Каролингская архитектура

Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454–1456 годы 

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га­лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве­ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв­ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза­веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

Иллюминированные рукописи

Книжная культура эпохи Каролингов сосредотачивалась вокруг придворного кружка в Ахене, представлена она была «Школой Карла Великого» и «Группой Ады» (сестры императора). Миниатюристы дворцовой школы испытывали как влияние гиберно-саксонской традиции, так и византийское и итальянское влияния. После смерти Карла Великого традиции оформления рукописей были сохранены в скрипториях Реймса, Тура и Меца. С IX века каролингская традиция начинает подвергаться ещё большему островному влиянию (так называемому франко-саксонскому), что привело к новой эре в оформлении книг — оттоновскому периоду (с X века).

Золотой кодекс из Лорша или Лоршкие евангелия (Biblioteca Apostolica Vaticana, Pal. lat. 50, и Alba Iulia, Biblioteca Documenta Batthyaneum, s.n.) — иллюминированый евангелистарий, созданный между 778—820 годами, что примерно соответствует периоду правления Карла Великого в Франкской империи.

Кодекс впервые упоминается под названием лат. Evangelium scriptum cum auro pictum habens tabulas eburneas в каталоге библиотеки Лоршского монастыря, составленном в 830 году при аббате Аделунге. Предполагается, что здесь же он и был создан. Из-за написанных золотом букв манускрипта и его местоположения он был назван Codex Aureus Laurensius. В X—XII веках библиотека Лорша была одной из крупнейших в мире.

Евангелие Годескалька — иллюминированная рукопись, созданная между 781 и 783 годами в королевском дворце в Ахене, самое раннее произведение так называемой «придворной школы Карла Великого».

Книга названа в честь Годескалька, монаха, переписавшего Евангелие. Заказчиками манускрипта были Карл Великий и его жена Хильдегарда. В настоящее время рукопись хранится в Национальной библиотеке в Париже, инвентарный номер Ms. nouv. acq. lat. 1203.

Евангелие содержит шесть полностраничных миниатюр (изображения четырёх евангелистов, «Христос на троне», «Фонтан жизни»), орнаментами украшены инициалы и поля рукописи. Текст выполнен золотыми и серебряными чернилами на окрашенном пурпуром пергамене.

Евангелие Эббона было создано по указанию арихиепископа Реймсского Эббона (778—851) и является ярким художественно-историческим памятником эпохи Каролингского Возрождения. Начинается текст этого произведения с посвящения заказчику, архиепископу Эббону. Написано на латинском языке.

«Евангелие Эббона» создано около 825 года в Реймсе, либо в книжной мастерской бенедиктинского аббатства Сен-Пьер (нем.) в Отвильере (близ Эперне), где примерно в это же время была написана и проиллюстрирована Утрехтская псалтырь. Изображения евангелистов в Евангелии Эббона весьма сходны с иллюстрациями, сделанными в Псалтыри, что позволяет сделать вывод о том, что над обеими рукописями работал один живописец. Обе книги представляют период расцвета т. н. каролингской Реймсской художественной школы.

Ещё до 835 года архиепископ Эббон подарил Евангелие Отвильерскому аббатству. В настоящее время рукопись хранится в городской библиотеке Эперне (Signatur Ms. 1).

Утрехтская псалтырь, лист 15 v

Утрехтская псалтырь (нид. Utrechts Psalter) — памятник средневекового книжного искусства, хранящийся в университетской библиотеке Утрехта (Нидерланды). Утрехтская псалтырь является выдающимся памятником книжного иллюстрирования эпохи Каролингского Возрождения. Она была создана около 820—835 годов в бенедиктинском монастыре Отвильер в Шампани и украшена сделанными тушью 166-ю иллюстрациями. Текст написан на латинском языке. Примерно в это же время в Отвильерском аббатстве этими же каллиграфами и художниками было изготовлено и известное Евангелие Эббона. С 1732 года Утрехтская псалтырь хранится в библиотеке университета города Утрехт.

Утрехтская псалтырь является также важным историческим памятником, характеризующим образ жизни и мышления людей каролингской эпохи — в первую очередь благодаря интерпретациям-комментариям, данным изложенным в этой рукописи псалмам.

Участники

Людовик Благочестивый – сын Карла Великого, франкский император (814–840 гг.).

Людовик Немецкий – сын Людовика Благочестивого, король Восточно-Франкского королевства (Германии) (843–876 гг.), основатель династии немецких Капетингов.

Карл Лысый – сын Людовика Благочестивого, король Западно-Франкского королевства (Франция) (840–877 гг.).

Лотарь – сын Карла Великого, король Италии и Рейнской области.

Алкуин– англосаксонский педагог и ученый, руководитель придворной школы в Аахене (782–796 гг.).

Эйнгард – деятель Каролингского возрождения, автор сочинения «Жизнь Карла Великого».

Сёла и города каролингской эпохи

В то время существовало несколько типов сельских поселениях: отдалённые хутора, деревни и городки, а также светские и церковные поместья. В документах монастырей Сен-Жермен, Сен-Реми, Сен-Бертен и Сен-Вандрий можно найти данные о десятках тысяч крестьян, которые проживали при аббатствах. Каролингская знать также имела в распоряжении эту рабочую силу.

Города продолжали жить. Населённые пункты, основанные во времена Римской империи в Северной Галлии, Аквитании и на берегах Роны и Рейна, ещё существовали, хоть и довольно сильно изменились. Между отдельными домами и даже улицами появились огороды и пастбища для скота. Большие античные постройки (амфитеатры, цирки и термы) после принятия христианства потеряли своё центральное значение в общественной жизни. В 8−9 вв. их разбирали в качестве хорошего строительного материала для новых построек — городских стен, дворцов, мостов, а также резиденций епископов и правящего дома. Конечно же, использовались разобранные античные здания для возведения соборов, новых церквей и монастырей, вокруг которых рождались новые жилые массивы.

Монастырь Святого Ведаста в Аррасе был возведён в нескольких сотнях метров от античного Артебатума. Аббатство Сен-Реми находилось на расстоянии полукилометра от старых римских ворот. Да и сам дворец Карла Великого в Ахене был построен вблизи античных жилых кварталов. Лангобардский хронист Павел Диакон около 785 г. в своём произведении «Деяния мецских епископов» упоминал об амфитеатре, который находился за городом, где, собственно, и начался рост населённого пункта.


Реконструкция дворца Карла Великого в Ахене. (Wikimedia Commons)

Но каменных зданий в городах каролинской эпохи было не очень много. В основном дома строились из дерева. Знаниями и опытом раннесредневековые архитекторы значительно уступали своим позднеримским коллегам. Сооружения были хрупкими. В каролингских хрониках часто встречаются сообщения о рухнувших домах от землетрясений. Ущерб зданиям наносил даже сильный ветер. Биограф императора Людовика Благочестивого заметил, что из-за ветра слетели почти все свинцовые пластины с крыши капеллы Карла Великого в Ахене.

Поэт Каролингского возрождения Седулий Скотт жаловался епископу Льежа Хартгарию на то, что его и остальных учёных-ирландцев поселили в каком-то чулане, где всегда было темно, протекала крыша, двери не запирались, а стены дрожали от ветра. По его словам, в таком месте могли обитать лишь вороны и летучие мыши. Плотность застройки в городах была довольно высокой, что приводило к неминуемым вспышкам эпидемий и частым пожарам.

В 800 г. население Рима составляло примерно 50 тыс. человек. В имперском Риме оно равнялось 1 млн. Париж, Мец и Регенсбург населяло по 25 тыс. человек, Майнц и Тур — 20 тыс., церковные центры Трир и Кёльн — 15 тыс., а Вормс, Пуатье и Руан — 10 тыс. В перечне представлены наиболее важные административные и церковные центры империи.


Коронация Карла Великого папой римским. (Wikimedia Commons)

Значительную часть населения города эпохи Каролингов составляли люди церкви: монахи, клирики и каноники при кафедральных соборах. Существовал целый штат, который обслуживал епископа и его двор: без повара, конюхов, домовой прислуги, работников канцелярии и охраны глава местной кафедры обойтись не мог. Проживали в городах и представители администрации императора со свитой. И, конечно же, там же традиционно жили ремесленники.

Важно заметить, что Карл Великий и Людовик Благочестивый оказывали покровительство иноземцам, особенно — иудеям. Именно в 8−9 вв

еврейские кварталы появились в Лионе, Регенсбурге, Нанте, Майнце, Трире, Кёльне, Париже, Вормсе, Меце, Руане.

Скульптура

Подъем искусства, характерный для периода Каролингской империи, не захватил монументальной скульптуры. Зато мелкая
пластика, в частности рельефы из слоновой кости были распространены и отличались большим мастерством. Они служили
украшением для окладов книг, церковной утвари. Высоким качеством отличались изделия из серебра. До нас дошли единицы, но
это подлинные шедевры. Серебряных дел мастера делали и маленькие статуи, в которых деревянная основа оббивалась
металлическим листом (статуя св. Венеры, 985 г., в церкви Сент-Фуа в Конке). Отливали статуи и из бронзы (статуя Карла
Великого, 860-970 гг., ил.78)
Империя Карла Великого была недолговечной, первые симптомы ее распада сказались еще при жизни самого императора. При
ближайших же его приемниках этот процесс усилился в еще большей степени. Империя погибла от междоусобиц и набегов
арабов, венгров и особенно норманнов (викингов). Для Европы началась длительная и повсеместная полоса бедствий. Многие
монастыри, города, замки были разорены, памятники архитектуры разрушены, произведения изобразительного и прикладного
искусства разграблены. Художественная жизнь пришла в упадок. Конец 9 и 10 столетия является самым темным периодом в
истории искусства западного средневековья. Лишь в самом конце первого тысячелетия нашей эры, когда норманны, главный бич
Запада, осели на севере Франции и опасность их набегов миновала, Западная Европа вступила снова в полосу более
нормального существования.

Архитектурные стили постмодернизма

Объединение архитектурных течений, возникших в 60 годах прошлого столетия как реакция на жёсткую экономию, формализм и отсутствие разнообразия, представляет из себя постмодернизм. Его расцвет пришёлся на 1980-е годы.

Рецидив различных принципов, содержащихся в основном в классическом зодчестве прошлого и применение их к современным структурам породил архитектуру исторической аллюзии (стилистический приём, намекающий на нечто общеизвестное).

Поиск уникальности, создание новых форм, идея гармонизации архитектуры в соответствии с окружающей средой — отличительные черты в работе постмодернистов. Их характеризуют яркие цвета, классические мотивы, разнообразие структур, материалов и форм.

Стремление к соблюдению пропорций и симметрии, к выражению образности зданий, внедрение или возрождение декора (барельефы, росписи) активно используются во внешней отделке.

С конца 1990-х годов он распадается на новые тенденции высокотехнологичной архитектуры, неоклассицизма и деконструктивизма.

Хай-тек в архитектуре

High Tec — высокие технологии. Возник в 1970-х на основе элементов высоких технологий в промышленности, инженерии.Концепция High Tech развилась из британской модернистской архитектуры конца 1960-х. Отдаёт предпочтение легким материалам и чистым, гладким, непроницаемым поверхностям, часто из стекла. Характеризуется выраженными открытыми стальными конструкциями, открытыми трубами, воздуховодами и т. д., гибкостью для создания внутренних зон и интерьеров.

Эти изменения были внесены и реализованы ключевыми архитекторами стиля Норманом Фостером и Ричардом Роджерсом с 1970-х годов.

Здание в стиле хай-тек: штаб 4 канала, Horseferry Road, Лондон, 1994

Деконструктивизм

Эти странные, искаженные, почти до невозможности здания, на самом деле являются частью очень специфического, не прямолинейного подхода к дизайну.Деконструктивизм характеризуется

  • использованием фрагментации,
  • манипулированием идеями поверхности структуры,
  • переопределением ее форм и
  • радикальным проявлением их сложности в здании.

Сосредоточившись на свободе формы, а не на функциональных проблемах, деконструктивисты стремятся поразить посетителя, делая их пребывание в своем пространстве запоминающимся: интерьер завораживает так же сильно, как и внешний вид.

Считается, что этот фрагментированный стиль развился из постмодернизма, который начался в конце 1980-х годов. В то время как постмодернизм возвращался к историческим корням, которые избегал модернизм, деконструктивизм отверг постмодернистское признание таких ссылок и сделал смелый шаг к необыкновенным инновациям в архитектуре.

Деконструктивизм. Музей Гугенхейма, Бильбао, Испания

Ренессанс и Средневековье

Согласно распространенным представлениям, Ренессанс отбросил средневеко­вые суеверия в пользу науки и обратился вместо Бога к человеку. Принято счи­тать, что первым делом Возрождение отказалось от схоластики, то есть систе­мы строгих философских доказательств существования Бога, на которой стро­илась работа первых университетов (schola). Теперь это слово считается чуть ли не ругательством, но изначально схоластика была одним из величайших дости­жений европейской интеллектуальной культуры. Именно она научила европей­ского человека логически мыслить; немалую роль в этом процессе сыграли со­чинения Аристотеля, которые в XII веке вернулись в научный оборот в перево­дах с арабского.

Если схоластика опиралась на Аристотеля, то ренессансная философская систе­ма во главу угла возводила другого античного автора — Платона. Его сочине­ния впервые перевел на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Это была боль­шая европейская сенсация: в конце XV века греческого почти никто не знал, тексты считались утерянными и восстанавливались по отрывочным цитатам.

В действительности Ренессанс никогда не порывал с традицией Фомы Аквин­ского, Ансельма Кентерберийского и других великих теологов-схоластов. Но­вые, оригинальные и интересные, комментарии на переводы Аристотеля продолжали писаться и издаваться до XVII века. Кроме того, Средние века ни­когда не пренебрегали человеком и его местом в структуре мироздания, а ре­нессансные авторы не отказывались от Бога. Наоборот, именно богословие они считали главным делом своей жизни. Тот же Марсилио Фичино стремился подчинить идеи Платона христианской доктрине. Его младший современник Джованни Пико делла Мирандола в своих богословских трактатах и философ­ских сочинениях стремился доказать общность всех учений мира и свести их в единую христианскую систему.

Архитектурные стили классицизма

На закате эпохи Возрождения Палладио и Скамоцци (итальянские архитекторы) выразили архитектурным языком направление классицизма. Основа классического стиля: рационализм и использование только функциональных деталей.

Архитектор А. Палладио. Вилла Ла Ротонда, Виченца, Италия. Классический стиль в архитектуре

Благодаря следованию строгим канонам, постройки отличаются

  • правильностью планировки,
  • чёткими формами,
  • симметричными композициями и
  • сдержанным убранством.

Эстетизм классицизма поддержали масштабные градостроительные проекты, что вылилось в упорядочивание городских застроек.

В разных странах это направление проявляется с некоторыми особенностями. Италия, Франция, Англия, Германия, США выразили классику как:

  • Палладианизм или ранний классицизм,
  • Георгианская архитектура,
  • Ампир,
  • Регентство,
  • Бидермейер,
  • Федеральная архитектура.

Резиденция премьер-министра Великобритании. Георгианский стиль дома на Даунинг стрит 10, Лондон

В статье Архитекторы Классицизма в Англии можно проследить эволюцию архитектурных стилей на примере этой страны.

Классицизм — значит «образцовый». Рациональная методология европейского философа Рене Декарта (1596 -1650 гг) «от простого — к сложному» нашла выражение в строений 17—19 веков.

Архитектурные стили данного направления более подробно описаны в статье «Классицизм в архитектуре«.

Стили в архитектуре и их особенности

Архитектурные стили формируются особенностями и свойствами исторического периода, региона или страны, которые проявляются в отличительных чертах зданий и композиций, таких как:

  • назначение строений (храмы, дворцы, замки),
  • конструкции и материалы, используемых при строительстве,
  • композиционные приёмы,
  • линии и оформление фасадов,
  • планы,
  • используемые формы.

Различные стили возникают в конкретных условиях развития экономики и общественного устройства. На них влияют:

  • религиозные течения,
  • государственность,
  • идеологическая составляющая,
  • исторические приёмы зодчества и
  • национальные отличия,
  • климат,
  • ландшафт и рельеф.

Технический прогрес, идеологические изменения или геополитические отношения всегда приводили и продолжают приводить к рождению нового стиля.

Романский стиль

Романские здания строились в Европе приблизительно с 1000 года и до появления готического стиля в 12 веке.

Этот стиль содержит в себе много основных признаков римской и византийской архитектуры.

Он олицетворяет строительство укреплённых городов-замков с мощными стенами, узкими окнами и оборонительными рвами вокруг укреплений, где мосты и городские ворота охранялись стражей, улицы на ночь перекрывались цепями.

Замок обычно строился на возвышении, которое имело стратегическое значение для обороны и наблюдения. Украшением композиции служили башни — убежища. Форма их могла быть круглой, четырёх- или шестиугольной с заостренной крышей. Остальные постройки неприхотливой геометрической формы располагались вокруг неё.

Ярче всего романский стиль можно наблюдать в храмах, соединённых с такими башнями, имеющих полукруглые дверные проёмы и окна. Галереи и наружные стены церквей украшали декоративные стойки соединённые небольшими арками.

Постройки в романском стиле выглядят основательно, прочно и гармонично на фоне окружающей природы.

Романская церковь Сан Миллан, Сеговия, Испания

Подъем юриспруденции

По распоряжению Карла Великого в 802 году были записаны и соответствующим образом оформлены действующие законы. Под его личным руководством издано 65 капитулятов (юридических трудов), которые стали ценнейшим наследием и основой развития права в Средневековье и последующих столетиях.

В Википедии и других источниках перечислены множественные реформы, которые относятся к периоду Каролингского возрождения. Преобразования в финансовой и административной сферах подразумевали укрепление власти императора и ее централизацию.

Образ грамотного правителя сохранился в народных сказаниях. Спустя 70 лет со дня его смерти монахом Галленским были собраны легенды, в которых Карл показан мудрейшим правителем. В презентациях и рефератах, которые готовят ученики на уроках истории, его изображают человеком, презирающим безграмотность и прославляющим образованность. В некоторых мифах даже говорится, что определение «король» произошло от имени знаменитого правителя, которого называли Железным.

Уровень культурного развития после Карла Великого не только не уменьшился, но и стремительно повышался с приходом к власти его последователей. Народ не поник, а с вдохновением принял нововведения.

Эпоха Каролингов оставила после себя замечательные шедевры архитектуры и живописи, книжные миниатюры и образцы уникального стиля изобразительного искусства. Изучение величайшего культурного наследия и того значения, какое оно имело для развития франкского и других европейских государств, включено в обязательную школьную программу в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС).

Примечания

  1. Несмотря на то, что, по сообщению Эйнхарда, Карл Великий имел сложности с овладением письмом, он выступал покровителем искусств и наук, что нашло отражение в его «Капитулярии о занятиях науками»:
  2. Ф. С. Капица. История мировой культуры. — Издательсто АСТ, 2010. — 730 с. — ISBN 978-5-17-064681-4.
  3. Рише упоминает в своей книге «Les Carolingiens. Une famille qui fit l’Europe» (p. 354) 1839 год, когда появилась «Литературная история Франции до XII века» Ж.-Ж. Ампера. Однако этот термин историк мог использовать и ранее — в своих статьях и лекциях.
  4. Patzelt E. Die Karolingische Renaissance: Beiträge zur Geschichte der Kultur des frühen Mittelalters. Wien, Österreichischer Schulbücherverlag, 1924.
  5. Впервые термин «возрождение» упомянул Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях» в 1550 году.
  6. Ullmann W. The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship (The Birkbeck Lectures 1968-69). New York: Barnes and Noble, 1969; Hubert J., Porcher J., Volbach W. Carolingian Renaissance. New York, Braziller, coll. «Arts of Mankind», 1970; Trompf G. W. The Concept of the Carolingian Renaissance // Journal of the History of Ideas. Vol. 34. № 1 (январь-март 1973). P. 3-26; Wallace-Hadrill. A Carolingian Renaissance Prince: Charles the Bald // Proceedings of the British Academy. № 64. 1978; Godman P. Poetry of the Carolingian Renaissance. Norman: University of Oklahoma, 1985.
  7. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века. С. 10-13. Задаваясь вопросом, было ли каролингское возрождение, Ле Гофф отвечает: «Для возрождения у него отсутствуют те количественные показатели, которые предполагаются самим этим понятием. Да, повысился уровень культуры детей аристократов, учеников дворцовой школы, тех из клириков, кто обучался в немногих крупнейших монастырских и епископальных центрах. Но одновременно Каролингское возрождение практически положило конец остаткам начального образования, которое меровингские монастыри распространяли среди детей из окрестных деревень. Во время великой реформы бенедиктинского ордена 817 г., на которую императора Людовика Благочестивого вдохновил св. Бенедикт Анианский и которая заключалась в замыкании на себе самом первоначального бенедиктинского монашества, „внешние“ школы монастырей были закрыты. Ренессанс для замкнутой элиты — крайне малочисленной — должен был послужить клерикальной Каролингской монархии небольшим питомником, выращивающим чиновников и политиков. Республиканские учебники французской истории заблуждаются в своих восхвалениях Карла Великого (кстати, неграмотного), делая из него покровителя школ и предшественника Жюля Ферри».
  8. Riché P., Verger J. Des nains sur des épaules de géants. Maîtres et élèves au Moyen Âge. Tallandier, Paris, 2006.
  9. Гуревич А. Я., Харитонович Д. Э. История Средних веков. М., 2008. С. 59.

Архитектурные стили архаичного периода

Древнеегипетский стиль

Стиль этот дал развитие огромному множеству разнообразных архитектурных структур и великих памятников. Архитектура Древнего Египта, включая дворцы, храмы в Луксоре и пирамиды на реке Нил, является свидетельством существования одной из самых выдающихся цивилизаций мира. Преобладающие строительные материалы — это испечённый на солнце кирпич, известняк, песчаник и гранит.

Архитектура Древнего Египта: пирамиды Гизы

Понимание древнеегипетского стиля современными людьми основано на сохранившихся религиозных храмах и массивных, непонятного назначения сооружениях, c характерными наклонными стенами, имеющими небольшое количество отверстий, окружённых таинственностью. Распространено мнение, что это усыпальницы, однако существуют другие теории. Дополнительные сведения об архитектуре

  • Древнего Египта,
  • Египетских пирамидах,
  • храмах.

Архитектурные стили модернизма

Глобальное движение в архитектуре и дизайне 20-го века, объединившее возникшие архитектурные стили на базе инноваций в технологии строительства, новых материалов, железобетона, стали и стекла получило название интернациональный стиль.

Характерные черты:

  • решительное обновление форм и конструкций,
  • аналитический подход к функции зданий,
  • строго рациональное использование материалов,
  • открытость к структурным нововведениям.

Он отвергает орнамент, неоклассический подход к архитектуре и стилей Beaux-Arts (боз-арт), что значит «красивая архитектура», и отдает предпочтение минимализму. Основные элементы:

  • асимметричные композиции,
  • кубические или цилиндрические формы,
  • плоские крыши,
  • использование стали и железобетона,
  • большие окна.

В разных странах их черты приобретали своё звучание. Но у всех наблюдаются одни и те же принципы:

  • желание экономить,
  • широко использовать новые материалы,
  • с помощью каркасной модульной структуры создавать свободные планы простых геометрических форм.

В строениях отсутствуют национальные культурные признаки, нет декора, а есть поверхности из стекла и металла.

Интернациональный стиль охватывает современные направления в зодчестве такие как:

  • Брутализм,
  • Конструктивизм,
  • Функционализм,
  • Рационализм,
  • Де Стиль (неопластика),
  • Баухауз и другие.

Модернизм. Дворец Гуштаву Капанемы, Рио, Бразилия

Более подробно архитектурные стили этого направления рассмотрены в статье Модернизм в архитектуре. 

Готический стиль

На основе романского стиля возникла готика с устремлёнными ввысь шпилями, заостренными арками и резьбой на религиозные темы. Этот стиль возник на севере Франции в 12 веке. Получил широкое распространение в австрийских, немецких, чешских, испанских, английских городах.

В Италии приживался с большим трудом и сильными изменениями, которые положили начало «итальянской готике». В конце 14 века этот архитектурный стиль трансформируется в так называемую «интернациональную готику».

Готический собор в Лионе, Франция

Для интересующихся более подробно в статье  Готический стиль в архитектуре. В статье Готические соборы средневековья описаны 6 наиболее ярких образцов готики в Европе. Пример лучистой готики приведён в статье о Кёльнском соборе.

Живопись

Постоянной и важной частью внутреннего убранства церквей, монастырей и дворцов были росписи в технике мозаики и фрески.
Уцелели единичные памятники. Мозаики были яркими по колориту (заимствование из восточной культуры Сирии), внушительны по
размерам, с немного наивными образами

Роспись в церквях делалась, чтобы неграмотные могли прочесть слово божье. Больше
сохранилось книжных миниатюр. Каролингские книги писались в 2-х мастерских в Аахене- главной резиденции Карла Великого.
Книги в большинстве своем были религиозными и предназначались для высшего духовенства и придворно-аристократического
круга. Они характеризовались декоративной пышностью, которая достигалась преобладанием техники гуаши и применением
золота. Особо богато украшались книги предназначенные для императоров и королей. Миниатюры, иллюстрирующие сюжеты книг,
многое унаследовали из ирландской и французской миниатюр.

Империя Карла: демография и ландшафты

Самое могущественное государство Западной Европы 9-го в. занимало солидную территорию — 1 112 000 кв. км. Границы империи, к радости историков, были зафиксированы достаточно точно для той эпохи. Но если говорить о популяции государственного образования Каролингов, то цифры варьируются от 8 до 15 млн человек. Конечно, Галлия (территория современной Франции), в которой с 5-го в. жили франки, тогда вмещала в себя 3−5 млн человек. Эту информацию можно подчерпнуть из административных документов, вроде поместных описей и монастырских полиптиков. Однако сложно подсчитать, сколько людей проживало в междуречье Рейна и Эльбы, в Испанской Марке и Северной Италии.

Подавляющее большинство подвластных Каролингам земель было щедро покрыто густыми лесами. Следует заметить, что леса были преимущественно лиственными. Потепление в 5−13 вв. сыграло в формировании ландшафта Европы значительную роль. Такие крупные лесные массивы являлись труднопроходимыми и, откровенно говоря, небезопасными из-за банд грабителей и диких зверей. Подобные обстоятельства сильно сказались на формировании поселений. Письменные источники и археологические находки показывают, что империя Карла была заселена неравномерно.


Каролингская империя. (Wikimedia Commons)

Людям эпохи Каролингов было проще селиться компактно и не менять своё место жительства. Жить на земле, которая была давно освоена и участвовала в хозяйственном обороте, значительно легче. Хотя леса и опушки использовали достаточно часто: там собирали ягоды, травы, грибы и орехи, пасли скот, брали хворост и искали строительный материал. Надо заметить, что раскорчёвка земель под пашню проходила в очень скромных масштабах.

Повлияли на распределение населения по землям империи и частые рейды викингов с севера, а также мадьяров с востока. Арабы с юга влияли на данный процесс меньше. Постоянные вторжения заставляли жителей внешних границ империи уходить в более безопасные места. Как правило, дальше от судоходных рек и морского побережья, поближе к холмам и горным долинам.

Общее понятие и предпосылки

Начало выдающегося периода культурного возрождения совпало с периодом правления династии Каролингов, которая была у власти с начала VIII до конца IX столетия. Почти полтора века франки и близлежащие государства переживали стремительный подъем. Начало этим событиям было положено по инициативе короля Франка Великого, а его деятельность продолжили Людовик I Благочестивый и Карл Лысый.

Предыдущая эпоха в истории Средневековья характеризовалась застоем во всех сферах жизни и деятельности людей. К этому не мог оставаться равнодушным пришедший к власти правитель, которого отличала особая любовь к грамотности и наукам. Стремление возродить культурную жизнь историки в своих конспектах называют главной причиной, послужившей развитию Каролингского возрождения.

При своем дворе король собрал самых выдающихся и талантливых особ того времени. Кроме того, он поставил перед собой цель за время правления дать образование представителям разных общественных классов на максимально высоком уровне для того времени. Становилось обязательным просвещение в научно-философской и художественной сферах.

Доказательством отсталости и безграмотности общества той эпохи может служить тот факт, что Карл Великий в целом государстве так и не смог найти качественно написанную Библию, а также полный свод положений Бенедиктинского ордена. За этой литературой были отправлены посыльные в Рим. Империя с ее наследием и уровнем образованности стала примером для короля франков, он пытался ровняться на нее во всем.

Многие современные историки предпочитают не использовать термин ренессанс, так как, по их мнению, возрождение происходило преимущественно в духовной сфере, а не в общественных движениях, как в итальянской эпохе. Преимущественными направлениями, определенными Карлом Великим, являлись:

  • открытие школ риторики при церквях и монастырях;
  • преподавание «свободных искусств» (грамматики, диалектики, арифметики, музыки, геометрии и астрономии);
  • обучение латинскому стихосложению.

Архитектура и искусство

Охарактеризовать Каролингское возрождение кратко очень сложно, ведь это целая эпоха преобразований, которая затронула практически все сферы жизни средневекового человека. Подъем проявлялся во всем. Началось активное строительство светских и религиозных зданий. Всего за период с 768 по 855 год по всей территории империи появилось:

  • 27 соборов;
  • 100 королевских резиденций с собственными капеллами;
  • 417 монастырских комплексов (и еще 800 было отреставрировано).

На уроках истории редко рассказывают о том, что в период Каролингского возрождения появился новейший тип сооружений — бург. Это были военные лагеря, укрепленные высокими башнями — донжонами. Именно они стали основой создания классического средневекового замка.

При Карле Великом появились новые архитектурные стили — готический и романский. Совершая походы на территорию Апеннинского полуострова, король был восхищен многочисленными колоннами, фресками и базиликами, которые впоследствии распорядился ввести в обиход и в своем государстве. По распоряжению правителя многие мраморные элементы доставляли из Италии, где сохранялись остатки разрушенных античных храмов.

Огромное значение имело развитие изобразительного искусства. Главным импульсом для него стало знакомство франков с древнеримскими достижениями в этой отрасли. Со временем в живописи стал преобладать готический стиль.

При переписывании литературы вводились не только новые стандарты грамотности и словесности, но и добавлялись иллюстрации и картинки, выполненные преимущественно яркими и золотистыми красками на высочайшем художественном уровне. Для создания таких высококачественных шедевров открывались специальные мастерские, привлекались настоящие умельцы.

Архитектурные стили античности

Античность — это Древний Рим плюс Древняя Греция.

Древнегреческий стиль

Греки возводили много храмов для жертвоприношений богам. Они заложили основу европейской архитектуре, которая служила примером для всего мира. Их высокотехнологичные системы для пропорций и стиля, используя математику и геометрию создавали внешнюю гармонию и красоту. Заменив ещё в архаическую эпоху дерево на белый мрамор и известняк, греки строили благородные и прочные здания. Можно поделить на следующие периоды:

  • архаический,
  • классический,
  • эллинизм.

Античный греческий архитектурный стиль: храм Геры (возр. 460 до н. э.) в Пестуме, Италия (ошибочно называемый Нептуна или Посейдона).

Отмечены периоды архитектуры Древней Греции рождением трёх стилей: дорическим, ионическим и коринфским.

  • В архаике — дорический и ионический.
  • Во времена классики добавился коринфский.
  • Эллинизм использует все три.

Читайте краткий обзор архитектурных стилей Древней Греции.

Древнеримский стиль

Древнеримская архитектура — это форма этрусского зодчества. Этому стилю присущи величие, мощь и сила. Сильное влияние на неё оказали греки. Отличается монументальностью, множеством украшений и пышной отделкой зданий, строгой симметрией.

Римляне строили большинство зданий для практических целей, а не храмы, как в Греции. Читайте  об архитектуре Древнего Рима коротко. Описана история, применяемые материалы, технологии и градостроительство.

Древнеримский архитектурный стиль: Пантеон, Санта-Мария ин ВИА лата, Рим, Италия

Барокко

Барочный стиль рождён итальянскими зодчими Борромини и Бернини. Его появление в конце 16 века знаменует эпоху Позднего Возрождения. Ещё называют витиеватым развитием Ренессанса.

Этот стиль был противостоянием рационализму и классике. Его задачей было создание впечатления состоятельности и могущества. Узнайте, какие созданы зодчими.

Характеризуется большими колоннадами, обилием различных скульптур и пилястрами, наличием теламонов (атлантов), кариатид и маскарон (анфас головы человека или животного). Отмечен многоярусными сложными куполами (собор Св. Петра, Рим).

Любимый католической церковью (), cтиль барокко быстро становиться популярным у испанцев и французов, у немцев и нидерландцев, у русских и поляков. Также его принимают и в странах Южной Америки.

Стиль барокко в архитектуре Рима, Италия

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: