1.3 Морской туризм в России
На сегодняшний день морские
круизы в России не так популярны,
как за рубежом, но, несмотря на это
российские компании расширяют круизный
флот и успешно проникают на западный
рынок, предлагая более низкие тарифы,
чем европейские и американские фирмы.
Компании проводят маркетинговые исследования
рынка, распространение путевок на рейсы
своих и других пароходных компаний, анализ
судовых расходов по портам захода, тарифов,
стоимости бункера в порту захода, погодных
условий, температуры воды, воздуха, достопримечательностей,
исторических ценностей в портах пребывания.
Анализируются составляющие стоимости
путевок на морских круизах. Подбирается
дирекция круиза, штат которой зависит
от величины судна, количества пассажиров
на борту, района и целей плавания.
Круизные перевозки туристов в
российском сообщении осуществляют
водные виды транспорта, однако их доля
в суммарном пассажирообмене на
туристском транспортном рынке невелика.
Так, пассажирооборот водного российского
транспорта в 2000 г. составлял всего 0,9 млрд.
пассажиро-км (около 5 % общего объема транспортных
путешествий), а его удельный вес в видах
транспорта — 0,2%. Выезд российских туристов
морским транспортом составлял в 1998 г.
540 тыс. чел. В последнее время наблюдается
спрос и на суда типа «морские паромы»,
перевозящие, кроме самих туристов, и их
автомобили.
Советский морской пассажирский флот
занимал 3-е место в мире и в
1986 г. имел в своем составе 21 крупное
судно. В Министерстве морского флота
СССР насчитывалось около 2000 пассажирских
судов, 45 пароходств и более 100 портов.
Неофициальным флагманом флота
являлся «Максим Горький» водоизмещением
23 000 т. После раздела флота СССР между
вновь образованными государствами и
вывода устаревших судов у России осталось
небольшое количество современных пассажирских
лайнеров. Наиболее известными являются
паромы Балтийского морского пароходства
«Анна Каренина» (14 300 т) и «Константин
Симонов», обслуживающие морские линии
из Санкт-Петербурга в Швецию и Финляндию.
В России на водных маршрутах в 1996 г. было
задействовано около 100 больших пассажирских
судов, в том числе 48 комфортабельных многопалубных
пассажирских лайнеров.
Несмотря на то, что круизный бизнес
— самый динамично развивающийся
и прибыльный на сегодняшний день сектор
мирового туристского рынка, в 1997 г. из
4,1 млн. выехавших за рубеж российских
туристов, по данным Госкомстата, круизные
путешествия предпочли лишь 15 тыс. человек.
Безопасность в водном походе
Прочитал кодекс American Whitewater Organization, и он оказался максимально емким и точным руководством по безопасности на белой воде. Предлагаю ознакомиться с в оригинале, и приведу несколько наиболее понравившихся тезисов.
Личная ответственность:
- Быть грамотным плавцом, способным управлять собой под водой.
- Всегда находиться в спасательном жилете и шлеме.
- Держать себя в руках в критической ситуации.
- Помнить о том, что река: холодная, быстрая, скрывает опасность под поверхностью.
- Никогда не ходить в-одиночку. Минимальная группа — 3 человека.
- Оценивать риски.
- Практиковаться в самопомощи и первой помощи, включая спасение с опрокинутого судна (например, Эскимосский переворот). Четко понимать, что такое гипотермия.
- Быть в хорошем физическом и психическом состоянии перед стартом.
- Не пренебрегать экипировкой.
- Нести ответственность за принятые решения, не подвергать опасности себя и членов группы.
- Хорошо изучить плавсредство и маршрут до похода.
- Спасать себя и группу, а не снаряжение.
- Не допускать обезвоживания.
Экспедитор проводит инструктаж по безопасности перед сплавом на рафтах.
Снаряжение и экипировка
В зависимости от плавстредства, снаряжение и экипировка туриста-водника имеет свои особенности. Есть несколько особенно важных деталей личного снаряжения, необходимых во время пребывания на воде, о которых стоит упомянуть в рамках общих правил:
- Спасательный жилет. Даже если вы мастер спорта по плаванию, речным водоворотам нет до этого дела. Если непредвиденная ситуация на белой воде привет к потере сознания — спасет только жилет.
- Защита головы обязательна во время коммерческих туристических сплавов. Не стоит пренебрегать ею и в «диких» походах. Особенно актуальны легкие и прочные шлемы при прохождении бурных порожистых рек на рафтах и катамаранах.
- Гидрокостюм и штормовой непромокаемый костюм незаменимы в длительных путешествиях. До того, как гидрокостюмы стали общедоступны, были популярны плотные полиэстеровые треники, так как вода с них стекает мгновенно, они быстро сохнут. В общем, тоже вариант, но правильный гидрокостюм — лучше.
- Закрытая легкая обувь, специальные водные тапочки. Босиком категорически запрещено находиться на судне, спрыгивать с него. Не очевидно, но на роль обуви для водного похода подходят разношенные кеды с дырочками-вентиляцией. Главное, чтобы в ней не стояла вода и ступня была закрыта.
- Свитер и носки из натуральной шерсти. На воде бывает очень холодно, а ночи у воды — отдельная тема. Не пренебрегайте теплой одеждой.
- Перчатки для гребли. Защита от кровавых мозолей, особенно во влажной среде.
- Герметичные пакеты зип-лок, в которых отдельно упакованы смены белья, документы, спички, фонарик, репеллент, полотенца.
- Аптечка: антибиотик на случай «расстройств», парацетамол, перевязочные и кровоостанавливающие средства, антисептик, средство от ожегов.
- Водонепроницаемый рюкзак и спальник.
Более подробно рекомендую почитать Список снаряжения туриста-водника Валентина Евстафьева. Написано в стиле путевых заметок — остроумно и полезно.
История водного туризма в России
В послевоенные годы отрасль начала активно развиваться, причём как плановая, так и самодеятельная. Водный туризм – это исключительно советский феномен.
Период «оттепели»
В 60-е годы, период так называемой «оттепели», поездки «за туманом и за запахом тайги» стали особенно популярными. В то время появилось много талантливых бардов, чьи песни до сих пор звучат у костра. Ну и легендарная каркасная байдарка «Таймень», которая долго оставалась королевой туризма. С ее помощью советские водники принялись активно осваивать реки, которых в Союзе было предостаточно: от простых лесных речушек, характерных для равнинной части страны, до грозных ревущих потоков, прорезающих извилистый путь в горных отрогах.
Эпоха катамаранов
Сложные маршруты представляли немалый интерес, но для байдарок всё же были непроходимы, и в 70-е годы появился первый спортивный катамаран. Его создатель – москвич Сергей Папуш. Судно прошло испытания сложнейшими реками Советского Союза и показало себя только с лучшей стороны. Первоначальная конструкция с тех пор претерпела множество изменений и сейчас катамаран является, пожалуй, самым любимым средством для сплавов в нашей стране. Идея Папуша получила развитие во всех направлениях.
Зарубежные аналоги наших байдарок и катамаранов – каяк и рафт. Каяки у нас появились немного позже рафтов. Суда постепенно начали осваиваться, правда, с различным успехом. Дело в том, что ниша маломерной спортивной лодки до появления каяка не была занята: пластиковая одноместная лодка, в отличие от каркасной байдарки, позволяет опытному спортсмену проходить даже довольно трудные пороги.
С рафтом ситуация оказалась немного сложнее – ниша тоннажного многоместного плавсредства оказалась занята катамараном. Разборное судно отлично подходило для транспортировки и хорошо вело себя на любой воде, к тому же многие научились шить их самостоятельно. Коммерческих у нас поначалу попросту не было, и рафты появлялись лишь на соревнованиях.
Современный водный туризм
После распада СССР для отрасли настал переломный момент. Он лишился финансирования со стороны государства, многие кружки и секции закрылись, а их участникам пришлось на время отложить регулярные походы и бороться с трудностями 90-х.
Однако, у медали была и обратная сторона: самые изобретательные научились самостоятельно шить катамараны и байдарки из подручных средств, даже из тентов грузовиков, изменяя и совершенствуя существующие конструкции.
Стал доступен опыт зарубежных коллег, появилось новое снаряжение и материалы, поэтому, как только кризисный период миновал, водный туризм в России начал быстро развиваться. Появилось новое поколение водников, выросшее на традициях старой школы с её походами и спортивностью, но вносящее в них современные мотивы, такие как соревнования, использование нового снаряжения и судов.
Внешние ссылки [ править ]
Лукович Тихомир и соавторы «Морской туризм» CAB International, Оксфорд 2015
В Wikivoyage есть путеводитель по морским путешествиям . |
vтеТуризм | |
---|---|
Типы |
|
Индустрия гостеприимства |
|
Терминология |
|
Туристическая литература |
|
Торговые ассоциации |
|
Выставки и мероприятия |
|
Списки |
|
|
Водный туризм
Водный туризм и его виды
Водный туризм – это один из видов спортивного туризма, заключающийся в том, что преодолеваемый маршрут пролегает по водной поверхности. При этом в зависимости от липа этой поверхности водный туризм может быть речным, морским, озерным и т.д.
Водная гладь рек, озер и морей издавна привлекала человека. В Средние Века не было профессии романтичней, чем профессия моряка. А сколько известных путешественников и первооткрывателей новых земель, отправлявшихся в далекие плавания по морям, рекам и океанам, дало нам то время. К сожалению, в наше время профессия моряка уже не столь востребована, кораблей стало меньше, а число матросов, необходимых для их обслуживания, сократилось в разу. Да и путешествовать быстрее и удобней стало поездами, автомобилями и самолетами.
Видимо, для того, чтобы восполнить недостаток плавания по воде, люди и придумали водный туризм. Поговорим о нем подробней.
Виды водного туризма
Сплав по рекам
Самый популярный и доступный вид водного туризма. В зависимости от выбранного средства передвижения бывает сплав на плотах, байдарках, каяках и рафтах.
Водный туризм на рафтах – рафтинг
Сплав на рафте по горной реке. Фото – Википедия
Самый привлекательный и доступный сегодня вид водного туризма. Осуществляется он на специальных надувных лодках – рафтах. Организуется на любых порлноводных горных реках, имеющих пороги, перекаты и прочие, делающие сплав более привлекательным, естественные препятствия.
Большой плюс рафтинга в отсутствии необходимости специальной подготовки, достаточно лишь присутствия в лодке профессионального инструктора. Рафтинг предлагается на многих популярных туристических курортах России и Европы – чтобы поучаствовать в сплаве на рафтах можно поехать на Кавказ, Урал или полететь в Дубай, Черногорию, Хорватию, Словению или Турцию.
Организуются и соревнования по рафтингу, в которых могут принимать участие как профессиональные спортсмены, так и начинающие рафтеры. Чтобы разделить их на группы в зависимости от навыков рафтинга, существует специальная система классификации водных трасс, от 1 до 6.
Речной туризм на байдарках, каяках, плотах
Туризм на байдарках был популярен в нашей стране еще в советские времена, путешественники с огромными рюкзаками, в которых помещались лодки, весла и прочая походная утварь, садились в электрички, потом шли пешком по лесным тропам, чтобы в конце этого нелегкого пути насладиться несколькими часами сплава по равнинным реками Центральной России. Множество поклонников этого вида водного туризма плавают на байдарках и сегодня.
Каяк – более экзотический вид передвижения, созданный по мотивам лодок охотников эскимосов и алеутов. В зависимости от типа соревнований бывают каяки родейные, водопадные и т д. Главная их особенность – полная герметичность лодки, достигаемая за счет стягивания гибких бортов вокруг талии гребца.
Плоты бывают деревянные (из бревен) либо рамные с надувными элементами. Как правило плывут, используя естественный ток воды, без применения весел.
Морской туризм
Для морского туризма могут применяться те же байдарки, каяки (на небольшие дистанции) и, конечно, парусные суда. Последний вид наиболее популярен среди видов водного туризма на морских и океанских акваториях. Одной из разновидностью судов для парусного туризма являются катамараны, завовоевавшие популярность в последние годы.
И, наконец, существует еще один вид отдыха, связанного с водой, который зачастую путают с водным туризмом – активный отдых на воде. В данном виде, в отличие от туризма, не ставится задача преодолевание препятствий и прохождение определенных маршрутов. Цель отдыха на воде – в первую очередь релаксация, оздоровление, смена обстановки. Именно поэтому такой популярностью пользуются курорты, расположенные на берегах рек, озер, морей и океанов.
Кавказ.
Благодаря сложному горному рельефу кавказские реки привлекают более опытных туристов, здесь можно найти маршруты вплоть до самой опасной — шестой категории сложности. Основные маршруты пролегают по рекам Белая, Кубань, Большая Лаба, Большая Зеленчук и Терек.
Туристы обычно сплавляются по этим маршрутам на байдарке, каяке, рафте, карабубере.
Самым удобным для массового туризма регионом является Карелия, благодаря многочисленным турбазам, самым разнообразным рекам и озерам и красивейшей природе.
Часто для этих путешествий используют лодку ПВХ, которую можно поместить в багажнике машины, на ней хорошо путешествовать семьей с ночевками на берегу.
В зависимости от выбранного вида путешествия, можно использовать собственную лодку ПВХ, которая помещается в багажник автомобиля, специально подготовленный моторный катер или рафт, сконструированный для преодоления коварных горных порогов и опасных речных перекатов.
Мало разработан Кавказ, инфраструктура очень плохо развита, хотя он и очень привлекателен для опытных туристов-водников.
Снаряжение туриста для водных маршрутов.
- Личные спасательные средства
- Одежда для похода и сухая
- Посуда, ложка и нож
- Личные средства гигиены
- Своя аптечка
- Спички (в герметичной упаковке)
- Документы и деньги (в герметичной упаковке)
- Средства против комаров
- Фонарь,термос, фото-видеокамера, снаряжение для рыбалки.
Общее для группы туристов:
- Палатка, желательно двухслойная, если нет, то для брезентовой палатки на случай проливных дождей желательно захватить полиэтилен.
- Коврик и спальник (лучше всего трехслойный с синтепоном)
- Котлы для костра
- Топор, пила
- Газплитка или примус
- Еда.
Водные маршруты по Дону.
По Дону от Данкова до Воронежа
Маршрут длиной 310 км, первой категории сложности, рассчитан на две недели. Начинается в городе Данкове, куда можно добраться по железнодорожной линии Смоленск — Мичуринск. В самом Данкове туристов ждет неплохой краеведческий музей с выставкой картин.
С самого начала туристов ждет холмистая местность, местами поросшая ивами, по пути периодически встречаются села, в районе Лебедяни встретятся лиманы, островки, на которых можно будет разбить лагерь.
В селе Большое Попово встречается крупный приток Дона — Красивая Меча, по которой пролегает еще один водный маршрут. Далее Дон бежит через луга, рощи и леса, на пути будут две плотины.
Через пять километров после впадения в Дон реки Быстрой Сосны встретятся причудливые скалы, где можно будет посмотреть интересные карстовые пещеры.
Километров через 30 встретится старинный городок Задонск, где есть достойный внимания монастырь.
Достигнув устья реки Воронеж, можно подняться по ней до самого города Воронежа, в 1586 служившего крепостью, и осмотреть его достопримечательности.
Это лишь ничтожная доля существующих водных маршрутов, предлагаемых туристам. Невозможно в этой статье перечислить их все, только в Подмосковье существует несколько довольно интересных.
Есть много маршрутов, начинающихся на притоках Дона, в частности, по Красивой Мече, проходящий через Тульскую и Липецкую области, по реке Воронеж, проходящий через Тамбовскую, Липецкую и Воронежскую области.
По рекам Волгоградской и Астраханской областей также проложено множество маршрутов, очень интересных для туристов, например, по реке Медведице, , Ахтубе, по Волге и ее дельте.
{loadposition vodn-tur-russ}
{loadposition sotial}
{jcomments on}
Категории водного туризма.
Водный туризм насчитывает 6 категорий, первые три доступны новичкам, для остальных трех требуется специальная подготовка.
Новичкам туристам стоит выбирать реки неподалеку от дома, желательно равнинные. На таких реках основными препятствиями бывают мели, перекаты – отмели с противоположных берегов, завалы или искусственные сооружения типа низких мостов, дамб.
Реки в Карелии, в основном, равнинные, но здесь нередко встречаются мелкие каменные пороги, водопады. Большие реки в центральной России интересны туристам обычно в верховьях.
Горно-таежные и горные реки могут похвастать маршрутами от 2-й до 6-й степени сложности. Таких рек много в Средней Азии, Карпатах, на Урале, Алтае.
Между Уралом и Енисеем реки, в основном, равнинные 1-й – 2-й категории.
Регион Байкала может предоставить до 3-й категории сложности маршруты по Лене и Улькану, либо до 5-й на горах Хамар-Дабан и Витим.
В России рек, озер и прочих водоемов больше, чем в любой стране мира, но относительно развит водный туризм в трех регионах: Карелия, Алтай, Кавказ.
Ссылки [ править ]
- ^ См. Натчез, Дэн, « Морской туризм: отлично подходит для лодочника и карта центра доходов» , на сайте http://www.dsnainc.com/Syndicated%20Column/PDFs/Nautical%20Tourism.pdf Архивировано 3 марта 2016 г., Вайбак машина
- ^ См. Запись на официальномсайте туризма Хорватии в Интернете по адресу http://gb.croatia.hr/TourismPLUS/Entry.aspx?idEntry=480&idSubEntry=482&idDocument=467. Архивировано 28 августа 2007 г. на Wayback Machine.
- ^ См. А. Мунитич, В. Видучич, Ф. Митрович и Л. Видучич, Устойчивое развитие морского туризма: пример Хорватии (ACTA Press), на сайте http://www.actapress.com/PaperInfo. aspx? PaperID = 31847 и причина = 500
- ^ См. Http://www.italy-yachtcharter.com/nautical.asp
- ^ Pleziervaart в Beeld докладе Министерства культуры по watertourist безопасности
- ^ 2010 награда EDEN
- ^ См. Статью Shell Harbour на сайте http://nauticaltourism.com/. Архивировано 14 июля2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Вклад круизного туризма в австралийскую экономику, 2016-17» . Международная ассоциация круизных линий, Австралазия . Проверено 21 февраля 2019 года .
- ^ «Городской план действий по туризму Мельбурна на 2016-2019 гг.» . Веб-сайт правительства штата Виктория в Мельбурне . Проверено 21 февраля 2019 года .
- ^ См. Http://www.braziltour.com/nautical/html/en/home.php Архивировано 30сентября2008 г. на Wayback Machine.
- ^ См. Guadalupe-Fajardo, Evelyn, Megayacht Business Booms in Nautical Tourism Industry , (Puerto Rico Herald, 11 июля 2002 г.), найденный в Интернете по адресу http://puertorico-herald.org/issues/2002/vol6n28/CBMegayacht-en. html
- ^ См. Http://www.chilepros.com/sailing_in_the_chilean_patagonia_an_investement_opportunity
- ^ См. Официальный туристический веб-сайт Tennessee-Tombigbee Waterway в Интернете по адресу http://tenntom.sam.usace.army.mil/Recreation.html. Архивировано 9 января 2009 г.на Wayback Machine.
- ^ См. Официальный веб-сайт Атлантического внутрикостного водного пути в Интернете по адресу http://www.nao.usace.army.mil/Technical%20Services/Operations%20Branch/atlantic%20intercoastal%20waterway/homepage.asp Архивировано 19 декабря 2008 г., Wayback Machine
Услуги
Туристические услуги, доступные в маринах для морских туристов, включают:
- Аренда причалов для парусных судов и морских туристов, проживающих на борту.
- Аренда парусных судов для отдыха и рекреационного использования (чартер, круизы и т. Д.),
- Прием, охрана и обслуживание парусных судов.
- Предоставление инвентаря (вода, топливо, расходные материалы, запчасти, оборудование и т. Д.).
- Подготовка и содержание парусных судов в порядке.
- Предоставление информации для морских энтузиастов (прогнозы погоды, морские гиды и т. Д.)
- Аренда водных скутеров, гидроциклов и другого водного оборудования.
Ссылки и литература
- «Водный туризм» Е.Ромашков, Р.Пятышев, В.Филатов, А.Дубровский 1968 г.
- «Спутник туриста» Лев Трипольский 1959 г. Путеводители «33 маршрута».
- «Водные спортивные походы: как управлять уровнем их опасности» Веткин В.А. 2014 г.
- «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке» Воронов Ю.Б.
- «На байдарці — за снагою» Аронов Г., Гольдштейн М. 1980 г.
- «Водные маршруты СССР. Азиатская часть» Григорьев В.Н., Митрофанов В.В. 1976 г.
- «Спортивные походы на плотах» Калихман А.Д., Колчевников М.Ю. 1985 г.
- Электронная библиотека по водному туризму (около 20 публикаций).
- «Снаряжение туриста-водника» В.Григорьев 1986 г.