Раф 8 спридитис

Виктор Боссерт

В 1987 году на предприятии произошло знаковое событие – новым директором стал Виктор Давидович Боссерт, фанат продукции своего предприятия. Руководитель и стал главным идейным вдохновителем создания нового микроавтобуса. Естественно, его стремление поддержали и сотрудники.

В том же году Боссерт объявил конкурс на разработку дизайна нового РАФа. Причем сначала он являлся республиканским, а благодаря публикации в «Комсомольской правде» стал всесоюзным. К участию допускались все желающие. А победил Владимир Васильев – сотрудник предприятия – поскольку адаптировал свой проект под реалии производства.

Кроме нового дизайна создатели решили изменить и ходовую часть. По замыслу автомобиль должен был получить передний привод и силовые агрегаты АЗЛК. Но вскоре от этой идеи отказались – было слишком дорого. И решили модернизировать родную заднеприводную схему. На месте осталась и привычная полукапотная компоновка. Зато РАФ-М1 получил экспериментальный мотор ЗМЗ-406, который впоследствии появится под капотом серийного ГАЗа-3110. Тоже от ГАЗа, только 3105 М1 получил стойки МакФерсон, а от «Нивы» взяли 5-ступенчатую механическую коробку передач. А вот рулевое управление позаимствовали у Ford. Кстати, новые машины получили и другую эмблему. На ней появились латинские буквы RAF. Сделано это было в расчете на международный рынок.

Аналог РАФ-М1 “Роксана” – Volkswagen Transporter

Полноразмерные и масштабные макеты создали на самом Рижском предприятии. А вот 3D-модель поверхности кузова изготовили на ЗАЗе под контролем прибалтийских специалистов. Внешне автомобиль напоминал Ford Transit, но к такому облику дизайнеры пришли сами, а не подглядели у заокеанских коллег. И уже осенью 1990 года RAF-М1 отправился в свою первую поездку по территории предприятия. Правда, это еще был не готовый автомобиль, а ходовой макет. Руководство было довольно. Оставалось лишь довести макет до ума. И все доводочные работы были отданы британской фирме International Automotive Design (IAD), которая уже имела опыт сотрудничества с НАМИ и УАЗом. Закипела совместная работа над «Project Roxanne», так британцы называли РАФ-М1 «Роксана».

Виктор Боссерт

Производство[]

Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начался выпуск переходного варианта от РАФ-2203 к РАФ-22038-02 модель РАФ-2203-01. В1988 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038-02. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальшрадиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями, а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в 1984 году в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (13 человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства.

РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом и фактически единственным отечественным, не считая импортных «Nysa» и «Żuk», а также полноприводного УАЗ-452В который выпускался на Ульяновском автозаводе в относительно небольшом количество и в основном поставлялся на экспорт.

Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ, где появился более современный аналог — «ГАЗель» Горьковского автозавода.

Прекращение производства

После того как распался СССР, завод РАФ, как и многие другие подобные промышленные прибалтийские гиганты, оказался обречённым. Разрыв с Россией не сыграл на руку производству. Потому что цикл производственных работ завода требовал поставок из России, и это касалось практически всех комплектующих. В это же время, всё так же по причине разрыва связей с Россией, рынок сбыта резко сократился, из-за чего производство пришлось сократить до выпуска 4-5 тысяч машин в год.

Стараясь выжить и остаться на плаву, руководство завода предприняло попытки расширения ассортимента продукции. В производство запустили ряд новых грузопассажирских авто и микроавтобусов спецназначения на базе РАФ-2203. Небольшими партиями осуществлялись выпуски фургонов РАФ-2920, грузопассажирских пикапов РАФ-3311 и других автомобилей. Но, к сожалению, подобные меры успеха производству не принесли, ведь, собственно, сама базовая модель «рафика-2203» к этому времени совсем уже безнадежно устарела.

Литература

  • Гербов Ю. РАФ: комфорт и скорость // Моделист-Конструктор. — 1977. — № 8.
  • Шугуров Л. М. Автомобили России и СССР. — М.: ИЛБИ, 1994. — Т. 2. — С. 72-75. — ISBN 5-87483-006-5.
  • Ионес С.
    Нефункционирующие Руссо-Балт • Ford-Vairogs • REAF • RAF • Baltijas Džips Ltd.
    Армения ЕрАЗ¹
    Белоруссия 140-й ремонтный завод • АМАЗ • Амкодор • БАРЗ • БелАЗ • БелДжи • Белкоммунмаш • ГАРЗ • ГЗТО¹ • МАЗ • МАЗ-MAN • МЗКТ • МоАЗ • Неман • Форд-Юнион¹ • Юнисон¹
    Грузия Дельта • КАЗ¹ • ТТРЗ
    Казахстан Азия Авто • АгромашХолдинг • АРКЗ¹ • KPI • СарыаркаАвтоПром
    Киргизия БАСЗ • ТАвЗ²
    Латвия AMO Plant • Dartz Motorz • Ford-Vairogs² • OSC • RAF¹ • REAF¹ • РОМЗ¹ • Руссо-Балт¹ • Baltijas Džips Ltd.¹
    Литва KAG¹ • VFTS¹
    Молдавия Днестр-Авто²
    Россия 101 ЦАРЗ² • 172 ЦАРЗ • АвтоВАЗ • АвтоКубань¹ • Автоспецоборудование • Автотор • Альтерна • АМЗ • АМУР (УАМЗ) • Аремкуз¹ • АТУЛ¹ • BAW-RUS Motor Corporation • БАЗ • БЗКТ • БРМЗ² • ВИС • ВАРЗ • ВЗМО² • Волжанин • ГАЗ • ГЗСА • ГолАЗ • Дервейс • ЕлАЗ • ё-Авто¹ • ЗИЛ • ЗМА • ИжАвто • Ижорский завод • ИАСЗ • КАТАСИ¹ • КАвЗ • КАМАЗ • Комацу-Рус • КЗКТ¹ • Красный Путиловец • Лессельмаш² • ЛиАЗ • МАДИ • МАРЗ • Маруся Моторс¹ • МЗСА • ММЗ • Москвич¹ • НАМИ • НефАЗ • ОЗТП • ПАЗ • Псковавто • Рено Россия • РИАТ² • РоАЗ² • РАСЗ • РосЛада • РМЗ • САЗ • СеАЗ² • СемАР • Соллерс • ТагАЗ • Тонар • ТМЗ • УАЗ • УралАЗ • Уралец² • ЦАРМ¹ • ЧебАРЗ • Чеченавто • ЯМЗ • Яровит
    Таджикистан ЧАЗ² • Худжанд-ЗИЛ²
    Туркменистан не имеется
    Узбекистан GM Powertrans Uzbekistan • GM Uzbekistan • GM Uzbekistan Khorezm • Land Rover Uzbekistan¹ • MAN Auto-Uzbekistan • Ravon • SamAuto • UzAutoSanoat • UzDaewoo²
    Украина Авиакон² • Автомаш² • Автотехника • Автотехнология • Анто-Рус¹ • Богдан • БАЗ • ВЕПР • Випос² • ВОЭЗ² • ГалАЗ • ГАРЗ • ДАБ² • ДАЗ • Доброта² • ДУАЦ • ЕАРЗ² • Еврокар • ЗАЗ • ЗЛК • ЖБТЗ • ЗЭЗТС² • ИВЕКО-Мотор Сич² • ИВЕКО-Украина² • ИЗАА² • КамМотор¹ • КАРЗ МОУ² • КБТЗ • КЗЭТ² • КМЗ² • КрАЗ • КрАСЗ¹ • ЛАЗ² • ЛАСЗ¹ • ЛБТЗ • ЛуАЗ • ЛЭК¹ • МеМЗ • НБТЗ • ОдАЗ¹ • Практика • Реформ • САРБ² • СБМ • СЗМ² • Скиф¹ • СКЭМ • Стасюлевич¹ • Стрый Авто² • Укравтобуспром • Украинская бронетехника • Фотон¹ • ХАДИ • ХАСЗ¹ • ХАРЗ • ХЗСМ • ХЗТМ • ХКБМ • Черкасский автобус • ЧАЗ² • ЧЗСА² • ЧРЗ² • Электронтранс • ЮМЗ²
    Эстония Combat Armoring Group • Esttec¹ • TARK¹ • TARTS² • VIHUR¹
    ¹ не функционируют, ² производство автомобилей прекращено

Мотор – сердце любого авто

Двигатель РАФ-2203 с карбюраторной подачей топлива, которым был оснащён микроавтобус, работал на бензине. Для этой модели использовали двигатель от ГАЗ-24. Располагался он спереди и приводил в действие задние колёса. Двигатель имел рядную компоновку, 4 цилиндра и 8 клапанов. Собственно, надо сказать, что данная модель оснащалась двумя типами двигателей:

  • ЗМЗ 2401;
  • ЗМЗ 402-10.

То, что второй двигатель был более мощным, было единственным отличием между ними. Впрочем, имелся ещё один отличительный нюанс — первый движок работал на бензине АИ-76, а второй — на АИ-93.

Механическая 4-ступенчатая трансмиссия микроавтобуса имеет синхронизаторы на всех передачах переднего хода, что увеличивало срок службы коробки передач «рафика».

Машина могла развивать скорость, которая составляла сто двадцать — сто тридцать километров в час.

Источники

  • https://www.autosaratov.ru/chto-stalo-s-zavodom-raf-samym-populyarnym-mikroavtobusom-sssr/
  • https://FB.ru/article/239546/raf—otzyivyi-vladeltsev-tehnicheskie-harakteristiki-foto

Некоторые технические характеристики автомобиля

Технические данные и размеры РАФ-2203 таковы:

  1. В длину автомобиль достигает 4 м 980 см, в ширину — 2 м 035 см, а высота машины — 1 м 970 см.
  2. Колея передних колёс «рафика» – 1 м 474 см, колея задних – 1 м 420 см.
  3. Масса микроавтобуса со снаряжением — 1670 кг.
  4. Его полная масса — 2710 кг.
  5. Двигатель карбюраторный, 4-цилиндровый, ЗМЗ 2203/ 2,445 л.
  6. Число мест — 11, плюс водительское.
  7. Тормозной путь при скорости в 60 км/ч равен 25,8 м.
  8. Передний свес равен 1 м 200 см.
  9. Задний свес — всего 1 м 120см.
  10. Высота ступеньки машины над уровнем дороги — 40 см.
  11. Сухое однодисковое сцепление.
  12. Механическая коробка передач.
  13. Гидравлические амортизаторы.
  14. Пружинная передняя подвеска независимая на поперечных рычагах.
  15. Зависимая задняя подвеска на продольных полуэллиптических рессорах.

Последнее десятилетие.

Акционерное общество на базе РАФ появилось уже в 1991 году. Этот год принес много изменений, поскольку рухнул Советский Союз, а соответственно план поддержки и развития РАФ никому уже был не нужен. В 1991 году первое отсоединение Латвии привело к концу советской плановой экономики. На РАФ началось серийный выпуск автомобилей. Первой продукцией после распада стал грузовик РАФ 33111 — двухместный бортовой грузовик. Данный автомобиль обладал грузоподъемностью 1 тонна. Именно на базе этой машины позже выпускались различные модели, в том числе 5-местные пикапы и 2-х местные фургоны. Наиболее удачной оказалась модель РАФ 331 — это 5-ти местный грузовик, производство которого продолжалось вплоть до 1996 года. На базе этой же модели была создано и маршрутное такси, которое также пользовалось хорошим спросом. А в 1995 году маршрутное такси модернизировали, приподняв крышу, теперь в нее могло с комфортом поместиться 12 пассажиров.

В 1992 году, на выставке «Автотехника» в Москве, была представлен автобус РАФ-1. Но из-за отсутствия инвестора данная модель не прошла в серийный выпуск.

20 декабря 1993 года появилась новая модель микроавтобуса — «Стелс». Данная модель кардинальным образом отличалось от своих предшественников своей конструкцией. К сожалению, также как и предыдущая модель, микроавтобус РАФ-М2 не нашёл инвестора и его серийное производство стало невозможно.

Еще одним очень перспективным проектом стал автомобиль РАФ-Стилс. Данный автомобиль имел оригинальную конструкцию кузова, 16-цилиндровый двигатель объемом 2,3 литра, гидроусилитель руля и АКП, Машины уже в те годы были оснащены бортовым компьютером и имели массу “наворотов”. Данный автомобиль мог стать прорывом в мире автомобилестроения, но правительство Латвии решило по-другому. Предпочтение был отдано РАФ-Стелс.

РАФ-Стилс

Но после 1996 года все поставки прекратились. Это было связанно с резким ростом продаж продукции ГАЗ. Не секрет, что по многим параметрам это предприятие превосходило РАФ.

Ироничным совпадением стало и то, что последним автомобилем, выпущенным на предприятии РАФ, стал автомобиль для перевозки умерших. Основным заказчиком стала московская скорая помощь, которая приобрела 21 такую машину.

