Добродетели: что это такое? список добродетелей

Что может сделать человека добродетельным?

Человек от самого его рождения и до самой его смерти находится в обществе себе подобных. Постигая законы, которые приняты в социуме, наблюдая за поведением остальных людей, он вырабатывает в себе определенную поведенческую модель. Получая порицание или одобрение со стороны остальных людей своих поступков, человек для себя выстраивает определенную шкалу ценностей, соблюдение которой считает для него самым приемлемым.

Признание ценности и значимости остальных людей можно считать главным этапом на пути к познанию добродетели. Невозможно ориентироваться только на свои убеждения и интересы, живя в социуме. Лишь признание ценности людей, которые живут рядом, постоянное самосовершенствование, реальная оценка своих собственных моральных качеств смогут сделать любого человека достойным для подражания.

«Классическая» концепция добродетелей (греческая и христианская)

Разделение

Человеческие добродетели подразделяются на моральные добродетели (те, которые имеют своей целью действия практической жизни) и интеллектуальные добродетели (те, которые имеют своей целью знание и созерцание). Оба приобретаются и заказываются для истинно человеческого блага. В их основе — главные добродетели . Затем они делятся на моральные добродетели Мужество , Воздержание и Справедливость и интеллектуальные добродетели Благоразумие . Это те, вокруг которых тяготеют и связаны все остальные моральные добродетели.

Богословские добродетели ( вера , надежда и милосердие ) отличаются от человеческих добродетелей по своему происхождению: они привиты и упорядочены для истинно божественного блага. Они определены в христианстве .

Человеческие добродетели, главные добродетели

Основные добродетели

Кардинальные добродетели обозначают человеческие добродетели, определенные философией Аристотеля. Они делятся на моральные добродетели, которые связаны с волей, и интеллектуальные добродетели, связанные с разумом.

Классический список основных добродетелей выглядит следующим образом:

Отвага и сила духа позволяет преодолеть страх и храбрый опасности.

Осторожность показывает принципиальное поведение.

Умеренность право использовать, насколько это возможно в наслаждении восхитительных товаров.

Суд , наконец , право дать каждому человеку должное.

Каждая из четырех кардинальных добродетелей, которые мы только что назвали, находит свое место в чувствительности человека.

  • Смелость регулирует боевую чувствительность.
  • Умеренность регулирует чувствительность к удовольствиям.
  • Справедливость регулирует рациональную чувствительность.
  • Благоразумие управляет безрассудной чувствительностью.

Моральные добродетели

Среди моральных добродетелей, таких как щедрость , смирение , благодарность , сгруппированы четыре основные добродетели.

Интеллектуальные добродетели

Интеллектуальные добродетели — это ценности, которые побуждают искать истину в данной сфере. Итак, они находят свое место в разуме. Обычно существует пять интеллектуальных добродетелей: ум, наука и мудрость, с одной стороны, и искусство и рассудительность, с другой. Первые являются «умозрительными», а два других — «практическими».

Первая буква каждой из 5 интеллектуальных добродетелей может быть использована для создания латинского слова sapis , которое обозначает мудрость. Это выглядит так:

S = Наука;
A = Искусство;
P = Осторожно;
I = интеллект;
S = Мудрость.

Спекулятивный
  • Разведки в том , что , с помощью которого мы постигаем понятие и принципы. Например, что такое четное число.
  • Наука привычка , с помощью которого мы постигаем истину вывода через один из его принципов. Например, эта шестерка — четное число, поскольку четное число делится на два равных целых числа, и число шесть удовлетворяет этому требованию.
  • Мудрость из интеллекта и знаний, позволяет знать понятия и наиболее достойные и сложные выводы. Например, пусть число, выражающее длину стороны квадрата, площадь которого равна двум, не является ни четным, ни нечетным.
Упражняться
  • Искусство является создание, изобретение в механизм мышления и воображения, транслируемой оригинальную идею в ощутимой для наших чувств эффектов.
  • Благоразумие это умение для того , чтобы осуществлять свободу действий. Он нацелен на построение «самого человека».

Три богословских добродетели заключаются в следующем:

  • Вера ,
  • Надеяться
  • Благотворительность

См. Также: католические добродетели .

Добродетели: список

Существует два списка добродетелей. Первый просто перечисляет их:

  • Благоразумие (лат. Prudentia)
  • Мужество (лат. Fortitudo)
  • Справедливость (лат. Justitia)
  • Умеренность (лат. Temperantia)
  • Вера (лат. Fides)
  • Надежда (лат. Spes)
  • Любовь (лат. Caritas)

Второй же исходит из противопоставления грехам:

  • Целомудрие (лат. Castitas)
  • Умеренность (лат. Temperantia)
  • Любовь (лат. Caritas)
  • Усердие (лат. Industria)
  • Терпение (лат. Patientia)
  • Доброта (лат. Humanitas)
  • Смирение (лат. Humilitas)

На самом деле, под добродетелями понимают не только эти основные списки, но и другие понятия. Такие как трезвение, трудолюбие, ревность и многие другие.

Главное, что мы знаем о добродетелях — Господь ничего не «придумывает» для того, чтобы усложнить человеку жизнь, но дает возможность даже зло обратить во благо. До последнего человеку дается шанс исправить свои плохие поступки, изменить свою жизнь.

Природные добродетели

Еще во времена античности были выведены добродетели, к которым должен был стремиться каждый член общества. Они назывались природными, но вот не каждый индивид рождался с полным набором подобных характеристик. Поэтому обычного человека ожидал долгий путь к самосовершенствованию. Первым список добродетелей определил Сократ, он отнес к ним следующие качества:

  • справедливость;
  • стойкость;
  • благоразумие;
  • сдержанность.

Классификация Сократа использовалась в дальнейшем другими греческими философами и перешла в труды теологов раннего средневековья. Во времена Просвещения, когда была написана масса научных трудов, в том числе по философии и теологии, список добродетелей Сократа считался характеристикой всего античного общества в целом, его культуры и моральных норм.

Добродетель в Пруссии

Данный список идеальных человеческих качеств философ Сократ берет свое начало со времен эпохи Просвещения и лютеранства. Понятие немецких добродетелей появилось во времена нахождения на престоле Фридриха Вильгельма Первого, который укрепил в 18 столетии внутреннее положение Пруссии. Даже на сегодняшний день остается неизвестным, по какой причине был определен именно этот набор, но масштабное следование ему принесло значительную пользу, и в истории Пруссии оставило довольно большой след. Вот как выглядят, по мнению Фридриха Вильгельма Первого, истинные человеческие добродетели:

  • любовь к порядку;
  • бережливость;
  • неподкупность;
  • искренность;
  • богобоязненность;
  • послушание;
  • усердие;
  • сдержанность;
  • честность;
  • скромность;
  • твердость;
  • верность;
  • чувство справедливости;
  • прямолинейность;
  • субординация;
  • дисциплинированность;
  • самоотверженность;
  • надежность;
  • храбрость;
  • мужество;
  • чувство долга;
  • пунктуальность.

В новое время

Спиноза под добродетелью понимал любовь к Богу (природе). Добродетель для него была идентична пользе. «Действовать абсолютно по добродетели есть для нас не что иное, как действовать, жить, сохранять своё существование (эти три выражения обозначают одно и то же) по руководству разума на основании стремления к собственной пользе».

Французские просветители считали, что добродетели тесно связаны с истиной и общественным счастьем. По Гельвецию, «добродетели покидают те места, откуда изгнана истина», добродетель это «… только стремление к всеобщему счастью…, предмет добродетели есть общественное благо и что приписываемые ею поступки суть средства для достижения этой цели».

В новых системах философии (Кант, Фихте, Гегель) понятия свободы духа и высшего блага вытеснили понятие добродетели как этический принцип.

По Канту, «добродетель есть моральная твёрдость в следовании своему долгу, которая, однако, никогда не становится привычкой, а всегда вновь и вновь должна возникать из акта мышления». Кантовская добродетель выводится из чистых основоположений, а не является привычкой к добрым делам, она не определяется как умеренность между двумя пороками; между добродетелью и пороком есть качественное отличие.

Бенджамин Франклин в автобиографии систематизировал «тринадцать добродетелей»:

  1. Воздержание — Есть не до пресыщения, пить не до опьянения.
  2. Молчание — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.
  3. Порядок — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь своё время.
  4. Решительность — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.
  5. Бережливость — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.
  6. Трудолюбие — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.
  7. Искренность — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.
  8. Справедливость — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.
  9. Умеренность — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.
  10. Чистота — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.
  11. Спокойствие — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.
  12. Целомудрие — Похоти предавайся редко, единственно для здоровья или для продления рода; не допускай, чтобы она привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твоё или чьё-либо ещё.
  13. Скромность — Подражать Иисусу и Сократу.

Право на злость

Невероятный Зиновий Гердт! Один из моих любимых советских артистов! Слава и всенародная любовь пришли к нему в весьма зрелые годы. Однако в юности он был еще более невероятным, чем в славном возрасте. Гердт был королем розыгрышей. Как-то раз он решил подшутить над своей соседкой и «вступил в преступный сговор» с товарищами.

Каждый из шутников должен был в течение дня звонить старушке с просьбой позвать Николая Семеновича, и бабушка устала снимать трубку, терпеливо объясняя, что тут такой не живет. В ответ озорники настойчиво требовали передать, чтобы он перезвонил по такому-то номеру. Этот истеричный спектакль великий Карлсон назвал бы «курощание плюшками и низведение блинами». Правда, тут «курощали» телефонами. В довершение всего этого безобразия поздно ночью звонил сам остроумный Зиновий:

— Алло! Это Николай Семенович. Мне никто не звонил?

Какой, вы думаете, была реакция старушки?

— Ой! Слава Богу! Николай Семенович, миленький, сейчас же записывайте номер! Вас тут полгорода ищет!

Зиновий Гердт вспоминал этот случай из далекой молодости как откровение, которое очень крепко врезалось ему в память и во многом определило его характер и отношение к жизни. Вместо того чтобы озлобиться, устроить скандал, соседка всем сердцем порадовалась за мифического гражданина, по милости которого целый день не отходила от аппарата. А ведь она имела полное право на злость и даже ненависть к отчаянным сорванцам.

Это было непростое время: недавно закончилась гражданская война, досыта не ели хлеба, жизнь была неустроенной. Но и среди ожесточившегося мира были люди, никогда не предававшие доброты. Гердт так и воспринял эту историю — как откровение доброты.

Не оттого ли духовная жизнь церковного человека полна уродливых изгибов, что не лежит в ее основании простая человеческая доброта?

Статьи по Теме

  • Этика добродетели
  • Значение

Этика и моральная философия

Дисциплины Аксиология  · Биоэтика  · Философия действия  · Практическая философия  · Метаэтика  · Мораль  · Прикладная этика  · Описательная этика  · Нормативная этика
Концепции Моральный абсолютизм  · Абсолютистская  градация · Акразия  · Действие  · Атараксия  · Автономия и гетерономия  · Добро и зло  · Счастье  · Моральная совесть  · Судьба  · Достоинство  · Дилемма  · Право и долг  · Права человека  · Правосудие  · Категорический императив  · Справедливость  · Свобода и свобода воли  · Моральный закон  · Естественный закон  · Нравы  · Средства для достижения цели  · Норма  · Уважение  · Ответственность  · Ценности  · Добродетель и порок  · Воля
Доктрины и течения Альтруизм  · Индивидуалистический анархизм  · Анимализм  · Казуистика  · Консеквенциализм  · Контрактизм  · Цинизм  · Этика  · Эгоизм  · обсуждение этики  · Этика окружающей среды  · Интуиционистская этика  · Минимальная этика  · Этика заботы  · Под этикой  · эвдемонизм  · Фатализм  · Гедонизм  · Индивидуализм  · Нигилизм  · Перфекционизм  · Моральный реализм  · Ригоризм  · Стоицизм  · Теория божественного повеления  · Универсализм  · Утилитаризм
Смотрите категории: Моральная философия  · Работа по моральной философии  · Этика  · Мораль

Совершенная добродетель духовной природы

Такая добродетель будет свойственна человеку, не по внешнему или волевому принципу, а по-внутреннему, то есть причиной добродетели будет сама сущность человека, а не его усилия, привычки, мнение, представления и прочие переменчивые факторы. Когда добродетель исходит изнутри, человеку становится свойственно быть добродетельным – иначе поступать он не может. Проявление естественности духовной природы приводит к тому, что добродетель становится самоочевидным представлением о жизни, иначе поступить человек не в состоянии. Эта очевидная истина становится подобна свету, в присутствии которого не может быть тьмы. Появляется свет – исчезает тьма. Появляется духовная добродетель – исчезают пороки и недостатки.

Духовная добродетель не будет нуждаться в подтверждении извне. Когда человек добродетелен на основе внешних, изменчивых причин, его добродетельность будет иметь корыстную основу, которая приобретает разные формы: от желания искупить вину перед другими до желания прославиться своей добротой. Совершенная добродетель будет ценна сама по себе, являясь отражением внутреннего состояния, а не внешних мотивов. Человек будет добр потому что он внутри добр, а не потому что за это будет полагаться награда. Это и есть настоящая добродетель, неотъемлемая часть личности.

Добродетель в христианстве

Рассматривая различные взгляды идеальных черт человеческого характера нельзя не упомянуть такое определение, как христианские добродетели. Это относительно общее определение можно поделить на две основные части:

  • теологические понятия — это учения, которые в нашу жизнь привнесли христианство;
  • кардинальные — сюда относятся четыре понятия, которые к нам пришли из античной философии.

В результате получился следующий список:

  • умеренность;
  • мужественность;
  • справедливость;
  • благоразумие;
  • вера;
  • любовь;
  • надежда.

Через время данный перечень претерпел очень большие изменения и получился новый, который собой представлял семь добродетелей, он в западном христианстве противостоял семи самым тяжелым грехам:

  • смирение;
  • терпение;
  • целомудрие;
  • кротость;
  • любовь;
  • умеренность;
  • усердие.

Примеры добродетели и порока из жизни

За примерами порочной жизни далеко ходить не надо. Многие взрослые и даже маленькие дети пьянствуют, курят, сквернословят и ведут распутный образ жизни. Гораздо сложнее найти пример, достойный похвалы.

Святой старец Паисий Святогорец в молодости

Однажды Паисия Святогорца посетил отец, попросивший старца помолиться за его больную дочь. Паисий ответил:

После этих слов отец бросил курить прямо в церкви, оставив сигареты и зажигалку.

Добродетель медицинской сестры

Этические нормы медицинской сестры не менее важны для её успешной работы, чем практические навыки. Медсестра должна:

  • совершать добро;
  • говорить истину;
  • уважать чувства и права пациентов;
  • проявлять милосердие;
  • быть тактичной и терпеливой;
  • сохранять здравомыслие и целомудрие.

Важно, чтобы все эти нормы помогли медсестре сформировать новый характер. Тогда её работа будет по-настоящему полезной для людей

Евангельские притчи о Добрых Делах и Добродетелях

Иисус неоднократно учил тому, как важно быть добродетельным

Лазарь (Фёдор Бронников, 1886 год)

Вот некоторые Его притчи на эту тему:

  1. О немилосердном должнике. Мораль: если мы не будем охотно прощать ближних, то и Бог не простит нас. Наши грехи перед Богом больше, чем грехи ближних против нас.
  2. О добром самаритянине. Главная мысль в том, что ближние (те, кому мы должны оказывать уважение и поддержку) — представители всех рас, наций и социальных слоёв.
  3. О богаче и Лазаре. Богач каждый день проходил мимо бедного Лазаря, относясь к нему как к пустому месту. После смерти Лазарь получил награду, а Богач лишился всех Божьих благословений.

Добродетель — это не пережиток прошлого. Она лекарство от всех болезней общества, основа нашего счастья и пропуск в вечную жизнь.

Виктор Глебов

Категории добродетельных людей

Удивительно, но даже к добродетели людей приводят абсолютно разные мотивы и цели. Всех, кто считает себя добродетельными, можно условно разделить на три категории:

1. Очищающиеся.

Такие люди приходят к добродетели посредством долгого жизненного пути, они совершают ошибки и извлекают уроки. В процессе личность проходит несколько этапов духовного развития и становится лучше. Подобное очищение души делает незначительными некоторые дурные поступки, совершенные когда-либо.

2. Стремящиеся.

Эта категория людей обычно очень нуждается в деньгах и стремится овладеть мастерством в профессии. Но в процессе такие люди проникаются своей работой и миссией, тратят время на саморазвитие и очищают разум, становясь чище душой. Такие люди способны на добрые поступки, самопожертвование и защиту слабых.

3. Алчущие знаний.

Люди, алчущие знаний, все силы тратят на их получение, но в какой-то момент человек достигает просветления и становится добродетельным, пройдя путь от знаний к духовному совершенствованию.

Конечно, существуют и иные пути, чтобы прийти к добродетели. Ведь каждый человек индивидуален, и таким же становится его путь к духовным ценностям.

В античности

По Гесиоду, путь к добродетели тягостен и труден, она не даётся от рождения, а требует постоянных жизненных усилий.

Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή):

  • мудрость,
  • мужество,
  • справедливость,
  • умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне).

Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости.

По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические) и напрямую связывал добродетель со счастьем, заметив в добродетели не только путь к счастью, но и важную часть самого счастья. Аристотель считает, что неразумная, чувственная часть души послушна её разумной части так же, как ребёнок послушен отцу. Добродетель — это привычка (навык) находить желанную середину: «Как в страстях, так и в поступках пороки переступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка, добродетель же умеет находить середину и её избирает». По Аристотелю, добродетельные привычки одного человека соотнесены с удобными формами общественной жизни.

Григорий Нисский отстаивал учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению, навязанное не может быть добродетелью.

Страсти и 7 добродетелей: значение Церковных Таинств

Возделывать в себе христианские добродетели и искоренять собственные страсти мы можем только с Божьей помощью. Господь говорит:

Приведём также слова святителя Тихона Задонского:

Для того Господь и установил Церковные Таинства (прежде всего, Исповедь и Причастие), чтобы мы соединялись с Ним и наполнялись Его спасительной благодатью. Приобщение к Божественному естеству, получение опыта неба, предвкушение Царства Божьего – так называет Церковные Таинства митрополит Иларион (Алфеев) в своей книге «Таинство веры».

Исповедь – сердечное раскаяние человека в своих грехах в присутствии священника. Однако следует помнить, что подлинное покаяние подразумевает твёрдое намерение человека изменить свою жизнь и вести стойкую борьбу со страстями. Святитель Феофан Затворник учит:

Таинство Причастия (Евхаристия) заключается в соединении с Господом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина:

Благодаря Евхаристии христианин может восстановить прерванную из-за грехопадения связь с Богом и разжечь в себе огонь Его любви. Таким образом происходит обновление души и тела падшего человека. Вот что о значении регулярных Исповеди и Причастия говорит преподобный Паисий Святогорец:

7-я добродетель: Любовь

Нет выше добродетели в Православии, чем любовь. Она является главным свойством Самого Бога:

Любовь побеждает всякое зло и вражду. Эта добродетель, по выражению святителя Игнатия (Брянчанинова), является даром Господа, изливаемым в души Его истинных рабов действием Святого Духа («Аскетические опыты»). Любовь к Богу и ближнему – к этим двум заповедям можно свести весь Божественный Закон (Мф. 22:37-39). Без любви все другие христианские добродетели теряют смысл:

При этом нельзя забывать, что подлинная христианская любовь является деятельной (т.е. активно выражается делами, поступками) и жертвенной (бескорыстно служит ближнему, проявляет самопожертвование). Она должна распространяться даже на врагов (Мф. 5: 44), ведь в каждом человеке есть частица Божьего образа. Священник Георгий Максимов отмечает:

Почему трудно творить добро?

Каждый человек желает находиться в кругу добрых и честных людей, но почему-то сам не очень стремится стать таковым. Что мешает нам творить добро? Ведь каждый из нас имеет представление о том, что такое добродетели.

Христианские проповедники считают, что одной из основных причин является неправильное отношение человека с Богом. Только Он является настоящей любовью и может привести человека к доброте и духовному росту. Поэтому чем ближе индивид к Богу, тем больше у него шансов стать добродетельным человеком, творящим добро вокруг себя.

Современные психологи и социологи называют иную причину нравственной деформации людей — это неумение отличать добро от зла. Люди настолько потерялись в системе нравственных координат, что уже с трудом понимают, как должны выглядеть добродетели. Это болезнь современного общества в целом, а не отдельной его социальной прослойки. Поэтому вылечить ее весьма затруднительно.

Сказки: добродетели в детских историях

Традиционно принято, что добродетели в сказках отведено большое место. Ведь именно сказки и их герои являются первыми учителями для подрастающего поколения. Дети, наблюдая за любимыми героями, воспринимают нормы морали и этики, получают первые представления о добре и зле. Можно сказать, что сказки несут мощный воспитательный эффект, которого невозможно добиться разговорами и объяснениями.

Благодаря сказкам дети формируют в своем сознании правильную модель поведения в различных ситуациях, ведущую к росту личности и нравственному развитию. Ведь только нравственный человек может задумываться о добродетели и стремиться к ней.

Трудно перечислить всех сказочных персонажей, предстающих перед восторженными детскими глазами в виде добродетельных героев. Но некоторых мы можем привести в пример. Золушка является самым ярким представителем добродетельного персонажа — она скромна, трудолюбива и почтительна. В конце истории девушка получает вознаграждение за все свои добродетели — счастливый союз со сказочным принцем. Чем не пример правильного поведения для подрастающего поколения девочек?

Кот в сапогах тоже предстает в виде добродетельного персонажа. Ведь он преданный, стойкий и делает добро для своего хозяина без всякой выгоды для себя. Он готов тратить все свое время на то, чтобы помочь ближнему и в итоге обретает счастье, радуясь успеху других сказочных героев.

Психологи утверждают, что чтение детских сказок способно сформировать в подсознании ребенка прочную систему ценностей, которую трудно будет поменять в дальнейшем.

Как традиционно определяют семь добродетелей?

Еще с древних времен художники и скульпторы свое видение добродетелей и пороков воплощали в самых разных образах. Как правило, это были изображения красивых юных девушек в длинных одеждах, которые при себе имели различные атрибуты.

К примеру, христианские добродетели, могли выглядеть таким образом:

  • Любовь — выглядела изначально как пеликан или жертвенный агнец, в каноническом искусстве выглядит как девушка с пылающим в руке сердцем или с множеством ласкающихся к ней детей. Также очень распространено еще одно изображение — женщин, которые одну руку прижимали к сердцу, а второй сеяли семена.
  • Надежда — женщина в зеленых одеяниях, склоненная в молитве, в некоторых случаях с якорем или крыльями. В другой интерпретации девушка в молитвенном жесте протягивает руки к солнцу, а возле нее находится сгорающий Феникс.
  • Еще одна добродетель — Вера — женщина в белых одеждах, которая в руках держит крест или хрустальную чашу, знаменующие смерть Иисуса. Также могла иногда изображаться со светильником или щитом в руках.
  • Благоразумие, мужество, справедливость и умеренность также были изображены в обличьях женщин.

Что такое добродетели?

Добродетели — это проявления высшей доброты. Дела, продиктованные нам не человеческой моралью или мирскими понятиями о добре и зле, но Высшей Силой. Сам человек не может стяжать добродетели без помощи Господа. После грехопадения добродетели стали недоступны человеческому роду «по умолчанию». Но именно добродетели противопоставляются греху, как проявления принадлежности к «новому» миру, миру, который подарил нам Новый Завет.

Понятие добродетелей существовало не только в христианстве, но и в античной этике.

Чем отличается добродетель от простого доброго поступка?

Добрый поступок Добродетель
Помириться с обидчиком Простить обидчика, молиться о нем даже, если он не желает примирения. Отказаться от мщения, не желать ему зла.
Хранить верность супругу Не изменять супругу даже помышлением, ведь Христос сказал «кто посмотрел на женщину с вожделением, уже согрешил с ней в сердце своем».
Накормить нуждающегося Отдать последнее тем, кто нуждается в помощи. Не привязываться к материальному миру, деньгам, вещам.

Итак, добродетели отличаются от стандартных «добрых дел». Добродетели — это не перечень обязательных условий для попадания в рай. Это значит, что, если очень стараться быть добродетельным формально, не вкладывая душу в свои хорошие поступки, их смысл теряется. Добродетель — то, что естественно для человека, любящего Бога. Добродетельный человек не просто выполняет свод определенных правил, а пытается жить так, как заповедовал Христос, потому что только в Господе видит жизнь.

К сожалению, человек уже совершил грехопадение и не рождается с таким состоянием души за редким исключением Святых, многие из которых еще в отрочестве были призваны явить миру дела Господни. Как же научиться жить добродетельной жизнью?

Молиться, ходить в Церковь, причащаться, любить Бога и ближних. Можно сказать, что все добродетели вытекают из заповедей любить ближнего, как самого себя и Творца. Добродетели — поступки, которые естественным образом совершает человек, живущий в мире с Богом и людьми.

Тема добродетелей не раз обыгрывалась в искусстве: в живописи и литературе. Так семи добродетелям посвящены фрески Джотто, серия гравюр Брейгеля, серия росписей спинок судейских кресел Полайолло, одну из которых выполнил Боттичелли.

Добродетели и религиозные верования

Можно сказать, что добродетели делятся на две категории:

  • идущие из социальных норм и навязываемые обществом;
  • вытекающие из религиозных верований.

Причем обе категории подвергаются значительной деформации, в зависимости от общества, в котором они применимы. К примеру, индусы в своих религиозных практиках осуществляют поклонение идолам, что жестко карается в христианстве и мусульманстве. Даже такое качество, как милосердие, являющееся одним из ключевых в списке добродетелей, может трактоваться весьма специфически. В современном обществе милосердием будет отвезти раненого человека в больницу, а вот в африканских племенах в этом же случае требуется помочь человеку перейти в иной мир.

Поэтому на протяжении тысячелетий человечество так и не подошло к единому определению добродетелей, хотя абсолютно все народы и слои общества согласны с тем, что они очищают душу и ведут к самосовершенствованию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: