Планета на собственной орбите
Заха Хадид родилась 31 октября 1950 года в Багдаде в довольно обеспеченной и прогрессивной семье. Отец был политиком либеральных взглядов, а мать ― художницей. Именно она познакомила дочь с изобразительным искусством и пробудила в ней первый интерес к творчеству. Кроме того, семья много путешествовала, и в этих поездках Заха знакомилась с культурой разных стран ― в том числе с архитектурой.
В 22 года Заха окончила математический факультет Американского университета в Бейруте, затем поступила в школу Архитектурной ассоциации в Лондоне. И именно здесь начал формироваться неповторимый авторский стиль Захи Хадид.
В архитектурной школе Заха училась у голландца Рема Колхаса, известного представителя деконструктивизма. Характерные черты этого стиля отражались в первых проектах Захи ― сложные конструкции, асимметричные, зачастую нерациональные формы, ломаные линии. Также её вдохновлял русский авангард, в частности работы Малевича и Кандинского. Её привлекал в них дух новаторства, риска, уход от привычных форм. К этому стремилась и сама Хадид.
— объяснить другим людям, что, хотя они и привыкли к прямоугольным зданиям, это далеко не единственный способ освоения пространства.
Заха Хадид, фрагмент интервью The Guardian
«Планета на собственной орбите», ― так говорил о Захе Хадид Рем Колхас. В 1978 году он предложил своей талантливой ученице работу в его бюро OMA. А уже спустя два года она открыла собственное агентство ― Zaha Hadid Architects (ZHA). Хотелось бы сказать, что с этого и началась легендарная карьера Захи Хадид, но нет ― ещё долгие годы её идеи существовали лишь на бумаге.
Проекты Хадид вызывали неоднозначную реакцию. Они побеждали во всевозможных конкурсах, но никто не решался воплотить в их жизнь, так как стоили они очень дорого. Кроме того, свою роль играла и бескомпромиссность Захи Хадид, не желающей отступать от своих замыслов. И более десяти лет её агентство занималось дизайном мебели, предметов интерьера и ― внезапно ― обуви.
Проект оперного театра в Кардиффе, Великобритания, 1994 год. Идея вызвала непонимание у инвесторов и жителей города, поэтому её отклонилиФото: Zaha Hadid Architects
Мебель по проекту Zaha Hadid ArchitectsИзображение: Eduardo Perez / Zaha Hadid Architects
Обувь по проекту Захи Хадид для бренда MelissaФото: David Grandorge / Zaha Hadid Architects
Первый заметный успех пришёл к Хадид в 1993 году, когда в Германии завершилось строительство здания пожарной станции компании Vitra по её проекту. Необычная конструкция из остроугольных бетонных плит произвела впечатление на критиков и заказчиков, которые решились работать с самобытным архитектором. Агентство Хадид стало получать новые заказы ― всё более масштабные.
Домский (Дуомский) собор в Милане (Италия)
Миланский кафедральный собор посвящён Святой Деве Марии Нашенте. Строился с 1386 по 1965 годы.
Дуомо является пятым по величине христианским храмом в мире после
- базилики Святого Петра в Риме,
- базилики Богоматери Апаресиды в Бразилии,
- собора Святого Иоанна Богослова в Нью-Йорке и
- кафедрального собора Севильи.
Миланский собор покрывает площадь в 10 186 кв.м.. Это целый городской квартал. Украшают его около 4000 статуй, горгулий и других фигур. На самом высоком шпиле возвышается знаменитая скульптура Мадонны высотой более 4 метров, выполненная из позолоченной бронзы.
Возле главного входа в 1768 году астрономы академии Брера установили на полу солнечные часы. С тех пор они являются эталоном для сверки часов по всему городу. Над апсидой (арочной частью над алтарем) есть место, отмеченное красной лампочкой. Здесь хранится гвоздь с распятия Иисуса. Каждый год в ближайшую к 14 сентября субботу архиепископ Миланский выставляет гвоздь у алтаря до понедельника.
Все здание построено из розоватого белого мрамора. Чтобы вывести его из карьеров Кандольи, были вырыты каналы, ведущие к строительной площадке. К возведению Миланского собора были привлечены тысячи художников, скульпторов и специалистов со всей Европы.
В начале XIX века по распоряжению Наполеона закончили фасад и приступили к завершающим этапам строительства, которые проводятся и сегодня.
Начали строить собор под руководством инженера Симоне да Орсениго на месте церкви 9 века Санта Марии Маджоре. Единство стиля, лёгкость и гармоничность форм делают Дуомо великолепным образцом пламенеющей готики.
Административные здания
Государственный аппарат существовал уже в государствах Древнего мира. И хотя в ряде случаев практиковались собрания под открытым небом, и в Греции, и в Риме, и в других древних цивилизациях строились здания, предназначенные для заседаний государственного совета, хранения архивных материалов, ведения судов, заключения торговых сделок (булевтерий в Греции, табуларий и базилика в Риме и др.). В средневековой зарубежной Европе в связи с ростом городов и появлением городского самоуправления строятся ратуши. В Новое время строительство подобных зданий приобретает все больший размах (здания Сената в Московском Кремле и Парламента в Лондоне, Белый дом в Вашингтоне). Многие из них строились в XVIII– XIX вв. в стиле классицизма. В XX в. в данной сфере, как и во всех прочих, проводились смелые эксперименты и утверждались новые эстетические идеалы (здание ООН).
Дом правительства РФ. Москва. Россия.
Британский парламент (Вестминстерский дворец). Лондон. Великобритания .
Что такое апсида в архитектуре
Апсида (лат.absis) — примыкающий к основному зданию выступ, по высоте ниже основной части. По форме он бывает полукруглый, граненый, прямоугольный. Верх перекрывается полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом.
Чаще всего этот термин используется для обозначения специального помещения в церковной архитектуре. В светской архитектуре назначение этого выступа декоративное.
Существуют две формы: полукруглая, выступающая наружу и полукруглая изнутри.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Схема постройки:
Стадионы и иные спортивные сооружения
Стадион также стал изобретением древнегреческих архитекторов. Изначально зрители могли сидеть на склоне холма, идущего параллельно беговой дорожке. Затем с противоположной стороны стали устраивать искусственную насыпь. Наконец, со временем появились каменные ступени и скамьи. Стадионы были значительно уже современных и сильнее вытянуты в длину (стадион Олимпии в Греции). Существовали также крытые колоннады для занятия спортом в жаркую или плохую погоду, бассейны для плавания, ипподромы. Спортивные комплексы украшали колонны, портики, статуи атлетов-победителей.
В Средние века специальных спортивных сооружений не строили: хотя спорт и существовал, спортивные состязания как таковые не устраивались. Среди редких исключений – ипподром в Константинополе (не сохранился). В эпоху Возрождения стала популярна игра в мяч (подобие большого тенниса). Для нее строили отдельные павильоны или залы во дворце.
Олимпийский комплекс «Лужники». Москва. Россия .
Ледовый дворец «Айсберг». Сочи. Россия.
С XVII в. начали возводить закрытые манежи для занятий верховой ездой. Эти сооружения получали красивое оформление (здание Манежа в Москве). Мода на спорт и спортивные состязания возродилась в XIX в., а подлинный расцвет архитектура спортивных сооружений переживает в XX в. В последней трети XX в. была возрождена и форма стадиона. Спортивные сооружения могли решаться в том или ином стиле. Если речь шла о комплексе построек, то они разрабатывались в едином ключе. Так, комплекс «Лужники» в Москве был выдержан в традициях позднего сталинского ампира.
Тема классической архитектуры, восходящей к образам Древней Греции, родины спортивных состязаний, оказалась здесь как нельзя более уместна. Но чаще спорткомплексы строились в радикально новых стилях. Сама специфика сооружений давала широкое поле для применения новых технологий, а тема скорости, движения подсказывала смелые композиционные и дизайнерские решения. Современные конструкции получают интересную художественную трактовку (Ледовый дворец «Айсберг» и другие постройки в Сочи).
Кёльнский собор (Германия)
В Северной Европе нет большей готической церкви, чем величественный собор Святых Петра и Марии в Германии. Первоначальный проект Герхарда фон Риле полностью воплощён строителями в течение 632 лет.
Получив мощи Трёх Волхвов ( у западных христиан), архиепископ Райнальд фон Дассель задумал строительство более достойного собора для такой значительной реликвии, чем старый романский. Историю реликвии читайте в статье
В 1248 году началась грандиозная, даже по нашим временам, стройка. Она продолжалась с небольшими остановками до 1560 года. За основу был взят образ французского Амьенского собора.
Затем из-за финансовых и социальных проблем в обществе возведение собора «заморозили». Армия французской революции в 1790 году вошла в Кёльн и отобрав у духовенства собор, устроила там конюшню. Прусский король Фридрих Вильгельм IV в 1842 году на волне патриотизма и возрождения интереса к готике, постановил завершить начатое дело.
Окончательный вид собор в Кёльне приобрел в 1880 году. Установленный колокол, отлитый из захваченных французских пушек, своим звоном возвестил о наступлении новой истории города.
Площадь витражных окон составляет 10000 кв.м. Это в три раза больше, чем в Шартре. Снаружи украшенный изящными аркбутанами, пилястрами, галереями, сквозными решетками, пластичными скульптурами, он заставил плакать от восхищения Ф.М. Достоевского.
Вокзалы
С возникновением железных дорог активно возводятся вокзалы. В эпоху историзма архитекторы используют при их строительстве различные стили (вокзал в Старом Петергофе под Петербургом в стиле неоготики). Однако это могли быть и чисто инженерные конструкции. В эпоху модерна с ее стремлением к эстетизации бытовой среды вокзалы становятся одним из объектов интереса современных архитекторов. Появляется ряд замечательных сооружений (Ярославский вокзал в Москве). В те времена вокзальные здания получали богатую и оригинальную отделку. В дальнейшем в XX в. архитектурные проекты подвергаются стандартизации, практическая целесообразность выходит на первый план, художественный дизайн сводится к минимуму или даже отсутствует. В ряде случаев это интересные памятники современной, авангардной архитектуры, основанной на принципах эстетизации современных материалов и игре абстрактных форм, широких цветовых плоскостей, укрупненных ритмов.
Вокзал в Старом Петергофе под Петербургом. Россия .
Вокзал в Куала-Лумпур. Малайзия.
Терминология
В соответствии с TOGAF термин «предприятие» имеет широкую трактовку. Предприятием называется одна или несколько организаций с общими целями. В этом смысле предприятием может считаться как целая корпорация, так и её подразделение; как государственное учреждение, так и коммерческая фирма или, например, несколько фирм с общими владельцами.
Основные термины в стандарте TOGAF взяты из стандарта ISO 42010.
Архитектура — фундаментальная организация системы, состоящая из компонент, их отношениях друг к другу и окружающей среде, а также принципов, определяющих проектирование и развитие системы. TOGAF рассматривает предприятие как систему.
Госпиталь
В древности врачебную помощь оказывали на дому или при святилище. В средневековой Европе появляются госпитальные здания. В основном их строили в монастырях, хотя существовали и городские госпитали, как, например, знаменитый Отель Дьё в Париже. Отделений не было, но общую палату старались делать светлой и просторной. В эпоху Возрождения госпитали получают более развитую структуру (госпиталь Санта-Крус в Толедо в форме креста с примыкающими к его стенам внутренними дворами). Их украшают, возводя в ранг важных общественных зданий (Оспедале дельи Инноченти во Флоренции), дополняют садом для прогулок (госпиталь в Эскориале под Мадридом).
Эти традиции сохраняются и в XVII–XVIII вв., более того, многие госпитали теперь представляют собой целый комплекс построек, связанных в продуманный архитектурный ансамбль (госпиталь в Гринвиче, Дом инвалидов в Париже, Голицынская больница в Москве). В России в эпоху Просвещения, во второй половине XVIII в., такие сооружения строятся на пожертвования знатных дворян (Странноприимный дом, ныне институт Склифосовского) и Голицынская больница в Москве. В XIX в. строилось много частных приютов на средства различных меценатов.
Странноприимный дом (Шереметьевская больница), ныне НИИ им. Н.В. Склифосовского. Москва. Россия.
Здание городской клинической больницы № 1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница). Голицынский корпус. Москва. Россия.
Градостроительство
Градостроительные задачи пытались решить еще архитекторы Древнего мира. Где-то ограничивались лишь выделением главной улицы или площади (Дорога процессий в Вавилоне), где-то, как в Греции, Риме, Китае, города могли подчиняться единой планировочной схеме, имели сеть улиц и кварталов. Уже тогда складываются оба типа городской застройки – регулярная и радиально-кольцевая. Нередко они комбинируются. В организации городских пространств огромную роль играют сами здания. Собственно говоря, они и образуют городскую среду, в том числе определяют ее эмоциональный тонус, ее образность. В число задач градостроительства входят умение связать здания в единый городской ансамбль, сопоставить их масштабы, стилистику, внешний вид, соотнести здания и прилегающее к ним пространство, умело расставить акценты.
Важнейшие здания (главные храмы, дворец, резиденция правительства), как правило, строятся в центре города и выделяются своими размерами, высотой, местоположением. В силуэте города важны высотные доминанты – колокольни, башни, высотные здания, вносящие в него разнообразие. С ростом городов и увеличением числа промышленных предприятий насущной проблемой становится озеленение городских пространств, создание парковых зон, аллей, бульваров, скверов. Одним из важных средств украшения и архитектурной организации городской среды являются фонтаны. Будучи древним изобретением, они еще в XIX в. служили не только для украшения, но и были источником питьевой воды.
Фонтан Треви в Риме. Италия.
Бульвар Сен-Жермен в Париже. Франция.
Жилые дома
Это, пожалуй, наиболее древний тип зданий. К числу древнейших типов греческих жилищ относится мегарон – прямоугольное в плане строение с рядом колонн и очагом в центре, над которым находится отверстие, и предшествующим ему портиком. Главной задачей архитекторов было сделать жилище надежным и комфортным. Так, наличие или отсутствие больших окон объяснялось требованиями климата; в жарких странах жилые помещения старались помещать с теневой стороны, а в холодных – с солнечной. В сырых районах дома ставили на сваях или высоком цоколе.
На Ближнем Востоке, а затем и в Южной Европе распространяется тип внутреннего двора с садом и фонтаном, куда выходят жилые и парадные помещения (перестиль, патио).
Перистиль на картине Джона Уильяма Уотерхауса.
Патио дворца Алькасар. Севилья. Испания.
Однако решение практических задач не отменяло решения эстетических. Жилище старались украшать с древнейших времен. Особенно тщательно оформлялись парадные помещения, говорившие о статусе владельца.
Еще в Древнем мире (конкретно – в Древнем Риме) появились многоэтажные городские жилые дома, предназначенные для сдачи помещений внаем, равно как и частные дома высотой более одного этажа. В скученных средневековых городах Европы несколько этажей могли иметь и дома, принадлежавшие одной семье. В нижнем этаже устраивали склады, мастерскую и лавку по продаже изделий. В Новое время в связи с ростом численности населения в городах многоэтажных домов становится все больше. В XIX в. возникает понятие «доходный дом».
Погодинская изба. 1856. Москва. Россия.
На архитектурное решение дома также влиял уклад владельцев, их занятия. Сельские жилища были теснее связаны с природой и хозяйством.
Многие жилые дома – как сельские, так и городские – стали подлинными шедеврами архитектуры. К сожалению, пожары, переделки, смена вкусов владельцев, недолговечность такого материала, как дерево, привели в числе прочих причин к тому, что древние и старинные примеры этого типа сооружений не столь уж многочисленны.
Дом Басина в Санкт-Петербурге. Россия.
Русские жилища отличались у простого люда и знати, но в основе и тех и других лежала простейшая, четырехугольная в плане ячейка. Из суммы таких ячеек и формировалось жилище в богатых боярских и купеческих домах – хоромах. Сельские дома разделяли внутри перегородками. Основным материалом было дерево, точнее – деревянные бревна. Из деревянных досок делали ставни и двери.
В бедных жилищах крышу крыли соломой, в богатых – тёсом – деревянными досками. Два ската крыши наверху скрепляла длинная деталь из дерева – охлупень, который еще называют конёк, поскольку его с торца часто украшала голова коня. Представители высших слоев общества жили в богатых и пышных хоромах. Их верхний ярус назывался терем. Его могли дополнять башенки. Изначально все было построено из дерева, затем стали комбинировать каменные нижние этажи и деревянные верхние. Теремной дворец Московского Кремля весь построен из камня. Хоромы представляли собой сложный комплекс построек, соединенных переходами. Такой принцип построения позволял пристраивать при необходимости новые ячейки.
Поделиться ссылкой
Собор святого Вита (Прага, Чехия)
По повелению Карла IV на месте древней базилики романского типа в 1334 г. (по другим данным 1344 г.) заложили этот великолепный памятник готической архитектуры. Прошло 585 лет до освящения собора в 1929 году, но строительство ещё продолжалось. Говорят, что стоит он на месте древнего святилища Свентовита — бога победы и земледелия у западных славян. Поэтому и название носит созвучное с ним.
Собор Св. Витта в Праге (Чехия) By Alvesgaspar — Own work, CC BY-SA 4.0, Link
Первый архитектор собора, француз Матье из Арраса (чеш. Matyáš z Arrasu) начал работу в раннем готическом стиле: базилика, аркбутаны, короткий трансепт. Когда он умер, через восемь лет после начала строительства, пригласили 24-летнего мастера Петра Парлержа, строителя Кёльнского собора. Он в основном завершил восточную часть конструкции в позднеготическом стиле, окружив её боковыми часовнями.
Самый большой и самый красивый придел часовни Св. Вацлава. Его стены украшены позолоченными панелями с полированными плитами из полудрагоценных камней. Настенные росписи начала 16 века изображают сцены из жизни покровителя Чехии, в то время как еще более старые фрески показывают сцены из жизни Христа.
После Петра работы продолжили его сыновья. К моменту начала гуситских войн (1419 г.) главную башню собора уже почти завершили. В это время королю Вацлаву IV предсказали, что он умрёт «перед башней на площади». По высочайшему велению её снесли. Но король всё равно умер… от сердечного приступа в том же году.
Восстанавливали башню 143 года. В последующие века собору были добавлены детали ренессанса и барокко. Но только в 1861 году во время чешского Национального Возрождения были предприняты согласованные усилия для завершения строительства.
Западный фасад собора, который выглядит впечатляюще готическим, датируется 1953 годом. Собор Св. Витта являет собой панораму развития готической архитектуры в Европе:
- ранний период (арх. Матиас Арраский),
- высокая готика (арх. Петр Парлерж),
- конец готики (арх. Бенедикт Рид),
- историзм в архитектуре — работы XIX, начала XX века (арх. Йосеф Моцкер и Камил Хильберт).
Смотрите короткое видео о соборе Св. Витта в готическом стиле
Фризы и карнизы
Фриз – средняя часть антаблемента в виде полосы или шва, длинного выступа, будто зажатая между карнизом и архитравом, декорированная пышным орнаментом, рельефными сюжетными изображениями. Описанная выше система ордеров оказалось очень устойчивой и востребованной, применялась долгое время в строительстве.
Фриз дорического ордера составлен из триглифов – прямоугольных плит, стоящих вертикально, с несколькими желобками на них, и метоп, являющихся плитами из керамики или камня, декорированных живописью или рельефом. Метопы также украшаются по верхнему горизонтальному краю гуттами – конусами с усеченной верхушкой небольшого размера или цилиндриками. Ионический и коринфский фриз полностью оформлен лепниной или же остается гладким. Нередко стену окаймляет широкая полоса, на которой находятся живописный или скульптурные изображения, полностью ее покрывающие – это также фриз.
Большинство людей, не имеющих архитектурного образования, часто путают антаблемент с непосредственно карнизом. Хотя это в корне не верно, так как первый – состоящее из нескольких деталей монументальное балочное покрытие, а карниз – горизонтально выступающая часть стены, грань кровли, которая защищает ее от дождя и поддерживает крышу.
Карнизы антаблементов
Традиционное предназначение карнизов – защита здания от дождевой воды, но в архитектуре они также часто используются в художественных целях, помогая создать определенный облик здания, придав ему торжественности и монументальности.
Венчающие
Верхняя часть антаблемента, отделяющая плоскостистены и крыши – венчающий карниз. Выглядит как горизонтальный рельефный шов, охватывающий весь периметр здания. Несет в себе не только декоративную функцию, но и защищает стену сооружения от осадков и нагревания под лучами солнца. Потому материал, необходимый для такого вида карнизов, должен отвечать высоким требованиям к сопротивляемости негативным природным явлениям. Чаще всего дня венчающих карнизов используют камень, причем и искусственный вариант тоже, который хорошо себя зарекомендовал в строительстве и использовании в подобных деталях внутреннего фасада строения.
Междуэтажный
Междуэтажные карнизы используются для визуального разделения стены на отдельные ярусы. Классический профиль такой детали фасада создает атмосферную игру теней на его поверхности. Фасад, облицованный междуэтажны карнизом, сделает облик здания более элегантным и выразительным. Имеет также функциональную нагрузку, так как служит отводом стекающей сверху воды, не давая ей течь по стене здания, а также создает дополнительную тень.
Фризы антаблемента
В современной архитектуре фризом является любая полоса на здании, проходящая горизонтально и разделяющая фасад, стену или другую поверхность на части. Может покрываться всяческими рельефными композициями, сюжетными или нет, орнаментами, а также скульптурами и барельефами.
Основное назначение фриза – декоративное, выполняет функцию усиления внешней привлекательности здания. Применяют также в качестве основы несущей конструкции для будущих элементов здания. Выполняется из разных материалов, особую популярность получил искусственный камень, способный выдерживать непогоду и большие нагрузки без повреждений.
Гладкие фризы на здании могут быть как самостоятельным элементом, так и подготовительным, с будущим нанесением на него элементов декора. Гладкий вариант этого архитектурного элемента помогает зрительно выделить некоторые детали фасада, создает плавные переходы.
Шартрский собор (Франция)
Шартрский собор, также известный как собор Богоматери Шартрской, является римско-католической церковью и находится примерно в 80 км к юго-западу от Парижа.
Собор Богоматери Шартрской
Его частично построили в 1145 году, а затем, после пожара 1194 года, реконструировали и достраивали в течение сотен лет. Более поздние дополнения
- в конце готической эпохи (Вандомская Капелла, северо-западный шпиль, часовой павильон),
- Ренессанс (хоры),
- классическая эпоха (разработки архитектора Виктора Луи),
- индустриальная эпоха (железная конструкция крыши Эмиля Мартина) и
- современная (создание витражей)
не изменили чистоты ансамбля. Он знаменует собой вершину французского готического искусства.
- Огромный неф в чистом огивальском стиле (очень узкая, круто заостренная арка огив иногда называется «стрельчатая арка»),
- порталы и галереи, украшенные прекрасными скульптурами середины 12-го века, и
- великолепные витражи 12-го и 13-го веков —
все в замечательном состоянии.
Шартрский собор оказал огромное влияние на развитие искусства средневекового христианства, поэтому он предстает важной вехой в истории архитектуры этой эпохи. Выдающийся витражный ансамбль, монументальная скульптура и роспись, чудом сохранившиеся от разрушения, делают Шартр одним из самых замечательных образцов готической архитектуры
Архитекторы соборов Реймса, Амьена и Бове только обогатили фундаментальный дизайн Шартра, которому подражали собор в Кельне в Германии, Вестминстер в Англии и Леон в Испании.
Монументальные скульптуры собора ценятся как из за их обилия (около 10 тысяч), так и качества: они показывают панораму перехода от романского к готическому стилю, достигают тонкого баланса идеализма и реализма.
Наконец, Шартрский собор почти полностью сохранил свой однородный декор витражей, выполненный примерно между 1210 и 1250 годами. К этому следует добавить три витража 12-го века над Королевским порталом и большие розы 13-го века на трех фасадах:
- на Западе — Страшный суд;
- на севере — прославление Богородицы;
- на юге — прославление Христа.
Освятили собор в 1260 году. Гармоничный, даже в незавершённом виде силуэт здания (из 8 запланированных башен есть только 2), делает его одним из наиболее почитаемых в мире.
Шартрский собор занимает замечательное положение на равнине Бос (фр. Beauce). Построенный на месте святилища друидов, он не нарушил баланса архитектурного искусства с ландшафтом.
Посмотрите короткое видео, чтобы иметь лучшее представление об этом шедевре готического искусства средневековья.
Арка
Конструкция, в которой камень выкладывается по дуге, соединяющей опоры стены, смыкаясь в верхней части. Центральный фрагмент имеет название замковый камень. Архитектурные элементы здания, представленные в виде арок, способны притягивать и гипнотизировать своим величеством. Многообразие форм обеспечивает безупречное вливание в любой стиль фасада. Основная классификация осуществляется за счёт формового разнообразия, связанного с этническим происхождением данного фрагмента. Наиболее популярными считаются следующие виды:
- Мавританские – внешне схожи с подковой, часто применяются при строительстве зданий, относящихся к архитектуре ислама.
- Полуциркульные – классический вид арки, имеющий очертания, более схожие со строгим геометрическим полукругом.
- Сложные стрельчатые – обычно используются в зданиях, имеющих отношение к православной архитектуре.
- Простые стрельчатые – применяются в западноевропейском готическом стиле и там, где это применимо.
Притмер акри из камняИсточник biysk-info.ru