В 1996 году сотрудники и руководители предприятия РАФ сделали попытку войти в ГАЗ в качестве сборщиков. И между предприятиями также был заключен договор. Данный договор в последствии был расторгнут и блокирован полицией Латвии.

А буквально через год в 1997 году производство РАФ остановилось. Еще через год владельцы заявили о банкротстве данного предприятия и признали себя банкротами. Сейчас множество корпусов некогда процветающего предприятия РАФ заброшено. В каких-то корпусах находятся складские или торговые помещения, некоторые просто разрушены.

Лучшие модели

Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».

РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.

Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.

Закат РАФ

Но наступил август 1991 года. СССР канул в Лету, оставив после себя лишь руины, панику и сумасшествие. Рижское предприятие оказалось один на один с жестокими реалиями нового времени. Они потеряли поддержку мощной страны, лишились рынков сбыта. Нет, бывшие советские республики покупали РАФы, но уже в мизерном количестве. И дело было не только в нищете стран. Сами рижские микроавтобусы резко подорожали и не могли конкурировать с европейскими одноклассниками. Но, несмотря на многочисленные проблемы, RAF-M1 «Roxanne» все же показали. Сначала в Англии, потом в Москве. Руководство рижского предприятия надеялось, что помощь окажут иностранные автопроизводители. Но и Volkswagen, и Chrysler отказались от сотрудничества, поскольку не получили от Латвии даже минимальных финансовых гарантий.

Надо сказать, что еще в 1990-м году рижское предприятие покинул Боссерт. Он уехал в США постигать премудрости менеджмента. И его место занял Николай Самодуров. Он-то и руководил РАФом в самые трудные для него времена. При нем специалисты вернулись и к своей переднеприводной разработке. Этот автомобиль назвали РАФ-М2. Работа началась уже после развала СССР, но старые связи еще не были разорваны, и специалисты ЗАЗа создали для прибалтийских коллег 3D-модель. А сотрудники НАМИ изготовили дизайн модели.

Прототип с индексом РАФ-М2 получил название «Стилс» («стиль» на латышском). Отличий от М-1 было несколько. Во-первых, передний привод, во-вторых, двухрычажная передняя подвеска, в-третий, оптика, которую позаимствовали у иностранных производителей, а у Mercedes взяли рулевое управление. Но дальше этого дело, к сожалению, не пошло. Не смогли рижские специалисты добраться даже до стадии ходовых макетов. Проблема была в отсутствии денег. Сотрудники не получали зарплаты и массово увольнялись. В такой ситуации было уже не до новых моделей. Но те, кто остался, мечтали дотянуть «Стилс» до мелкосерийного производства. Начальники ездили по бывшим республикам СССР, в надежде найти партнеров. Но тщетно. Шло время и РАФ-М2 все больше превращался в один из экспонатов истории.

Параллельно предприятие пыталась спастись за счет странных и «сырых» «коммерческих» модификаций. Сначала появился грузовик с двойной кабиной и бортовой платформой, затем – пикап. Но они остались незамеченными. Все ближе и ближе был день X…


РАФ-М2 «Стилс»

Особенности микроавтобуса РАФ

Полюбившиеся всем микроавтобусы, которые в народе ласково прозвали «рафиками», отличались скруглённым передним бампером без «клыков», форточками окон передних дверей, габаритными белыми огнями на крыше, круглыми зеркалами заднего вида и хромированными колёсными колпаками-дисками, как у «Волги» ГАЗ-21.

До завершения 1976 года серийный микроавтобус РАФ-2203 комплектовался оригинальной высокой панелью приборов, оснащённой круглыми циферблатами. В 1977 году модель обзавелась новой панелью с комбинацией приборов, перенятой у автомобиля ГАЗ-24. Тогда же решено было отказаться от вентиляционного отверстия, расположенного под средним окном с левого борта.

Начало положено

Модернизированный РАФ-10 с измененной передней облицовкой

Модернизированный РАФ-10 с измененной передней облицовкой

В мае 1957 года РАФ-10 отправился на Международный фестиваль молодежи, от чего машина получила собственное название — Фестиваль. Там рижский микроавтобус получил весьма благоприятные отзывы. В том же году автомобиль прошел масштабные испытания, по результатам которых машину переделали: усилили переднюю подвеску и модернизировали систему охлаждения. Кроме того изменили оформление передней облицовки: фары получили традиционное расположение по краям, а между ними вписали декоративную решетку, а за ней увеличенный радиатор.

Микроавтобус на выставке 1957 года

В 1958 году автомобиль получил одобрение к серийному производству, однако к тому времени выпуск «донора» — ГАЗ-20 был завершен. Конструкторам РАФ пришлось переделывать свой микроавтобус под агрегатную базу ГАЗ-21. В результате автомобиль эволюционировал в РАФ-977 «Латвия». Оригинальных РАФ-10 успели выпустить в количестве всего 11 единиц.

Первый в СССР

РАФ-10 Фестиваль

РАФ-10 Фестиваль

Разрабатывался РАФ-10 в инициативном порядке, силами всего 7 человек. Идея создания микроавтобуса, или как тогда говорили малогабаритного автобуса, принадлежала главному инженеру РАФ — Лаймонису Рихардовичу Клеге. Так как подобных машин в СССР еще не строили, специалистам пришлось решить множество сопутствующих проблем. За основу взяли узлы и агрегаты от ГАЗ-М-20 Победа. Располагались они классическим образом: спереди находился двигатель, за ним сцепление, коробка передач, карданный вал и задний мост. Помимо этих агрегатов от Победы позаимствовали рулевое управление, подвески и колеса.

Автомобиль получил несущий цельнометаллический кузов вагонного типа с увеличенной площадью остекления. Для удобной посадки пассажиров на правой боковине имелась распашная, двустворчатая дверь. Доступ к багажнику обеспечивала еще одна двустворчатая дверь, но с горизонтальным разъемом. Посадка водителя и пассажира осуществлялась через боковые двери.

Как не трудно догадаться по названию, РАФ-10 имел вместимость в 10 человек (включая водителя). Лавки в салоне располагались в три ряда — на передней и задней могли разместиться по три человека, на средней только два. В передней части салона находились сиденье водителя, массивный кожух (капот) двигателя и пассажирское сиденье.

Экстерьер микроавтобуса был полностью самобытен. Оригинальным образом рижане реализовали оформление передка: фары головного света сблизили по центру, а ниже разместили декоративные полосы. За счет одинаковых по размеру боковых окон, в профиль РАФ-10 выглядел весьма гармонично. Характерная примета многих автобусов того времени — окна на скатах крыши, также придавали машине очень элегантный внешний вид. На ходу автомобиль был довольно комфортабелен, хотя и неспешен. «Победовский» 52-сильный мотор для автобуса снаряженной массой в 1640 кг был явно слабоват, от чего его максимальная скорость не превышала 80 км/ч.

Модели [ править ]

  • РАФ-251автобус на базе ГАЗ-51 (1955–1958)
  • РАФ-88-местный прототип автобуса на базе Москвич 407 (1957 г.)
  • РАФ-109-11-местный автобус на базе ГАЗ-М20 (1957–1959)
  • РАФ-982 — экспериментальный автобус
  • RAF-977 Latvija — 10-местный фургон / автобус / скорая помощь / такси на базе ГАЗ-21 (1959–1976). Также производится в моделях D, DM и IM.
  • РАФ-2203 Латвия — фургон 4×2 4dr (1976—1997)
    • РАФ-2203 Латвия (доставка) — автофургон 4×2 4dr
    • RAF-2203 Latvija (кардиология) — 4×2 4dr кардиологическая скорая помощь
    • RAF-2203 Latvija (пожарный) — пожарный минивэн 4×2 4dr
    • RAF-2203 Latvija GAI — 4×2 4dr полицейский фургон
    • РАФ-2203 Латвия (почта) — 4×2 4dr почтовый фургон
    • РАФ-2203 Латвия (такси) — 4×2 4dr такси
    • RAF-2203 Latvija VAI — военный полицейский фургон 4×2 4dr
    • RAF-22031 Latvija — 4×2 4dr скорая помощь
    • РАФ-2907 — специальный автомобиль для летних Олимпийских игр в Москве.
    • РАФ-2914 — фургон скорой помощи 4х2
    • RAF-3311 Latvija — пикап 4×2 на шасси RAF-2203
    • RAF-33111 Latvija — легкий грузовик 4х2 на шасси РАФ-2203
    • RAF Latvija — инкассатор — инкассатор 4×2 на шасси RAF-2203
    • RAF Latvija — туристический микроавтобус, дом на колесах
  • РАФ М1 ‘Роксана’ Прототип минивэна (1991)
  • Минивэн RAF M2 ‘Stils’ Prototype (1994)

Последние признаки жизни

В 80-х жизнь РАФа напоминала американские горки. Предприятие, выпускавшее «народные» микроавтобусы, получило Знак качества и вышло на новый уровень. Но на пике оно продержалось недолго. Вскоре на рижской фабрике началась неразбериха. Количество брака достигло отметки в 10%, что повлекло за собой смену руководства. А заодно предприятие лишили и Знака качества. Но проблема была куда глубже.

На количество брака влияли не только начальники и персонал, но и сильно устаревшее оборудование. Да и сами микроавтобусы, несмотря на многочисленность, воспринимались уже как пришельцы из прошлого. И дотянуть их до современного уровня стандартным рестайлингом было нельзя. Требовалось создание именно нового поколения. И сотрудники РАФа решили провернуть этот «финт ушами».

Работа началась уже в самом конце 80-х годов. Компанию рижским специалистам составил конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов. Он поделился с коллегами своей разработкой – инновационной подвеской, которая напоминала «МакФерсон», правда Миронов ее существенно модернизировал. Кроме этого советские специалисты прокачали тормозную систему («ахиллесова пята» всех РАФов) за счет ВАЗовских разработок.

Но в самый последний момент (как, увы, часто бывало у советских автопроизводителей) выяснилось, что новое поколение РАФа создать не получится – не было денег. Поэтому машину частично обновили, дали ей индекс 22038-02 и запустили в производство. Естественно, новинка разочаровала, поскольку большинство старых проблем осталось на месте. Взять хоть ту же «ходовку».

История создания[]

См. РАФ 982

Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством

РАФ 2203 самых ранних выпусков (1972)

Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически, разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.

В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.

Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.

РАФ 2203 заключительных выпусков (1974)

25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.

Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.

Разногласия среди руководящего звена

В том же 1986 году среди руководства завода развернулась публичная дискуссия. Остро поднятая тема как раз касалась причин неуклонного снижения качества продукции елгавского автозавода. В ходе конфликта пришли к решению, что для улучшения сложившейся ситуации заводу требуется выпуск не только новых моделей микроавтобусов, но также и другой директор.

После проведённых выборов им стал Виктор Боссерт. В связи со всем Рижская автобусная фабрика получила из бюджета страны значительные средства для тотального технического перевооружения с требованием, чтобы у выпускаемых моделей, в том числе и РАФ-2203, технические характеристики были значительно улучшены.

Производство — Латвия

Самые первые серийные модели микроавтобусов РАФ-2203, фото которых вы можете видеть в этой статье, съехали со сборочной линии нового латвийского автозавода в декабре 1975 года. И уже на следующий год была открыта зелёная улица для их массового производства. Год спустя на конвейер встала и отдельная модификация — карета скорой медпомощи РАФ-22031.

При модификации автомобиля как микроавтобуса, вместимость его позволяла осуществлять перевозку до одиннадцати человек кряду. Благодаря этому и прочим другим своим качествам РАФ-2203 широко был распространён на всей территории СССР. После распада страны на отдельные государства эти микроавтобусы были вытеснены новыми моделями, в частности автомобилем «Газель». Но отдельные экземпляры до сих пор сохранились в некоторых странах бывшего союза.

Последний гвоздь в крышку гроба

Интересно вот что: гвозди в крышку гроба РАФа вбил ГАЗ. Когда на арене появилась «Газель», она взорвала рынок и быстро заняла нишу рижских автомобилей. «Прибалты» не могли составить конкуренцию, поскольку были хуже во всем. И тогда руководство предприятия попыталось наладить сотрудничество с ГАЗом. В Горьком были не против такого поворота событий, но… свое же предприятие добили власти Латвии, которые запретили «дружить» с российским заводом.

А ведь до распада СССР в Латвии ежегодно выпускалось порядка 15 000 «Рафиков». И модель под индексом 2203 являлась самым массовым микроавтобусом в Советском Союзе. Пожалуй, самой необычной модификацией РАФа был вариант от финской компании TAMRO. Она по заказу СССР занималась модернизацией обычных микроавтобусов, превращая их в реанимобили скорой помощи. Они отличались не только продвинутым оборудованием, но и цветом – машины красились в лимонно-желтый с ярко-красными полосками.

Нельзя не сказать пару слов и об «олимпийской» модификации, которая появилась в 1997 году, в аккурат перед Олимпиадой-80. В Риге к торжественному событию собрали порядка 300 автомобилей. Именно они – РАФ-2907 – выполнили обязанности сопроводителей олимпийского огня из Греции в Москву. В них хранились запасные факелы и различные необходимые вещи для бегунов. Испытание для микроавтобусов было сложным, поскольку им пришлось ехать на низкой скорости весьма длительное время. Поэтому специалисты предприятия доработали систему охлаждения. И машины справились.

РАФ-977

***

В 1997 году РАФ остановил производство архаичных и никому не нужных машин. Перспективные проекты – «Роксана» и «Стилс» – так и остались спасителями лишь на бумаге. А в 1998 году рижское предприятие объявило себя банкротом.

История предприятия.

А вы помните 1949 год? А ведь ровно 63 года назад на улице Тербатас и был создан завод автомобильных кузовов. Этот год и считают годом основания Рижского авторемонтного завода № 2 (РАРЗ). Основан он был на базе мастерских Деицманиса и Потреки и предназначался для строительства и ремонта средних автобусов. Первая продукция (25 автобусов) завода появилась уже в 1953 году. Это были небольшие автобусы всего с 16 местами для сидения. За последующие пару лет завод несколько раз переименовывали, возвращая прежнее название. И лишь в 1955 году продукция стала выпускаться под именем «Рига Автобус Фабрика» (Rigas Autobusu Fabriku, RAF). В этом году появились первые автобусы, имеющие 28 мест (из них 21 место для сидения). Автобусы были оснащены двумя дверями. В хвостовой части автобусов имелась площадка, сзади которой, также была дверь. Данный вариант автобусов выпускался до 1958 года. Всего было выпущено 1460 экземпляров. И они долгие годы ездили по столичным улицам. Эта модель имела две входных двери, водительской и кондукторскую зоны а также хвостовую площадку. Автобус был двухцветный: темно-красный низ корпуса и светлый верх. Имел обтекаемую форму.

РАФ-10

Первый же микроавтобус фирмы РАФ был создан буквально на одном энтузиазме. Первый микроавтобус в СССР был создан во время студенческого фестиваля в 1957 году. Данная модель получила название РАФ-10. В автобусе использовался двигатель “победа”, стальной несущий кузов. Данная модель была построена на основе легкового автомобиля. Всего в данной модели было 10 мест для пассажиров.

Конструкция кузова вызывала нарекания и претерпела изменения в 1958 году. Также микроавтобус получил новый двигатель «волга» и завод получил серийный заказ. Выпуск данной модели был поставлен на поток. До окончания года было выпущено еще 11 экземпляров данной, улучшенной модели.

В 1957 году было произведено 225 микроавтобусов моделей РАФ-251. Данная модель была также двухцветная: имела сочетания темного синего и светлого цвета сверху. Грузоподъемность данной модели составляла 800 кг, а вместительность — 14 пассажиров. Также имел переднюю и заднюю платформы и две двери. Задняя дверь тоже открывалась, что облегчало загрузку груза.

1960 год порадовал нас новой модернизированной моделью «Латвия». Практически сразу производство было перенесено на новую площадку. Данная площадка была рассчитана на производство 17 тыс. экземпляров в год. Данная модель позже имела массу модернизаций и выпускалась с разным корпусом.

В 1976 году был открыт новый завод под Ригой. Производственная мощность завода составляла 17 тыс. микроавтобусов в год.

Конечно же олимпиада 1980 года воодушевляла конструкторов РАФ. Были созданы новые модели микроавтобусов, которые по своей внешней составляющей резко выделялись из всего ассортимента тогдашних моделей. Основным отличием стало удлинение передней носовой части как у модели РАФ-2907. На базе этой же модели были созданы еще более оригинальные конструкции, так называемые летние автобусы. Специальным олимпийским вариантом стали «Автопоезд» РАФ. Модель была открытая, но имела крышу. Обычно было по 2 вагончика, с 8 местами для пассажиров в каждом. Также в эти годы на территории ВДНХ курсировали туристические экскурсионные автобусы.

В СССР тщательно следили за качеством производства. И в 1986 году снижение качества производимой продукции привело к увольнению дирекции завода. К 1987 году из списка кандидатов был выбран новый директор Виктор Боссерт, он занимал эту должность до 1990 года.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: