Король обезьян

Наименования

Внук Обезьяны (孫 猴子Sun Houzi ), подразумевает Нашего Предка Обезьяну, поскольку он старше всех людей, имеет несколько имен:

  • Каменная обезьяна (石 猿Shixin или石猴 Shihou ), имя дано при рождении
  • Красивый король обезьян (美 猴王Mei Houwang ), имя, данное его друзьями обезьянами, когда они провозглашают его королем
  • Внук (孫Солнце ), переведенный как «Сингет», потому что это имя было дано ему из-за его сходства с синограммным омофоном 猻солнце «обезьяна»
  • Осознавая пустоту (悟空Wukong ), имя, данное его учителем 普提祖師 Putizushi или 普提Xuputi (Subhûti), по сей день его самое известное имя.
  • Сладкий помощник лошадей (弼馬温Bimawen ), переводится как «эпизоолог» или «министр лошадей», титул, данный Небесами.
  • Великий Равный Святой Небес (齊天 大聖Qitian Dasheng ), самопровозглашенное имя
  • Его чаще называют Великим Святым (大聖Dasheng ) божества, которых он встречает.
  • Неугомонная или Духовная Обезьяна (心 猿Синьюань ) из-за его постоянной неугомонности
  • Глаза огня и золотые ученики (火眼金睛Хуоянь Цзиньцзин ) после его пребывания в печи Чуу Лаоцзы
  • Металлическая обезьяна (金 猿Jinxin )
  • Новичок (儒 (Ru) Шамен )
  • Тот , кто ходит или Тот , кто Practices (путь) (行者Xingzhe ), ложно переводится как «Путешественник», название , данное三藏Sanzang , когда они встретились, его однокурсники называли его старший брат
  • Золотой Бессмертный Высшего Единства (太 一 金 仙Taiyi Jinxian ), имя, данное некоторыми монстрами
  • Будда Победы в битве (鬥 戰勝 佛Dou Zhansheng Fo ), имя, данное Буддой в конце его пути

Мохнатый король

Несмотря на сходство с человеком — а,
возможно, именно благодаря ему, — обезьяна далеко не самый частый герой древних мифов. Исключением служат лишь индуистские предания, в которых одну из центральных ролей занимает Хануман — обезьяноподобный отпрыск бога ветра Ваю.

Хануман унаследовал от отца сверхъестественные способности и с детства
отличался любовью к проказам и знаниям. Однажды он попытался съесть Солнце, приняв его за аппетитное манго, а
впоследствии стал учеником бога Солнца Сурьи, у которого перенял множество
полезных умений. Впрочем, наслаждался ими Хануман недолго — одной из
своих проделок он навлёк на себя гнев
мудрецов, которые наложили на проказника необычное проклятие: он забыл
о своих талантах и без напоминаний не
мог ими пользоваться.

В индийском эпосе «Рамаяна» Хануману отводится одно из ключевых мест — он выступает в роли верного друга и надёжного соратника Рамы. Вряд ли тот
сумел бы одолеть злобного Равану без
находчивости и необычных талантов
бога-обезьяны.

Считается, что именно Хануман послужил прототипом для царя обезьян
Сунь Укуна — главного героя классического китайского романа шестнадцатого века «Путешествие на Запад». Сунь
Укун появился на свет из камня, который был частью первозданного Хаоса.
По соседству с местом его рождения — Горой плодов и цветов — обитало племя обезьян, к которому Сунь Укун не замедлил присоединиться и вскоре,
отыскав для них новый дом, был провозглашён царем.

В отличие от своих друзей, которые во главе с Рамой
вскоре после победы перебрались в небесные обители,
Хануман предпочёл остаться на Земле.

Чтобы держать царя обезьян в узде, Сюаньцзану пришлось надеть тому на голову волшебный обруч.

