Красный: больше, чем цвет. красный цвет в природе что в природе красного цвета

Значение цвета в период зарождения христианства

Шли столетия, и божественный пантеон постепенно уступал свое место Богу Единому. Много было вопросов, споров, войн; новое мировоззрение и новая религия набирали все большую силу. Изменения происходили в самых разных областях знания, морали, философии.

Не избежали этого и представления о свете и цвете. Язычники практически отождествляли цвета с божествами. Христиане же стали рассматривать цвет как одну из ипостасей Бога, как одну из сущностей, Им сотворенных.

Новые цвета и символы

Появилось, конечно же, много новых цветовых символов. При этом цвета порой вызывали самые разные ассоциации.

Например, красный имел позитивное значение (кровь Христа) и по-прежнему считался царственным. И в то же время ему нередко приписывали траурный оттенок.

Желтый в раннем христианстве был цветом Святого Духа. Но довольно скоро начал приобретать негативный смысл — предательство, трусость, отступничество. Так, еретиков перед сожжением на кострах облачали в желтые одежды, а Каина и Иуду Искариота церковные художники рисовали с желтыми бородами.

Зеленый символизировал поверхность земли, покрытую растениями, и, соответственно, земной путь, пройденный Иисусом. При этом жадность и зависть также были зеленого цвета. Зеленым же был и недобрый глаз сатаны.

Серый и коричневый цвета, скорее всего, чисто ассоциативно означали бедность, убогость, болезни и не были любимы знатью.

Безусловно, позитивным остался лишь белый цвет, символизирующий чистоту, святость и родство с божественным светом.

Черный же, цвет мрака, воспринимался с некоторым страхом и в то же время с должным смирением, поскольку черное также сотворено Богом.

А Творец всегда знает, куда направить свет и какие области этого света лишить. Черный по-прежнему был цветом ухода от жизни, от мира. Он и по сей день остается цветом траура, а также монахов — людей, добровольно отказавшихся от жизни в миру.

Какой цвет на самом деле имеют предметы?

У предметов нет такой постоянной характеристики, как цвет

Видимый нами цвет предметов определяется условиями освещения. Допустим, у вас есть зелёная футболка. По крайней мере, при дневном свете она вам кажется зелёной. Но что будет, если вы, например, попадёте в помещение с красным освещением? Какой цвет будет у неё тогда? Казалось бы, при слиянии красного и зелёного получается жёлтый, но в этом случае необходимо уточнение. Мы имеет красное освещение и зелёный краситель на вашей футболке. Забавно, но зелёный краситель является продуктом смешивания синего пигмента с жёлтым. А они красный цвет не отражают. Поэтому ваша футболка будет казаться чёрной! В неосвещённом помещении вы, посмотрев на неё, также увидите чёрный цвет. В принципе, вся комната будет вам казаться чёрной просто потому, что находящиеся в ней предметы не освещаются.

Перейдём к другому примеру. Для начала попробуйте ответить на вопрос: «Какой цвет на самом деле имеет банан?». Казалось бы, вопроса проще не придумаешь. Но задумайтесь о том, что когда банан освещается белым светом, включающим в себя все цвета видимого нами спектра, вы видите жёлтый просто потому, что он отражается, в то время как все остальные оттенки поглощаются поверхностью фрукта. То есть банан может иметь любой цвет, но точно не жёлтый. Более того, чисто теоретически банан синий, потому что этот цвет является «противоположным» жёлтому!

Трудно осознать, что предметы, по сути, не имеют такой характеристики, как цвет. А всё многообразие оттенков, которые мы наблюдаем – это просто интерпретация электромагнитного излучения нашим мозгом.

Сочетание с другими цветами

Продумывая дизайн помещения или комбинируя предметы гардероба необходимо учитывать сочетаемость красного с другими цветами — ахроматическими (нейтральными) и хроматическими.

К ахроматическим относят белый и чёрный цвета. Алый с чистым белым — яркая и гармоничная пара, может использоваться как в одежде, так и в интерьере.

Красный с чёрным — квинтэссенция роскоши и сексуальности. Отличный вариант для стильного вечернего наряда, но для оформления помещения слишком радикальный вариант — чёрный лучше заменить серым различных оттенков. В одежде серый цвет также удачно уравновешивает агрессию красного.

В список хроматических цветов, с которыми хорошо сочетается красный, входит песочный цвет и близкие к нему оттенки. Некоторые тона красного можно удачно скомбинировать с подходящими по температуре и насыщенности оттенками зелёного, синего, розового.

Восприятие цвета и цветовые иллюзии

Воздействие и восприятие цвета — сложный процесс, обусловленный психологическими факторами и базирующийся на физиологии нервной системы. По мнению Иоханнеса Иттена, глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью контрастов и сравнений. Он утверждал, что сам цвет и цветовое воздействие совпадают лишь в случае гармонических сочетаний, а во всех остальных случаях цвет приобретает иное измененное качество.

На этой базе и создаются разнообразные цветовые иллюзии. Один и тот же цвет может выглядеть совершенно по-разному на разном фоне или в разных контекстах. Зачастую цвет искажается из-за соседства с другим цветом. Бывает и так, что мозг видитцвета, которых нет на изображении, дорисовывая его исходя из прошлого опыта.

Ниже приведены несколько любопытных цветовых иллюзий, в которых цвет играет с нашим восприятием реальности.

Шахматная доска

Поверите ли вы, что клетки А и В одного цвета? Это становится ясно, если открыть изображение в редакторе и проверить цвета с помощью пипетки. Но из-за того что мозг не хочет нарушать предложенный узор их темных и светлых квадратов, для нас они выглядят по-разному.


Клетки А и В одного цвета

По похожему принципу работает и следующая иллюзия — нам кажется, что нижний квадрат светлее верхнего, однако, если закрыть линию их соединения, становится очевидно, что они одного серого цвета.


Оба квадрата одного серого цвета

Иллюзия несуществующих цветов

На изображении ниже кроме белого фона присутствуют только два цвета — салатовый и розовый. Они легко различимы, если между клетками разного цвета есть белый фон, но стоит только разместить их рядом, как они начинают усиливать и затемнять друг друга.


На изображении только два цвета: салатовый и розовый

Следующая иллюзия работает благодаря эффекту прошлого опыта. На изображении с клубникой нет ни одного красного пикселя, однако ягоды выглядят красными. Все потому, что, во-первых, мы привыкли видеть клубнику красной, и мозг не хочет признавать, что на изображении она серая. Во-вторых, хотя красного цвета фактически нет, красный канал на изображении наиболее сильный, что способствует тому, что мы видим красный цвет. Как утверждает автор этого фото — японский психолог Акиеши Китаока — секрет в том, что все изображение имеет ярко выраженный голубоватый оттенок, из-за чего наш мозг делает “поправку” на фон и воспринимает различные серые оттенки как цвета, противоположные этому фону.


На этом изображении нет ни одного красного пикселя

Иллюзия градиента

Замечено, что на темном фоне цвет выглядит светлее, в то время как на светлом фоне тот же цвет кажется значительно темнее. Этот эффект проиллюстрирован в следующей иллюзии. На самом деле изображения лошадей одного цвета, однако из-за разного фона они выглядят по-разному.


Изображения лошадей одного цвета

Иллюзия дополняющих цветов

В следующей иллюзии использован эффект остаточного изображения, применяемый еще Мишелем Эженом Шеврёлем при создании его цветовой полусферы. Если долго смотреть на какой-то цвет, это вызывает усталость глазных рецепторов. Для устранения напряжения и достижения гармонии требуется дополняющий цвет. В данном случае черно-белое изображение может на долю секунды показаться цветным, чтобы компенсировать усталость рецепторов после первого насыщенного изображения.

Иллюзия с платьем

И напоследок знаменитая иллюзия с платьем, взорвавшая интернет в 2015 году. По сути, это и не иллюзия, а лишь демонстрация того, насколько по-разному мы воспринимаем реальность. Изображение платья разделило интернет на два лагеря: одни утверждали, что платье белое с золотым, другие были уверена в том, что оно синее с черным. Истина же в том, где, по мнению наблюдателя, расположен источник света и как он освещает платье. Поскольку тени обычно окрашены в синие тона, то в уме мы вычитаем их из изображения, оставляя картинку в бело-золотых оттенках. С другой стороны, искусственный свет зачастую отдает желтизной, поэтому удаляя желтый оттенок, остается изображение в сине-черных цветах.


Знаменитая иллюзия с платьем

Вантаблэк

Невероятно, но этот чёрный предмет на самом деле объёмный!

Девушки знают, что одежда чёрного цвета помогает им выглядеть более стройными и придаёт их образу элегантность и утончённость. Но слышали ли вы о вантаблэке – субстанции из углеродных нанотрубок, являющейся самым чёрным веществом, известным науке? Возможно, это звучит странно, но вантаблэк почти невозможно увидеть, ведь он поглощает не более 0,035% падающего на него света.

Английские учёные создали вантаблэк в июле 2014 года. Это вещество имеет множество потенциальных сфер применения. Так, его планируют использовать при создании сверхчувствительных телескопов или самолётов-невидимок. Интересен вантаблэк и скульптору Анишу Капуру, считающему, что это вещество будет смотреться очень эффектно, если его применить в роли краски для изображения бездонного космического пространства.

Сочетание с другими цветами

Что означает красный цвет в сочетании с другими оттенками?

  1. Серый — импульсивность, необдуманные действия, скрытность, часто безответственность.
  2. Синий — полнота эмоций, объединение с другими людьми, умение взаимодействовать с окружающими людьми. Гармония в сексуальной сфере.
  3. Зеленый — целеустремленность, инициативность.
  4. Оранжевый — резкость, раздражение.
  5. Желтый — изучение чего-то нового, получение знаний. Теплота, радость, активное стремление к взаимодействию с внешним миром.
  6. Черный — излишняя драматичность в характере, преувеличенные желания, опасность.
  7. Фиолетовый — острая реакция на то, что происходит вокруг, чувствительность к раздражителям извне.

В сочетании с коричневым цветом красный обозначает чувственное удовлетворение, потакание собственным слабостям.

ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА В ЖИВОПИСИ

На первый взгляд температура цвета может показаться сложной и запутанной темой, но без неё невозможно существование того, что мы называем изобразительным искусством, включая графику и живопись. Так почему цветовая температура так актуальна для художников и дизайнеров?

Во-первых, температурный контраст помогает художникам передавать на плоской поверхности листа ощущение объёма и пространства. Однако главная причина, всё же кроется в том, что цвета, а также их сочетания способны вызывать у зрителя определённые ассоциации и настроение.

Это — факт, доказанный исследованиями. Восприятие картины или дизайна во многом зависит именно от цветовой гаммы и температуры оттенков. К примеру, тёплые цвета могут подарить ощущение тепла, комфорта, летнего зноя, а также передать энергию или враждебность сюжета картины. Холодные, напротив, чаще ассоциируются у нас с прохладой, спокойствием и могут навевать грусть.

Такие ассоциации не случайны и во многом подкрепляются окружающими нас природными явлениями. Например, желтоватый свет Солнца и оранжевый костёр — тёплые, а голубой лёд и сизый туман — холодные.

Чтобы управлять эмоциями зрителя и оказывать на него определённое впечатление художники годами изучают и практикуют работу с цветом, а корпорации вкладывают целые состояния в разработку фирменного стиля. Манипуляция настроением зрителя с помощью цвета — это целая наука и искусство. Особенно преуспели в этом талантливые импрессионисты (Клод Моне, Константин Коровин, Эдгар Дега), которые ставили перед собой задачу прежде всего выразить ощущения, а уже затем передать достоверность и реалистичность в своих картинах.

Например, в «Утёнке», одном из последних своих уроков, я намеренно использовала преимущественно тёплые оттенки. Так как и утёнок, и вода выполнены в тёплой цветовой гамме, между ними нет чёткого температурного контраста. Благодаря этому
обе части картины объединяются и в рисунке ясно читается ощущение солнечного летнего дня. Если бы я хотела сделать акцент на утёнке, а не общем настроении рисунка, я бы нарисовала воду более прохладного изумрудного или голубого оттенка. Но помните, для сохранения выразительности рисунка, в нём непременно должен присутствовать светотеневой контраст.

Определение температуры оттенков в изобразительном искусстве во многом основывается на психологии цветового восприятия человека. Но такой подход слишком размыт и субъективен. За более конкретными определениями лучше обратиться к науке и неизменному помощнику художника — цветовому кругу.

Мужчины

   Мужчины по природе своей бунтари, любят доминировать и нуждаются в свободе. Оттого их всех поголовно влечет к красному — кого-то чуть больше, некоторых не так явно, на бессознательном уровне. Это могут быть автомобили, техника, одежда

Мужчина скорее обратить внимание на женщину, облаченную в закрытое и длинное, но огненно-красное платье, чем на кокетку в белом мини. Так же притягательно и опьяняюще действует на представителей сильного пола красная губная помада

  Отдельно стоит отметить мужчин, которые красный цвет отнесли к фаворитам осознанно. Они отличаются амбициозностью, завышенной самооценкой, любознательностью. Их жизнь наполнена общением и событиями. Обычно они следят за своей физической формой и отличаются крепким здоровьем. Именно про любителя красного чаще говорят: «Настоящий мужик». И женщины мечтательно вздыхают, глядя вслед статному, уверенному в своей неотразимости красавцу.

ТЕМПЕРАТУРА АХРОМАТИЧЕСКИХ ЦВЕТОВ

Отдельно следует упомянуть также ахроматические цвета — белый, чёрный и серый. Изначально считается, что все чистые ахроматические цвета нейтральны и не имеют температуры. Поэтому добавление ахроматических цветов приглушает исходную температуру любого цвета, делая изначально холодные оттенки теплее, а тёплые, напротив — холоднее.

Это правило очень легко запомнить. Представьте два стакана с водой, в одном из которых ледяная вода — холодные оттенки, а в другом кипяток — тёплые оттенки. Ахроматические оттенки — как стакан воды комнатной температуры. В какой бы из стаканов вы её ни добавили, она смягчит температуру в обоих случаях.

Значение в мировой культуре и мифологии

  • Пурпурный – цвет тоги цезарей в Древнем Риме.
  • В Спарте воины надевали красную одежду, идя в бой.
  • Древнеримские полководцы, одержав победу, красили лица красной краской, в честь бога войны Марса.
  • В древнем Египте красный цвет принадлежал богу зла Сутеху.
  • В христианстве алый цвет обозначает кровь Христову и Святой Дух.
  • Цвет мантии королей в европейской традиции – пурпурный.
  • В африканских странах цари и вожди выносили смертный приговор только в красном, это был цвет правителей.
  • Неандертальцыокрашивали в красныйцвет тело покойного, что символизировало жизнь после смерти.
  • В Китае об откровенном человеке говорят «красное сердце».
  • В восточных культурах участники брачной церемонии одевались в красное.

Использование цвета в интерьере

   Красный в интерьере смотрится богато и наполняет помещение теплом. Но в то же время от обилия яркого и агрессивного оттенка глаза быстро устают, и человек начинает испытывать усталость и раздражение.

    В итоге для основного тона, задающего настроение всему помещению, красный непригоден — слишком уж обжигающий. А вот акцентные детали (декоративные панно, вазы, подушки и пр.) огненного цвета станут украшением интерьера практически в любом помещении:

— в спальне (в очень умеренных количествах) создадут чувственную атмосферу, полную романтики;

— в гостиной настроят на позитивный лад и привнесут праздничное настроение;

— в кухне поднимут аппетит.

    Нельзя оформлять детскую комнату в красных тонах. Психика ребенка не стабильна и для нее этот цвет слишком «тяжелый». Люди с восприимчивой нервной системой так же будут чувствовать себя в комнате, декорированной чем-то красным, как не в своей тарелке. Не рекомендуется использовать этот цвет в обустройстве рабочей зоны. Он снизит работоспособность уже через полчаса даже у очень активных людей. В ванной же красный попросту не даст расслабиться.

Цветные тени

На самом деле все тени одинаковые – серые!

Если днём смотреть на окно на протяжении нескольких секунд, а затем закрыть глаза, вы ненадолго увидите его негативное изображение – светлую раму и тёмную середину. С другими ярко освещёнными цветными предметами дела обстоят аналогично. У каждого цвета есть свой «негативный» оттенок: у красного – голубой, у зелёного – пурпурный, у синего – жёлтый. Когда вы закрываете глаза, перед ними вместо света «возникает» темнота. Послеобраз изображений, которые вы видели, остаётся, но цвета сменяются противоположными.

Если направить на вазу два разных источника света, находящиеся поблизости друг от друга, она будет отбрасывать две тени. Если один источник будет излучать синий цвет, тень от него будет также казаться синей, а другая – жёлтой. На самом деле, обе тени одинаковые, серые. То, что они нам кажутся разными – следствие оптической иллюзии.

Человеческое тело излучает свет

Тело человека на самом деле светится, пускай и очень слабо

Учёные из университета Киото выяснили, что люди излучают свет. Правда, он в 1000 раз менее мощный, нежели тот, который мы можем увидеть невооружённым глазом. Они объясняют это наличием побочных продуктов нашего обмена вещества – свободных радикалов, излучающих энергию. Также исследователи сделали вывод, что пик человеческого свечения приходится примерно в 16-00.

Даже люди с очень богатым воображением не могут представить себе какие-то «несуществующие» цвета. А их невероятно много, ведь мы видим лишь одну стотысячную часть спектра. Надеемся, теперь вам будет о чём поразмышлять перед сном!

Кто любит красный цвет

Люди, которые предпочитают во всем красный спектр, обладают такими чертами характера:

  1. Желание управлять другими.
  2. Эгоизм, упрямство, жестокость.
  3. Любовь к приключениям, стремление к новым впечатлениям.
  4. Оптимизм.
  5. Общительность, неординарность, креативность, решительность.
  6. Раздражительность, вспыльчивость.
  7. Властность, желание все держать под контролем.
  8. Энергичность, активная жизненная позиция.

Красный нравится женщинам, которые хотят доминировать в отношениях. Они импульсивные и часто проявляют агрессию. Те, кто не любит этот цвет, в большинстве случаев не уверены в себе. Такие люди предпочитают быть в одиночестве, их пугают ссоры и конфликтные ситуации.

Если человеку раньше нравился красный цвет, а сейчас нет, можно говорить о моральном и физическом истощении.

Как влияет на психику

Все оттенки красного спектра оказывают на человека возбуждающее действие. Причем это затрагивает и подсознание, и настроение.

Также этот цвет обеспечивает прилив жизненной энергии. Но ненадолго. Эффект быстро пропадет, освободив место ощущению усталости. Для достижения долговременных результатов лучше выбирать спокойные теплые тона.

Красный цвет действует раздражающе. В таком состоянии люди способны на необдуманные поступки. Но иногда это приводит к тому, что они сделают то, что давно хотели, но никак не могли решиться. Однако стоит помнить, что применение этого способа может вызвать неконтролируемые вспышки гнева.

Переизбыток красного провоцирует развитие тревожности. А если человек имеет чувствительную психику, то панические атаки.

К чему приводит дефицит

Если говорить об эмоциональном состоянии, то нехватка оттенков красного спектра приводит к неврозам и головным болям.

Цветовые модели

Цветовая модель — это изображение цветового спектра в виде объемной фигуры. Поскольку большинство современных цветовых моделей имеют три измерения (как например модель RGB), то они могут быть изображены в виде трехмерных фигур.

По принципу действия цветовые модели бывают субтрактивными и аддитивными, они описывают поведение цвета в разных средах. Аддитивные модели (RGB) основаны на сложении цветов и характеризуются тем, что соединяя разные оттенки света, в результате получится белый свет. В основе субтрактивных моделей (CMYK) лежит принцип вычитания, характерный для пигментов, при смешении которых образуется черный цвет. Так, например, в принтерах используются краски трех цветов — голубой, пурпурный и желтый — из которых смешивается приемлемое количество цветов. Черный цвет зачастую используется в целях экономии, так как не может быть эффективно получен из трех красок. В цифровых же устройствах, воспроизводящих изображение с помощью света, используется три основных цвета на пиксель — красный, зеленый и синий. Хотя обе эти модели основаны на разных цветах, дополняющие цвета у них одинаковые.

Для корректной цветопередачи важно использовать правильную цветовую модель. При подготовке макета для печати предпочтительной будет модель CMYK, что сократит искажения цвета и конечный результат будет максимально близок к оригинальному изображению


Субтрактивная и аддитивная модели

RGB — цветовая модель, которая имеет три измерения: красное, зеленое и синее. Ее зачастую изображают в виде куба с красным, зеленым и синим цветами на осях x, y и z. Определяя конкретный цвет, мы задаем его координаты в трехмерном пространстве RGB, где 0% каждого цвета дадут черный, а 100% каждого из основных цветов дадут белый цвет.


Модель RGB

HSV (HSB) — цветовая модель, которая перераспределяет основные цвета RGB модели в виде цилиндра. Эта модель имеет такие же измерения, как в цветовом дереве Манселла:

  1. Оттенок (hue) — измерение, расположенное по окружности, где 0° дает красный цвет, 120° — зеленый и 240° — синий цвет.
  2. Насыщенность (saturation) — отвечает за количество цвета, при этом 100% насыщенности даст самый чистый цвет, а 0% уйдет в шкалу серого.
  3. Яркость (value или brightness) — отвечает за наличие белого в цвете. При этом 0% яркости даст черный цвет, а при 100% яркости цвет будет максимально ярким.

Следует учесть, что измерения в модели HSV взаимозависимы. То есть, если, например, яркость выставлена на 0%, то насыщенность и оттенок не будут иметь значения, так как 0% яркости дает черный цвет.


Модель HSV (HSB)

HSL — цилиндрическая цветовая модель, похожая на HSV, но вместо яркости третье измерение в ней отвечает за светлоту цвета (количество белого).

  1. Оттенок (hue) — так же как в модели HSV определяет положение цвета по окружности.
  2. Насыщенность (saturation) — также отвечает за чистоту цвета
  3. Светлота (lightness) — отвечает за количество белого в цвете. 100% светлоты дают белый цвет, 0% — черный, а 50% — наиболее чистый насыщенный цвет.


Модель HSL

LAB — обладает самым широким цветовым диапазоном (охватом) за счет того, что в ней, хоть и не явно, используются не три, а четыре базовых цвета. Эта модель состоит из трех каналов:

  1. L (lightness) — светлота, устанавливает координаты света (100) и тени (0)
  2. a — спектр от зеленого через серый к пурпурному
  3. b — спектр от синего через серый к желтому.

Параметры a и b имеют по 256 значений от -128 до 127. При этом их отрицательные значения соответствуют холодным цветам, а положительные — теплым. Нулевые значения каналов a и b дают ахроматическую гамму


Модель LAB

CMYK — четырехмерная цветовая модель, используемая в печатном деле. На печати используют всего четыре цвета для получения других цветов: голубой, пурпурный, желтый и черный. Каждое из чисел, которые определяют CMYK цвет, представляет собой процент содержания каждой краски в определенном цвете.


Модель CMYK

В графических редакторах зачастую можно встретить настройки цвета по нескольким цветовым моделям. Так, например, в Adobe Photoshop можно настраивать цвет по моделям RGB, HSB, CMYK и LAB. Изменение параметров в одной из них влечет к изменению показателей в других моделях.


Настройка цвета в Adobe Photoshop

Приложение Colorizer позволяет настроить цвет по всем выше описанным моделям и нескольким дополнительным. При этом так же как в Photoshop легко проследить взаимосвязь всех цветовых моделей. К тому же Colorizer предоставляет целый набор гармоничных сочетаний с выбранным цветом: комплиментарные цвета, триадные, аналогичные и другие сочетания цветов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: