Проблематика терапевтического искусства
Основные проблемы направления, изучающего искусство:
- Влияние искусства на моральные ценности зрителя. Процесс творчества погружает человека в особое состояние, схожее с экстатическим, влияя на восприятие и эмоциональное состояние творца.
- Совместное художественное восприятие. Предметы творчества, показанные широкой публике, становятся результатом совместной работы автора и зрителя: смысл, вложенный создателем, соединяется со смыслом, который видит зритель.
- Влияние процесса творчества на сознание. Предметы искусства влияют на зрителей по-разному, в зависимости от возраста, уровня интеллекта, образования и других индивидуальных характеристик. Также творчество влияет на самого автора.
Среди специфической проблематики науки выделяют:
- влияние на творчество мышления, воображения, восприятия и других познавательных процессов;
- изучение влияния коллектива авторов на процесс творчества и восприятия результатов творчества;
- выявление индивидуальных черт личности, развивающихся в процессе занятия искусством;
- поиск факторов, влияющих на творческую активность.
В психологии, в первую очередь, искусство рассматривается как метод развития личности: процесс творчества оказывает на человека терапевтический эффект, повышает его моральные качества, помогает снять эмоциональное напряжение.
Некоторые утверждения методологии искусства
Глобальная ответственность
Методология « Мир через искусство», разработанная Международным фондом детского искусства (ICAF), была признана финалистом Stockholm Challenge за заявление о методологии программы, в котором говорится: «Методология« Мир через искусство »основана на творчестве и воображении молодых людей, и учит их этике ответственности в этой взаимозависимой глобальной деревне, которая стала нашим миром. Методология включает в себя лучшие практики из областей психологии, разрешения конфликтов и воспитания в духе мира, используя при этом силу искусства для самовыражения, исцеления и общение «.
Полин Моттрам SRAsTh, выступила с коротким докладом, озаглавленным «На пути к разработке методологии оценки результатов арт-терапии при психических заболеваниях взрослых». для октябрьской конференции TAoAT 2000 г. Вот отрывок:
«Решая проблему эффективности и ища средства измерения результатов оказываемой мной услуги арт-терапии, я искал методологию, которая может обеспечить достоверный и надежный количественный результат, при этом соблюдая эстетический и гуманистический характер практики арт-терапии. Это усилие усложняется тем фактом, что арт-терапия не имеет полностью разработанной теории и имеет хрупкую исследовательскую базу. Обычно утверждается, что арт-терапия более совместима с качественными исследовательскими планами, которые охватывают субъективность, а не количественную цель. Каплан (1998, стр. 95) утверждает, что «Качественное — это исследование и построение теории. Количественные проверки гипотез с целью уточнения и подтверждения теории». Она считает, что арт-терапия не может позволить себе отвергать любую форму исследования ».
Генеративное искусство
В «Методологии генеративного искусства» по Тьярку Ihmels и Юлии Riedel, онлайн статья в Media Art Net Моцарт „музыкальная игре в костях“ «s цитируются в качестве прецедента для методологии генеративного искусства , которые, говорят авторы, имеет » утвердился почти во всех областях художественной практики (музыка, литература , изобразительное искусство) ». :
«Моцарт сочинил 176 музыкальных тактов, из которых шестнадцать были выбраны из списка с помощью игральных костей, из которых затем получилось новое произведение при исполнении на фортепиано. Шестнадцать тактов, каждый с одиннадцатью возможностями, могут дать в результате 1116 уникальных музыкальных произведений. Исторический пример, методология генеративного искусства может быть уместно описана как строгое применение предопределенных принципов действия для преднамеренного исключения или замены индивидуальных эстетических решений, которые приводят в движение создание нового художественного содержания из материала, предоставленного для этого. цель.»
Исследования Выготского в области искусства
Фундаментальным исследованием в области изучения искусства является литературный труд Л. Выготского «Психология искусства». В своем трехтомнике он рассматривает художественное произведение как совокупность эстетических знаков, вызывающих у зрителя ответную эмоциональную реакцию. Но при этом он не оценивает моральные качества автора и зрителя. По мнению Выготского, через продукты творчества невозможно полноценно анализировать состояние психики автора и зрителя.
Рассматривая произведение, Выготский оценивал формы и методы, применяемые автором. Он полагал, что в основе творчества лежит психологический механизм, и именно его следует изучать, чтобы понять психологию творчества. Механизм задействует целый комплекс психических процессов и явлений, на которые человек, далекий от творчества, не обращает внимания. Изучение этих механизмов позволяет глубже понять процесс создания, использовать его в других сферах.
Ключевой задачей исследования Выготского было изучение катарсиса, как аффективного противоречия. Катарсис становится высшей формой эмоционального переживания и приносит творцу и зрителю высшее эмоциональное наслаждение. Но возможность достичь наслаждения появляется только благодаря сильному потрясению, которое может быть травмирующим. Выготскому не удалось вывить связи между скоростью достижения катарсиса и видом творчества, поэтому можно предположить, что все формы творчества от живописи и классической музыки до театра и ораторского искусства одинаково сильно воздействуют на психику человека.
Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора
Термин «катарсис» появился во времена античности. Аристотель называл катарсисом особое переживание, которое испытывает человек во время просмотра театрального представления. Древнегреческая трагедия, по мнению Аристотеля, должна воспитать в человеке лучшие качества личности.
В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение.
В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания.
Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии.
В современном искусстве катарсис — сильное эмоциональное переживание, одинаково воздействующее на мужчин и женщин. Для большинства людей катарсис становится целью приобщения к творчеству. Его способен испытать как сам творец, так и зрители. В психологии катарсис обладает способностью избавлять человека от эмоциональных блоков, уменьшать негативные последствия травмирующих ситуаций.
Методология искусства в сравнении с методологией науки
Методология искусства отличается от методологии науки , возможно, главным образом тем, что художник не всегда преследует ту же цель, что и ученый. В искусстве не обязательно все сводится к установлению точной истины, а скорее к созданию наиболее эффективной формы ( живопись , рисунок , стихотворение , роман , перформанс , скульптура , видео и т. Д.), Посредством которой идеи, чувства, восприятия могут быть переданы человеку. общественность. С этой целью некоторые художники будут демонстрировать предварительные наброски и заметки, которые были частью процесса, ведущего к созданию работы. Иногда, в концептуальном искусстве , предварительный процесс является лишь частью работы , которая будет выставлена, без видимого конечного результата отображается. В таком случае путешествие представляется более важным, чем пункт назначения. Художник-концептуалист Роберт Барри однажды устроил выставку, где дверь галереи оставалась закрытой, а табличка на двери сообщала посетителям, что галерея будет закрыта для выставки. Подобные произведения ставят под сомнение общепринятые концепции, такие как наличие материального произведения искусства в качестве конечного результата.
Применение искусства для лечения психологических патологий
В изучении психологического значения искусства особое место занимает оздоровительное влияние творчества на психику человека. Лечение искусством или арт-терапия получило широкое применение в 20 веке, с подачи художника А. Хилла.
Он рассматривал творчество как метод облегчения переживаний пациентов, страдающих туберкулезом. Наблюдая за пациентами санатория, Хилл выявил связь между рисованием и уменьшением симптомов.
Позднее арт-терапию стали применять в работе с детьми, пострадавших от военных действий, пациентами, страдающими неврозами, депрессией, повышенной агрессией. Фрейд использовал результаты творчества пациентов для уточнения диагноза, оценивая неосознаваемые психические процессы. С середины 20 века арт-терапия стала официальным методом лечения и профилактики, применяемым в психотерапии.
Формы арт-терапии, применяемые в психологии:
- Рисование. Имеют значение материалы и цвета: пациент использует карандаши, жидкие краски для рисования пальцами, сухие порошковые краски.
- Библиотерапия. Чтение терапевтических сказок помогает человеку примерить сюжет истории на свою жизненную ситуацию, найти оптимальное решение.
- Танцевальная терапия. Активные движения высвобождают мышечные зажимы, избавляют от чувства неловкости и стыда.
- Глинотерапия. Лепка требует активной работы мелкой моторики. Выполнение монотонных поглаживающих движений успокаивает пациента, помогает нормализовать эмоциональное состояние.
- Песочная терапия. Песок предполагает широкий спектр действий: от лепки до рисования. Пескотерпия особенно эффективна в работе с детьми 3–4 лет.
- Драматерапия. Написание сценария и последующее воплощение позволяет развить фантазию и снизить тревожность.
- Музыкотерапия. Прослушивание музыки благотворно влияет на интеллектуальные способности.
- Куклотерапия. Проигрывание сценария с использованием игрушек дает пациенту возможность самостоятельно повлиять на сюжет, развить уверенность.
Арт-терапия является вспомогательным средством, применяемым в комплексе с другими методиками. Она помогает высвободить негативные эмоции, подавляемые чувства. Творческий процесс увлекает, повышает способность сосредотачиваться, развивает самоконтроль. Терапевт, оценивая результат творчества, получает дополнительную информацию о клиенте, использует ее для уточнения диагноза. При работе с посттравматическим синдромом арт-терапия снижает чувство тревожности, повышает самооценку, способствует установлению эмоциональных контактов с другими людьми.
Зачастую арт-терапию назначают детям дошкольного возраста. Поскольку их уровень развития речи не позволяет собрать полноценный анамнез, психолог использует дополнительные методы, помогающие установить связь с пациентом. Дети используют рисование и лепку, чтобы воссоздать образы, вызывающие сильное эмоциональное переживание.
Интерпретируя результаты творчества, психолог может лучше понять особенности взаимоотношений в семье, выявить триггерную ситуацию, спровоцировавшую развитие психологического отклонения.
Искусство с точки зрения психологов
В психологии изучение искусства заключается в проведении анализа предметов искусства, экспериментальных методиках и построении теорий на их основании. Психология искусства изучает не только результат творческой деятельности, но и личность автора, роль его творчества в формировании общественного сознания, влияние на личность зрителя. Современная психология искусства как наука не имеет четко определенного предмета: искусство воспринимается и как форма познания, и как способ преобразования, и как средство самовыражения.
В изучении психологии искусства выделяют 6 подходов:
- Конгнитивно-аффективный. Изучает связь искусства и эмоциональной реакции на него. Предполагается, что эмоции, вызванные переживанием воздействия предметов искусства, являются более сложными, чем простые эмоциональные реакции на привычные раздражители.
- Механистический. Изучает влияние на творчество внутренних механизмов психики. Активные компоненты личности данный способ игнорирует.
- Системно-психологический. В первую очередь изучает особенности личности творца: биографию, индивидуальные черты, творческую мотивацию.
- Деятельностный. Изучает искусство как средство передачи информации, которую нельзя передать с помощью других методов. Используется для передачи научного знания. Искусство — метод трансляции, преобразования смыслового посыла.
- Теоретико-нормативный. Изучает процесс восприятия предметов творчества, сравнивая реакцию отдельных людей. В этом подходе существует определенный эталон эмоциональной реакции, с которым сравнивают результаты наблюдений.
- Искусствоцентрический. Изучает непосредственно само искусство как явление, его роль в жизни человека, способы влияния.
Большинство исследований отдают предпочтение искусствоцентрическому методу, поскольку он рассматривает творческий процесс комплексно, не акцентируясь на отдельных деталях.
Формы и методы исследования искусства
Для изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии:
- Интервьюирование. Этот способ применяют для сбора информации о восприятии творчества разными людьми, для последующего сравнения реакций. Также интервьюированию может подвергаться сам автор.
- Наблюдение. Бесстрастное наблюдение дает психологу возможность составить объективную картину возникновения эмоциональной связи между автором и зрителем.
- Анализ продуктов деятельности. Непосредственная оценка объектов творчества, попытка определения глубинного смысла, вложенного автором, оценивание его личностных особенностей, мотивов, желаний.
- Биографический. Используется для оценки отдельных деталей биографии творца с целью определения ключевых моментов развития личности. Главный минус этого метода — сложность в установлении достоверности фактов биографии.
Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений.
Методология истории искусства в студии изобразительного искусства
Для того чтобы прочувствовать толщину исторического промежутка времени мы выбираем точку отчета в прошлом, чтобы рассматривать события не из настоящего времени, а из этой точки отчета. Мы словно перемещаемся в прошлое в гипотетической машине времени и поселяемся в выбранной точке отчета времени. От этой точки мы ведем историческую периодизацию искусства, просматривая и сравнивая прошлое и будущее время. Наиболее удобной точкой отчета является время 500-летней давности. 1500 год. Легко представить и почувствовать. После этого можно двигаться вперед и назад по времени, т.е. в прошлое и будущее, определяя ощутимый временной масштаб этого движения.
Теперь берем жизнь одного человека того времени. Яркую и знаменитую личность в искусстве. Возьмем Рафаэля Санти – величайшего мастера живописи, поэта, гения композиции и гармонии, главного архитектора города Рима. Этого человека давно нет в живых. Память человеческой культуры хранит картины, которые он написал. На них изображены его современники, которые одевались, жили, общались и думали иначе, чем мы. В этом мире не было самолетов и компьютеров, телевизоров и автомобилей, телефонов и электрических лампочек. Совсем другой мир, удаленный от нас не в пространстве, а во времени. Сейчас мы имеем возможность смотреть на картины Рафаэля. Такой возможности были лишены все, кто жил до него.
Рафаэль Санти (1483-1520)
Каждому уготовано родиться в свой век, поэтому мы не можем иметь всего того, что будет после нас, и это нас не беспокоит. Современники Рафаэля жили при свечах и не могли знать тех неудобств, которые испытываем мы, когда у нас отключается электричество. Они перемещались на лошадях, рисовали свинцовыми проволочками, поскольку тогда еще не было карандашей, и также радовались жизни. Мир, окружающий нас, не всегда был таким. Восприятие мира также меняется с течением времени. Значительное различие составляет восприятие картин Рафаэля разными людьми во времени и в пространстве. В то же время сами картины с течением времени не меняются. Также, и это самое главное, не меняется духовное воздействие этих картин на каждого человека.
Рафаэль прожил короткую жизнь – 37 лет и 9 дней. Когда он родился, не было соборов и крепостных стен Московского Кремля со знаменитым ласточкиным хвостом, мир не знал о существовании Америки. Когда Рафаэль умер, крепостные стены с башнями Московского Кремля и ансамбль Соборной площади уже были сложены, Америка была открыта Колумбом. В его время жизни происходили события, отголоски которых не утихают по сей день. В 1500 году Рафаэлю было 17 лет. Легко посчитать даты его жизни и смерти. Эпитафия на его могиле в римском Пантеоне гласит: «Здесь покоится тот Рафаэль, при жизни которого великая природа боялась быть побеждённой, а после его смерти боялась умереть».
«Афинская школа». Рафаэль Санти
Рафаэль считается одним из титанов эпохи Возрождения. Называется эта эпоха так потому, что в это время происходило возрождение античной культуры, в основном культуры Древней Греции, существовавшей от 2 до 10 тысяч лет назад, считая от этой эпохи. Почему возникла необходимость такого возрождения, что и как было возрождено?
«Святая Цецилия». Рафаэль Санти
Во второй половине 19 века существовало художественное течение прерафаэлитов, которые строили стилистику своих произведений на основе искусства «прерафаэлевского» периода, т.е. до жизни Рафаэля. Почему именно этот период спустя полтысячелетия заинтересовал поэтов и живописцев? Все эти вопросы затрагивают проблемы, которые не зависят от времени, спустя столетия периодически вспыхивают с новой силой и будоражат умы и сердца творцов.
«Святая Цецилия». Джон Мелхиш Страдвик (1849 — 1937)
Продолжение следует …