Хотя Сунь Укун обладал множеством
сверхъестественных талантов, он был,
подобно всем своим подданным, смертным, и мысль о грядущем небытии очень
его тяготила. Надеясь исправить этот
недостаток, Царь обезьян отправился
путешествовать: он освоил человеческую речь и культуру, а затем отыскал
патриарха-даоса, к которому поступил
в ученики. Смышлёный примат овладел
магией, научился менять облик, создавать своих двойников и путешествовать
со скоростью ветра.

Излюбленное оружие Сунь Укуна — магический посох,
который может менять размер по желанию хозяина.

Сунь Укун стал одним из самых могущественных созданий на земле, а вскоре
обрёл и желанное бессмертие, вычеркнув
собственное имя и имена своих подданных из «Книги мёртвых». Чтобы как-то
утихомирить распоясавшегося царя обезьян, боги пригласили того на Небеса,
но всего лишь хранителем местных конюшен. Обиженный
столь пренебрежительным отношением, Сунь Укун разошёлся
пуще прежнего и попытался взять Небеса штурмом. В тот раз конфликт удалось
разрешить полюбовно, но вскоре боги
«забыли» пригласить мохнатого нахала
на пир, а Сунь Укун в отместку обобрал
столь негостеприимных хозяев Небес и
сбежал в родные горы, готовясь поднять
новое восстание.

В экранизациях
и играх Сунь Укуна
зачастую лишают
обезьяньих черт.

Революционная карьера Сунь Укуна
завершилась бесславно: одолев стотысячную армию Небес, в итоге он всё-таки был повержен благодаря хитрости
Будды, который заточил бунтовщика в
подгорной темнице. Пять сотен лет царь
обезьян томился в плену, пока его не
освободил монах Сюаньцзан, которому предстояло совершить путешествие
в Индию за священными буддийскими
свитками и требовалась защита. Царь
обезьян помог монаху достичь своей
цели и благополучно вернуться на родину, а тот, в свою очередь, сумел перевоспитать хвостатого авантюриста. По
возвращению из путешествия Сунь Укун
получил от богов вожделенную награду
и удостоился статуса будды.

Изображение трех обезьян

Три обезьяны ныне разошлись практически по всему миру, они изображаются в сувенирной продукции и на бытовых предметах, используются в виде украшения интерьеров и в садовой скульптуре, во многих населенных пунктах мира есть памятники трем обезьянам, их используют уличные художники в граффити и карикатуристы в политической сатире, из можно встретить на монетах Сомали и авторских русских матрешках. Невозможно описать все варианты, поэтому попытаемся ограничиться лишь некоторыми классическими решениями.

Варианты композиции

Разрозненные фигуры

Начиная с классических обезьян из Никко художники могут изображать обезьян отдельно, не ограничивая общей позой или расположением. Такое решение оставляет много свободы, позволяет разместить фигуры живее и непринужденнее.

Три обезьяны. Гипс Три обезьяны. Имитация слоновой кости
Три обезьяны. Имитация бронзы  

Трое в ряд

Более статичный вариант — расположение фигур в ряд, строго анфас к зрителю. Такие композиции встречались на монументах Косин.

Три обезьяны. Литье Три обезьяны. Резьба. Самшит

Тесная группа

Три обособленных фигуры слишком разобщены, поэтому художникам зачастую хочется показать более тесную связь, общность трех принципов-отрицаний. Один из возможных способов взаимодеиствия — при котором обезьянки друг другу закрывают уши, рот и глаза. Один из факторов, толкнувших композицию к центростремительному объединению — использование трех обезьян в виде нэцкэ. Нэцкэ (нэцукэ) — деталь одежды, брелок, позволяющий к поясу кимоно на шнуре подвешивать носимые вещи, например, кошелек или письменные принадлежностей (карманов-то у кимоно нет). Функциональное назначение определяет габариты и требования к форме нэцкэ: брелок должен быть округлым и умещаться в кулаке. Три отдельные фигуры укладываются в такие требования плохо. Обезьян и сажают друг на друга, и прижимают друг к другу спинами, и заставляют скататься в единый комок.

Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба Три обезьяны. Резьба. Самшит Три обезьяны. Нэцкэ. Резьба
Три обезьяны. Цуба (гарда японского меча катана). Приводится по: Скраливецкий Е. Б. Цуба — легенды на металле. -Спб.: ООО «Издательство Атлант», 2005.-328 с.: ил. ISBN 5-98655-015-3

Один за всех

В любом случае композиция иэ трех обезьян оказывается визуально перегруженной для формата нэцкэ, но резчики выработали «облегченный» вариант: всего одна обезьянка использует все свои четыре лапы, чтобы прикрыть глаза, уши и рот (глаза и рот передними, а уши задними конечностями).

Для единственной обезьяны, замещающей сразу трех, известно имя автора-изобретателя композиции. С достаточной долей уверенности можно назвать мастера Масацугу Кайгёкусая (懐玉斎正次) из Осаки, творившего в XIX в. Любопытно, что такая композиция, вроде бы, повторялась и в России в мастерских Карла Фаберже.

Четвертый лишний

Довольно часто можно встретить группы обезьян, расширенные за счет четвертой, а то и пятой фигурки. «Лишняя» обезьянка или прикрывает промежность и называетя либо «не делать» (зла), либо «не получать удовольствия&raquo. Или обезьяна сидит спокойно, не от чего не загораживаясь (встречается название «не думать»). Сложно сказать, когда и где произошла добавка, но, вряд ли давно и вряд ли в Японии.

Собезьянничать

В Японии появились композиции, повторяющие трех обезьян, но без обезьян, например, картинки с гейшами «не вижу, не слышу, не произношу». И в настоящее время принято «обезьянничать»: достаточно в крупных интернет-сервисах хранения фотографий (вроде Flickr) задать запрос «three wise monkeys» или «see no evil», чтобы увидеть лица сотен и сотен людей. А сувенирная промышленность в позы обезьян сажает кого угодно, можно найти «обезьяньи» группы чуть ли ни всех представителей фауны или персонажей массовой культуры.

Не существует какого-то одного принятого порядка следования обезьян в композиции. Достаточно посмотреть на обезьян из Никко и сравнить их со стелой косин-то или приведенными фотографиями современных работ.

Отрицательные персонажи

Как и в любой культуре, в китайской не обошлось без злых сил, и существует постоянное противостояние божеств и демонов. Можно выделить несколько злодеев:

Чжун Куй – главный демон, можно сказать, предок остальных злых духов. Изображался он весьма необычно – в образе алой дубинки с острым навершением. Он судит души усопших. Его изображение нередко вешают над входом и выходом, а также используют в различных обрядах магии.

  • Яньван – правитель в царстве мертвых, вершащий суд над усопшими и назначающий наказания.После приговора душа отправлялась к одному из 10 судей: 8 из них исполняли приговор, а 2 распределяли души по новым воплощениям.
  • Чжан Тяньши – повелитель всех злодеев и бесов.
  • Ман – змеиный король, представляющийся в драконьем обличии, имеет четыре пальца.
  • Гуй – оборотни, которых не принимает земля, их души ходят неприкаянными, потому что в прошлой жизни они умерли неправедной смертью или совершили суицид.
  • Сао Ян – огромные, но несообразительные людоеды. Они ловят тех, кто заблудился, но от них несложно сбежать.
  • Яоугай – духи животных, с которыми плохо обращались, и теперь они хотят отомстить.
  • Куцинэ – животные-оборотни. Но в Китае это не волки, как мы привыкли, а лисы. Также встречаются дикие кошки.

Ба – дух засухи, которого очень страшились все крестьяне.

Он существует везде, где прославляется Рама

Вскоре после того, как Сита была успешно спасена, и для Рамы и Ванара настало время разойтись, Хануман, который не мог вынести мысли о разлуке, горячо молился, чтобы его привязанность к Раме никогда не исчезла. Пока на земле рассказывались повести о приключениях Рамы, Хануман хотел оставаться в живых, чтобы постоянно их слышать. Наслаждаясь славой Рамы, Хануман чувствовал, что ему будет больно, если он не будет находиться рядом с Рамой.

Хануман сказал: «Я смиренный посланник Шри Рамы. Я пришел сюда, чтобы служить Раме, выполнять Его работу. По повелению Господа Рамы я пришел сюда. Я бесстрашен по милости Господа Рамы. Я не боюсь смерти. Я приветствую ее, если она приходит во время служения Господу Раме».

В обмен на его безусловную любовь Господь Рама дал ему вечную жизнь и пообещал, что ему будут поклоняться так же, как и Раме.

Каждый год в день рождения Ханумана многие читают Хануман Чалиса, один из самых популярных религиозных гимнов Хануману, в надежде призвать силу Ванара не только в материальных достижениях, но, что наиболее важно, в духовных. Однако, чтобы получить благословение Ханумана, рекомендуется регулярно обсуждать приключения Рамы

Однако, чтобы получить благословение Ханумана, рекомендуется регулярно обсуждать приключения Рамы.

Атрибуты

Обученный даосским мастером, он переживает 72 превращения, но иногда его торчащий волосатый хвост указывает на его истинную природу. Он может стать гигантом, как очень маленький; превратиться в насекомое. Если он выдергивает один из своих волосков, жует его и выплевывает, он может размножаться до бесконечности; если он добавит к нему кровь, он сможет создавать клоны не только самого себя, но и других. Он может перепрыгнуть через облака и таким образом покрыть сразу 108 000 лилий, что позволяет ему далеко уйти в поисках помощи во время своего путешествия; очень сильный, он может противостоять целой армии, но иногда его можно настигнуть. Пережив разрушительный огонь божественной печи восьми триграмм Лаоцзы через 49 дней , его глаза приобрели способность распознавать полиморфных демонов в их различных аватарах. Благодаря священному пламени печи он обретает трансцендентное видение, за которое он получил прозвище: Глаза Огня и Зрачки золота . Это то, что иногда приводит его к некоторым разногласиям со своим учителем Сандзаном , который с трудом может в это поверить, но сам признает свои пределы: он больше не боится огня после неудачи в печи Лаоцзы, но он боится. Сохранил слабость и страх. для дыма он может видеть до 1000 лилий днем ​​и только 300 ночью. Чтобы контролировать свою безмерную энергию и направить свой воинственный характер, он заставляет его носить золотую повязку на голову, данную бодхисаттвой Гуаньинь , которая при чтении молитвы может сжиматься и, таким образом, причинять ему сильную боль, сжимая его голову, если его действия окажутся доказанными. противоречить «заповедям Будды» и принципам буддизма.

ВС Укун признается, что 800 лет , когда он ел персики Небес и иметь 27,000 сегодня, он не очень высокий, едва Толстоголовый (около 1,30  м (4 ‘  3 » ), он довольно болезненный внешний вид, кожа на его кости, острая голова, впалые щеки, и его часто принимают за герцога грома из-за его удлиненной морды. Именно из-за его небольшого размера и небольшого телосложения монстры, которых он встречает на своем пути, недостаточно ему доверяют; вот что делает его сильным. Его оружие — дубина, неразрушимый посох в золотом круге, весом около 13 500  фунтов (тройской фунт), чье волшебное свойство — бесконечно увеличиваться или уменьшаться до размеров зубочистки, которую он может спрятать в ухе. Эта дубина очень тяжелая, но только Сунь Укун может поднять ее и использовать с такой ловкостью, поскольку ее сила неизмерима. Поскольку он занимал довольно высокое положение в Небесной Иерархии, ему могут подчиняться различные Духи , населяющие планету, поэтому мы часто видим, как он вызывает Герцогов Земли и Духов Гор, чтобы помочь ему, когда в этом возникнет необходимость. сделаны из войлока, а также тысячи других, принадлежащих к китайской мифологии .

В «Путешествии на Запад» есть много ссылок на китайскую космогонию и космологию. Мы говорим о пяти элементах , инь и ян и буддистской , конфуцианской и даосской философиях. Сунь Укуна часто называют обезьяной- духом или металлической обезьяной . Действительно, персонаж Сунь Укун символизирует Металл, где Чжу Бацзе Порсет Восемь бивней представляет Землю, китайский монах Санзанг — Огонь , Ша Хешан — Лес и Дракон, превращенный в лошадь, Лунван Санджун — Воду, которые образуют пять китайских элементов. . То же самое и с Санзаном , Чжу Бацзе и Сунь Укуном, которые представляют три направления китайской мысли  : буддизм , конфуцианство и даосизм соответственно .

Биография

Согласно роману Сунь Укун родился на Горе цветов и плодов (она же — гора Хуаго) из волшебного камня. Вскоре после рождения он напугал Нефритового Императора, ибо его глаза испускали яркие лучи света. Государь приказывает своим слугам выяснить источник, но узнав, что это была волшебная обезьяна, забывает о ней. Сунь Укун же подружился с группой других обезьян; однажды они решили, что тот, кто пройдет через горный водопад, станет их королём. Сунь Укун выполнил условие и был торжественно назван царём обезьян.

Со временем один из друзей Сунь Укуна умер и он решил отправиться на поиски бессмертного, который научил бы его вечной жизни. В итоге он прибыл к даосскому мастеру боевых искусств Пути Чжуши, который и научил царя обезьян большей части его навыков. В дальнейшем Сунь Укун заявился в гости к Царю-Дракону Восточного моря Ао Куану с требованием подарить ему подходящее оружие. Хитрый дракон предложил примату посох Великого Юя, при помощи которого титульный святой укрощал воды. Несмотря на колоссальный вес посоха — шесть с половиной тонн, если что — Сунь Укун легко поднял его, после чего дракону пришлось снабдить его ещё и одеждой — золотой кольчугой, сапогами для хождения по облакам и обручем из красного золота с перьями феникса.

После этого Сунь Укун братается со многими влиятельными духами и демоническими царями, но после смерти оказывается в Преисподней. Однако он легко уходит оттуда, попутно стерев из Книги Жизни и Смерти своё имя и имена всех известных ему обезьян. После этого Нефритовый Император уже не мог игнорировать нахального примата и по его душу был отправлен целый легион небожителей. Сунь Укуну удаётся одолеть армию Небес, и тогда Император решает действовать хитростью: он приглашает царя обезьян на небо и жалует ему «невероятно важный» титул конюха, дабы держать под контролем. Вот только когда до Сунь Укуна дошло, что из него ходят сделать слугу, он выпустил всех лошадей и вернулся домой, где объявил себя «Великим Мудрецом, Равным Небесам». Богам, чтобы избежать открытого конфликта, пришлось подтвердить его титул, но от попыток посадить буйную обезьяну на цепь они отказываться не стали.

В следующий раз Император решил назначить Сунь Укуна хранителем сада, где растут персики бессмертия — и царь обезьян, обожающий данные фрукты, легко согласился. Но продлилась его синекура недолго: однажды в сад пришли семь небесных дев, чтобы собрать персики для грядущего пира, на который Сунь Укуна никто не пригласил. Когда он этим возмутился, сборщицы в открытую засмеялись и заявили, что его титул для богов и небожителей пустой звук. Взбешенный Сунь Укун врывается в зал банкета, где съедает всю еду, а потом крадёт пилюли и персики бессмертия, после чего возвращается домой, готовиться к восстанию.

Взбешённый данным поступком Император посылает за Сунь Укуном всю свою армию, однако Сунь Укун на равных сражается с лучшими воителями небес, в том числе — с племянником Императора, богом-воителем Эрлан-шэнем. В конечном итоге царя обезьян удаётся пленить и его решают сжечь в котле на огне самадхи, способным уничтожить даже существ, сопоставимых по силе с Буддой. Но Сунь Укуну и тут удаётся спастись, выпрыгнув из котла — вдобавок, огонь закаляет его, сделав невероятно сильным и почти неуязвимым, а его глаза получают способность прозревать злых духов. Тогда Император идёт на поклон к самому Будде.

Явившись Сунь Укуну, Будда предлагает спор — царь обезьян должен попробовать выпрыгнуть с его ладони. Если у того получится, ему отдадут небесный трон, если нет — он будет наказан. Сунь Укун легко соглашается и начинает летать с такой скоростью, что достигает края вселенной с пятью огромными столбами. Обезьян чертит на одном из них, что тут побывал Великий Мудрец, Равный Небу, возвращается обратно… чтобы с ужасом узнать, что ему так и не удалось покинуть ладонь Будды. Последний запечатывает Сунь Укуна под горой на пятьсот лет, чтобы научить смирению.

Спустя пять веков монах Сюаньцзан отправляется в Индию за священными книгами, и богиня-бодхисаттва Гуаньинь находит для него учеников-телохранителей. В их числе был и Сунь Укун — а чтобы царь обезьян как можно меньше дурил, ему надевают на голову волшебный обруч, который сжимается и причиняет страшную боль, когда Сюаньцзан читает специальную мантру. На протяжении романа Сунь Укун многажды спасает жизнь монаха, которого постоянно пытались похитить и сожрать различные злодеи — от простых разбойников до королей демонов. Когда же отряд находит заветные книги, его члены получают вознаграждение — в частности, Сунь Укун обретает свободу и титул Будды.

Предисловие

I

Если бы несколько десятилетий назад спросили у любого неспециалиста, как он представляет себе средневековый Китай, тотчас услышали бы привычный набор слов: таинственный, замкнутый, недоступный, «недвижный». Далее последовали бы такие понятия, как Поднебесная империя, Великая Китайская стена, мандарины, бумага, чай, рис, порох, фарфор… Подобное представление возникло у европейцев благодаря венецианцу Марко Поло (1254–1324), и было оно типично средневековым.

В действительности Китай никогда не был таким уж изолированным и обособленным. По сравнению, например, с Японией тех же времен он выглядел своеобразным открытым городом-портом, этаким дальневосточным Танжером. С одной стороны у него были воинственные соседи-кочевники, правда досаждавшие ему и доставлявшие беспокойство (достаточно вспомнить орды гуннов и полчища Хубилая), но с которыми ему приходилось вступать в контакт, а с другой (скажем, на юге и юго-западе) стороны лежали процветающие, богатые страны – как Индия или среднеазиатские государства, которых Китаю просто невыгодно было сторониться, потому что он многое мог перенять у этих древних и высокоразвитых цивилизаций. Китайцы прекрасно понимали это и стремились установить с ними связи с незапамятных времен.

Уже со II века до н. э., в эпоху династии Хань, между Китаем и странами Центральной Азии установились первые торговые и культурные отношения. Караваны с шелком, железом, драгоценными металлами, лаковыми изделиями отправлялись в Индию, Бактрию, Согдиану и дальше на запад. В свою очередь, оттуда в Китай привозились предметы искусства и быта, редкие плоды и фрукты, драгоценности. Ввозилось стекло, пряности, косметика, ореховое дерево и проч. Этот процесс взаимного обмена и обогащения интенсивен и в поздние времена – например, в период правления династии Мин (1368–1644).

В первой половине XV века минские правители, отразив очередной натиск своих воинственных северо-западных соседей, сумели также обуздать морских пиратов. Эти военные успехи позволили им устремиться на юг и в значительной степени расширить свое влияние в странах Юго-Восточной Азии. Именно тогда в Южные моря была отправлена знаменитая армада флотоводца и дипломата Чжэн Хэ, своеобразного китайского конкистадора. Шестьдесят два вооруженных корабля с тридцатитысячным войском и большим грузом отплыли от берегов Китая. Чжэн Хэ совершил семь экспедиций. Он побывал более чем в двадцати странах, его корабли огибали Индийский полуостров и доходили до берегов Африки. Связи со странами Южных морей расширились неизмеримо. В Китай хлынул поток ценных товаров и сырья, приезжали десятки и сотни торговцев, переселялись искусные ремесленники. Правда, не все страны, где побывали корабли Чжэн Хэ, добровольно вступали в сношения с Китаем. Об этом свидетельствует то, что Чжэн Хэ привозил в Китай не только посланцев стран, вынужденных признать суверенитет Китая, но также и заложников, представителей местной знати, и не раз даже самих непокорных правителей.

Одновременно с материальным обменом (иногда даже его опережая) с давних времен происходил обмен духовными ценностями между другими странами и Поднебесной империей. Этому в значительной мере способствовали странствующие монахи и подвижники, которые несли в Китай буддийское учение, манихейство, христианство. Из Китая устремились на запад, в Индию, своеобразные ходоки – носители веры, дабы приникнуть к источнику буддизма и поклониться святым местам. В дальние края ехали путешественники, стремившиеся познать новый мир.

Наиболее известным из первых китайских странников был Чжан Цянь, который еще во II веке до н. э. во главе посольства побывал в государстве Сюнну (гуннов), в Центральной Азии, посетил много стран этого района и собрал первые ценные сведения об их народах и культуре. О Чжан Цяне писал знаменитый историк древности Сыма Цянь.

Обезьяны в мифологии и культуре разных народов

Остров Обезьян (Китай, Nanwan)

В некоторых этносах встречаются истории противоположные по смыслу тому, что человек – это эволюционировавшая обезьяна.

По приданиям, были африканские племена, изгнанные в леса за людоедство, которые дичая и деградируя там, вконец теряли человеческие качества и становились обезьяноподобными животными.

Зулусы рассказывали про племя чудовищно ленивых людей, которые, решив жить за счет чужого труда, перестали обрабатывать землю, покрылись шерстью, а их мотыги за неиспользованием превратились в хвосты.

Даже в древнегреческой мифологии упоминается некий «обезьяний остров», где жили керкопы — бывшие люди, превращенные Зевсом в обезьян – за их постоянную гнусную ложь.

В общем, идея подобных историй понятна: когда человек отказывается от собственной разумной природы, нарушает предписанные ему богами правила, — он дичает. А точнее, становится наиболее похожим на него животным – обезьяной.

Видимо поэтому во многих культурах, особенно в западной, эта зверюшка воспринимается порочной карикатурой на человека, наделенной низменным характером и дурацким поведением.

В христианстве обезьянам приписывалась дьявольская злокозненность. Дошло до того, средневековые художники, которые «смеют думать, что они могут тягаться с природой» изображались в виде мартышки, решившей уподобиться Богу.

Но есть и иные варианты человеческого отношения в этому животному, особенно на востоке…

В культуре Тибета считается, что именно от священной обезьяны произошел их народ, а именно шестеро предков-родоначальников. Здесь особенно почетно иметь этот тотем — собственным или племенным. И более того, та же священная обезьяна воплотилась в Авалокитешвару, после чего начался её цикл воплощений в Далай-ламах.

Если использовать так называемую ченнелинговую информацию, то еще Хозе Аргуэльес рассказывал о Вселенной разумных обезьян, возглавляемой благородным владыкой Тутмозисом и царицей Гипнезией:

В земной мифологии существует Хануман – индуистское обезьяноподобное божество, которого почитают как наставника в науках и который приходился сыном богу Ветра.

Культ Ханумана – один из самых распространенных по всей Юго-Восточной Азии, что приносит особое раздолье макакам. В Индии и Тайланде построено множество храмов, где почитают священных обезьян, что гарантирует местным резусам безопасность и бесперебойную кормежку:

В Тайланде и Гонконге обезьяний царь носит имена которые буквально означают «обезьяна равная небу» и «обезьяна-дух».

Китайским современным аналогом Ханумана является «каменная обезьяна» — путешественник и великий мудрец Сунь Укун. Это литературный персонаж У Чэнъэня из романа «Путешествие на Запад», которого изначально больше всего интересовало обретение бессмертия.

Но при всех своих знаниях и магических умениях, Сунь Укун все же почил «в битве» с алкоголем. На том свете вел себя непоследовательно, приобрел характер трикстера: хитрил, воровал, развлекался, скандалил — в общем, вел себя как типичная мартышка.

Более подробно о богах-трикстерах читайте в статье «Боги разума и знаний».

Египетское божество мудрости Тот одним из своих священных животных имел павиана. Позднее, переодеваясь в этот образ, Жрецы Египта осуществляли празднования в честь фараонов.

Стоит напомнить о стиле обезьяны из древней китайской культуры. Эта оздоровительная система движений была разработана известным врачом Хуа То — как часть «Игры пяти зверей», призванной укреплять здоровье.

В боевом искусстве кунг-фу стиль обезьяны соединяет в себе различные приемы нападения и обороны, отличающиеся скоростью реакции, гибкостью, активностью и находчивостью. Человек, желающий освоить этот боевой стиль, вживается в характер обезьяны, с присущими ей особенностями проявлений:

Ещё один экзотический момент, якобы присущий некоторым восточным и африканским культурам – питание обезьяньими мозгами (считается, что это блюдо помогает восстановить сексуальную мужскую силу).

Подобный эпизод вы могли видеть в фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы»

Однако на деле, обычай поедания мозга обезьяны:

  • или не подтверждается в массовой культуре питания, так как, возможно, является устаревшим и слишком экзотичным;
  • или максимально дорог и осуществляется нелегально;
  • или используется в качестве сугубо ритуальных блюд у очень небольшого количества народов.

Литературный персонаж

Согласно легенде, Sun Wukong рождается из волшебного камня. Из него появляется яйцо, которое в итоге превращается в каменную обезьяну. Она может ползать и ходить, а при открытии глаз два луча золотого света стреляют в дворец и поражают Императора. На горе Сунь Укун подружился с разными животными и присоединился к группе других обезьян. Рядом находился ручей, через который племя находит водопад. Они решают, что тот, кто пройдет через него и вернется, станет их царем. Каменная обезьяна прыгает в водопад и находит мост с пещерой. После этого ее провозглашают Королем обезьян.

Красивый Король Обезьян (Mei houwang, 美 猴王) управляет островом почти четыреста лет, прежде чем мысль о надвигающейся смерти начинает вызывать у него беспокойство. Один из его советников предполагает, что надо найти даоса, чтобы тот научил короля секретам вечной жизни. От него он и получил свое имя Sun Wukong, что означает «обезьяна, познавшая пустоту». Бессмертный преподает ему 72 метода небесной трансформации или бесконечные способы изменения его формы и размера. Царь обезьян получает всевозможные магические заклинания для управления богами и духами, обучается боевым искусствам и, самое главное, внутреннему методу дыхания, который приводит к его бессмертию.

История Сунь Укуна очень длинная и захватывающая. Один из самых важных китайских литературных персонажей по происхождению из легенд Белой Обезьяны из китайского царства Чу (700-223 до н.э.), где почитали гиббонов, особенно белых. Легенды породили истории и мотивы искусства во времена династии Хань. Это способствовало росту персонажа Sun Wukong. После «Путешествия на Запад» герой появляется во многих последующих историях и адаптациях. К слову, в повествовании У Чэнъэня главным считается монах Сюаньцзан, отправившийся в Индию. Но Царь обезьян, охраняющий его, проявляет себя гораздо ярче.

Мифология и искусство

В древности литература китайцев не достигла особого развития, а потому мифы нашли отражение не столько в народном литературном творчестве, сколько в авторских произведениях конкретных писателей, философов и поэтов. В Средневековье начали развиваться рассказы даосизма и легенды буддизма с поправкой на китайскую культуру.

В XII-XIII столетия на даосских и буддийских мотивах была построена музыкальная драма. Также различные мифические существа нашли отражение в живописи – их изображали на ткани, посуде, простых лубочных картинах и на фасадах. При этом главными живописными персонажами становились разного рода драконы, Нюй-ва, Фуси, а также Ма-гу – бессмертная из пантеона даосизма, спасавшая людей.

Ма-гу — даосская богиня долголетия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: