Архитектура израиля — architecture of israel

Восточные мотивы в архитектуре Израиля

Этот дом представляет собой фешенебельную виллу с типично мусульманскими элементами, включая окна типа «фонарь» с деревянными переплетами, узкие арочные окна, потолки в виде усеченного купола и керамическую облицовку с декоративными библейскими сюжетами, разработанными в иерусалимской академии искусств Бецалель.

Дом-музей Х.Н. Бялика. Фото: Википедия

В том же духе работали британские архитекторы, приглашенные в Палестину мандатными властями. Добротные здания, построенные Холидеем, Хэррисоном и Чейкеном, отражали типично английскую колониальную философию с некоторым реверансом в адрес местной культуры. Образцами такого архитектурного стиля могут служить бассейн и внутренний дворик в музее Рокфеллера (автор Хэррисон), арочные конструкции и армянская керамика Холидея в Шотландской церкви.

Вилла Deccan в Иерусалиме. Фото: Вера Рыжикова

Между тем, еврейское строительство с привязкой к местным условиям оказалось чревато противоречием. С одной стороны, представители первых волн алии видели в арабской культуре законсервированную библейскую традицию. Возвращение в страну патриархов было для них связано с возвращением в библейскую эпоху, с временем еврейской государственности и сельскохозяйственного труда, с древними пастухами и крестьянами, с мифическими героями и с исконным образом жизни. Живым напоминанием той эпохи были для них местные арабы и бедуины, их жизненный уклад и внешний облик. Многие обитатели новых еврейских поселений, а позже и члены Пальмаха (вооруженных отрядов еврейской самообороны, ставших со временем ядром Армии Обороны Израиля) старались подражать коренному населению. Между мечтой о «народе на своей земле» и арабским присутствием протянулась духовная ниточка.

С другой стороны, этот ближневосточный романтизм оказался недостижимым идеалом из-за реальной войны между евреями и арабами. Арабские волнения 1921 и 1929 годов и формирование палестинского национального сознания после яростного арабского бунта 1936-1939 годов разбили вдребезги мечту о слиянии с арабским миром.

Постепенно в стране сложилась другая концепция – «концепция крестоносцев». Она поощряла импорт зарубежной культуры, дав толчок новому чувству превосходства над местными жителями и стремлению к отличию и уникальности. Еврейское поселение, киббуц или мошав, символом которых служили маленькие стандартные домики с белыми стенами и красными крышами, аккуратно спланированные и утопавшие в густой растительности, резко контрастировали с арабской деревней, которая поднималась как бы прямо из грунта, с ее хаотично разбросанными домами и без всякой зелени. Водонапорная башня стала ориентиром еврейского поселения, противостоящим исламским минаретам.

Современная архитектура и градостроительство

Известные архитекторы

Почувствовав политические изменения, происходящие в Центральной Европе во время Первой мировой войны, а также движение сионистских идеалов о восстановлении родины для евреев, многочисленные еврейские архитекторы со всей Европы эмигрировали в Палестину в течение первых трех лет. десятилетия 20 века. Хотя во времена британских мандатных властей в 1920–1948 гг. Было много новаторского планирования , в частности, план города Тель-Авива в 1925 г., разработанный Патриком Геддесом , это была архитектура, спроектированная в модернистском стиле «Баухаус», которая заполнила бы сюжеты этот план; среди архитекторов, которые эмигрировали в Палестину в то время и которые сделали значительную карьеру, были: Иегуда Магидович , Шмуэль Местечкин (1908-2004; специализировался на архитектуре кибуцев), Люциан Корнгольд (1897-1963; Польша и Бразилия; Рубинский Хаус, раннее здание в стиле Ле Корбюзье в Тель-Авиве, часто ошибочно приписывают ему), Якобу (Жак, Яков) Орнштейну (1886–1953), Саломону Гепштейну (1882–1961), Йозефу Нойфельду (1899–1980) и Эльзе. Гидони (1899–1978; урожденная Мандельштам).

Дов Карми , Зеев Рехтер и Арье Шарон были одними из ведущих архитекторов начала 1950-х годов. Рудольф (Реувен) Тростлер сыграл важную роль в проектировании первых промышленных зданий страны. Дора Гад спроектировала интерьеры Кнессета , Музея Израиля , первых крупных отелей страны, Еврейской национальной и университетской библиотеки , самолетов Эль Аль и пассажирских кораблей Зим . Амнон Нив спроектировал башню Моше Авив , самое высокое здание в Израиле. Дэвид Резник был бразильским израильским архитектором, получившим премию Израиля в области архитектуры и премию Рехтера за такие культовые здания Иерусалима, как синагога Израэля Гольдштейна и Университет Бригама Янга на горе Скопус .

Кинотеатры

Архитектуру кинотеатров Тель-Авива можно рассматривать как отражение истории архитектуры Израиля: первый кинотеатр «Эдем», открытый в 1914 году, был примером модного в то время эклектического стиля, сочетающего европейские и арабские традиции. Кинотеатр Муграби, спроектированный в 1930 году, построен в стиле ар-деко . В конце 1930-х годов театры Эстер, Чен и Алленби были яркими образцами стиля Баухаус . В 1950-х и 1960-х годах примером архитектуры в стиле брутализма стал кинотеатр Tamar, построенный внутри исторического здания Solel Boneh на улице Алленби .

Срок полномочий

Дома, построенные во время британского мандата, носили городской характер, с плоскими крышами, прямоугольными дверными проемами и окрашенной плиткой на полу.

Муниципальные законы Иерусалима требуют, чтобы все здания были облицованы местным иерусалимским камнем . Постановление восходит к британскому мандату и губернаторству сэра Рональда Сторрса и было частью генерального плана города, составленного в 1918 году сэром Уильямом Маклином , в то время городским инженером Александрии .

Государство Израиль, первые десятилетия

В первые годы государственности Израиль построил ряды бетонных многоквартирных домов, чтобы вместить массы новых иммигрантов, чтобы заменить хижины, палатки и упаковочные ящики маабарот .

С 1948 года в архитектуре Израиля преобладала потребность в размещении масс новых иммигрантов. Brutalist стиль бетон подходит суровый климат Израиля и скудность природных строительных материалов.

Недавние улучшения

Белый город Тель-Авив, впервые названный «Белым городом» в 1984 году, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По мере роста стоимости недвижимости по всей стране возводятся небоскребы . Башня Азриэли Сарона в Тель-Авиве — самое высокое здание в Израиле на сегодняшний день.

Эфраим Генри Пави   эволюционировал от органической архитектуры к биоморфизму . Pavie Дом в Neve Daniel редкий случай негеометрическую, нео-футуристического blobitecture в Израиле.

Мотивы эпохи крестоносцев в израильской архитектуре 70-х

В 70-х годах наметился возврат к традиции крестоносцев. Возведенные в то время больница «Кармель» в Хайфе (автор Яаков Рехтер), библиотека «Бейт-Ариэла» в Тель-Авиве работы Моте Лупентеллера и Гиоры Гремермана, школа ОРТ в студенческом городке Гиват-Рам Еврейского университета в Иерусалиме (архитекторы Надлер, Надлер и Биксон-Гиль), факультет гуманитарных наук «Рам-Карми» на горе Скопус и многие другие здании несут на себе отпечаток этого архитектурного направления, а также европейской и американской «брутальности», выраженной, в частности, в зодчестве Пола Рудольфа. Все эти строения похожи на крепости; их элементы: замкнутое внутреннее пространство, обилие башенок, срезанные углы, наклонные стены, узкие окна и большие площади открытого бетона – все они дышат мощью и агрессивностью.

Возможно, этот стиль должен был выразить чувство триумфа, охватившее израильтян после Шестидневной войны (1967 г.), и страхи, порожденные войной Судного дня 1973 года. Впрочем, просматривается и попытка архитекторов установить связь с живыми историческими символами страны.

Площадь Сюзан Далаль в Тель-Авиве. Фото: Википедия

Постмодернизм 80-х годов подготовил идеологическую почву для диалога с прошлым и для поиска новых идей в региональной архитектуре. Началось повсеместное проникновение арабо-исламских элементов. Они присутствуют, например, в оформлении тель-авивской площади Сюзан Делаль работы архитектора Шломо Аронсона. Здесь можно увидеть черты, заимствованные из культуры мусульманской Испании, в особенности, города Севильи: маленькие цитрусовые деревья, водные каналы, керамика из синей глазури. Такие же элементы содержатся в дизайне иерусалимского здания «Бет-Шмуэль» (архитектор Моше Сафди), где размещается центр «Хибру юнион колледж».

Стремясь включить в свои работы восточные элементы, большинство зодчих обращается не к местной арабской архитектуре, а к традициям средневекового ислама дальнего Запада, центром которого была Испания.

Здание Верховного суда в Иерусалиме. Фото: Википедия

Серьезная попытка широко использовать традиции местного строительства была предпринята при возведении здания Верховного суда в Иерусалиме, спроектированного Рамом Карми и Адой Карми-Меламид и завершенного в 1992 году. В архитектуре этого здания отразилось все богатство и многообразие строительной палитры, накопленной в Эрец-Исраэль за многие века, включая дворцы Ирода, воздвигнутую греками гробницу Авшалома, замки крестоносцев, православные монастыри и так далее, вплоть до периода британского мандата.

Весь этот поток идей и традиций был упорядочен и воплощен в сложную конструкцию почти барочного типа. Здесь все построено на контрастах: свет и тени, узкие переходы и просторные вестибюли, замкнутые и открытые пространства, голый камень и штукатурка, прямые и закругленные линии, обилие экзистенциальных тем.

Административное здание регионального совета Менаше на севере Израиля. Фото: Википедия

Можно ли во всем этом усмотреть формирование «израильского архитектурного стиля»? Пожалуй, да. В последние годы появились явные признаки возникновения собственного национального зодчества. Это направление укрепилось благодаря современному строительству, более восприимчивому к изменениям моды и стилей в окружающем мире, а динамизм ему придает причудливое сочетание различных внутренних тенденций в израильском обществе – экономических, технических, культурных и политических. Еще в 20-е годы нехватка квалифицированной рабочей силы и отсутствие промышленной базы в Эрец-Исраэль побудили строительную отрасль быстро освоить технологию возведения бетонных зданий. Что касается строительства из металлоконструкций, то оно долго не использовалось (если не считать дома «Бейт-Хадар», возведенного в Тель-Авиве в 30-х годах по проекту Карла Рубина). Лишь в последние годы началось широкое освоение и этой технологии.

Страна Израиля строилась ее еврейскими гражданами как европейский форпост во враждебном окружении арабского Востока. Даже теперь, в разгар тесного диалога с местной традицией, Эрец-Исраэль остается ярко выраженной носительницей западных ценностей. Поэтому в области архитектуры израильтяне по-прежнему стоят ближе к европейцам и американцам, чем к восточным странам.

Ezra Lemarpe Medical Rehabilitation Center (2017)

Реабилитационный центр расположен на юге Израиля в городе Сдерот. Это некоммерческая организация, основной деятельностью которой является предоставление бесплатного лечения. В здании разместятся лечебный бассейн, кабинет эрготерапии, физиотерапевтический, диагностический и консультационный кабинеты. Проектом занималось архитектурное бюро Weinstein Vaadia Architects.

Задача состояла в том, чтобы спроектировать взрывозащищенное здание, которое отвечало бы строгим требованиям безопасности, но в то же время создавало приятную и удобную терапевтическую среду, позволяя проникать естественному свету, растительности.

Sderot Train Station (2014)

Железнодорожная станция соединяет города Ашкелон и Беэр-Шева. Также она впервые связала небольшие поселки с центром страны. Три элемента проекта (вестибюль, коридор и трек-холл), построенные из тяжелой бетонной оболочки, были спроектированы так, как будто они выходят из земли, с неправильной геометрией и наклонными стенами. Единственная застекленная стена находится у главного входа, выходящего на восток, а на западе никаких проемов нет. Проект выполнило архитектурное бюро Ami Shinar – Amir Mann Architects and Planners.

В статье «Топ 13 современной израильской архитектуры» охвачены проекты за последнее десятилетие. Приведены примеры разных строений с разными функциями. Это частный дом, школа, отель, и даже мемориальный комплекс.

Журнал «Архитектура Израиля» [ править ]

Предлагается разделить этот раздел на новую статью под названием « . ( Обсудить ) ( февраль 2021 г. )

Архитектура Израиля (AI) — это двуязычный ежеквартальный журнал, посвященный архитектуре, дизайну интерьеров и окружающей среде. Публикуемый каждые три месяца, с января 1988 года, цель журнала, как указано на его веб-сайте air.co.il: «способствовать повышению осведомленности о климате и окружающей среде, творческой и осуществимой архитектуре» . Обеспечение сцены для израильской архитектуры в международном контексте журнал финансируется за счет подписки, продаж в книжных магазинах и рекламы в области архитектуры и дизайна. Ежегодно журнал вместе с Европейским Союзом проводит международный конкурс под названием «Проект года» В жюри этого конкурса входят всемирно известные ученые и архитекторы.
Журнал имеет ряд постоянных разделов:

  • Пища для размышлений о том, как другие области жизни влияют на архитектуру.
  • Любопытство — освещение событий, конкурсов и выставок.
  • Интервью с израильскими и зарубежными архитекторами.
  • Дом сезона — это новый взгляд на жилой вопрос.
  • Гость сезона — с профессиональным профилем выбранного архитектора.
  • Рассказ архитекторов — предоставление личного взгляда на закулисные истории об известных зданиях.

SAP Headquarters (2018)

Штаб-квартира европейской корпорации по разработке программного обеспечения SAP в Израиле была спроектирована Yashar Architects. Проект площадью 15 400 квадратных метров расположен в расширяющейся промышленной зоне Раананы и концептуально спроектирован как прозрачный стеклянный ящик с двойной оболочкой, состоящей из навесной стены с внутренней стороны и системы затеняющих планок в восточном, южном и западном направлениях.

Фасад создает гармоничный баланс между внутренним и наружным освещением, создавая ощущение глубины и тени снаружи. На северном фасаде здания есть балконы-террасы с видом на окружающий зеленый пейзаж.

Архитектура и памятники: найдено 205 в Израиле

Популярные страныВсе страны

Популярные курортыВсе курорты

фильтры (205)

  • Храм Гроба Господня

    Иерусалим

    10/10

    sveta: “Сердце христианского квартала в Иерусалиме – Гроб Господа”

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Архитектурные сооружения

  • Стена плача

    Иерусалим

    10/10

    Екатерина: “Духовное место”

    Архитектура и памятники

  • Западная Стена (Стена Плача)

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Древние руины

  • Порт Яффа

    Тель-Авив

    10/10

    Андрей Шишмарёв: “Путешествие в сказачное прошлое”

    Архитектура и памятники

  • Мемориал жертв холокоста Яд Вашем

    Иерусалим

    10/10

    Архитектура и памятники
    Образовательные центры
    Библиотеки

  • Храмовая гора

    Иерусалим

    10/10

    lama555: “Впечатляющий вид”

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Древние руины

  • Гефсимания

    Иерусалим

    10/10

    lama555: “Дивный сад”

    Архитектура и памятники

  • Церковь всех наций

    Иерусалим

    10/10

    lama555: “Красивое здание”

    Архитектура и памятники

  • Всемирный центр Бахаи

    Хайфа

    10/10

    Valery Rosinskaya: “Усыпальница Баба Всемирный центр Бахаи́ — рай для любителей растений.”

    Архитектура и памятники

  • Елеонская гора (Масличная гора)

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Исторические места

  • Бахайские сады и Золотой купол Бахайского Храма

    Хайфа

    9/10

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Природа

  • The Western Wall Tunnels

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные
    объекты

  • Таелет (Променад)

    Тель-Авив

    9/10

    Архитектура и памятники
    Пляжи
    Пирсы и пляжные променады

  • Garden of Gethsemane

    Иерусалим

    10/10

    Елена: “»Над небом голубым…»”

    Архитектура и памятники
    Природа
    Сады

  • Садовая могила

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Исторические места

  • Hezekiah’s Tunnels

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Исторические места

  • Via Dolorosa (Way of the Cross)

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Шоппинг
    Антикварные магазины

  • Улица Нахалат Бинямин

    Тель-Авив

    9/10

    Архитектура и памятники
    Шоппинг
    Блошиные и уличные рынки

  • Dizengoff Street

    Тель-Авив

    8/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Музей Зала Независимости

    Тель-Авив

    9/10

    Архитектура и памятники
    Исторические места
    Развлечения

  • Улица Бен Иегуда

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Church of Saint Anne

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Архитектурные сооружения

  • Jaffa Gate (Bab al-Khalil)

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Исторические места
    Культурные объекты

  • Louis Promenade

    Хайфа

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Купол Скалы

    Иерусалим

    10/10

    Негода Наталья: “Купол Скалы самое узнаваемое место Иерусалима”

    Архитектура и памятники
    Религиозные объекты
    Исторические места

  • Tiberias

    Тиверия

    8/10

    Архитектура и памятники
    Исторические места

  • Rothschild Boulevard

    Тель-Авив

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Ворота Дамаска

    Иерусалим

    10/10

    deilar: “Ворота Дамаска”

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Еврейский Квартал (Кардо)

    Иерусалим

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

  • Yefe Nof Street

    Хайфа

    9/10

    Архитектура и памятники
    Культурные объекты

Архитектурные стили [ править ]

Сельское жилье править

Древняя базилика в Негеве

Латрун монастырь

До конца XIX века традиционный арабский сельский дом в деревнях на территории тогдашней Палестины состоял из одной комнаты без перегородок, разделенных на уровни в соответствии с различными функциями, выполняемыми в доме:

  • Равие — нижний уровень на возвышении двора, считающийся «грязной» частью дома, используемый для хранения и укрытия скота.
  • Мастабех — более высокий жилой этаж, используемый для сна, еды, приема и хранения вещей.
  • Сида (галерея) — еще одна жилая зона над мастабой, используемая в основном для сна.

Во второй половине XIX века жилой этаж с перекрестным сводом был добавлен над традиционным домом, создав пространство между этажом с домашним скотом в нижней комнате и жилым этажом. В каждый этаж устроен отдельный вход.

Укрепленные дома были построены за пределами центра деревни и были двухэтажными: приподнятый первый этаж с крошечными окнами, которые использовались для разведения скота и хранения, и отдельный жилой этаж с большими окнами и балконами. Во дворе было небольшое строение, используемое для хранения вещей. Иногда внутри нее располагалась печь для выпечки табуна.

Первые современные строительные технологии были очевидны в фермерских домах. Использовались железные балки, а крыши были сделаны из бетона и черепицы. Эти строения имели балконы с видом и широкие дверные проемы.

Мейер на башне Ротшильда , самом высоком жилом здании Тель-Авива

Кинотеатры править

Архитектуру кинотеатров Тель-Авива можно рассматривать как отражение израильской архитектурной истории: первый кинотеатр «Эдем», открытый в 1914 году, был примером модного в то время эклектического стиля, сочетающего европейские и арабские традиции. Кинотеатр Муграби, спроектированный в 1930 году, построен в стиле арт-деко . В конце 1930-х годов театры Эстер, Чен и Алленби были яркими образцами стиля Баухаус . В 1950-х и 1960-х годах примером архитектуры в стиле брутализма стал кинотеатр Tamar, построенный внутри исторического здания Solel Boneh на улице Алленби .

Иерусалимский камень и металлические решетки

Британское вмешательство

Когда четыре столетия спустя в декабре 1917 года турецкое правление закончилось, перед британцами, вступившими в должность в Палестине, стояла трудная задача. Иерусалим в то время был голодный и измученный жаждой город, полный заразных болезней. После нескольких недель оказания первой помощи, когда нужно было подвезти еду и цистерны с водой, перед первым британским военным губернатором сэром Рональдом Сторрсом стояла не менее важная задача: спасение памятников.

Были изданы указы о том, что здания не должны сноситься или перестраиваться без письменного разрешения, что на фасадах не должно быть штукатурки или листового металла, только белый иерусалимский камень, и что на домах не должно быть никаких знаков, кроме уличных. Уход за памятниками стал сверхчеловеческой задачей. Каждый фунт земли в Иерусалиме кому-то принадлежал, это был сложный клубок прав собственности. Будь-то мусульмане, евреи, многочисленные христианские церкви, религиозные фонды или ассоциации, каждый должен был дать свое согласие на исправления.

Dome of the Rock in Jerusalem, Israel.Британское вмешательство

Важнейшей задачей был ремонт цитадели и стен Иерусалима. Часть стен рухнула, и цитадель была завалена мусором, который копился здесь веками. Территория вокруг стен была окружена ветхими постройками. Для расчистки территории были наняты беженцы из иорданского города Солт. Стены ремонтировали местные строители и рабочие. Были отремонтированы ворота и дорожки на вершинах стен. Под стенами закладывались фундаменты будущих парков. После создания Государства Израиль в 1948 году, Иерусалим на долгие 19 лет стал разделенным городом.

Британское вмешательство

Восточный Иерусалим пал перед Иорданией, а войска Арабского легиона заняли позиции на стенах. Полоса зелени вокруг стен, с которой так бережно обращались англичане, снова превратилась в свалку, и никто не заботился о содержании. После Шестидневной войны 1967 года Израиль завоевал Старый город, и стены стали символом единого Иерусалима. В 1970-х годах стены снова тщательно отремонтировали, а часть из них сделали доступной для экскурсий. Был завершен ремонт Ворот Сиона. Посетители Иерусалима и его жители могут полюбоваться замечательными строительными работами, которые являются уникальным свидетельством его богатой истории.

Европейский стиль на Ближнем Востоке

Итак, коренное население стало подражать европейскому архитектурному стилю. Зажиточные арабские семьи, покидавшие Старый город Иерусалима, строили европейские виллы и дворцы, хотя продолжали украшать их традиционной мусульманской символикой. Растущие города наполнились типично европейскими зданиями с террасами и покатыми красно-черепичными крышами.

Иерусалимский район Мишкенот Шеананим. Фото: Википедия

Евреи, прежде арендовавшие жилье у арабов, тоже начали создавать свои отдельные кварталы. Первым в Иерусалиме появился квартал Мишкенот Шаананим (буквально: «Мирные жилища»). Он был построен в 1860 году при поддержке британского филантропа сэра Мозеса Монтефиоре и представлял собой группу вытянутых строений, увенчанных покатыми крышами из красной черепицы. Затем община бухарских евреев построила на севере города свой квартал в виде замкнутого комплекса, состоящего из массивных типовых домов, тоже с красными черепичными крышами. Подобным образом строились и такие иерусалимские кварталы, как Меа-Шеарим (Сто ворот) и Нахлаот (Наследия), а возле улицы Яффа – Неве-Цедек (Жилища праведных) и Неве-Шалом (Мирные жилища).

Именно тогда архитектура Эрец-Исраэль приобрела три характерных особенности:

1. отсутствие привязки к местным условиям;
2. крыши из красной черепицы, ставшие символом еврейского присутствия и воплощением «идеального» дома;
3. замкнутые, «геттоподобные» кварталы с однородным в этническом, религиозном и социальном отношении населением. Первоначальное стремление селиться отдельно от арабов перешло со временем в традицию раздельного проживания еврейских общин, делившихся по образу жизни и по странам исхода.

Внешние ссылки [ править ]

Викискладе есть медиафайлы по теме » Архитектура Израиля» .
  • JewishVirtualLibrary.org: Археология
  • Arzaworld.com: Историческая архитектура и дизайн в Израиле
  • Немного скромность проходит долгий путь — от Дэвида Кроянкер .
  • Пятьдесят лет израильской архитектуры, отраженной в зданиях Иерусалима , Министерство иностранных дел Израиля, 26 мая 1999 г.
  • Израильский архитектор Дизайн
  • Архитектура Израиля Quarterly
  • «Иерусалим: архитектура позднего османского периода» — Лили Эйло
vтеАрхитектура Азии
Суверенные государства
  • Афганистан
  • Армения
  • Азербайджан
  • Бахрейн
  • Бангладеш
  • Бутан
  • Бруней
  • Камбоджа
  • Китай
  • Кипр
  • Восточный Тимор (Тимор-Лешти)
  • Египет
  • Грузия
  • Индия
  • Индонезия
  • Иран
  • Ирак
  • Израиль
  • Япония
  • Иордания
  • Казахстан
  • Северная Корея
  • Южная Корея
  • Кувейт
  • Кыргызстан
  • Лаос
  • Ливан
  • Малайзия
  • Мальдивы
  • Монголия
  • Мьянма
  • Непал
  • Оман
  • Пакистан
  • Филиппины
  • Катар
  • Россия
  • Саудовская Аравия
  • Сингапур
  • Шри-Ланка
  • Сирия
  • Таджикистан
  • Таиланд
  • индюк
  • Туркменистан
  • Объединенные Арабские Эмираты
  • Узбекистан
  • Вьетнам
  • Йемен
Государства с ограниченным признанием
  • Абхазия
  • Арцах
  • Северный Кипр
  • Палестина
  • Южная Осетия
  • Тайвань
Зависимости и другие территории
  • Британская территория Индийского океана
  • Остров Рождества
  • Кокосовые (Килинг) острова
  • Гонконг
  • Макао
  • Книга
  • Категория
  • Портал азии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: