Содержание
Как свидетельствуют рабочие тетради Достоевского, к работе над «Дневником» он относился не менее серьезно и ответственно, чем к работе над своими художественными произведениями
Систематически просматривая русские и иностранные газеты (из последних прежде всего «Independence Beige»), Достоевский сначала кратко отмечал обратившие на себя его внимание номера журналов и газет, иногда сопровождая эту запись краткой характеристикой тех фактов, на которые он считал нужным откликнуться в «Дневнике», а затем составлял план очередного номера, либо группируя его главы вокруг одной, главной темы (русские дети, спиритизм, русские судебные процессы 70-х годов, события сербско-турецкой и русско-турецкой войн, рост и причины самоубийств среди молодежи, пушкинский юбилей 1880 года, действия русских войск в Средней Азии и будущая роль России в Азии), либо искусно объединяя в нем статьи на несколько различных злободневных тем
После ряда предварительных заготовок и отработки главных ударных фраз и тематических комплексов, Достоевский диктовал текст соответствующего выпуска жене, а затем подвергал его новой стилистической шлифовке. Самая главная — заключительная — часть работы приходилась на последние числа месяца, непосредственно перед представлением очередного номера «Дневника» цензору и его сдачей в печать. Наряду с политическими вопросами и судебной хроникой «Дневник писателя» Достоевского впитывал в себя непосредственные жизненные впечатления автора, мемуарные и автобиографические материалы, а также изложение его политического и религиозного credo. Причем живые впечатления трансформировались порою в рассказы и повести («Бобок», «Мальчик у Христа на елке», «Мужик Марлей», «Столетняя», «Кроткая», «Сон смешного человека» и т. д.). При этом они насыщались глубоким философским содержанием и свободно сочетали в себе реалистические и фантастические мотивы.
Значительное место в «Дневнике» автор отвел также журнальной полемике и ответам на многочисленные письма к нему читателей «Дневника». Причем мысль Достоевского развивается не только в художественной, но и в публицистической части «Дневника» по художественным законам, создавая цепь глубоких и волнующих образов-обобщений. Значительная часть «Дневника» построена в форме спора между автором и его спутником-«парадоксалистом», который нередко выступает при этом в качестве alter ego самого же писателя. В целом его можно охарактеризовать как книгу вопросов, а не ответов. Пытаясь дать свой положительный ответ на больные вопросы жизни, автор постоянно сам чувствует уязвимость даваемых ответов и, возвращаясь снова и снова к тем же проблемам и явлениям, пытается взглянуть на них с новой стороны, прокорректировав и дополнив свои прежние размышления и выводы. В результате мысль его образует как бы ряд бесконечно повторяющихся спиральных кругов, уводящих в будущее.
Глубокое очарование многим главам «Дневника» придают содержащиеся в них блестящие оценки творчества Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Шиллера, Жорж Санд, «Анны Карениной» Толстого. Обращаясь к «Дон Кихоту» Сервантеса, Достоевский не только высказывает свое восхищение этой бессмертной книгой, но и дополняет ее рассказом об еще одной авантюре героя (хотя и утверждает при этом, что всего лишь пересказывает рассказ Сервантеса). В оригинальном толковании Достоевского воскресают в «Дневнике» многие персонажи русских и иностранных писателей. Так постепенно создавалась и росла эта замечательная книга, представляющая своеобразную энциклопедию русской и западноевропейской жизни и культуры XIX века, укорененной в их историческое прошлое и в форме живой беседы с читателем обсуждающая их будущие судьбы и перспективы, освещаемые автором порою крайне субъективно, а порою с удивительной, поражающей также и сегодняшнего читателя исторической проницательностью.
Суть: о чём роман?
Роман «Идиот» начинается с того, как молодой дворянин – князь Лев Мышкин, возвращается в Россию после длительного прибывания в Швейцарии, где он лечился от своего давнего психического недуга. С самых первых страниц князь предстаёт перед нами как очень искренний и непосредственный человек, в моральном плане стоящий на ступень выше окружающих его людей.
В поезде главный герой знакомится с купцом Парфёном Рогожиным и узнаёт о Настасье Барашковой – падшей женщине, ведущей самый порочный образ жизни.
В Петербурге князь Мышкин навещает своих ближайших родственников – семью Епанчиных. За счёт своей искренности и душевности князь легко завоёвывает симпатии всей семьи, члены которой становятся его хорошими друзьями. Ему нравится красавица Аглая — младшая дочь в семье. Симпатия взаимна.
В тот же день Лев Николаевич встречается с Настасьей Филипповной, которую отчаянно добивается Рогожин. Между этой троицей образуется незримая связь, которая не разорвётся до самого конца повествования.
Князь Мышкин сам внезапно проникается симпатией к Настасье, надеясь помочь ей и исцелить её душу. Он совершенно серьёзно предлагает ей выйти за него замуж, смущая Барашкову, которая под влиянием князя начинает демонстрировать лучшие стороны своей натуры.
Образуется любовный треугольник: Рогожин – Мышкин – Барашкова. На протяжении всего романа Настасья Филипповна мечется между двумя мужчинами. От тяжелейшего психологического напряжения герои начинают сходить с ума.
Помимо основной сюжетной линии в романе присутствует огромное количество побочных, которые только подчёркивают общую атмосферу безумия и безысходности и подталкивают князя к пропасти. Так, любимая Аглая отталкивает его из-за связи с Настасьей, не понимая истинных мотивов его поступка. Тоцкий и Епанчин хотят «замять» скандал с Настасьей и выдать ее замуж за секретаря Ганечку, который нуждается в деньгах и за них готов принять позор.
Постоянное нарастание напряжения приводит к тому, что в конечном итоге Рогожин приводит Мышкина в свой дом, где на кровати лежит зарезанная им Барашкова. В этот момент психика героев окончательно рушится. Они ложатся рядом с трупом, обнимаются и начинают говорить обо всём. На утро Рогожина находят абсолютно безумным, а князя Мышкина — впавшим в то полусознательное состояние, в котором он прибывал до курса лечения в Швейцарии.
Окончил инженерное училище — по настоянию отца
Техническое образование совсем не соответствовало внутреннему устроению юноши, любившего литературу и вообще склонного к постоянной рефлексии. Все свое свободное от занятий время Достоевский уделял чтению. На его книжной полке были сочинения Гомера, Гюго, Гете, Гофмана, Шекспира, Шиллера, Байрона, Державина, Лермонтова, Гоголя. Почти всего Пушкина будущий писатель знал наизусть. Ночи юный Достоевский проводил за первой пробой своего пера.
Достоевский (справа) с этнографом Чоканом Валихановым. 1858 г. Фото: wikimedia commons
Закончив учебное заведение, Федор Михайлович немного проработал по специальности, но вскоре вышел в отставку и больше никогда не возвращался к инженерному делу.
О писательском процессе
Запомните мой завет: никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь, уважайте жизнь!
Произведение не сводится к одной идее, его ещё надо создать и выполнить.
Надо работать без послабления, чтобы самому видеть результат.
Занятие романом… ведь это день и ночь, и если не пишешь пером, то ходишь <…> и думаешь….
Говорят, что тон и манера рассказа должны у художника зарождаться сами собою. Это правда, но иногда в них сбиваешься и их ищешь…
Писатель — художественный, кроме поэмы, должен знать до мельчайшей точности (исторической и текущей) изображаемую действительность. У нас, по-моему, один только блистает этим — граф Лев Толстой…
Хуже всего боюсь посредственности; по-моему, пусть лучше или очень хорошо или совсем худо. Посредственность же в тридцать печатных листов вещь непростительная…
Из записных тетрадей Фёдора Михайловича
У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве), и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казённый взгляд на них, по-моему, не есть ещё реализм, а даже напротив…
Я совершенно не умею, до сих пор (не научился), совладать с моими средствами. Множество отдельных романов и повестей разом втискиваются у меня в один, так что ни меры, ни гармонии. <…> Но есть и того хуже: я, не спросясь со средствами своими и увлекаясь поэтическим порывом, берусь выразить художественную идею не по силам… И тем я гублю себя…
Давно уже мучила меня одна мысль, но я боялся из неё сделать роман, потому что мысль слишком трудная и я к ней не приготовлен, хотя мысль вполне соблазнительная и я люблю её. Идея эта — изобразить вполне прекрасного человека. Труднее этого, по-моему, быть ничего не может, в наше время особенно. (о романе «Идиот»)
Занимательность я, до того дошёл, что ставлю выше художественности … То-то и есть, что всё беру темы себе не по силам. Поэт во мне перетягивает художника всегда, а это и скверно…
Иногда бывает столько разных хлопот, неприятностей, тягостей, что ни за что взяться сил нет, тем более за письмо. Я только сочинения мои должен писать и пишу, в каком бы ни был расположении духа, да и то иногда не выдерживаю и бросаю всё. Жизнь моя не красна…
Я убеждён, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу, Тургенев умер бы от одной мысли. Но если б вы знали, до какой степени тяжело портить мысль, которая в вас рождалась, приводила вас в энтузиазм, про которую Вы сами знаете, что она хороша, — и быть принужденным портить сознательно!
Величайшее умение писателя — это уметь вычёркивать.
Я перечёл теперь то, что сейчас написал, и вижу, что я гораздо умнее написанного. Как это так выходит, что у человека умного высказанное им гораздо глупее того, что в нём остаётся?
В литературном деле моём есть для меня одна торжественная сторона, моя цель и надежда (и не в достижении славы и денег, а в достижении выполнения синтеза моей художественной и поэтической идеи, то есть в желании высказаться в чём-нибудь, по возможности вполне, прежде чем умру).
Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
О деньгах и творчестве
Я никогда не выдумывал сюжета из-за денег, из-за принятой на себя обязанности к сроку написать. Я всегда обязывался и запродавался, когда уже имел в голове тему, которую действительно хотел писать и считал нужным написать.
Я, получая деньги вперёд, всегда продавал уже нечто имеющееся, то есть продавался только тогда, когда поэтическая идея уже родилась и по возможности созрела. Я не брал денег вперёд на пустое место, то есть надеясь к данному сроку выдумать и сочинить роман…
Хочется писать его* не на срок, а так, как пишут Толстые, Тургеневы и Гончаровы. Пусть хоть одна вещь у меня свободно и не на срок напишется… (* запись в 1870 году о неосуществленном замысле нового романа)
Критики о повести «Двойник»
Первые критики С.П. Шевырев, И.В. Брант, А.А. Григорьев отозвались о повести «Двойник», как о неудачной и по содержанию, и по средствам художественной выразительности. Они отметили нетрадиционность изложения, где реальность переплетается с картинами больного человеческого сознания. В этой особенности критики увидели попытку подражания писателям Гофману и Гоголю. Также их разочаровало содержание повести еще тем, что Достоевский изобразил в ней непривычную для того времени тему – проявление неадекватных сторон психофизической сущности личности.
Положительно отозвался о повести В.Г
Белинский, взяв во внимание неопытность и молодость Достоевского. Он обратил внимание на новаторство в стиле повествования, что оно ведется языком главного персонажа, но от лица автора
Также критик отметил, и особенность характера главного героя повести, как « самого глубокого и смелого» в русской литературе.
Рецензии на книгу «Преступление и наказание» Федор Достоевский
«Преступление и наказание» для меня-это книга,которую хочется перечитать снова. Произведение охватывает огромный круг проблем,над которыми во время прочтения невольно задумываешься. Но все же для себя я выделила самые главные проблемы,которые всегда были, есть и будут актуальными. Это такие проблемы,как насилие и несправедливость. Думаю что многие сталкивались с подомным. Ф. М. Достоевский описывает характеры героев,трагические судьбы,страдания, человеческие муки и горести. Именно через все это описание автор заставляет нас на миг остановиться и подумать, а почему же люди так поступают,почему в жизни так много несправедливостей? Для начала, я думаю, стоит поговорить о главном герое произведения. Родион Романович Раскольников- бывший студент,оставивший учебу из-за бедности. Это гордая и сильная личность. У Раскольникова была своя теория,по которой все люди делились на «обыкновенных», которые должны производить себе подобных и подчиняться, и на особых, которые «право имеют» на преступление ради великих целей. Для Родиона такой целью являлось желание сделать мир лучше, избавить его от несправедливости. Но Раскольников совершает преступление в первую очередь для того,чтобы доказать себе,что он не «тварь дрожащая», а человек, которому позволено было совершить убийство. Это самый яркий пример в произведении,раскрывающий проблему насилия.После преступления Раскольникова мучает совесть, он боится выдать себя и сделать лишний шаг. Родион не смог без угрызения совести «преступить через кровь». Федор Михайлович Достоевский обличает насилие, он показывает нам лихорадочное состояние героя, ту нравственную пытку,которую переживает Раскольников после убийства. Его теория рушится, мы видим, что происходит победа человека в Родионе над нравственными заблуждениями, которые ведут общество к падению и гибели.Сцена убийства является основной сценой насилия,но далеко не единственной. Сколько всего совершил Свидригайлов! Это и изнасилование глухонемой сироты, и убийство слуги, также он был повинен в смерти жены. Ф. М. Достоевский доносит до нас,что всегда существуют последствия. Он показывает отвращение Свидригайлова к себе, начинающуюся у него душевную болезнь. Происходит борьба между жаждой жизни и голосом совести, заканчивающуюся смертью Свидригайлова. Читая произведение Ф. М. Достоевского, мы проникаемся состраданием к некоторым героям,которые попали в такие жизненные ситуации, выходом из которых порой является только смерть. Страшные описания сменяются еще более ужасными,герои попали в мир невыносимых страданий и несправедливости. Я хочу привести в пример двух ярких героинь романа: Соню и Дуню. Они вынуждены страдать, так как любовь,сочувствие,нищета не дают им выбора.Соня-чистой души девушка,полная доброты,любви, продает себя для того, чтобы прокормить отца-пьяницу и больную мачеху с детьми. Дуня-это умная, красивая, целомудренная девушка, которая готова выйти замуж за Петра Петровича Лужина, хотя не любит его, для того, чтобы поправить положение своего брата, Авдотья Романовна хочет пожертвовать собой из-за большой любви к Родиону. Судьба несправедлива к девушкам. Такие,как Лужин и Свидригайлов имеют много денег,но не имеют души,в них нет человека. Но такие люди стоят выше, чем добрые,сострадающие, любящие,но не имеющие денег,попавшие в трудные жизненные ситуации. Федор Михайлович Достоевский показал нам общество таким,каким оно было: неравное разделение, нищета, ужасная обстановка в комнатушках, страдающие люди в безвыходных ситуациях. Соня и Дуня далеко не единственные, кто так живет. В романе еще много подобных образов,на примере жизни которых мы понимаем, что так живут не только они, но и все общество в целом.
Начало творческого пути
В этот период своей жизни будущее светило русской литературы много читал, особенно ему нравились произведения Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Уильяма Шекспира, Иоганна Шиллера и Гомера. Среди отечественных авторов Достоевский предпочитал стихи Александра Пушкина, Гавриила Державина и Михаила Лермонтова, а также произведения Николая Гоголя и Николая Карамзина.
Весной 1845 года Федор Достоевский закончил работу над своим первым романом «Бедные люди». Труд молодого дарования был восторженно принят петербургской публикой. Виссарион Белинский и Николай Некрасов не скупились на хвалебные эпитеты в адрес Достоевского. Последний даже опубликовал произведение в своем альманахе «Петербургский сборник». А вот оценка следующего творения – повести «Двойник» – была куда более сдержанной. Читатели посчитали этот литературный труд слишком затянутым и скучным, и автору пришлось перерабатывать сюжет. Однако это обстоятельство нисколько не охладило литературный пыл Достоевского, он продолжил активно писать.
Жанр, направление
Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.
Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».
Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.
Некрасов и Пушкин
И в качестве примера, что национальные особенности едины как для простолюдинов, так и для светских знаменитостей, Достоевский рассуждает о поэте Николае Алексеевиче Некрасове. С ним у Федора Михайловича сложились, мягко говоря, не лучшие личные отношения, но от этого ни почтение, ни осознание значимости Некрасова для русской культуры никуда не улетучились. При этом в “Дневнике” обнажилась очень похожая для всех слоев населения России проблема, которая изнутри съедает, как поэтов, так и простых работяг – извечные поиски справедливости, нравственные оценки тем или иным поступкам, осознание своего места среди понятий “добро” и “зло”. Самоедство – яркая черта нашего народа, и Достоевский не только любит говорить об этом, но и сам является ярчайшим тому примером, регулярно отрекаясь от своей значимости и выискивая в себе недостатки.
“Некрасов есть русский исторический тип, один из крупных примеров того, до каких противоречий и до раздвоений, в области нравственной и в области убеждений, может доходить русский человек в наше печальное, переходное время.”
Последние страницы “Дневника писателя” – своеобразная торжественная ода Достоевского, посвященная величайшему поэту, которого сам Федор Михайлович считает одним из основоположников понятия “русскости”, представляя Александра Сергеевича Пушкина первым культурным деятелем, описавшим характер и особенности нашего народа. Из всей этой речи не хочется выделять отрывки или приводить цитаты, она настолько цельна и требовательна к тому, чтобы ее непременно прочитали полностью, что пусть это будет мотивацией для тех, кто все еще не читал сборник измышлений блогера Достоевского, собранных в единое произведение. Там вы найдете исчерпывающий ответ, почему Пушкина можно и нужно читать не только согласно школьной программе, но и уже во взрослой жизни.
В целом я в очередной раз убеждаюсь, что читая Достоевского невозможно перестать восхищаться проникновенностью его измышлений и удивляться все новым и новым открытиям, которые он дарит читателю. Ты можешь быть отлично знаком с его творчеством, досконально изучить особенности его слога и поднимаемых проблем, но вот ты открываешь непрочитанное ранее произведение, и ты снова как будто на школьной скамье, познаешь азы
И не менее важно перечитывать Достоевского, потому что только благодаря цикличному чтению его произведений можно добиться прояснения в голове полноценной картины, которую автор рисовал для своего читателя
Другие книги
Еще одним произведением, посвященным теме «униженных и оскорбленных», является повесть «Неточка Незванова». В книге идет речь о судьбе девушки из бедной семьи. В начале повести Неточка совсем ребенок. В конце – взрослая девушка. Важную роль в сюжете этого произведения играет ее отчим – человек несчастный и крайне эгоистичный.
Стоит также назвать автобиографическую повесть «Записки из мертвого дома». Это произведение основано на впечатлениях от пребывания на каторге. Автор повествует в нем прежде всего не о политических заключенных, а об уголовниках. Каким человек становится, когда свободу и волю его ограничивают? Способен ли он сохранить свою индивидуальность в заключении? На эти вопросы автор и стремится ответить в «Записках из мертвого дома» – книге, изданной в 1960 году.
Что написал Достоевский? Если на этот вопрос следует дать обобщенный ответ, то есть не перечислить произведения писателя, а охарактеризовать в целом его творчество, то, пожалуй, можно сказать, что сложную, философскую прозу. Но не все творения Достоевского таковы. Есть в его библиографии и легкие, юмористические рассказы. Например, «Крокодил», «Скверный анекдот»
В последнем идет речь о важном чиновнике, охваченном гуманистическими идеями
Герой рассказа «Скверный анекдот» решил однажды, что посещение свадьбы одного из его бедных подчиненных станет поступком благородным, красивым. Но на деле вышло иначе. Высокие идеи о равенстве простой люд не понял. Над чиновником лишь посмеялись.
Другие произведения Федора Достоевского:
- «Двойник».
- «Господин Прохарчин».
- «Ползунков».
- «Хозяйка».
- «Слабое сердце».
- «Белые ночи».
- «Честный вор»,
- «Дядюшкин сон».
- «Маленький герой».
- «Вечный муж».
- «Мальчик у Христа на елке».
- «Чужая жена и муж под кроватью».
История создания
Как и всегда в жизни Достоевского, роман «Идиот» создавался в очень трудной для писателя обстановке. Во время работы над произведением умерла его новорождённая дочь, на Федора Михайловича давили кредиторы, а также редакция журнала, для которого он писал свой роман.
Из-за такой тяжёлой атмосферы писатель на последние деньги покинул Россию и продолжил работу над романом в Швейцарии. Преодолевая своё упадочное настроение, плохое здоровье и неприятные погодные условия, Достоевский всё-таки смог закончить роман, однако по итогу был несколько разочарован своим творением, считая, что так и не смог полностью раскрыть свою мысль читателю.
Как и все части «великого пятикнижья», «Идиот» впитал в себя библейские мотивы. В основу сюжета легла идея второго пришествия, которая давно волновала религиозного писателя. Он не раз ставил вопрос о том, что будет, если Иисус Христос придет в современный мир? Этот мотив прослеживается в романах «Бесы», «Братья Карамазовы» и «Подросток», но в «Идиоте» он занял центральное место. В Мышкине автор воплотил образ божьего человека, лишенного человеческих страстей и готового отдать всего себя ради других. Но ответ Достоевского на свой же вопрос очевиден в финале: Мышкин пребывает в беспамятстве и не может жить в современных реалиях. Люди глубоко ранят его.
Другие романы
Итак, что написал Достоевский помимо вышеперечисленных книг? За двадцать лет до издания «Преступления и наказания» в свет вышел роман, о котором слышали многие. Даже те, кто не является поклонником творчества Достоевского. Эта книга называется «Бедные люди». Произведение представляет собой переписку главных героев – Макара Девушкина и Варвары Новоселовой. Идея романа заключается в сложности существования людей, имеющих низкое социальное и финансовое положение. Впрочем, эта тема затрагивается в большей части романов писателя. Например, в последующей его книге – «Униженные и оскорбленные».
Роман «Игрок» Достоевский посвятил психологической зависимости от азартных игр, коей он и сам страдал.
Композиция
Композиция произведения двойственна – она имеет как кольцевой характер, так и зеркальный.
Кольцевая композиция представлена в самом начале, когда главный герой выезжает из дому в карете, а в конце его увозят тоже на карете в новое пристанище – дом печали. Исход – кольцо замкнулось.
А зеркальная композиция проявляется в первой и последней главах, ведь сначала Голядкин наведывается к доктору Крестьяну Ивановичу с целью подружиться с ним, а в финале их пути пересекаются вновь, однако теперь Голядкин боится доктора – из-за раздвоения личности тот кажется ему злым и страшным. Доктор увез безумного в больницу для душевнобольных – все повторилось, но полностью наоборот.
Структура произведения на том и построена – главный герой живет сразу в двух мирах: реальном и порожденном его больным мозгом.