые сражения Великой Отечественной войны.

Битва при Молодях произошла между 29 июля и 2 августа 1572 года в 50 верстах южнее Москвы, в которой сошлись в бою русские войска под предводительством князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина и армия крымского хана Девлета I Гирея, включавшая, помимо собственно крымских войск, турецкие и ногайские отряды. Несмотря на значительное численное превосходство, крымско-турецкая армия была обращена в бегство и понесла тяжёлые потери.

За вторжением полчищ Девлет Гирея на Русь стояла Османская империя – ведущая супердержава того времени. Кроме того, битва при Молодях состоялась в условиях тяжелейшей для Московского царства Ливонской войны, в которой России противостояли Ливонская конфедерация, Речь Посполитая, Шведское и Датские королевства.

Председатель Московской областной Думы Игорь Юрьевич Брынцалов отметил, что Фестиваль «ГУЛЯЙ ГОРОД» – это «не просто яркое и масштабное мероприятие, а знаковое событие для Подмосковья и всей страны. Молодинская битва определила ход истории нашего государства. 450 лет назад была одержана одна из ключевых побед в истории за суверенитет Российского государства».

Правила игры

Игра ведется кожаным набивным мячом диаметром 25 см и толщиной 12 см, массой 1,5 кг.

Поле для игры представляет из себя прямоугольник с вариативными размерами в зависимости от количества игроков. Границы поля обозначаются линиями или закрепленной на земле веревкой. Посередине поля чертится линия. Могут использоваться разные покрытия поля, включая футбольное, земляное, песчаное, снежное и др.

Игроки экипируются с помощью кроссовок, традиционных русских штанов, эластичных бинтов на ноги, футболок и защитных маек с номером команды.

Цель игры — взять «город» соперника, иначе говоря, занести мяч в зачетную зону за линией «города». Город считается взят в том случае, если игрок полностью оказывается в стоячем или лежачем положении за его линией (все части тела должны находиться за линией).

Игра проводится в 2 или 4 схватки. Одна схватка — пятикратное взятие «города» одного из соперников. В случае ничьи назначается дополнительная схватка, которая должна выявить победителя.

Жеребьевка решает — какая команда начинает игру первой.

Есть два способа ведения игры — «земля» и «воздух» — когда мяч на земле его можно трогать только ногами, но когда он в воздухе можно использовать руки.

Мяч считается вышедшим за пределы поля в случае, если он пересек оградительную линию по земле или воздуху, либо игрок, несущий мяч в руке, ногой зашел за пределы поля или игрок с мячом в руках коснулся земли любой частью тела за пределами границы игрового поля.

К разрешенным во время игры действиям относятся следующие: встреча и толкание соперника корпусом, удержание и захватывание соперника руками, низкоамплитудные броски соперника, битье ногами или руками по мячу, отнимание или выбивание мяча у соперника; толчки руками в грудь.

К запрещенным во время игры действиям относятся: действия за границами поля, толчки руками в спину и в плечо, подсечки, подножки и зацепы ногами за ноги соперника, намеренное травмирование соперника, захваты за гениталии, захваты бегущего игрока за шею и голову, накидывание мяча с земли себе в руки или с рук на свою ногу, удары по сопернику. За нарушения выносятся предупреждения, повторные нарушения ведут к удалению с поля. Борьба на земле ограничивается 5 секундами, по истечении этого времени игроки должны подняться и продолжить игру, если атакующий игрок не поднялся за 5 секунд — мяч переходит команде соперника.

В культурах разных народов можно обнаружить прообразы футбола — популярной игры современности. В том числе, и в России

Шалыга, Россия
Несмотря на то что первый официальный матч в Российской империи состоялся в 1897 году, на Руси издревле существовали игры с мячом, отдалённо напоминающие современный футбол. Одно из первых упоминаний забав с круглым снарядом на Руси датировано 1793 годом. Аналог футбола попал в поле зрения немецкого гравёра Гейслера Г. Х. Кристиана во время его путешествий по стране. Гравюра называется Das Ballspiel («Игра с мячом», на фото). Наш прообраз футбола именовался шалыгой. Играли в неё в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Забава заключалась в том, чтобы загнать снаряд на территорию противника.

Как писал известный литературный критик В. Г. Белинский о подобных состязаниях, «в играх русского народа отразились простодушная суровость его нравов, богатырская сила и широкий размах его чувств».

Тсу чу, Китай
Более 2000 лет назад в Древнем Китае воины улучшали физическую форму, играя в тсу чу. Тсу означает «бить по мячу ногами», а чу – можно перевести как «кожаный набитый мяч». Согласно записям, сначала в эту забаву обычно играли, отмечая день рождения императора, но затем игру включили в официальный комплекс физических упражнений для китайских солдат.

Игровой снаряд был набит перьями птиц и шерстью животных. Цель тсу чу заключалась в том, чтобы ногой отправить снаряд в кольцо отверстием около 30–40 сантиметров, подвешенное на высоте порядка 9 метров. В командах могло быть по 10 игроков. Местами эта игра напоминала современный баскетбол, но трогать мяч руками было категорически запрещено. Правила тсу чу состояли из 25 пунктов.
В Древнем Китае были и другие игры с мячом, цель которых заключалась в том, чтобы не дать противнику забить гол.

Эпискриос, Греция
В Древней Греции игра в мяч в разных проявлениях была популярна уже в IV веке до нашей эры, о чём свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре в музее в Афинах.

Больше всего воинам Спарты полюбилась игра в мяч под названием эпискриос, в которой можно было дотрагиваться до снаряда руками и ногами. Её изобретение окутано легендами. Как гласит один из мифов, Афродита дала мяч Эросу со словами: «Я дам тебе чудесную игрушку: это шар быстро летучий, иной лучшей забавы ты не добудешь из рук Гефеста».
Древние греки играли в прообраз современного футбола снарядом, который назывался фоллисом. В первые годы его изготавливали из льна и шерсти, но вскоре поняли, что это не совсем практично. Таким образом, греки изобрели более лёгкий снаряд, сделанный из надутого мочевого пузыря свиньи, обтянутого кожей этого же животного.

Гарпастум, Италия
Римляне взяли за основу принцип игры в греческий эпискриос, но значительно видоизменили правила и назвали её гарпастум (в переводе «ручной мяч»). В результате их забава отличалась особой жёсткостью. В гарпастум играли две команды, их цель – занести мяч руками в зачётную зону, находившуюся на противоположной части прямоугольного поля. Снаряд небольшого размера был набит пухом. Игроки команды соперника всячески мешали мячу оказаться у себя за спинами и активно атаковали противника, находящегося с мячом. Для того чтобы защитить свои владения, римляне использовали самые грубые и жестокие захваты. По описанию гарпастум больше всего напоминает современный регби. Вскоре игра обрела популярность на Британских островах, а местные бритты порой даже переигрывали римских легионеров.

Как появилась кила?

Кила (ударение на второй слог) — исконно русская игра. О ее появлении на Руси известно давно, судя по новгородским раскопкам 10-11 веков, вследствие которых были обнаружены подобия кожаных мячей, набитых волосами, крупой. Документальная констатация факта существования игры появилась лишь в конце 19 века в одном из номеров газеты «Вологодская губерния». Наиболее подробное описание правил игры дал русский писатель Н.Г. Помяловский в своем произведении «Очерки бурсы», в котором повествует о своем ученическом периоде жизни и о развлечениях в виде игры в килу.

Кила имеет аналоги с другими игровыми видами спорта. В ней участвуют две команды, состоящие из мужчин, которые состязаются согласно правилам. Основная цель соревнований — занести мяч в так называемый «город» (в других играх — ворота, зона) противника. Сам игровой снаряд и дал название игре.

Делался он из кожи, набивался волосами или соломой, что придавало ему особую прыгучесть, легковесность. Каждый участник передавал посредством паса снаряд сотоварищу. В более старой редакции правил допускалось вести игру с применением жестких приемов, которые порой перерастали в настоящие драки. Вследствие этого кила приобретала наибольшую популярность в Масленичные, свадебные гуляния. На свадьбах соперниками в игре становились не жители разных деревень, а представители мужского пола двух семей, дети которых женились.

После упоминания об игре, датированного 1867 годом прошло немало времени, правила позабылись, да и сама игра едва не канула в Лету. Если бы не неравнодушные активисты: историки, филологи, спортсмены, которые начиная с 90-х годов прошлого века начали радеть за возрождение килы. Были выведены универсальные правила, восстановлена основная атрибутика. Примечательно, что в разные периоды игру именовали русмячем, бузболом, сканболом. И только в 2012 году вернули первоначальное название, событие ознаменовалось проведением матча по киле в Москве.

История

Первые упоминания командных игр с мячом в России относятся ко временам существования Новгородской республики .

Современное описание килы дал профессор Борис Владимирович Горбунов в историко-этнографическом исследовании «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» в 1999 году .

18 мая 2015 года в Москве Дмитрий Алексеевич Черняк основал Межрегиональную общественную организацию развития русской традиционной игры «Федерация килы». Федерация килы стала лауреатом премии губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2015, 2016 и 2017 гг.

15 августа 2015 года в Москве прошел открытый чемпионат по киле «Богатырская сеча», представлено 8 команд из разных городов России .

В последнее время игра в килу стала достаточно распространенной во время проведения народных гуляний в разных регионах России .

ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ

Масштабная застройка фестиваля «ГУЛЯЙ ГОРОД» более 30 Га сможет принять до 50 000 гостей разной возрастной категории.

Любители истории смогут насладиться реконструкцией исторических событий, костюмированными театрализованными перфомансами и познавательными лекциями и дискуссиями.

Кто предпочитает более активный отдых, сможет поучаствовать в национальных забавах в зоне спортивных игр:

  1. Перетягивание каната;
  2. Игры в шапки;
  3. Мастер-класс по Бузе;
  4. Мастер-класс по Киле;

Кто планирует приехать семьей, тоже найдет для себя занятия – для детей на фестивале продумана целая зона с историческими и современными аттракционами, мастер-классами и квестами.

В конце вечера гостей ждет концертная программа, хедлайнерами которой станет группа «25/17», и шикарный салют.

Ход игры:

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего — Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались.

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали.

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры.

Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

2. «Угадай и догони»

Цель игры : развитие внимательности, ловкости.

Играющие садятся на скамейку или на траву в один ряд. Впереди садится водящий. Ему завязывают глаза.

Один из игроков подходит к водящему, кладет руку на плечо и называет его по имени. Водящий должен угадать, кто это. Если водящий назвал имя игрока правильно, то быстро снимает повязку и догоняет убегающего. Если водящий не угадал имя игрока, тогда подходит другой игрок.

Правила игры :

• если имя названо правильно, игрок задевает водящего по плечу, давая понять, что нужно бежать;

• как только водящий поймает игрока, он садится в конец колонны, а пойманный игрок становится водящим.

3. «Тюбетейка»

Цель: — воспитывать любовь к фольклору татарского народа.

Правила игры : Дети становятся в круг. Под музыку одевают тюбетейку. Таким образом, передают друг другу. В конце песни, у кого остаетсятюбетейка, тому и дается наказание: спеть песенку, рассказать стишок, кричать как петушок, станцевать и т. д. Игра так продолжается.

Казахские народные игры

1. Подними монету (Куме алу).

Цель: ознакомить

с традициями, историей, культурой, спортивными и подвижными играми Казахского народа.

На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигиты начинают скачки —

передвигаются по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты.

Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Правила игры. Начинать скачки можно только по сигналу. Во время скачек нельзя наталкиваться друг на друга. Поднимая предмет, нельзя стоять на месте.

2. «Октаутартыс» (перетяни-ка).

Цель: развивать у детей интерес к играм казахского народа.

Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры среди взрослых и детей.

Спасибо за внимание!

Правила игры в килу

Чтобы быстро понять правила игры, много ума не надо. Но уйдет время на привыкание, потому что у килы есть 2 уровня игры. Оба равнозначны и в обоих уровнях надо уметь играть. Речь идет о земле и воздухе. В первое время ты не понимаешь ничего, перед глазами сплошное мельтешение. Игра начинается с земли и продолжается на ней если мяч упал. Приходится сильно и точно бить по мячу, чтобы продвинуться вперед к зачетной зоне и в конце суметь точно вложить мяч в руки своего напарника для взятия города (базы). Точно также стоит грамотно играть с мячом в руках, чтобы точно передавать пасы партнерам и ловить увесистый кожаный мешок во время его полета в вашу сторону. Но помимо этих основополагающих моментов в современных правилах есть множество нюансов:

  • Если игра ведется на земле, то мяч (килу) в руки брать нельзя.
  • Если мяч (кила) выпал из рук, или была неточная переда, мячу (киле) можно удариться о землю всего один раз, чтобы снова забрать его в руки. В противном случае играть придется ногами.
  • Разрешены толчки в корпус (без рук), захваты (кроме шеи и гениталий) и броски.
  • Разрешены захваты за одежду.
  • Мяч(килу) можно выбивать и выхватывать, здесь ограничений нет никаких.
  • Запрещены удары соперника руками и ногами.
  • Запрещено играть в футбольных бутсах.

Более подробно о тонкостях игры можно узнать из видео:

В остальном же стоит упомянуть, что площадка отмеривается в зависимости от количества участников. После чего она делится пополам, отмечаются линии обоих городов. Во время ввода мяча одной командой из своего города, вторая не имеет права пересекать середину общей площадки. При этом ввод мяча с любых стандартных положений производится строго с земли. В качестве рекомендаций часто упоминается совет играть по голый торс или в распашонках. Все дело в том, что, как было уже упомянуто, захваты за одежду разрешены, а это значит, что неприятные одергивания прямо на ходу из-за развивающейся футболки гарантированы. При этом в такой ситуации легко остаться без футболки вообще, так как она будет порвана на лоскуты. Ввиду этого лучше подобрать одежду, которую банально не жалко.

Для тех, кто имеет опыт игры в регби, кила будет понятна. Придется немного вникнуть в некоторые особенности, например,  мяч можно передавать в любое направление. Но в целом, все предельно ясно и понятно. Предлагаем в рамках альтернативной пятницы или же на выходных собрать своих друзей и попробовать сыграть в эту традиционно русскую игру. Если кожаного мяча нет, попробуйте для начала поиграть футбольным, баскетбольным или регбийным.

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора

Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г

С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: