Джексонполлок

Литература[править | править код]

  • Флорковская А. К. Художники «другого искусства» и «живопись действия» Дж. Поллока // Вестник славянских культур. № 2. т. 28. 2013. С. 81—94.
  • Ярцева, О. А. Джексон Поллок и «живопись действия» 1940—1950-х годов в США : истоки, художественные принципы, место в искусстве XX века //Диссертация … кандидата искусствоведения. Москва, 2011. — 298 с.
  • Ярцева О. А. Влияние произведений Пабло Пикассо и искусства североамериканских индейцев на творчество Джексона Поллока начала 1940-х годов. // Научно-аналитический журнал «Дом Бурганова». № 1. 2010.
  • Краусс Р. О. Джексоне Поллоке абстрактно // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М., 2003.
  • Bülent, Gündüz. Jackson Pollock. Die Biografie. Parthas, Berlin, 2013
  • Karmel, Pepe; Varnedoe, Kirk, eds. (1999). Jackson Pollock: Key Interviews, Articles and Reviews. Museum of Modern Art. ISBN 0-87070-037-5.
  • Varnedoe, Kirk; Karmel, Pepe. Jackson Pollock: Essays, Chronology, and Bibliography (англ.). — New York: Museum of Modern Art, 1998. — (Exhibition catalog). — ISBN 978-0-87070-069-9.
  • Naifeh, Steven; Smith, Gregory White (1989). Jackson Pollock: an American saga. Clarkson N. Potter. ISBN 0-517-56084-4.
  • Cernuschi С. Jackson Pollock, Meaning and Significance. N.Y., 1993.
  • Cernuschi С. Jackson Pollock: Psychoanalytic Drawings. London, 1992.

Наследие

Влияние

Окрашивание Поллока в сырой холст был адаптирован в поле цвета живописцы Франкенталер и Моррис Луи . Фрэнк Стелла сделал «сплошную композицию» визитной карточкой своих произведений 1960-х годов. В Happenings художник Капроу , скульпторы Ричард Серра и Ева Гессе , и многие современные художники сохранили акцент Поллока о процессе создания; на них повлиял его подход к процессу, а не внешний вид его работ.

В 2004 году One: Number 31, 1950 занял восьмое место среди самых влиятельных произведений современного искусства по опросу 500 художников, кураторов, критиков и дилеров.

В поп-культуре и СМИ

В 1960 году альбом Орнетт Коулман « Свободный джаз: коллективная импровизация» включал в себя картину Поллока «Белый свет» в качестве обложки.

В начале 1990-х три группы кинематографистов разрабатывали биографические проекты Поллока, каждая из которых основывалась на разных источниках. Проект , который поначалу казался самым передовым является совместным предприятием между Барбра Стрейзанд «s Barwood Films и Роберт Де Ниро » s TriBeCa Productions (родители Де Ниро были друзьями Краснера и Поллока). Сценарий Кристофера Кливленда должен был быть основан на устной биографии Джеффри Поттера 1985 года To a Violent Grave , сборнике воспоминаний друзей Поллока. Стрейзанд должна была сыграть роль Ли Краснера, а Де Ниро — Поллока. Второй должен был быть основан на « Любовном романе» (1974), мемуарах Рут Клигман , возлюбленной Поллока за шесть месяцев до его смерти. Режиссером должен был стать Гарольд Беккер , а Аль Пачино играл Поллока.

В 2000 году на экраны вышел биографический фильм « Поллок» , основанный на удостоенной Пулитцеровской премии биографии « Джексон Поллок: американская сага» , режиссер Эд Харрис в главной роли . Марсия Гей Харден получила премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана за роль Ли Краснера. Фильм был проектом Эда Харриса, сыгравшего Поллока. Он был номинирован на премию Оскар за лучшую мужскую роль . Харрис сам писал работы, увиденные в фильме. Фонд Поллока-Краснера не санкционировал производство и не сотрудничал с ним.

В сентябре 2009 года историк искусства Генри Адамс заявил в журнале Smithsonian, что Поллок написал свое имя на своей знаменитой картине Mural (1943). Картина застрахована на 140 миллионов долларов. В 2011 году республиканский представитель штата Айова Скотт Рэкер представил законопроект о принудительной продаже произведений искусства, принадлежащих Университету Айовы, для финансирования стипендий, но его законопроект вызвал такую ​​полемику, что он был быстро отозван.

Арт-рынок

В 1973 году номер 11, 1952 (также известный как Blue Poles ) был приобретен австралийским правительством Уитлама для Национальной галереи Австралии за 2 миллиона долларов США (1,3 миллиона австралийских долларов на момент оплаты). В то время это была самая высокая цена, которую когда-либо платили за современную картину. Картина сейчас является одним из самых популярных экспонатов галереи. Это было центральное место в ретроспективе Музея современного искусства 1998 года в Нью-Йорке, впервые картина была показана в Америке с момента ее покупки.

В ноябре 2006 года № 5 Поллока 1948 года стала самой дорогой картиной в мире, когда она была продана в частном порядке неизвестному покупателю за 140 миллионов долларов США. Еще один рекорд художника был установлен в 2004 году, когда № 12 (1949), картина среднего размера, показанная в павильоне Соединенных Штатов на Венецианской биеннале 1950 года , была продана на Christie’s в Нью-Йорке за 11,7 миллиона долларов . В 2012 году номер 28, 1951 , одна из комбинаций капель и мазков художника в оттенках серебристо-серого с красным, желтым и синими и белыми кадрами, также была продана на Christie’s, Нью-Йорк, за 20,5 миллиона долларов США — 23 миллиона долларов США. с комиссионными — в пределах предполагаемого диапазона от 20 до 30 миллионов долларов США.

В 2013 году номер 19 Поллока (1948) был продан Christie’s за 58 363 750 долларов США во время аукциона, общий объем продаж которого в конечном итоге достиг 495 миллионов долларов США за одну ночь, что Christie’s сообщает как рекорд на сегодняшний день как самый дорогой аукцион современного искусства.

В феврале 2016 года агентство Bloomberg News сообщило, что Кеннет С. Гриффин купил картину Джексона Поллока 1948 года под номером 17A за 200 миллионов долларов у Дэвида Геффена .

«Капельный Период»

Самые известные картины были сделаны в этот «капельный период» между 1947 и 1950 годами. Он стал дико популярным после того, как 8 августа 1949 года был напечатан в журнале Life. В статье спросили Поллока: «Является ли он самым большим живым художником в Соединенных Штатах?» Эта статья изменила жизнь Поллока за одну ночь. Многие другие художники возмущались его славой, и некоторые из его друзей внезапно стали конкурентами. По мере того как его слава росла, некоторые критики начали называть Поллока мошенником, подвергая сомнению даже его собственную работу. В течение этого времени он часто обращался к Краснеру, чтобы определить, какие картины были хорошими.

В 1949 году картины Поллока показывают в галерее Бэтти Парсонс и все они были распроданы, он вдруг стал самым высокооплачиваемым авангардным художником в Америки. Но слава не была на пользу Поллоку, который, в результате, стал пренебрежительно относится к другим художникам, даже к его бывшему учителю и наставнику, Томасу Харту Бентону. Кроме того, акты саморекламы делали его фальшивым, и иногда, когда он давал интервью его ответы были написаны сценарием. Когда Ганс Намут, документальный фотограф, начал снимать фильм про Поллока, он посчитал невозможным сниматься на камеру. Вместо этого он вернулся к выпивке.

Картины Поллока в 1950 году в галерее Парсонса не продавались, хотя многие картины, такие как его «Номер 4» 1950 года, сегодня считаются шедеврами. Именно в это время Поллок начал рассматривать символические заголовки в заблуждении и вместо этого начал использовать числа и даты для каждой выполненной им работы. Искусство Поллока также стало темнее по цвету. Он отказался от «капельного метода», и начал красить черным и белым, и это оказалось безуспешным. Депрессивный подавленный и преследуемый, Поллок часто встречал своих друзей в близлежащем баре Cedar, выпивая до его закрытия и попадая в жестокие драки.

Обеспокоенная состоянием Поллока, Краснер позвала на помощь мать Поллока. Ее присутствие помогло улучшить состояние Поллока, и он снова начал рисовать. В этот период он закончил свой шедевр «The Deep». Но по мере того, как спрос со стороны коллекционеров на искусство Поллока рос, так же ощущалось давление, и с ним его алкоголизм.

После смерти

После внезапной смерти Джексона его образ приобрел популярность: странноватый гениальный художник, который всю жизнь боролся со своими внутренними демонами — чем не герой-романтик?

Как говорила Рут Клигман, у Поллока не было ничего в жизни, за что он мог бы держаться: детей с Ли они так и не родили, себя как художника он исчерпал, близкие друзья отвернулись. Может быть, Джексон специально свернул с дороги в ту ночь? Кто знает… По словам Рут, его смерть была трагичным пророчеством для всего абстрактного экспрессионизма: суицид и алкоголь стали неотъемлемыми спутниками этого течения в живописи. В одном своём интервью она также утверждала, что «рынок искусства был создан трагедией Поллока» — после кончины его полотна взлетели в цене в несколько раз и до сих пор возглавляют список самых дорогих произведений искусства.

Номер 17А, продана в 2020 году за $200 млн

Некоторые критики высказывают мнение, что такие высокие цены выгодны США и искусственно подогреваются изнутри: каждая страна гордится своим художником, за картины которого весь мир готов выложить огромные деньги. Более того, репутация Джексона Поллока может считаться результатом своего рода «культурного пузыря»: что произойдёт, если все искусствоведы внезапно признают в нём заурядного художника? Книги придётся переписывать, учебники перерабатывать, а его работы переносить на чердак. К чему вся эта суета?

Капельный период (1947-1950): стремительный взлёт, журнал Life и фотограф

Среди исследователей и поклонников творчества Поллока существует красивая история, что художник придумал «капельную технику», случайно пролив краску на разложенный на полу холст. Неизвестно, насколько это правдиво, но картины этого этапа действительно выглядят так, будто бы на них кто-то ненароком разбрызгал краски. Как ни странно, это стало прорывом.

Номер 8, 1948

Первая же выставка картин, выполненных в«капельной технике», привлекла колоссальное внимание публики. Творческое сообщество Америки не могло понять, что это: гениальность или шарлатанство?. Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?»

Переломным моментом, после которого Джексон Поллок стал всемирно известен, стала статья журнала Life, вышедшая в 8 августа 1949 года под вопросом «Является ли Джексон Поллок величайшим ныне живущим художником Америки?».

Журнал Life, 8 августа 1949 года

Кажется, судьба решила ответить на этот вопрос положительно — Джексон Поллок получил славу, деньги и признание. Его обсуждали на всех модных тусовках, картины продавались за большие деньги, а все, кто раньше смотрел на него свысока, хотели стать его близкими приятелями. В какой-то степени Поллоку повезло родиться в нужное время в нужном месте: подъём его карьеры совпал с подъёмом США как великой державы после Второй мировой войны. Стране был нужен художник, который смог бы вывести национальное американское искусство на мировой уровень и соперничать с европейскими признанными мастерами. Им стал Джексон Поллок и его абстрактный экспрессионизм.

В июле 1950 года в дом Поллоков приехал немецкий фотограф Ганс Намут, чтобы снять фильм о популярном художнике. Джексон согласился под влиянием Ли, которая понимала значимость СМИ для дальнейшей популярности своего мужа. Намут снял около 500 черно-белых фотографий, а также небольшой документальный фильм, который в будущем детально изучался исследователями искусства и критиками.

Джексон Поллок за работой, фотография Ганса Намута

Отношения между фотографом и художником не ладились, потому что первый часто командовал, чтобы поймать хороший кадр. Поллок говорил, что ощущал искусственность происходящего и не мог в полной мере сосредоточиться на процессе, потому что был вынужден постоянно подчиняться приказаниям Намута. Напряжение достигло кульминации, когда холодным ноябрьским вечером Джексон и Ганс вернулись домой после особенно неудачной съёмки. Поллок, который полностью бросил пить после переезда в Спрингс, налил себе стакан бурбона. После этого художник выпил ещё и начал спорить с фотографом. Каждый из них назвал другого фальшивым, после этого пьяный Джексон опрокинул стол с едой на глазах гостивших у Поллоков друзей.

Техника и стиль

При первом знакомстве с картинами Поллока многие люди разводят руками и говорят: «И это стоит таких денег? Я тоже так нарисовать могу!» Это верно. Однако есть одно «но». Вы точно так же можете нажать клавишу пианино, и ваши «до» или «си» ничем не будут отличаться от «до» или «си» Моцарта или Баха. Но это ещё не делает вас великим композитором. Гораздо важнее то, как Моцарт или Бах сочетали ноты, чтобы те создавали единое звучание. То же и с картинами Поллока: брызнуть краску на стол сможет, конечно, даже ребёнок, но сделать это так, чтобы десятки брызг гармонично сосуществовали в композиции, под силу только Поллоку. В этом, вероятно, и состоит его гениальность.

Blue Poles, 1952

Движения художника при разбрызгивании не были случайными — он рисовал всем телом. Поллок оттачивал технику и рассчитывал, как краска польётся на холст, что впоследствии изучалось многими искусствоведами. Например, 30 октября 2019 года вышло , в котором в очередной раз анализируется «капельная техника» с математической точки зрения. Прежде всего, авторы утверждают, что метод нельзя называть «капельным», потому что на работах мы наблюдаем брызги и линии.

Опираясь на фото- и видеоматериалы, снятые Гансом Намутом, ученые выводят формулу траектории Поллока, используя три переменных: скорость перемещения руки, расстояние между кистью и холстом, густота и количество краски. Джексон отработал свои движения так, чтобы на холсте оставались задуманные им идеальные брызги — далее он воспроизводил их с определенной степенью автоматизма.

Untitled, 1949

Исследование заканчивается выводом: значения переменных сохраняются при анализе всех полотен Джексона, что создает его уникальный стиль и может использоваться для отличия оригиналов его работ от подделок. Если раньше для подделки можно было разбрызгать краску и создать что-то похожее на Поллока, то теперь придётся высчитывать эту самую формулу и накладывать цвет в соответствии с ней.

Отдельно необходимо отметить большой размер картин. Во время «капельного периода» Джексон расстилал холсты на полу, чтобы разбрызгивать краску, перемещаясь по периметру и иногда даже наступая на полотна. Сам художник верил в то, что искусство рано или поздно откажется от ограниченной мольбертной живописи и перейдет к wall-painting (англ.wall — стена, painting — рисование).

Watery Paths, 1947

Поллок писал: «Моя картина не из мольберта. Я предпочитаю прикреплять ненатянутый холст к твердой стене или полу. Мне нужно сопротивление твердой поверхности. На полу мне легче. Я чувствую себя ближе к большей части картины, так как таким образом я могу ходить вокруг нее, работать с четырех сторон и буквально быть в картине».

Многие критики утверждают, что своей смелостью Джексон порвал с господствующей европейской традицией и создал альтернативное направление в искусстве, привлекшее внимание к США как к новому мировому центру культуры и искусства. Работы Поллока словно олицетворяют всю Америку — огромную страну, где жизнь суетлива и кипит

Фильм про Джексона Поллока

Влияние Джексона на искусство неоценимо. Однако он долго боролся с депрессией и много пил. Это привело к трагедии, которая случилась в 1956 году. Поллок, будучи нетрезвым, разбился на машине. После смерти все картины художника были распроданы практически моментально. Даже те, которые новатор не успел закончить, купили ценители авангарда и коллекционеры. Позже, в 1973 году, картина «Выгляди как обезьяна» была продана за рекордные на то время два миллиона долларов.

Искусство Поллока живет и в современных работах. Так известный японский бренд , производитель коллекционных игрушек из винила, создал коллекцию Jackson Pollock, посвященную его знаковому стилю. Работа вышла в сотрудничестве со студией Поллока.

Художнику посвящены 4 фильма. Первый под названием «Jackson Pollock» вышел в 1987 году. Это документальная кинолента, где показаны кадры из жизни художника. Затем последовал фильм «Джексон Поллок: любовь и смерть на Лонг-Айленде» из серии рассказов «Великие мастера».

Художественный фильм 2006 года «Что за #$&% этот Джексон Поллок?» рассказывает о даме, которая случайно купила картину художника за 5 долларов. Самым известным произведением считается кинолента Эда Харриса под названием «Поллок», где сам режиссер сыграл главную роль.

Картины авангардиста фигурируют в различных фильмах, с ним напрямую не связанных. Известная работа «№ 5, 1948» появляется в ленте «Контрабанда» и «Из машины». А «Космополис» Дэвида Кроненберга показывает титры, созданные в стилистике Джексона.

Джексон Поллок (англ. Paul Jackson Pollock; 28 января 1912 — 11 августа 1956) — американский художник, идеолог и лидер абстрактного экспрессионизма, оказавший значительное влияние на искусство второй половины XX века.

Последние годы и смерть

Пытаясь достичь коммерческого успеха Поллок меняет цветовую гамму в своих работах добавляя больше черного. Так же в его полотнах появляются намеки на фигуры и силуэты. Ценители современного искусства оценили такой жест со стороны художника, и его картины начали покупать чаще и дороже. Не прекращая злоупотреблять спиртным Джексон полок погибает в автокатастрофе 11 августа 1956 года. После его смерти все картины были проданы вне зависимости от того законченные они или нет. Коммерческий успех достиг художника лишь после его смерти.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Абстрактный экспрессионизм

В 1944 году Поллок женился на художнице-единомышленнице Ли Краснер и обосновался с супругой в городке под названием Спрингс, что в Ист Хэмптоне. Пара приобрела скромный двухэтажный фермерский дом с сараем, который художник преобразовал в мастерскую.

В 1947-м Пегги Гугенхейм решила уехать в Европу и направила Поллока к Бетти Парсонс, художнице, коллекционерке и арт-дилеру, известной своей любовью к новейшим авангардным веяниям.

В том же году после долгих исканий Поллок создаёт принципиально новую технику живописи, заключающуюся в кажущеся-хаотичном разбрызгивании красок. Он расстилал гигантские холсты прямо на полу и капал на них красками, не прикасаясь кистью к поверхности. Позднее арт-критики стали называть его метод попросту дриппингом («разбрызгиванием»), но художник употреблял собственное наименование – «льющая техника». В СМИ Поллока стали называть Джеком Разбрызгивателями (Jack the Dripper – игра слов и аллюзия на Джека Потрошителя (Jack the Ripper)).

По признанию Поллока, работа непосредственно на полу позволяла ему в прямом смысле этого слова окунаться в творчество: «На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё». Он никогда не работал с мольбертами и подрамниками, редко прибегал к кистям – их ему очень скоро заменили палочки, шпатели, совки и просто льющаяся из банки краска. Он также использовал посторонние материалы – битое стекло и песок.

Несомненно, ему было известно о песчаной живописи Навахо. Коренные американцы сохранили ритуальный обычай, заключающийся в создании своеобразных картин из песка. Примеры таких картин экспонировались в Музее Современного Искусства ещё в 1940 году. Клемент Гринберг, подметивший родство работ навахо и Поллока, назвал последнего «очень американским» художником.

Принцип работы Поллока заключался в сочетании управляемого (движений его тела, выбираемого направления) и неуправляемого (свободно капающей краски). Многие критики, журналисты и искусствоведы полагали, что в его работе присутствует элемент случайности, те, кому довелось наблюдать за процессом работы, сравнивали его с шаманизмом, неким ритуальным действом. Но Поллок упорно отрицал подобные интерпретации. «Никакого хаоса, чёрт побери!» – возмутился он однажды после прочтения негативного отзыва молодого итальянского критика; это ругательство вошло в анналы истории и было процитировано в сотнях монографий и статей. В его картинах каждый жест выверен и продуман: «Техника – это средство достижения определенной цели. Когда я пишу, у меня есть ясная общая идея того, что я хочу сделать. Я контролирую распределение цветных пятен, здесь нет случайности…».

Начинающий фотограф Ханс Намут, ставший свидетелем создания одного из значительных полотен, так описывал этот загадочный процесс: «Влажный забрызганный холст застилал весь пол… Стояла полная тишина. (…) Поллок посмотрел на работу. Затем неожиданно поднял банку и кисть и начал передвигаться вокруг холста. Как будто он вдруг понял, что работа не завершена. Его движения, медленные в начале, постепенно становились быстрее и все более похожими на танец, он швырял чёрную, белую и ржавую краски на холст. Он совершенно забыл о том, что Ли и я присутствуем при этом, казалось, что он не слышит щелчков затвора объектива. Я снимал все это время, пока он увлеченно работал, возможно прошло полчаса. Все это время Поллок не останавливался. Как только у него хватало сил? После он сказал: «Вот и все.»

Порвав со станковой живописью и разработав свою неповторимую манеру письма, Поллок возглавил течение под названием абстрактный экспрессионизм. Впервые этот термин был применён Альфредом Барром по отношению к Кандинскому ещё в 1936 году. В американском искусствоведении понятие закрепил Роберт Коэтс в выставочном каталоге 1946 года.

Метод Поллока коренился в так называемой «живописи действия» (action painting), появившейся благодаря немецкому иммигранту Гансу Хофману в 1945 году, художнику и преподавателю, у которого училась Ли Краснер. В американском искусствоведении этот термин ввёл в обращение в 1952 году искусствовед Гарольд Розенберг – он приписывал возникновение action painting Поллоку как человеку, превратившему этот живописный метод в революционное авангардистское течение. «Поворотный момент наступил тогда, когда было решено рисовать ради того, чтобы рисовать, – писал Розенберг в ARTnews, – движение на холсте было жестом освобождения от ценностей – политических, эстетических, моральных». (The big moment came when it was decided to paint ‘just to paint.’ The gesture on the canvas was a gesture of liberation from value—political, aesthetic, moral).

What if god was one of us?

Знаменитым художникам принято прощать многое. Наличие таланта превращает их в некую отдельную касту, которой априори не свойственны человеческие слабости, а если такие и есть, то общественность закрывает на них глаза со снисходительной улыбкой. Однако Джексон Поллок, несмотря на свои творческие способности, был все же самым обыкновенным человеком. Причем, если уж на то пошло, далеко не самым приятным.

Мрачный и нелюдимый тип, всю жизнь страдавший от алкоголизма и склонный к депрессиям, он не обладал пресловутым «внутренним стержнем». Поллок, не выпускавший изо рта сигареты, а из рук – бутылки, портил жизнь близким, устраивал скандалы и пьяные дебоши, часто оставался без гроша в кармане. Страшным, но эффектным завершающим штрихом в жизни художника стала автокатастрофа, в которой погиб сам 44-летний Поллок, изрядно принявший на грудь перед тем, как сесть за руль, и одна из его пассажирок.

После себя Джексон Поллок оставил десятки картин, многие из которых были написаны в уникальной «капельной» технике, дом на Лонг-Айленде, где большинство этих картин были написаны и который впоследствии был превращен в музей. А еще он оставил двух любимых женщин. Любовница художника Рут Клигман стала единственной выжившей в той самой аварии и сделала себе имя на воспоминаниях о романе с Поллоком. А его жену Ли Краснер, пожалуй, можно назвать выжившей после 15 лет отношений с Джексоном.

Начало (1930-1937): Нью-Йорк, Великая депрессия и риджионализм

В 1930 году Джексон переехал в Нью-Йорк, поддавшись уговорам двух старших братьев, которые там жили. Будущий художник поселился в квартире своего брата Чарльза и его жены Элизабет. Тем временем в стране царила Великая депрессия: рынок обвалился, денег катастрофически не хватало, многие люди голодали. Однако Поллоки восторгались мегаполисом и строили планы по его завоеванию.

Вот, что вспоминает Элизабет: «Это был период Великой депрессии. Мы были очень бедны, но абсолютно счастливы! Когда я впервые увидела Джексона, то подумала, что он самый привлекательный среди всех братьев Поллоков: его улыбка ослепляла. И хоть оказалось, что это был лишь способ манипулировать людьми, поначалу я заискивала перед ним. Лишь позже я поняла, что Джексон — эгоист, баловень и лентяй».‎

Джексон (слева) и Чарльз (справа) Поллоки

Джексон действительно отличался скверным характером: высокомерный, гордый и заносчивый. К тому же молодой человек злоупотреблял алкоголем и курением, что лишь усугубляло эти черты. Он искал сильного человека, который мог бы стать для него авторитетом и указать нужное направление.

Такой опорой стал художник Томас Харт Бентон, у которого учились Джексон и его брат Чарльз в Лиге студентов-художников Нью-Йорка. Бентон писал в стиле риджионализма (англ.regionalism) и мексиканского мурализма (англ.muralism), то есть реалистично изображал повседневную жизнь американцев и индейцев Среднего Запада, стремясь сделать сюжеты понятными и близкими как можно большему количеству людей.

Несколько ранних картин Поллока выполнены в схожем стиле, но влияние учителя не было существенным — преимущественно Джексон работал в своём направлении. Однако он перенял у Бентона ритмичность композиции и стремление к художественной независимости.

Работа Поллока в стиле риджионализм и мурализм Пейзаж с быком, 1937

Скульптор Рувим Кадиш, студенческий друг Поллока, вспоминал: «Когда я впервые увидел работы Джексона, то подумал, что они энергичные и кипучие, словно разговаривают со зрителем. Часто мы с ним посещали выставки по этнической графике и ходили в походы, где изучали национальное искусство».

С 1935 года Джексон часто проводил время в экспериментальной мастерской, где познакомился с художниками, которые работали в свободном стиле и стремились уйти от преобладающего в США академизма. Поллок был очарован сюрреализмом, в частности Пикассо, и его картины стали смелее и провокационнее.

Феномен Джексона Поллока

После Второй мировой войны Америка стала сверхдержавой: ее кино, архитектура, литература и музыка — на вершине культурной лестницы. Но популярный и уже процветающий в Европе и на других континентах авангардизм не прижился здесь. Поэтому США нуждались в своем направлении в искусстве.

В это время и появился Джексон Поллок. После смерти художника в пьяной автомобильной аварии в Америке продолжили пробуждать интерес к личности своего первого абстракциониста.

Через четыре месяца в Музее Современного искусства в Нью-Йорке прошла мемориальная выставка Поллока. В 1967 году там же прошел еще более масштабный показ работ художника. В 1998 и 1999 годах крупные выставки прошли в МСИ и в музее Тейт в Лондоне.

С 80-ых по 00-ые в США выпустили три документальных и два игровых фильма про художника.

Параллельно картины Поллока били рекорды по стоимости на арт-рынках:

  • В 2006 году в Sothebys №5 продано за 140 миллионов долларов — самая дорогая картина на тот момент.
  • В 2013 аукционный дом Christie’s выставил №19 за 25 млн  долларов, за одну ночь цена поднялась до 58 млн долларов. Это остается одним из самых дорогих аукционов в сфере искусства.
  • В 2015 №17А продано за двести миллионов и также входит в список одних из самых дорогих полотен.

Метод — переосмысление произведения искусства

Метод появился в 1947 году, а уже  через два года в США Поллока объявили величайшим художником современности. В основу метода  легли восточные эзотерические практики, культура индейцев и психоанализ, с помощью которого Поллок лечился от алкоголизма. Его творчество стало манифестом свободы самовыражения, то есть тем, на чем строилась идеология американского общества.

Знаменитый метод заключался в разбрызгивании краски на лежащее полотно (Собор, 1947). У Поллока была особая философия исполнения, он первым ответил на вопрос «что такое произведение искусства?». Для него это время создания, момент творчества.

Эволюция художника происходила постепенно: от влияния экспрессионизма и Пикассо (“Стенографическая фигура”, 1942) он пришел к Готике 1944 года, где уже отбросил образность и геометрию, вступив на путь авангардизма. Но пока это еще не та манера исполнения, за которую художник получит прозвище Jack the Dripper (Джек Разбрызгиватель — аналогия с Джеком-потрошителем — Jack the Ripper).

Вокруг Поллока сложился образ современного художника: того, кто бросил вызов европейской традиции и дал новое определение общепринятому понятию произведения искусства. Сюжеты, мотивы и замыслы остаются позади, теперь на передний план выходит эмоция художника в момент создания произведения.

Образ — двигатель интереса

Популярности Поллока способствовали его биография и сложный характер: детство будущего создателя «живописи действия» прошло в бедности, из художественной школы его выгнали за прогулы и пьянство, а к алкоголю мальчик пристрастился уже в девять лет. Все это создало вокруг художника ауру гения и бунтаря.

Внезапная смерть в результате аварии в 1956 и слухи о возможном самоубийстве сделали из Поллока героя-романтика. И после гибели художника цены его картин взлетели в разы. В 1973 году № 11 (Синие столбы) 1952 была продана за два миллиона долларов — рекордная сумма для того времени.

Джексон Поллок появился в нужное время: он был абстракционистом, в котором так нуждалась Америка. Он отличается от художников европейской традиции, что делает его родоначальником собственного художественного направления. Поллоку удалось создать новый язык изображения, признаваемый культурным сообществом. Философия Поллока совпала с идеалами и настроениями в США. Образ художника был интересен публике, а личность вызвала резонанс в культурном сообществе. Неожиданная и загадочная смерть делают его культовым. В течение двадцати лет о Джексоне Поллоке снимали фильмы. Новатор стал  классикой современного искусства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: