Психоанализ зигмунда фрейда

Этапы психосексуального развития

Особое место в психоаналитической теории отведено психосексуальному развитию. Он получило объяснение на основе изменений в биологическом функционировании индивидуума, происходящих с его взрослением. Каждый этап развития имеет четкие временные рамки, а опыт, полученный на каждом временном этапе, сказывается на характере, ценностях и чертах личности. Автор психоаналитической теории детского развития Зигмунд Фрейд выделил пять этапов психосексуального развития ребенка, называемых фазами:

  • От момента рождения до полутора лет человек проживает так называемую оральную фазу. Она характеризуется лишь желанием — Ид, так как основной инстинкт — удовлетворение естественной физиологической потребности, которая выражается в сосании. кусании и глотании.
  • В возрасте от полутора до трех с половиной лет протекает анальная фаза, во время которой формируется Эго (Я) — основное требование — справлять физиологическую нужду опорожнения кишечника и мочевого пузыря в отведенном для этого месте — горшок, унитаз, за счет чего формируется способность выполнять запреты социума.
  • Период от трех с половиной до 6 лет характеризуется познанием своего тела и уяснением своей половой принадлежности, потому и называется фаллической фазой. Именно в этот период у ребенка может развиться Эдипов комплекс или комплекс Электры.
  • Ребенок в возрасте 6-12 лет развивается физически, интеллектуально, его сексуальное развитие переживает затишье, поэтому фаза называется латентной.
  • С 12 лет начинается генитальная фаза, характерным признаком которой является пубертатный период, первый опыт половой жизни.

Основные идеи психоанализа

По Фрейду, индивидом движут инстинкты, которые заставляют его совершать те или иные поступки. Два из них играют определяющую роль:

  • либидо (жизненная энергия);
  • инстинкт смерти (агрессивная энергия).

Особенность теории Фрейда в том, что она, по большей части, направлена на изучение либидо и сексуальной природы человека. Так как либидо тесно связано с переживаниями, поведением и эмоциями человека, оно может быть причиной расстройства психики.

В основе теории психоанализа лежит понимание психической природы человека как непрерывной и последовательной системы. Согласно такому принципу устройства психики, любые мысли, желания и поступки имеют свои причины и характеризуются сознательными или бессознательными мотивами. Также Фрейд полагал, что все прошедшие события и поступки оказывают влияние на жизнь человека в будущем, между прошлым и будущим всегда есть связь, даже если она неявная.

Три области

Базируясь на вышеперечисленных умозаключениях, Фрейд выделяет в человеческой психике три области:

  • сознание;
  • раздел подсознания;
  • бессознательная сфера.

К сознанию относится все то, что человек осознал за свою жизнь — осознанные, проанализированные поступки, мысли и события.

В область подсознания включены те элементы неосознанного, которые в любой момент могут быть осознаны индивидом.

К бессознательной сфере отнесены:

  • базовые инстинкты, являющиеся частью человека;
  • эмоции и идеи, вытесненные из сознания и не имеющие временных рамок.

Причинами вытеснения Фрейд считал восприятие индивидом подобных мыслей как запрещенных или грязных, что могло быть обусловлено нравственным воспитанием личности и нормами, принятыми в обществе.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Что Фрейд думал о влечении к познанию и при чем тут сублимация?

Фрейд никогда не писал о гносеологии и теории познания, так как интереса к философии у него не было. Более того, согласно теории психоанализа никакого специального влечения к познанию у человека нет — есть либидо, нашедшее себе некий объект. Фрейд вводит понятие сублимации. Так он называет перенос энергии либидо в несексуальные области — прежде всего в область творчества и познания.

Тем не менее учение Фрейда внесло вклад в развитие идей, определивших облик гносеологии в ХХ веке, — например, в теорию объектных отношений, которая была сформулирована учеником Фрейда Карлом Абрахамом. В основе этой теории лежит тезис о том, что первично влечение, а объект вторичен.

В психоанализе процессы познания у ребенка понимаются следующим образом: в самом субъекте (то есть у ребенка) действует некое влечение, а вокруг существуют различные, изначально нейтральные объекты. Они получают «нагрузку» в результате переливания энергии из источника в субъекте. Получив энергию извне, объект становится заряженным, «нагруженным», интересным, небезразличным, нужным. Любопытно, что c точки зрения психоанализа эти качества все равно не являются свойствами объекта, поскольку остаются связанными с действием субъекта. Так что можно сказать, что психоаналитическая теория взаимодействия субъекта и мира — субъективистская.

Психоанализ Зигмунда Фрейда — описание

Зигмунд Фрейд — известный всему миру австрийский психолог, психиатр, психоаналитик и невролог, знаковая фигура XX века.

Чаще всего фамилию ученого употребляют тогда, когда говорят о психоанализе. Это новаторская для своего времени теория оказала серьезное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на литературу, социологию, искусство.

В XXI веке некоторые теории австрийского невролога по-прежнему интересны и актуальны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Наиболее значимые его разработки:

  • трехкомпонентная структура психики («Оно», «Я» и «Сверх-Я»);
  • теория психосексуального развития личности;
  • теория эдипова комплекса;
  • выявление защитных механизмов, функционирующих в психике;
  • внедрение новых терапевтических методик (толкование сновидений, метод свободных ассоциаций).

Влияние Фрейда на психологию и психотерапию бесспорно, однако его теории подвергались жесткой критике со стороны именитых персон: Карла Ясперса, Эриха Фромма, Карла Крауса и других. Фредерик Крюс и Адольф Грюнбаум назвали теорию Фрейда «неадекватной», Питер Медавар — «мошенничеством», Карл Поппер — «псевдонаучной».

Тем не менее его идеи нашли свое применение в психологии и психиатрии и были приняты научным сообществом. Зигмунд Фрейд обладал следующими регалиями:

  • доктор медицины;
  • профессор;
  • доктор философии и права Университета Кларка;
  • иностранный член Лондонского королевского общества;
  • обладатель премии Гёте;
  • почетный член Американской психоаналитической ассоциации;
  • почетный член Французского психоаналитического общества;
  • почетный член Британского психологического общества.

Собрание сочинений Зигмунда Фрейда составляет 26 томов. На сегодняшний день он самый известный теоретик психологии в мире.

Самым известным учением Фрейда считается психоанализ.

Определение

Психоанализом называют психологическую теорию Зигмунда Фрейда, сформулированную им в конце XIX — начале XX века, а также метод лечения психологических расстройств, который базируется на данной теории.

Сам термин «психоанализ» был впервые употреблен австрийским психологом в 1896 году в статье о неврозах.

Сущность теории психоанализа составляют следующие положения:

  1. Внутренние иррациональные влечения определяют познание, поведение, опыт индивида.
  2. Эти влечения чаще всего являются бессознательными, вытесненными из сознания.
  3. При попытке человека осознать эти влечения, у человека включается защитный механизм в виде психологического сопротивления.
  4. События раннего детства оказывают существенное влияние на индивидуальное развитие личности.
  5. Конфликт между сознательным и бессознательным восприятием реальности может привести к ментальным нарушениям: депрессии, неврозу, истерии, страху.
  6. Избавиться от влияния бессознательного можно путем его осознания. Однако сделать это самостоятельно практически невозможно. Нужна помощь профессионала.

Теория психоанализа не была статичной, она расширялась и развивалась усилиями Альфреда Адлера и Карла Густава Юнга.

Психоаналитическая психотерапия

Фрейд предсказывал, «что массовое применение нашей терапии вынудит нас сплавлять чистое золото анализа с медью…

» Так Фрейд предвидел появлениепсихоаналитической психотерапии .

Благодаря более мягким требованиям к частоте посещений психоаналитическая психотерапия

оказалась более востребованной. Пациент психоаналитического психотерапевта может посещать психоаналитические сессии 1-2 раза в неделю, и его не будут убеждать переходить на посещение 3-4 раза в неделю, что чаще всего делаютнастоящие психоаналитики , верящие, что только такая высокая частота посещений может дать хороший результат.

Должен признаться, что я тоже нахожу бо́льшую частоту посещений преимущественной перед редкими посещениями. При более частых посещениях пациента психотерапевтическая работа оказывается более глубокой и эффективной (поэтому я предлагаю больши́е скидки, чтобы стимулировать пациентов ходить чаще). Но я осознаю, что не все мои пациенты могут себе это позволить.

Для некоторых пациентов посещение 1 раз в неделю оказывается оптимальным, они хорошо помнят, что мы обсуждали на прошлой сессии неделю назад, приносят подробные рассказы того, что произошло за прошедшую неделю, и не чувствуют в течение недели потребность встретиться со мной дополнительно или написать мне. В психоанализе говорят, что у таких людей хорошая способность к контейнированию

(Уилфред Бион). Но такие пациенты составляют исключение. Также существуют пациенты, для которых посещения чаще одного раза в неделю будет чрезмерной психической нагрузкой – для них посещения 1 раз в неделю являются оптимальными. Но, чаще всего, если пациент мотивирован на решение своих психологических проблем и включен в психоаналитическую работу, обычно одной сессии в неделю оказывается недостаточно, потому что в течение недели появляется много мыслей и происходит много событий, вызывающих разные переживания, с которыми хочется поделиться со своим психоаналитиком. В таком случае длительности единственной сессии в неделю часто не хватает, и психотерапевту приходится постоянно держать в голове, что успели обсудить, а что – не успели, чтобы вернуться к этому в другой раз (и, должен признаться, не всегда удается обсудить на сессиях все поднятые темы). Поэтому, редкие посещения создают определенные сложности не только для пациента, но и для психотерапевта.

Обычно, в начале психоаналитической психотерапии у пациентов присутствует высокая потребность в психоаналитических сессиях, и если есть такая возможность, они ходят часто. В результате психотерапевтической работы такая потребность, как правило, уменьшается, и частота посещений постепенно снижается, вплоть, иногда, до 1 раза в месяц. Главное, я могу сопровождать и поддерживать своих пациентов на длительном отрезке их жизненного пути, без замены их личной жизни психоаналитическими сессиями, и они не будут измотаны финансово.

Бывает, ко мне приходит пациент, и говорит, что у него есть отложенная сумма, позволяющая ему посещать мои сессии, например, 3 раза в неделю в течение года. И больше сбережений нет, и при его доходе он не может продолжать психоанализ более длительное время. В этом случае я говорю, что лучше ходить 3 года 1 раз в неделю, чем 1 год 3 раза в неделю.

Психика человека очень инертная: ребенок способен научиться уверенно ходить только приблизительно к 5 годам, уверенно говорить – к 10, писать – к 15. Невроз всегда формируется в детстве, и, по сути, всегда оказывается хроническим

, (если мы не говорим о детском психоанализе). Поэтому длительность психоаналитической психотерапии оказывается приоритетней частоте посещений пациента.

Эти слова не следует понимать так, что пациент должен ходить к психоаналитику, скажем, три года, и только на третий год, наконец, излечиться от невроза или депрессии. Напротив, первые положительные изменения могут появиться уже через несколько месяцев даже при посещении 1 раз в неделю – но для устойчивого результата требуются годы.

Но не всегда нужна такая длительная психотерапевтическая работа. Существует и, так называемая, фокусная психоаналитическая психотерапия

, которая обычно длится всего несколько месяцев. Особенностью такой психотерапии является то, что анализфокусируется на какой-то одной проблеме. Такая психотерапия не подходит для лечения невроза или депрессии, а помогает облегчить аффективное состояние, связанное с психической травмой, например, вызванной разводом.

Что Фрейд думал о существовании запретов в обществе?

В последующих работах Фрейд продолжил развивать общественные аспекты своей теории, двигаясь от семьи к теме социума. В книге «Психология масс» он ставит вопросы о механизмах взаимного заражения в толпе.

С точки зрения Фрейда, толпа не может иметь разума, она не взвешивает доводы за и против, а также способна на колоссальные свершения и такие же колоссальные разрушения. Отдельный человек в толпе теряет способность к критическому мышлению и становится всего лишь несамостоятельной клеточкой целостного организма, который во много раз сильнее и неразумнее каждого человека. В толпе человек как бы теряет голову и тоже становится намного сильнее и намного неразумнее себя обычного.

В этой части Фрейд повторил идеи, сформулированные Гюставом Лебоном в книге «Психология толп». Однако свою задачу Фрейд видел в том, чтобы пойти дальше и описать состояние человека в толпе с точки зрения психоанализа и теории о «Сверх-Я» — инстанции совести, формирующейся в результате интериоризации образа отца.

В нормальном состоянии человек живет под грузом совести и страдает от этого. В то же время именно совесть дает человеку возможность остановиться и подумать прежде, чем действовать; именно умение взвешивать за и против дает человеку возможность действовать свободно и автономно.

Ссылки [ править ]

  1. Tere са де Лауретис, Drive Фрейда (Бейсингстоук 2008) стр. 3
  2. Тайсон, Филлис. (2002). Проблемы психоаналитической теории развития. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 50, 19–52.
  3. «психоаналитический, прил. (и сущ.)». и «психоаналитический, прил.» OED Online. Oxford University Press, июнь 2015 г. Интернет. 7 сентября 2015.
  4. «психоанализ, сущ.» OED Online. Oxford University Press, июнь 2015 г. Интернет. 7 сентября 2015.
  5. ^ Фридман, HW, & Schustack, MW (2011). Личность: классические теории и современные исследования. (5-е издание). Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  6. Шактер, Гилберт, Вегнер. «»Психология»». Второе издание. Нью-Йорк. Стоит издателям. 2009, 2011. с.12.
  7. Зильберман, Эдвард. «Обзор психодинамической терапии: руководство по доказательной практике». Психиатрия: межличностные и биологические процессы 75.3 (2012): 298–301. PsycINFO. Интернет.
  8. Фрейд, S (1915). Бессознательное. XIV (2-е изд.). Hogarth Press, 1955.
  9. Фрейд, S (1900). Толкование снов. IV и V (2-е изд.). Hogarth Press, 1955.
  10. Modell, Арнольд Х. «Психоанализ, нейробиология и бессознательное Я». Психоаналитический обзор 99.4 (2012): 475–83.PsycINFO. Интернет.
  11. Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты, Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа. (Пересмотренное издание: 1966 г. (США), 1968 г. (Великобритания))
  12. Янг, Кимбалл; Блюм, Джеральд С. (декабрь 1953 г.). «Психоаналитические теории личности». Американский социологический обзор . 18 (6): 714. DOI . ISSN . JSTOR .
  13. Mahmood, Омар М., Sawssan Р. Ахмед. Психологическое тестирование и оценка. Нью-Йорк, Нью-Йорк, США: Routledge / Taylor & Francis Group, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2012. PsycINFO. Интернет.
  14. Хоггард, Лори С., Кристи М. Берд и Роберт М. Селлерс. «Сравнение того, как афроамериканские студенты колледжа справляются с стрессовыми событиями на расовой и нерасовой основе». Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств 18.4 (2012): 329–39. PsycINFO. Интернет.
  15. Джамо, Лиза С., Майкл Т. Шмитт и HR Outten. «Воспринимаемая дискриминация, групповая идентификация и удовлетворенность жизнью среди многорасовых людей: тест модели отторжения-идентификации». Культурное разнообразие и психология этнических меньшинств 18.4 (2012): 319–28. PsycINFO. Интернет.
  16. Берендт, Ralf-Peter (17 апреля 2018). Развитая структура социального поведения и личности человека . DOI . ISBN
  17. Фельман, Шошана. Жак Лакан и приключение озарения: Психоанализ в современной культуре. Издательство Гарвардского университета, 1987.
  18. Спектор, Джек Дж. Эстетика Фрейда: исследование психоанализа и искусства. Лейн, Аллен, 1973.
  19. Сегал, Ханна. «Психоаналитический подход к эстетике». Чтение Мелани Кляйн (1998): 203.
  20. Гловер, Ники. Психоаналитическая эстетика: введение в британскую школу. Карнак Букс, 2009.
  21. Лай, Дж. . Проверено 17 марта 2013 года .

Основные проблемы психоанализа

Основной проблемой психоанализа является невозможность доказательства человеку наличия у него тайных влечений и желаний. Если человек по каким-то причинам не хочет их признавать, их существование доказать не представляется возможным.

Другая проблема заключается в способах решения проблем. Например, метод сновидений кажется людям пережитком прошлого, трактовка снов представляется чем-то, идентичным гаданию. Людям тяжело поверить в его действенность. Не каждый с воодушевлением примет идею о замещении своих сексуальных потребностей интеллектуальной деятельностью (доказать сублимацию людям психологам бывает непросто). То же самое касается и защитных механизмов.

3 уровня психики – оно, я и сверх-Я

Психика имеет 3 уровня:

  1. ОНО. Это инстинкт и влечение, доставшиеся нам от животных. Это наши воспоминания, желания и вытесненные потребности. Все что здесь происходит, мы не можем контролировать. Оно может напомнить о себе через эмоции, сны и т.д.
  2. Я — наша осознанность. Это опыт, знания, убеждения, мысли, все что у нас накопилось в течение жизни. Мы их может контролировать, понимать и управлять ими.
  3. Сверх-Я или наша совесть. Это наши знания о хорошем и плохом, как нужно вести себя в обществе.

Часто низший и высший уровень конфликтуют между собой, а средний пытается их примирить. Всю свою жизнь мы пытаемся найти баланс между инстинктами, моральными ценностями, нормами и запретами. Не всегда удается выдерживать баланс, иногда нас мотает из крайности в крайность. Это опасно. Могут развиться неврозы, комплексы и иные психологические проблемы.

Мы убегаем от своих воспоминаний

Постфрейдисты

Некоторые из учеников Фрейда, ставшие впоследствии психоаналитиками, не соглашались с некоторыми из его теорий, не отвергая их полностью. Постфрейдисты разработали новые версии теории, основанные на подходе Фрейда, которые отражали совершенно иные взгляды на происхождение личности. Интересно отметить, что Фрейд был нетерпим к критике. Когда позже его последователи начали критиковать его теорию, он подверг их остракизму и (буквально) никогда больше не переписывался и не разговаривал с ними. Например, он проявил удивительное равнодушие и безразличие, когда узнал о смерти психоаналитика Альфреда Адлера (разработавшего знаменитую концепцию комплекса неполноценности), который не соглашался с некоторыми аспектами теории Фрейда. Жизнь самого Фрейда вряд ли можно назвать образцом безупречного поведения. Например, у него неоднократно случались странные провалы в памяти, когда речь заходила о статьях, написанных им в юности о свойствах кокаина (в то время кокаин считался полезным наркотиком, и Фрейд использовал его в своей медицинской практике, считая чуть ли не панацеей, пока у одного из его пациентов не развился острый психоз, вызванный кокаином).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Здесь темы рефератов по психологии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологические особенности копинг-стратегий у современных подростков
  2. Национализм, этнические стереотипы и предрассудки — Интерпретации и источники национализма
  3. Взаимосвязь психологического климата коллектива и имиджа организации
  4. Преподавание в начальных классах
  5. Психологические кризисы
  6. Психология в образовательном процессе
  7. Детско-родительские отношения как факт установления доверия в младшем школьном возрасте
  8. Коммуникативные навыки
  9. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха
  10. Сознание как предмет психологии

Структура личности [ править ]

Зигмунд Фрейд утверждал, что личность состоит из трех различных элементов: ид , и суперэго . Ид — это аспект личности, которым движут внутренние и базовые побуждения и потребности. Обычно это инстинкты, такие как голод, жажда, влечение к сексу или либидо. Ид также является бессознательным и проистекает из наших инстинктивных способностей. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия , избегая боли и ища удовольствия. Из-за инстинктивного качества id оно импульсивно и часто не осознает последствий своих действий. руководствуется принципом реальности. Эго работает, чтобы уравновесить ид и супер-эго, пытаясь реализовать драйв id наиболее реалистичными способами. Он направлен на рационализацию инстинктов id и удовлетворение побуждений, которые приносят пользу человеку в долгосрочной перспективе. Это помогает отделить реальное и реалистичное от наших побуждений, а также реалистично относиться к стандартам, которые Супер-Эго устанавливает для человека. Кроме того, Эго — это то, как мы видим себя. Это осознанно, но не всегда верно. Например, кто — то может поверить , что они являются наиболее перспективным в мире человеком, однако это всего лишь мнение , они есть , и не все согласятся с этим belief.The суперэгоруководствуется принципом морали. Он действует в связи с нравственностью более высоких мыслей и действий. Вместо того, чтобы инстинктивно действовать как Оно, Суперэго действует социально приемлемыми способами. Он использует мораль, осуждает наше чувство неправильного и правильного и использует чувство вины для поощрения социально приемлемого поведения. Кроме того, Суперэго исходит от людей, которые нас окружают. Они влияют на то, во что мы верим и на что смотрим, поэтому все может быть по-разному в зависимости от того, как вы были воспитаны, и от культуры, в которой вы жили. Суперэго также отвечает за поиск золотой середины между Ид и Эго. Иногда Ид может быть чрезмерно доминирующим, когда есть гуманистические побуждения. Эго может быть очень нереалистичным с точки зрения того, как мы смотрим на себя.

Карл Юнг: наследник и отщепенец

Молодой психиатр Юнг прочитал «Толкование сновидений» и был глубоко потрясен идеями Фрейда. Но врач также подвергал критике некоторые аспекты теорий. Встреча с Фрейдом глубоко впечатлила молодого специалиста, Фрейда знакомство также глубоко поразило.

Между двумя врачами установилась крепкая эмоциональная связь. Примерно в это же время Фрейд все чаще ассоциирует себя с Моисеем от науки. В 1910 создается Международная психоаналитическая ассоциация, президентом которой становится Юнг. По предложению Фрейда Юнг получал право назначать и низлагать аналитиков, проверяя их работы перед публикацией.

Отношение Фрейда к Юнгу наилучшим образом отражается в проходящей ремарке мемуаров о Фрейде: «Лицо Фрейда озарялось, когда бы он ни говорил о Юнге: «Это мой любимый сын, которому я благоволю». Слова взяты из Библии, что говорит о самоидентификации Фрейда не только с Моисеем или Мессией, но с самим Богом .

Разрыв между учителем и учеником произошел во время совместной рабочей поездки в США, когда Фрейд заявил, что не может рассказать Юнгу личную трактовку своих снов, «чтобы не рисковать авторитетом в глазах преемника». Как потом отметит Юнг, именно это событие станет толчком к его отстранению от фрейдизма. Насколько точно это воспоминание отражает действительный поворотный пункт во взаимоотношениях, неизвестно, но совершенно очевидно, что Юнг потерял веру в человека, в которого верил, как в бога .

Чтобы отстранить Юнга от руководства движением психоанализа, Фрейд и его соратники организовывают массированную кампанию по дискредитации Юнга как психоаналитика. Фрейдисты рисуют Юнга как современного Иуду, предавшего учение.

Возникает отдельное движение юнгианской психиатрии, которая более открыто рассматривает роль религий в психике человека. Глубинной причиной конфликта является побег Фрейда от собственной религиозности.

Чем больше он отрицает реальность своей религиозной личности, тем более он старался представить собственные квази-системы как научные конструкции. Отказ от принятия собственных верований расстраивал наиболее значимого последователя, который открыто выражал собственную религиозность.

Разрыв с Юнгом, по воспоминаниям Анны Фрейд, стал единственным конфликтом, из-за которого ее отец впал в депрессию, обнажив тем самым незащищенность своих позиций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: