Архитектура эпохи возрождения: особенности ренессанса

Особенности

Ренессансная архитектура Флоренции была видением Филиппа Брунеллески, чья способность изобретать и интерпретировать идеалы Возрождения в архитектуре сделала его ведущим архитектором эпохи. Он отвечал за проекты раннего Ренессанса (до 1446 года, времени его смерти) и, следовательно, заложил основу для развития архитектуры в оставшуюся часть периода и за его пределами. Его самая известная работа – купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

Одной из целей архитектуры Флоренции эпохи Возрождения было переосмысление изобретательности греческого и римского искусства примерно 1500 лет назад. Брунеллески рано отправился в Рим и тщательно изучал римскую архитектуру. Его проекты оторвались от средневековых традиций остроконечных арок, использования золота и мозаики. Вместо этого он использовал простые классические дизайны, основанные на основных геометрических формах. Его работы и влияние можно увидеть по всей Флоренции, но часовня Пацци и Санто-Спирито – два его величайших достижения.

Архитекторов этого периода спонсировали богатые покровители, включая могущественную семью Медичи и Шелковую гильдию. Они подходили к своему ремеслу с организованной и научной точки зрения, что совпало с общим возрождением классического обучения. Ренессансный стиль сознательно избегал сложных пропорциональных систем и неправильных профилей готических структур

Вместо этого архитекторы эпохи Возрождения акцентировали внимание на симметрии, пропорциях, геометрии и правильности деталей, что продемонстрировано в классической римской архитектуре. Они также широко использовали классические антикварные элементы

Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанс приходиться на вторую половину XVI — начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения — скульптуры.

Религиозная архитектура

Церковь Сен-Эсташ, Париж (1532–1640), в центре Парижа, был начат Франсуа I и уступает по размеру только Собор Парижской Богоматери среди церквей Парижа. Это гибрид яркой готики и ренессанса. Внешний вид, план и сводчатый потолок выполнены в готическом стиле, но в интерьере присутствуют порядки классических колонн и других элементов эпохи Возрождения.

Один из лучших религиозных памятников французского Возрождения — гробница Франсуа I и его жены Клод де Франс, расположенная в Базилика Сен-Дени (1547–1561). Его создали архитектор Филибер Делорм и скульптор Пьер Бонтемпс. Главный элемент — триумфальная арка, построенная по образцу Арка Септимия Северуса в Риме увенчан четырьмя статуями славы, а также королем и королевой. Свод арки и антаблемент богато украшены скульптурным орнаментом из оливковых листьев и других классических мотивов, а также табличками из черного и белого мрамора. Высокие стройные колонны придают гробнице исключительную легкость и изящество.

Последние проекты

После смерти короля Генриха II Францию ​​разразила вспышка французских религиозных войн , которая в значительной степени отодвинула в сторону архитектуру и дизайн. Тем не менее, было запущено несколько последних проектов эпохи Возрождения, в значительной степени вдохновленных Екатериной Медичи , вдовой Генриха II. Самым важным проектом того времени был новый дворец Тюильри . Он был спроектирован главным королевским архитектором Филибером Делорм в ответ на желание королевы построить современный дворец с большим парком на тогдашней окраине города. Он представлял собой центральный павильон с низкими крыльями, состоящий из аркад, увенчанных жилым этажом с чередующимися треугольными фронтонами слуховых окон. Все фасады щедро оформлены в стиле итальянского Возрождения , включая удлиненные скульптурные фигуры, вдохновленные работами Микеланджело . После смерти Делорма в 1570 году эту задачу взял на себя Жан Буллан , но затем она была снова прервана резней в день Святого Варфоломея в 1572 году и была завершена лишь спустя десятилетия. Украшения, изобретенные Делорм, включали новый стиль классических колонн, французских коринфских колонн, окаймленных несколькими орнаментальными кольцами.

Екатерина Медичи также ввела итальянский стиль в Фонтенбло , построив новое крыло, Aile de la Belle Chiminée (крыло красивой трубы). Фасад был спроектирован Франческо Приматиччо и отличался сочетанием итальянских и французских элементов; пилястры, статуи в нишах, высокая крыша с люкарнами, центральный фасад, напоминающий итальянскую церковную архитектуру, и две расходящиеся лестницы.

Второй план Шато-де-Верней (после сноса) молодого архитектора Саломона де Бросса (1576 г.) был еще одной достопримечательностью стиля позднего французского Возрождения. Им командовал Генрих IV Французский . Его симметрия, угловые павильоны, двойные пилястры, сдержанная крыша, отсутствие люкарн и ротонда у входа сделали его кратким описанием стиля французского Возрождения в конце 16 века.

Екатерина Медичи также заказала дополнения к Шато де Шенонсо . Мост через реку Шер построил Филибер Делорм. После его смерти в 1570 году Екатерина попросила Жана Булланта построить на мосту живописную галерею (1576 год). Гораздо более крупный ансамбль зданий вокруг моста был запланирован Буллантом, но так и не был построен.

Религиозная архитектура

Церковь Сен-Эсташ, Париж (1532–1640), в центре Парижа, был начат Франсуа I и уступает по размеру только Собор Парижской Богоматери среди церквей Парижа. Это гибрид яркой готики и ренессанса. Внешний вид, план и сводчатый потолок выполнены в готическом стиле, но в интерьере присутствуют порядки классических колонн и других элементов эпохи Возрождения.

Один из лучших религиозных памятников французского Возрождения — гробница Франсуа I и его жены Клод де Франс, расположенная в Базилика Сен-Дени (1547–1561). Его создали архитектор Филибер Делорм и скульптор Пьер Бонтемпс. Главный элемент — триумфальная арка, построенная по образцу Арка Септимия Северуса в Риме увенчан четырьмя статуями славы, а также королем и королевой. Свод арки и антаблемент богато украшены скульптурным орнаментом из оливковых листьев и других классических мотивов, а также табличками из черного и белого мрамора. Высокие стройные колонны придают гробнице исключительную легкость и изящество.

Библиография

  • Дучер, Роберт (1988). Caractéristique des Styles (На французском). Фламмарион. ISBN  2-08-011539-1.
  • Миньон, Оливье (2017). Архитектура французского Патримуана — Замки эпохи Возрождения (На французском). Éditions Ouest-France. ISBN  978-2-7373-7611-5.
  • Рено, Кристоф; Лазе, Кристоф (2006). Les Styles de l’architecture et du mobilier (На французском). Жиссеро. ISBN  9-782877-474658.
  • Лосось, Ксавьер (2011). Фонтенбло — Великая королевская семья, дом времен года (На французском). Версаль: Artlys. ISBN  978-2-85495-442-5.
  • Texier, Саймон (2012). Париж — Panorama de l’architecture de l’Antiquité à nos jours (На французском). Париж: Париграмма. ISBN  978-2-84096-667-8.
  • Litoux, Эммануэль (2003). Congrès Archéologique de France (На французском). Париж: Société Française d’Archéologie.

Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.

Леон Баттиста Альберти (1402–1472)

Этот архитектор являлся другой ключевой фигурой в истории архитектуры Флоренции эпохи Возрождения. Это был теоретик-гуманист и дизайнер, чья книга по архитектуре De reedicatoria была первым архитектурным трактатом эпохи Возрождения. Альберти спроектировал два самых известных здания XV века во Флоренции: Палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта-Мария-Новелла.

Palazzo Rucellai, роскошный таунхаус, построенный в 1446–1451 годах, олицетворял новые особенности архитектуры эпохи Возрождения, включая классическое упорядочение колонн на трех уровнях и использование пилястр и антаблатур в пропорциональных отношениях друг с другом.

Фасад Санта-Марии-Новелла (1456–1470) также демонстрировал аналогичные инновации эпохи Возрождения, основанные на классической римской архитектуре. Альберти пытался привнести идеалы гуманистической архитектуры и пропорции в уже существующую структуру, создавая гармонию с существующим средневековым фасадом.

Его вклад включал в себя классический фриз, украшенный квадратами, четырьмя бело-зелеными пилястрами и круглым окном, увенчанным фронтоном с доминиканской солнечной эмблемой и окруженным с обеих сторон S-образными свитками.

В то время как фронтон и фриз были вдохновлены классической архитектурой, свитки были новыми и не имели прецедентов в древности, в конечном итоге стали очень популярной архитектурной особенностью в церквях по всей Италии.

В целом, архитектура Флоренции эпохи Возрождения выражала новое чувство света, ясности и простора, которое отражало просвещение и ясность ума, прославленную философией гуманизма.

Ренессанс в архитектуре Нидерландов

Яркое воплощение нашли идеи Ренессанса в архитектуре Нидерландов, где городская жизнь была такой же активным, как и в Италии. Период Возрождения охватывает здесь XVI в. Правда, нидерландские строительные мастера, в отличие от итальянских, не имели перед глазами образцов античного наследия и не могли на нее непосредственно опираться. Та же психологическая атмосфера эпохи Возрождения в этой стране крупных торговых городов, связанных торговыми путями со всем цивилизованным и даже не очень миром, была здесь выражена очень ярко.

Ренессансные городские строения в Нидерландах, как правило, занимали участки, на которых раньше стояли готические сооружения. Поэтому, как и в средневековье, они были сильно вытянутые вверх, имели 5-6 этажей.


Ратуша в Антверпене

Здесь, как и везде в эпоху Возрождения, можно наблюдать четкое разделение фасада на горизонтальные ярусы. Фасад венчает очень остроконечный фронтон, что является срезом высокого двускатной крыши. Иногда фронтон тоже бывает разделен на два-три яруса. Выдающимися памятниками ренессансной архитектуры в Нидерландах считаются ратуша в Антверпене (архитектор Корнелис Флорис) и строение Мясного рынка в Гарлеме (архитектор Ливен де Кей).

Видные представители

Отличительной особенностью ренессанса являются не столько памятники архитектуры сколько признание авторов создающих эти объекты. Имя талантливого исполнителя не оставалось незамеченным, так как было увековечено на их работах. Даже храмы теперь стали именными, что было никак не допустимо в эпоху средневековья. Это порождало особую статусность домам, чьи проекты принадлежали гениальным создателям.

Среди таких зодчих можно выделить:

Филиппо Брунеллески — зодчий, породивший главную идею архитектуры возрождения. Увлекшись архитектурой в юности, Брунеллески перенял античные особенности римских построек и воплотил их в Европе по-новому. Среди главных работ автора собор Санта Мария дель Фиоре, Воспитательный дом и капелла Пацци.

Донато Браманте — непревзойденный мастер своего дела, основатель главных принципов архитектуры эпохи ренессанс. Браманте был лично знаком с Леонардо да Винчи, что заметно сказалось на его творческих взглядах в зодчестве. Детища гения это не только элегантные светские дома и классические здания, но также и оригинальные авторские постройки. Один из самых популярных построек Донато Браманте является Собор святого Петра в Риме.

Джулио Романо — яркий представитель эпохи позднего возрождения, зодчий, привнесший декораторство и изящность в строгость и классику ренессанса. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора. Будучи художником в юности, Романо, придя в архитектуру, стал нарушать правила, используя изящество и насыщенность живописи в симметричном характере зданий того времени. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи.

Микеланджело — основоположник северного возрождения, творивший в свободном воплощении общих элементов античности. В портфолио автора такие создания, как купол Собора Святого Петра, усыпальница Медичи и Капитолийский холм в Риме.

Исторический контекст эпохи Возрождения в Италии

Возрождение было исключительно итальянским явлением, поэтому необходимо понимать специфику исторического контекста развития политической, экономической и культурной жизни полуострова.

В начале XV века Италия была разделена на пять крупных государств — Королевство Неаполя, Папское государство, Республика Тоскана, Венецианская Республика и герцогство Милана. Эти государства, в свою очередь, были окружены многочисленными герцогствами и малыми республиками, такими как герцогство Урбино, герцогство Мантуи, Республика Сиена и др.
В пятнадцатом веке Флоренция укрепила свою экономическую мощь с помощью динамичной и инновационной производственной организации промышленной, торговой и банковской отраслей. Подъем буржуазии привел к смене вкусов и тенденций, которые воплотились в строительстве внушительных величественных вилл, дворцов и церквей, сменивших средневековую башенную архитектуру. Именно поэтому Флоренция стала символом ухода от готики и обращения к новому языку искусства, созданному такими гениями как Филиппо Брунеллески в архитектуре, Масаччо в живописи и Донателло в скульптуре, при постоянном меценатстве таких семей как Медичи, Гонзаго, Эстенсе.

В литературе становление Ренессанса способствовало обращению к классическим текстам такими литераторами как Франческо Петрарка и его последователями флорентийского происхождения

Гуманисты, в отличии от средневековых монахов, которые сосредоточивали свое внимание исключительно на теологических аспектах, обращались к интерпретации и критическому анализу античных трудов

В XV столетии развитие стиля Ренессанса в архитектуре смещается в Рим. В этот раз, в отличии от своего флорентийского периода, Ренессанс приобрел совершенно другой контекст, найдя плодотворную почву в проектах реорганизации папского центра.

Особенности архитектуры Возрождения (Ренессанса)

Несмотря на то, что термин Возрождение (Ренессанс) начал широко использоваться лишь в XIX веке, упоминать о возрождении начал еще Джоржио Вазари (1511-1574), основоположник современного искусствознания, в своих «Жизнеописаниях«, описывая новый культурный взгляд, возникший в 1400-х годах, который перейдет в следующее столетие в более усовершенствованном своем варианте.

В целом можно сказать, что основой Ренессанса, эпохи возрождения в архитектуре и искусстве, стала переоценка человека как личности, наделенной творческой и интеллектуальной силой. Такое новое отношение было в основе течения Гуманизма, которое привело к пересмотру самой роли человека во вселенной. В результате изменилось отношение и к художнику, получившему в этот период роль индивидуального творца. В средние века  архитектор, по сути, считался руководителем строительных работ. Предшествующий строительству проект не рассматривался как что-то отдельное или, по крайней мере, не отличался от этапа реализации.

Архитектура, как и искусство, с этих пор рассматривается не как «ремесленническая» деятельность, а как продукт, полученный в результате «интеллектуальных» размышлений. В следствие этого живопись, скульптура и архитектура итальянского Возрождения становятся в начале этого периода отдельными жанрами. То, что их объединяет — это постоянный поиск гармонии и равновесия между различными элементами.

Изучение древнего классицизма привело к возрождению двух ключевых понятий древней художественной культуры — перспективы и пропорций. Перспектива — это метод представления, который изображает на плоской поверхности, с помощью ряда геометрических правил и математических вычислений, трехмерные объекты, имеющие высоту, ширину и глубину. Вопрос пропорций был весьма деликатным. В классическую эпоху художники применяли в скульптуре и архитектуре пропорции, предполагавшие выбор точных математических соотношений. Математическая точность в древности ассоциировалась с воссозданием образа совершенного человека и строительством гармоничных сооружений. Моделью художников и скульпторов эпохи Возрождения был, так называемый, «витрувианский человек». Витрувий, римский архитектор I века до н.э., в своем трактате De Architectura утверждал, что совершенный человек может находиться стоя и с распростертыми объятиями в кругу и в квадрате одновременно. Одной из самых известных графических интерпретаций идеального человека предложил в 1490 году Леонардо да Винчи.

Примеры

Ну, теория, конечно, нужна, но без практики жизнь совсем уныла. Начнем с Италии.

Переместимся во Франция, вы знали, что самое старое крыло Лувра построено в стиле Возрождения?

А теперь в Россию. Москва, дом на Моховой.

Санкт-Петербург, особняк Дом Кушелева-Безбородко.

Ярославль, дом купца Дунаева. Правда, это псевдо Ренессанс, но весьма похож для обывателя.

Ренессанс побывал и в Нижнем Новгороде, правда архитекторы 16-17 веков брали отдельные элементы, а не всю постройку в целом.

В Америке образовался целый стиль – американский ренессанс. Они считали себя преемниками демократии. Например, Здание суда округа Куахога.

В Сингапуре стоит прекрасное здание синагоги.

Как видите, ренессанс как архитектурный стиль, существует по всему миру. Хотя само Возрождение бушевало только в Европе, но отголоски были повсюду. Даже до дремучей в те времена России смогли добраться и оставить свои следы.

Но домов в стиле ренессанса, построенных во времена расцвета этого стиля, на самом деле мало. Просто стиль был очень популярен, он жил много десятилетий и не умер до сих пор. Сейчас в стиле Возрождения предлагают построить свой собственный дом или дачу.

Ответ на вопрос – Эрмитаж построен в стиле барокко. Кто угадал – молодцы, вы очень эрудированны. Кто нет, читайте дальше и будете легко узнавать все стили. А на сегодня все. Вы узнаете дома, стилизованные под ренессанс в вашем городе? Пишите ответ в комментарии, а лучше и примеры таких домой из вашего города.

С вами была Алла, почти архитектор, жаль диплом по другой теме.

Скульптура

Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.

Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.

Скульптура раннего Ренессанса

В отличие от прочих жанров искусства, в скульптуре есть вполне однозначная дата, с которой начинается Ренессанс. Это 1401 год, когда прошел открытый конкурс на лучшее украшение для северных ворот баптистерия (здания, где совершали обряд крещения) во Флоренции. Конкурсным заданием было обыграть сюжет «Жертвоприношение Авраама» в рельефе, а победила работа молодого скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455):

В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):

Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.

Скульптура высокого Ренессанса

В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):

Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.

Скульптура позднего Ренессанса

В отличие от архитектуры, в скульптуре позднего Ренессанса не наблюдалось упадка. Непревзойденный Микеланджело продолжал творить, подрастало новое поколение скульпторов, предопределивших портрет эпохи. Среди них стоит отметить Бенвенуто Челлини (1500-1571), получившего известность как скульптора, художника, ювелира и музыканта. Он в совершенстве освоил технику бронзового литья и делал много скульптур на заказ. Среди них наиболее известна скульптура «Персея», держащего в руках голову поверженной им Медузы Горгоны:

Некоторые исследователи все же считают «Персея» образцом маньеризма, однако внятно назвать, какие детали у этой композиции являются лишними, не берется никто.

Немного истории

Сейчас архитектура развивается с просто невероятной скоростью, хорошо, что так было не всегда. Греки и римляне строили свои здания столетиями, потом долгое средневековье с однообразными крепостями. Почему же так вышло?

Наверное, дело в плохой передаче информации. Нет возможности рассчитать новый тип окна или материал стены. Рисковать и строить наугад мало кто решался, вот и строили так, как им рассказал отец или учитель, а тому его учитель и так веками.

А потом настал 14 век, и все отрасли науки стремительно стали развиваться. А уж сколько нового за это время освоили люди. Геометрия, живопись, физика, химия и, конечно, архитектура.

На смену романскому и готическому стилю захотели принести что-то прекрасное, не варварское. А что было до варваров? Римляне! Идеальная в своем виде античность, а главное — придумывать ничего не нужно, главное суметь повторить и адаптировать под более холодный климат.

Зародился стиль, кстати, в Италии. Было на что смотреть. По легенде пара архитекторов, когда мир не понял их творческие устремления в строительстве, просто пошли на развалины римских городов и перерисовывали все идеи древних. Можно сказать, что романский стиль частично плагиатил античность, хотя сейчас считается, что делать похожее не значит копировать. Как вы считаете?

История циклична. Когда-то в Риме религиозность и строгость взглядов сменились светским весельем, что в итоге и привело к упадку Империи. И вот, религиозное и скромное средневековье сменяется свободными мировоззрениями возрождения. Монастыри и храмы отошли на задний план, люди хотели красоты, свободы и богатства в этой жизни сейчас, а не загробной.

Так и родилась архитектура возрождения, да и вообще весь стиль. Взяли идею античности, доработали, переняли мировоззрение, и на смену суровому средневековью пришли прекрасные дворцы.

Из ренессанса позже родился барокко и рококо, но это совсем другая история, в том числе история Санкт-Петербурга. Знаете ли вы, в каком стиле построен Эрмитаж? Напишу в конце, не забудьте свой ответ!

Архитектура Ренессанса: в чем отличие от Средневековья

Изобразительное искусство Ренессанса имеет яркие признаки, однозначно отличающие их от готической эпохи. Возвращение античных традиций привело к появлению светских, нерелигиозных сюжетов в искусстве.

Вернулось изображение обнаженной натуры, вошли в моду портреты конкретных людей. Начался расцвет естественных наук. Знание, достигнутое логическим рассуждением и экспериментом, объявлялось не менее ценным, чем содержание религиозных книг.

Но как определить отличия эпохи Ренессанса от Средневековья в архитектуре? Сделать это непросто по нескольким причинам.

Создания шедевров архитектуры – длительный процесс, он не считается с границами эпох. Дворец Дожей в Венеции строился с 1309 до 1424 года, и потом более века его достраивали и украшали. Этот шедевр архитектуры относится к Средневековью, хотя его строительство завершилось во время Ренессанса.

Нередко строительство готических храмов растягивалось на два, три века; начатое в 13 веке завершалось в 15 или 16 веках.

Дворец дожей (итал. Palazzo Ducale) в Венеции. Архитектор Филиппо Календарио.

Архитектура Средневековья – одно из величайших достояний культуры человечества, созданные в эту эпоху шедевры достойны восхищения, их трудно превзойти. В чем же заключается отличие эпохи Возрождения, было ли это шагом вперед или откатом назад?

В чисто архитектурном плане, никаких революций не произошло с наступлением новой эпохи. В сложном и ответственном искусстве зодчества сохранялась преемственность. Различия эпох коснулись социальных и личностных аспектов.

Во-первых, во времена Возрождения выдающиеся архитектурные проекты создаются для светских зданий, а не только для храмов. Первым архитектурным шедевром эпохи Возрождения стал Оспедале дельи Инноченти, или Воспитательный дом во Флоренции, имевший также название Приют невинных.

Здание приюта было построено в рамках благотворительной акции, которую финансировали богатые флорентийские купцы. Архитектурный проект разработал Филиппо Брунеллески.

Оспедале дельи Инноченти (итал. Ospedale degli Innocenti — Приют невинных) или Воспитательный дом. Флоренция, Италия. Архитектор Филиппо Брунеллески.«Флорентийский младенец», изображённый в тондо на фасаде здания, в некоторых странах стал символом педиатрии.

Оспедале дельи Инноченти отражает основные тенденции наступающей эпохи Ренессанса: изысканный архитектурный проект разработан для светского, а не религиозного здания; автор проекта не анонимен, напротив – его имя увековечено.

Постройка соразмерна росту человека, не подавляет величием, как готические соборы, и не угнетает мрачностью и аскетизмом, как жилища бедняков, хотя построена для спасения бедных и обездоленных беспризорных детей. Горизонтальная структура, легкая колоннада, портики на фасаде – намек на античную архитектуру.

Стоит особо отметить, что в эпоху Возрождения работа архитекторов перестала быть анонимной.

Во времена Средневековья человек объявлялся орудием Бога, исполнителем его воли, и произведения искусства отчуждались от авторов. На иконы, скульптуры, архитектурные шедевры никто не мог предъявить авторских прав: творцы обязаны были сохранять анонимность.

Готический храм, устремляющий ввысь кружевные шпили, вмещал неисчислимое множество подлинных шедевров – от архитектурного замысла до мозаичного пола, до миниатюрных скульптур на стенах и фресок, и все это выполнялось анонимными авторами. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными.

Наиболее известные архитекторы эпохи Возрождения:

  • Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник архитектуры ренессанса, разработал теорию перспективы и ордерную систему, вернул в строительную практику многие элементы античной архитектуры.
  • Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик архитектуры ренессанса, создатель её целостной концепции.
  • Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверенными пропорциями.
  • Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в Риме.
  • Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство.

Архитектура Ренессанса (Эпохи Возрождения)

Эпоха Возрождения, или Ренессанс – это период в истории европейских государств, охватывающий XIV — XVI века. Название этой эпохи возникло в Италии, где еще в конце тринадцатого века оживился интерес к античной культуре, с ее гуманизмом, культом красоты и стремлением к познанию.

Средневековье, предшествовавшее эпохе Возрождения, характеризовалось доминированием церковной власти над светской, противопоставлением духа и материи, приоритетом религиозной веры перед разумом. Архитектура Средневековья – это устремленные ввысь готические храмы, живопись и скульптура – это условные изображения святых, лишенные правильных пропорций.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итал. La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) — кафедральный собор во Флоренции. Архитекторы: Филиппо Брунеллески, Джотто ди Бондоне.

Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения. Аскетизм и духовность Средневековья когда-то сменили распущенные нравы пришедшего в упадок античного общества. Но прошло несколько веков, и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Образцы античной культуры сохранились в Византии, и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Художники, архитекторы, артисты принесли в теплые южные города разноцветное жизнерадостное искусство, начало которого относилось к временам Трои и Афин. В Европу вернулись тексты античных мудрецов, а вместе с ними – изменение в понимании мира и человека.

Базилика Санто-Спирито (итал. Basilica di Santa Maria del Santo Spirito) — католическая церковь во Флоренции (Италия). Архитектор Филиппо Брунеллески.

Пришедшая в Европу новая эпоха характеризовалась гуманизмом, то есть утверждением ценности человека, и не только ценностью его души, но также его тела и разума. Это соответствовало античным традициям, поэтому новые тенденции получили названия Возрождения, возвращения, повторения. Это название стало общим для всех стран, вовлеченных в процесс культурных перемен, хотя в северных краях и в России новые веяния не означали возвращения к истокам.

Архитектура

Одним из величайших достижений французского Возрождения было строительство Замки долины Луары: эти дворцы удовольствий, больше не задумываемые как крепости, использовали богатство рек и земель Луара региона и демонстрируют замечательное архитектурное мастерство.

Старый Лувр замок в Париж также был перестроен под руководством Пьер Леско и станет ядром нового Возрождения замок. К западу от Лувра, Екатерина Медичи построил для нее Тюильри дворец с обширными садами и грот.

Вознесение Генрих IV Франции на престол принес период масштабного городского развития в Париж, в том числе строительство на Pont Neuf, то Площадь Вогезов (названный «Place Royale»), Place Dauphine, и части Лувр (среди которых Большая галерея).

Ренессанс в архитектуре Англии и Франции

Еще позже ренессансные идеи достигли Англии. Но после того, как это произошло, английские архитекторы, в отличие от французских, очень быстро отказались от традиций фортификационного строительства. Во Франции долго сохраняются закрытые сооружения с внутренними дворами. В Англии начинают строить замки, напоминающие в плане букву Н. Как правило, их делают трехэтажными, во втором этаже центральной части устраивают галереи с портретами предков. Вход непосредственно связан с холлом — большим помещением, который служил вестибюлем и одновременно залом для празднования торжественных событий. Жилые помещения размещались в боковых частях здания.

В некоторых английских замках площадь окон на фасадах превышает площадь стен, что вообще характерно для готического стиля. Окна здесь не такие, как во Франции. Они имеют квадратную форму или даже вытянутые горизонтально, т. е. ширина в них превышает высоту. Сложные крестовины служат каркасом для разноцветных витражей, что также является остатком готики. Но ренессансным признаком является строгая симметрия строения, четкое разделение фасада на этажи, применение в построении каждого этажа ордерной системы.


Замок Chenonceaux

Ярким представителем английского Возрождения был архитектор Иниго Джонс, в начале XVII в. построил королевский дворец Уайтхолл в Лондоне и Виллу королевы в Гринвиче. На стиль архитектурных сооружений Иниго Джонса большое влияние имели произведения Андреа Палладио. Кстати, именно Джонсу человечество обязано многим сведениям о Стоунхендже, о котором мы рассказывали в начале этой книги. В свое время Джонс подробно изучал это место, зарисовывал его и пытался на бумаге воссоздать его первоначальный вид.


Эскориал. Общий вид

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: