Все о живописи: определение, виды, техники, жанры, история, стили, темы, примеры

Развитие живописи в разных странах

Отдельного внимания заслуживает развитие живописи в древний период в различных странах. Греция и Египет внесли большой вклад в развитие искусства и дали образцы для подражания многим поколениям художников.

Древняя Русь

Древнерусская живопись – это искусство, относящееся к периоду до XII века. В течение длительного периода основным направлением творчества на Руси оставалась церковная тематика.

В качестве произведений выступали:

  • иконы;
  • фрески;
  • мозаики;
  • миниатюры.

Фрески и мозаики использовали для украшения храма Святой Софии в Киеве.

Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в алтаре собора

Особенности живописи:

  • простота;
  • лаконичность;
  • архаичность форм;
  • условность жестов.

Цвета использовали яркие, гармоничные. В качестве сюжетов и образов преобладали эпизоды из библии, Христос, Богоматерь, апостолы, святые. Расцветом иконописи называют XII-XIII века, когда были расписаны Успенский и Дмитриевский соборы, создана икона Богоматерь Оранта. С установлением татаро-монгольского ига развитие живописи на Руси было приостановлено. Ее восстановление началось только в конце XIII века.

Древний Египет

Египтяне оставили человечеству великое наследие. В период их процветания развивалась живопись, архитектура, монументальное творчество. Основная идея для произведений в этот период ­– религия. Земное существование человека – это только переход к загробной жизни.

Из настенной росписи гробницы Небамона в Фивах, около 1350 до н. э

Тематика картин преобладала религиозно культовая. На рисунках изображали жрецов, религиозные обряды, эпизоды прославления усопших. Несмотря на узкую тематику, египетская живопись имеет особый стиль.

Сцена из Книги мертвых на папирусе, период Нового царства

Все изображения подчинены четким правилам построения. Лица людей и животных изображены в профиль, а сама фигура – анфас. Природу рисовали схематично. Для создания произведений использовали краски. Их изготавливали из натуральных материалов – древесного угля, медной или железной руды. Для живописи того периода не характерна игра света и тени наличие эффектов.

Сцены крестьянской жизни в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

В древних храмах, гробницах, папирусах найдено множество примеров художественного творчества древнего Египта. Яркий образец – Фрагмент стены от гробницы Аменемхета и его жены Хемет 1976-1794 гг. до н.э.

Древняя Греция

Древнегреческая культура оставила в истории большой след. К ее наследию в разное время обращались художники Италии, Испании, Европы. Основное направление в живописи древней Греции занимала вазопись или роспись керамики.

Античная греческая ваза

Для изображений характерен реализм, экспрессия. Часто на амфорах рисовали орнаменты, картины с простыми сюжетами. По мере развития искусства, сюжеты становились более сложными, получали больше деталей. При изображении людей художники прорисовывали черты лица, особенности одежды, поз украшения. В качестве сюжетов выступали животные, растения, представители мира птиц.

Роспись античных греческих ваз

Один из этапов развития живописи – появление чернофигурного и краснофигурного стиля. Наивысшим мастерством вазописи в Древней Греции считали роспись по белому фону. Такие рисунки отличали сложные сюжеты и яркие цвета.

Вазопись древней Греции

Живопись разнообразна и многогранна. Ни один из стилей нельзя считать главным определяющим особенности эпохи или страны. Все направления имеют тесную связь друг с другом. Сложившись в одну эпоху, они непрерывно развивались и находили продолжение в другом временном периоде.

Высокий и низкий роды живописи

В период классицизма деление на высокий и низкий жанр в живописи было закреплено французской Академией изящных искусств. В иерархии, которой постепенно стали придерживаться все ведущие художественные академии, главным объявлялся исторический жанр – Grand genre. К нему относились не только изображения битв и других событий прошлого, но и картины на аллегорические и литературные сюжеты, а также мифологический жанр живописи. Именно такие темы считались достойными для настоящих мастеров изобразительного искусства.

К petit genre – «низкому жанру» – относились (по нисходящей): портрет, бытовой жанр в живописи, пейзаж, марины, изображения животных (анималистика) и натюрморт.

Суть живописного искусства

Древнейшие наскальные изображения, по утверждению ученых, были сделаны около 40 тысяч лет назад. Художественные галереи доисторического времени — это пещеры со стенами, расписанными с помощью естественных красителей – глины, древесного угля, мела и т. д. Такие «музеи» найдены в Европе, Азии, Америке, Австралии.

Рисунки древних художников обладают всеми признаками настоящих произведений изобразительного искусства. В них чувствуется острый взгляд наблюдателя, твердая рука рисовальщика, выразительность цветовых сочетаний. Жанры живописи, созданной немыслимое число лет назад, будут актуальны в течение всей человеческой истории, они значимы и теперь: изображения человека и животных, сцены мира и войны…

Суть изобразительного искусства также неизменна долгие века: создание визуальных образов, отражающих впечатление человека-творца от предметного мира и явлений духовного порядка, художественная летопись исторических событий разного масштаба, игра фантазии и воображения, основанная на труде и таланте. Художниками для решения таких задач за долгое время выработаны различные стили и жанры живописи. Количество их велико, а признаки определяются творчеством конкретных мастеров.

Натюрморт

В изобразительном искусстве термин «натюрморт» обозначает конкретный жанр живописи, обычно включающий в себя расположение предметов (традиционно — цветы или кухонную утварь), но в композицию натюрморта может быть включен почти любой предмет домашнего обихода.

Термин представляет собой прямой перевод голландского слова «Stilleven», который использовался с 1656 года для описания картин этого жанра. Живопись натюрморта много практиковалась в древнем мире, но впоследствии не стала появляться в истории искусства как независимый жанр вплоть до XVI века. Как видно из названия, натюрморт особенно развивался на севере Европы, особенно в Голландии и Фландрии, среди художников позднего северного ренессанса. Отчасти это было связано с влиянием североевропейской реформации, которая привела к снижению религиозной живописи среди протестантских народов. Несмотря на это, в Италии (особенно в Неаполе) и Испании, в меньшей степени Франции, были значительные школы искусства натюрмортов, хотя Шарден был, возможно, величайшим художником натюрморта 18 века и Поль Сезанн 19-го века.

Букет цветов (1884) Иван Крамской. Третьяковская галерея, Москва. Один из великих натюрмортов русской живописи 19-го века.

Жанры живописи

Каждый вид искусства имеет свои подразделы в соответствии с объектом изображения и темой. Это жанры.

Жанры живописи:

  • портрет;
  • пейзаж;
  • натюрморт;
  • исторический;
  • мифологический;
  • батальный;
  • бытовой;
  • анималистический жанр.

В портретном жанре отражается внешний облик человека, а через внешность – и его внутренний мир и характер. Такой портрет называется психологическим. Жанр портрета популярен также в скульптуре и графике. Известными портретистами были художники Рубенс, Веласкес, Рембрандт, Боровиковский, Тропинин, Кипренский, Репин, Крамской и многие другие.

Пейзаж – не только изображение природы, но также виды городов (городской пейзаж), исторических памятников и т.д. Художники-пейзажисты: Шишкин, Саврасов, Левитан, Поленов, Куинджи, Писсарро, Моне и др.

В пейзажном жанре выделяется раздел «маринизм» – это изображение моря или другой водной стихии. Среди маринистов самым известным, пожалуй, считается русский художник Иван Айвазовский. А самый известный маринист в Европе – Уильям Тёрнер.

Натюрморт (в переводе с французского – «мёртвая натура») – изображение различных предметов труда, творчества, обихода, а также цветов, плодов и т.д.  Натюрморты писали художники Питер Клас, Виллем Хеда, ван Гог, Сезанн, Пётр Кончаловский и др.

Исторический жанр посвящён историческим событиям и деятелям. В академическом искусстве портретный и исторический жанры считались «высокими», «наиболее достойными» жанрами, тогда как пейзаж и натюрморт считались жанрами «низкими».  

В русской живописи в историческом жанре работали Репин, Суриков, Ге и др.

Мифологический жанр иллюстрирует мифы и предания разных народов. Одной из самых известных картин этого жанра можно назвать полотно «Рождение Венеры» С. Боттичелли.

Батальный жанр – изображение войн, сражений, военных подвигов. Известный русский художник-баталист В. Верещагин создал множество полотен, посвящённых военной теме, он сам участвовал в нескольких военных операциях, а погиб во время русско-японской войны 1904-1905 гг. на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине.  

Самая известная картина В. Верещагина – «Апофеоз войны». Это своеобразный протест художника против всех войн.

Темы бытового жанра – повседневнаяжизньпростых людей, их быт, труд, праздники, семейные традиции, дети. Этот жанр привлекал многих художников: Домье, Венецианова, Эдуарда Мане, Ярошенко, Врубеля, Репина, Серова и др.

Анималистический жанр – изображение животных.

Важно знать, что в чистом виде жанры в живописи проявляются редко, т.к. работающему в определённом жанре художнику для создания реалистичного полотна приходится обращаться к элементам другого жанра

Например, известная картина Б. Кустодиева «Купчиха за чаем» относится к бытовому жанру. Но там присутствуют портрет купчихи (портретный жанр), изображение кота (анималистический жанр), предметы на столе (натюрморт), изображение природы на заднем фоне картины (пейзаж).

К 1800

Веселая компания , сцена веселой компании , Дирк Халс

В Бенилюкс доминировали на поле до 18 — го века, а в 17 — м веке и фламандской живописи барокко и голландский Золотой век живописи произвел многочисленные специалисты, в основном , нарисованные жанровые сцены. В прошлом веке фламандский художник эпохи Возрождения Ян Сандерс ван Хемессен писал новаторские крупномасштабные жанровые сцены, иногда включающие моральную тему или религиозную сцену на заднем плане в первой половине 16 века. Они были частью картины « инверсии маньеризма » в живописи Антверпена , придавая «низким» элементам ранее заметный акцент на декоративном фоне изображений. Иоахим Патинир расширил свои пейзажи , сделав фигуры небольшим элементом, а Питер Аэрцен писал работы, в которых преобладали натюрморты и жанровые фигуры поваров или рыночных продавцов, с небольшими религиозными сценами в пространствах на заднем плане. Питер Брейгель Старший сделал крестьян и их деятельность, трактованную очень естественно, предметом многих своих картин, и жанровая живопись стала процветать в Северной Европе вслед за Брейгелем.

Интерьер с швейной женщиной , гр. 1800-1810, Вайбранд Хендрикс

Адриан и Исаак ван Остаде , Ян Стин , Адриан Брауэр , Давид Тениерс , Эльберт Кейп , Йоханнес Вермеер и Питер де Хох были среди многих художников, специализирующихся на жанровых предметах в Голландии в 17 веке. В целом небольшие размеры картин этих художников были подходящими для их демонстрации в домах покупателей среднего класса. Часто сюжет жанровой живописи был основан на популярной эмблеме из Эмблемной книги . Это может придать картине двоякий смысл, как, например, в картине Габриэля Метсу « Продавец птицы» , 1662 год , где старик предлагает петуха в символической позе, основанной на непристойной гравюре Гиллиса ван Брина (1595–1622). с той же сценой. Веселая компания показала группу фигур на вечеринке, будь то делать музыку дома или просто пить в таверне. Другие распространенные типы сцен изображали рынки или ярмарки, деревенские праздники («кермессе») или солдат в лагере.

Жан-Батист Грез , Сыновняя почтительность , 1765 г.

В Италии «школа» жанровой живописи был стимулирован приездом в Риме голландского художника Питера ван Лер в 1625 году он получил прозвище «Il Bamboccio» и его последователи называли бамбочада , чьи работы будут вдохновлять Джакомо Ceruti , Антонио Чифронди , Джузеппе Мария Креспи и многие другие.

Луи ле Нэн был важным представителем жанровой живописи во Франции 17-го века, рисовал группы крестьян дома, где 18-й век привел к повышенному интересу к изображению повседневной жизни, будь то через романтизированные картины Ватто и Фрагонара или осторожный реализм в Шардена . Жан-Батист Грез (1725–1805) и другие рисовали подробные и довольно сентиментальные группы или отдельные портреты крестьян, которые оказали влияние на живопись XIX века.

В Англии Уильям Хогарт (1697–1764) передавал комедию, социальную критику и моральные уроки через холсты, в которых рассказывались истории обычных людей, полные повествовательных деталей (с помощью длинных подзаголовков), часто в серийной форме, как в его «Прогрессе повесы». , сначала написана в 1732–1733 годах, затем выгравирована и опубликована в печатном виде в 1735 году.

В Испании до «Книги доброй любви» существовала традиция социальных наблюдений и комментариев, основанная на древнеримской латинской традиции, которую практиковали многие ее художники и иллюстраторы . На пике испанской империи и в начале ее медленного упадка многие живописные жанровые сцены уличной жизни, а также сцены на кухне, известные как бодегоны, были написаны художниками Золотого века Испании , в частности Веласкесом (1599–1660). ) и Мурильо (1617–82). Более века спустя испанский художник Франсиско де Гойя (1746–1828) использовал жанровые сцены в живописи и гравюре как средство для мрачных комментариев о состоянии человека. Его «Бедствия войны» , серия из 82 жанровых эпизодов времен войны на полуострове , подняла жанровое искусство на беспрецедентные высоты выразительности.

Техники живописи

  • масло;
  • ;
  • ;
  • (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как ; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);
  • (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);
  • (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);
  • живопись по штукатурке: и а секко;
  • ;
  • : , восковая темпера и холодный способ (восковые краски на );
  • живопись керамическими красками;
  • живопись силикатными красками;
  • (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»)
  • ;
  • ;
  • смешанная техника;

Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил .

Традиционные техники живописи: , (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С становится популярной живопись масляными красками; в появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из и искусственных .

, акварель, и полурисовальную технику —  — также относят к живописи.

Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, , на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.

Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с , ; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.

Портрет

Изображение внешнего облика конкретного, существовавшего или существующего человека, а через внешность — выражение его внутреннего содержания – именно так можно определить суть одного из важнейших живописных жанров. Эта суть оставалась, хотя менялась мода, появлялись новые стили живописи и уходили в прошлое устаревшие, ибо главным оставалась индивидуальность, уникальность личности. При этом портретный жанр не имеет железных рамок, может быть элементом сюжетных и фигуративных картин и имеет много жанровых подвидов.

Портрет великого человека – исторический жанр в живописи. «Как это?», — спросит читатель. Герой, имеющий внешнее и внутреннее сходство с конкретной личностью, наделяется окружением, соответствующим «высокому» жанру. Другими подвидами портретного направления называют костюмированный (мифологический, аллегорический), типический, семейный, групповой портрет.

Один из величайших шедевров, за три с половиной века не раскрывший до конца своих загадок, – «Ночной дозор» Рембрандта. Эта картина – групповой портрет отряда военной милиции, где каждый персонаж имеет конкретное имя и характер. Они вступают во взаимодействие, рождающее историю, которая будоражит любого, кто начнет всматриваться в лица людей XVII века.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1608-1669) известен и как автор многочисленных автопортретов, по которым можно проследить судьбу художника, полную трагических ударов и кратких счастливых периодов. Во многих из них можно усмотреть бытовой жанр в живописи, если придавать значение нарочито простому окружению и одежде. Но гений мастера наполняет автопортреты космическим по объему содержанием. Эта жанровая разновидность полна примерами величайших взлетов мастерства и таланта, ведь кто лучше автора знает портретируемого в этом случае?

Пейзаж

В переводе с французского pays – это страна, местность. Отсюда происходит название одного из самых популярных живописных жанров – пейзажа. Хотя первые попытки передать окружающую природу находят среди образцов наскальной росписи, а мастера Японии и Китая достигли немыслимых высот в изображении неба, воды, растений задолго до нашей эры, классический пейзаж можно считать относительно молодым жанром.

Это связано с технологическими тонкостями. Возможность выходить с этюдником и красками в тюбиках на пленэр – писать натуру при естественном свете – оказала влияние на все жанры живописи. С примерами невиданного расцвета пейзажа можно столкнуться при изучении творчества импрессионистов. Именно картина восхода солнца на реке близ Гавра, написанная Клодом Моне (1840-1926), — «Impression» («Впечатление») — дала название течению в живописи, в корне изменившему взгляд на цели и средства искусства.

Но и более поздняя история хранит имена великих пейзажистов. Если на иконах и картинах Средневековья природа – это схематичный и плоский фон для главного изображения, то начиная с раннего Возрождения пейзаж – активное средство разговора со зрителем. Джорджоне («Гроза»), Тициан («Бегство в Египет»), Эль Греко («Вид Толедо») — в картинах этих мастеров виды природы становятся главным содержанием полотна, а в пейзажах Питера Брейгеля — старшего (1525-1569) осмысление места человека в окружающем мире достигает космического масштаба.

В русской живописи шедевры мастеров пейзажа общеизвестны. «Утро в сосновом лесу» И. И. Шишкина, «Над вечным покоем» И. И. Левитана, «Лунная ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Грачи прилетели» А. К. Саврасова и многие другие картины – не просто красивые виды или различные погодные состояния. Подобно музыке, они могут вызывать у зрителя новые мысли, сильные эмоции и чувства, приводить к высоким обобщениям и истинам.

Жанры живописи

Портрет

Портрет — изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.»На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека».

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

  • Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера.
  • Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям или даже полностью сочинённый.
  • Портрет-картина

    Портрет-прогулка — изображение гуляющего человека на фоне природы возникло в Англии в XVIII веке и стало популярным в эпоху сентиментализма

     — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми.

  • Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
  • Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа.
  •  — принято выделять в отдельный поджанр.
  • Религиозный портрет ( или ) — древняя форма портрета, когда человек, сделавший пожертвование, изображался на картине (например, рядом с Мадонной) или на одной из створок алтаря (часто коленопреклонённым).

По характеру изображения

  • Полупарадный — обладает той же концепцией, что и парадный портрет, но имеет обычно поясной или поколенный срез и достаточно развитые аксессуары.

     — как правило, предполагает показ человека в полный рост.

  • Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.

    • Интимный портрет — является редкой разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
    • Малоформатный и миниатюрный портреты, выполненные акварелью и тушью

Пейзаж

Пейзаж — жанр живописи, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа. Существовал с древности, но утратил своё значение в Средневековье и вновь появился в эпоху Ренессанса, постепенно став одним из важнейших живописных жанров.

Марина

Марина — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид, а также сцену морского сражения или иные события, происходящие на море. Является разновидностью пейзажа. В качестве самостоятельного вида пейзажной живописи марина выделилась в начале XVII века в Голландии.

Историческая живопись

Историческая живопись — жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

Батальная живопись

Батальная живопись — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий.

Натюрморт

Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве. Зародился в 15 — 16 веках, но как самостоятельный жанр оформился только в 17 веке в творчестве голландских и фламандских художников. С тех пор является важным жанром в живописи, в том числе и в творчестве русских художников.

Жанровая живопись

Жанровая живопись является частью бытового жанра в изобразительном искусстве. Бытовые сцены с древности были предметом живописи, однако как отдельный жанр жанровая живопись сложилась лишь в средневековье, получив особенно сильное развитие в эпоху социальных перемен Нового времени.

Архитектурная живопись

Живопись, главной темой которой был не природный, а архитектурный ландшафт. Включает в себя не только изображение архитектурных сооружений, но и изображение интерьеров.

Анималистическая живопись

Анималистическая живопись это живопись, главным сюжетом для которой является изображение животных. Фурри-арт это изображение антропоморфных животных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: