Характеристика визуалов
Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.
Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:
- направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
- вверх и вправо при фантазировании;
- прямо и вдаль при мыслительной деятельности.
Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.
Для визуалов характерны следующие особенности:
- восприятие информации через образы;
- выраженная жестикуляция;
- использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
- восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
- обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
- хорошее воображение.
Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.
Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.
Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.
Характеристика аудиалов
Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух
Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме
Для аудиала характерны следующие признаки:
- использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
- хорошее восприятие музыки, бесед;
- неплохой слух;
- необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
- высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
- большая любовь к музыке;
- чувствительность к разговорам;
- хорошая слуховая память.
Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.
Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.
Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.
Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.
Аудиовизуальное = сложное
Анализ сложных произведений позволяет выделить вполне очевидные характерные черты этих объектов, позволяющие отнести их к отдельной группе объектов авторского права. Проблема сложных объектов авторского права в юридической литературе исследовалась очень мало
Некоторые исследователи все же обращают внимание на феномен неоднородных по своей структуре произведений
Так, исследуя вопросы соавторства на аудиовизуальное произведение, В.А. Дозорцев коснулся характеристики сложных объектов, которые называет «многослойными» или «комплексными» <3>. Ученый пишет: «С развитием техники появились весьма сложные объекты, которые, как правило, просто не могут быть созданы одним лицом, к тому же они составляют продукт разнородной деятельности. Их формирование является результатом многослойного процесса, когда одни лица своей творческой деятельностью создают элементы, используемые на втором этапе уже другими лицами для комплексного объекта в целом… Правовой режим такого единого, но сложного, комплексного и многослойного результата, состоящего из множества разнородных объектов, должен обладать существенными особенностями. Многослойный интеллектуальный продукт существует в целом, включает все составляющие, без любого из них его объективно нет, хотя многие элементы могут быть использованы и обособленно, отдельно».
<3> Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. — М., 2003. С. 146.
Из приведенных В.А. Дозорцевым бесспорных доводов можно сделать вывод, что сложный объект:
- состоит из множества разнородных объектов;
- существует в целом и без любого из своих составляющих не существует;
- составляющие сложного объекта могут использоваться отдельно.
Специалисты Исследовательского центра частного права России выделяют такие черты сложных произведений:
- представляют собой единое целое (единый объект);
- имеют сложный состав (структуру), образуемый из совокупности разнородных результатов интеллектуальной деятельности <4>.
<4> Заключение Исследовательского центра частного права… // Вестник гражданского права. 2007. N 3. Том 7. С. 124.
Действительно, в процессе создания, например, музыкального произведения с текстом в соавторстве усилия прилагают представители разных видов искусства — музыки и литературы. Поэт работает над словами и рифмой, которые являются элементами отдельного объекта авторского права — произведения литературы. Музыкант в свою очередь работает над вокальной партией, элементом музыкального произведения. Эти два объекта могут использоваться как вместе, так и раздельно. При этом текст не может признаваться частью музыкального произведения, так как он является результатом творческого труда специалиста другого вида искусства. Таким образом, они являются самостоятельными элементами произведения, которое включает неоднородные объекты.
Однако аудиовизуальное произведение является результатом деятельности нескольких лиц, направленной на создание именно целостного, состоящего из отдельных частей, сложного произведения. Несмотря на то что отдельно эти части могут стать предметом гражданских правоотношений, они все же призваны служить существованию единого произведения, единого объекта авторского права.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность сложного произведения. Все его части находятся в равном положении относительно друг друга, ни одна не является главной относительно других частей
Иными словами, с точки зрения авторского права важна только способность элемента сложного произведения быть использованным самостоятельно от произведения в целом и от его других элементов (иметь самостоятельное значение). Так, либретто оперы может рассматриваться как самостоятельный элемент этого произведения. Об этом свидетельствует то, что оно может быть опубликовано в отдельных брошюрах, например.
С учетом вышесказанного сложное произведение — это произведение, в котором:
- объединены произведения двух или более отраслей искусства (разнородные объекты авторского права);
- каждая из частей такого произведения создавалась именно с целью создания целостного произведения;
- каждая из частей произведения не является главной по отношению к другим;
- части произведения могут использоваться как вместе, так и отдельно от других частей произведения (то есть иметь самостоятельное значение) <5>.
<5> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т. 1 / под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Инст. государства и права РАН.М., 2004. С. 400.
Описание кинестетика
Определить такого человека можно по ряду признаков:
- частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
- частые прикосновения к собеседнику;
- близкая дистанция с человеком при разговоре;
- непоседливость;
- эмоциональность;
- лучшее усвоение информации через движения и осязание.
Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории
При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах
Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.
Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия
Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу
Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.
Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.
Куда поступать
Работа звукорежиссера, его обязанности сильно варьируются в зависимости от выбранной отрасли деятельности, однако, основной задачей остается создание звуковой концепции постановки, фильма, игры, передачи и пр. Технологиям создания звуковых решений, использованию новейших достижений науки и техники при реализации творческой деятельности, формированию профессиональных компетенций на сегодняшний день обучают следующие ведущие отечественные вузы:
- Российская академия музыки им. Гнесиных;
- Государственный специализированный институт искусств;
- Институт современного искусства;
- Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина;
- Московский институт телевидения и радиовещания «Останкино».
Изучаемые дисциплины
Профессия звукорежиссера накладывает социальную ответственность человека, что особенно относится к тем, кто осуществляет трудовую деятельность в прямом эфире на телевидении, радио. Деятельность представителя этой творческой профессии связана с ежедневной обработкой огромных массивов информационных данных, уже на этапе обучения студенту приходится изучать ряд специальных дисциплин, включая следующие:
- искусство музыкальной фонографии;
- мастерство звукорежиссуры;
- звукорежиссура аудиовизуальных искусств;
- история звукозаписи;
- музыкальная акустика;
- слуховой анализ;
- основы звукорежиссуры аудиовизуальных искусств;
- рабочие станции для аудио;
- технические аспекты монтажа фонограмм;
- современный аудиотехнологии;
- творческие аспекты перезаписи фильмов;
- творческие аспекты монтажа фонограмм;
- технические аспекты перезаписи фильмов;
- технология, практика дизайна звука;
- технологические основы озвучивания;
- технология производства первичных фонограмм;
- искусство музыкальной фонографии.
Условия поступления
Профессия звукорежиссера предполагает художественное восприятие, музыкальность, воображение, хороший слух и отличную память на звуковые эффекты, профессиональную и музыкальную эрудицию, стремление к постоянному самосовершенствованию, отслеживание последних творческих находок и т. д., а также наличие диплома данного профиля. Для зачисления на обучения абитуриенту необходимо подготовится к сдаче следующих вступительных экзаменов:
- русский язык;
- литература (профильный);
- творческий экзамен – написание сочинения на тему просмотренного фильма или спектакля, с целью выявления умения выделять главное, заложенное автором, анализировать дискурс;
- профессиональный экзамен – анализ технических средств, применяемых в том или ином фильме, выявление понимания абитуриентом основных технических принципов и технического состояния современных систем звукопередачи.
Будущая профессия
Специфика работы будущего звукорежиссера требует профессиональных навыков, того особого музыкального слуха, умения воспринимать и различать звуковые эффекты, вслушиваясь в каждый звук окружающего мира. Профессиональная деятельность специалиста направления не ограничивается механическим созданием звукового оформления торжественного мероприятия, фильма или передачи, в его задачи входит знание и понимание психологии аудитории. Звукорежиссер сродни художнику, посредством звуков рисующего музыкальные образы, дополняющие образы визуальные, приобщая человека к миру прекрасного и уводящие нас от обыденности, повседневности, рутинности. Дипломированный специалист – человек с богатым творческим воображением, совмещающий талант и особый музыкальный слух с высоким уровнем развития технических профессиональных компетенций.
В задачи звукорежиссера входит организация работы огромного штата сотрудников, каждый из которых выступает творческой личностью, что требует высокого уровня сформированности организационных навыков и умений.
Приобретаемые навыки
В настоящее время звуковое оформление получает все большее влияние при оформлении фильма, передачи, мультфильма, ток-шоу и т. д., а сама профессия звукорежиссера выходит на лидирующие позиции в процессе создания творческих дискурсов. Соответственно, дипломированные специалисты направления должны постоянно актуализировать приобретённые в процессе обучения знания, на высоком профессиональном уровне применять технические новинки, обладать высоким уровнем сформированности технических компетенций. Помимо технической звукорежиссер должен обладать следующими компетенциями:
- Способностью демонстрировать глубокое представление о месте аудиовизуальных видов искусства в культурной жизни человечества, об их роли в процессе созидания художественных ценностей.
- Способностью анализировать основные вехи в истории развития искусств, детально разбираться в жанрах, стилях мирового, отечественного искусства, проводить анализ технических параметров, звукового оформления художественных произведений.
- Умениями принимать участие в процессе реализации творческих проектов, программ различных жанров, направлений в области аудиовизуальной культуры.
- Умениями создавать высокохудожественные произведения в области звукорежиссерского искусства, уметь выражать индивидуальный творческий замысел посредством использования художественно-выразительных, технических средств.
- Реализовывать профессиональную звукорежиссерскую деятельность, создавать уникальные звуковые концепции, владеть средствами художественной выразительности аудиовизуального, телевизионного искусства.
Степень: Звукорежиссер аудиовизуальных искусств
Наиболее распространенные экзамены при поступлении:
- Русский язык
- Математика (базовый уровень)
- Литература — профильный предмет, по выбору вуза
- Творческий экзамен — по выбору вуза
Также необходимо сдать профессиональный экзамен и пройти собеседование.
Профессия звукорежиссера является одной из ключевых на телевидении, в кино, в шоу-бизнесе. На радио и телевидении звукооператор реализует звуковое оформление анонсов, передач; в театре – оформление постановок, решение технических и художественных задач. Вне зависимости от выбранной сферы деятельности главной задачей специалиста данного направления является создание звукового сопровождения фильма, мультфильма, спектакля, передачи или ток-шоу. Человек устроен таким образом, что 80% информации воспринимается через визуальные каналы, а 20% – через органы обоняния и слуха, но именно эти 20% делают любое изображение по-настоящему живым, запоминающимся, остающимся в памяти человека. Современная аудиотехника позволяет осуществлять объемное озвучивание фильмов, игр, передач, пересекать границы ощущений, окунаясь в мир звуковых эффектов.
Особенности дигитала
Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:
- руководство логикой и обдумывание действий;
- четкое планирование деятельности;
- минимальное проявление чувств при общении;
- слабые эмоции;
- стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
- высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.
Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.
Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.
Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.
Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.
Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы. Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление. Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.
Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам. Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов. Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.
Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.