История дизайна. 1930–1940-е годы

Неоднозначность: стиль или стили?

Цель архитектуры тоталитарных режимов состоит, в частности, в выражении воли этих режимов к установлению превосходства коллектива над индивидуумом. Это выражается в монументальной архитектуре и возрождении классических греко- римских архитектурных ценностей .

Однако реальность более сложна, и архитектура тоталитарных режимов не сводится к парящим колоннадам стадионов в пропагандистских фильмах .

  • Прежде всего, модернизм и традиции в архитектуре взаимопроникновались в течение 1930-х годов. Профессор архитектуры Бертран Лемуан объясняет (о Всемирной выставке 1937 года ): «Было бы слишком схематично противопоставлять классицизм и модернизм, потому что в 1937 году, как и в 1930-х годах , тенденция к интеграции между ними довольно сильна ».
  • Затем тоталитарные режимы реализовали несколько архитектурных стилей, последовательно или параллельно, не без споров, внутренних конфликтов или двусмысленностей.

СССР

Советская архитектура 1920-х годов, как и искусство того времени в целом, представляет собой грозно новаторскую авангардную архитектуру с такими людьми, как Татлин , Родченко , Мельников .

Искусство и архитектура стали поистине «тоталитарными» в СССР с приходом к власти Сталина , который намеревается составить конкуренцию американским даунтаунам и навязывает огромные небоскребы в стиле сорела, как Университет Ломоносова и его копии, построенные в государствах-сателлитах в Варшаве в Польше. , Прага в Чехословакии , Бухарест в Румынии , Рига в Латвии и Шанхай в Китае .

Советский Союз также в значительной степени опиралась на современном движении 1930 — х годов , в частности работы Огюста Перре .

Фашистская италия

Квартал евро — Рим.

Итальянский фашист также относится к международному стилю , которые могут быть обнаружены в ходе реализации Дома фашизма в Комо архитектор Терраньи . К югу от Рима ( Понтийские болота ) появились новые города : Латина , Понтиния , Сабаудия . Здания суда Милана или Палермо . Мраморный стадион в Риме более историзирующий.

Фашистская архитектура отмечена борьбой между рационалистическим течением (воплощенным движением MIAR) и историческим течением (влияние Кирико , архитектора Джованни Муцио и т. Д.).

Нацистский режим

Нацистская архитектура была разделена на несколько стилей, специализирующихся на разных социальных функциях и, возможно, противоречащих друг другу. Историк искусства Кеннет Фрэмптон говорит в этом отношении о «стилистической шизофрении».

Эти основные стили:

Неоклассическая архитектура для государственных зданий. Примеры являются Reichsparteitagsgelände для празднования партии Нюрнберга в 1937 году , то новая канцелярия из рейха в 1938 году , проект Germania в 1939 году , и т.д.). Он вдохновлен Джилли , Лангхансом и Шинкелем . В основном его поддерживают Людвиг Трост (работает в Мюнхене) и Альберт Шпеер .

Жаргоне архитектура ( Heimatstil ) или современный функционализм для жилищного строительства

Стиль, отмеченный, в частности, важностью крыши домов для ее укоренения. Это, например, жилье для рабочих Heinkel, построенное фирмой Rimpl в Ораниенбурге в 1936 году

Его воплотил архитектор Пауль Шульце-Наумбург .
«Германский» нео-средневековый стиль для политических школ нацистской партии ( Ordensburg ). На самом деле нацистские идеологи не могли полностью удовлетвориться монументальной архитектурой неоклассических решений, латинской и средиземноморской сущности.

Популярный псевдо оформленный в стиле рококо для популярных для проведения досуга Kraft Дурхом Freude ( KDF ) (театры, лодки и т.д.).

Политические, социальные и художественные особенности тоталитарной архитектуры Италии, СССР, Германии и других стран

Идея обновления «классической» архитектуры и её «адаптации» к новой эпохе — эпохе революций одновременно возникла в 1920-е — 1930 — е гг. у архитекторов и у лидеров разных стран. Каждая из сторон видела возможность реализации своих целей и задач: власть — утверждение через монументальную архитектуру новой идеологии, художники — исполнение самых грандиозных утопических замыслов при официальной поддержке и государственном финансировании.

Идеологическая культурная политика- итальянского фашизма определилась быстрее, чем утвердился его государственный строй. Кумир интеллектуалов -литератор Габриеле Д Аннунцио, возмущённый малодушием королевского правительства, похоронившего идею превращения Италии в могучую и великую державу в начале XX века, охотно стал одним из политических наставников будущего Дуче.

Многие достижения итальянских художников и архитекторов пришлись именно на период фашизма. В отличие от других тоталитарных стран, свобода художников в фашистской Италии ничем не ограничивалась даже тогда, когда героем произведения становился сам Муссолини. Убедиться в этом можно, посмотрев работы выставлявшиеся в Эрмитаже на выставке «Футуризм. Новеченто. Абстракция» (2005 г.). Само слово «футуризм» пришло из Италии и в Россию — у нас, правда, его предпочитали называть «кубофутуризмом». Именно с футуризма, прославлявшего дерзость, бунт и неукротимую энергию, началась новая эра итальянского искусства.

Движение футуристов, возглавляемое У.Боччони, Ф.-Т. Маринетти и Сант Элиа, явилось реакцией на эклектику, царившую в искусстве и архитектуре после воссоединения итальянского королевства. Футуристическое искусство, правда, было довольно рано занесено в разряд «священных», чем обречено на умирание. У. Боччони и А. Сант Элиа погибли ещё во время I мировой войны. Остальные лидеры движения трансформировались в чиновников. Архитектору В. Марки предложили место директора Сиенской Академии, художнику П. Риццо -профессора кафедры живописи в Палермо. Ф. Маринетти возглавил Римскую Академию и, формально, представлял собой единственный сохранившийся форпост футуризма. Он даже издал, по аналогии с манифестом 1818 г., в 1931 году еще один «Манифест священного футуристического искусства» — типичный для этого времени симбиоз «идеологии будущего» и фашистского национализма. Идеальные контексты футуристической архитектуры, описанные в статьях и эссе, абстрактно утверждали мечту о будущем «механистическом великолепии», но пи стиль, ни формы не были определены даже самими законодателями. Поэтому, на рубеже XX века итальянская архитектурная школа почти не предложила смелых и инновационных решений, за что историки архитектуры упрекают ее в «провинциальности», подчеркивая отдаленность от мировых художественных процессов. Архитекторы черпали вдохновение в истории, детально прорабатывали фасады в традициях эклектики, и, в основной массе, оставались в стороне как от инженерных открытий, сделанных в конце XIX века, так и от эстетических исканий северного модерна. Критики оправдывали это «исторически сложившимся синьерским характером» построек в крупных городах Италии. В начале XX века именно Рим превратился в эпицентр научной жизни антиковедов и историков архитектуры, сюда стекалось множество специалистов из Европы и Америки, благодаря, прежде всего, археологии. Сама научная жизнь отличалась необычайной интенсивностью и напряженностью. Среди многочисленных научных обществ и академий выделялись французская Ecole de Rome, Кайзеровский археологический институт и римская Академия Деи Линчей.

Ар-деко

Ар-деко появился гораздо раньше тридцатых, но именно в эти годы достиг апогея. Это помпезный, масштабный стиль, в котором использовались растительные и геометрические орнаменты. Ар-деко вдохновлялся античностью и экзотикой.

В двадцатые стиль стал укрепляться в архитектуре — во многом благодаря Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 года, которая проходила в Париже. После Первой мировой войны экспозиция стала глотком свежего воздуха, возможностью высказаться (показать работы) дизайнерам из разных стран.


Открытка с видом парижской Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств, 1925 годФото: Wikimedia Commons

В 1927 году также во Франции появился знаковый проект — трансатлантический лайнер «Иль де Франс», который был первой ласточкой применения ар-деко в техническом сооружении. Вторым и ещё более выдающимся примером (в некотором смысле даже символом стиля ар-деко) стал французский трансатлантический лайнер «Нормандия», спущенный на воду в 1935 году. На момент постройки это было самое большое и быстрое пассажирское судно в мире.

В «Нормандии» завораживало всё: от афиш вояжей (они оказали огромное влияние на становление ар-деко в графическом дизайне) до особой формы корпуса, которая была разработана русским инженером Владимиром Юркевичем.


Трансатлантический лайнер «Нормандия», 1935 г. Фото: Wikimedia Commons
Постер вояжа трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г. Для ар-деко в графическом дизайне характерна симметричная композиция, использование градиента и приглушённых цветовФото: Compagnie Générale Transatlantique / Wikimedia Commons
Спальня первого класса лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Wikimedia Commons

Особое место занимал главный зал-ресторан. Над его оформлением (как и над всем интерьером лайнера) трудилась целая бригада первоклассных дизайнеров, среди которых был суперзвезда того времени — Пьер Пату.


Главный зал трансатлантического лайнера «Нормандия», 1935 г.Фото: Public Domain

Трансатлантические лайнеры — это средство передвижения, вмещающее огромное количество людей и соединяющее страны, поэтому стиль ар-деко очень быстро распространился почти на всех континентах.

В новом свете главным преемником и протагонистом стиля стали США. В Америке акцент делался на типичных для этого континента мезоамериканских культурах (ацтеки, майя), а также на аэродинамических формах.

Одна из мощных ветвей американского ар-деко — стримлайн (правда, некоторые специалисты считают его независимым явлением). Стримлайн вдохновлялся техническими достижениями времени, в частности небывалыми скоростями, которые требовали обтекаемой формы предметов. Эта эстетика проявила себя в разных областях дизайна — от мелкой бытовой техники до классических американских дайнеров и небоскрёбов.

Неоклассическая монументальность: тоталитарная архитектура или стиль 1930-х годов?

Концепция тоталитарной архитектуры основана на сходстве, наблюдаемом между некоторыми достижениями фашистского, нацистского и советского режимов, как в количественном отношении (большой период общественного строительства, размер памятников), так и в качественном отношении (возобновление неоклассических элементов, интегрированных с элементами современной архитектуры ). .

Тоталитарные режимы на самом деле придают большое значение архитектуре как зримому выражению как «революции» в процессе, так и ценностей режимов (примат сообщества или коллективности над индивидуумом, порядок, слияние вокруг единого проекта. , так далее.). Ленин говорил еще в 1918 году, когда не было речи о тоталитаризме, о «монументальной пропаганде».

Ассимиляция неоклассицизма 1930-х годов тоталитарным режимам подвергается критике со стороны тех, кто предпочитает вызывать «стиль 1930-х годов». Последние указывают на то, что современные постройки в странах, не подпадающих под тоталитарные режимы, обладают теми же характеристиками. Как напоминает нам профессор архитектуры Жан-Луи Коэн: «Авторитарные режимы — далеко не единственные спонсоры классических памятников, таких как строительство холма Шайо в Париже, Федерального треугольника в Вашингтоне и великих британских общественных зданий. доказательство этого. Крупные международные выставки также служат поводом для демонстрации архитектурной истерии, в которой кураторы всегда побеждают. «.

Например, постройки административных зданий Вашингтона (здание Верховного суда , Национальная художественная галерея , Национальный архив , Мемориал Джефферсона ) и Нового курса в Соединенных Штатах («отмечены лишенным классицизмом, в котором Поль Филипп Крет станет «теоретиком» с 1932 г.), здания Всемирной выставки 1937 г. в Париже , Франция ( Дворец Шайо , дворец музеев современного искусства и т. Д.), А также многие здания в Брюсселе (Stade du Centenaire, Grand Palais des Expositions du Centenaire, штаб-квартира бельгийской компании Shell, штаб-квартира General Insurance of Trieste, Центральный вокзал Брюсселя и т. Д.), Где монументальный стиль сохранится после Второй мировой войны (штаб-квартира Национального банка Бельгии , Galerie Ravenstein, Северный железнодорожный вокзал Брюсселя , дворец конгрессов, Королевская библиотека Альберта I эр , Dynasty дворец).

Сам нацистский архитектор Альберт Шпеер признает это в своих мемуарах: «Позже утверждалось, что этот (неоклассический) стиль был визитной карточкой государственной архитектуры тоталитарных режимов. Это совершенно неверно. Скорее, это знак эпохи, узнаваемый в Вашингтоне, Лондоне или Париже, как в Риме, Москве или в наших проектах в Берлине. «.

Этот стиль 1930-х годов действительно является следствием утверждения государств в области архитектуры после их все большего вмешательства в экономику, вызванного Первой мировой войной, а затем экономическими кризисами и усилением концепции экономического, территориального развития. планирование и т. д. Таким образом, это выражение интервенционистского государства, будь то демократическое государство всеобщего благосостояния или тоталитарное государство.

Тоталитарная эстетика

Заметное явление в искусстве и дизайне тридцатых — эстетика тоталитарных государств. Главным художественным медиа тогда была архитектура. Страны стремились построить новые империи, поэтому размер и размах имели значение: что ни проект, то циклопических размеров «монстр» с пафосным названием и назначением.

Эстетику тоталитарных государств тридцатых годов отличает чёткая ориентация на классику, величественность, ясность и строгость (при этом каждая из стран стремилась выработать особенные черты). Человек изображался как абстрактный идеал, а не как конкретный индивид (за исключением вождя). Обращение к античным эстетическим идеалам провозглашало культ здорового тела, физической культуры, героической маскулинности. Народ — не множество конкретных людей, а однородная масса, поэтому на строениях изображали шествия, хор, массовые танцы.

Главный советский мегапроект тридцатых — Дворец советов, архитектурный конкурс на создание которого был организован в 1931 году. Победу в нём одержал неоклассик Борис Иофан, предложивший небоскрёб высотой 415 м с гигантской скульптурой Ленина на крыше. Уступчатая структура дворца напоминала зиккурат. В основании, благодаря сложнейшему металлическому каркасу, предполагалось расположить гигантский актовый зал.

Именно использование большого количества металла стало камнем преткновения: когда началась Вторая мировая война, материал пошёл на военные нужды, а те несколько этажей, что успели возвести, были демонтированы. Металлические балки каркаса при обороне Москвы использовали как противотанковые ежи.


Проект Дворца советов, архитектор Борис Иофан, 1937 г.Изображение: Wikimedia Commons

Второй важный проект СССР того времени — московский метрополитен, решение о строительстве которого тоже было принято в 1931 году. Первая ветка была построена за рекордные четыре года. Образ станций — новая советская тоталитарная эстетика, слияние классики с национальными особенностями вошедших в СССР государств.


Станция московского метро «Киевская», архитектор Дмитрий Чечулин, 1937 г.Фото: А.Савин / Wikimedia Commons

В Италии при Муссолини началась перестройка Рима. С одной стороны, там сохраняли памятники прошлого, с другой — строили новые объекты. Среди них — Итальянский форум (или Форум Муссолини) в Риме, который возводился для подготовки молодёжи фашистской организации. Стадион этого спортивного комплекса выглядит как модернизированный античный комплекс, украшенный полноразмерными скульптурами.

Муссолини был единственным из диктаторов, кто дал название стилю своего тоталитарного искусства — «новеченто», или национальное итальянское искусство. Название отсылает к классическим стилям — кватроченто, чинквеченто; новеченто — проявление противостояния неоклассики и модернизма в Европе.


Статуи спортсменов из каррарского мрамора на Мраморном стадионе в Риме («Стадио дей Марми»)Фото: Wikimedia Commons
Обелиск Муссолини с логотипом Mussolini Dux («Муссолини — вождь») в центре Форума МуссолиниФото: Public Domain

Переходим к Германии: у Гитлера были чёткие представления о том, каким должно быть искусство Третьего рейха. Для реализации своих проектов он нашёл «придворного» архитектора — Альберта Шпеера. Он должен был выразить величие и мощь нового государства в истинно немецком духе, который заключался в освоении классического наследия, языческих традиций, интеграции достижений функционализма.

Проект Гитлера по перестройке Берлина в имперскую столицу должен был стать центром нового мироустройства. По аналогии с античными городами проект предусматривал пересечение двух улиц под прямым углом — единственное, масштаб должен был превзойти всё, что человечество знало до этого. Главным сооружением новой столицы стал бы большой зал славы или «зал народа» — гигантское сооружение, увенчанное куполом. Рядом с этим зданием располагалась бы резиденция фюрера. Проект так никогда и не был реализован.

Из истории взаимодействия структур власти с архитекторами. «Идеальный город» в прошлом. Социальные аспекты зодчества

Практика сращивания архитектурного творчества с государственными структурами существует столько же, сколько и сама строительная практика. Теоретические искания предшественников показывают, что все компактные устойчивые политичесіше системы создают свои символические и семантические структуры, отраженные в памятниках культуры. В трудах многих философов и, в частности, Платона, Т. Гоббса и Ж.Ж. Руссо, описывались основы идеального тоталитарног о государства. Очень часто эти идеи сопровождались масштабными замыслами соответствующих им «идеальных» городов-государств. Из философских трактатов архитекторы-утописты вычитывали прямые указания к проектированию. У фашистских городов, городов-коммун, рабочих поселков Э.Мая начала XX века были предшественники, даже реализованные на практике, но, к сожалению, забытые со временем. За исключением немногочисленных исторических примеров подобные проекты действительно воплощались на практике только после установления тоталитарных режимов XX века.

Отношение власти к художественному творчеству волновало мыслителей времен возникновения первых государственных структур. Регламентация деятельности архитекторов, даже более чем влияние власти на другие сферы искусства, имеет древнюю историю и поразительную устойчивость во времени. В своде законов Хаммурапи (1-я половина II тыс. до н. э.) часть параграфов посвящена строительной практике, но о настоящем слиянии политики и архитектуры в ранней истории человечества мы можем только догадываться, учитывая масштабы и значение строительства в древних цивилизациях. Из XV в. до н.э. до нас дошел пример использования идеологических сюжетов для отделки зданий. На острове Санторин вблизи Крита был раскопан посёлок, где фризы па тему морского похода и возвращения флота в родную гавань — довольно стандартное подпотолочное украшение обычного дома горожанина. В архитектуре крито-минойской цивилизации широко использовались украшения фресками, рельефами, мозаиками, тематика которых отражала весь спектр представлений граждан о мироустройстве (от мифологии до социальной стратификации).

Вопросы градостроительства приобретают регламентированный властями характер в Древней Греции после персидских войн, когда множество городов перестраиваются и отстраиваются заново. «Урбанисты» Эллады вводят строгую организацию в рисунок города: земля расчерчивается на совершенно одинаковые участки, которые застраиваются одинаковыми домами. «Такая одинаковость не пугала древнего жителя Греции, — считает историк архитектуры В.Л. Глазычев, -ведь площади на перекрёстках улиц обильно украшались статуями, а дороги вели к храмам»

Необходимо также обратить внимание на тот факт, что развитие пластических искусств и строительство наиболее значительных публичных сооружений Древней Греции приходится не на годы полисных демократий, а годы тираний

Древний Рим — одна из самых известных тоталитарных империй — выработал не только концепции жизни и досуга масс, культового и обрядового поведения, но и соответствующую им архитектуру. Переход от полисной демократии к авторитарному режиму сопровождался революционным «вторжением в область собственности» 9, что вело к появлению значительного архитектурного «заказа», изменениям в быту и мировоззрении. Становление Римской державы — это процесс, все двенадцать веков которого видны как в зеркале в сооружениях разного времени. Ранняя римская история не лишена пробелов и противоречий настолько же, насколько скудны архитектурные свидетельства этого периода. И, наоборот, вся история Рима императорского нашла отражение в многочисленных форумах, цирках, храмах и других общественных сооружениях. Упорядочивание городской жизни и новое строительство волновало римских граждан не менее чем политическая жизнь страны.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: