Краткое содержание рассказа
Краткое содержание произведения «Золотой жук» можно начать с истории о потомке одного некогда богатого аристократического рода. Вильям Легран был полностью разорен, а потому решил перебраться со своим верным слугой Юпитером и собакой из Нового Орлеана на пустынный остров.
В миртовой роще он строит себе жилище, где и обитает. Досуг он проводит за чтением книг и развлекает себя прогулками по побережью. Во время этих ежедневных моционов он постоянно пополняет свою богатую коллекцию различных насекомых.
Рассказчик часто навещает своего старого приятеля. В один из таких приездов Легран хвастается найденным золотым жуком. Он весьма рад этому событию и заявляет, что это начало новой жизни и некое предзнаменование. Он уверен, что скоро станет богатым.
Юпитер очень переживает за хозяина. Он видит, как тот сходит с ума – постоянно производит какие-то расчеты, разговаривает сам с собой, осунулся и похудел, а однажды исчез надолго из дома.
Вскоре рассказчик получает от друга записку с просьбой как можно быстрее приехать. Тон записки испугал рассказчика так, что он приехал в тот же день. Приятель ждал его с нетерпением. Сверкая глазами, он повторял, что этот жук из золота. Насекомое действительно имело уникальный вид, но рассказчик удивлялся – причем тут золото?
Легран потребовал от всех собраться и пойти с ним в горы, не объясняя зачем. С собой они взяли лопаты и другие инструменты, а Юпитера хозяин заставил нести жука, привязанного к шнурку. Рассказчик был не на шутку встревожен – его приятель, судя по всему, был безумен.
Спустя несколько часов приятели добрались до нужного дерева
Через пару часов они оказались около какого-то дерева. Вильям заставил старого негра залезть на определенный сук на нем и кое-что найти. Присмотревшись, Юпитер увидел череп. Подчиняясь приказам хозяина, он просунул жука на шнурке сквозь левую глазницу черепа. Едва жук коснулся земли, Легран вбил в это место колышек, а дальше, что-то высчитав, приказал всем копать.
Спустя несколько часов раскопки были закончены без результата. Однако Легран не сдался. Он выяснил, что старый негр перепутал глазницы на черепе. Процедуру пришлось повторить заново. Колышек был вбит на новом месте и раскопки возобновились.
И вот, спустя некоторое время, отчаянно залаяла собака Вильяма, и их лопаты наткнулись на кости и черепа. Далее показался огромный сундук, пропитанный каким-то раствором, не позволяющий доскам гнить. Он доверху был забит золотом! Приятелям потребовалось несколько часов, чтобы перетащить все в хижину.
Только когда работы были закончены, Легран рассказал всю историю своему другу и негру. Дело в том, что после того, как был найден жук, Вильям завернул его в обрывок бумаги, найденный там же. Дома от камина бумага нагрелась, от чего проявились какие-то знаки и череп. Легран понял, что это кусок старинного пергамента и на нем есть зашифрованная информация. После долгой работы все надписи были расшифрованы, осталось только извлечь клад, что он и осуществил.
На вопрос рассказчика о жуке, Легран заявил, что он понял – все считают его не в своем уме, поэтому решил над ними немного подшутить.
Романтика По – не из собственной жизни
Он стал классиком, но посмертно. Признание на родине, в Америке, пришло к Эдгару По лишь через много лет после его смерти и не напрямую, а через Европу. Жизнь его была тяжелой, драматичной и в большой степени депрессивной, что явно прослеживается в его поэзии и прозе.
По родился в 1809 году в Бостоне в семье актеров. Отец оставил семью, а вскоре умер. Когда мальчику было два года, умерла его мать, и он остался круглым сиротой. Ребенка взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта из штата Вирджиния. Эдгар По получил воспитание «южного джентльмена» и соответствующее образование.
С 1815 по 1820 год семья Алланов жила в Англии, где По учился в лондонских пансионах. После возвращения в Америку он оканчивает городскую школу в Ричмонде (Вирджиния), а в 1826 году поступает в Университет штата Вирджиния. К этому времени возник конфликт между юношей и его приемным отцом: По тяжело переживает свое положение приемыша и полную материальную зависимость от Аллана. А того – здравомыслящего торговца табаком – раздражает и пугает «неуправляемость» артистической натуры Эдгара.
По наделал долгов в университете, и разъяренный Аллан лишил «неблагодарного» финансовой поддержки. Эдгар оставил университет, уехал в Бостон и там анонимно издал свой первый сборник стихов «Тамерлан и другие стихотворения» (1827 г.) под псевдонимом «Бостонец». В том же году беспросветная нужда заставила Эдгара завербоваться в армию, где он два года служил в артиллерийской части. В 1829 году он попытался помириться с Алланом, и тот помог По освободиться от солдатской службы – вместо этого Эдгар поступил в военную академию Вест-Пойнт. Но менее чем через год его исключили за нарушения дисциплины и пропуски занятий. Последовал окончательный разрыв с Алланом, По оказался без средств к существованию и вынужденно стал зарабатывать на жизнь своим пером. Так он стал первым в Америке профессиональным литератором.
Нет худа без добра – уже к 1831 году Эдгар По был автором трех поэтических сборников. Не снискав немедленной славы на этом поприще, пробует силы в прозе. В 1833 году его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале, и с этого началась его известность. В 1835 году По предложили должность редактора ричмондского литературного журнала, и он занялся журналистской работой. Статьи и обзоры По вызывали живой интерес, а их автор за язвительность своих критических замечаний получил прозвище «критик с томагавком».
В 1836 году По женился на своей двоюродной сестре Вирджинии Клемм, которой не исполнилось еще 14 лет. В 1842 году Вирджиния тяжело заболела и несколько лет медленно умирала. Это несчастье обострило врожденную психологическую неуравновешенность По, оно толкало его к алкоголю и наркотикам. Он переезжает из города в город, работает в разных журналах, ссорится с издателями, ввязывается в споры и скандалы. Его мучают мещанство, меркантилизм, ханжество и лицемерие окружающей жизни. Французский поэт Шарль Бодлер, родственная По натура, так описал эту ситуацию: «Соединенные Штаты были для По лишь громадной тюрьмой, по которой он лихорадочно метался как существо, рожденное дышать в мире с более чистым воздухом, – громадным варварским загоном, освещаемым газом». А Бернард Шоу выразился так: «По не жил в Америке, он там умер».
В 1847 году умерла жена писателя, Вирджиния. Эдгар По пережил ее ненадолго. Жизнь гениального литератора оборвалась в 1849 году при загадочных обстоятельствах: отправившись из Ричмонда в Балтимор, он на несколько дней исчез, а потом был найден на улице без сознания и перевезен в больницу, где через несколько дней скончался.
До конца своих дней По так и не сумел выбраться из бедности – этому мешало отсутствие в США закона об авторском праве: писатель был беззащитен перед произволом издателей. Даже выход в 1839 году двух томов новелл под названием «Гротески и арабески», даже громкий успех стихотворения «Ворон» (1845 г.) ничего не изменили. Его имя было известным, но в этой известности был оттенок скандала: благонравная Америка окрестила По «маньяком» и «отщепенцем». Даже после его смерти его продолжали считать «человеком, лишенным моральных принципов». Его творчество во второй половине XIX века не нашло продолжателей и было предано забвению.
использованная литература
- Конан Дойл, Артур. «Глава 2: Наука дедукции» . Этюд в багровых тонах .
- Корнелиус, Кей (2002), «Биография Эдгара Аллана По», в Гарольде Блуме (ред.), Биокритика Блума: Эдгар Аллан По , Филадельфия, Пенсильвания: Chelsea House Publishers, ISBN 0-7910-6173-6
- Франк, Фредерик С .; Magistrale, Энтони (1997). Энциклопедия По . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. ISBN 0-313-27768-0.
- Гарнер, Стэнтон (1990). «Эмерсон, Торо, и Эдгар По„Double Дюпны “ ». В Фишере, Бенджамине Франклине IV (ред.). По и его времена: художник и его среда . Балтимор: Общество Эдгара Аллана По. ISBN 0-9616449-2-3.
- Харровиц, Нэнси (1983), «Тело модели-детектива: Чарльз С. Пирс и Эдгар Аллан По», в Умберто Эко ; Томас Себеок (ред.), Знак трех: Дюпен, Холмс, Пирс , Блумингтон, Индиана: семинар по истории, издательство Indiana University Press (опубликовано в 1984 г.), стр. 179–197, ISBN 978-0-253-35235-4
- (Перепечатка 1984 года: ISBN 978-0-88184-071-1 )
- Ноулз, Кристофер (2007). Наши боги носят спандекс: тайная история героев комиксов . Сан-Франциско: Книги Weiser. ISBN 978-1-57863-406-4.
- Крутч, Джозеф Вуд (1926). . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф.(Переиздание 1992 года: ISBN 978-0-7812-6835-6 )
- Мейерс, Джеффри (1992). Эдгар Аллан По: Его жизнь и наследие (издание в мягкой обложке). Нью-Йорк: Cooper Square Press. ISBN 0-8154-1038-7.
- Филлипс, Мэри Э. (1926). Эдгар Аллан По: Человек. Том II . Чикаго: The John C. Winston Co.
- Розенхайм, Шон Джеймс (1997). Криптографическое воображение: секретное письмо Эдгара По в Интернет . Балтимор: Издательство Университета Джона Хопкинса. ISBN 978-0-8018-5332-6.
- Сова, Дон Б. (2001). (изд. В мягкой обложке). Нью-Йорк: Checkmark Books. ISBN 0-8160-4161-X.
- Томас, Питер (2002). «Дюпен По и сила обнаружения». В Hayes, Кевин Дж. (Ред.). Кембриджский компаньон Эдгара Аллана По . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79326-1.
- Ван Леер, Дэвид (1993). «Обнаружение истина: Мир Сказок циклид »В. Silverman, Кеннет (ред.). .. Cambridge University Press ISBN 0-521-42243-4.
- Уэлен, Теренс (2001). «По и американская издательская индустрия». В Кеннеди, Дж. Джеральд (ред.). Исторический путеводитель по Эдгару Аллану По . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512150-3.
Творческое наследие
Трудно найти такого работоспособного писателя, как Эдгар По. За свою жизнь он написал множество стихотворений и поэм, рассказов и новелл, повести, критические статьи и работы по теории литературы. Больше всего внимания По уделял мастерству писателя, постоянно оттачивая собственное.
Стихотворения Эдгара По написаны в традициях романтизма. Его мировоззрение проникнуто трагизмом и пессимизмом. Любимый образ поэзии – умирающая молодая женщина. Этот образ появился в стихах задолго до того, как писатель пережил смерть жены.
Ранние рассказы пародируют романтиков. Зрелый писатель – мастер психологического рассказа. Эдгаром По были разработаны принципы детективного жанра (сам По называл эти произведения логическими рассказами), опирающегося на логику и ставящего в центре повествования личность детектива. По считается основателем жанра научной фантастики, объясняя непонятные явления с помощью научных воззрений.
- «Падение дома Ашеров», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Ворон», художественный анализ стихотворения Эдгара Аллана По
- «Убийство на улице Морг», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Золотой жук», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Чёрный кот», художественный анализ новеллы Эдгара Аллана По
- «Падение дома Ашеров», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Колодец и маятник», анализ новеллы Эдгара По
- «Аннабель Ли», анализ стихотворения Эдгара По
- «Убийство на улице Морг», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Чёрный кот», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Золотой жук», краткое содержание новеллы Эдгара Аллана По
- «Лигейя», краткое содержание рассказа Эдгара По
- «Свидание», анализ новеллы Эдгара По
- «Очки», краткое содержание рассказа Эдгара По
- «Лигейя», анализ новеллы Эдгара По
По писателю: По Эдгар Алан
Чёрный юмор
Вообще почти все рассказы По полны чёрного юмора, в этом их особая фишка. Но есть и рассказы, написанные специально с целью посмешить. Не сказать, что это самые лучшие образцы его творчества.
«На стенах Иерусалимских». Во время осады Иерусалима хитрые римляне продают голодным иудеям мясо. Но, подняв мясо на стену, иудеи видят, что их обманули: эти гои подсунули им свинью, то есть некошерное мясо!
«Сфинкс» начинается как типичный страшный рассказ, а заканчивается с юморком. Человек видит в окне чудовище и думает, что сходит с ума, а на самом деле это просто бабочка, которая висит прямо перед его носом.
Личная жизнь
С первой и единственной супругой литератор познакомился в год, когда отчим выставил его из дома. Прознав о том, что племяннику негде жить, тетушка Клемм с радостью приняла По в своем имении в Балтиморе. Именно тогда между меланхоличным Эдгаром и добродушной Вирджинией вспыхнула любовь. Свадьба состоялась 12 сентября 1835 года. Венчание было тайным. Эдгару на момент женитьбы было 26 лет, а его избраннице шел только 13-й год. Родственники миссис Клемм выступали против этого брака.
Эдгар По и его жена Вирджиния
По их мнению, лишать Вирджинию детства, выдавая ее замуж за бездельника (в то время поэтический труд не считался занятием для достойного мужчины), было крайне неразумно. Пожилая женщина считала иначе: она с самого начала узрела в Эдгаре гения и знала, что лучшей партии для дочери ей не сыскать.
Эдгар По
Вирджиния стала путеводной звездой жизни По, вдохновившей его на создание выдающихся творений. Барышня так сильно любила своего Эдди, что мирилась и с нищетой, которая упорно не отпускала их семейство, и с тяжелым характером литератора. Стоит отметить, что и Эдгар странным образом зависел от самочувствия и настроения жены. Когда возлюбленная По в январе 1847 года умерла от туберкулеза, писатель впал в затяжную депрессию. Работе и объятиям других женщин вдовец предпочел горячительные напитки. Только алкоголь позволял творцу забыть тот ужас, который ему довелось пережить.
Влияние на умы
Тег EmbedVideo не может распознать сервис «smotricom».
Трудно назвать писателя, на которого бы не повлиял Эдгар Алланович. Писателям разных стран пришлась по нраву мрачная атмосферка многих рассказов и бесстрастные описания жестокостей.
Некоторые из работ Достоевскогоявно вдохновлены поздними рассказами По, сравните хотя бы повесть «Двойник» с рассказом По «Вильям Вильсон». Хотя возможно, многие темы Достоевский катал не с По, а напрямую с Гоголя, любителя абсурда и чертовщины, которого вероятно почитывал и сам сабж.
У Роберта Луиса Стивенсона в «Странной истории Джекила и Хайда» описывается сюжет в духе По, а в «Острове сокровищ» персонажи ищут клад пиратского капитана Флинта с помощью зашифрованной карты (см. рассказ «Золотой жук»), а принц Флоризель — ещё один вариант шевалье Дюпена.
Про Жюля Верна уже сказано. Верну больше нравились как раз те рассказы, где прославляется сила человеческого разума: «Убийство на улице Морг» и «Золотой жук».
Естественно, все детективы восходят к рассказам про Огюста Дюпена. Александр Куприн как-то даже сказал, что все рассказы о Шерлоке Холмсе укладываются, как в шкатулку, в «Убийство на улице Морг». Шерлок Холмс, патер Браун, Эркюль Пуаро, Ниро Вульф и все так называемые Великие сыщики, вплоть до Грегори Хауса — всех их просто не было бы без По.
Естественно, от стихов и рассказов По писали кипятком все поэты — романтики и декаденты. От Бодлера до Бальмонта и Брюсова.
Рассказы Амброза Бирса, Говарда Лавкрафта, Роберта Говарда — прямое продолжение хоррора из рассказов По. В России — очень известный Александр Грин и малоизвестный Сигизмунд Кржижановский. В Аргентине — Хорхе Луис Борхес.
И король «ужасов» Степан Королёв.
А этот ваш Гришковец сделал спектакль с калом бурным названием «По По».
А советский поэт Николай Глазков написал свой, смешной вариант «Ворона».
Рэй Брэдбери посвятил одну из глав «Марсианских Хроник» («Эшер II») творчеству Эдгара По: главный герой — ярый фанат рассказов По — убивает цензоров, запретивших и уничтоживших книги По по самым известным «рецептам» маэстро. Также его творчеству Бредбери посвятил несколько рассказов из «Хроник нашего будущего» («Столп Огненный», «Изгнанники») — в первом пейсании ГГ (живой мертвец) хотел создать свою армию из мертвецов, используя выдуманные обряды По, Лавкрафта и прочей компании. Во втором — главные герои — сами «По и компания», пребывающие на Марсе как духи. Цимес в том, что существовать они там могут только пока жив хоть один экземпляр книги автора, а космонавты, летящие на Марс везут еще и последние книги этих самых авторов. На сожжение.
Роджер Желязны и Фред Сайбергахен написали в соавторстве роман «Черный трон», в котором обыгрываются все основные рассказы По и встречается множество его героев (включая Метценгерштерна — коня из коврика).
Не обошлись без влияния По и Олди — их рассказы «Nevermore» и «Анабель-Ли» как бы на это намекают.
Станислав Лем в своём винрарном рассказе «Ананке», описывая ботов и автоматику, описал любителя Эдгара По и сослался на рассказ сабжа «Thou Art the Man».
Дэвид Линч явно позаимствовал завязку своего «Твин Пикса» из «Тайны Мари Роже».
Нельзя не упомянуть пиндосский сериал The Following (у нас переведённый как «Последователи»), повествующий о преподавателе колледжа, свихнувшемся на почве любви к ЭАП и начавшем кромсать девушек — суть романтизма в целом и произведений По в частности. Ну, фишка у маньяка такая.
Японский писатель Таро Хираи просто переименовал себя в Эдогаву Рампо — в честь сабжа.
И прочая, и прочая.
Метод Дюпена
Обсуждая метод Дюпена в свете логики обоснованных предположений или абдуктивных рассуждений Чарльза Сандерса Пирса , Нэнси Харровиц сначала цитирует определение анализа , данное По, а затем показывает, как « семиотик По использует здесь весь спектр возможностей — умозаключения, рассуждая в обратном направлении. , визуальные, чувственные и слуховые знаки, чтение по лицам. Играть в карты с этим мужчиной было бы интересно ».
Существуют значительные разногласия по поводу философской природы метода Дюпена. По словам биографа Джозефа Крутча, Дюпен изображается как дегуманизированная мыслящая машина, человек, чей единственный интерес — чистая логика. Однако Крутча обвиняли в «ленивом чтении» По. Согласно Крутчу, дедуктивное мастерство Дюпена впервые проявляется, когда он, кажется, читает мысли рассказчика, рационально прослеживая ход его мыслей за предыдущие пятнадцать минут. Он использует то, что он называет «рассуждением». Метод Дюпена состоит в том, чтобы идентифицировать себя с преступником и погрузиться в его сознание. Зная все, что знает преступник, он может раскрыть любое преступление. Его отношение к жизни, кажется, изображает его как сноба, который чувствует, что из-за его способностей нормальное человеческое взаимодействие и отношения ниже его. В этом методе он сочетает свою научную логику с художественным воображением
Как наблюдатель, он обращает особое внимание на то, что непреднамеренно, например, на колебания, рвение или случайное или случайное слово.
Метод Дюпена также подчеркивает важность чтения и письма: многие из его подсказок приходят из газет или письменных отчетов префекта. Это устройство также привлекает читателей, которые сами читают подсказки.
Эдгар По на экране
Творчество такого необычного писателя не могло не привлечь внимания кинематографистов. Вот уже более ста лет на экраны выходят фильмы разных жанров, поставленные по мотивам произведений По. В 1910 году во Франции был поставлен «Золотой жук», в том же году в Италии – «Колодец и маятник» (американский фильм по этому рассказу вышел в 1960 году, а французский – в 1964-м). В 1912-м вышли на экран «Колокола», в 1914 и 1932 годах – «Убийство на улице Морг», в 1915 и 1935-м – «Ворон», в 1928, 1941 и 1953-м – «Сердце-обличитель», в 1928 и 1960-м – «Падение дома Ашеров», в 1934-м – «Черный кот»… Перечень «фильмов по Эдгару По» занимает не одну страницу.
Пожалуй, наибольшей известностью пользуется цикл из восьми лент по мотивам произведений Эдгара По, который создал в период с 1959 по 1964 год американский режиссер и продюсер Роджер Уильям Кормэн. Во всех фильмах этого цикла («Ворон», «Колодец и маятник» и др.), кроме «Преждевременных похорон», главные роли играл Винсент Прайс, который впоследствии продолжал сниматься в лентах других режиссеров по сюжетам Эдгара По.
А самый пугающий, в духе По, фильм на базе его литературного наследия – совсем малоформатная, 15-минутная картина «Падение дома Ашеров», которую поставил в 1980 году виртуозный чешский аниматор Ян Сванкмайер. В отличие от предыдущих экранизаций этого произведения, в его ленте нет людей – есть лишь одиноко стоящий дом, почти без мебели, и угнетающий ландшафт вокруг. И – главное! – закадровый текст, текст Эдгара По, читаемый в неудержимом ритме, как будто стучит его «сердце-обличитель»… Коротко, просто и невероятно жутко.
И в наши дни остросюжетные, мистические, пугающие сюжеты произведений великого литератора притягивают к себе сценаристов, режиссеров и продюсеров. Так, в 2012 году в Голливуде вышел триллер «Ворон» с Джоном Кьюзаком в главной роли молодого детектива, который вместе с Эдгаром По преследует маньяка, чьи преступления в точности повторяют сцены из произведений По.
Этот фильм стал 241-й по счету экранизацией произведений Эдгара По…
К Хэллоуину-2015 приурочен релиз анимационной антологии пяти рассказов Эдгара По в формате 3D – «Невероятные рассказы» (Extraordinary Tales), что однозначно порадует любителей фильмов ужасов.
***
…Он был великим поэтом и мечтателем, фантазером и рационалистом, искателем высшей красоты и колким сатириком. Всем этим Эдгар По увековечил себя в истории мировой литературы.
Он оставил нам много разнообразного, интересного, захватывающего и загадочного. Вспоминая о его наследии, нельзя не привести хотя бы некоторые из его крылатых фраз:
«Если вы хотите что-то немедленно забыть, скажите себе, что это непременно надо запомнить».
«Нет одиночества страшнее, чем одиночество в толпе».
«Ни один человеческий разум не в силах измыслить такую головоломку, которую другой человек, наделенный определенной смекалкой и правильно ее применяющий, был бы не в силах разгадать».
Некоторые головоломки Эдгара По мы не разгадали до сих пор…
События
28.06.2022 18:39
* * *
1 июля 2022 года стартует традиционный летний турнир
Жара в Лос-Анджелесе
Турнир посвящён туризму — активному отдыху, городам и странам, и продлится до 31 августа.
Принимаются любые жанры — информационные статьи, проза, поэзия.
Успейте подать заявку!
Турнирная таблица
Правила и Регистрация
Увеличить призовой фонд
* * *
20.06.2022 08:00
* * *
Открылась
Гильдия Писателей
Science community
* * *
18.06.2022 17:38
* * *
18 июня 2022 года Jaaj.Club перешёл на систему расчёта в канадском долларе.
Все таблицы и начисления пересчитаны по среднему курсу к российскому рублю 2021 года.
1 CAD = 60 RUB
Изменения не коснулись привычных пользовательских транзакций, всё осталось на прежнем уровне. За исключением вывода средств, который доступен от 10 CAD, вместо 500 руб.
Обновление связано с удобством расчёта Jaaj.Club с коммерческими копирайтерами, которые представляют разные страны, что создавало путаницу при конвертации и осложняло понимание.
Теперь на сайте Jaaj.Club один тариф. Конвертация в валюту получателя происходит по рыночному курсу на момент совершения операции.
* * *
Фантаст
Писал Эдгар По и фантастические рассказы, смыкающиеся и с его «детективной» ипостасью, и с его сатирическим даром. В рассказах «Три воскресенья на одной неделе» и «Сфинкс» невероятные события разъясняются с помощью науки, которая, впрочем, выступает скорее, как прием нежели как цель. В других его рассказах наука является больше объектом осмеяния, вспомогательным средством для сатирического сюжета, а научная фантастика как таковая весьма условна: можно заключить, что Эдгар По здесь ближе к Свифту, нежели к Жюлю Верну. Еще один его рассказ – «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» о путешествии на Луну – стал поводом для оформления одного из важнейших принципов научно-фантастической литературы как таковой. «Своеобразие «Ганса Пфааля» заключается в попытке достигнуть правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы», – говорится в финале рассказа.
Фантастические рассказы
0.0
Ваша оценка
0.0
Отменить оценку
фэнтези
Эдгар Аллан По
0000
«Рационалистический романтизм»
Полет воображения у Эдгара По неизменно сочетается с математическим расчетом и железной логикой. Он придавал первостепенное значение форме в художественном творчестве. Его определение поэзии – «создание прекрасного посредством ритма». Отворачиваясь от обыденной жизни, По в своих стихах создает альтернативную реальность, неясную и туманную. Его поэтические шедевры – «Ворон», «Улялюм», «Колокола», «Аннабель Ли», «Линор» и другие – лишены ясного сюжета и не поддаются логическому истолкованию. Большинство из них тематически связано с гибелью прекрасной возлюбленной. Здесь, очевидно, отражаются факты его личной биографии (ранняя смерть матери и жены).
Поэзия По исполнена чувства невероятной меланхолии, проникнута сознанием обреченности всего прекрасного: «Разбит, разбит золотой сосуд! Плыви, плыви, похоронный звон» («Линор»). Содержание у него часто становится вторичным, на первом месте – создание определенного настроения с помощью туманных ассоциаций, возникающих «на той грани, где смешиваются явь и сон». Стихи По оказывают на читателя гипнотическое воздействие и вызывают сильные эмоции. Кое-кто из современников говорил о «Вороне», что от этого стихотворения испытываешь физическое ощущение «мороза по коже»:
Ах, я вспоминаю ясно, был тогда декабрь ненастный,
И от каждой вспышки красной тень скользила на ковер,
Ждал я дня из мрачной дали, тщетно ждал, чтоб книги дали
Облегченья от печали по утраченной Линор…
(Перевод М.Зенкевича)
Как никто до него в мировой поэзии, По виртуозно использует звуковую организацию поэтической речи. Звуки и их сочетания, независимо от смысла слов, получают определенную окраску – радостную или печальную (чаще печальную). Частые повторы слов и фраз, с вариациями или без, напоминают припевы песен и повторы тем, используемые в музыкальных произведениях:
Но перстом погрозила Психея:
«Я не верю огню в небесах!
Нет, не верю огню в небесах!
Он все ближе. Беги же скорее!»
Одолели сомненья и страх.
Побледнела душа, и за нею
Крылья скорбно поникли во прах,
Ужаснулась, и крылья за нею
Безнадежно упали во прах, –
Тихо-тихо упали во прах.
(Перевод В.Топорова)
В «Колоколах» звукопись По достигает апогея изощренности. В четырех частях поэмы мелодически воссоздан звон «серебряных» колокольчиков на санях для веселого катанья, «золотых» свадебных колоколов, «медного» набата тревоги, «железного» заупокойного колокола. И каждый из них соответствует какому-то этапу в жизни человека: радость детства, счастье любви, страдания взрослого мира и смерть. Великий русский композитор С. В. Рахманинов написал на русский текст стихотворения музыку – поэму для оркестра, хора и солистов.
Ритм и мелодия присутствуют не только в поэзии По, но и в его прозе – достаточно почитать (или «посмотреть» – потому что это еще и картина в словах) «Низвержение в Мальстрём»:
«Я посмотрел, и у меня потемнело в глазах: я увидел широкую гладь океана такого густого черного цвета, что мне невольно припомнилось Mare Tenebrarum в описании нубийского географа. Нельзя даже и вообразить себе более безотрадное, более мрачное зрелище. Направо и налево, далеко, насколько мог охватить глаз, тянулись гряды отвесных чудовищно черных нависших скал, словно заслоны мира. Их зловещая чернота казалась еще чернее из-за бурунов, которые, высоко вздыбливая свои белые страшные гребни, обрушивались на них с неумолчным ревом и воем».
По стал уникальным явлением в мировой литературе, без которого любое представление о ней будет неполным.
Прародитель жанров
Колоссальный талант Эдгара По проложил дорогу целым направлениям современной литературы. Под его влиянием сформировались и детективный жанр, и научная фантастика, и литература декадентства. У него было и есть огромное количество последователей и подражателей. Вспомним хотя бы черного ворона Андрея Вознесенского, который внезапно «примешался к разговорам» и упорно спрашивал: «А на фига?» Эта птица явно прилетела к нему от Эдгара По. Ворон посетил и многих других литераторов, которые до сих пор переводят, каждый на свой лад, поэтический шедевр По или пишут по его мотивам свои стихи о черном вороне.
Несколько «логических» рассказов По заложили основу современного детектива – жанра, получившего широкое распространение во всем мире. В трех из них («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо») действует Огюст Дюпен, первый в ряду знаменитых литературных детективов, предшественник Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро, мисс Марпл, комиссара Мегрэ и т.д. Дюпен разгадывает тайны и раскрывает преступления на основе «математического» подхода – он методично сопоставляет детали и выстраивает умозаключения. Его не интересуют ни торжество справедливости, ни вообще окружающий мир. Он живет в уединении, отметая мелочную суету и меркантилизм. Со своей романтической меланхолией, которая сочетается с рационалистическим складом ума, Дюпен – типичный герой прозы По. Более того, он – духовный родственник писателя, во многом на него похожий.
Среди новелл Эдгара По есть немало рассказов, которые можно считать произведениями научной фантастики, – хотя мы не находим в них ни межпланетных станций, ни мыслящих роботов, ни залетных инопланетян. В этих произведениях намечен главный принцип будущего жанра научной фантастики: соединение фантастического характера темы с научным подходом, рационального анализа с неспособностью человеческого разума познать многие из загадок бытия. Рассказывая о переходе через Скалистые горы («Дневник Джулиуса Родмена»), путешествии через Атлантику на воздушном шаре («История с воздушным шаром»), полете на Луну («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»), По насыщает повествование громадным количеством научных данных и даже приводит ссылки на труды ученых, работавших в разных областях человеческого знания. Это «наукообразие» нередко вводило в заблуждение читателей, принимавших его рассказы за фактологически достоверную информацию.
В рассказах этой группы отчетливо видна тяга Эдгара По к тому, что лежит за пределами повседневного существования и обычного человеческого опыта. Его героев – как и его самого – не удовлетворяет скучная проза будней, ими движет ненасытная жажда познания. Таких людей было много при жизни писателя, но их во много раз больше сейчас, спустя полтора с лишним столетия после смерти Эдгара По. Научно-технический прогресс открыл перед человечеством такие далекие горизонты, куда в минувшие века не проникала даже самая смелая фантазия людей, подобных По. Но их воображение, их мечты побуждали современников писателя и их потомков дерзать и делать невозможное возможным.