Как написать рецензию на фильм: руководство
Работа над созданием рецензии на фильм – процесс достаточно сложный и долгий. Поэтому лучше разбить его на этапы, и двигаться шаг за шагом, это поможет не растеряться и не запутаться в деталях.
1. Цепляющее вступление. Вступительная часть рецензии должна содержать важную информацию о фильме: название, режиссер, дата выхода, жанр. Можно упомянуть о номинациях и наградах, а также указать кассовые сборы (если цифры впечатляющие) и актерский состав. Помимо “технических” моментов и простого изложения сюжета, необходимо выразить свое впечатление от фильма в виде тезиса, например, рассказать:
- о связи центральной идеи фильма с текущими событиями и общественными проблемам;
- о схожести сюжета фильма с личной жизненной ситуацией, своим опытом и переживаниями;
- о связи технических элементов (освещение, звук, монтаж) с тематикой кино.
2. Вынесите приговор. Не томите читателя и выскажите свое мнение о фильме в первых абзацах рецензии. Не следует оставлять все самое интересное “на потом”. Если вы решили дать окончательную оценку фильму в конце рецензии, каковы шансы, что читатель до этого конца дойдет?
3. Напишите краткое содержание сюжета. Выберите 4-5 основных событий, избегайте концовки фильма и спойлеров. Сохраните интригу. Если хотите поспойлерить и поделиться необычным развитием сюжета, предупредите об этом читателя.
4. Добавьте чувств. Кроме изложения сюжета, когда вы рассказываете читателю, что вы видели, следует добавить в текст рецензии эмоции, и показать, что вы чувствовали. Передайте свое впечатление от фильма. Какие моменты в сюжете были особенно трогательными, незабываемыми и волнующими? Постарайтесь сделать рецензию менее формальной и более личной.
5. Определите основную цель фильма. Возможно, эта цель скрыта в самом сюжете, а быть может фильм и вовсе не претендует на решение глобальных проблем. Быть может фильм развлекательного характера, и в этом его преимущество – он легкий и простой. Иногда основную задумку серьезного и глубокого фильма можно найти в интервью со съемочной группой, сценаристом или режиссером.
6. Добавьте некоторые детали и подробности процесса кинопроизводства
Здесь важно знать меру и не переусердствовать с терминологией. Вот, о чем вы можете написать:
- Операторское искусство: формат экрана, выбор плана (передний, общий план, первый и второй средний план, точка съемки и т.д.).
- Звук. Основная задача – создать необходимую амосферу в фильме. Делится на диегетический звук (звук, который могут услышать персонажи экранного произведения: музыка, пение птиц, лай, гром и т. д., то есть внутрикадровые звуки) и не диегетический (закадровые звуки – саундтрек без слов или песенные вставки, например).
- Монтаж – создание единой картины из множества снятых сцен. Бывает перекрестный, последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж.
- Мизансцена (от франц. mise en scene – размещение на сцене) – взаимное расположение актёров и окружающей их среды на съёмочной площадке, натурной или павильонной. Сюда относятся пейзажи, визуальные эффекты, психологическое состояние героев и др.
7. Глубокий смысл. Возможно, вам удастся заметить особые символические предметы, повторяющиеся моменты или ключевые фразы, которые придают фильму глубины.
8. Приводите примеры. Недостаточно сказать фразу “игра актеров на высоте”. Объясните, что именно вам показалось достойным внимания (внешность, мимика, образ, движения актера).
9. Убедительное заключение. Напомните о тех моментах фильма, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Поделитесь рекомендацией, кому и почему вы советуете посмотреть этот кинофильм.
10. Перечитайте текст рецензии несколько раз. Отредактируйте, исправьте ошибки, которые могут испортить впечатление даже от профессионально написанной рецензии.
Как написать рецензию на фильм: подготовительный этап
Написание рецензии – это, безусловно, творческий процесс, но про аналитический подход к созданию убедительного и качественного текста забывать не стоит. К работе следует отнестись ответственно, что мы с вами и сделаем.
Чтобы написать профессиональную рецензию на фильм, вам для начала необходимо пройти следующие подготовительные этапы:
1. Конечно, первым шагом будет поиск подходящего фильма, если таковой ранее не был выбран руководителем/заказчиком/боссом. Больше шансов написать хорошую рецензию будет в том случае, если фильм понравился, как кинокритикам, так и лично вам.
2. Посмотрите фильм не менее двух-трех раз. При первом просмотре у вас сложится общее впечатление от картины, постарайтесь полностью погрузиться в атмосферу фильма
При следующем просмотре обратите внимание на детали: звук, актерская игра, монтаж, сюжет. Если возникли трудности с понимаем затрагиваемых в фильме событий (например, исторических), обязательно найдите дополнительную информацию и изучите тему
3. Если после двух просмотров у вас все еще не сформировалась окончательная оценка кинокартины в виде краткого тезиса, пересмотрите фильм еще раз. Можете посмотреть другие работы режиссера, работавшего над этим фильмом, это поможет вам определить его характерный стиль. Еще, как вариант, можно посмотреть на игру актеров в других кинофильмах (для сравнения).
4. При просмотре фильма делайте заметки: ключевые сцены, интересные повороты в сюжете, несостыковки, детали, цитаты. Потом на их основании сможете построить текст рецензии, а хорошая цитата может стать отличным эпиграфом.
5. Найдите информацию о проведении съемок: место, продолжительность, время года, подробности о съемочном процессе, трудности, с которыми столкнулась производственная группа, актерские пробы и т. д. Такая информация сделает рецензию более привлекательной для читателей.
6. Если фильм претендует на награды и премии, включите эту информацию в рецензию. Для потенциального зрителя такая оценка фильма станет весомым аргументов в сторону -> обязательного просмотра.
Об Иване Поддубном, Берии и немцах
Иван Поддубный
Поддубный вел образ жизни обычного пенсионера, лишь иногда устраивая показательные бои с заезжими борцами. Однако вскоре снова набрал учеников и начал ездить на гастроли. Среди них был и Михаил Запашный — основатель цирковой династии. «Стоп» Иван себе сказал только в 70 лет. А двумя годами ранее был приглашен в Москву, где его чествовали как легенду, а Климент Ворошилов вручил Орден Трудового Красного Знамени.
После чего последовало приглашение от Берии вступить в общество «Динамо», но Иван Максимович отказался, сославшись на возраст. Тогда отношение властей к нему поменялось (совпадение?). При получении паспорта Поддубный исправил национальность с русского на украинца и оказался в НКВД, откуда домой вернулся только через месяц. Тут ему припомнили и «американские миллионы».
Иван Поддубный
А после была война… Немцы заняли Ейск в 1942 году. Все жители в страхе сидели по домам и лишь один старик спокойно прогуливался по набережной. Им был Иван Поддубный. Позже один из немецких офицеров узнал в нем своего старого знакомого по европейским соревнованиям, звал в Германию, но тот наотрез отказался. Тогда его назначили заведовать бильярдной. Говорят, даже выделили продуктовый паек.
Потом город был освобожден, но своего пайка Поддубный лишился. Ему вообще грозил расстрел, но легенду трогать не стали, а в 1945 году даже дали звание Заслуженного Мастера Спорта. Впрочем, из нищеты это семью не вытянуло. Супруги взяли к себе квартирантов. Мария Семеновна, бедно и неряшливо одетая, специально представлялась домработницей, а не женой, а во время обеда незаметно подкладывала мужу свою порцию.
Сначала не стало её, а потом и его. В конце жизни Иван Максимович сильно болел и жил только прошлыми победами и воспоминаниями.
«Знай наших!» (1985), режиссер Султан Ходжиков
Дмитрий Золотухин в роли Ивана Поддубного в фильме «Знай наших!» (1985)
Фильм казахских кинематографистов не столько об Иване Поддубном, сколько о его коллеге и друге — легендарном борце из Казахстана Хаджимукане Мунайтпасове. В видеоархивах даже сохранилась пленка начала 20 века, где оба принимают участие в соревнованиях. Их судьбы оказались похожи в том, что в конце жизни власти практически забыли о них. Доживали оба «национальных достояния» свой век в бедности, ведя переписку друг с другом, как лучшие друзья и товарищи по несчастью. Поддубного же здесь сыграл Дмитрий Золотухин, известный по роли Петра Первого. Данная работа оказалась не самой известной в его и без того короткой фильмографии.
О «глупости» Ивана Поддубного
Родным селом запорожских казаков Поддубных была Красёновка, что на Полтавщине. Поговаривали, что их дед дожил до 120 лет, а отец даже в старости мог свалить огромного быка. В самом же Иване Максимовиче Поддубном было 185 роста и 120 килограммов веса.
Он появился на свет в 1871 году и был старшим из шестерых детей. Семья крестьянская — не богатая, но и не нищая. С юных лет Иван помогал по хозяйству, уже подростком иногда впрягался в плуг вместо лошади. Часто дрался с местными парубками, а вот учиться он не любил и так и вырос полуграмотным — даже к старости писал с большим количеством ошибок.
Родители и братья Ивана Поддубного. Справа в центре — он сам
В юности Иван пережил любовное разочарование. Их симпатия с дочерью богатого купца Аленой Витяк была взаимной, однако отец был против неравного брака. Парню наговорили, что девушка приходится ему дальней родственницей, и таким образом «отвадили от двора».
Чтобы унять боль и тоску, в возрасте 22-х лет Поддубный подался к морю на заработки и стал работать портовым грузчиком в Феодосии, а через три года даже дослужился до управляющего. Вряд ли за блестящий ум он получил это назначение, однако Иван был силен и справедлив. Скорее всего, в грузовой конторе его за это и уважали.
Но тут как раз в город приехал цирк… И пошла вся карьера Поддубного наперекосяк. Когда он отправился вместе с бродячими артистами на гастроли, братья слали ему письма из деревни о том, что отец гневается и велит возвращаться дураку назад домой. Говорят, привел его на манеж азарт и… новая любовь — сорокалетняя венгерская канатоходка Эмилия. Несмотря на большую разницу в возрасте, Иван был готов на ней жениться, однако та недостатка в кавалерах не знала и выбрала кого побогаче.
Иван Поддубный в молодости
Что такое рецензия на фильм
Рецензия на фильм – это критический отзыв, который информирует о выходе нового фильма, содержит в себе его анализ, оценку, краткое содержание, а также личные впечатления и переживания после просмотра.
В среднем, объем рецензии составляет около 1000 слов.
Рецензия выполняет сразу несколько функций: информирует, анализирует, убеждает и развлекает. Если вы сможете включить в свою рецензию все эти пункты, то на выходе вас будет ждать отличный результат.
Статья “Как написать рецензию на книгу. Типы и примеры рецензий”.
Статья “Как написать синопсис книги, фильма или сценария”.
Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.
О славе Ивана Поддубного
Сначала Иван выступал в цирковых шоу, где победителя схватки заранее назначал директор и платил тому повышенное жалование. Дошла очередь и до Ивана — в одной из них по контракту он должен был проиграть. Не желая заранее мириться с поражением, он заставил директора эту бумагу съесть, потом вышел на манеж и победил. В этом был весь Поддубный! Интриги, закулисная борьба — это все его жутко тяготило. Он предпочитал выяснять отношения во время представления — кто сильнее, тот и прав. И «прав» он был практически всегда. Его стали побаиваться.
В 1903 году Поддубного отправили в Париж представлять Российскую империю на чемпионате по популярной в то время французской борьбе. Тогда он переживал настоящую драму в жизни. Во время представления не стало его невесты — гимнастки Маши Дозмаровой. Иван и так каждый разрыв с любимой женщиной переносил чрезвычайно болезненно, а тут неделями не пил и не ел. Вытащили его из этого состояния только предложением о переходе из цирка на профессиональный ринг.
Маша Дозмарова / Иван Поддубный в 1905 году
Кстати, тогда Поддубный чуть ли не единственный раз в жизни проиграл в полуфинале французу Раулю ле Буше, который намазался оливковым маслом так, что наш чемпион не мог его ухватить. Впрочем, возмездие настигло ле Буше очень быстро. На следующий год в ответной схватке в Петербурге Иван его победил, а еще через год Рауль перед соревнованием просто «заказал» Поддубного своим дружкам по криминальному миру, но тот смог отбиться, а ле Буше прикончили за то, что не заплатил.
Рауль ле Буше и Иван Поддубный
О транжирстве Ивана Поддубного
Поддубный брал одну медаль за другой, стал вхож в самые высокопоставленные круги и вел богемный образ жизни. Однако следовать правилам этикета не считал нужным, да еще не пил и не курил. Единственное, когда делал исключение, это… перед поединком. Иван выпивал стакан пива, «чтобы быть склизким» (наверное, тогда он вспоминал ле Буше). Александр Куприн, который встречал борца в те годы, писал о нем так:
Александр Куприн / Иван Поддубный
В родные места Иван все-таки вернулся, но много позже — со славой, медалями и деньгами, которыми тут же начал сорить. Себе построил усадьбу, всем родственникам купил земель… в общем, вел себя как настоящий помещик. Когда в стране окончательно установится советская власть, Поддубные горько об этом пожалеют. Их, некогда небогатых крестьян, объявят «кулаками», имения отберут, а самих отправят в ссылку — кого куда. Пройдет еще какое-то время, и сам Иван Максимович, национальный герой, будет продавать свои награды за еду.
Однако тогда транжирить деньги Поддубному помогала его первая законная жена — актриса Антонина Квитко-Хоменко. Дама нелегкого веса, но бурного темперамента. В деревне она просто маялась от скуки, меняя наряды по нескольку раз в день. Средства быстро кончились и Иван снова уехал на заработки. Надо сказать, в свои 40 с небольшим он был в лучшей форме, чем когда-либо.
Жене он оставил сундук с медалями и отправлял деньги. Когда началась гражданская война, Антонина, прихватив награды мужа, сбежала с белым офицером. Потом, правда, просилась назад, но Поддубный ее не принял. Он снова, на этот раз — от предательства, перестал есть и пить. Говорят, её видели потом где-то во Франции, ведущей разгульный образ жизни. А вот медали так больше никто и не увидел.
10 вопросов, на которые нужно ответить прежде, чем начать писать рецензию на фильм
- Фильм односерийный или многосерийный? Сиквел, приквел или часть киносериала?
- Каков жанр фильма (боевик, комедия, исторический фильм, драма, сказка, фантастический фильм, вестерн, политический фильм, триллер, гангстерский фильм, фильм-ужасы, трагикомедия, мелодрама, фильм-катастрофа)? Фильм основан на реальных или вымышленных событиях?
- Автору сценария удалось создать увлекательный сюжет?
- Ритм фильма вялый, растянутый, непрерывный, динамичный, плавный?
- Какой у фильма рейтинг по рейтинговой системе MPAA (G – нет возрастных ограничений, PG -рекомендуется присутствие родителей, PG-13 – детям до 13 лет просмотр нежелателен, R – лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого, NC-17 – лицам до 18 лет просмотр запрещен)?
- Существует ли фильмы с похожей/такой же тематикой, о которых стоит упомянуть в качестве сравнения?
- Как можете охарактеризовать работу оператора-постановщика? Насколько точно отобраны и воплощены наиболее выразительные композиционные, светотональные решения, а также точки и ракурсы съемки?
- Фильм носит развлекательный характер или затрагивает серьезные темы?
- Кастинг прошел успешно? Все актеры справились со своей ролью?
- Атмосфера фильма напряженная, загадочная, зловещая, романтичная, легкая?
Ответы на все вышеперечисленные вопросы помогут вам понять, как написать рецензию на фильм, и прежде всего создать черновой вариант своей будущей рецензии. Но, конечно, этого еще недостаточно для окончательного результата.
Иван Поддубный, его последняя жена и «американские миллионы»
Иван Поддубный с последней женой Марией Семеновной Машониной
Избранницей Ивана стала Мария Семеновна Машонина — мать его ученика. Простая и домовитая женщина, его ровесница. Чем-то она напоминала ему ту первую Машу, чей портрет еще долго он возил с собой на все соревнования. Встретились они в Ростове в булочной, где Мария работала. Детей у них по понятным причинам уже быть не могло, а потому Поддубный воспитал сына Машониной Ивана как своего. Во время войны тот не вернулся с фронта, остался взрослый внук Роман, который был тяжело ранен.
Иван Поддубный с Романом Машониным. Фото из музея Поддубного в городе Ейске
В 1925 году в возрасте 54 лет Поддубного решили снова показать в Европе и отправили на соревнования в Германию, где им заинтересовались американцы. Следующие два года Иван провел по контракту в США, а Мария осталась ждать его дома. Местная публика очень любила его, называла Иваном Грозным. Однако денег ему в итоге никаких не выплатили, они шли сразу на его банковский счет.
Поддубного принуждали получить американское гражданство, ведь только тогда он смог бы воспользоваться своими деньгами. Что подписывал, он, как всегда, не смотрел и ничего в этом не понимал. Вот только даже полмиллиона долларов не смогли заставить Ивана Максимовича забыть родину. Он рвался домой — в Красеновку, к Маше, к своим ученикам. Когда он ступил на родную землю, у Поддубного в чемодане был только халат, спортивное трико и чайник.
В родном селе Поддубного ждал новый удар судьбы. К моменту его возвращения из Штатов всех родственников раскулачили, имущество отобрали, а все заработанное он оставил в американских банках. Оно и сейчас там, говорят, лежит. В сердцах Иван Максимович уехал из Красеновки и больше туда не возвращался. На оставшиеся деньги с женой они купили домик в Ейске и прожили там всю жизнь.