Легким жанром в литературе является. что такое жанры в литературе, стили и направления в творчестве русских писателей и поэтов

Натюрморт

Натюрморт традиционно представляет собой изображение неодушевленных предметов. Сам этот термин, означающий в переводе с французского «мертвая жизнь», вошел в художественный обиход не ранее XIX в., то есть намного позже, чем появились те многочисленные изображения, к которым его можно применить и которые существовали уже за много веков до нашей эры, например, в искусстве Древнего Египта. И по сей день в настенных росписях древнеримского города Помпеи можно увидеть натюрморты в обрамлении нарисованной иллюзорной архитектуры. В большинстве случаев в них изображались ксении – покровительственные дары, которые радушные хозяева преподносили гостям. Обычно они представляли собой корзину с фруктами, вазу, дичь или рыбу. В эпоху Возрождения античные декоративные элементы были вновь открыты итальянскими художниками, что способствовало увеличению их интереса к окружающему миру предметов, но вплоть до начала XVII в. натюрморт продолжал оставаться в подчиненном положении у религиозных композиций и портретов.

Первым самостоятельным натюрмортом в истории живописи принято считать картину Караваджо «Корзина с фруктами». 1596

Но, несмотря на то, что жанр уже сложился, изображения разнообразных предметов, цветов и плодов еще долгое время будут наполнены определенной, чаще всего религиозной, символикой. Так, прекрасные натюрморты, созданные голландскими мастерами XVII в. – завтраки, банкеты, напоминающие о бренности жизни Vanitas (см. раздел «Живопись XVII в.»), всегда будут нести в себе назидательный смысл. Такого типа картины имели общее название Stilleven – «тихая жизнь», и полностью ему соответствовали.

XVII в. стал временем расцвета натюрмортной живописи не только в Голландии, но и во Фландрии, Испании, Италии. В Испании у подобных изображений было свое название bodegonas – что значит «подвал» или «таверна» (см. раздел «Живопись XVII в.»).

Виллем Кальф Натюрморт с китайской чашей и наутилусом. 1662

Эваристо Баскенис. Натюрморт с музыкальными инструментами 1660

Жан Батист Симеон Шарден Натюрморт с трубкой и кувшином. Ок. 1737

Во Фландрии монументальные полотна с изображениями роскошных даров родной земли призваны были отображать ее богатство и плодородие.

В XVIII в. натюрморт постепенно избавляется от своего символического значения, и на первый план выходит интерес художников к самим предметам и к отображению их посредством живописи, прекрасным примером чему является творчество ведущего мастера этого жанра Жана Батиста Симеона Шардена.

Франсиско де Сурбаран. Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой. 1633

Эдуард Мане. Натюрморт с пионами и секатором 1864

Долгое время натюрморт относился к числу низких жанров, поэтому немногие из известных мастеров обращались к нему в XVIII и XIX столетии

Заслуженное внимание этому жанру вернул во второй половине XIX в. французский художник Поль Сезанн

К жанру натюрморта можно отнести и картины-обманки, так называемые тромплей (trom pel’oeil – фр. «обман зрения»), задача которых состояла в том, чтобы обмануть своей детальной проработкой и реалистичностью глаз зрителя, подобно тем винограду и покрывалу, что были написаны античными живописцами Зевксисом и Паррасием. Хотя в технике trompe-l’oeil нередко бывают выполнены также изображения человеческих фигур и иллюзорной архитектуры.

Самюэл ван Хогстратен Trompe-l’oeil. Еврей, выглядывающий из окна. 1653

Винсент Ван Гог Подсолнухи. 1889

Поль Сезанн. Натюрморт с корзиной (Кухонный стол). 1890–1895

В этом натюрморте Мане обращается к изображению именно неживой природы – срезанных, уже увядающих цветов, небрежно брошенных рукой садовника. Присутствие человека здесь обозначено лежащим на краю стола секатором, который напоминает раскрывшийся на стебле цветок. Лезвия инструмента направлены в сторону пышных лепестков пиона цвета запекшейся крови. Эти детали позволяют предположить, что художник, подобно голландским мастерам XVII в., затрагивает тему бренности всего сущего и быстротечности жизни. Данная композиция, написанная сильными, быстрыми мазками кисти, прекрасно иллюстрирует уровень художественного мастерства Мане.

Что такое жанры в литературе?

Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. Берестяные грамоты, содержащие хоть какой-то текст, — это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр — берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным литературным жанром можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались литературные направления, стили и жанры.

Искусство эпохи Возрождения

Иерархия выросла о борьбе за признание живописи как одного из гуманитарных наук, а затем о спорах за установление в них равного или более высокого статуса с архитектурой и скульптурой. Художники-теоретики, такие как Леон Баттиста Альберти, Леонардо да Винчи и Джорджо Вазари, считали эти вопросы очень важными. Выступая против скульпторов, Леонардо утверждал, что интеллектуальные усилия, необходимые для создания иллюзии трехмерности, сделали искусство художников выше искусства скульптора, который мог делать это, просто записывая внешность. В своей работе De Pictura («О живописи») 1441 года Альберти утверждал, что многофигурная историческая живопись была самой благородной формой искусства, как самой сложной, требующей мастерства от всех остальных, потому что она был визуальной формой истории, и потому что у него был самый большой потенциал, чтобы взволновать зрителя. Он делал акцент на способности изображать взаимодействия между фигурами с помощью жестов и выражений.

Теоретики раннего и высокого Возрождения признавали важность точного представления природы, по крайней мере, до более поздних работ Микеланджело., на которого сильно повлиял неоплатонизм. Ко времени маньеристов теоретиков, таких как Джан Паоло Ломаццо и Федерико Цуккари (оба также художники), это было гораздо менее приоритетным

Оба подчеркивали красоту как «что-то, что непосредственно проникло в сознание человека из разума Бога и существовало там независимо от каких-либо чувственных впечатлений», — точка зрения, обязанная еще больше снизить статус произведений в зависимости от реализма. На практике иерархия представляла собой небольшой разрыв как со средневековой, так и с классической мыслью, за исключением того, чтобы поместить светскую историческую живопись в тот же класс, что и религиозное искусство, и провести различие (не всегда четко) между статическими иконическими религиозными предметами и сценами повествовательных фигур, давая последнему более высокий статус. Идеи приличия также проникли в иерархию; комические, грязные или просто легкомысленные сюжеты или трактовка оценивались ниже, чем возвышенные и моральные.

В эпоху Возрождения жанровые сцены и натюрморты едва ли существовали как устоявшиеся жанры, поэтому обсуждение статуса или важности различных типов живопись была в основном связана с историческими предметами, а не с портретами, изначально небольшими и простыми, и культовыми религиозными и мифологическими сюжетами портретного типа. Для большинства художников в портрете была необходима определенная приверженность реализму; немногие могли принять властный подход Микеланджело, который в значительной степени игнорировал реальный вид Медичи в его скульптурах Капеллы Медичи, якобы говоря, что через тысячу лет никто не узнает разница (реплика Гейнсборо, как говорят, также использовала в более короткие сроки)

Многие портреты были чрезвычайно лестными, что могло быть оправдано апелляцией к идеализму, а также к портрету натурщика. тщеславие; теоретик Арменини утверждал в 1587 г., что «считается, что портреты выдающихся художников написаны более стилем и большим совершенством, чем другие, но чаще всего они менее точны». С другой стороны, ряд придворных натурщиков и их родители, женихи или придворные жаловались на то, что художники совершенно не смогли должным образом передать действительность натурщика.

Вопрос приличия в религиозном искусстве стал центром интенсивных усилий Католической церковью после 1563 года об искусстве. Картины, изображающие библейские события, как если бы они происходили в домах богатых современных итальянцев, подверглись нападению и вскоре прекратили свое существование. До вызова Караваджо в конце века религиозное искусство стало полностью идеальным.

Пейзаж на протяжении веков

В творчестве художников XVII века Клода Лотарингии и Николая Пуссена ландшафтный фон начал доминировать над демонстрацией исторических событий. Однако их трактовка пейзажа была несколько стилизованной или искусственной. Они пытались перенять виды пейзажа Греции и Рима, и их работа стала известна как классический пейзаж. В то же время некоторые голландские художники, например Якоб ван Руйсад, разрабатывали гораздо более натуралистическую форму живописи, основываясь на том, что они видели вокруг себя.

Когда в семнадцатом веке французской академией были классифицированы виды искусства, пейзаж был размещен четвертым по важности среди пяти жанров. Тем не менее пейзажная живопись становилась все более популярной в XVIII веке, несмотря на преобладание классических мотивов

Формирование жанров в литературе ХХ века

Формирование массовой литературы в ХХ веке, ее необходимость в устойчивых тематических, композиционных и стилистических предписаниях привели к образованию новой системы жанров, основанной прежде всего на «абсолютном центре жанровой системы литературы» по мнению русского ученого М. М. Бахтина – романе. В рамках популярной литературы сложились новые жанры: любовный роман, сентиментальный роман, криминальный роман (боевик, триллер), роман-антиутопия, антироман, научная фантастика, фэнтези и т. д.

Современные литературные жанры не являются частью предзаданной структуры, они возникают в результате воплощения авторских идей в словесно-художественных произведениях.

Классицизм — это…

За два века классицизм вобрал в себя черты обеих великих эпох и прошел несколько этапов.

Рождение классицизма

Новый стиль родился во Франции при Людовике XIV, том самом, который получил прозвище «король-солнце» и за почти 73 года своего правления сформулировал главный тезис абсолютизма (что это такое?): «Государство — это я».

Абсолютная власть короля требовала мощной пропаганды, и искусство должно было решать эту задачу.

*Пьер Миньяр, портрет Людовика XIV,1665 г.

Происхождение термина

Термин «классицизм» произошел от прилагательного «классический», а оно, в свою очередь, от латинского classicus — образцовый. Классическими в эпоху Возрождения (когда это было?) называли произведения и авторов, достойных изучения в классах, и эти образцовые творения были родом из античности.

Причем романтики с пренебрежением называли классиков старьем и слепыми подражателями античному искусству, а себя молодцами и новаторами.

Окончательное понимание того, что такое классицизм, сложилось в конце XIX века, когда основными его чертами назвали опору на античное искусство и воплощение идеологии абсолютной монархии.

Русский классицизм

Расцвет европейского, а особенно французского классицизма пришелся на XVII век, а до России эта волна докатилась только к концу XVIII века, но такое запоздание вполне объяснимо — ни Ренессанс, ни Реформация (что это такое?), сыгравшие важную роль в формировании классического стиля, не задели нашу страну даже по касательной.

В конце XVIII века при Екатерине II в России расцветает светская культура. Императрица лично общалась с европейскими просветителями Вольтером, Дидро, д’Аламбером, собирала коллекции живописи, увлекалась литературой.

*Рокотов Ф. С., Портрет Екатерины II, 1770 г.

Неоклассицизм эпохи Просвещения

Русский классицизм по времени совпал с европейским неоклассицизмом — вторым всплеском увлеченности античным искусством. В 40-е годы XVIII века произошел бум археологических раскопок в древнеримских городах, среди которых были Помпеи и Геркуланум, уничтоженные в одночасье извержением Везувия.

И если ранний классицизм смотрел на античность через призму Ренессанса, то после раскопок стало доступно подлинное античное наследие — архитектура и предметы декоративно-прикладного искусства.

*Мечта археолога: Помпеи — город, погребенный заживо

XVIII век стал великой эпохой Просвещения. Идеи равенства людей перед Богом и законом, победы разума над верой, возврат к естественному человеку и оптимистический взгляд на историю наложили свой отпечаток на классицизм этого времени.

Пейзажи с животными

Отличительной особенностью пейзажа является то, что с их помощью создается ощущение покоя, удовлетворенности и гармонии. Однако живая природа — это непрерывное движение. Деревья, растения, дождь, ветер — это все динамичные и переменчивые факторы, в связи с этим вполне закономерным является размещение среди них животных как неотъемлемой составляющей всей живой природы.

Виды могут быть самыми разными: пейзаж настроения символизирует лирическую окраску чувств, архитектурный очень напоминает городской, морской (марина) и речной показывают бесконечную красоту водного ландшафта. Исторический и героический типы ассоциируются с великими воинами, мифическими героями и богами. Декоративный пейзаж служит превосходным украшением интерьера. Определенного количества видов не существует. В зависимости от видения художника выделяют индустриальный (виды городов), пейзажи эпического, романтического или даже космического характера.

Главная особенность этого жанра изобразительного искусства состоит в том, что основным предметом изображения является природа в своем первозданном виде или преображенная человеком.

Бум натуралистического ландшафтного рисунка

В девятнадцатом веке произошел настоящий всплеск натуралистического ландшафтного рисунка, отчасти обусловленный представлением о том, что природа является прямым проявлением Бога, а отчасти из-за растущего отчуждения многих людей от природы из-за ростущей индустриализации и урбанизации. В итоге традиционная иерархия жанров рухнула.

Ландшафтные художники XIX века вступили в широкомасштабное романтическое движение, именно в это время пейзажная живопись наконец стала достойным жанром в художественных академиях Европы и получила широкое распространение по всему миру. Во второй половине двадцатого века определение ландшафта было поставлено под сомнение. Жанр расширился до городских и промышленных ландшафтов, и художники стали использовать менее традиционные средства при создании ландшафтных работ.

Портрет

Портрет – один из самых древних жанров в искусстве, свидетельством чему являются изображения правителей, созданные мастерами Древнего Египта и эпохи Античности. Превосходнейший уровень живописного мастерства демонстрируют знаменитые фаюмские портреты, написанные еще на заре нашей эры. Образы людей здесь переданы почти с фотографической точностью, а их глаза отражают богатый духовный мир. С появлением христианства интерес к отдельно взятому человеку и его индивидуальным особенностям, как внешним, так и внутренним надолго ушел из области живописи. Отдаленные портретные черты в лицах изображенных персонажей вновь появляются лишь в эпоху позднего Средневековья и Раннего Возрождения. Чаще всего эти своеобразные «портреты» представляли в той или иной религиозной композиции ее заказчиков, поклоняющихся Христу, Деве Марии или своим святым-покровителям (XII–XIV вв.). Одна из первых таких работ – портрет Энрико Скровеньи кисти Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе.

Тициан. Портрет неизвестного с серыми глазами. 1540–1545. XVI и XVII век становятся эпохой психологического портрета

Рембрандт. Читающий Титус, сын художника. 1657

Во второй четверти XV в. портрет становится первым самостоятельным живописным жанром, который четко выделился в эпоху Возрождения. Основной задачей ренессансного портрета являлось увековечивание выдающегося современника. Заказчик предстает как смиренный и благочестивый донатор, а как личность, наделенная индивидуальными качествами.

Но уже с конца XVII столетия и по первую половину XIX в. – портрет превратился в парадное, репрезентативное изображение людей, относящихся преимущественно к высшему сословию.

Рогир Ван дер Вейден Портрет дамы. Ок.1460

Гиацинт Риго. Портрет Людовика XIV. 1701

Лишь в первой четверти XIX в. с серией портретов душевнобольных, написанных Теодором Жерико (1822 г.), психологизм возвращается в этот жанр, а формы портрета начинают отличаются большим разнообразием.

Помимо индивидуальных портретов, существуют портреты парные и семейные.

Франсиско Гойя. Семейный портрет герцогов Осуна 1788

Рафаэль. Автопортрет Ок. 1505

Винсент Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом. 1889

Особое место в этом жанре занимают автопортреты, на которых запечатлели себя знаменитые мастера разных эпох. Ведь автопортрет – это всегда размышление художника о себе и своем месте в мире.

Жанр в античной литературе

В античной литературе жанр являлся идеальной художественной нормой. Античные представления о жанровой норме были обращены преимущественно к стихотворным формам, проза не учитывалась, так как считалась тривиальным чтивом. Поэты часто следовали художественным образцам своих предшественников, пытаясь превзойти первооткрывателей жанра. Древнеримская литература опиралась на поэтический опыт древнегреческих авторов. Вергилий (І в. до н. э.) продолжил эпическую традицию Гомера (VIII в. до н. э.), поскольку «Энеида» ориентирована на «Одиссею» и «Илиаду». Горацию (І в. до н. э.) принадлежат оды, написанные в манере древнегреческих поэтов Ариона (VII–VI в. до н. э.) и Пиндара (VI–V вв. до н. э.). Сенека (І в. до н. э.) развивал драматическое искусство, возрождая творчество Эсхила (VI–V в. до н. э.) и Еврипида (V в. до н. э.).

Истоки систематизации жанров восходят к трактатам Аристотеля «Поэтика» и Горация «Наука поэзии», в которых жанр обозначал набор художественных норм, их закономерную и закрепленную систему, а цель автора полагала в соответствии сочинения свойствам выбранного жанра. Понимание жанра как сконструированной модели произведения обусловило появление в дальнейшем ряда нормативных поэтик, включающих в себя догмы и законы поэзии.

Роды художественной литературы

Художественная литература отличается по выбору явлений действительности, изображаемых в произведениях, по методам их изображения, по композиции, по выбору изобразительных средств. Все произведения художественной литературы делятся на три рода:

Эпос – это повествование о событиях прошлого. Он сосредоточен на изображении внешнего мира, на объекте. Эпическое произведение не ограничивается временными ли пространственными рамками, оно может описывать несколько событий и множество персонажей. Повествователь в эпосе играет важную роль, он является беспристрастным, объективным рассказчиком.

В отличие от эпоса, лирика изображает состояния героя в определенные моменты его жизни, его внутренний мир при смене настроений, впечатлений, ассоциаций. Лирика является субъективной, главное место занимают душевные переживания героя. Событийный сюжет в лирике, как правило, отсутствует.

В драме человек изображается в конфликтной ситуации, в движение, но повествовательно-описательное изображение при этом отсутствует. Основной текст произведения состоит из монологов и диалогов, а авторская речь является лишь вспомогательной.

Понятие «пейзаж»

В изобразительном искусстве термин «пейзаж» происходит от голландского слова landchap (участок земли) и описывает любую картину или рисунок, главным предметом которого является изображение живописного вида. Примерами могут быть луга, холмы, горы, долины, деревья, реки, леса, прибрежные виды и моря. Картина может быть изображением реального места, или это может быть воображаемая либо идеализированная сцена.

Признание природы и ее выбор в качестве конкретного предмета искусства является относительно недавним явлением. До XVII века пейзаж был ограничен фонами портретов или картин, посвященных преимущественно религиозным, мифологическим или историческим иллюстрациям. Сегодня красивый вид пейзажа продолжает оставаться главной темой в искусстве.

Пейзаж и его позиция в иерархии жанров

Пейзаж был установленным жанром в китайском искусстве к четвертому столетию нашей эры, но в западном искусстве пейзажная живопись берет начало до эпохи ренессансного искусства в шестнадцатом веке. Конечно, многие художники начиная с римских времен и раньше включали в свои картины живописные пейзажи и виды природы, но они были вспомогательными элементами главной темы картины. Основная проблема с ландшафтом заключалась в том, что он был очень низким в академическом распределении жанров.

Иерархия видов изобразительного искусства в эпоху Возрождения имела следующий вид:

  1. Историческая живопись.
  2. Портретное искусство.
  3. Живопись, то есть сцены из повседневной жизни.
  4. Пейзаж.
  5. Натюрморт.

Эти рейтинги были окончательно изложены в 1669 году секретарем Французской академии Андре Фелибиеном. Таким образом, мир искусства, в том числе его покровители, учителя и художники, не воспринимал пейзажную живопись всерьез и приписывал большую ценность историческим произведениям, портретам и жанровым картинкам. Неоклассические и академические школы следовали греческому искусству в придании первенства человеческому телу, особенно обнаженному.

Жанры художественной литературы

Каждый род литературы делится на жанры.

К эпическим жанрам относятся следующие:

  1. Роман – многопроблемное произведение, в котором человек изображается в процессе своего становления и развития. События в романе не всегда изображаются последовательно, а действие в романе насыщено конфликтами.
  2. Роман – эпопея – это роман, в котором изображается жизнь народа в переломные исторические моменты.
  3. Повесть – произведение, построенное в форме повествования о событиях в их хронологической последовательности. В этом заключается его отличие от романа. В повести не ставятся глобальные исторические задачи.
  4. Рассказ является малой эпической формой. Это произведение с небольшим числом персонажей, в котором ставится, как правило, одна проблема и изображается одно событие.
  5. Очерк является одной из форм рассказа, который отличается большой описательностью. Очерк чаще всего затрагивает проблемы социального характера.
  6. Притча – это нравственное поучение в форме аллегории, художественный материал притча черпает из жизни человека.

К лирическим жанрам относятся:

  • Лирическое стихотворение. Это малая форма лирики, которая написана от лица автора или от лица лирического героя.
  • Элегия. Содержанием элегии являются печальные раздумья, скорбь, грустные философские размышления.
  • Послание – это письмо в стихотворной форме, обращенное к кому-либо.
  • Эпиграмма. Характерными чертами эпиграммы являются краткость и остроумие. Это стихотворение, как правило, высмеивающее конкретное лицо.
  • Ода – стихотворение, которому характерно возвышенное содержание и торжественность стиля.
  • Сонет – стихотворение, которое состоит из четырнадцати стихов.

Перечисленные выше лирические жанры относились к малым лиро-эпическим формам. Существуют еще средние лиро-эпические формы – поэма и баллада.

В поэме соединяются два литературных рода – лирика и эпос

Основные черты поэмы – наличие развернутого сюжета и особое внимание к душевному миру героя

Баллада – это лирическое произведение с напряженным необычным сюжетом.

К драматическим жанрам относятся комедия, трагедия и драма.

Комедия – это вид драмы, где ситуации, характеры и действия представляются в смешных формах.

Трагедия – это драматическое произведение, основой которого является непримиримый конфликт, который приводит к страданиям и гибели героев.

Драма – это пьеса, в которой присутствует острый конфликт, однако, в отличие от трагедии, он обычен, приземлен и имеет способы разрешения. Драма строится на современном материале и представляет героя, который восстал против обстоятельств.

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: