Принцип I: уважать историю
В просторном холле, разложив на журнальном столике эскизы костюма, спорят трое дизайнеров. У них в ногах сопит английский бульдог Поппи, местная любимица. Обстановку дополняют фотографии на стенах: Эмма Уотсон, Бенедикт Камбербэтч, Гэри Олдмен, Мерил Стрип и другие знаменитые актеры. Здесь бизнес тесно связан с семейными традициями.
Все началось в 1813 году, когда портнойэмигрант Даниель Энджел приехал в Лондон, предположительно, из Франкфурта, и поселился в еврейском квартале. Женился, завел пятерых детей и открыл лавку подержанной мужской одежды.
— Таких лавок были десятки, — говорит Джереми, — все они разорялись через пару лет: сдавать одежду в секонд-хенд тогда было не в моде. Но у основателя нашей фирмы был секрет. Поскольку денег не хватало, Даниель устроился сторожем на кладбище возле синагоги, а магазином стал заведовать его 15-летний сын Моррис. По одной из семейных легенд, мальчишка ходил на похороны и уговаривал вдов продать оставшиеся от мужей костюмы. По другой — бывало, что костюм, в котором вчера хоронили богатого еврея, наутро обнаруживался среди прочих, но Даниель был не слишком щепетилен и просто отдавал одежду прачке. В любом случае во время сотрудничества с кладбищем ассортимент магазина изрядно расширился, цены снизились, но готовые костюмы приходилось перешивать под новых клиентов. И тогда в 1840 году Даниель и Моррис открыли свое ателье.
Джереми ведет меня по коридору вдоль старинных афиш. На одной из стен — бумага с заказом и автографом Чарлза Диккенса. Писатель арендовал костюмы для себя и подбирал одежду для актеров, которые играли в постановках по его книгам. —
— Как так получилось, что почтенная еврейская лавка вдруг стала шить костюмы для театров и варьете?
— Актеры бедных театров обычно сами искали себе костюмы. Но гонорары не позволяли им к каждой постановке покупать новое платье. Поскольку Энджелы жили в «актерском» квартале, к Моррису часто обращались с просьбой одолжить одежду по-соседски. Но отец научил его тому, что в словаре успешного бизнесмена нет слова «одолжить», зато есть словосочетание «сдать в аренду». Так ателье стало не только продавать костюмы, но и давать их напрокат, подшивая и расшивая под каждого нового клиента. А когда некоторые актеры приобрели известность, уже сами театры начали обращаться к Энджелам за гардеробом.
Панк 70‑х
Кадр из фильма «Круэлла»
Кожаная куртка Befree, 4759 рублей
Чокер, 134 рубля
Брюки с пайетками J.B4, 8830 рублей
Сумка Артми, 2499 рублей
Ботинки с заклёпками, 2166 рублей
Когда Круэлла являет себя миру, транслируя своё имя в неоновых граффити на здании, она появляется в кожаной мотоциклетной куртке и в брюках с золотыми блёстками. На губах красная помада и стразы, а на лице драматичная надпись «Будущее» — красноречивое послание её сопернице Баронессе. Наряд настоящей гламурной плохой девочки.
Образ Круэллы здесь особенно сильно повторяет панк 70‑х: драматичность, лозунги, яркий макияж и много-много кожи. Но он вписывается и в эстетику 2021 года. Блестящие вещи стали новым трендом, и носить их предлагают не только на вечеринки, но и в повседневной жизни. Достаточно разбавлять блестящую одежду спокойными аксессуарами и деталями. Например, косухой и маскулинными ботинками.
Творения Надежды Ламановой
На Цветном бульваре можно узнать о моде и новых силуэтах, которые появились после революции 1917 года, особенностях кроя и украшений того времени. Посетителей ждут кинопоказы и танцы предвоенных лет. Также можно попробовать свои силы в игре в городки.
Выставка «Гений в юбке и ее эпоха» рассказывает о Надежде Ламановой (1861–1941), великом русском модельере и театральном художнике и проходит сразу на трех бульварах — Чистопрудном, Рождественском и Цветном. Специалисты из разных уголков страны реконструировали по старым фотографиям и эскизам созданные ею костюмы. В 1901 году Константин Станиславский сделал Ламановой первый заказ, и ее сотрудничество с Московским художественным театром растянулось на 40 лет.
Так, Ольга Книппер-Чехова играла Раневскую из «Вишневого сада» именно в нарядах, созданных Ламановой, которая также разрабатывала костюмы для фильмов «Цирк» Григория Александрова и «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна. На выставке можно увидеть платье в народном стиле для актрисы Алисы Коонен и наряд скульптора Веры Мухиной, которые реконструировала Светлана Гнатуш, заслуженный дизайнер, член Союза художников и Союза дизайнеров России, лауреат конкурса «Русский кутюрье». Также она воссоздала модели Надежды Ламановой, которые сохранились в модных журналах, реконструировала платья по эскизам и разработала вышивки с учетом стиля 1930–1940-х годов. Ежедневно на Цветном бульваре проходят и показы коллекции Светланы Гнатуш «Мамино платье».
На Пушкинской площади напомнят о том, как повлияли на советскую моду середины и второй половины прошлого века покорение космоса и сибирские стройки. А еще здесь можно вспомнить, какие прически делали модницы того времени. Игры в шахматы, домино и городки позволят приобщиться к популярным формам досуга тех лет. Интересные детали времени представит фотовыставка и экспозиция журналов мод.
Рассмотреть театральные костюмы, созданные современными художниками, а также реконструкцию работ наиболее известных постановщиков прошлого можно будет на Рождественском бульваре.
Кроме того, на Пушкинской площади, Цветном и Чистопрудном бульварах подготовлена музыкальная программа.
Игра в шапку, азы каллиграфии и метание сулиц
На Сретенском бульваре можно узнать, какими были одежда и обычаи на Руси после принятия христианства, а также обратить внимание на особенности отделки древнерусского костюма. Также здесь работает фотовыставка берестяных грамот, которые хранятся в музее Великого Новгорода, и экспозиция украшений и щитов
Мастер-классы на этом бульваре познакомят с трудом оружейника, кожевенника, а также раскроют секреты штамповки тканей и работы в гончарной мастерской
Также здесь работает фотовыставка берестяных грамот, которые хранятся в музее Великого Новгорода, и экспозиция украшений и щитов. Мастер-классы на этом бульваре познакомят с трудом оружейника, кожевенника, а также раскроют секреты штамповки тканей и работы в гончарной мастерской.
У посетителей будет возможность поиграть и в настольные игры или шапку — это веселая игра, требующая хорошей реакции и умения быстро находить синонимы для объяснения разных слов.
Какой была русская одежда XIII–XV веков, когда объединялась и укреплялась Московская Русь, развивалась торговля и процветали ремесла, можно будет на Страстном бульваре. Выставочные стенды, размещенные на площадке, посвящены костюмам, украшениям и оружию тех лет. На мастер-классах расскажут о женских ремеслах, ювелирных украшениях и об изделиях из стекла, а также помогут освоить азы каллиграфии.
Кроме того, у посетителей будет возможность проверить свою ловкость. Для этого их приглашают пострелять из лука и поучаствовать в метании сулиц — дротиков, которые использовали русские воины.
На Покровском бульваре гостей ждет погружение во времена Московской Руси XVII века, когда была одержана победа над польскими интервентами и началось правление династии Романовых. Тогда в моду вошли украшения, яркая отделка и обилие вышивки. Здесь можно узнать, как работали резчики по дереву, что нужно для книгопечатания и литейного дела. Желающие попробуют научиться росписи на плитках. Также посетители могут познакомиться с разнообразием вееров того времени или попробовать свои силы в лучном тире.
Придворный этикет, ар-деко и мода в деталях
Посетители Петровского бульвара узнают больше о модных тенденциях, появившихся при Петре I и Екатерине II. Здесь можно узнать, как создавались наряды в ту эпоху, на какие правила опирался придворный этикет и как украшали карнавальные маски. Также на этой площадке работает выставка вееров и костюмов.
На Гоголевском бульваре сделали акцент на женской моде начала XIX века. Тогда привлекательным считалось все естественное, а дамы высшего света после победы в Отечественной войне 1812 года стали включать в свои наряды элементы народного стиля. На бульваре пройдут мастер-классы по созданию украшений из бисера и акварельной живописи, игры в крокет, серсо и петанк. Также представлена фотовыставка исторического костюма.
Об особенностях стилей модерн и ар-деко гости фестиваля узнают на Чистопрудном бульваре. Особую атмосферу прошлого помогут создать фотоателье, шляпная мастерская, ателье модисток и ретроавтомобили.
На бульваре можно увидеть сказочные и исторические работы фотографа Лианесс. Выставку организовало историческое общество «Бал в русской усадьбе», которое проводит вечера в стиле XIX — начала XX века в старинных дворянских усадьбах, участвует в киносъемках и музейных мероприятиях.
Принцип V: хранить тайну
Следующий цех весь увешан знаками, запрещающими фотографировать. Джереми просит меня никому не рассказывать о костюмах, которые я здесь увижу.
— Зачем же вы мне их показываете?
— Тонкости юридического контракта. Мы можем показывать свою работу, но не должны разглашать, над каким фильмом работаем. Вы точно не догадаетесь, но кто-то из киноиндустрии по вашему описанию — может. Мой прапрадедушка не знал, что такое защита авторских прав, а теперь в ателье всегда есть работа для юристов. — Какие еще секреты вы храните?
— Например, время приезда актера на примерку, а также личные параметры звезд. У нас есть специальная книга, куда уже несколько десятков лет записывают мерки клиентов. Там есть имена Джуда Лоу, Джонни Деппа, Мартина Фримана, Леонардо Ди Каприо и другие. Тайна их размеров соблюдается так же строго, как банковская или медицинская. Мы даже фильмам даем кодовые названия, по которым они проходят в документах. «Золотой век», к примеру, фигурировал как «Вирджиния», а «Боевой конь» носил имя «Дартмур». Для киноленты под кодовым названием «Планета льда» мы изготовили 1400 костюмов.
— Это что-то про космос?
— А вот и нет! Но там был корабль и гигантский кусок льда. Уже догадались? Даже не помню, в какой момент у меня на глаза наворачивались слезы: когда тонул Ди Каприо или когда я представлял, сколько времени наши костюмы провели в воде.
— А есть ли у тайн сроки давности?
Особенности ателье и цена на одежду
Лондон славится своими портными на весь мир. Но мода меняется, а большинство лондонских ателье не успевают за ней. В моей студии мерки снимаются иначе, чем в обычных ателье. Есть готовые параметры рубашек, пиджаков, жилетов и брюк разных размеров. Лекала изделий зарегистрированы в компьютере.
Как я работаю? Клиент примеряет изделие, близкое к его размеру. Затем я смотрю, нужно ли скорректировать лекало, чтобы изделие село четко по фигуре. Проверяю все до миллиметров, а также смотрю наклоны плеч и рук, изгибы в спине и груди. Проговариваю с человеком все изменения, которые хочу внести; тогда клиент знает, чего ожидать и просит сделать по желанию чуть короче или заужено.
В ателье на Сэвил-Роу на изготовление костюма уходит пять-шесть месяцев. В моей студии — от двух до четырех недель
История [ править ]
Магазин Hackett в универмаге El Corte Inglés в Витории, Испания.
Компания Hackett была основана в 1983 году Джереми Хакеттом и Эшли Ллойд-Дженнингс из киоска на лондонской Портобелло-роуд . Первый магазин на «неправильном конце» Кингс-роуд в лондонском районе Челси продавал только подержанную одежду.
В течение нескольких лет компания постепенно расширялась, увеличивая количество филиалов и переходя от приобретения и продажи подержанной одежды к разработке и продаже собственных товаров. Международная экспансия началась с открытия в 1989 году испанского филиала в Мадриде . В 1994 году Хакетт открыл магазин на Рив Гош в Париже, а через год добавил в свою коллекцию детскую одежду.
В июне 2005 года Richemont продала Hackett испанской инвестиционной компании Torreal SCR, SA . Хакетт назначил американского креативного директора Майкла Сондага, который присоединился к Хакетту из Tommy Hilfiger в 2005 году.
В феврале 2015 года Hackett (часть Pepe Jeans Group) была куплена ливанской фирмой M1 Group и дочерней компанией LVMH L Capital Asia. Hackett и Pepe Jeans ранее принадлежали Torreal Funds (31 процент), Artá Capital (16,4 процента), L Capital Europe (11,5 процента) и их менеджерам. Hackett стал официальным поставщиком одежды для команды Williams Martini Racing с сезона 2015 года.
Первое ателье в мире, где принимают криптовалюту
Однажды с постоянным клиентом из Южной Африки мы заговорили о криптовалюте. Он рассказал, что в Африке многие люди предпочитают хранить деньги в биткоинах, потому что не доверяют банкам. На что я ему сказала: «Эд, может, мне ввести оплату криптовалютой? У меня ведь есть клиенты, у которых нет банковских счетов в Европе!». Так и родилась идея ввести оплату криптовалютой.
Я позвонила бухгалтеру и спросила: «Оливер, давай будем брать оплату криптой? Как мне налоги платить? Как это вообще все работает?». Для него это было в новинку, он несколько недель исследовал этот вопрос. Тем временем я изучала, какие компании уже проводят транзакции и как работать с банками. Отобрала несколько вариантов, сейчас начинаем внедрение системы. Как будет готово, объявим об этом на сайте и в Instagram. Надеюсь, что к последней неделе февраля все будет готово.
Henry Poole & Co
Мастерская по адресу Сэвил-роу, 15 изготавливает костюмы и смокинги на заказ с 1806 года. Портные Henry Poole & Co стояли у истоков создания английского костюма bespoke, шили смокинги самому принцу Уэльскому и другим джентльменам с громкими фамилиями. Новаторский подход, безупречный тейлоринг и профессиональный сервис угодили самым требовательным ценителям мужского костюма, так что спустя 200 лет ателье процветает. Сейчас на выбор заказчика предлагается более двух тысяч видов разных тканей, произведенных на лучших фабриках Англии и Шотландии. Сначала клиент выбирает тип костюма — от делового до парадного, затем крой пиджака (однобортный или двубортный) и количество изделий. Может быть, взыскательному джентльмену захочется дополнить комплект брюками, сорочкой или жилетом. Далее за дело берется закройщик, который снимает мерки и обсуждает детали, вроде внешних и внутренних карманов для сигар. Примерная стоимость костюма-двойки от Henry Poole & Co — 2500 фунтов. На примерку желательно приходить регулярно, а сам заказ нужно ждать два месяца.
Принцип VI: держать нос по ветру
— Если костюмер просто хорошо делает свое дело, никто не замечает его работу, — считает Джереми. — Получить прибыль можно, если четко улавливаешь конъюнктуру, чувствуешь, куда дует ветер. Мы никогда не упускали возможности заработать: шили для офицеров дипкорпуса во время Первой мировой войны, поставляли смокинги и платья для радиоведущих, одевали сотрудников крупных гостиничных сетей, мастерили одежду для домашних маскарадов королевской семьи и создавали костюмы для Стивена Хокинга.
— А куда ветер дует сейчас?
— В сторону видеоигр, — улыбается Джереми. — Они становятся все более реалистичными, и художникам нужно на чем-то основываться, когда они рисуют придуманных героев. По нашим костюмам гейм-дизайнеры делают фотографии, 3D-модели, сканируют фактуру. Благодаря такому сотрудничеству мы делаем любимое дело и получаем за это деньги.
— Но, следуя за модой, не боитесь ли вы потерять те принципы, которым ваша семья следует уже семь поколений?
— В нашем роду есть традиция: старшего сына называть Моррис или Даниель — в честь основателей Angels Costumes . За 178 лет у руля стояли семь ангелов (обязательно напишите с маленькой буквы!), еще 15 в ней просто работали. Люди огромной веры, таланта и терпения. Мы творим на стыке магии и камуфляжа, каждый раз заставляя зрителей верить, что перед ними новый человек. Мы меняем актера до неузнаваемости. Мы опережаем время: делаем костюмы для фильмов, которых еще нет. Получается, что будущее — и моды в том числе — начинается в наших залах старого платья.
Бунтарка
Кадр из фильма «Круэлла»
Брошь 221 рубль
Джинсовая куртка, 2893 рубля
Ботинки Nina Rubens, 11 936 рублей
Прозрачная юбка с подкладом, 2995 рублей
Сумка-кошелёк, 618 рублей
Брошь, 137 рублей
Декоративные эполеты, 485 рублей
В фильме «Круэлла» витает дух знаменитой «бабушки панка» Вивьен Вествуд. Неудивительно, раз создатели фильма вдохновлялись модой Лондона 70‑х. А именно Вивьен и её лондонский бутик Sex стояли у истоков панка как стиля одежды и образа жизни. Объёмные юбки сложного кроя, стиль миллитари, лозунги — это всё использовала Вествуд в своих нарядах.
Военный китель с «орденами» и огромная красно-чёрная пернатая юбка — кульминационный образ героини в её противостоянии с Баронессой. По словам художницы по костюмам Дженни Беван, юбку шили вручную и штатные сотрудники, и студенты, и стажёры и все, кто хотел помочь. Всё потому, что юбка должна была быть достаточно большой, чтобы закрыть машину, но при этом лёгкой, чтобы героиня Эммы Стоун могла свободно двигаться.
Принцип III: работать головой и руками
В пошивочном цехе вместо стен огромные окна. Под легкую музыку портные рисуют мелом на ткани, сшивают выкройки, примеряют бумажные платья на манекен с ватными накладками в нужных местах. Везде разложены картонные лекала, а на пробковую доску приколоты старинные фотографии.
— Одежду мы шьем только в трех случаях: если у нас еще не было такого платья, если костюм собираются уничтожить в ходе съемок и если режиссеру нужно несколько одинаковых комплектов. Когда мы делаем костюм на заказ, мы учитываем историю персонажа, жанр фильма и даже цвет других костюмов. Важны и действия персонажа в кадре: для создания эффекта неловкости можно сшить одежду на размер меньше, для размахивания мечом нужен удобный крой. К примеру, для Капитана Джека из сериала «Доктор Кто» мы создали три пальто: обычное для большинства сцен, укороченное для бега и удлиненное для драматичных сцен на ветру. Такой гибкий подход приходит с десятками лет опыта.
— Как вы добиваетесь исторической достоверности?
— Для сложных исторических заказов мы нанимаем экспертов, но чаще исследовательскую работу проделывают сами сотрудники. Если речь о костюмах после 1920-х годов, то у нас есть много оригиналов, по которым можно изучить способ кроя, виды швов, типы подкладок. Для исследования более ранних периодов мы связываемся с музеями. Кроме того, в ателье собрана уникальная библиотека редких иллюстрированных книг по истории костюма и моды. Есть старинные выкройки и чертежи. Часто можно услышать, как в коридорах портные спорят о том, что могла носить мать Сталина или какие платья должны были висеть в шкафу у Маргарет Тэтчер. Молодые сотрудники, к сожалению, больше полагаются на Google и «Википедию», и первое, чему нам приходится их учить, — пользоваться бумажными источниками.
На столах у портных — книги, распечатки, нитки с иголками, подушечки для шитья. Я вижу в комнате всего один не слишком современный компьютер и швейную машинку, притаившуюся в углу под чехлом.
— А где же новейшая портновская техника?
Каково открывать бизнес в Лондоне. Первые трудности
Открыть и зарегистрировать компанию было легко. На государственном сайте четко расписан перечень документов и то, куда их отправлять. Провела еще несколько дней в интернете, делая заметки, что и как делать. А потом в течение нескольких часов после сбора необходимых документов зарегистрировала компанию.
У меня не было опыта ведения бизнеса. Тяжело было договариваться с партнерами, когда нет наработанной репутации. При поиске помещения коммерческие агенты смотрели на меня как на сумасшедшую — девушка, работавшая в фармацевтике, и вдруг открывает ателье, да еще и рядом с Сэвил-Роу. Поставщики тканей тоже недоумевали и отказывались продавать мне не только товар, но даже образцы тканей. Я писала, звонила им, предлагала залог, но никто не хотел со мной работать. Открыла ателье, запустила сайт, стала приглашать их в офис — и только потом они согласились.
После многолетней работы в большой компании первые несколько месяцев мне было сложно принимать решения самостоятельно. В течение дня их бывает столько, что нельзя откладывать и оставлять время на раздумья. Некоторые решения принимала сгоряча, тратила деньги впустую на неправильную рекламу, нанимала не тех людей. Наделав ошибок, спустя год научилась иначе подходить к решениям вопросов. Часто останавливаю себя и заставляю взять тайм-аут, особенно когда дело касается больших денежных вложений.
При поиске помещения коммерческие агенты смотрели на меня как на сумасшедшую — девушка, работавшая в фармацевтике, и вдруг открывает ателье, да еще и рядом с Сэвил-Роу
Gieves & Hawkes
Основные характеристики современного костюма были заложены англичанами, а лучшими портными испокон веков считались мастера с Сэвил-роу. Первым ателье, которое распахнуло двери на этой улице, было Gieves & Hawkes. Знаменательное событие случилось в 1785 году, когда два бизнесмена Гивз и Хокс объединили свои фамилии и усилия ради светлого будущего мужской моды. Клиентуру составляла исключительно знать. В свое время услугами индивидуального пошива Gieves & Hawkes пользовались адмирал Нельсон, граф Веллингтон и приближенные короля Георга II.
В начале XIX века основной доход фирме приносили заказы от британской армии. Служившие на флоте даже получали специальный джентльменский набор «морской сундук Гивза», куда помещались униформа, тазик для бритья и другие необходимые подручные вещи. Чуть позже к списку must-have прибавился запатентованный надувной жилет. От маринистики владельцы ателье перешли к решительному маркетингу. В начале XX века они организовали для постоянных покупателейуслугу «доставка почтой», что расширило клиентуру. Слава о портных Gieves & Hawkes прогремела даже за пределами Великобритании, поэтому, помимо создания костюмов по меркам заказчика, компания выпустила первую в мире мужскую коллекцию прет-а-порте. В 1997 году пост креативного директора занял Джеймс Уайшоу, который разбавил классику молодежной линией. Сейчас Gieves & Hawkes наравне с оптовыми продажами предлагает услуги личного портного для пошива деловых, вечерних и повседневных костюмов.
Anderson & Sheppard
Еще одно старинное bespoke ателье, которое появилось на модной карте Великобритании в 1906 году. Бренд Anderson & Sheppard основали голландец Фредерик Шолте и швед Питер Густав Андерсон, которые знали, как привнести новаторство и толику разнообразия в неказистый мужской костюм Викторианской эпохи. Оригинальный подход сразу привлек клиентов с титулом, и этот магнетизм сохранился до сих пор. В ателье нередко захаживали легендарные артисты. Например, Марлен Дитрих, которая часто примеряла образ «под мальчика» и смокинги от Anderson & Sheppard. Кстати, на протяжении 20 лет постоянным клиентом ателье является и принц Чарльз. Портные даже создали для монарха эксклюзивную ткань — балморалский твид. Чем же еще славится это ателье? Все изделия Anderson & Sheppard характеризуют плавная линия плеч и драпированный крой (drape cut). Благодаря такому покрою костюмы достаточно свободны в области груди, что делает их максимально комфортными в носке.
Принцип IV: ничего не выбрасывать
В Angels Costumes есть 15 отдельных мастерских и маленьких хранилищ, где можно подобрать все — от короны до пары чулок. В цехе пуговиц и нашивок вдоль стен выстроились шкафы с десятками ящичков. На каждом возле ручки скотчем наклеен образец того, что лежит внутри. Несколько часов назад здесь подшивали военную форму, и сейчас по полу рассыпаны десятки пуговиц. Я хочу взять одну на память. Но Джереми мотает головой: даже сломанная пуговица может пригодиться костюмеру.
— Ну нереально же сохранить все… А что вы будете делать, если целый костюм вернется со съемок испорченным?
— Конечно, мы выставим кинокомпании штраф, но не будем торопиться отказываться от испорченной одежды. В ателье оценят, что можно сделать: исправить повреждения, использовать одежду для роли бедняка или продать костюм фанатам. Любое поношенное платье тоже для чего-то сгодится. К примеру, у моей бабушки истрепались туфли. Папа принес их на склад и через пару лет они пригодились для кинофильма «Леди в фургоне»: обувь подошла Мэгги Смит. Бабушка очень этим гордится. Правда, ее послушать, так она будто бы предоставила актрисе весь гардероб, включая шарф, перчатки и даже, возможно, панталоны.
На выходе из мастерской стоят металлические баки, полные мятой военной формы. На ручке каталки написано «Химчистка № 2».
— Обратите внимание, — говорит Джереми и вытаскивает китель, весь в запекшихся бурых пятнах, — этот костюм побывал на съемках в окопах времен Первой мировой вой ны и совсем не пострадал. Да-да! Дело в том, что Angels Costumes запатентовали специальный состав, который позволяет имитировать кровь, грязь и травяные разводы
Эти красители легко смываются при обычной стирке. Просто в какой-то момент в семье решили: если в контракте оговорено, что камзол должен быть ветхим и потертым, мы лучше сами его «испортим», чем доверим непрофессионалам.
Джереми показывает на манекен, одетый в алый мундир британского офицера колониальных войск. Плечи и спина камзола сильно выгорели на солнце.