«300 спартанцев»
Пеплум 1962 года, снятый Рудольфом Мате, считается одним из лучших фильмов о Древней Греции. Картина популяризировала историю Фермопильского сражения 480 г. до н. э.
Главная тема фильма — противостояние «свободных» греков и «варварских» персов. По сюжету, царь Ксеркс привёл миллионную армию, чтобы завоевать Грецию, и только небольшая группа спартанцев с немногочисленными союзниками готова дать ему отпор. Самоотверженно обороняющие Фермопильское ущелье греки вынуждены отступить после предательства Эфиальта, показавшего врагам тайную тропу в обход ущелья. Спартанцы вместе с небольшим отрядом феспийцев остаются прикрывать отход соратников. Все они погибнут.
Персидское вооружение показано очень условно: гвардейцы одеты в чёрные костюмы и мало похожи на свои изображения из дворца Дария I в Сузах. Участие колесниц и кавалерии в битве также маловероятно. Не исключено, что персы имели лёгкую конницу.
Что до спартанцев, то большинство из них в фильме — безбородые мужчины (хотя реальные гоплиты были длинноволосыми и носили бороды) в однотипном вооружении с щитами гоплонами с греческой буквой «Л», что означает Лакедемон (самоназвание Спарты), и в красных плащах. При этом знаменитых коринфских шлемов, прикрывающих большую часть лица, мы почти не видим. Феспийцы, вероятно, чтобы зритель мог их отличить от спартанцев, носят синие плащи.
Леонид как царь Спарты не мог быть гладко выбрит. Да и лямбда на щитах, вероятно, появилась только в эпоху Пелопонесской войны (431−404 гг. до н. э.).
Кадр из фильма «300 спартанцев». (pinterest.com)
Подробности трёхдневного сражения также далеки от исторических реалий: отсутствует стена, которую греки построили у входа в Фермопильский проход; нападение на персидский лагерь и хитрые приёмы борьбы с кавалерией персов не находят подтверждения. Однако Диодор упоминает, что в финале сражения греки действительно пытаются напасть на персидский лагерь и убить Ксеркса.
Главный миф, созданный фильмом, касается количества участников сражения. Согласно греческим источникам, спартанцев в Фермопилах поддерживали не только феспийцы, но и воины многих греческих полисов. Общее число защитников прохода в первые дни превышало 7 тысяч человек.
Под впечатлением от фильма Мате Фрэнк Миллер создал графический роман «300», экранизированный в 2007 году. Картина, ещё более далёкая от исторических реалий, всё же стала очень популярной.
«Омерзительная восьмерка», 2015
В свое время Тарантино вовремя прочувствовал эпоху возрождения вестернов и сделал это чуть раньше других «крупных режиссеров». Он оседлал волну до того, как она достигла пика и благодаря этому остался непревзойденным. Да и вообще, его «Омерзительная восьмерка» в России вышла в идеальное время: Старый Новый год, снежная зима. Было как нельзя просто ощутить себя одиноким путником, застрявшим в заваленной снегом хижине с кучей каких-то подозрительных типов. Этот фильм, возможно, не лучшая картина Тарантино и не лучший вестерн в истории, но это именно что тарантиновский вестерн — это прекрасно работающий гибрид.
Если вы по случайности не в курсе, что это за фильм, стоит сказать, что «Омерзительная восьмерка» — очень камерное кино, почти как пьеса, действие которой происходит на одном месте (ну да, примерно как в «Бешеных псах»). Весь фильм компания из очень разношерстных попутчиков пытается разобраться друг с другом и выяснить, кто чего стоит: сначала словесно, потом с применением фирменного тарантиновского насилия. Крутые диалоги, кровь и грубоватые, но фактурные персонажи — прекрасный аттракцион на тему Дикого Запада.
Сокровища Сьерра Мадре (1947)
Жанр: приключения, вестернРейтинг Кинопоиска: 8Рейтинг IMDb: 8.2Страна: СШАРежиссёр: Джон ХьюстонМузыка: Макс Штайнер
Главную роль в этом вестерне, вошедшем в Национальный реестр самых значимых фильмов в истории США, исполнил Хамфри Богарт – звездалучших фильмов в жанре нуар.
Кинокартина «Сокровища Сьерра Мадре» основана на одноименном романе 1935 года, написанном Б. Травеном. Ее главные герои – троица бедняков (Хамфри Богарт, Тим Холт и Уолтер Хьюстон), которые отправляются на поиски золота.
Фильм исследует коварное влияние алчности на человека, делая несколько неожиданно темных поворотов для зрителей того времени. Подрывая традиционное противостояние «добро против зла», которое в то время было одним из основных элементов жанра вестерн, «Сокровище Сьерра-Мадре» стала одной из лучших режиссерских работ Джона Хьюстона.
2 — Мартин Чарльз Скорсезе, родился 17 ноября 1942, Куинс, Нью-Йорк, США.
Кинорежиссёр, актёр, продюсер и сценарист, лауреат премии Оскар.
Мартин Скорсезе неоднократно признавался одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссёров современности. Опрос, проведённый в 2010 году популярным американским журналом Paste, показал, что жители США считают Скорсезе лучшим ныне живущим режиссёром, он оставил позади Жана-Люка Годара и Стивена Спилберга.
Скорсезе выиграл 1 премию Оскар. Еще 140 побед и 213 номинаций, включая Золотую пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля (1976), премию Золотой глобус за режиссуру (2003, 2007, 2012), Эмми за режиссуру драматического сериала Подпольная империя (2011), приз Американской академии киноискусства Оскар (2007).
Наиболее примечательные картины режиссёра: Злые улицы (1973), Таксист (1976), Бешеный бык (1980), Последнее искушение Христа (1988), Славные парни (1990), Мыс страха (1991), Казино (1995), Банды Нью-Йорка (2002), Авиатор (2004), Отступники (2006), Остров проклятых (2009), Хранитель времени (2011) и Волк с Уолл-стрит (2013).
28 февраля 2003 года Скорсезе стал обладателем звезды на Голливудской аллее славы.
Дикий, дикий Вест
Практически всё, что нужно знать о самой атмосфере, духе и прокуренном голосе вестерна, узнается из великого рассказа О. Генри «Дороги, которые мы выбираем».
Он был написан в 1910 году. Но первый фильм-вестерн появился даже раньше.
Это было двенадцатиминутное «Большое ограбление поезда» (1903) Эдвина Портера, поставленное по реальным событиям нашумевшего ограбления поезда «Юнион Пасифик». Фильм потрясал зрителя не только динамичным сюжетом, но и финальной ломкой «четвертой стены», когда один из бандитов палил с экрана прямо в зрителя.
В последующие годы экраны заполонили драки, погони и перестрелки. А также (напомним, 93% населения Дикого Запада составляли мужчины) — геи.
Первый женственный гей на экране появился в вестерне.
Это случилось в фильме «Алджи-золотоискатель» (1912), в котором городской парень с манерами оперной примы отправляется в прерии, чтобы в течение года доказать отцу невесты свою мужественность. Там ему встречается крепкий усатый ковбой, и это становится началом прекрасной дружбы. Алджи, впрочем, перековывается в «настоящего мужика», и то, что начинается как «Песня дровосека» Монти Пайтона, завершается как «Дикий мужчина» группы «Ленинград» в исполнении Бориса Моисеева.
Благодаря Дэвиду Гриффиту в вестерне появились индейцы в ролях вечных врагов (со временем возникнет типаж «благородного индейца», который становится помощником главного героя). «Отец вестерна» Томас Инс открыл тему переселенцев. В 1920-х самый высокооплачиваемый голливудский режиссер Дэвид Крюзе снимал ковбойские фильмы, масштабные даже по современным меркам.
Злодеи были коварны и грязны, герои отважны и чистоплотны, женщины добродетельны и прекрасны. Закон побеждал хаос, прогресс одолевал дикость, победные паровозные гудки неслись над прериями, где кучковались жалкие остатки недобитых краснокожих. История повторялась сотни раз. Обросший стереотипами и клише, забронзовевший жанр имел все шансы выйти из моды. Его иконография превращалась в набор лубочных картинок. Но вестерну повезло — за него взялся великий режиссер, внесший в этот черно-белый мир пятьдесят оттенков серого.
В 1939 году Джон Форд снимает «Дилижанс» — первый вестерн «на полутонах». В числе его героев были проститутка, пьяница и каторжник, причем каждый оказывался не тем, кем виделся поначалу. Так родился психологический вестерн, персонажами которого были не стереотипные «индейцы» и «ковбои», а обычные люди, как и в любом жанре кинематографа.
Золотой век американского вестерна пришелся на один из самых нервных периодов политической истории страны — время «охоты на ведьм» при маккартизме.
Жанр политизировался, отражая раскол умов в Голливуде.
С одной стороны, появились милитаризированные вестерны, такие как «Винчестер-73» Энтони Манна с его простой, доступной массам и коммерчески успешной идеей взять и наподдать врагам. С другой, снимались намного более тонкие и умные картины, в числе которых один из величайших фильмов в истории — «Ровно в полдень» Фреда Циннемана по сценарию Карла Формана, попавшего во время съемок в «Черный список» Голливуда. Продюсировавший фильм мастер остросоциального кино Стэнли Крамер был вынужден убрать имя сценариста из титров, хотя это не помешало номинировать его на «Оскар».
Звезда классических вестернов Джон Уэйн, поддерживавший маккартизм, назвал картину «самой неамериканской вещью, которую я видел», и снялся в ответном «правом» вестерне «Рио Браво» Говарда Хоукса. Редкий случай, когда идеологическое противостояние породило культурное достояние — но оно принадлежало уже прошедшему времени. Депрессивный «Ровно в полдень» протоптал дорогу ревизионистскому вестерну.
Альфред Хичкок / Alfred Hitchcock
Продолжает наш рейтинг лучших режиссеров Альфред Хичкок, родившийся в 1899 году в Лондоне и ушедший из жизни 1980 году. Этот непревзойденный мастер триллеров прошел вместе с кинематографом практически весь путь от немого кино до цветных кинокартин. Многие изобретенные киноприемы Хичкока используют именитые режиссеры по сей день.
Излюбленные герои режиссера — люди, попавшие в ловушку обстоятельств
Альфред Хичкок очень кропотливо создавал всю атмосферу фильмов уделяя внимание каждой, казалось бы, мелкой детали. Он очень тщательно работал с аудиальной составляющей своих кинокартин выделяя и расставляя акценты звуковым рядом
«В случае убийства набирайте «М»», «Психо» и многие другие кинокартины этого мастера навсегда вошли в золотой фонд мирового кино.
«Соловей», 2018
Самобытный и необычный вестерн, как минимум благодаря месту действия. Не так уж много фильмов о «Диком Западе» снимают в Австралии, а уж тем более в Тасмании. «Соловей» рассказывает историю молодой ирландской женщины, которая попадает в трудовое рабство, оказывается изнасилована, теряет мужа и ребенка — и все по вине одного английского офицера. Она жаждет мести и отправляется в долгий путь вместе с аборигеном, которому тоже есть что сказать британской администрации, после устроенного на Тасмании геноцида (реальный, кстати, факт). В общем, от этого вестерна лучше не ждать веселых ковбойских пострелушек: он мрачен и гнетет бесчеловечной атмосферой. Но он весьма неплох. Особенно здорово на атмосферу работают звучащие здесь ирландские песни.
Непрощенный (1992), США, рейтинг КП 7.9
Режиссер Клинт Иствуд, в гл. ролях Клинт Иствуд, Джин Хэкмен, Морган Фриман и др.
На счету Клинта Иствуда огромнейшее количество вестернов. Только скажи слово: «Вестерн!», и у большинства перед глазами встают не прерии с кактусами, не полупустыни и горные прииски,и даже не индейцы с «ирокезами», а именно вечно чумазая рожа незабвенного Клинта. Даже Марти МакФлай из «Назад в будущее» не нашел ничего умнее, чем назваться Клинтом Иствудом в третьей части франшизы.
Но несмотря на ходячий штамп в лице главного актера, фильм вышел просто великолепным. За душу берет так, что только держись. И еще бы, снимал-то мастер со стажем, а именно – сам величайший вестерновский штамп Клинт Иствуд! Смотрим трейлер и облизываемся.
https://youtube.com/watch?v=YxKVjtVC8Fo
И пришел Спаситель
Расцвет звукового кино в США пришелся на эпоху социальных потрясений: Великая депрессия в начале тридцатых и подходящий к своему исходу «сухой закон» пересеклись с подписанием «кодекса Хейса» – нормативного документа, утвердившего высокие нравственные стандарты кинопроизводства. Время, нареченное Золотой эрой Голливуда, можно характеризовать как период «двуликого застоя», когда технические нововведения далеко не всегда соседствовали с эволюцией драматургического аппарата. Даже в стане вестернов затесались легкие музыкальные комедии по типу «Луны Монтаны» или «В старом Санта-Фе» – оптимистичные, но заурядные ленты, которые не могли похвастаться чем-то, кроме заедающих кантри-композиций.
В большое кино вернулся уже знакомый нам Джон Форд, набивший руку на съемках военных фильмов о сражениях времен Гражданской войны. В 1939 году он представил общественности «Дилижанс» – стилеобразующий фильм, не только превративший актера Джона Уйэна в звезду первого класса, но и определивший облик киношного Дикого Запада на долгие годы вперед. Аскетичное роуд-муви о группе друзей-поневоле, что колесят по опасным прериям штата Аризона, выделялось на фоне прочих вестернов тем, что предпринимало, пускай и робкие, но все-таки значимые попытки по борьбе с романтизацией иконических образов старого-доброго Дикого Запада.
«Дилижанс» – это территория противостояния цивилизации и первобытного хаоса, беспощадного естественного отбора, где правота определяется не аргументированными доводами, а свинцом и кулаками. Кроме того, «Дилижанс» есть самая что ни на есть содержательная квинтэссенция всех приемов и идей, что жанр успел наработать к началу сороковых.
Послевоенные вестерны не смогли далеко уйти от постепенно приедающихся канонов, однако первые шажочки на пути к неминуемой ревизии жанра осуществлялись повсеместно. Воистину блокбастерная «Красная река» Говарда Хоукса, остросюжетный боевик «Сокровище Сьерра-Мадре» от Джона Хьюстона и «Три крестных отца» все того же Форда продолжали держать планку, однако переменами запахло с наступлением пятидесятых, когда на сцену вышел дуэт режиссера Энтони Манна и актера Джеймса Стюарта.
Их самой образцово-показательной работой является «Винчестер 73», добравшийся до кинотеатров в 1950. Кладезь «всех самых типичных для вестерна ситуаций» с одной стороны, и драма человека, что борется с призраками собственного прошлого, с другой. От фордовской отрешенности Манн перешел на игру с «полутонами» – его вестерн был куда циничнее большинства предшественников.
Сюжет – хроника странствий обозначенной в названии фильма популярной на Западе рычажной винтовки из рук в руки, из штата в штат, не только подчеркивали пессимистичную атмосферу, но и аристотелевскими перипетиями приводит зрителя к самой что ни на есть шекспировской драме: с братоубийством, местью и терпким запахом табака в прокуренном помещении задрипанного салуна. Вместе со Стюартом, впоследствии одним из любимчиков Альфреда Хичкока, режиссер смог сконструировать портрет антигероя, одержимого насилием и кровью. Похожие приемы данный тандем использовал при создании «Излучины реки», «Обнаженной шпоры» и «Человека с Запада».
Неожиданно для всех в вестерн стали закрадываться мотивы нуара – мрачных сюжетов о детективах и роковых женщинах, утопающих в океане беззакония посреди послевоенной депрессии урбанистической Америки. Общенациональное упадничество сильно отразилось на восприятии вестернов той декады. Взглянуть хотя бы на «Ровно в полдень» Фреда Циннемана: два параллельных развивающихся рассказа, которые вынужденно пересекаются аккурат к развязке в виде шумной заварушки, единство времени и действа, болезненная рефлексия на правящий режим Джозефа Маккарти и выверенная до миллиметра композиция кадра.
Рио Браво (1958)
Жанр: боевик, вестерн
Рейтинг Кинопоиска: 7.5Рейтинг IMDb: 8Страна: СШАРежиссёр: Ховард ХоуксМузыка: Дмитрий Тёмкин
Этот фильм стоит вашего времени, если вы испытываете ностальгию по эпическим перестрелкам и мужчинам на лошадях.
Шерифу Джону Ченсу из небольшого городка Рио противостоит целая армия плохих парней, а на его стороне только пьяница, молодой стрелок и искалеченный старик. И, конечно, правда.
Фильм «Рио Браво» является идеальным введением в жанр вестерна, благодаря своей интересной, (хотя и довольно шаблонной для наших дней) истории, узнаваемому актерскому составу и опытному режиссеру.
Первый псевдодокументальный фильм ужасов: Ведьма из Блэр: Курсовая с того света (The Blair Witch Project)
Год: 1999
Одни ругают этот фильм, другие восхищаются им, однако одно можно сказать точно – он совершил революцию в жанре ужасов, и именно благодаря этой ленте появилось множество других очень популярных картин, включая «Паранормальное явление», «Карантин», «Монстро», «Репортаж».
Стоит отметить, что бюджет фильма составил всего 22 000 долларов, при этом заработал он больше 240 миллионов долларов
После данной картины многие задались вопросом о важности использования качественных декораций, знаменитых актёров и правильно поставленного света в создании хорошего ужастика.. Самое страшное для людей было поверить в то, что всё происходившее на экране было в реальной жизни
Фильм «Ведьма из Блэр» отлично сумел обмануть зрителя, который поверил в то, что смотрит настоящие архивные записи людей, которые пропали в ужасном таинственном лесу.
Самое страшное для людей было поверить в то, что всё происходившее на экране было в реальной жизни. Фильм «Ведьма из Блэр» отлично сумел обмануть зрителя, который поверил в то, что смотрит настоящие архивные записи людей, которые пропали в ужасном таинственном лесу.
Создатели фильма также придумали очень хитрую рекламную компанию, заставившую людей поверить в обман. Лишь спустя несколько месяцев люди осознали, что фильм, на самом деле, выдумка, и все сообщения о пропавших людях, были частью рекламы фильма.
Новые визуальные эффекты и технологии съёмок: Матрица (The Matrix)
Год: 1999
Сама картина появилась благодаря другим лентам, которые вдохновили её создателей, а именно: «Бегущий по лезвию», «Терминатор», «12 обезьян». Но «Матрица» выделяется среди этих фильмов своими нововведениями. В фильме использовались новые технологии съемок, революционные визуальные эффекты, включая всемирно известный эффект буллет-тайм (англ. Bullet time), т.е. «время пули».
The Matrix/ Warner Bros. VIA Giphy
Фильм открыл новые границы киноповествования, а также дал множество новых идей будущим создателям научно-фантастических работ. Например, идею о поиске психологической грани, разделяющей людей и машин, которая заставляет всё больше сомневаться в реальности нашего мира.
1.
«Недруги», 2017
Офицер американской армии (Кристиан Бэйл) получает приказ сопроводить умирающего вождя индейского племени (Уэс Стьюди) к месту, куда вожди этого племени уже несколько веков ходят умирать. Эти двое друг другу не нравятся. В предыстории, полностью оставленной за кадром, американский офицер убил много индейцев того самого племени, а вождь лично зарезал не одного офицерского сослуживца. Но приказ лично президента не терпит капризов, и недруги отправляются в долгую дорогу в сопровождении ещё пары индейцев и солдат. По пути к месту назначения они, естественно, начинают сотрудничать — в основном, конечно, вынужденно, но по чести и без компромиссов, постоянно вытаскивая друг друга из пасти жестокой смерти на уже не особо диком, но все еще беспощадном Западе. В 2018 вестерн «Недруги» вошел в топ фильмов года по версии Disgusting Men.
10.Достоинство
Открывает список лучших фильмов вестернов всех времен «Достоинство». Кинолента держит в напряжении зрителя до самого конца. Двое родных братьев направились к Аляске в поисках золота. Но не только поиск наживы и легких денег гонит их в заснеженный край. Ребята осиротели в юном возрасте, их отец ушел в неизвестном направлении. Братья твердо решили его найти, иначе в своей деревне их будут называть подлыми и ничтожными людьми. Братья были уверены, что путешествие на Аляску будет сложным, но предположить не могли, насколько станет опасным и сумасбродным. Вначале пути их поджидала опасность только от природы, жесткого и сурового климата. Но появилась более серьезная угроза – это бандиты. В те года побережье Аляски захлебывалось в преступлениях. Бандитов было, наверное, больше чем мирных жителей. Многих привлекал золотой песок, а многие скрывались от закона. Смогут ли братья добраться до места назначения и отыскать отца?
Человек с бульвара Капуцинов (1987)
Жанр: комедия, вестернРейтинг Кинопоиска: 8Рейтинг IMDb: 7.8Страна: СССРРежиссёр: Алла СуриковаМузыка: Геннадий Гладков
В СССР снималось множество вестернов. Одни из самых известных — «Чингачгук – Большой Змей», «След сокола», «Зверобой».
Но наивысшую оценку зрителей получил легкий и веселый вестерн, в котором главные герои исполнили такие всенародно любимые актеры как Андрей Миронов, Олег Табаков, Михаил Боярский, Николай Караченцов, Александра Яковлева и др.
Алла Сурикова и съемочная группа очень тщательно подходили к воссозданию атмосферы настоящих вестернов. Сбрую для лошадей одолжили на чешской киностудии, головные уборы шили специально для фильма, и даже раздобыли табуретки из очень легкого эквадорского дерева, которые можно было эффектно бить об голову. В результате один из призов, доставшихся «Человеку с бульвара Капуцинов», был с формулировкой «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства».
История о приобщении буйных ковбоев и суровых индейцев Дикого Запада к таинству кинематографа стала последней ролью Андрея Миронова, который успел посмотреть картину на неофициальном показе, но не дожил до премьеры.
София Коппола
София Коппола сняла всего 5
фильмов, но уже стала третьей и самой юной за всю историю кино женщиной-режиссером, получившей номинацию
на «Оскар» в категории «Лучший режиссер» за «Трудности перевода». И дело отнюдь
не в родстве с великим Фрэнсисом Фордом Копполой (он, как ты уже знаешь, отец Софии), а в ее собственном таланте и
оригинальном взгляде. Еще мы любим Софию за то, что она настоящая модница – делает коллекции для Louis
Vuitton, снимает рекламные кампании модных брендов и всегда стильно одевается.
Посмотреть: «Трудности перевода», «Девственницы-самоубийцы», «Элитное общество»
Джеймс Кэмерон / James Cameron
Четвертое место занимает Джеймс Кэмерон, родившийся в 1954 году в Канаде. Он по праву является одним из самых успешных кинорежиссеров планеты, всего 8 его кинокартин собрали в прокате более пяти с половиной миллиарда долларов. Джеймс Кэмерон подарил миру культовую вселенную «Терминатора». А в 1997 году снял «Титаник», который получил 11 премий «Оскар», включая награду за лучший фильм.
Особую роль этот режиссер всегда выделял спецэффектам, идя со своими фильмами на шаг впереди технического прогресса. Сняв в 2009 году «Аватар», он сделал невиданный для того времени скачок в компьютерных технологиях и 3D графике. Помимо кинематографа, Джеймс Кэмерон увлекается наукой и финансирует различные научные программы.