Смерть
В 1994 году Сенна перешел в одну из лучших команд Williams, для которой, по его словам, выступал бы и бесплатно.
Из-за мрачных событий, которые происходили с Сенной в момент гонок, парень будто был уверен в надвигающейся опасности.
Сначала в аварию на трассе попадает Рубенс Баррикелло, который сломал себе нос и ребра, из-за чего не смог участвовать в гонке. На следующий день на заездах погибает гонщик из Австрии Роланд Ратценбергер. Айртон обеспокоился этими событиями, поэтому решился на разговор с Рубенсом (для этого Сенне пришлось перелезть через больничную стену). После беседы Айртон понял, что система безопасности, регламентированная на «Формуле-1», имеет пробелы. Айртон стал инициатором собрания гонщиков: на встрече спортсменов обсуждался вопрос по повышению безопасности участников гоночных состязаний.
Айртон Сенна в последние годы
На соревнованиях Гран-при Сан-Марино столкнулись двое гонщиков, из-за чего от разлетевшихся обломков пострадали трое зрителей. Поэтому на трассу была вызвана машина безопасности для ограничения скорости спорткаров, за которой Айртон проехал шесть кругов. На седьмом круге машину безопасности отозвали, и по стечению обстоятельств Сенна вылетел с трассы на повороте «Тамбурелло» со скоростью 310 км/ч.
Памятник Айртону Сенне
Когда зрители и организаторы гонок поняли, что спортсмен не двигается, соревнования остановили. Прибывшие на место аварии врачи увидели страшную картину: лицо Сенны было в крови, парень получил серьезную травму головного мозга, а также у него порвалась височная артерия. Ему оказали первую помощь и сделали трахеостомию, после чего пострадавшего отправили на вертолете в ближайший госпиталь, где его подключили к искусственной вентиляции легких. Позже стало ясно, что гонщик не выйдет из комы, поэтому было принято решение отключить аппарат ИВЛ.
Айртона Сенну помнят преданные поклонники гонок, а также жители его родной страны. По результатам опроса в 2000 году, соотечественники Айртона предложили назвать его лучшим бразильцем. В честь гонщика устраиваются памятные соревнования, а могила спортсмена стала местом паломничества.
В 2010 году в память о гонщике был отснят документальный фильм «Сенна», который рассказывает биографию чемпиона Формулы-1.
Ранние годы
Родился Бруно Сенна Лалли 15 октября 1983 года в крупнейшем бразильском мегаполисе Сан-Паулу. Его мать — Вивьен Сенна, родная сестра Айртона Сенны, трехкратного чемпиона Формулы-1. Отец — Флавио Лалли — погиб в 1995 году в дорожной аварии, когда ехал на мотоцикле.
В одном из первых своих интервью девятилетний мальчик на португальском языке рассказывает, почему легендарный Сена-старший обзывает его «брейк-футом». Что дословно можно перевести как «тормозящая лапа», с юмором обыгранное название снежного человека — «биг-фут». Бруно говорит, что не любит тормозить. Дядя любит жать на педаль тормоза, от чего на поворотах у него визжат покрышки колес. Он же сбрасывает скорость только в очень редких случаях.
После интервью мальчик целует в щеку маминого брата и обливает всех детским шампанским. Все вполне в стилистике домашней кинохроники. Айртон Сенна высоко оценивал потенциал племянника. В конце 1993 года, когда уходил из команды Мак Ларен, он сказал, что, если вы считаете, что я хорош, то лучше дождитесь племянника Бруно.
Причины аварии
Самая распространённая теория причины аварии заключается в отказавшем рулевом управлении. При исследовании практически кустарно удлинённой колонки на ней обнаружили трещину — именно в том месте, где она была искусственно заужена. Но действительно ли болид лишился руля? Разрушение рейки никак не может объяснить срыва задней оси. В случае отказа этого элемента колёса просто встают прямо. Телеметрия же косвенно подтверждает, что гонщик реагировал именно на занос. Помимо процента использования газа датчики фиксировали и угол отклонения руля. Если верить системам, всё работало вплоть до того момента, пока Сенна не нажал на тормоз.
В причине возникновения скольжения задней оси можно попробовать разобраться, поискав подсказки на шестом и седьмом круге гонки. В момент рестарта резина была практически ледяной, давление упало и покрышки немного «подспустились». Это могло сильно занизить болид. Такая ситуация абсолютно нормальна, но за целый круг резина должна была достаточно прогреться для того, чтобы клиренс пришёл в норму. Этого почему-то не произошло. Тамбурелло — левый поворот и такой резкий срыв в противоположную сторону от апекса можно объяснить только медленным проколом колеса по правой стороне. Это легко могло произойти из-за проезда по обломкам. На и без того нервной машине покрышки перестали сопротивляться боковой перегрузке, одновременно с этим днище практически коснулось земли, и диффузор перестал генерировать прижимную силу. Воздушный поток сорвался, и задняя часть потеряла стабильность. К сожалению, оба правых колеса были полностью уничтожены в аварии, поэтому изучить их невозможно. Но даже если прокол действительно был, вопрос почему сам Айртон Сенна не смог «поймать» машину остаётся открытым. Вполне возможно, что рулевое управление отказало как раз в тот момент, когда гонщик компенсировал занос обратной рулёжкой. Такой вариант развития событий вполне вероятен, хотя выглядит как череда нелепых фатальных случайностей. Но есть и ещё одна версия. При обратном повороте руля (вправо) задние колёса могли неожиданно «зацепиться» за асфальт, и болид просто последовал вслед за рулём. То есть направо — прямиком в стену.
Трагические события произошли без малого 28 лет назад и официального заключения о причинах аварии всё ещё нет и, вероятно, никогда не будет. Но память об одном из величайших гонщиков современности жива. Для миллионов людей Айртон Сенна был и остаётся кумиром и примером для подражания, он вдохновляет своей целеустремлённостью и самоотдачей. На момент смерти ему было всего 34 года. Сенна многого не успел сделать, но навсегда оставил свой след в истории автоспорта и сердцах фанатов по всему миру.
19.02.2020
23.02.2017
07.07.2022
19.12.2016
05.12.2019
15.09.2020
24.07.2018
03.07.2020
12.10.2018
19.04.2020
13.03.2018
28.05.2021
Знакомства за рулем
Макsим: «Всегда знаю, где газ, но плохо знаю, где тормоз»
Дорога к славе
Первым серьезным поводом для гордости послужила победа в чемпионате, проходящему в Южной Африке в 1977-м. Последовали незамедлительно участия в более масштабных турнирах, например чемпионаты мира. Только в чем беда – постоянно что то мешало молодому гонщику и он мог дотянуться лишь до вторых мест, первые ему никак не давались.
Удача улыбнулась только через год. В Европе проходил британский чемпионат Формулы-Форд. Там то и заметили подающего надежды гонщика.
Затем уже пошли более внушительные награды и заезды. Примечательно то, что он решает взять себе псевдоним, объяснив это широкой распространенностью в Бразилии фамилии Сильва. Отныне он ездит под девичьей фамилией своей мамы – Сенна.
Совпадение или провидение
Существует суждение, что каждый человек появился в этом мире для реализации своего призвания, а таланты и исходные обстоятельства жизни – родители, страна проживания, эпоха, проблемы и случайные события – подспорье для его осуществления. Обычно, эта идея кажется абсурдной и не очень согласовывается с жизнью большинства людей, но когда вы посмотрите на биографию Айртона Сенны, поверить в нее становится немного легче.
Айртон родился в Бразильском городе Сан-Паулу в семье богатого землевладельца Милтона Де Сильвы и его супруги Нейде Сенны. Когда четырехлетний мальчик впервые сел за руль карта, его родители быстро поняли, что в их семье подрастает прирожденный гонщик. Сенна много раз демонстрировал свою глубокую благодарность и любовь испытываемую к родителям, которые дали ему и его сестре с братом, все, что им было нужно, чтобы жить счастливо и ни в чем не нуждаться.
Для того чтобы стать чемпионом в гонках Формулы-1, заниматься автоспортом нужно с раннего возраста, а ключевым фактором успеха в таком трудном деле является психологическая развитость и наличие необходимых навыков. Если бы не возможности и воспитание родителей, то обычный мальчик из Бразилии вряд ли когда-нибудь попал в автоспорт.
В одном из интервью у Айртона спросили:
Журналист: Расскажи, что ты вынес из своей семьи и своего воспитания?
Сенна: Много любви, думаю это очень важно для каждого человека. В детстве я очень много получил от семьи
Она была источником всех моих сил. Моя семья поддерживала меня во всем, за что я брался. Родители очень внимательно следили за тем, что я делал, хотя у меня всегда была свобода выбора. Однако, как только я отклонялся от того, что было полезно и правильно, они были рядом, чтобы показать мне и объяснить, что происходит и к чему это может привести. Они старались предотвратить самые серьезные неприятности, но тем не менее я мог ошибаться и учиться на своих ошибках: иногда это лучший способ. Отец и мать подарили мне самые важные воспоминания, которые у меня есть. Еще у меня есть замечательные брат и сестра, с которыми мы всегда были вместе, как команда, единое целое. Мы всегда были оптимистами и вели здоровую жизнь, у нас всегда было то, что мы хотели.
Журналист: Со стороны кажется, что у тебя очень необычная судьба, а что ты думаешь?
Сенна: Конечно! Во-первых, мало у кого есть возможность заниматься тем, чем он хочет заниматься; профессией, которая была бы и хобби одновременно. Во-вторых, очень приятно быть лучшим в том деле, которое дается очень немногим. Также замечательно иметь то, к чему можно стремиться. Мне крайне повезло иметь хорошую семью в это время, когда так распространены разводы. Думаю, это большая удача.
Рождение легенды
Родился Айртон Сенна да Силва 21 марта 1960 года на юго-востоке Бразилии в городе Сан-Паулу. Его отец был богатым человеком, который владел большим количеством землевладений. Увлекаться ездой Сенна начал в раннем возрасте, а его родитель всегда поддерживал увлечения сына. Отец подарил мальчику игрушечный спорткар, когда маленькому Айртону исполнилось всего 4 года.
Юношество
В 13-летнем возрасте отец, наблюдая за тягой сына к гонкам, нанимает ему тренера Лусио Паскуаля Гаскона, который обучает молодого гонщика мастерству быстрого вождения. Айртон Сенна быстро схватывает материал и подает большие надежды. Уже в 17 лет он становится чемпионом Южной Америки по картингу. Но молодой и целеустремленный Айртон Сенна на этом не останавливается – в 1978 году он побеждает на британском чемпионате в классе Формула-Форд 1600.
Несмотря на то, что карьера стала стремительно расти вверх, отец прекращает спонсировать сына, после чего Айртон вынужден вернуться в родную Бразилию. Своих накоплений у гонщика не было и ему пришлось подчиниться родительской воле. Отец хотел видеть в сыне успешного бизнесмена, а не гонщика. Первые полгода парень помогает ему в бизнесе, но уже весной 1982 года да Силва-старший, уставший смотреть на угрюмое настроение сына, отправляет его обратно в Европу добиваться новых успехов в гонках.
Личная жизнь
Личная жизнь Айртона была достаточно бурной. Но несмотря на большое количество девушек в его жизни, в 1981 году Сенна решает обзавестись семьей. Он делает предложение своей подруге детства Лилиан да Вашконселуш Соуза. Это был единственный брак в жизни гонщика, который продержался около двух лет.
Хотя он и говорил, что гонки занимают всю его жизнь, время на девушек у Айртона всегда находилось. Самым длинным романом стали отношения с пятнадцатилетней Адрианой Ямин, которые продлились 4 года. Вот как он высказывался о прекрасной половине:
«С женщинами всегда проблемы, но и без них мы не можем жить».
Последний роман у Айртона Сенна был с португальской моделью Адрианой Галистеу. Он был в нее настолько влюблен, что стал всерьез задумываться о семье, но трагедия разрушила все их планы.
Увлечения
Помимо гонок, Сенна проявлял интерес к водным лыжам и рыбалке, но самое удивительное хобби – это авиа моделирование. Со слов самого гонщика:
«Если бы в моей жизни не было «Формулы 1», то я бы стал летчиком истребителя».
Мастер
Айртон Сенна всегда отличался своим страстным желанием быть первым и самым быстрым. Нередко он переходил границу где риск превращается в безрассудство. Ради победы он был готов на риск и даже столкновение, если это приближало его к заветной цели.
“Это одно из проявлений моего темперамента, та часть, которую я продолжаю развивать всю жизнь. Иногда это стоило мне гонки или хорошего результата, но это мой характер, моя личность”.
В 1990 году на Гран-При Японии, после старта уже на первом повороте Сенна намеренно не избегал столкновения с главным соперником Аленом Простом, спровоцировав аварию, которая сделала его чемпионом.
Но способность управлять машиной за пределами ее возможности является лишь частью таланта Сенны
Другим фактором было напряженное внимание ко всем мелочам. С самого картинга он искал любые возможности, любые мелочи, которые могли позволить ему улучшить свои результаты
Предела у его жажды познания не было. Он всегда старался как можно лучше понимать каждую деталь автомобиля.
Именно эти качества оказали большое влияние на рекордные показатели Айртона: за свою карьеру он одержад 41 одну победу в Гран-При из них шесть раз был победителем Гран-При Монако, был заслуженным гением квалификации и стартовал с поул-позишн 65 раз
Гран-При Монако 1988 года, в которой ближайший соперник Сенны находился почти в минуте отрыва, один из самых экстраординарных случаев, демонстрирующих глубочайшую концентрацию и мастерство пилота.
Человек дождя
Сенна начал свою карьеру в Формуле-1, но никто не ожидал, что уже в пятом заезде молодой гонщик окажется близок к победе. Гран-При Монако в 1984 году проходила в тяжелых условиях: и без того непростую трассу, с узкими улочками и поребриками усложнял проливной дождь, а видимость была очень низкой. Но Айртон за рулем болида команды Toleman проходил круг за кругом с потрясающим мастерством и если бы гонку не сократили, то, возможно, он почувствовал бы вкус победы в Формуле уже в свой первый год.
В 1985, в похожих условиях, на Гран-При Португалии, Сенна уже в черно-золотом комбинезоне команды Lotus стартовал с первой позиции и на ней же финишировал, положив конец трехлетнему периоду, за который команда не одержала ни одной победы.
Дождь дал ему возможность продемонстрировать свое мастерство управлением автомобиля в тяжелых условиях, которое он приобрел на родине еще в самом начале своей карьеры:
“Никогда не забуду свою первую гонку на влажной трассе. Это была просто катастрофа! Я ужасно ездил, мои соперники обгоняли меня со всех сторон, а я ничего не мог с этим сделать, в то время как на сухой дороге я прекрасно водил. В тот день я понял, что ничего не знаю о езде в дождь. С тех пор я тренировался везде, где он шел, благодаря чему научился делать это”.
Он научился так хорошо, что стал признанным специалистом езды по мокрой трассе, за что получил прозвище «Человек Дождя». Одним из лучших подтверждений его мастерства является первый круг Гран-При Европы 1993 года в английском Донингтон Парке.
Формула 1 или как все начиналось
Карьера Айртона в классе «Формула 1» началась в Toleman, в тот момент, когда гонщику исполнилось 24 года. Но уже в 1985 году он переходит в более сильную команду Lotus. Контракт был заключен на два года, и по истечению этого срока гонщик переходит в знаменитый McLaren.
В этот период Сенна показывает хорошие результаты в сезонах, но внезапно происходит один инцидент, после которого Айртона отстраняют от участия в соревнованиях. В 1989 году на трассе в Судзуке за первое место боролись Сенна и Ален Прост. Айртон совершил трудный обгон, зацепив своего соперника. В результате этого гонщик победил, но после гонки был дисквалифицирован. Ему выписали штраф и отобрали лицензию.
К началу нового сезона Сенна отплатил штраф в размере 100 000 долларов, извинился перед FIA и вернул себе возможность участвовать в гонках.
В 1994 году Сенна переходит в самую сильную на тот момент команду F-1 – Williams, которая становится последней в его жизни.
Айртон Сенна и главный соперник
Главным соперником для Айртона Сенна был Ален Прост. «Битвы» между двумя гонщиками происходили на виду у всех любителей автоспорта в конце 80–х и в начале 90–х годов. Первое знакомство мужчин произошло в 1984 году на вечере, организованном компанией «Мерседес». После корпоратива Прост предложил Сенна его подвести. Спустя много лет Ален вспоминал:
«Он был не очень разговорчив. Мне казалось, что его увлекло то, что я достаточно быстро ехал по автобану. Он тогда сказал мне: «Ну ты и гоняешь».
В этом же году состоялось первое их “знакомство” на трассе в Монако. В тот день шел сильный дождь. Ален Прост лидировал на трассе, а Сенна прилагал все усилия, чтобы догнать соперника. Когда разрыв между ними составлял порядка 15 секунд, Прост призвал остановить гонку в связи с погодными условиями, и судьи это сделали. Так Прост стал первым, а Айртон – вторым. Долгое время Сенна не мог простить Алену такого поступка, потому что верил, что через пару кругов он бы обогнал соперника и пришел к финишу первым.
Настоящее же состязание началось в 1988 году, когда оба гонщика стали напарниками по команде McLaren. Вот что вспоминает Ален Прост по этому поводу:
«У Айртона была цель. Было очевидно, что он пришёл в «Формулу 1» с конкретной целью, и ею был я. Он очень хотел победить, потому что считал меня лучшим гонщиком той эпохи».
Окончательное объявление войны произошло в 1989 году, когда Прост и Сенна договорились не атаковать соперника, если кто-то один из них проиграет старт. Это было Гран-при Сан-Марино, где первым был Прост, но Сенна сделал контратаку и выиграл гонку. Но все же после долгого соперничества им удалось помириться – это произошло незадолго до гибели бразильского гонщика.
Айртон Сенна и Ален Прост
Личная жизнь
Зимой 1981 года Сенна женился на давней подруге Лилиан да Вашконселуш Соуза, однако их брак распался. Как признавался гонщик журналистам, женитьба на Лилиан была большой ошибкой. Также он говорил, что гонки являются главным приоритетом в его жизни, в отличие от женщин. Но Айртон не раз замечался зрителями в окружении дам, которые менялись, как перчатки.
Самый долгий роман у Сенны продлился 4 года с пятнадцатилетней девушкой Адрианой Ямин, а в 1988 году он начал встречаться с Шушей Менегэл.
Также у него были отношения со звездой мужского журнала «Playboy» Марселлой Прада в 1993 году: девушка утверждала, что она забеременела от Айртона. Когда у Марселлы родилась дочь, парень обрадовался, однако до конца жизни говорил, что у него нет детей.
Айртон Сенна с Марселлой Прада
Если говорить о характере, то бразилец был перфекционистом и старался доводить любое дело до конца. Сенна создавал впечатление спокойного человека: даже на фотографиях он редко показывал эмоций, но иногда замечался в драках с другими гонщиками.
Фанаты Айртона вспоминают, что в жизни он был мягким и обаятельным человеком. К тому же Сенна активно боролся с бедностью и голодом в родной стране. Гонщик умалчивал о своих добрых поступках и не делился ими с прессой: о пожертвованных деньгах было выяснено после смерти.
Из-за чего умер Айртон Сенна
Предвестником беды стали многочисленные травмы гонщиков за пару дней до заезда самого Сенны. Все говорило о том, что безопасность трассы почти что на нуле и такой частый вылет за пределы дороги участников просто недопустим.
В первый день мая 1994 года Айртон принимает участие в Гран-при Сан-Марино. Сразу же все пошло не так, как надо. В общей сумме за всю гонку повреждения получили сразу несколько гонщиков, плюс пару зрителей. Все дело в том, что в момент сильного столкновения двух машин участников полетели обломки, задевшие одного из смотрящих гонку настолько сильно, что ему пришлось оказывать медицинскую помощь.
Когда пришло время Сильвы выезжать, то, конечно же, все взгляды были прикованы только к нему. Ситуация обстояла так, что ряд машин был вынужден двигаться за машиной безопасности, которая устраняли обломки предыдущей аварии. В определенный момент гоночный болид Сенны срывается с трассы. Дальше все было предрешено…Смерть Айртона Сенны была предрешена. К месту аварии сразу же отправились медики, но оказалось, что их помощи будет более чем недостаточно. Сперва показалось, что голова пострадавшего дернулась, что давало призрачную надежду на спасение. Это, к сожалению, оказался лишь сработавший нерв. Единогласно было принято решение везти Айртона в больницу и подключать к аппарату искусственного дыхания. Травмы, как выяснилось, были настолько не совместимы с жизнью, что аппарат в тот же день отключили. Это и стало причиной смерти чемпиона Айртона Сенны.
До сих пор гадают, не было ли решение везти гонщика в реанимацию фейковым? У некоторых создается до сих пор впечатление, будто бы он скончался уже в момент столкновения, но тогда пришлось бы завершить гонку. По всем правилам так и происходило раньше во время смерти одного из участников. Что ж, это уже вряд ли когда нибудь расскажут истинную причину смерти Айртона Сенны, хотя кто знает…
1 мая 1994 года Айртона Сенны да Сильва умер, на самом пике славы.
Возвращение в мир автогонок
В 2004 году в биографии Бруно Сенны произошло знаменательное событие. Итальянский друг сделал ему поистине царский подарок. В десятую годовщину смерти Айртона ему предоставили возможность сесть за руль исторического болида «Лотусе 98Т». Того самого автомобиля, на котором Сенна-старший занял четвертое место в 1986 году на Чемпионате мира.
Бруно проехал несколько кругов на домашней трассе «Интерлагос» в выходные во время проведения Гран-при Бразилии 2004-го. Это был трэк, на котором его дядя выигрывал гонки в 1991 и 1993 годах. Окунувшись вновь в атмосферу автомобильных гонок, он снова почувствовал тягу к скорости и решил возобновить карьеру пилота.
Начать карьеру в автогонках ему помог близкий друг знаменитого дяди — Герхард Бергер, бывший напарником Сенны-старшего в команде «Мак Ларен» в сезонах 1990-1992 годов. Сестра Бьянка стала его личным менеджером и помогала искать спонсоров.
В лучших гонках мира
Рост Бруно Сенны как пилота проходил медленно (в отличие от стремительного взлета Айртона Сенны). Только в 27 лет, в 2010 году, он с большим трудом попал в заветные гонки «Формулы-1». Бразильский пилот провел первый сезон в небогатой команде за рулем маломощной машины «Испания». Дебют получился неубедительным, за 18 гонок он не набрал ни одного очка и не дождался приглашения от хороших команд на место боевого пилота.
Лучшим предложением для него во время наступившего межсезонья стала должность резервного гонщика в «конюшне» команды «Лотус-Рено». Однако перед стартами Гран-при Бельгии Сенна получил освободившееся место боевого пилота до конца текущего сезона. В первой гонке занял высокое 7 место, но после штрафов за аварию на старте оказался на 13-м. В следующем старте Гран-При Италии заработал для команды первые очки, приехав девятым. В 2012 году подписал контракт с командой «Уильямс», став основным пилотом. Это был последний сезон автогонщика Бруно Сенны в лучших гонках мира.
Победа во что бы то ни стало
Все, кто когда либо видел то, как себя ведет на соревнованиях Сенна говорили, будто ему не так важна жизнь, как победа. Вождение на грани возможностей. Бывало, что трибуны переставали дышать, когда видели несущийся болид. На каждом повороте, при каждой экстренной ситуации было ощущение, будто это последнее мгновение в жизни Сенны. К огромному сожалению однажды так и произошло.
Но пока еще “укротителю болидов” везло и он лихо дрифтовал на сложных поворотах, тем самым в очередной раз доказывая свое превосходство. В какие то моменты он был готов буквально уничтожить своего противника.
Большое влияние
Айртон всегда беспокоился о бедности и трудностях населения Бразилии и осознавал, что жизнь может сложится не так удачно, как это было у него. Он регулярно жертвовал огромные суммы на борьбу с бедностью. После его кончины, все накопленные средства (около 400 млн. долларов) перешли в распоряжение благотворительного организации “Instituto Ayrton Senna”, управляемого его сестрой Вивьен Сенной. Также, за следующие 20 лет не погиб ни один пилот в Формуле-1, ценой его смерти произошел глобальный прорыв в безопасности. К сожалению, только так возможно было добиться перемен, которые предотвратили сотни трагических исходов в будущем.Заключение
Все мы имеем возможность нести за себя ответственность, но многие отказываются от этого, выбирая комфорт, забывая о призвании и мечтах. Для миллионов людей Айртон Сенна послужил примером того, что упорство, любовь и вера в себя могут сделать счастливым не только одного человека, но и принести много пользы окружающим. Будьте счастливы и тогда счастливы будут ваши близкие!
“Бог дал мне силы. Жизнь — это дар от Него, так что мы должны о ней позаботиться”.