Архитектура древнего рима: краткий обзор

Храмы эпохи Августа

Август утверждал, что нашел Рим каменным, а оставил мраморным. Это справедливо главным образом в отношении храмов, многие из которых он построил и реставрировал. В жизнеописании Августа Res Gestae Divi Augusti, он утверждал, что восстановил восемьдесят два храма за один год только в самом Риме. Храмы этого периода основаны на республиканских традициях, объединяющих влияния Греции и этрусков. Им присуща строгая ясность и упорядоченность, вытянутость пропорций. Храмы часто ставились на высокий подий. Большинство августовских храмов — коринфские, что соответствует вкусу к изощренным деталям и использованию мрамора.

Пока не были открыты каменоломни в Луне в 20 г. до Р. X., мрамор оставался дорогим строительным материалом. Во времена Августа лунский мрамор уже активно использовался, его белизна прекрасно сочеталась с привезенным цветным мрамором. В храме Конкордии (10 г.) мрамор использован повсеместно.

Храм Марса Ультора. Рим (2 г. до Р. X.)

Архитектура постоянно использовалась римлянами в политических целях. Во время битвы при Филиппах (42 г. до Р. X.) Август поклялся отомстить за смерть Юлия Цезаря и построить храм в его память. Храм Марса Ультора (мстителя) на форуме Августа был подарен городу. В плане храм Марса Ультора — восьмиколонный пикностиль италийского типа, дополненный апсидой, расположенной выше уровня пола и замыкавшей главную ось храма. Храм почти квадратный, на высоком подие.

Собор Святого Петра

Благодаря своему статусу главнейшего собора католической церкви, это строение поднимается на четвертую ступень в рейтинге знаменитых архитектурных сооружений Рима.

Строительство собора длилось более сорока лет и стало результатом работы многих знаменитых скульпторов и архитекторов, таких как Микеланджело Буонаротти, Джакомо делла Порта, Карло Мадерна.

Здание имеет потрясающий фасад с карнизом, увенчанным скульптурами одиннадцати апостолов (кроме Петра), Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. А перед самим собором установлены статуи Петра, держащего ключ от Царствия Небесного, и апостола Павла, торжественно держащего в руке меч.

Высота купола, установленного на колоннах собора, до наших дней остается самой высокой в мире, и равна 138 метрам.

Собор поражает своими масштабами и огромным количеством отделений, уставленных скульптурами, картинами, лепниной. Затраты на его возведение были столь огромны, что Папа Лев Х вынужден был продать Альбрехту Брандербургскому права на осуществление индульгенций на немецких землях, из-за корыстности которого в будущем произошел европейский раскол.

Мебель

Мебель создавалась по греческим образцам, но с более пышным орнаментом. Она изготавливалась из лучших пород дерева со вставками из слоновой кости или металла. Стулья и кресла символизировали общественное положение, а не были просто утилитарными предметами.

Древние римляне, кроме мебели из дерева, бронзы и мрамора, делали еще и мебель, сплетенную из ивовых прутьев. Общие формы древнеримской мебели изящны и изысканны, но страдают излишеством украшений. Кресла, например, делались с подлокотниками в виде грифонов, сфинксов, львов. Ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Деревянная мебель украшалась резьбой, позолотой, инкрустацией из золота и серебра. Существовала также мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора мозаичными досками на столах.

Вокруг обеденно­го стола обычно ставили три ложа. Мужчины возлежали на них («грековали»), а женщины сиде­ли на стульях. Тяжелые прямоугольные столы для трапез были деревянными: либо на одной опоре — в виде колонны, либо на трех — в форме звериных лап. В атриуме находились мрамор­ные столики, украшенные резьбой, на которых хранилась по­суда для гостей (столовые серебряные сервизы, чаши, кубки).  За четырехугольным столом с трех сторон ставились ложа, четвертая оставалась свободной для подачи кушаний. На каждом таком ложе помещалось по три человека. Стол с тремя ложами вокруг назывался триклиниумом; так же стала называться и комната, в которой обедали. Когда в конце рес­публики в моду стали входить круглые столы, ложа  стали де­лать полукруглой формы, и они, получили название «сигма». Круглые столы укреплялись на трех ножках, сделанных  в виде звериных лап, иногда изящно изогнутых и богато украшенных. У прямоугольных столов вместо отдельных ножек делались сплошные боковины с сильной рельефной резьбой, ко­торая изображала двойные фигуры грифонов, львов, орлов и пр. Столовая доска иногда делалась гладкой, иногда украша­лась мозаикой или каменной инкрустацией. Стулья со спинкой назы­вались катедрой, а кресло домохозяина, так же как и импера­торский трон, называлось солиумом. Делалось оно с подло­котниками, имело высокие ножки, богато украшенная спин­ка его доходила до плеч сидящего, но иногда делалась и значительно более высокой. Кресло это обыкновенно стояло на невысоком постаменте. Прямые ножки у столов, кресел и скамей древние римляне нередко заменяли богато и изыскан­но отделанной доской. Зачастую ножкам придавали форму львиных лап с крыльями, оканчивающихся вверху головою зверя. Подлокотники кресел изображали грифонов, сфинк­сов, львов и т. п.  Вещи же хранились в сундуках. 

Кровати в древнем Риме были очень похожи на греческие. Остов кровати по большей части делался из дерева с инкрус­тацией из черепахи, слоновой кости, цветного стекла, а также бронзовыми деталями (головами львов, лошадей). Между стенками остова помешалась решетка из бронзовых прутьев, на которую клался матрац. Ложе имело точеные ножки пря­моугольной или гнутой формы, или в виде лап животных. У ложа простирался «ковер» из кубиков мозаики. В спальнях стояли малень­кие деревянные или бронзовые столики на трех ножках — для светильников.

Вся древнеримская мебель может быть разбита на две большие группы:

  • а) мебель деревянная, украшенная резьбой, позолотой, инкрустацией из дерева других цветов, эмали, кусочков фаянса, золота и серебра;
  • б) мебель декоративная, неподвижная, делавшаяся из белого или цветного мрамора с мозаичными досками на столах.

Кроме этих двух типов, существовала бронзовая мебель. Среди других бронзовых предметов обстановки в этих раскопках найдены многочисленные канделябры, светильники, треножники и другие предметы обстановки. Прикладное искусство достигло в Древнем Риме высокого развития: резные и чеканные золотые и серебряные чаши, сосуды из стекла, оправленного в золото, прекрасные ткани украшали интерьеры домов в Риме. Ярким декоративным акцентом в доме были произведения из мозаичного стекла (римляне применяли технику инкрустации формы разными цветными кусочками).

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

Популярные темы сообщений

  • Животные Африки

    Африка, один из крупнейших материков планеты. Фауна континента, от крошечных насекомых до гигантских млекопитающих, насчитывает более 150 тысяч видов. Браконьерство и суровый климат, основные причины уменьшения численности животных

  • Зимующие птицы (интересные факты)

    Некоторые птицы улетают с наступления первых заморозков в другие места, где климат теплее, а некоторые остаются. Дело все в том, что зимние птицы приспособились добывать себе корм и в холодное время года.

  • Царство животных

    Царство животных богато видами животных, все они разные, все по-своему живут и питаются. У каждого семейства есть своя определённая задача, которую они выполняют. К примеру, насекомые хищники очищают мир от вредителей,

Конструктивная система

Грандиозны были задачи, которые римляне в период расцвета ставили перед своими архитекторами, и эти задачи решались и выполнялись последними с такой технической правильностью и солидностью, что даже развалины их наполняют нас ныне почтительным изумлением. Их стены противостоят непогодам и бурям тысячелетий благодаря прочности материалов, в особенности благодаря несокрушимой связующей силе их раствора и общей тщательности выполнения. Чтобы сделать возможным перекрытие больших пространств, они обратились к применявшемуся в ограниченных раз­мерах уже египтянами, вавилонянами, ассирийцами и греками сводчатому перекрытию из клиновидных камней и, доведя его до необычайного развития, создали ту грандиозную технику сводов, которая стала образцовой для всех временно тем же техническим совершенством они применяли и прочие виды конструкций, соединяли друг с другом конструктивные части, строили балочные перекрытия и крыши. Для каменной кладки во время республики и в ранний императорский период применялись бутовые камни и плиты из зеленоватосерого пеперина (род базальзатового туфа ) и желтоватого травертина (пористого известняка).

Рис. 70. План храма Юпитера Капитолийского в РимеК концу республики вошел в употребление обожжённый кирпич, который оказался великолепным материалом. Он применялся как сам по себе в кладке под названием opus testaceum в виде тонких, большею частью темнокрасных кирпичных плит, 3—5 см высоты и 20—30 см длины, уложенных в необычайно толстые, в среднем четырехсантиметровые швы, так и в виде выравнивающих и вяжущих слоев в бутовой кладке для укрепления ее внутреннего строения, в особенности в весьма излюбленных римлянами бетонных стенах * (emplekton). Наружные поверхности облицовывались тщательно отесанными плитами в более позднее время преимущественно мрамором и штукатуркой, с эффектным использованием и подчеркиванием ритма горизонтальных и вертикальных швов. Кладка из плит оживлялась полоской, вытесанной по краям их лицевой поверхности, и разного рода рустикой — грубой околкой или более равномерной насечкой камней; гладкие поверхности стен оживлялись так называемыми opus incertum, opus reticulatum и opus spicatum, т. e. соединением без определенного правила или порядка, соединением сетчатым или колосовидным (рис. 74).


Рис. 71. Фасад этрусского храма по Витрувию

Рис. 72. Этрусская колонна из ПомпеиИз пересечения двух открытых с обеих сторон цилиндрических сводов, имеющих одинаковую высоту в пятах и вершине, получается крестовый свод, который при одинаковости пролетов дает в плане квадрат (рис. 76). Внутренние поверхности сводов образуют при этом в пересечении острые края, «ребра», в пятах которых сосредоточивается некоторым образом все давление свода. Благодаря этому обстоятельству оказалось возможным пробить брешь в опорных стенах и целиком заменить их отдельными столбами. Вытянутые в длину помещения стали делиться на квадраты и перекрывались цепью крестовых сводов, откуда возникло весьма эффектное расчленение пространства удлиненных аркадных зал — галерей.Из равномерно подымающегося перекрытия круглого в плане пространства возник купольный свод, который в своей правильной форме образует полушарие и покоится на цилиндрической опоре (Пантеон, стр. 97). Эта конструкция часто встречается в виде полукупола, перекрывающего полу­круглые экзедры в базиликах, термах и т. д. и более крупные стенные ниши.


Рис. 73. Этрусская гробница Альбано

Постройки Августа

Когда после гражданской войны, Август пришел к власти в 27 г. до Р. X. , он возвестил наступление века мира и процветания, который длился двести лет.

Он приступил к строительству дорог, мостов и акведуков. К сожалению, до нас дошло мало светских сооружений того времени. Очевидно, Август во многих отношениях следовал примеру своего приемного отца, Юлия Цезаря, восстановив форум и закончив театр Марцелла, самый первый и наиболее явный пример арочной конструкции с применением ордера. Для цемента стали использовать вулканический песок — пуццолан и изобрели процесс медленного его высушивания. Век Августа оста-вался чрезвычайно консервативным в своих вкусах.

Театр Марцелла. Рим

На полукруглом фасаде театра Марцелла (13 г. до Р. X., посвящен памяти внука Августа — Марцелла) было три яруса арочных галерей, обрамленных полуколоннами: внизу — дорическими, в следующих ярусах ионическими и коринфскими. Сочетание арочных конструкций и ордера характерно для Рима.

Сохранилось только два яруса театра Марцелла, на арках которого наложены ионический и дорический ордера. Неизвестно, существовал ли третий, коринфский ярус или простой аттический. Колонны римского дорического ордера всегда имели базу.

Римские театры отличались от греческих. Полукруглые в плане, а не круглые, они сооружались на субструкциях и не обязательно на склоне холма. Театры были обычно трехъярусные, и публика попадала из одного яруса в другой по лестницам, а радиальные коридоры выводили ее в зрительный зал. Внутри театр обычно состоял из трех ярусов мраморных ступеней.

Мезон Карре

Мезон Карре — единственный храм, построенный во времена Древнего Рима, полностью сохранившийся до наших дней. Это чудо римской инженерии было построено около 16 г. до н.э. в городе Ним. Мезон Карре (Maison Carrée) — это архитектурная жемчужина высотой 15 метров и длиной 26 метров. Он был построен римским полководцем Марком Випсанием Агриппой в память о двух его сыновьях, которые умерли молодыми. В связи с неизбежным падением Римской империи на ее закате Мезон Карре получил новую жизнь, когда он был преобразован в христианскую церковь в четвертом веке.

Это решение избавило этот величественный храм от забвения и разрушения, с которыми столкнулись многие другие римские памятники и достопримечательности. С тех пор он использовался для различных целей, таких как ратуша, конюшня и склад. В настоящее время это музей.

Поздняя империя

При императоре Константине произошли два важных события, которые изменили ход дальнейшего развития архитектуры Рима. В 313 г. император признал христианство и сам стал христианином, а в 330 г. он сделал Константинополь своей столицей. Все возрастающая угроза со стороны северных племен, политическая нестабильность привели к снижению строительного уровня. В техническом отношении конструкции стали проще, нередки были случаи разборки обветшавших зданий и вторичное использование их камня, колонн, деталей, рельефов. Резьба по камню уже не была столь изысканной и сложной. Но были и исключения, например конструкция стен Аврелия вокруг Рима. Император Максценций даже построил для себя новую виллу и ипподром рядом с Аппиевой дорогой. Поздняя империя (30б-340-е гг.) стала переходом от Рима к Византие.

Базилика Максенция. Рим (307-312 гг.)

Базилика была начата Максценцием и закончена Константином, при котором вход пе-ренесен в середину длинной стороны, что вызвало пристройку напротив него апсиды.

Три боковых отсека с каждой стороны центрального нефа служат контрфорсами, удер-живающими распор тяжелого свода. Центральный неф базилики (80 х 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Он опирался на массивные столбы и своды поперечных нефов.

Применявшийся со времен Августа кирпич использовали в качестве прокладок в бетоне и как облицовочный материал. Бетон стал преобладающим строительным материалом в позднюю империю. Камень почти не использовали, кроме как в триумфальных арках.

Пантеон. Рим

Пантеон занял особое место в римской и мировой архитектуре. Он построен примерно в 118-128 гг. Адрианом на месте старого Пантеона, возведенного консулом Марком Агриппой, но превосходил его по размерам и внешнему облику. Храм был посвящен всем богам и повторял круглую форму старого Пантеона, что, видимо, можно объяс-нить желанием сохранить преемственность традиций. Любопытно, что на портике была сохранена надпись с храма Агриппы. Это одно из величайших сохранившихся зданий времен античности. Он был возведен на Марсовом поле и являлся своеобразным противовесом Колизею. В 609 г. Пантеон был превращен папой Бонифацием в церковь.

Храм состоит из трех частей: купольной ротонды, примыкающего к ней прямоугольного портика и переходной части между портиком и ротондой. Стены в нижней части, видимо, были покрыты мрамором, а в верхней — оштукатурены. Купол покрывала позолоченная черепица.

В интерьере доминирует полусфера грандиозного купола. В высшей его точке находилось отверстие — опайон, через которое проникал свет. В убранстве интерьера Пантеон отражает типично римскую выразительность. Это результат использования бетона, лающего больше свободы в организации внутреннего пространства и позволяющего создавать здания значительных масштабов.

Купол Пантеона превосходит по размерам все подобного рода конструкции не только древности, но и Средних, веков, и Возрождения, вплоть до XIX в. Его диаметр — 141 фут (43 м) — равновелик его высоте, составляющей половину высоты всего здания, соотношение, рекомендованное Витрувием.

Эпоха Северов в Риме

Императоры династии Северов пришли к власти в 193 г. после гражданских войн. Уменьшающаяся сила и влияние Рима и усиление провинций, казалось, только воодушевило их на постройку еще более грандиозных сооружений.

Их главный вклад в архитектуру Рима — обширные комплексы терм. Основные особенности поздних римских терм уже были найдены в термах Траяна и Тита I в. — это осевая симметрия и последовательность расположения помещений. Новым стал размер построек Северов: термы Каракаллы занимали 50 акров (20 га) и вмещали 1600 человек одновременно. Использование бетонных сводов и арочных конструкций позволяло расширять эти огромные пространства без внешних подпорок.

Арка Септимия Севера

Мраморная триумфальная арка была воздвигнута у подножия Капитолия и посвящена победам императора в Месопотамии. Особенностью арки являются внутренние проемы в средних пилонах. Арка Септимия Севера была богато украшена скульптурой. Каждый цилиндрический свод над проходом покрыт кессонами с цветами, окруженными листьями аканта.

Септизоний (203 г.)

Колоссальная декорация, поставленная у южного склона Палатина и заслонявшая субструкции императорского дворца. Он был разрушен в 1588 г. Стену оформляли трехъярусные портики, чередующиеся с экседрами. Цветной мрамор колонн, статуя императора в центре, фонтаны и статуи в экседрах придавали сооружению торжественный вид.

Империя Северов

В огромной империи Северов (193-305) разрабатывались новые архитектурные типы и стили. Римляне принесли свои традиции в провинцию, но они изменились в соответствии с местной строительной практикой. За пределами Рима бетон использовался редко, это ограничивало возможности.

Купол мавзолея Диоклетиана в Сплите, к примеру, был полностью выложен из кирпича, что ограничивало его размеры. В провинции камень продолжал использоваться еще долго после того, как его перестали применять в Риме. Свобода в использовании классических ордеров была характерна и для провинций, что давало возможность создавать новые архитектурные формы.

Храм Вакха. Баальбек (II в.)

Это один из немногих хорошо сохранившихся храмов ансамбля в Баальбеке (ныне Ливан). Храма типично римский, с глубоким портиком и большой целлой на высоком подии. Но его высота скорее эллинистическая.

Богатый интерьер храма Вакха — один из немногих хорошо сохранившихся до нашего времени. Его известняковые стены украшены классическим орнаментом и ордером, поднимающимся во всю высоту здания. Между колоннами — ниши, одни с фронтонным завершением, другие — круглые.

Храм Весты в Баальбеке (III в.)

Четырехколонный портик заслонял круглую целлу, придавая центрическому храму излюбленную римлянами фронтальную осевую ориентацию. Раскреповка подия и антаблемента, который поддерживали коринфские колонны, создавала почти барочную пластичность.

Пантеон

Пантеон, возможно, является наиболее хорошо сохранившимся архитектурным чудом древнеримской эпохи. В отличие от многих других современных римских храмов, которые почти всегда были посвящены определенным римским божествам, Пантеон был храмом для всех римских богов. Строительство этого храма было завершено в 125 году нашей эры во время правления Адриана.

Пантеон имеет большой круглый портик, который открывается в ротонду. Ротонда покрыта величественным куполом, который придает совершенно новое измерение ее величию. Огромные размеры и масштаб этого купола — непреходящее свидетельство мастерства древнеримских архитекторов и инженеров. Тот факт, что это поразительное инженерное сооружение сохранилось и по сей день, выдержав 2000 лет коррозии и стихийных бедствий, красноречиво говорит о качестве его сборки.

Купол Пантеона — шедевр инженерной мысли

Вершиной инженерной мысли Древнего Рима по праву можно считать купол, венчающий одно из его величественнейших сооружений — Пантеон. Хотя купольные постройки существовали уже в эгейской и этрусской архитектуре, купол таких огромных размеров смогли создать только римляне.

Пантеон, Рим. II в.

Сам Пантеон был построен в 117–138 годах и посвящен всем главным римским богам. Большой ценитель греческого искусства, император Адриан пригласил возглавить работы по его постройке прославленного архитектора Аполлодора из Дамаска.

Снаружи сооружение выглядит довольно мрачно и сурово. Глубокий портик с тремя рядами колонн совершенно скрывает главное здание ротонды, перекрытое огромным куполом. Свет в храм попадает из круглого окна диаметром 9 метров, расположенного в его вершине.

Купол был построен из бетона, в который вместо камней были добавлены кирпичи в нижней части и пемза — в верхней. Таким образом, такой современный материал, как пенобетон, имел далекого предшественника. Вес купола настолько огромен, что архитектору пришлось сделать стены толщиной 6 метров.

Купол Пантеона стал настоящим шедевром инженерной мысли. Он не давал покоя всем последующим архитекторам: они пытались разгадать секрет римского исполина. Взяв купол римского Пантеона за образец, Филиппо Брунеллески, гений эпохи Ренессанса, построил купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, до сих пор приводящий в изумление всех, кто его созерцает.

Триумфальная арка Тита

Десятое место среди самых популярных архитектурных достопримечательностей Рима можно смело отдать этому уникальному строению. Причиной постройки Триумфальной арки в 81 году нашей эры послужило взятие десятилетием ранее Иерусалима императором Титом.

Арка имеет один пролет и расположена на Священной дороге Via Sacra. Отличительной особенностью постройки является удивительный барельеф внутри арки, на котором изображено шествие воинов, демонстрирующих свои трофеи, добытые в Иерусалиме.

Арка практически полностью сохранила свой первозданный вид, за исключением отсутствия наверху памятника статуи самого Тита, слитой из бронзы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: