Типология
Согласно типологии Economist Intelligence Unit , к трем основным типам культурных туристов относятся :
- культурно мотивированный турист (от 5 до 10% культурных туристов): делает свою поездку или отпуск своей основной целью образовательный или познавательный туризм;
- культурно вдохновленные туристы (15%): интересуются хорошо известными и уважаемыми культурными направлениями, у них мало мотивации возвращаться в то же место;
- турист, интересующийся культурой (от 5 до 10%): воспользуйтесь некультурной поездкой или отпуском, чтобы посетить культурные и исторические места.
Развитие «творческого туризма» — это компонент культурного туризма, охватывающий художественные и культурные практики туристов (курсы изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографии и т. Д.).
Туризм как особая форма досуга
Свободное время и досуг становятся важными факторами в жизни людей.
По мере развития и совершенствования производственной и других сфер деятельности освобождается все больше времени, которое люди могут потратить на себя, в свое удовольствие, для удовлетворения своих интересов и нужд, для развития умственных и физических способностей, удовлетворения социальных потребностей. Человеку нужен перерыв, свободное время после работы, воскресенье, каникулы, отпуск. Сюда добавляется второе: отдых должен давать человеку энергию, чтобы использовать остальное свободное время для досуга, повышающего жизненный тонус, т.е. досуга в собственном смысле слова.
Таким образом, свободное время занимает значительное и важное место в социально-культурной жизни общества. Понятие «досуг» часто отождествляют с термином «свободное время»
В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг». В отечественной философско-социологической и культурологической литературе сложилось устойчивое представление о досуге как времени, отводимом на физическое и культурное саморазвитие и в меньшей мере — на рекреацию1
Понятие «досуг» часто отождествляют с термином «свободное время». В большинстве стран мира вместо термина «свободное время» употребляют термин «досуг». В отечественной философско-социологической и культурологической литературе сложилось устойчивое представление о досуге как времени, отводимом на физическое и культурное саморазвитие и в меньшей мере — на рекреацию1.
Досуг должен дарить человеку время, чтобы он становился внутренне богатым.
Мыслители древности уделяли пространству свободного времени и досуга значительное внимание, он рассматривался в качестве основного смысла человеческого существования. В основе античного понимания досуга лежало противопоставление времени работы как рабского занятия, времени досуга как основного вида деятельности свободных граждан античного полиса
Платон рассматривал досуг как необходимое условие для достижения мудрости, которая не встречается у тех, кто вынужден работать, чтобы зарабатывать средства к жизни, но встречается лишь у тех, кто обладает независимыми средствами, или у тех, кто освобожден государством от беспокойства о своем пропитании.2
Достаточно глубоко проблему досуга рассмотрел древнегреческий мыслитель Аристотель.
По его словам, право на досуг — первый и основной признак принадлежности человека к классу, которому принадлежит власть в обществе; досуг заключает уже в самом себе и наслаждение, и блаженство, и счастливую жизнь. По мнению Аристотеля, «досуг — основанное на рабовладении и необходимый для практической жизни и исполняемых или рабами или наемными рабочими и ремесленниками»3.
Отсутствие досуга Аристотель связывал с бедностью
Он рассматривает проблему досуга касаясь политиков, воинов, и очень осторожно говорит о досуге низших слоев общества — земледельцев, ремесленников и др., потому что их занятия не создают возможностей для благородных и высоких форм деятельности, досуг не может дать им блаженство
Аристотель говорил: «Блаженство состоит в досуге, ибо мы не знаем досуга ради приобретения досуга», — подобно тому, как ведем войну ради мира».1
Представитель французского просвещения Р. Декарт, рассуждая о досуге, писал:
«Свобода и досуг… этими двумя вещами я обладаю в такой полноте и ценю их в такой степени, что нет в мире монарха, который был бы настолько богат, чтобы купить их у меня».
А. Шопенгауэр называл досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я».3
Р. Оуэн, отвечая на вопрос «В чем состоит счастье человека?», полагал, что счастье человека заключается «в приятных ощущениях или в умеренном удовлетворении всех его собственных потребностей».4
Таким образом, досуг неразрывно связан со свободой — свободой выбора времяпрепровождения; и чем выше внутренняя культура человека, тем более культурные формы принимает его досуг.
Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке, в то время как выражение «свободное время» появилось лишь в начале XX века. Древ-неславянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать». Буквально оно означает возможность что-то совершить, «досягнуть».
Сходное значение имеют западные научные термины. От латинского слова «licere», означавшего «быть дозволенным, разрешенным», происходит французское «loisir» (свободное время) и английское «leisure» (свобода в выборе действий).
Про культурно-исторический туризм
Почитайте подробнее про нестандартные направления в туризме. Возможно вы уже увлекаетесь одним из них, но пока об этом не знаете.
Индустриальный
Промышленный туризм является отличным примером образовательного туризма, потому что он часто вращается вокруг изучения определенной отрасли или организации.
Примеры промышленного туризма встречаются по всему миру в разных формах и размерах, но все они, как правило, основаны на посещении достопримечательности, ориентированной на определенную отрасль. Вот некоторые примеры промышленного туризма:
- наблюдение за работой;
- экскурсии на фабрики;
- экскурсии по шахтам;
- экскурсии на фермы;
- винные туры;
- экскурсии в парламент;
- экскурсии по помещениям конкретных компаний;
- посещение заводов деловыми туристами.
Промышленный туризм становится все более популярным. Это происходит по нескольким причинам. Одна из причин заключается в том, что люди в целом отходят от традиционных «отпускных» путешествий — мы реже хотим проводить время, лежа у бассейна или загорая на пляже, и чаще стремимся узнать место назначения немного глубже. Это происходит по мере того, как информация становится все более доступной; когда мы видим фотографии, читаем блоги или смотрим документальные фильмы об индустрии в определенных городах или странах, мы с большей вероятностью захотим увидеть это своими глазами.
Археологический
Археологический туризм — один из типов культурного туризма. Ведь в руинах хранится история цивилизаций и народов, которые нужно помнить и охранять. Он призван вызвать интерес общества сохраненным, исторически важным, древним локациям и к археологии в частности.
Под археотуризмом понимают все объекты, археологической деятельности, в том числе посещение памятников, музеев, прогулок и экскурсий по выдающимся историческим локациям, воссоздание исторических событий. А также выставки изделий коренных народов, проведение фестивалей, театральных программ.
Не во всех местах разрешено проводить этот вид туризма, так как постоянное присутствие людей, тяжестей, пыли и т.д. может повлиять на будущие раскопки и открытия, которые могут представлять ценность для человечества. Все же открытых локаций хватает для любителей археотуризма и год от года их становится больше!
Гастрономический
Гастрономический туризм — относительно новый термин, но уже существует несколько определений для его описания. В этом же контексте часто встречаются термины «кулинарный туризм» и «пищевой туризм».
Знакомство с различными кухнями всегда ассоциировалось с отдыхом и путешествиями, но в последнее время концепция пищевого туризма расширилась и стала включать в себя мероприятия, выходящие за пределы тарелки. Это туристические и развлекательные мероприятия, в которых кулинарные традиции рассматриваются как основа региональной идентичности и культурного наследия, а также ценится связь между едой и обществом.
Пищевой туризм — это гораздо больше, чем список ресторанов или только высокозатратные мероприятия с изысканным гурманским восприятием. Он связан со всеми видами деятельности, в которых еда используется как средство связи между людьми, местами и временем, чтобы ценить историю, культуру и окружающую среду конкретного региона.
Примеры мероприятий гастрономического туризма:
- экскурсия по уличной кухне;
- дегустация местных блюд и напитков;
- питание в традиционных ресторанах;
- посещение продовольственных мероприятий и фестивалей;
- посещение выставок, рассказывающих об истории местной кухни;
- посещение мастер-классов шеф-поваров;
- и многое, многое другое.
Пищевой туризм с акцентом на погружение в культуру способствует экономическому и социальному развитию, а также уникальным и запоминающимся для путешественника.
Виды культурно-познавательного туризма
Среди основных направлений культурно-познавательного туризма выделяют следующие:
- 1. Туризм наследия
- 2. Арт-туризм
- 3. Туризм впечатлений
- 4. Креативный туризм
- 5. Эко-культурный туризм
Туризм наследия
Туризм наследия – наиболее популярный вид культурно-познавательного туризма во всем мире среди любителей истории. Одной из самых востребованных форм которого остаются обзорно-ознакомительные экскурсии. Задача такого вида туризма состоит в реализации интереса к памятникам истории.
Арт-туризм
Все большую популярность сегодня набирает арт-туризм, направленный на объекты современного искусства. Художественные галереи, выставки, спектакли, концерты, фестивали фольклора, креативные кварталы, места сьемок фильмов… Диапазон объектов арт-туризма также велик, как и вся современная культура.
Туризм впечатлений
Туризм впечатлений подойдет тем, кому мало просто «смотреть и слушать». Такой вид культурно-познавательного туризма нацелен на того, кто хочет всецело окунуться в событие и прочувствовать его непосредственно сам. Примером туризма впечатлений может послужить презентация «Советского бункера» в Вильнюсе. При помощи так называемой «машины времени» посетители могли отправиться назад в СССР. Погружению в то время способствовал не только интерьер бункера, но и радио, и телепередачи тех лет. У гостей даже была возможность приготовить обед из доступных в те времена продуктов.
Креативный туризм
Если Вы хотите не просто осмотреть достопримечательности, но и изучить местную культуру через обучение ремеслам или освоение навыков, типичных для интересующего Вас региона, Вам подойдет Креативный туризм.Главная задача которого состоит в полном изменении среды и погружении в неизвестный мир, который научит вас нескольким танцевальным па или поведает секреты приготовления итальянской пасты.
Эко-культурный туризм
Эко-культурный туризм позволяет путешественнику не только увидеть новую страну и ее достопримечательности глазами туриста, но и пожить вместе с местной семьей. Таким образом реализуется интерес к формированию культурного опыта в виде деятельного участия в реализации традиционного уклада жизни региона.
Примечания и ссылки
- Марио д’Анджело , «Культурная и туристическая привлекательность Средиземного моря», Eurorient n ° 27, 2008 г., L’Harmattan, стр. 139–148
- К. Ориге де Клюзо, Культурный туризм , сб. Que sais-je, PUF, Париж, 2006 г.
- (in) Грег Ричардс и Криспин Рэймонд, « Творческий туризм » , Новости ATLAS 23 ,январь 2000
- (in) Грег Ричардс и Лениа Брэндс, « Изучение творческого туризма: введение редакторов » , Журнал потребления и практики в туризме, том 4, № 2 ,2012 г.
- ЮНЕСКО, « Стратегии творческого туризма: встреча по планированию Международной конференции по творческому туризму 2008 г. », программа и документ встречи ,2006 г.
- ЮНЕСКО, « Туризм, культура и устойчивое развитие », программа и документ встречи ,2006 г.
Обзор
Культурный туризм включает архитектурные и археологические сокровища, кулинарные мероприятия, фестивали или события, историческое наследие, места, памятники и достопримечательности, музеи и выставки, национальные парки и заповедники дикой природы, религиозные объекты, храмы и церкви. Сюда входит туризм в городских районах , особенно в исторических или крупных городах, и их культурных объектах, таких как театры .
Культурный туризм важен по многим причинам. С одной стороны, это дает местному населению возможность получить финансовую выгоду от своего культурного наследия и, таким образом, оценить его и, таким образом, сохранить его, а с другой стороны, это дает посетителю возможность расширить свой личный кругозор. Таким образом, культурный туризм может помочь укрепить самобытность, улучшить межкультурное взаимопонимание и сохранить наследие и культуру региона. Однако, как и любой вид туризма, у культурного туризма есть и отрицательные стороны. Это может иметь негативные последствия для местных жителей, например, сделать местную экономику нестабильной, повысить стоимость жизни местных жителей, увеличить загрязнение или создать экологические проблемы. Местная экономика также может быть дестабилизирована из-за быстрого изменения численности населения. Местное население также вступает в контакт с новым образом жизни, который может разрушить их социальную ткань.
Эта форма туризма также становится все более популярной во всем мире, и в недавнем отчете ОЭСР подчеркивается роль, которую культурный туризм может играть в региональном развитии в различных регионах мира. Культурный туризм также определяется как «перемещение людей к культурным достопримечательностям за пределами их обычного места жительства с намерением собрать новую информацию и опыт для удовлетворения своих культурных потребностей». Эти культурные потребности могут включать укрепление собственной культурной идентичности путем наблюдения за экзотическими «другими».
Творческий туризм
Творческий туризм является новой формой туризма , который недавно был теоретизировал и определяется Грег Ричардс и Криспин Raymond в 2000 году Они определили творческий туризм как » туризм Qui предлагает посетителям возможность развивать свой творческий потенциал за счет активного участия в гонках и опыта обучения , которые характерны для места отдыха, куда их привозят «. (Ричардс, Грег и Раймонд, Криспин, 2000). Таким образом, творческий туризм предполагает активное участие туристов в культурных мероприятиях, характерных для места отдыха.
Этот вид туризма идеально гармонирует с современными тенденциями в туризме и путешествиях: более экологический туризм, более ответственный, но также соответствующий традициям. Этот тип туризма противоположен массовому туризму, а также позволяет направлениям диверсифицироваться и предлагать инновационные мероприятия, отличные от других направлений (Richards and Marques, 2012).
В том же направлении, ЮНЕСКО запустила в 2004 году программу под названием « Сеть творческих городов » или, по-французски, « сеть творческих городов ». Эта сеть направлена на демонстрацию городов, которые во всем мире вкладывают творчество в свое устойчивое городское развитие. Креативные города разделены на семь категорий, представляющих семь различных областей творчества: ремесла и народное искусство, цифровое искусство, кино, дизайн, еда, литература и музыка. Вянварь 2020, сеть насчитывала 246 участников всех категорий.
В одном из своих программных документов ЮНЕСКО (2006) пишет: « « Творческий туризм »подразумевает большее взаимодействие, туризм, в котором посетитель имеет образовательное, эмоциональное, социальное и совместное взаимодействие с местом, его культурой жизни и людьми, которые живут. там. Туристы чувствуют себя здесь гражданами ».
» Концепцию культурного творчества трудно определить, но отчасти это результат динамичного процесса взаимодействия культур друг с другом и с их средой, который позволяет им адаптироваться и выживать за счет обогащения их вклада. Творчество может проявлять себя в различных формах: художественных и интеллектуальных, но также технологических или даже институциональных и правительственных (…) Знание того, как использовать преимущества коллективного культурного творчества, является очень эффективной стратегией для большего вовлечения сообщества в развитие сектора. туризм и перераспределение выгоды для общества в целом. «.
Чтобы способствовать развитию этого нового типа туризма, в 2010 году в Барселоне была создана некоммерческая ассоциация: Сеть творческого туризма . Его задачи включают, среди прочего: продвижение творческого туризма, создание сети направлений « CreativeFriendly », а также присуждение призов Creative Tourism Awards.
Туристическое предложение индивидуально для каждого направления, потому что этот тип туризма основан на сильных сторонах и традициях этих направлений. Например, творческий туризм может включать курсы традиционной кулинарии, традиционных танцев или даже семинары с местными ремесленниками.
Этот вид туризма имеет разные преимущества , среди которых:
- вовлечение туристов в творческую жизнь дестинации, тем самым способствуя открытию новых культур, межкультурному обмену и лучшему межкультурному взаимопониманию
- развитие сильной и неповторимой идентичности, что привносит определенную гордость за традиции и местный фольклор
- диверсификация туристического предложения за счет оптимизации имеющихся ресурсов
- привлечение качественного, межсезонного туризма
- лучшее географическое распределение
- развитие навыков местных сообществ
- социальная сплоченность за счет совместного создания опыта и общего повествования
- устойчивость, основанная на использовании творчества как основного ресурса
- сохранение и передача нематериального наследия
Ретроспективный анализ развития туризма в России
Туризм называют феноменом XX века. После второй мировой войны он стал массовым явлением. Однако предпосылки для его развития и становления как социокультурного явления были заложены в глубокой древности.
Как свидетельствуют исследования археологов и историков, постоянные поиски пищи заставляли человека совершать длительные переходы, хорошо ориентироваться на местности. Человек следовал определенными путями, используя тропки, протоптанные дикими животными, что обусловлено охотой на них.
Практически у всех первобытных племен и народностей был распространен обычай взаимного посещения различных групп, принадлежащих к одному или разным племенам.1
К эпохе неолита появляются встречные пункты (прообразы рынков), располагавшиеся, как правило, на стыке границ проживания нескольких дружественных племен. Для обменных операций использовались специальные праздники, но договориться о получении необходимых товаров можно было и на церемонии похорон.
Стал складываться ритуал встречи гостей, отличавшийся содержанием для мужчин и женщин. Чтобы соседи могли отыскать племя, ушедшее со стоянки, на земле проводили борозду, направление и длина которой указывали, куда и на какое расстояние ушли хозяева. Характерной частью быта при переходе от первобытного стада к родовой общине становятся брачные путешествия, которые совершались на территорию соседней родовой общины1.
Взаимные путешествия и угощения сыграли огромную роль в развитии культуры в первобытные времена, являясь путями и средствами культурного обмена.
Древними египтянами совершались далекие путешествия, о чем свидетельствуют египетские папирусы. К примеру, во времена царствования фараона Асса, в эпоху, отдаленную от нас более чем на 60 столетий, египетский военачальник Урдуду совершил плавание в далекую страну Пунт. Другой египетский путешественник Киркуф, отправившись в южные страны, достиг «Страны счастливых», которая находилась дальше Пунта .
И.П.Магидович и В.И.Магидович считают египтян первооткрывателями морского пути вдоль берегов Африки в страну Пунт, откуда в Египет доставлялись ароматические смолы (ладан, мирра и др.). Египтяне совершали плавания и по Средиземному морю. «Первое плавание по Средиземному морю отмечено в Египте при фараоне Снофру, начало XXVII века до н.э. Тогда, по египетским анналам, из города Бйбл пришли «сорок судов, доставивших (каждое) по сотне локтей кедрового ле-са»» . В последние годы были открыты следы и тесного торгового взаимодействия Египта с Аравией и даже Индией и Китаем4.
Дальние путешествия совершали и другие древние народы. К примеру, китайцы с доисторических времен начали составлять карты. Еще до нашей эры в Китае существовало особое бюро по производству картографических съемок. Также у древних китайцев имелась географическая литература, в том числе книга рек, книга о морях и горах, книга по географии Китая -«Юкинг»1.
Путешествия в Римской империи были безопасны и удобны. Еще в I веке до н.э. в Римской империи возникли государственные постоялые дворы, по которым проезжали курьеры и государственные служащие из Рима до Малой Азии и Галлии.
У древних римлян имелась определенная классификация гостиничного хозяйства. Существовало два типа «пристанищ»: первый предназначался только для патрициев (мансионас), второй для плебеев (стабулярий). Во время своих поездок римляне использовали специальные карты-путеводители.2
Знаменитым путешественником средневековья был венецианский купец Марко Поло. Он не только совершил путешествие из Европы в Золотую Орду, но и прослужил при дворе великого хана почти 25 лет. На Марко Поло большое впечатление произвела система путей сообщения, установленная по всей монгольской империи, особенно в Китае, где Хубилай-ханом она была доведена практически до совершенства.
Направления
Туристы в культурно-историческом Старом городе Порвоо
Один из видов культурного туризма — это живые культурные зоны . Посещение любой культуры, кроме своей собственной, например, поездка в другую страну. Другие направления включают исторические места, современные городские районы, «этнические районы» города , ярмарки / фестивали , тематические парки и природные экосистемы . Было показано, что культурные достопримечательности и мероприятия являются особенно сильными магнитами для туризма. Термин культурный туризм используется для путешествий, которые включают посещение культурных ресурсов, независимо от того, являются ли они материальными или нематериальными культурными ресурсами, и независимо от основной мотивации. Чтобы правильно понять концепцию культурного туризма, необходимо знать определения ряда терминов, таких как, например, культура, туризм, культурная экономика, культурные и туристические возможности, культурные и туристические предложения и другие.
Определение
Понятие культурного туризма трудно понять как особую социальную практику в сфере туризма и культурных практик. Однако мы отмечаем, что все медийные образы самых разнообразных туристических мест (Акапулько, Лазурный берег, фьорды Норвегии, Кения, острова Тихого океана, Савой …) питают весь мир изображениями с сильным культурным измерением.
Всемирная туристская организация определяет его в узком смысле , как «передвижение людей , подчиняющихся в основном культурные мотивы , такие как учебные поездки, художественные экскурсии и культурные поездки, экскурсии , сделанные для участия в фестивалях или других. Культурных мероприятий, посещения достопримечательностей и памятников, экскурсии , направленные на открытие природы, изучение фольклора или искусства, паломничества ».
Сила связи между культурой и туризмом находит свое объяснение в акте досуга (свободное время), вдали от места проживания и движимом различными мотивами (пляж, открытия, сельская местность, солнце, бизнес, паломничество, круиз, лингвистика пребывания. так далее.). «Они воплощаются в выборе пункта назначения и формы путешествия и пребывания, которые оба относятся к параметрам порядка идентичности, воображения и репрезентации» .
Рассматривать культурный туризм таким образом как особую категорию связи между культурой и туризмом — значит учитывать, что он связан с осознанным решением «совершенствоваться с помощью различных туристических средств» . Короче говоря, это средство, с помощью которого путешественник будет стремиться расширить свой интеллектуальный кругозор. Однако эта осведомленность не обязательно связана с культурным туризмом, явно сформулированным человеком, который часто будет придерживаться более простых мотивов, таких как указанные выше. Таким образом, когда мы говорим о культурном туризме, мы имеем дело с категорией социальной практики и предложением, построенным апостериори.