Личная жизнь
Мурнау был геем и никогда этого не скрывал. Мы Вам об этом рассказываем не ради хайпа, а ради того, чтобы Вы знали: Мурнау ничего не стыдился и вёл себя крайне вызывающе для своего времени. По Интернету свободно гуляют фотографии Мурнау – он любил заниматься фотографированием, – на которых изображены развалившиеся на софах чувственные юноши, бодибилдеры в обтягивающих плавках и вступающие в камыши обнажённые парни. Даже сегодня эти фотографии выглядят весьма и весьма пикантно.
Из-за своей скандальной славы любителя мужского пола на похороны режиссёра пришло всего только одиннадцать человек. Общественность не стерпела выходок Мурнау и посчитала оскорбительным прощаться с таким человеком, который – возможно, возможно, – приставал к молодому парню, ведущему автомобиль, что и послужило причиной аварии, в которой Мурнау получил смертельную рану. Конечно, всей правды мы никогда не узнаем, и всё-таки одиннадцать человек на похоронах одного из величайших режиссёров планеты – это факт, который разит как молния.
Особенности режиссера
Но давайте немного отвлечёмся от творчества Фридриха Мурнау (к нему мы ещё вернёмся) и обсудим характер режиссёра, его склонности и привычки.
Мурнау был человеком всестороннего образования. Другими словами – умным. Он знал французский язык, обладал острым интеллектом, придерживался космополитических взглядов («моя родина – весь мир»), много путешествовал и учился у других культур. Говорили, что на съёмочной площадке с ним было комфортно работать. В нём, странным образом, уживался юмор и серьёзность. Он шутил с актёрами, хорошо себя вёл по отношению к ним (по преимуществу) и всегда оставался профессионалом. Вот Лотте Эйснер:
Актёр Эмиль Яннингс, снявшийся во многих фильмах Мурнау:
Такое вот противоречивое суждение. И некий Льюис Джейкобс:
Голливудским режиссёром Джейкобс называет Мурнау потому, что после успеха «Последнего человека», революционного фильма Мурнау, режиссёра пригласили работать в Голливуд, где он снял ещё несколько чарующих немых кинокартин, круто повлиявших на американский кинематограф.
Критика [ править ]
Отношение Фонда Мурнау к зарезервированным фильмам было встречено критикой. Критики обвиняют фонд в неправомерном использовании авторских прав для цензуры фильмов, а не в целях закона об авторском праве, где, по их мнению, правительство должно вместо этого ввести запрет через законодательство. В отличие от ФСК , здесь нет юридической оценки решений Попечительского совета. Критики также отмечают непрозрачный процесс принятия решения о том, какие фильмы следует зарезервировать, отмечая, что не существует прозрачных критериев, данные об экспертах не публикуются, а любые использованные отчеты не публикуются. Например, фильм «Старый и молодой король».содержит нацистскую пропаганду, однако его разрешили показать публично. Кроме того, подверглась критике природа зарезервированных кинопоказов, поскольку единственным вариантом является их просмотр с сопутствующим экспертным надзором, комментариями и обсуждениями.
Карьера
Мурнау на съемках фильма в 1920 году
После окончания Первой мировой войны Мурнау вернулся в Германию, где вскоре основал собственную киностудию с актером Конрадом Вейдтом . Его первый полнометражный фильм «Мальчик в голубом» (1919) — драма, вдохновленная картиной Томаса Гейнсборо . Он исследовал тему двойственных личностей, как и Роберт Льюис Стивенсон « Доктор Джекилл и мистер Хайд» в « Дер Янус-Копф» (1920) с Вейдтом в главной роли и с Белой Лугоши .
Самый известный фильм Мурнау является Носферату , адаптация Брэм Стокер «s Dracula (1922), в главной роли немецкий театральный актер Макс Шрек , как вампир граф Orlok . Релиз был единственным, выпущенным Prana Film, потому что компания объявила себя банкротом, чтобы избежать возмещения ущерба имуществу Стокера (действующего от имени вдовы автора, Флоренс Стокер ) после того, как поместье выиграло судебный процесс о нарушении авторских прав . Помимо возмещения убытков, суд постановил также уничтожить все существующие копии фильма. Однако один экземпляр уже был распространен по всему миру. Этот принт, который на протяжении многих лет копировался снова и снова культовыми людьми , сделал « Носферату» одним из первых примеров культового фильма .
Мурнау также поставил «Последний смех» (нем. Der letzte Mann , (The Last Man), 1924) по сценарию Карла Майера (очень видного деятеля движения Kammerspielfilm ) с Эмилем Дженнингсом в главной роли . В фильме представлена камера субъективной точки зрения, при которой камера «видит» глазами персонажа и использует визуальный стиль для передачи психологического состояния персонажа. Он также предвосхитил движение cinéma vérité в своей тематике. В фильме также использовалась « техника освобожденной камеры », смесь трекинговых снимков, панорамирования , наклона и движения тележки. Кроме того, в отличие от большинства других работ Мурнау, «Последний смех» считается каммершпильским фильмом с элементами экспрессионизма. В отличие от экспрессионистских фильмов, Kammerspielfilme классифицируются по их влиянию камерной игры , включая отсутствие замысловатых декораций и сюжетных линий / тем, касающихся социальной несправедливости по отношению к рабочим классам.
Последним немецким фильмом Мурнау был крупнобюджетный « Фауст» (1926) с Гёста Экман в роли главного героя , Эмилем Яннингсом в роли Мефисто и Камиллой Хорн в роли Гретхен. Фильм Мурнау рисует на старых традициях легендарной сказки о Фаусте , а также о Гете «с классической версией . Фильм хорошо известен сценой, в которой гигантская крылатая фигура Мефисто парит над городом, сеющим семена чумы.
«Носферату» (музыка Ганса Эрдманна ) и « Фауст» (музыка Вернера Р. Хеймана ) были двумя из первых фильмов, в которых были использованы оригинальные музыкальные произведения .
Голливуд
Мурнау с Анри Матиссом на Таити в 1930 году
Мурнау эмигрировал в Голливуд в 1926 году, где он присоединился к Fox Studio и снял « Восход солнца: песня двух людей» (1927), фильм, который ученые часто называют одним из величайших фильмов всех времен. Выпущенный в системе звукозаписи Fox Movietone (только музыка и звуковые эффекты), Sunrise не имел финансового успеха, но получил несколько Оскаров на самой первой церемонии вручения премии Оскар в 1929 году. Получив премию Оскар за уникальное и художественное производство. он поделился наградой за лучшую картину с фильмом « Крылья» . Первая премия «Оскар» за лучшую женскую роль досталась Джанет Гейнор за этот и еще два фильма в том году; впоследствии каждая награда ограничивалась работой в одном фильме. Несмотря на это, Мурнау был финансово обеспечен и купил ферму в Орегоне .
Следующие два фильма Мурнау, (ныне утерянные) 4 дьявола (1928) и Городская девушка (1930), были модифицированы, чтобы адаптироваться к новой эре звукового кино, и не были хорошо приняты. Их плохой прием разочаровал Мурнау, и он бросил Fox, чтобы некоторое время путешествовать по южной части Тихого океана.
Вместе с пионером документального кино Робертом Дж. Флаэрти , Мурнау отправился на Бора-Бора, чтобы снять фильм « Табу» в 1931 году. Флаэрти уехал после художественных споров с Мурнау, который должен был закончить фильм сам. Фильм подвергся цензуре в Соединенных Штатах за изображения полинезийских женщин с обнаженной грудью . Первоначально фильм был снят кинематографистом Флойдом Кросби как полутемный, а затем был полностью восстановлен как немой фильм — любимый носитель Мурнау.
Биография
Фридрих Вильгельм Плумпе родился 28 декабря 1888 года в немецком городе Билефельд. Семья у него была богатая. Папа – суконный фабрикант, мама – бывшая учительница. У Мурнау было двое родных братьев и двое сводных сестёр. Лотта Эйснер красиво пишет:
А вот что рассказывает брат Мурнау:
Кроме этого Фридрих увлекался ещё театром. Опять читаем у брата Мурнау:
И ещё кое-что важное от брата будущего мастера:
Мурнау учился в прославленных университетах, Берлинском и Гейдельбергском, изучал филологию и историю искусств. Он начал играть в студенческом театре. Там его приметил Макс Рейнхардт, новатор театра и большой режиссёр. Он пригласил Мурнау к себе, в берлинскую театральную школу, и Мурнау согласился, по сути кардинально поменяв свою жизнь. К 1914 году Мурнау дорастает до помощника театрального режиссёра. В этот момент начинается Первая мировая война. Мурнау призывают. Вскоре он становится военным лётчиком. Его берут в плен. И чем бы Вы думали он занимается в плену? Правильно! Вместе с другими военнопленными ставит спектакли.
По окончании войны Мурнау возвращается в Берлин и загорается идеей снять антивоенный фильм. «Я стал самым ожесточённым пацифистом, ибо был свидетелем самого отвратительного разрушения», – так он говорит.
После проходит некоторое время, на него сыплются разные предложения, пока Мурнау, в 1919 году, не знакомится с актёром Конрадом Фейдтом (в будущем он очень прославится в экспрессионистских картинах). Они основывают кинокомпанию и приступают к съёмкам дебютного фильма Мурнау «Мальчик в голубом». В этом фильме – по заверению очевидцев, его смотревших – уже чувствуется знаменитый мистицизм Мурнау, его дух.
Ещё Мурнау знакомится с Карлом Майером, видным писателем и сценаристом, вдохновителем передовых идей в немецком кинематографе. Это он – вместе с Гансом Яновицем – напишет сценарий «Кабинета доктора Калигари», а ещё – сценарии «Последнего человека» и «Восхода солнца», лучших фильмов, снятых Мурнау. В общем, Мурнау оказывается среди единомышленников, крепких художников, в результате чего сам растёт как художник. За три года – с 1919 по 1921 год – он снимает с десяток картин. Правда, до наших дней сохраняются только три. И они – вот поверьте нам на слово – далеко не величайшие шедевры кинематографа. Величайшие шедевры кинематографа – впереди.
«Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, 1941 год)
Фильм, снятый в 1941 году, в советском прокате шел под названием «Трансвааль в огне» и демонстрировался как трофейный фильм. Продюсером картины был один из самых известных немецких актеров и режиссеров того времени Эмиль Яннингс (Emil Jannings), ставший всемирно известным благодаря прежде всего своей роли в «Голубом ангеле» с Марлен Дитрих.
«Дядюшка Крюгер» — одна из самых дорогих немецких постановок того периода. Съемочная группа располагала бюджетом в 5,4 миллиона рейхсмарок. На эти деньги тогда можно было снять 5 полнометражных фильмов. Над сценарием трудились трое сценаристов. К съемкам было привлечено 50 известных актеров, а также 40 тысяч статистов.
Действие фильма разворачивается в Южной Африке, где бесчинствуют колонисты-англичане. В Трансваале обнаруживаются запасы золота, и британская армия, чтобы завладеть им, руководствуясь указаниями самой королевы Виктории, проводит зачистки, грабит и убивает, сеет вражду между местными народами.
Вождь антибританского восстания Крюгер, погибая в темнице, говорит в финале фильма: «Великие народы восстанут против британской тирании. Они победят Англию. С ними Бог. И путь к иному, свободному, миру будет открыт».
Лента для того времени получилась весьма острой, за что в 1941 году даже получила главный приз Венецианского фестиваля как лучший иностранный фильм. Стоит при этом, конечно, отметить, что и в Италии на тот момент у власти также находились фашисты.
Пример «Дядюшки Крюгера» наглядно демонстрирует суть умелого пропагандистского искусства. Средствами его являются полуправда и сгущение красок. Факты, реально имевшие место в действительности, нарочито усилены или искажены, чтобы создать предвзятое или отрицательное отношение к противнику.
https://youtube.com/watch?v=58VEd9Wmbdo
Фрагмент фильма «Дядюшка Крюгер» (Ohm Krüger, 1941)
биография
Фридрих Плумп родился в немецкой семье среднего класса; ее отец Генрих Плампе — редактор тканей, а мать Оттилия — учительница. Он начал изучать филологию в Берлине и историю искусства в Гейдельберге , в 1908 году он присоединился к театральной труппе Макса Рейнхардта , в 1910 году он взял имя Мурнау (название близлежащего города), а затем окончательно бросил учебу, чтобы посвятить себя театру. Во время Первой мировой войны он был мобилизован и из-за своего большого размера интегрирован в первый полк Имперской гвардии, затем служит в военно-воздушных силах. Несмотря на восемь аварий, он так и не получил серьезных травм, но в декабре 1917 года попал в плен в Швейцарии. В 1919 году вернулся на родину.
