Цвет помогает понять сюжет
Цвет как способ разграничить два периода жизни часто используется в кинопроизводстве. Это не всегда строго черно-белый и полноцветный «режимы». Полутона и тени тоже могут «говорить» со зрителем.
В «Лабиринте Фавна» два мира. В фантазийном мире теплые цвета выражают мягкость. В суровой реальности Офелии полно острых углов, и это выражено через голубые и серые тона.
С развитием сюжета два мира начинают переплетаться, и цвета смешиваются. «Моя идея была – показать, как один мир начинает влиять на второй» – говорит Гильермо Дель Торо. «Два мира переплетаются все сильнее и в конце становятся единством. Офелия начинает видеть мир объективно». По словам оператора Наварро, «Мы использовали цвет как язык, на котором объясняли запутанность сюжета».
В «Траффике» Стивена Содерберга цвет разграничивает сюжетные линии. Это не очевидно, но отдельные сцены окрашены по-своему.
Линия Майкла Дугласа серо-синяя:
Затем, когда мы видим героев и их историю в Мексике, преобладает желтый оттенок:
«Траффик» -переплетение несколько групп героев и их историй. А цвет помогает обособить их.
Цвет может быть проводником символизма
Например, диснеевский «Красавица и чудовище». Белль – единственная в деревне, кто носит голубой цвет, символ ее отличия от остальных. Это никак не упоминается в диалогах, но читается. Белль очевидно выделяется из общей толпы:
Мой любимый фильм на все времена, хичкоковский «Психо», также использует цвет одежды как символ. В фильме есть две сцены главной героини Мэрион Крэйн в нижнем белье. В первой сцене она в белом, а в следующей сцене, после кражи 40 000 долларов, в черном. Белый цвет здесь олицетворяет непорочность и чистоту, а черный – вину и зло:
Дамская сумочка также меняется с белой на черную после хищения денег.
Прием черно-белых ассоциаций применялся во многих фильмах. И нет никакой нужды делать это очевидным – зритель читает между строк. И даже если это остается для кого-то неочевидным, это никак не влияет на удовольствие от фильма.
Один из самых ошеломляющих примеров цветовой игры – «Список Шиндлера» Спилберга. Это черно-белый фильм, в котором появляется короткая вставка девочки в красном пальто:
Это незначительное изменение цвета служит символом гораздо более глубокого характера. Спилберг говорил:
«И Америка, и Россия, и Англия знали про Холокост, но никто ничего не делал. Мы не потратили никаких ресурсов, чтобы остановить этот безжалостный смертельный марш. Это было огромным красным пятном, которое видели все, но никто ничего не сделал. Поэтому я решил привнести немного красного в фильм».
Девятилетний Коул из «Шестого чувства» носит красный свитер, прячется под красным покрывалом, мы замечаем красный воздушный шарик, красную дверную ручку на двери в подвал. Отсылок к красному множество, но даже если зритель их не улавливает, он ничего не теряет. Однако, если красный цвет замечен, он делает историю глубже.
Режиссер «Шестого чувства», М. Найт Шьямалан использует цветовой символизм и в других фильмах. В «Неуязвимом» это зеленый и фиолетовый, в «Таинственном лесу» – красный и желтый, в «Знаках» – синий. Все это не случайный выбор. Цвет выбран в соответствие с отдельными сценами.
В завершение хочется упомянуть фильм, в котором роль цвета восхитительна. Это «Плезантвиль», где два подростка из 90-х попадают в ситком 50-х, мир которого они основательно меняют.
В Плезантвиле никогда не идет дождь, дороги зациклены и не ведут во внешний мир, баскетбольная команда не терпит поражений, и вообще не происходит ничего плохого. Это идеальный черно-белый мир:
Подростки вторгаются в наивное существование Плезантвиля. Делают они это по-разному: брат пытается приспособится, сестра действует как в 90-х – соблазняет капитана баскетбольной команды Бифа. После этого Биф приезжает домой и видит красную розу – первый признак цвета в Плезантвиле.
Чем больше жителей познают новый опыт, эмоции, сексуальность, тем больше цвета появляется. Это не четкое деление на две половины, как в «Великом и ужасном», это не один цвет, являющийся ярким символом. Хитроумное вплетение цвета в черно-белое показывает, как каждый герой открывается новому образу жизни.
Происходит это очень тонко: сестра жует красную вишню, девочка надувает розовую жвачку, машина зажигает красные фары. Цветных объектов и людей становится все больше. Фильм не сработал бы без цветового символизма. Цвет – не просто часть истории, но мощный повествовательный прием.
Фильм переполнен проницательными символичными сценами:
Роль цвета в фильме ошеломительна. Потрясающий пример того, как грамотное и уместное использование цвета сообщает зрителю самое главное без слов.
Можно привести еще много примеров цветовой игры, начиная от оттенков и единичных предметов, заканчивая символизмом и трансформацией. Что-то остается незамеченным, что-то поражает до глубины.
Цвет может быть чем-то большим, чем просто цвет.
2.
Киноварь: Помпеи
Оттенок от алого до кирпичного был назван в честь минерала, из которого его производили, — киновари, или сульфида ртути. В Древнем Риме киноварь добывали как собственно для получения ртути (ее в минерале около 86%), так и для производства пигмента. Последний обладал токсичными свойствами, но тем не менее пользовался популярностью. Более того, высоко ценился римлянами: киноварь была на порядок дороже других красок и использовалась для украшения стен жилища — примеры росписи и фресковой живописи сохранились на стенах Помпеи.
С XII века киноварь начали использовать и в Китае: ее добавляли в лаковые резные изделия. А чуть позже появился другой оттенок — вермилион, который тоже переводится как «киноварь», но подразумевает под собой иной тон.
Цвета в античные времена
В античные времена умы людей были заняты созданием новых философских идей. Где-то шли кровопролитные войны, а совсем рядом ученые мужи открывали свойства цветов.
Древняя Греция
Греция прославилась своими великими философами. Развивая учения друг друга, вступая в споры, разрешая противоречия, они создавали греческие (да и не только греческие) культуру и науку на протяжении столетий. Цвет все это время стоял на службе у философии. А может быть, философии это просто казалось?..
Демокрит, основоположник атомистического учения, с большим интересом занимался проблемой цвета. Он даже написал трактат «О цветах», в котором выделил четыре основных цвета: белый, черный, красный и желто-зеленый. Белое — это то, что гладко, как внутренняя поверхность морской раковины, то, что прозрачно и не создает теней.
Черное противоположно белому. Оно шероховато, неровно, беспорядочно и вызывает тени. Красное — нечто густое и большое, накапливающее тепло. Желто-зеленое — это смесь плотного и пустого. При смешении основных простых цветов получаются иные, более сложные. Так, золотистый — это смесь белого и красного.
А при смешении красного, белого и черного (при большой доле красного и малых долях белого и черного) получается пурпурный цвет. Как видите, теория Демокрита во многом лишена материальных опор и в целом не связана с миром реальных объектов.
Аристотель подошел к цвету с практической точки зрения. Он провел ряд экспериментов, таких, например, как прокаливание земли или сжигание различных материалов. На основе наблюдений он выделил три основных цвета и придал им символические значения. Таким образом, к белому цвету были отнесены земля, воздух и вода, к желтому — огонь, а к черному — распад, неравновесие, переходность состояний.
Платон в своей философской системе отошел от зрительного восприятия цветов. Он говорил об их умозрительном происхождении и абстрактной сущности. Так, синий цвет представлялся ему божественным, красный — мужественным, а желтый — женственным.
Древний Рим
Древние римляне не слишком расширили диапазон почитаемых прежде цветов. Основными по-прежнему считались белый (цвет величия и благородства), желтый (цвет Аполлона, бога солнца), красный (цвет Марса, бога войны) и синий (цвет Юпитера, повелителя неба). Значимым считалось сочетание белого с красным.
Император, выезжающий в пурпурном одеянии на колеснице, запряженной четверкой белых лошадей, производил сильное впечатление. Тепло относились римляне к зеленому — цвету Венеры, богини любви и красоты. Однако зеленый считался чисто женским и в мужской одежде являлся признаком излишней изнеженности.
Цвета одежды римской знати
Римская благородная тога — своего рода плащ. Это кусок материи приблизительно 6 метров в длину и 1,5-2 в ширину, оборачиваемый вокруг тела. Один свободный конец тоги перекидывали через плечо.
Руки и ноги до колен оставались открытыми. Носить тоги позволительно было лишь людям высокого происхождения. До сегодняшнего дня бытует выражение «рядиться в тогу», то есть выдавать себя за того, кем ты нам самом деле не являешься.
Цвет тоги был очень важен, поскольку сразу указывал на принадлежность человека к тому или иному сообществу. Так, император, и только он, носил пурпурные тоги, порой расшитые золотом. Граждане, имевшие высшие государственные должности, надевали белые тоги с пурпурной полосой по краю.
Простые белые тоги, «кандиды», позволительно было носить тем, кто ожидал утверждения в должности. Именно отсюда и произошло известное нам сегодня слово «кандидат».
Где применяется
Красный цвет часто встречается в одежде и, например, в интерьере жилых помещений.
Одежда
Согласно психологии цветов, красный цвет в одежде говорит о желании человека привлекать к себе внимание, быть на виду. В характере человека четко прослеживается смелость, решительность, сила духа и желание занимать лидерские позиции
Красная одежда свидетельствует об оптимизме, страсти, эмоциональности. Однако она может создать и негативное впечатление. Поэтому не рекомендуется надевать такие вещи на собеседование с потенциальным работодателем.
Интерьер
Как правильно использовать красный цвет в оформлении интерьера? Есть несколько рекомендаций:
- Переизбыток красного провоцирует приступы агрессии. Поэтому лучше отказаться от использования больших предметов и элементов этого цвета. Небольшие детали, наоборот, создадут ощущение уюта.
- Алый цвет противопоказан людям, которые страдают от повышенного или пониженного артериального давления.
- Правильное сочетание оттенков поможет сделать комнату местом, в котором можно отдохнуть и зарядиться жизненной энергией.
- Красный ассоциируется с торжественностью. Поэтому его рекомендуют обязательно использовать при декорировании помещений для различных торжеств.
Не стоит использовать оттенки красного спектра в спальне, детской или ванной. В этих комнатах должна быть возможность расслабиться и успокоиться, а не взбодриться.
3.
Кармин: ацтеки
Наибольшее распространение кармин получил в XVI веке, когда испанские конкистадоры обратили внимание на яркие малиновые оттенки, используемые ацтеками. Цвет был настолько популярен, что кошенильные червецы, из которых его изготавливали, заняли третье место среди импортных продуктов в Европе после золота и серебра
Многие европейские аристократы носили одежду, окрашенную кошенилью, поскольку она давала необыкновенно красивый цвет.
Художники XV–XVI веков, включая Вермеера, Веласкеса и Рембрандта, также высоко ценили кармин за его насыщенный, глубокий оттенок и использовали в своих работах. Но и у этой краски нашелся минус: она меняла цвет при воздействии света.
Использование красного в одежде
Идете на свидание с красавчиком, которого мечтаете соблазнить? Красное платье в этом случае — беспроигрышный вариант. Но только не для первой встречи, если, конечно, не хотите показаться вульгарной. Никак не можете решиться на серьезный разговор? Красный выручит и в этом случае.
Наряды обжигающего цвета будут уместны на празднике. В алом человек чувствует себя увереннее и раскрепощеннее. Красный поднимает настроение и настраивает на общение, даже если поначалу и вовсе не хотелось идти на вечеринку.
Однако из-за того, что это очень яркий цвет, носить его постоянно не рекомендуется. При носке же желательно разбавлять красный другими нейтральными оттенками. Например, белым или черным.
Интересно! Одежда красного цвета подойдет обладателям любого типа кожи и оттенка волос. Она хорошо смотрится на людях всех возрастов. Главное здесь — выбрать правильный тон.
Учитывайте так же, что красный подчеркивает несовершенства кожи: прыщики, пигментные пятна, неровности. Кроме того, этот цвет полнит.
Белый
Художникам на протяжении очень долгого времени не хватало свинцово-белого цвета. Этот оттенок мог улавливать и отражать проблеск света лучше всех других пигментов. В Голландии в XVII веке белый изготавливали путём наложения коровьего и лошадиного навоза на свинец и уксус. В течении трёх месяцев эта смесь находилась в закрытом помещении, пока не происходил процесс появления белых хлопьев. Только в XIX веке учёные объявили свинец ядовитым металлом. В конце прошлого века в США было запрещено выпускать свинцовую белую краску. Многие художники совсем отказались от использования белого цвета в своих произведениях.
Сочетание с другими цветами
— Красный с розовым — трудно сказать, станет ли такое сочетание удачным. Все зависит от полутона розового. Если он появился в результате слияния красного с белым, когда рождается нежный оттенок: малиновый, брусничный или фуксия, то «общий язык» два цвета найдут. Когда же розовый — дуэт красного с синим, тон его получается слишком холодный. Этот розовый с обжигающим красным, напротив, абсолютно не совместимы.
— Красный с оранжевым — последний более близок к красному, чем розовый. Он такой же яркий, насыщенный и согревающий. Особенно выигрышно с красным смотрятся рыжий, апельсиновый, светлый оранжевый и персиковые тона.
— Красный с желтым — теплее и ярче этого сочетания и придумать нельзя. В тандеме нет ни намека на серость и уныние. Это пламя разгоревшегося скандала или праздничный фейерверк. Приглушить огонь поможет светло-желтый, розово-желтый, золотистый или песочный.
— Красный с теплыми оттенками зеленого — природная парочка смотрится очень гармонично. Зеленый дополняет красный, как листочки на спелой клубнике. Красный смотрится особенно сочно с фисташковым, болотным, желтовато- или оливково-зеленым.
— Красный с холодными оттенками зеленого — помимо цветового контраста в этом тандеме есть еще и тепловое противопоставление. Кроме того, пряное сочетание яркого красного с холодным зеленым гораздо реже встречается в живой природе. Наиболее «вкусным» станет дуэт с мятным, патиной, неоново- или бирюзово-зеленым, а также с глубоким и магнетическим изумрудным.
— Красный с синим — притягиваются другу к другу по подобию двух противоположностей. Ведь красный — один из самых теплых цветов палитры, тогда как его оппонент синий — самых холодный. Особенно эффектно смотрятся сочетания красного с берлинской лазурью, голубым, небесным и жизнеутверждающим васильковым.
— Красный с фиолетовым — мягкое сочетание на контрасте полутонов. Не вызывает диссонанса, не режет глаз. Особенно нежно и женственно смотрится красный с сиреневым и светлыми оттенками фиолетового, а также с фиалковым, виноградным и сине-сиреневым.
— Красный с коричневым — нейтральный коричневый подходит большинству как бледных, так и ярких цветов, в том числе красному. Особенно выгодно смотрится огненный цвет с теплыми оттенками: кофейным, светло-каштановым, карамельным.
— Красный с серым и бежевым — строгие элегантные цвета уравновешивают необузданность красного. Идеальны для этого все светло-серые тона, цвет мокрого асфальта, темный беж, классический бежевый.
— Красный с оттенками своей гаммы — более глубоким и выразительным основной цвет сделают темно-красный, кармин, бордо или алый.
С красным цветом как с ядом, который лечит или убивает в зависимости от дозы — «приручить» огненную стихию поможет только умеренность в использовании. В разумных количествах красный поможет обрести уверенность в себе, подпитает энергией, подарит вдохновение и желание двигаться вперед, на встречу к мечте!
Зелёный
Многие из нас ассоциируют зелёный цвет с природой и обновлением. Но раньше его пигменты были самыми ядовитыми в истории. В 1775 году шведским химиком Вильгельмом Шееле был изобретён смертоносный оттенок. Это был ярко-зелёный пигмент с примесью ядовитого мышьяка. Этот дешёвый в производстве пигмент в викторианскую эпоху стал настоящей сенсацией. Считалось, что цвет опасен не только для художников, но и для созерцателей.
В спальне французского императора Наполеона Бонапарта были обои, в которых использовался зелёный пигмент Шееле. Некоторые историки считают, что именно эта краска стала причиной смерти великого полководца в 1821 году. В конце XIX века ядовитый пигмент Шееле был заменён альтернативой, которую использовали в своих работах Клод Моне, Поль Сезанн и Пьер Огюст Ренуар. Но это тоже был токсичный изумрудный пигмент. По мнению некоторых историков, новый цвет стал ответственным за диабет Сезанна и слепоту Моне. В 1960 году этот пигмент был запрещён.
Как цвета помогали нашим предкам
Жители первобытных общин связывали абстрактное понятие цвета с естественными цветами знакомых объектов. Красное — кровь, огонь: зеленое — трава; синее — небо, вода; белое — снег и т. д. С годами вокруг человека становилось все больше рукотворных предметов.
Их он раскрашивал в соответствии со своим внутренним представлением о характерах цветов. Жизнь цвета в человеческом мире — область обширная и очень интересная. Попробуем затронуть ее в той мере, что будет необходима для раскрытия нашей темы.
Детство человечества и цвет
Вы думаете, что первобытные люди применяли широкую палитру цветов? Напрасно. Ученые заметили, что наиболее часто встречающиеся цвета наскальных рисунков — белый, черный и красный. Те же цвета выбирались и при исполнении важнейших ритуалов повседневной жизни.
Белый всегда нес в себе доброе начало. Этот ясный, «прозрачный» цвет естественным образом символизировал искренность и чистоту помыслов. Белый считался цветом жизни, мира, дружбы, счастья и развития.
Животные белого цвета приносились в жертву самым могущественным богам.
Белый всегда был рядом — он отпугивал злых духов, встречал человека при рождении и провожал в последний путь. Здесь уместно вспомнить и о том, что семенная жидкость и молоко матери, дающие жизнь, имеют белый цвет.
Кроме того, белый — цвет дня, того времени, когда злые духи теряют часть своей силы. Именно поэтому добрые магические свойства белого цвета почитались и широко использовались многими первобытными племенами.
Воздействие красного на физиологию
Красный цвет обладает достаточно сильным воздействием на организм человека:
- повышает внутреннюю энергию,
- вызывает ощущение тепла,
- усиливает кровообращение,
- повышает артериальное и внутриглазное давление,
- вызывает сильную физиологическую реакцию и усиленное сердцебиение,
- восстанавливает обмен веществ,
- благотворно влияет на сексуальные функции,
- улучшает сердцебиение,
- учащает пульс и дыхание,
- согревает,
- увеличивает мускульное напряжение,
- улучшает аппетит.
Красный возбуждает чувства, будоражит кровь, это цвет здоровья. Он принесёт облегчение суставам, особенно ногам, очень полезен при параличах.
Красный цвет обладает согревающим действием, поэтому он незаменим для тех, кто неустойчив к простудным заболеваниям. С помощью красного цвета можно приостановить, а то и прекратить воспалительный процесс.
Какое значение имели цвета в эпоху Возрождения
Как цвет становился популярным в жизни человека того времени
Прекрасное время! Период обращения к личности человека, стремления к развитию и нравственному совершенствованию. В этот период цвет становится куда более свободным. Его начинают применять явно, открыто, осознанно, творчески.
Цвет делается неотъемлемой частью науки и искусства. Постепенно он теряет свой мистический оттенок и становится предметом изучения и практического применения. Рождаются новые понятия и даже целые теории об использовании цветов и гармонии цветовых сочетаний.
Разодетые в наряды ярких цветов буржуа вызывают смех. Дворяне же постепенно приходят к тому, что «низменные» цвета Средневековья, серый и коричневый, иногда могут быть и весьма полезными. Куда практичнее отправляться в далекое путешествие в темном неброском одеянии, чем в светлых одеждах, которые дорожная пыль очень быстро превратит в серые тряпки.
При этом светские мероприятия устраиваются с большим изяществом. Наряды тщательно подбирают. Появляются известные и любимые всеми портные — те, которые владеют умением сочетать ткани разных цветов.
Наряды дам и кавалеров из высшего общества были самыми разнообразными по покрою и цвету. Большим спросом пользовались орнаменты из природных элементов — цветов, листьев, фруктов, птиц, животных. В рисунке фона также широко применялись растительные детали.
Праздничные платья имели насыщенные красивые тона. Наибольшей любовью пользовались голубой, изумрудный, золотистый, холодный красный. Траурные же платья были не только черными, но также фиолетовыми или коричневыми. Кстати, отношение к фиолетовому как к траурному, печальному сохраняется и по сей день.
Какие имена присваивали цветам в пятнадцатом веке
Забавно, что в XV веке и позже тонам и полутонам известных цветов начали давать новые милые имена. Они носили ассоциативный, а возможно, и иронический характер. Так, среди розовых оттенков можно было встретить «бедро испуганной нимфы», «расцарапанное лицо», «обычный окорок» и «веселую вдову».
Красно-оранжевый называли цветом «адского пламени». Светло-коричневый или рыжевато-желтый именовали «брюхом жирафа» или «жирафом в изгнании». Зеленовато-серый — «влюбленной жабой», темный фиолетово-синий — «аметистовой ночью», а красно-коричневый — «пьяной вишней». Примерно тогда же появилось и название любимого нами сегодня цвета морской волны.
7.
Кадмий: Матисс
Кадмий получил большое распространение в XX веке из-за своей доступной цены и стойкости цвета. Анри Матисс стал одним из первых известных художников, которые начали использовать его в своих работах. Также его использовали Поль Гоген и Макс Эрнст.
Кадмий и его соединения ядовиты. В 2014 году Европейский союз хотел запретить использование красителя из-за возможной опасности: считалось, что при промывке кисточек он загрязняет воду токсичными веществами. Однако дальнейшие исследования показали, что опасения были напрасны, и краска продолжает занимать значительное место в палитре современных художников.