Боги, живущие в Карнаке
В Карнаке множество интересных построек, обойти которые невозможно и за неделю. Что можно посмотреть в этом городе?
Уже упоминавшийся храм Мут, который Аменхотеп III окружил семью сотнями статуй богини-львицы. Изящный храм лунного бога Хонсу. Маленький храм Апет, богини Нила.
Рядом с сакральным подковообразным озером Иешер посмотрите на изваяние священного скарабея — это воплощение Хепри, бога утреннего солнца. Интересны тоннели, по которым из особого сада к озеру спускались священные гуси Амона. А близ северо-западного угла этого озера расположено подземное солнечное святилище фараона Тахарки. Почему солнечное и подземное? Потому что его рельефы повествуют о том, как вечерами Солнце спускается в подземные миры и как ежедневно по утрам возрождается в образе скарабея Хепри.
Скарабей на берегу священного озера Иешер
К северу расположена так называемая северная группа храмов: святилище сокологолового бога Монту; осирический комплекс, в котором во время мистерий погребались подобия умирающего и воскрешающегося сходно с природой; бога Осириса и другие постройки.
Посетите также храм Опет — ипостаси богини Таурт, покровительницы беременности. Это сооружение, воздвигнутое при Птолемее VIII и отдекорированное при Августе, знаменует собой последние страницы истории древнеегипетского Карнака. Храм построили уже на излете истории Древнего Египта, когда со сцены уходила последняя, эллинистическая династия фараонов.
Как добраться
В Каир легко попасть с помощью регулярных авиамаршрутов компаний EgyptAir и Aeroflot (от $350), а также чартерных рейсов в Шарм-эль-Шейх и Хургаду. Затем — самолет из Каира/ Шарм-эль-Шейха (от $50/70), автобус из Хургады ($5-10)
Центральный двор — двор обелисков в Карнакском храме
Вид на центральные колонны Большого гипостильного зала в обратную сторону, по направлении к центральному входу в храм в Карнаке.
Из зала выходим на южный внутренний двор. Здесь нас встречают остатки пилона.
Единственный полностью сохранившийся обелиск Хатшепсут. Всего на территории храма в Карнаке она поставила 6 обелисков. Обелиск из Асуанского гранита имеет высоту около 30 метров и весит более 300 тонн.
А вот ещё упавший обелиск Хатшепсут.
Рядом находится священный жук скарабей. Вокруг статуи народ наматывает круги в надежде на исполнение заветных желаний. На лицевой стороне постамента изображен фараон на коленях перед Атумом, который держит в руке пальмовый лист с зарубками лет и протягивает властителю символы жизни и стабильности. В картушах царские имена – личное: «Аменхотеп, властитель Фив» и тронное: Ниб-маат-Ра (Господин истины Ра).
Напротив священное озеро.
Южная часть храма в Карнаке — VII-IX пилоны
У входа в VII пилон храма в Карнаке находятся 7 статуй фараонов.
А это южная линия храма среднего царства:
— на переднем плане остатки святилища Тутмоса III (ближе к VII пилону);
— восточная часть VIII пилона;
— остатки IX пилона (его реставрируют с помощью крана).
Узкий Гипостильный зал сооружен во времена Тутмоса I и украшен колоннами и осирическими статуями фараона.
Зал анналов Тутмоса III
У северной стены зала анналов Тутмоса III рядом с проходом находятся 2 статуи. Слева установлен Амон-Ра.
Справа статуя Амаунет, женское дополнение Амона, позже вытесненное со своей должности культом Мут. Статуи появились при Тутанхамоне.
На достоверность в описании храма в Карнаке не претендую, хотя старался. Очень помог сайт http://www.bellabs.ru/Egypt/
Ослабление Египта и потеря самостоятельности
Последним фараоном-строителем периода Нового царства был Рамзес III, основатель XX династии. В его время Египту пришлось с напряжением всех сил отражать вторжение своих старинных врагов—ливийцев и одновременно давать отпор нашествию «народов моря» — племен различных областей Средиземноморья, вторгшихся в Дельту. Оба эти события в области политической истории Египта были тем более грозными, что и изнутри силы Египта были надорваны все более нараставшими классовыми противоречиями.
Уже в конце XIX династии по Египту прошла волна восстаний рабов и царская власть временно попала в руки сирийца, может быть, одного из придворных рабов. Привлекая в ряды египетских войск наемников — ливийцев, фараоны в их лице сами вводили в Египет врагов, закрепляя их положение раздачей земель в Дельте.
В начале Нового царства фиванское жречество деятельно поддерживало фараонов. К концу Нового царства эта сила переросла царскую власть, окончательно подчинив ее себе. Начиная с XIX династии, высшая административная власть находилась фактически в руках верховного жреца бога Амона.
Огромным значением жречества можно объяснить и то, что строительная деятельность XIX и XX династий была направлена преимущественно на постройку храмов. После смерти Рамзеса III царская власть в Фивах перешла в руки жреца Амона Хрихора, основателя XXI династии. Одновременно с воцарением Хрихора в Фивах один из потомков Рамессидов захватил власть в городе Танисе (в Дельте), и Египет временно снова распался на Верхний и Нижний.
После сравнительно недолгого правления XXI династии власть в Египте захватила династия ливийцев (XXII—XXIV династии). Одновременно в Нубии, некогда египетской провинции Напате, возникло новое, Эфиопское государство с династией также ливийского происхождения. В недавнее время американские раскопки в Нубии обнаружили погребения этих южных ливийцев, овладевших Египтом в 722 г. до н. э. и положивших начало XXV эфиопской династии, с которой начинается так называемый Поздний период Египта.
Найденные здесь захоронения с их надгробиями в форме пирамид и богатым инвентарем показали, как далеко проникло в Нубию влияние Египта. Но техника и ряд деталей рельефов открытых здесь, говорят об их местном суданском происхождении.
При эфиопской династии Египту пришлось пережить ассирийское завоевание, Ашурбанипал, царь Ашура, проник в Верхний Египет и так разорил и разрушил Фивы, что эта столица впоследствии уже не могла оправиться.
Новый расцвет Египта наступил на короткое время, когда фараон Псамметих I, основатель XXVI династии, захватил власть в свои руки с помощью наемников — ионян и карийцев, избрав своей резиденцией Город Саис в Дельте. Оживленная деятельность этих фараонов XXVI, так наз. Саисской, династии ярко проявилась в попытке связать каналом Средиземное море с Красным и в далекой экспедиции вокруг Африки, предпринятой финикийским флотом по указанию фараона Нехо II. Но и Саисские фараоны для укрепления своей власти должны были привлечь опять-таки наемников, вслед за которыми потянулись в Египет финикийские и греческие купцы.
Эти чужестранцы на территории своих концессий основывали города и поселения. Так возник Навкратис — греческий город в Египте. Оживленная торговая жизнь, развитие ремесел и промышленности, проникновение новых технических приемов (например выдувания стекла), наконец, проникновение иных форм организации труда изменники и самый характер социальных отношений. Все эти новые условия привели Египет к формам рабовладельческого общества античного типа.
Одним из характернейших явлений Позднего Египта является демократизация письма — дальнейшее упрощение иероглифов и возникновение так наз. демотического (народного) письма, что было необходимо в связи с развитием торговли и деловых операций. Иероглифы в позднее время становились все менее понятными даже и грамотному жречеству и сохранили по преимуществу значение декоративного средства для обработки больших плоскостей храмовых отен или стволов массивных колонн.
В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персами. В 332 г. до н. э. Александр Македонский, разрушив царство Ахеменидов, захватил Египет. После его смерти страна продолжала еще жить самостоятельной политической жизнью, но уже под властью царей македонской династии Птолемеев, потомков одного из военачальников Александра Македонского. В культурном отношении страна подверглась греческому влиянию.
Особенности храмов Карнака
1. Аллея сфинксов
Avenue of Sphinxes in Karnak temple
Первое, что можно увидеть, войдя в комплекс Карнак, — это аллея сфинксов. Эта аллея ведет к первому пилону Великого Храма Амон-Ре. По обе стороны мы видим сфинксов бога Амона-Ре. У этих сфинксов голова барана, что символизирует бога Амона-Ре. На лапах сфинксов стоит маленькое изображение Рамсеса II в виде Осириса.
2.Первый пилон храмов Карнака
Нектанебо I (380–362 г. до н.э.) построил первый пилон в Карнакском комплексе. Этот пилон является последним, построенным в Карнаке. Он так и не был завершен или украшен из-за вторжения в то время. Это огромное здание представляет собой самый большой пилон в Египте и главный вход в храм.
Северная башня этого массивного пилона имеет высоту 21,70 м, в то время как; южная башня 31,65 м. Мы можем представить, насколько он огромен, если посчитать его размеры в случае, если бы оно было завершено: высота сооружения составляла бы от 38 до 131 40 м.
3.Великий Суд
В центре этого просторного двора находится киоск Тахраки. По бокам от него находится святыня Сети I, слева, храм Рамзеса III, справа. В его конце стоит статуя Рамсеса II и Второй пилон.
4.Киоск Тахрака
Фараон Тахарака построил киоск посреди Великого двора. Это фараон 25-й династии, правивший с 690-664 до н.э. Этот огромный киоск изначально состоял из десяти колонн высотой двадцать один метр. Древние египетские строители возвели эти папирусные колонны и соединили их низкой перегородкой. Посетители храма Карнак могут заметить, что есть только одна большая колонна, стоящая во весь рост; в то время как другие потеряли верхнюю часть тела.
5.Баркская часовня Рамзеса III
Первый двор с обеих сторон обрамлен восемью колоннами. К этим колоннам прикреплены статуи царя Осирида. Статуи на западной стороне изображают короля в красной короне юга, а статуи на восточной стороне изображают Рамзеса III, надевающего белую корону севера.
За двором находится вестибюль с четырьмя колоннами Осирида. В свою очередь, этот двор ведет в небольшой гипостильный зал, который, в свою очередь, ведет к трем часовням для барков Карнака.
6.Статуи Рамзеса II
Эти колоссальные статуи из красного гранита стоят перед вторым пилоном в Большом дворе храма. Эти статуи великолепно изображают Рамзеса II в головном уборе Немеса с двойной короной Верхнего и Нижнего Египта. Это статуя Осирида, где руки царей скрещены на груди и держат посох и цеп; символы королевской власти. У его ног принцесса Бент’анта (Бинт-Анат) держит цветок и носит корону Урей из вздыбившихся кобр. Ее имя Бент’анта по-сирийски, что означает «Дочь Анат», что означает ханаанскую богиню Анат. Ее матерью была Исетнофрет, одна из самых любимых жен Рамзеса.
7.Второй пилон храмов Карнака
Второй пилон был построен Хоремхебом (1323-1295 до н.э.), который заполнил внутреннюю часть пилона тысячами каменных блоков из разрушенных памятников, построенных царем Эхнатоном. Это здание не было закончено и частично украшено до смерти Хоремхеба. Его преемник Рамзес I завершил украшение пилона во время своего краткого правления, длившегося менее двух лет. Рамзес I заменил все картуши Хоремхеба своими. Рамзес I также построил два небольших святилища, которые примыкали к восточной стене пилона по обе стороны от центрального прохода. И снова Рамзес II во время своего правления Египтом узурпировал эти королевские картуши.
8.Большой Гипостильный зал
Большой гипостильный зал — самое фантастическое сооружение в храмах Карнака. Он занимает 16 459 метров и состоит из 134 колонн. Самые большие двенадцать колонн имеют высоту 21 метр и поддерживают центральную часть сооружения. Остальные 122 колонны имеют высоту около 12 метров. Действительно, это по-прежнему самая большая комната среди религиозных построек в мире. Сети I — фараон, правивший с 1290 по 1279 год до нашей эры, построил это удивительное место.
На внешних стенах изображены сцены, на которых Сети I и его преемник Рамзес II поражают врагов из Ливии, Сирии и Леванта.
Рекомендации
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в всеобщее достояние: Чисхолм, Хью, изд. (1911). «Гипостиль «. Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output .citation q{quotes:»\»»»\»»»‘»»‘»}.mw-parser-output .id-lock-free a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-free a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/65/Lock-green.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-limited a,.mw-parser-output .id-lock-registration a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-registration a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .id-lock-subscription a,.mw-parser-output .citation .cs1-lock-subscription a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Lock-red-alt-2.svg»)right 0.1em center/9px no-repeat}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-ws-icon a{background:linear-gradient(transparent,transparent),url(«//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4c/Wikisource-logo.svg»)right 0.1em center/12px no-repeat}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:none;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-maint{display:none;color:#33aa33;margin-left:0.3em}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}.mw-parser-output .citation .mw-selflink{font-weight:inherit}
- «Гипостиль», Словарь Random House (без сокращений) 2011.
Технические возможности
Крыша может быть построена с перемычкой. перемычки из камня, дерева или другого жесткого материала, такого как чугун, сталь или железобетон. Может быть потолок. Все столбцы могут быть одинаковой высоты или, как в случае с Большой гипостильный зал в Карнак, колонны, примыкающие к центральному пространству, могут быть большей высоты, чем колонны боковых проходов, что позволяет создавать отверстия в стене над меньшими колоннами, через которые свет проходит через крышу прохода через фонарь окна.
Приложения
Архитектурная форма имеет множество приложений, возникающих в целла из древнегреческий храмы и во многих азиатских зданиях, особенно деревянных.
Мечети
Гипостильный молельный зал Великая мечеть Кайруана, в Тунисе.
С комбинацией столбцов и арки, гипостильный зал стал одним из двух основных типов мечеть строительство. Во многих мечетях, особенно в первых прихожанах, молельный зал имеет гипостильную форму. Одним из лучших примеров мечетей с гипостильным планом является Великая мечеть Кайруана (также называемая мечетью Укба) в городе Кайруан, Тунис.
заказники
заказники
Присоединение Второй гипостильный зал, в прямой линии с семью входными дверями, находятся семь святилищ. Тот, кто посередине, посвящен Амуну, главному богу Нового Царства; три справа от Осириса, Исиды и Гора; и трое слева — Рехарахты, Птах и Царь.
Священный барк, держащий образ каждого конкретного божества, первоначально стоял бы в каждом святилище. Крыши каждой камеры украшены звездами и названиями Сети I, а стены покрыты красочными рельефами, изображающими церемонии, которые проходили в часовнях.
Не пропустите: в Королевское святилище посмотрите на левую стену, чтобы увидеть некоторые из наиболее сохранившихся рельефов. На нижнем ряду слева направо изображены сцены, изображающие трех сокольников и трех болотных богов, несущих Короля в часовню, которым предшествует священник (с боковым замком молодости и кожей пантеры), предлагающий ладан. Затем рельефы показывают короля, сидящего на троне на банкете, с его опекуном позади него, и ибис возглавил бога Тота перед ним.
Рельефы внутри Святилище Амона также заслуживают внимания благодаря их хорошо сохранившимся цветам. Здесь, Seti I изображается, принося жертвы Амуну в его различных формах и накаляя благовония перед священными барками Амона.
Святилище ладьи Амона
К Залу Анналов с востока примыкает большое гранитное святилище, сооруженное уже в эпоху эллинизма, при преемнике Александра Македонского, Филиппе Арридее. Это помещение предназначалось для священной ладьи Амона. Некогда на его месте находилось более древнее святилище, построенное Тутмосом III.
Новое святилище ладьи Амона, конечно, оказалось более величественным и роскошным. В его передней части богу солнца подносились жертвы. Во внутренней располагалась сама ладья — сейчас можно увидеть пьедестал, на котором она стояла.
Рельефы в святилище до сих пор сохранили свой цвет. Эти красочные изображения во внешнем помещении демонстрируют все великолепие былых празднеств в честь Амона, а во внутреннем — элементы пышного ритуала жертвоприношения.
Пройдя за святилище ладьи Амона, вы попадете во внутренний двор, в самое сердце Карнака. Здесь находилась наиболее древняя часть храма, а затем стояла культовая статуя Амона. Правда, тут сохранился только массивный алебастровый фундамент старого храма, но сама атмосфера святая святых Карнака дышит невообразимой древностью.
Ахменну и Ботанический зал
Тутмос III старался во всем перещеголять свою мачеху. Благодаря ему Карнак пополнился уже упомянутым Залом Анналов и многими другими сооружениями.
Одним из первых в Карнаке Тутмос III воздвиг большой юбилейный храм под названием Ахменну, что в переводе означает «блистательный памятниками». Царь лично участвовал в разработке плана этой изящной постройки. Колонны Ахменну уникальны по форме и представляют собой имитацию расписных столбов паланкина фараона, под сенью которого происходила церемония Сед — ритуал обновления жизненных сил царя.
В юго-западной части храма Тутмос III распорядился высечь перечень всех своих предков-фараонов. Тем самым царь, не слишком благородный по рождению, стремился обосновать свое право на трон развернутой генеалогией. Этот перечень носит название Царского списка Карнака и ценен для историков.
Посетив Ахменну, обязательно побывайте в так называемом Ботаническом саду, или Ботаническом зале, — одном из самых известных солнечных залов Карнака. Стены его украшены изображениями сотен видов растений и животных, в том числе весьма экзотических. Эти виды обитали не только в долине Нила, но и в землях, где воевал Тутмос III.
Зал, который строили три фараона
Не год и не два потребовалось, чтобы возвести великий гипостильный зал Карнакского храма. Несколько царей сменили друг друга при создании этого громадного помещения. Первые 12 колонн центрального нефа поставили при фараоне Аменофисе III. Фараон Рамзеc I начал украшение храма. Эти грандиозные работы продолжили Сети I и Рамзеc II.
Изобразительные искусства Позднего периода
Искусство Позднего времени характерно своей архаизирующей манерой. Здесь повторяются формы, приближающиеся к искусству Тель-эль-Амарны с его изяществом и манерностью, или экспрессивные, слегка обобщенные фигуры, напоминающие скульптуру Среднего царства. Среди сохранившихся скульптур ряд изображений достигает высокого мастерства. К таким принадлежат: угрюмая старческая голова Ментуемхата (табл. 70, фиг. 1) и властная голова жреца (табл. 70, фиг. 2), выделяющиеся яркостью своего образа.
Большим распространением пользовался также тип так наз. «кубической» статуи, очень характерный для всего египетского искусства своей обобщенностью и геометричностью. Некоторые из этих изображений достигали большой силы и выразительности (табл. 70, фиг. 3).
Позднеегипетский декоративный рельеф на стенах и опорах значительно отличается по своему характеру от более раннего рельефа. Эта разница особенно ощутима на рельефах храмов в Дендера и Филе. Здесь мы встречаем полный отказ от плоскостности, двух мерности. Рельеф стремился Передать уже объемные формы и сам стал пластической формой. Отражая эллинистические греко-римские влияния, он (разорвал свою тысячелетнюю связь с графикой. Изображения рельефов и росписи храмов носили религиозно-культовый характер. Роспись чаще всего изображала небесные светила и божества, связанные с ними. Все эти изображения, сравнительно очень мелкие, расписанные яркими красками, покрывали стены и стволы колонн Переплетаясь со строками и столбцами иероглифов, утерявших уже свое старое основное значение письма к превратившихся в декоративный элемент.
Таблица 71. Скульптура Позднего времени. 1. Голова знатного чиновника, из храма Мут в Карнаке (XXV династия, 0,46 м; каирский музей).— 2. Голова жреца из зеленого шифера (Саисский период, VII — VI вв. до н. э.; высота 0,22 м; эфиопский период, VII в. до н. э.; гранит, высота (Берлин, Египетский музей). — 3. Сидящая фигура (XXVI династия, около 570 г. до н. э., Париж, Лувр).— 4. Статуя жреца(черный базальт; высота 0,68 м; Париж).—5. Бронзовая статуя бога Гора (XXX династия, около 350 г. до н. э., Париж, Лувр).
Высокой художественностью и изумительной техникой восковой живописи отличаются фаюмские портреты, принадлежащие к эпохе римского владычества (I—III вв. н. э.). До нашего времени они дошли в большом количестве уложенными в саркофаги поверх бальзамированного тела. Однако в них сильно сказывается эллинистическое влияние, и их нельзя считать характерными для искусства Египта.
Архитектура Позднего Египта не создала грандиозных памятников, но, использовав все старые приемы и канонические древние правила, привела их к ясной и более логичной, чем ранее, схеме. Храмы птолемеевской эпохи были показателем нового яркого расцвета архитектуры.
Введение христианства и начавшееся гонение на языческие культы привели к варварскому уничтожению многих памятников и положили конец всякому дальнейшему развитию как египетского искусства вообще, так и основного ведущего вида его — архитектуры.
Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.
История Абидоса: самый важный Некрополь Древнего Египта
История Абидоса: самый важный Некрополь Древнего Египта Вячеслав Аргенберг / фото изменено
Со времен Первой и Второй династий (начало III тысячелетия до н.э.) Абидос сыграл важную роль в качестве места погребения королей и высоких судейских санов. Здесь были отмечены ритуалы погребения мертвого царя и присоединения его преемника, символизирующие преходящий и повторяющийся характер всех земных вещей.
Еще в Старом Королевстве культ Осириса, возникшего в Дельте, сумел закрепиться в Абидосе; с близлежащим холмом Умм-эль-Гааб, который считается могилой Осириса, и поэтому неудивительно, что храмы Абидоса стали вихрем для культа Осириса.
Несколько царей Среднего царства, а также богатые частные граждане возводили здесь кенотафы или стелы, ибо для благочестивого египтянина не было большего блаженства, чем быть погребенным рядом с Могилой Осириса, или, если не считать этого, чтобы временно принести его мумию Абидос, чтобы получить желаемое посвящение или, по крайней мере, порекомендовать себя в пользу Осириса, лорда Преисподней, возведением кенотафа или мемориального камня. В тайных пьесах, которые исполнялись ежегодно в Абидосе в честь Осириса, отмечался вечный земной цикл смерти и возрождения. Здесь также поклонялись сестра и жена Осириса Исиды, их сын Хорус и, в соответствии с Новым королевством, Птах, Рехарахти и Амун.
Некрополь
Институт некрополя по изучению … / фото изменен
Важнейшей частью древнего Абидоса была его обширная Некрополь, Можно выделить четыре отдельные области. В самой южной части некрополя, недалеко от Эль-Араба, есть гробницы Нового Королевства, Храмы Сети I а также Ramses II, и Осирион, К северу от него находится холм, содержащий захоронения позднего Старого Королевства. Еще дальше на север, между Святилищем Осириса и остатками стен в Шунет эль-Зебиб, являются гробницы Среднего Царства, многие из них в виде небольших кирпичных пирамид; здесь также находятся захоронения других периодов, в частности, 18-20-й династий (примерно 1500-1000 до н.э.) и позднего династического периода. Наконец, на холме Umm el-Gaab, на западе — королевские гробницы самых ранних династий и священные Гробница Осириса.
Карта Абидос-Некрополь