Что такое постмодернизм: кратко и понятно

Что будет после постмодерна

Как отмечает ряд философов, суть всего существования человечества заключалась в этом переходе от премодерна к постмодерну. И они заявляют, что после ничего не будет. Постмодерн — это вечный упадок. И всё закончится тогда, когда падать уже будет некуда. И всё движение планеты Земля (а точнее, её развитие) не что иное, как закономерные взлёты и падения. То есть если сводить к общему главную мысль всего земного существования, то её довольно точно отразили в песне, которая появилась в середине 80-х: «Мы все живём для того, чтобы завтра сдохнуть». И — чёрт! — так весело пели эти строчки, что в этой правде сомневаться не приходится.

Обидно, конечно, осознавать, что всё закончится так глупо, пошло и бездарно. Но всё-таки надежда, хоть и слабая, есть. Не так давно, как говорят некоторые философы, начался переход в новую эру метамодерна или постпостмодерна. Настоящее время — это слияние всех трёх предшествующих культур в попытке объяснить всё, что наворотили до сегодняшнего дня. А если не получится, то хотя бы с этим смириться. Смириться с тем, что весь мир стал одним большим целым. И наш шарик продолжает лететь. Лететь чёрт знает куда.

Откуда взялся постмодерн, и кто его придумал

По сути, ничего придумывать не пришлось. Эпоха постмодерна — это естественный ход вещей, как авторитетно заявляют философы. И чтобы понять, как он образовался, необходимо сделать небольшой экскурс в то, что было до него.

От начала существования человечества вплоть до эпохи Ренессанса на земле было царство премодерна. Что это значит? Что отношения человека с Богом (или богами) были неравными. Homo sapiens жил по законам природы, молился небу и ел землю. Но со временем он умнел, у него появлялись разные ништяки, намечался довольно естественный переход в фазу других отношений, где Бог и человек должны были занимать равные места, отдав предпочтение техническому прогрессу. А церковники, наверняка предугадывая ход вещей, оттягивали момент перехода, и то, что мы называем «святая инквизиция», стало пиком времени премодерна.

Далее наступило время модерна, которое продлилось почти до конца 19 века. Отношения человека и Бога постепенно портились, ништяков у людей стало больше, и, когда никто не знал, куда бы направить массу полезной энергии, пришли нигилисты во главе с упомянутым Ницще и указали верную дорогу к постмодерну. После них пришли декаденты, которые хоть немного и в другом русле, но продолжили славное дело предков, окончательно возведя на трон небесный самих себя, и немножечко пустили мир колбаской под горку. Как ни печально, но это было неизбежно.

История [ править ]

Предшественники править

Постмодернистская философия зародилась в основном во Франции в середине 20 века. Тем не менее, некоторые философские предшественники сообщают о многих проблемах постмодернистской философии.

Он был в значительной степени под влиянием сочинений Серен Кьеркегор и Ф. Ницше в 19 веке и других ранних к середине философов двадцатого века, в том числе феноменологов Эдмунд Гуссерль и Мартин Хайдеггер , психоаналитик Жак Лакан , структуралистская Ролана Барта , Жорж Батай , и более поздняя работа Людвига Витгенштейна . Постмодернистская философия также почерпнула из мира искусства и архитектуры, особенно Марселя Дюшана , Джона Кейджа и художников, которые практиковали коллаж , а также архитектуруЛас-Вегас и Центр Помпиду .

Философы раннего постмодерна править

Наиболее влиятельными философами раннего постмодерна были Жан Бодрийяр , Жан-Франсуа Лиотар и Жак Деррида . Мишеля Фуко также часто называют ранним постмодернистом, хотя он лично отверг этот ярлык. Следуя за Ницше, Фуко утверждал, что знания производятся посредством операций силы и фундаментально меняются в разные исторические периоды.

Работы Лиотара в основном касались роли нарратива в человеческой культуре и, в частности, того, как эта роль изменилась, когда мы покинули современность и вошли в «постиндустриальное» или постмодернистское состояние . Он утверждал, что современные философии узаконивают свои истины не (как они сами утверждали) на логических или эмпирических основаниях, а, скорее, на основании общепринятых историй (или « метанарративов ») о знании и мире — сравнивая их с концепцией языка Витгенштейна. -игры. Он также утверждал, что в нашем постмодернистском состоянии эти метанарративы больше не работают для легитимации заявлений об истине. Он предположил, что вслед за крахом современных метанарративов люди разрабатывают новую «языковую игру» — игру, которая не претендует на абсолютную истину, а скорее прославляет мир постоянно меняющихся отношений (между людьми и между людьми и мир).

Деррида, отец деконструкции , практиковал философию как форму критики текста . Он критиковал западную философию за то, что она отдавала предпочтение концепции присутствия и логотипов , а не отсутствию, отметкам или письмам.

В США самым известным прагматиком и самопровозглашенным постмодернистом был Ричард Рорти . Философ-аналитик, Рорти считал, что объединение критики Уилларда Ван Ормана Куайна аналитико-синтетического различия с критикой Уилфрида Селларса « Мифа о данном » позволило отказаться от взгляда на мысль или язык как на зеркало. реальности или внешнего мира. Далее, опираясь на Дональда ДэвидсонаКритикуя дуализм между концептуальной схемой и эмпирическим содержанием, он ставит под сомнение чувство вопроса о том, связаны ли наши конкретные концепции с миром соответствующим образом, можем ли мы оправдать наши способы описания мира по сравнению с другими способами. Он утверждал, что истина заключается не в том, чтобы сделать это правильно или представить реальность, а в социальной практике, а язык — это то, что служит нашим целям в определенное время; древние языки иногда невозможно перевести на современные, потому что они обладают другим словарным запасом и сегодня бесполезны. Дональда Дэвидсона обычно не считают постмодернистом, хотя он и Рорти оба признали, что между их философиями мало различий.

Что такое постмодерн

Итак, для начала нужно понять, что вообще из себя представляет постмодерн. Пожалуй, начнём с того, что эта эпоха до сих пор продолжается, и сколько ещё тебе предстоит жить в ней, неизвестно. Возможно, твои будущие правнуки тоже родятся при постмодерне, как их прадед и как прадед прадеда. Ведь постмодерн — настолько живучая системная модель общества, что существует уже более ста лет.

Весь прошлый век пронёсся под знамёнами приставки «пост-». Если вспомнить основные социокультурные события не только нашей страны, но и всего мира, то выяснится, что всё, чем занимались люди двадцатого столетия, — это стирание различных границ. Это и повсеместная эмансипация женщин, борьба за равноправие которых уже достигла своего пика в наше время. И открытая пропаганда гомосексуализма и других ЛГБТ-плюшек. И стирание гендерных принадлежностей, когда операция по смене пола могла решить многое, а искусство постмодерна работало по правилу «чем непонятнее, тем лучше».

То есть время постмодерна — это тотальное право на самоопределение (даже если оно противоречит природе), следовательно, пик нигилизма, анархии, вседозволенности, которую люди почему-то приравняли к свободе, хоть это не одно и то же. А один из постулатов Ницше «Бог умер» стал главным девизом этой эпохи.

Постмодернизм и постструктурализм

Постмодернистская философия очень похожа на постструктурализм . Отношение к ним как к одинаковым или принципиально различным обычно зависит от личного участия в этих вопросах. Люди, выступающие против постмодернизма или постструктурализма, часто сводят их вместе. С другой стороны, сторонники этих доктрин проводят более тонкие различия.

Жак Деррида в своей книге «Письмо и различие» (в частности, статья «Сила и значение»), 1967, исходит из структурализма, который лучше превосходит его в своей собственной теории письма и литературных изобретений.

Книга Мишеля Фуко « Les Mots et les Choses » была связана со структурализмом , но сам автор отрицал представление этого интеллектуального течения.

Постмодернизм как явление

В литературе

Литературный постмодернизм – это не объединения, школы, течения, это группы текстов. Определяющие черты в литературе – ирония и «черный» юмор, интертекстуальность, приемы коллажа и пастиша, метафикция (письмо о процессе письма), нелинейный сюжет и игра со временем, склонность к технокультуре и гиперреальности. Представители и примеры:

  • Т. Пинчони («Энтропия»),
  • Дж. Керуак («На дороге»),
  • Э. Олби («Три высокие женщины»),
  • У. Эко («Имя Розы»),
  • В. Пелевин («Generation P»),
  • Т. Толстая («Кысь»),
  • Л. Петрушевская («Гигиена»).

В философии

Философский постмодернизм – противостояние гегелевской концепции (антигегельянство) , критика категорий этой концепции: единого, целого, универсального, абсолютного, бытия, истины, разума, прогресса. Самые известные представители:

  • Ж. Деррида,
  • Ж.Ф. Лиотар,
  • Д.Ваттимо.

Ж. Деррида выдвигал мысль о размывании границ философии, литературы, критики (тенденция эстетизации философии), создал новый тип мышления – многомерное, разнородное, противоречивое и парадоксальное. Ж.Ф. Лиотар считал, что философия не должна заниматься какими-то конкретными проблемами, должна отвечать только на один вопрос: «Что такое мыслить?». Д .Ваттимо утверждал, что бытие растворяется в языке. Истина сохраняется, но понимается исходя из опыта искусства.

В архитектуре

Архитектурный постмодернизм  вызван исчерпанностью модернистских идей и социальным заказом. В городской среде отдается предпочтение симметричной застройке с учетом особенностей окружающей среды. Особенности: подражание историческим образцам, смешение стилей, упрощение классических форм. Представители и примеры:

  • П. Айзенман (Коламбус-центр, Виртуальный дом, Мемориал жертв Холокоста в Берлине),
  • Р.Бофиль (аэропорт и здание Национального театра Каталонии в Барселоне, головные офисы компаний Cartier и Christian Dior в Париже, небоскрёбы Shiseido Building в Токио и Dearborn Center в Чикаго),
  • Р.Стерн (улица Central Park West, небоскреб Carpe Diem, Президентский центр им. Джорджа У. Буша).

В живописи

В картинах постмодернистов главенствовала основная идея: между копией и оригиналом нет особой разницы. Поэтому авторы переосмысливали свои и чужие картины, создавая новые на их основе. Представители и примеры:

  • Й. Бойс («Деревянная девственница», «Дочь короля видит Исландию», «Сердца революционеров: Прохождение планеты будущего»),
  • Ф. Клементе («Сюжет 115», «Сюжет 116», «Сюжет 117),
  • С.Киа («Поцелуй», «Атлеты»).

В кино

Постмодернизм в кино переосмысляет роль языка, создается эффект достоверности, сочетание формального повествования и философского наполнения, приемы стилизации и ироничных ссылок на предыдущие источники. Представители и примеры:

  • Т.Скотт («Настоящая любовь»),
  • К. Тарантино («Криминальное чтиво»).

В музыке

Музыкальный постмодернизм характеризуется сочетанием стилей и жанров, самокопанием и ироничностью, стремлением стирать границы между элитарным и массовым искусством, главенствует настроение конца культуры. Появляется электронная музыка, приемы которой стимулировали развитие хип-хопа, пост-рока и других жанров. В академической музыке главенствуют минимализм, прием коллажа, сближение с популярной музыкой.

  1. Представители: Q-Bert, Mixmaster Mike, The Beat Junkies, The Prodigy, Mogwai, Tortoise, Explosions in the Sky, Дж. Зорн.
  2. Композиторы: Дж. Кейдж («4′33″»), Л. Берио («Симфония», «Опера»), М. Кагель («Инструментальный театр»), А. Шнитке («Первая симфония»), В. Мартынов («Opus posth»).

Основные принципы

Определение

Основная идея постмодернизма, если утрировать, отрицание модернизма, т. е. отказ от прежних идеалов. Но вот в чем новаторство постмодернизма — отказавшись от старых идеалов, они не предлагают новых. Постмодернизм в принципе не создает идеалы, потому что это вводит в рамки и отвлекает от самой жизни. Постмодернисты не стремятся решить вопросы бытия, создать свою философию, они хотят сделать жизнь проще и понятнее, рефлексируя на уже созданное культурное наследие.

Жакк Дерида выделяет 2 ключевых понятия для понимания сути постмодернизма как явления:

  1. Деконструкция — полный отказ от старого, создание нового за счет старого;
  2. Децентрация – рассеивание твердых смыслов любого явления.

Концепция

Как и любое историческое явление, постмодернизм не стоит рассматривать в отрыве от политического, культурного и экономического состояния общества. А оно было вот какое: модернисты возвели в культ все новое, новаторское, «не такое, как было раньше», а культура за последнее время сильно коммерциализировалась и превратилась в массовую. Реакцией на это и стал постмодернизм:

  • отказ от создания нового;
  • нивелирование границ между массовым и элитарным искусством;
  • попытка не искать и не утверждать какие-либо истины.

Философия

Сам по себе постмодернизм философией не является, зато в мире 20-21 веков распространены другие виды современной философии – экзистенциализм, иррационализм, постструктурализм, аналитическая философия и т. д.

Современная философия отказалась от притязаний на статус науки и перестала транслировать свои постулаты как единственно верные. Очень краткий ликбез по видам современной философии постмодернистского общества:

  1. Экзистенциалисты утверждали превосходство человека над силами природы или Богом. Ницше, «Бог умер», пустота, трансцендентальность и другие прелести экзистенциализма – прочитать про это подробнее можно здесь.
  2. Постструктурализм – это философская основа постмодернизма. М. Фуко, Р. Барт, Ж. Деррида и другие постструктуралисты разочаровались в науке и социальном прогрессе и обвиняли своих предшественников в догматизме. В этой философии решают структуры, особенно языковые, а ещё постструктуралисты любят парадоксы, которые возникают при «объективном» познании человека.

Отвечает на все «если бы…»

Концепция деконструкции — основополагающая в философии постмодернизма. Созданная французским философом Жаком Деррида, она представляет собой попытку понять то или иное явление посредством разрушения стереотипа о нем или помещения в неожиданный контекст. В работе «О грамматологии» 1967 года Деррида предлагает анализировать тексты, разбирая их на составные части, чтобы понять, как работает целое. Как правило, метод деконструкции применяется к философским текстам и концепциям. Однако само существование такого понятия повлияло и на литературу постмодернизма. Писатели начали «деконструировать» сюжет произведения, ломая стереотипы о структуре книги и месте персонажа в сюжете.

Благодаря такому подходу Джон Фаулз вывел в романе «Женщина французского лейтенанта» сразу несколько вариантов развития сюжета. Автор дает возможность читателю самостоятельно выбрать один из трех финалов произведения. Какой из них «истинный», каждый решает сам.

В романе «Стрела времени, или Природа преступления» Мартин Эмис перестраивает сам порядок человеческой жизни, допуская, что человеческая душа после смерти может обозреть прожитую жизнь заново, но только время для нее будет течь наоборот. Выстраивая судьбу главного героя задом наперед, Эмис предлагает под новым углом взглянуть на его жизненные выборы, изучив сначала их последствия.

Оба эти произведения отвечают на множество вопросов «а что, если бы»: предлагают вернуться в прошлое, изменить выбор героев, узнать другие варианты развития событий.

Заметки [ править ]

  1. ^ a b c Дуиньян, Брайан. «постмодернизм (философия) (Британская энциклопедия)» . Британская энциклопедия . Проверено 19 апреля 2016 года .
  2. ^ «Определение ПОСТМОДЕРНА» . www.merriam-webster.com . Проверено 7 апреля 2018 года .
  3. ^ a b c Эйлсворт, Гэри (2015). «Постмодернизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (издание весна 2015 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  4. ^ Лиотар, Ж.-Ф. (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Университет Миннесоты Press.
  5. ^ Сим, Стюарт. Раутледж, соратник постмодернизма
  6. ^ Тейлор, Виктор и Чарльз Винквист. Энциклопедия постмодернизма «Бинарная оппозиция»
  7. ^ Деррида, Жак; Басс, Алан (2001). «7: Фрейд и сцена письма». Письмо и разница (новое изд.). Лондон: Рутледж. п. 276. ISBN 0203991788 . Проверено 8 сентября 2017 года. Модель иероглифического письма объединяет более поразительно — хотя мы находим его во всех формах письма — разнообразие способов и функций знаков во сне. Каждый знак — вербальный или иной — может использоваться на разных уровнях, в конфигурациях и функциях, которые никогда не предписываются его «сущностью», а возникают в результате игры различий. 
  8. ^ Проблематизация глобального знания . Теория, культура и общество. Vol. 23 (2–3). Шалфей, 2006
  9. ^ Баграмяна, Мария и Картер, J. Адам, « релятивизм », Стэнфорд энциклопедия философии (лето 2017 Edition), Эдвард Н. Залта (ред.)
  10. ^ Блэкберн, Саймон (2005). «Постмодернизм». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN 9780198610137. В своих постструктуралистских аспектах он включает отрицание … любой фиксированной реальности, истины или факта как объекта исследования.
  11. ^ Эрмарт, Элизабет Дидс. Постмодернизм, 1998, DOI : 10.4324 / 9780415249126-N044-1 . Энциклопедия философии Рутледжа, Тейлор и Фрэнсис, https://www.rep.routledge.com/articles/thematic/postmodernism/v-1 .
  12. ^ Совет национальных исследований; Образование, отдел поведенческих и социальных наук и; Образование, Центр; Исследования, Комитет по научным принципам образования (2002). Научные исследования в образовании . Национальная академия прессы. стр. 20, 25. ISBN 9780309082914.
  13. ^ a b Престон, Джон (2016). «Пол Фейерабенд» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета . Проверено 19 апреля 2018 года .
  14. ^ Филлипс, Денис Чарльз; Бурбулес, Николас С. (2000). Постпозитивизм и педагогические исследования . Роуман и Литтлфилд. п. 1. ISBN 9780847691227.
  15. Рианна Кидд, Ян Джеймс (21 декабря 2016 г.). «Был ли Фейерабенд постмодернистом?». Международные исследования в философии науки . 30 (1): 55–68. DOI10.1080 / 02698595.2016.1240463 . S2CID 151746255 . В этой статье задается вопрос, можно ли с полным основанием классифицировать философию Пола К. Фейерабенда как постмодернистскую — так называли его друзья и враги.
  16. ^ Хорган, Джон . «Был ли философ Пол Фейерабенд на самом деле« худшим врагом науки »?» . Перекрестная проверка Scientific American (блог) . Проверено 19 апреля 2018 года .
  17. ^ Пьер, Элизабет Адамс-стрит (июль 2016 г.). Комментарий: «Наука« отвергает постмодернизм ». Педагогический исследователь . 31 (8): 25–27. DOI10.3102 / 0013189X031008025 . S2CID 145216107 .
  18. ^ Джон Дили, Четыре возраста понимания: первый постмодернистский обзор философии с древних времен до рубежа двадцать первого века (Торонто: Университет Торонто, 2001).
  19. ^ Джон Дили, «Философия и опыт,» Американская католическая Философская Quarterly LXVI.4 (зима 1992), 299-319, особ. 314–15.
  20. ^ «Интервью с Рорти» . unc.edu . Проверено 7 апреля 2018 года .
  21. ^ Дэвидсон, Д., 1986, «Теория когерентности истины и знания», Истина и интерпретация, Перспективы философии Дональда Дэвидсона, изд. Эрнест Лепор, Бэзил Блэквелл, Оксфорд, послесловие.

Заметки

  1. ^
  2. ^
  3. Лиотар, Ж.-Ф. (1979). Состояние постмодерна: отчет о знаниях . Университет Миннесоты Press.
  4. Сим, Стюарт. Раутледж соратник постмодернизма
  5. Тейлор, Виктор и Чарльз Винквист. Энциклопедия постмодернизма «Бинарная оппозиция»
  6. Деррида, Жак; Басс, Алан (2001). «7: Фрейд и сцена письма». Письмо и разница (новое изд.). Лондон: Рутледж. п. 276. ISBN   . Проверено 8 сентября 2017 года. Модель иероглифического письма объединяет более поразительно — хотя мы находим его во всех формах письма — разнообразие способов и функций знаков во сне. Каждый знак — вербальный или иной — может использоваться на разных уровнях, в конфигурациях и функциях, которые никогда не предписываются его «сущностью», а возникают в результате игры различий.
  7. Проблематизация глобального знания . Теория, культура и общество. Vol. 23 (2–3). Шалфей, 2006
  8. Блэкберн, Саймон (2005). «Постмодернизм». Оксфордский философский словарь . Издательство Оксфордского университета, Великобритания. ISBN . В своих постструктуралистских аспектах он включает отрицание … любой фиксированной реальности, истины или факта как объекта исследования.
  9. Совет национальных исследований; Образование, отдел поведенческих и социальных наук и; Образование, Центр; Исследования, Комитет по научным принципам образования (2002 г.). Научные исследования в образовании . Национальная академия прессы. стр. 20, 25. ISBN .
  10. ^
  11. Филлипс, Денис Чарльз; Бурбулес, Николас С. (2000). Постпозитивизм и педагогические исследования . Роуман и Литтлфилд. п. 1. ISBN .
  12. Джон Дили, Четыре возраста понимания: первый постмодернистский обзор философии с древних времен до рубежа двадцать первого века (Торонто: Университет Торонто, 2001).
  13. Джон Дили, «Философия и опыт,» Американская католическая Философская Quarterly LXVI.4 (зима 1992), 299-319, особ. 314–15.
  14. Дэвидсон, Д., 1986, «Теория когерентности истины и знания», Истина и интерпретация, Перспективы философии Дональда Дэвидсона, изд. Эрнест Лепор, Бэзил Блэквелл, Оксфорд, послесловие.

Развитие постмодернизма

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: