Содержание/сюжет
Сан-Франциско, 1998 год: 19-летний Грег Сестеро знакомится с Томми Вайсо на уроках актерского мастерства Джина Шелтона после того, как Томми дает затяжное и странное представление сцены из «Трамвай Желание». Грега впечатлило бесстрашие Томми, и они стали друзьями, хотя у Томми есть несколько необычных привычек. Томми настаивает на том, что он из Нового Орлеана, несмотря на странный европейский акцент. По предложению Томми они переезжают в Лос-Анджелес, чтобы заниматься актерской карьерой. Сестеро обнаруживает, что Вайсо может позволить себе квартиры как в Сан-Франциско, так и в Лос-Анджелесе, но Вайсо не собирается обсуждать свою личную жизнь или источник своего богатства.
Грег подписывает контракт с агентом Айрис Бертон и регулярно посещает прослушивания, в то время как Томми постоянно отказывают агентства, учителя актерского мастерства, режиссеры и продюсеры. Грег начинает встречаться с Эмбер, которую встретил на ее работе в ночном клубе, и Томми начинает завидовать, полагая, что любовные отношения мешают дружеским. Поскольку Томми постоянно не может найти работу, он приходит в уныние. Так как у Грега также нет больше прослушиваний, он делится своими разочарованиями с Томми, который решает снять фильм, в котором они будут играть главные роли.
Томми пишет сценарий под названием «Комната», мелодраму о любовном треугольнике между банкиром Джонни (его играет Томми), его будущей женой Лизой и его лучшим другом Марком. Грег неохотно соглашается на роль Марка, а также становится продюсером. Они берут в аренду продюсерский дом Бернс энд Сойер; Томми настаивает на покупке всего производственного оборудования и одновременной съемке фильма на 35-мм киноплёнку и на цифровую камеру, что является дорогостоящим и ненужным мероприятием. Сотрудники знакомят Томми с Рафаэлем Смаджем и Сэнди Шклэйр, которые становятся его кинематографистом и сценаристом соответственно. Актриса Джульетта Даниэль снимается в роли Лизы.
Производство начинается плавно, но с Томми сложно работать. Он забывает свои реплики, опаздывает и отказывается снабжать свою команду такими элементарными вещами, как питьевая вода и кондиционер, в результате чего актриса Кэролайн Миннотт теряет сознание. Во время подготовки к сексуальной сцене Томми отказывается сниматься на закрытой съемочной площадке и унижает Джульетту, указывая на прыщи на ее плече перед всей командой. Сняв закулисное видео о производстве фильма, Томми рассказывает, что он знает, что все его ненавидят, и полагает, что никто, включая Грега, не разделяет его видение.
Грег и Эмбер сталкиваются со звездой сериала «Малкольм в центре внимания» Брайаном Крэнстоном, который приглашает Грега сыграть небольшую роль в эпизоде «Малкольма». Роль требует бороды; поскольку Грег должен сбрить бороду для «Комнаты», он умоляет Томми отложить съемки, но Томми отказывается. В последний день съемок Грег обвиняет Томми в том, что тот эгоистичен и лжет на протяжении всей их дружбы, и ставит под сомнение его реальный возраст и происхождение, затем они дерутся, Грег разъяренный уходит с площадки.
Восемь месяцев спустя Амбер и Грег расстались, и Грег работает в театре. Томми приглашает Грега на премьеру «Комнаты»; к его удивлению, присутствуют весь актерский состав и съемочная команда. Фильм начинается, зрители смотрят сначала с ужасом, а затем начинают смеяться над плохой игрой Томми, ужасным сценарием и отвратительной техникой кинопроизводства, которая сразу же бросается в глаза. Томми расплакался и ушел, но Грег утешает его, говоря, что они восхитили публику. С воодушевлением Томми возвращается в театр, когда фильм заканчивается и принимает похвалы за его «комедийный» фильм. Томми приглашает Грега на сцену поблагодарить его, пару удостоили оваций стоя.
В документальном видео Вайсо и Сестеро, посещающих съемки «Комнаты», и титрах рассказываются, что фильм заработал 1800 долларов на фоне заявленного бюджета в 6 миллионов долларов во время его стартового релиза (Вайсо крутил «Комнату» в течение двух недель, чтобы фильм мог претендовать на Оскар), но затем стал прибыльным культовым фильмом. Вайсо и Сестеро остались лучшими друзьями, а возраст Вайсо, его прошлая жизнь и источник дохода остались загадкой. Затем сцены из «Комнаты» сравниваются с реконструкцией сцен, выполненных актерами фильма «Горе-творец».
В сцене после титров Томми разговаривает с Генри, завсегдатаем вечеринок, который предлагает потусоваться, но Томми отказывается, по-видимому, не обращая внимания на сходство в их акцентах и манеризме.
«Горе-творец»
Изучив подробно книгу Сестеро, а также воспоминания участников съемок, Джеймс Франко приступил к созданию фильма. В него он позвал своего брата и частого товарища по фильмам Сета Рогена. Вообще, дуэт Франко и Рогена является очень неоднозначным. Хорошие фильмы получаются у них через раз. И на этот раз у них вышел по-настоящему отличный проект.
Джеймс взял на себя главную роль – самого Томми Вайсо. Нужно ли говорить, как много усилий потребовалось для того, чтобы сыграть одного из самых странных деятелей кинематографа современности? Если бы образ получился недостаточно раскрытым, фанаты смешали бы фильм с грязью. И, черт возьми, у Франко получилось сыграть блестяще. Томми Вайсо в его исполнении настолько хорош, что порой даже не верится, что это лишь актёр, который его изображает. Внешность, мимика, речь – все это было сыграно Джеймсом невероятно правдоподобно. Дэйв Франко сыграл Грега Сестеро, а Сет Роген – Сэнди Шклейра, человека, который, согласно воспоминаниям Сестеро, ответственен за то, что «Комната» получилась хотя бы отдаленно похожей на фильм. Засветились в фильме даже сами Сестеро и Вайсо.
Для своего фильма Франко использовал около двадцати минут из оригинальной «Комнаты». Сам же фильм повествует о двух друзьях, один из которых считает себя непризнанным гением и хочет снять фильм всей своей жизни, который завоюет зрительские сердца. Фильм, который, на первый взгляд, должен получиться комедией, вышел отличной драмой. Это даже забавно – «Комната», которая позиционировалась как драма, была воспринята зрителями как комедия, а комедия о её создателях обратилась драмой. Человеку, непосвященному в события «Комнаты» и не знающему, кто такой Томми Вайсо, этот фильм вряд ли понравится. Именно этим и было вызвано нежелание прокатной студии делать показы в России, чем, кстати, многие фанаты, и я лично в том числе, были сильно огорчены. К счастью, в сети имеется версия фильма с отличным русским дубляжом. Поклонникам «Комнаты» к просмотру рекомендуется.
Рецензия: Люди сегодня очень странные
Никита КОМАРОВ, 21 марта 2018
В начале была «Комната», и «Комната» была у Томми Вайсо, и «Комната» была Томми Вайсо: лучший худший фильм нашего времени, уникальное произведение, в котором абсолютная искренность автора встретилась с его же абсолютной профессиональной и технической некомпетентностью, наделив даже самые банальные элементы кинематографа извращённой жизнью. Затем, спустя десяток лет, была лёгшая в основу «Горе-творца» книга лучшего друга Вайсо и непосредственного участника событий Грега Сестеро, до мелочей обрисовавшая контекст и сумевшая посредством усердного и терпеливого погружения в детали показать Вайсо как смешную, пугающую и трагическую фигуру, не преуменьшая ни одну из этих сторон и не опускаясь до насмешек.
Из вдумчивой экранизации этой книги мог бы получиться следующий «Эд Вуд», но фильм Джеймса Франко плюёт на вдумчивость и без разбору хватает элементы истории, которые являются самой лёгкой добычей. В его основе лежит предсказуемый парадокс: обращение с Вайсо как с персонажем и с «Комнатой» как с основой выдаёт направленность на зрителя, который уже прекрасно знаком со всей предысторией, однако формат краткого пересказа, разбивающего что комедию, что драму на грубые, быстро сменяющие друг друга куски, лишает этого же зрителя ценных деталей, а человека постороннего полноправного представления о том, что такое «Комната», в чём её магия, и через что прошли люди, оказавшиеся на её съёмочной площадке.
Как актёр, Франко неудачный выбор на главную роль просто потому, что он не в состоянии забыть о себе; если что-то характеризует Вайсо времён «Комнаты», то это его абсолютное непритворство, но сколь бы смешно Франко ни имитировал его акцент, смех и жестикуляцию, его игра от начала до конца существует за очень хорошо видимой маской. Как режиссёр, он даёт понять, почему ни один из его предыдущих тринадцати фильмов не получил широкого внимания; «Горе-творец» безыдейно снят камерой, которая вечно шатается, но ни разу не достигает уровня комической псевдодокументалистики, и не способен подчёркивать свои шутки и наблюдения без помощи комментариев самих персонажей.
Приходится дождаться последних 20 минут, чтобы фильм, наконец, раскрыл свои карты: конечно, вся эта самобытная и неповторимая реальная история была лишь хлипким прикрытием для того, чтобы Франко мог покадрово переснять как можно большее число сцен «Комнаты» и гордо представить их понимающей публике, чтобы все поржали, а заодно тут же, не покидая первый показ в 2003 году, наградить фильм Вайсо статусом меметичной комедии, к которому он в реальности шёл годами. За всеми претензиями скрывается 100-минутная сбивчивая застольная шутка, представление для своих; зачем ему, на самом деле, нужны были камеры и зритель, так и остаётся неясным.
Горе-творец:
постеры фильма: 1кадры из фильма: 1трейлеры: 5
Рецензии и обзоры
Белфаст: Дом, любовь и фантазия
Бране удалось сделать личную историю универсальной, создать рассказ о людях, которые ещё вчера жили в мирном городе, а сегодня чувствуют себя абсолютно потерянными
Игра теней: Идентификация Нисона
Лучше бы фильм так и оставался до конца рассудительным кино о взаимоотношениях девочки и деда, который забывает выпить таблетки
Кими: Киберпанк 2022
Вас записывают, изучают, взламывают, продают с потрохами и делают на вас огромные деньги, а заодно и превращают вас в рабов на корпоративной молотилке чужих душ
Ещё рецензии
Фильм Горе-творец 2017 года — ИТОГ:
Плодовитый актер и режиссер Джеймс Франко «Почему он?», «Двойка» снял веселое кино про одного очень яркого графомана Томми Вайсо. Сам же его и сыграл. Поменял внешность, опустил волосы, поработал с голосом. Проник в образ с фундаментальной ответственностью. И отхватил номинацию на Золотой Глобус 2018.
Но чем так интересен волосатый мужик с прищуром, который снял один из худших фильмов всех времен, романтический триллер «Комната» 2003 года? А интересен он своей загадочной персоной. Кто он такой? Сколько ему лет? Где его дом? Откуда богатство? В чем его фишка?
Фильм Горе-творец начинается с Грега Сестеро (Дэйв Франко «Нерв», «Малые часы»), зеленого актера. Он молод, перспективен. Посещает актерские курсы. Где и знакомится с Томми Вайсо – волосатым мужиком неопределенного возраста. Они сходятся на фоне любви к американскому актеру Джеймсу Дину. И вскоре уже мчат на белом мерседесе в Голливуд, где у Томми собственная квартира.
Наступает этап серых будней. Радужный момент ошеломляющего успеха никак не реализуется. Приторные иллюзии так и остаются на бумаге. И тогда Томми решает сам написать сценарий для будущей картины. Она станет звездным часом как для него, так и для его талантливого друга Грега, удачливого проводника. Так на авансцене засветился истинный поэт подвала – бесподобный мистер Вайсо.
Не имея опыта, он пишет сценарий по наитию, сердцем, вкладывает в проект собственные деньги, закупает дорогую технику, и сам же выступает режиссером шедевра. Нанимает персонал наобум, по красивой физиономии или же от лени. Играет главного персонажа Джонни, а роль его лучшего друга Марка отдает Грегу. Так начинаются съемки удивительно бездарного фильма «Комната», который плох настолько, что даже хорош.
Я посмотрел «экспонат» Томми Вайсо перед написанием отзыва. Это было нелегко – досмотреть его до конца. Я пробирался через пустые диалоги, отвратительную актерскую игру и размазанную интригу. И пробрался. Меня охватило чувство гордости. Я справился. Фильм элегантно ничтожен.
Джеймс Франко, разумеется, иронизирует, увесистым сарказмом проходится по личности таинственного режиссера. Делает своего персонажа страдающим, одиноким, но при этом самовлюбленным и некритичным. Он добрый, отзывчивый и невероятно скрытный. Его прошлое под замком. Джеймс Франко легко нащупывает точки ранения в его тонкой натуре. Из сдавленных лбом глаз струится одиночество, приправленное алчностью и тщеславием.
Мне искренне жаль Томми Вайсо. Его энтузиазм не подкреплен талантом. Его память предательски пуста. А щедрость смята инфантильной скупостью. Он большой, но маленький человек. Его слишком много для узких рамок социума. И мысль его, столь нескладная, коряво смотрится в логической структуре классического кино. Его творчество – это фальшь и спонтанность.
Он с трудом произносит собственные реплики. Смеется, когда хочет. Вставляет мизансцены, лишенные смысла. Действует не вопреки законам, а пишет их сам. И сам же нарушает. Не со зла, а из внутреннего порыва, или же дискомфорта. Мне кажется, Джеймс Франко показывает не чудика, но амбициозного человека, чья суть – это импульсивный хаос. Он сочувствует персонажу.
Помимо братьев Франко, идеально отыгравших резонансных друзей, в эпизодах появляются Элисон Бри «Блеск» в роли подружки Грега, суровый Сет Роген, как один из редакторов-сценаристов, Джош Хатчерсон «Человек будущего» в роли пакостника Дэнни, и даже Зак Эфрон, мелькнувший в образе бандита. Приятные актеры.
Подводя черту, отмечу, что Горе-творец фильм, который выделяется отменной игрой ведущего актера и резкой сатирой как на создание голливудского фильма, так и на липовый ореол успешности.
Сборы на 05.01.18
Общемировые сборы: $-
В США: $18.552.297
Другие страны: $4.300.000