Он начинает с подписания сентиментальных или фантастических произведений, которые являются частью традиции немецкого романтизма . Он быстро зарекомендовал себя как талантливый режиссер с живым и мучительным стилем, напоминающим живописный и поэтический экспрессионизм . Это взрывает стиль в фильме до сих пор известных, вдохновившие Дракула из Брэма Стокера , Носферату был выпущен в 1922 году .
Он соединяет сильные фильмы, между реализмом и фантазии, и производит основные работы, такие , как последний из мужчин ( ), с Яннингс и Фауста, немецкой легенды ( ), которые налагают его вместе с Фрицем Лангом и Георг Вильгельм Пабст как одна из главных фигур немецкого кино.
Его работы отмечают в Соединенных Штатах , куда он отправляется, приглашенный студиями Fox в 1926 году, и где он руководит «Аврора» , который считается его шедевром и одним из величайших фильмов в истории кино .
Могила Мурнау на юго-западном кладбище Штансдорф (бюст Манцеля ).
Решив сделать карьеру в Соединенных Штатах, он руководил там другими фильмами в довольно реалистичном стиле до своего последнего, символического духа , Табу , снятого в Полинезии и сопродюсированного с Робертом Флаэрти . Именно во время этой съемки он познакомился с французским фотографом Эмилем Савитри и, восхищаясь его работами, нанял его фотографом на четыре месяца. Эта съемка будет изобиловать неудачами, которые маори воспринимают как связанные с нарушением священного места острова Моту Тапу режиссером, который сдвинул священный камень, чтобы положить ногу своей камеры.
Несколько месяцев спустя, в возрасте сорока двух лет, он умер в результате дорожно-транспортного происшествия, за неделю до премьеры « Табу» , его автомобиль, управляемый водителем, ударился о столб электричества на побережье Калифорнии. Похоронен на кладбище Штансдорф , недалеко от Берлина.
В 2015 году, «с 4 по 12 июля», могила семьи Мурнау на кладбище Südwestkirchof der Berliner Stadtsynode в Штансдорфе , недалеко от Берлина, была осквернена незнакомцами, и администрация кладбища отметила, что череп режиссера был украден.
Как сообщила историк кино Лотте Эйснер, Мурнау был гомосексуалистом .
Архивы Ф. В. Мурнау хранятся в Университете Гумбольта в Берлине .
В 1966 году был создан Фонд Фридриха Вильгельма Мурнау / Murnau Stiftung Foundation , задачей которого является сохранение наследия немецкого кино.
Детство и юность
Будущий режиссёр родился в городе Билефельд в Германии в семье суконного фабриканта Генриха Плумпе и его второй жены Оттилии. В 1907 году Фридрих стал студентом Берлинского университета, а затем перевелся в Гейдельбергский университет. Он изучал немецкую и французскую филологию и посещал лекции по истории искусств. В свободное время играл в студенческом театре. В 1911 году, увидев Фридриха в одном из спектаклей, Макс Рейнхардт пригласил его в Берлин в свою театральную школу. С 1913 года молодой человек входил в состав труппы Немецкого театра, с 1914 года работал помощником режиссёра. Его псевдоним произошел от названия баварского городка Мурнау, который он однажды посетил вместе со своим другом Гансом Эренбаумом-Дегеле.
* * *
В списке «запрещенных» фильмов есть детективы, исторические драмы, даже комедии. Но каждая из кинолент ставила перед собой задачу «обкатать» четко определенную цель «партии и правительства», для осуществления которой нужно было заручиться поддержкой народных масс.
Например, комедия «Венера перед судом» (Venus vor Gericht, 1941 год) высмеивала «дегенеративное искусство». Герой картины — красивый, здоровый, молодой скульптор, член НСДАП встает за «правое» дело, за классическое искусство и классическую красоту в противовес авангардным «извращениям».
https://youtube.com/watch?v=noTCHW6boN4
Фрагмент фильма «Венера перед судом» (Venus vor Gericht, 1941)
Антисоветской пропаганде был посвящен фильм «ГПУ» (G.P.U., 1942 год), который выходил в США под названием The Red Terror. Аббревиатура G.P.U. в начале фильма расшифровывается как Grauen, Panik, Untergang — ужас, паника, гибель.
Сюжет фильма разворачивается в Прибалтике, где сотрудница ГПУ Ольга Федоровна (именно так, Федоровна, не Федорова, неумение отличать в русском языке отчества от фамилий — одна из традиционных немощей популярного иностранного кинематографа) узнает в одном советском дипломате бандита, убийцу своих родителей.
В конце концов Ольга, отчаявшись от того, что служит в организации, занимающейся уничтожением людей, совершает самоубийство.
Двое других положительных персонажей, Петер и Ирина, ведут борьбу с «плохишами» в «гпу»-шных погонах до последнего, попадают в советские застенки, чудом выживают и со слезами радости на глазах встречают немецкие войска.
Фильм «ГПУ» (G.P.U., 1942)
Пропагандистские фильмы Третьего рейха по сути своей были абсурдны, карикатурны, но в те времена оказывали огромное влияние на зрителей, особенно на людей простых, не сильно разбирающихся в истории и привыкших доверять действующей власти.
Казалось бы — все фильмы сняты 70-80 лет назад, для тогдашнего зрителя. И тех людей уж нет, и времена сейчас другие… Однако, по всей видимости, историки из Фонда Мурнау рассуждают, как героиня из фильма «Москва слезам не верит», которая утверждала, что «времена всегда одинаковые». Они опасаются того, что до сих пор есть немало людей, которые готовы воспринять показанное в этих фильмах за чистую монету. Ведь полуправда пропаганды, пусть и более чем полувековой давности, легко находит путь к сердцам неподготовленной публики.
Однако интернет с его бескрайними возможностями сильнее любых фондов и их усилий. «Фильмы с ограниченным просмотром» можно не только увидеть на спецпоказах под руководством историков, но и приобрести в нелегальных организациях правого толка. Их выкладывают на YouTube. В английском переводе и экспортном варианте из США их можно купить даже на Amazon.
Между тем Немецкий исторический музей (Берлин) и многие другие общественные деятели и организации активно выступают за снятие запрета на показ со всех фильмов Третьего рейха. Во-первых, потому, что запрет де-факто все равно не действует, а во-вторых, потому, что чем больше эти фильмы запрещают, тем большую привлекательность они получают. Завеса секретности делает их более значимыми, чем они есть на самом деле.
Многие историки выступают за издание пропагандистской кинопродукции Третьего рейха с обязательным профессиональным комментарием. Люди должны иметь представление о стратегиях нацизма, о механизмах пропаганды. Потому что и это тоже — история нации, ее нельзя прятать и замалчивать. Для того, чтобы не дать ей повториться.
Берлин
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Отправить
Вотсапнуть
Класс
«Возвращение» (Heimkehr, 1941 год)
Фильм «Возвращение» был снят по личному заказу Геббельса, а для участия в нем была приглашена кинозвезда Паула Вессели (Paula Wessely).
Картина повествует о жизни угнетенного немецкого меньшинства в польском воеводстве Луцк. Поляки жестоко притесняют немцев, сжигают их культурные ценности, польские дети ненавидят немецких детей, закидывают их камнями, польские мужчины насилуют немецких женщин, а несчастных немцев, пытающихся восстать против террора, сажают в тюрьму.
Фильм содержит много сцен насилия и трогательных моментов беззаветной любви к немецкой родине. Заканчивается он на том, что оставшиеся в живых немецкие граждане добредают до границы с Германией, где их встречают растроганные немецкие солдаты. На горизонте перед усталыми путниками появляется огромный портрет Гитлера, озаряющий им путь домой…
Нацистская пропаганда в «Возвращении» приписала собственные преступления — от погромов до создания концентрационных лагерей — своим противникам, полякам. Нацисты преследовали цель легитимизировать нападение на Польшу, показать поляков как врагов, ненавидящих немцев, а себя — как защитников своих соотечественников.
https://youtube.com/watch?v=UryiZ9cUmxY
Фрагмент фильма «Возвращение» (Heimkehr, 1941)
Реклама в «Живом Берлине»: liveberlin.ad@gmail.com
Ссылки [ править ]
-
^ «Эрнст Седебиц» . Кинофестиваль Китцбюэля . nd . Проверено 31 октября 2018 года .
Эрнст Себедитс, партнер new pegasos filmproduktion и давний председатель Ассоциации киноиндустрии земли Гессен, был назначен Попечительским советом Фонда Мурнау под председательством Эберхарда Юнкерсдорфа.
-
↑ Джонсон, Алекс (15 июля 2015 г.). Из немецкого склепа украдена голова директора Носферату »Ф.В. Мурнау» . NBC News . Проверено 31 октября 2018 года .
«Мы восприняли эту новость с недоверием», — заявил в среду директор-документалист Эрнст Зебедиц, управляющий директор фонда.
- ^ a b c d e f g Хетебрюгге, Йорн (июль 2016 г.). «50 лет Фонду Мурнау: хранителю сокровищ немецкого кино» . Перевод Джонатана Уланера. Goethe-Institut . Архивировано 1 ноября 2018 года . Проверено 31 октября 2018 года .
-
^ a b «Победители видеоматериалов, удостоенные награды на 12-й ежегодной церемонии награждения FOCAL International» . FOCAL International . 22 мая 2015 года . Проверено 1 ноября 2018 года .
Название «Лучшая реставрация / консервация архива» при поддержке ACSIL • Das Cabinet des Dr. Caligari — Friedrich Wilhelm Murnau Stiftung (Германия)
-
^ a b c «Über Die Murnau-Stiftung» (на немецком языке). Murnau Stiftung. nd . Проверено 1 ноября 2018 года .
Wichtigstes Stiftungskapital ist der einzigartige, in sich geschlossene Filmstock, der Kopien und Materialien der ehemaligen Produktionsfirmen Ufa, Universum-Film, Bavaria, Terra, Tobis und Berlin-Film — samt den damit verbundendefilterfilmzünskünstahnstün de jeschlossechten der.
- ^ «Кураториум» . Murnau Stiftung. nd . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ » « Метрополис в Урфассунге « . Frankfurter Allgemeine Zeitung (на немецком языке). 6 марта 2009 . Проверено 6 декабря 2011 года .
- ^ «Filmbestand der Murnau-Stiftung» (на немецком языке) . Проверено 2 ноября 2018 года .
- ^ a b c «Фонд Фридриха-Вильгельма-Мурнау» . Искусство в изгнании . nd . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ «Бертельсманн приносит отреставрированный классический фильм» Кабинет доктора Калигари «в Париж» . Бертельсманн . 28 сентября 2015 года . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ „ Кабинет доктора Калигари“- Классический Goes Digital» . Бертельсманн . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ↑ «Бертельсманн представляет отреставрированный классический фильм« Кабинет доктора Калигари »в Нью-Йорке: изюминка фестиваля немецких фильмов« КИНО! 2016 . Бертельсманн . 12 апреля 2016 . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ Kramer, Fritzi (26 августа 2016). «Интервью с Анке Вилкенинг из Friedrich-Wilhelm-Murnau-Stiftung о восстановленной« Судьбе . Фильмы без звука . Архивировано 27 августа 2016 года . Проверено 1 ноября 2018 года .
-
↑ Брэди, Тара (8 июня 2017 г.). «Судьба: сногсшибательная реставрация классики Фрица Ланга» . The Irish Times . Архивировано 1 августа 2017 года . Проверено 1 ноября 2018 года .
Фонд Фридриха Вильгельма Мурнау и его партнеры потратили более года на восстановление первоначальных цветов и подзаголовков к фильму, который со времен своего расцвета 1921 года поблек и деградировал почти до неузнаваемости.
- ^ a b c Родек, Ханс-Георг (31 января 2012 г.). «Wie viel Gift steckt noch in den ‘Vorbehaltsfilmen’?» . Welt (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ a b Шмид, Ганс (27 марта 2010 г.). «Ich klage an!» . Telepolis (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2018 года .
- Рианна Вестфаль, Анке (5 марта 2014 г.). «Hitlers Propaganda-Filme Wenn aus dem Einmarsch eine Heimkehr wird» . Berliner Zeitung (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2018 года .
- Перейти ↑ Heinzelmann, Herbert (21 сентября 2006 г.). «Ein Sonderfall deutscher Kulturgeschichte: Vom Umgang mit NS-Propagandafilmen» . KinoFenster.de (на немецком языке) . Проверено 1 ноября 2018 года .
- ^ Сэмпсон, Салли (1993). «Предел свободы» . Индекс цензуры . 22 (10): 2–3. DOI10.1080 / 03064229308535609 .
Наследие
Американский писатель Джим Шепард основал свой роман 1998 года « Носферату» на жизни и фильмах Мурнау. Книга началась как рассказ из сборника Шепард 1996 года «В борьбе против Кастро» .
В 2000 году режиссер Э. Элиас Мерхиге выпустил « Тень вампира» , беллетризацию создания Носферату . Мурнау изображает Джон Малкович . В фильме Мурнау так старается сделать фильм подлинным, что на самом деле нанимает настоящего вампира ( Виллема Дефо ) на роль графа Орлока.
В пятом сезоне « Американской истории ужасов» с подзаголовком « Отель» (2015) Мурнау — упомянутый персонаж, который где-то в начале 1920-х годов отправляется в Карпаты , проводя исследования для фильма « Носферату» . Там он обнаруживает сообщество вампиров и сам становится им. Вернувшись в США, Мурнау превращает актеров Рудольфа Валентино и Наташу Рамбову в вампиров, чтобы сохранить свою красоту. Позже Валентино превращает свою вымышленную возлюбленную Элизабет Джонсон в вампира, и она становится Графиней, главным антагонистом сезона.
В фильме « Вампиры против Бронкса» , выпущенном в 2020 году, Мурнау отдает дань уважения, ссылаясь на него в фильме через компанию «Murnau Properties», логотипом которой был изображенный на дереве Влада Цепеш. Murnau Properties была подставной компанией, принадлежавшей вампирам, план которых состоял в том, чтобы захватить Бронкс посредством приобретения собственности и приобретения крови.
Великий режиссер
Мы уже сказали, что Мурнау был всесторонне образованным человеком. Специалисты – да-да, фильмы Мурнау изучаются просто вдоль и поперёк – находят в его работах многочисленные отсылки на произведения искусства. Это и театр, и литература, и философия, и живопись. Поговорим о живописи. На сайте про Мурнау – пишут:
Вот такое оно серьёзное, это немое кино!
Как оценивают творчество Мурнау его коллеги по цеху,
критики, зрители? А вот очень и очень высоко. Большинство похвал в сторону
Мурнау сыплются по поводу его невероятных режиссёрских дарований, тонкой
визуальной красоты его фильмов. Люди, работавшие с Мурнау над фильмами, любили
шутить, что у него была «камера
вместо головы». Французский классический режиссёр Марсель Карне –
мы когда-то обсуждали его в «Киноведах» – был поклонником фильмов Мурнау, и он
сказал предельно точно: «Мурнау
превратил камеру в персонажа драмы». «Носферату», «Последний
человек», «Фауст», «Восход солнца», «Городская девчонка» и «Табу» – почти все
фильмы Мурнау поражают своей художественной изобразительностью, высоким
уровнем режиссёрского мастерства. О «Последнем человеке», например, все говорят
как о фильме-первопроходце в том, что касается субъективной камеры, «свободных полётов камеры» и
прочего. Иными словами, Мурнау стоит в одном ряду с такими режиссёрами, как
Дэвид Уорк Гриффит и Орсон Уэллс. Он – батюшка кинематографа.
Критик Дэвид Томсон пишет про ещё одну особенность стиля культового режиссёра:
Мурнау – киноэкспрессионист, который вырвался за
границы студийной съёмки, отказавшись от искусственных декораций ради натуры.
Его «Носферату» – это, безусловно, классический экспрессионистский фильм, вроде
«Кабинета доктора Калигари» Роберта Вине, который снимался среди гор и лесов, а
также в черте города.
В общем, куда ни плюнь – повсюду Мурнау добивается невозможного.
А теперь прочтём несколько цитат Лотты Эйснер о Мурнау:
Ещё:
Безусловно, было в Мурнау что-то трагическое и даже безысходное. Это человек родился для высокой трагедии – и его фильмы об этом.
Как понимаете, история сохранила не так много интервью великого режиссёра. О себе самом он почти ничего не говорил. Вот, например, его цитата:
В основном Мурнау говорил о кинематографе. Вот – его завет для кинематографистов:
Или ещё:
Ещё:
Мурнау имеет в виду, что кино должно становиться самостоятельным видом искусства, а не просто бездумно копировать живопись и литературу. Таким режиссёр никогда не занимался. И ещё цитаты:
Ещё:
И самое лучшее:
Вот так и фильмы Мурнау не нуждаются ни в чьих похвалах. Они хороши сами по себе. Они красивы и вечны. Сколько бы наград и восторженных отзывов на них ни сыпалось.