Загробный мир, природные стихии и абсолютное ничто. что означал белый цвет в искусстве разных эпох

Белый цвет в интерьере

Белый цвет в дизайне интерьера символизирует завершенность, воодушевление, беспрепятственность.

Белый цвет зрительно увеличивает пространство, также как и зеркала. Белый потолок делает комнату выше, а белые стены – шире. Белый пол в интерьере используется редко.

Белый цвет в дизайне интерьера является основой для других цветов. На белом фоне возможно создать любое интерьерное направление: и минимализм, и модерн, и классицизм. Во французском стиле дизайна используется мебель только белого цвета.

В комнате, в дизайне которой используется белый цвет, больше света, чем в остальных. Так как именно белый цвет имеет свойство отражать и рассеивать свет. Поэтому в белом цвете выполняют детские и гостиные комнаты.

При создании уюта в квартире часто обращаются к Фэн-шуй. В Фэн-шуе белый цвет – это цвет очищения, совершенства и воздушности. Этот цвет относится к знаку металла и к северо-западному направлению. Поэтому чаще всего северо-западные комнаты выполняют в белом цвете. Белый цвет будет очищать пространство и положительно влиять на энергетику людей, восполнять душевные силы и равновесие.

Рекомендуем ознакомиться с интерьерным гороскопом.

Что означает, если ребенок любит белый цвет: тяга к белому цвету у детей и характер

Ребенок любит белый цвет

Многие дети в течение периода своего развития проявляют интерес к разным цветам. И по мере взросления их пристрастия к той или иной гамме могут меняться. Собственно, как и их характер, поэтому ничего удивительного в этом нет. Ведь подобное присуще и взрослому человеку. Что означает, если ребенок любит белый цвет? Вот объяснение тяги к белому цвету у детей и характер:

  • Если ваш ребенок на конкретном этапе своей жизни проявляет симпатию к белому, это очень хорошо.
  • Любовь к такому оттенку говорит об открытости и энергичности маленькой личности.
  • Он готов сотрудничать и идти на контакт с другими людьми, а также всегда соглашается на компромиссы.

Однако, как указывают психологи, малыши редко отдают предпочтение белому. Чаще им нравятся яркие и сочные оттенки, в то время как рассматриваемый спектр является нейтральным. Чтобы убедиться в этом, сделайте простой тест:

  • Дайте ребенку альбом для рисования и цветные карандаши. Можете заменить их красками, но там обязательно должна присутствовать ниша с белой акварелью или гуашью.
  • Попросите кроху нарисовать, например, ромашку или облако. Известно, что они должны быть белыми.
  • Вы заметите интересную вещь: ваш ребенок постарается выбрать любой другой цвет, только не белый. А все из-за того, что он не столь насыщенный.

Но если ваш малыш проявляет интерес именно к этому оттенку, вы можете быть спокойны. Такие дети не доставляют особых хлопот родителям, поскольку достаточно хорошо ими контролируются.

Ренессанс: самый образцовый

В эпоху Возрождения белый цвет стал ассоциироваться с античной скульптурой. Именно в это время шли археологические раскопки, в ходе которых были найдены великолепные образцы античного искусства. Заново открытые произведения сильно отличались от скульптуры Средневековья:

  • Большая часть античных скульптур — это обнаженное тело (в то время как в средневековье фигура задрапирована большим количеством ткани);
  • Античная скульптура представляет реальное тело человека с мышцами и скелетом (тогда как в Средневековье греховно было думать о материальном, поэтому ваятели уходили от реалистического изображения);
  • Если скульптура Средневековья была полихромной (то есть ее всегда расписывали цветом), то античные ваяния человек Ренессанса увидел белыми — вернее, в цвете мрамора, из которого были созданы почти все памятники.

Так возникло представление о «темных веках» (это определение Средневековья принадлежит итальянскому поэту Петрарке) и связанный с ним миф о белой Античности, «полной благородной простоты» и «величественного спокойствия» (слова историка искусств Винкельмана).

Использование белого в одежде

   Известно, что белый цвет полнит. Возможно потому, он не пользуется особой популярностью при выборе одежды для женского гардероба. Не спасает положение даже универсальность цвета. Напрасно, ведь правильно подобранные белые вещи подойдут абсолютно любой женщине. Достаточно соблюдать лишь несколько правил, чтобы цвет подчеркнул достоинства и скрыл недостатки фигуры:

   — женщинам с маленькой грудью подойдут белоснежные блузы с пышными воланами;

  — сузить бедра и визуально удлинить ноги помогут белые брюки с широкой прошивкой сбоку по шву черного цвета;

  — в гардеробе обладательницы узких бедер белые брюки тоже являются обязательным предметом одежды. Они сгладят угловатость фигуры, сделав ноги и попу женственнее;

  — полным женщинам не стоит отказываться от белых платьев. Достаточно надеть поверх наряда широкий пояс или корсет любого яркого цвета. Аксессуар не только привнесет образу ярких красок, но и подчеркнет, а главное — визуально сузит линию талии.

  Белую одежду можно сочетать с вещами и украшениями любых других цветов. Экспериментировать и создавать все новые и новые образы даже с одной и той же вещью.

   — Классическое сочетание белого и черного выглядит торжественно и по-деловому. Если вы собираетесь на работу или на собеседование, то черная юбка-футляр или строгий костюм вкупе с белой блузой станут беспроигрышным вариантом. Но и для похода с детьми в парк или в магазин за продуктами лук, состоящий из футболки или рубашки белого цвета с черными джинсами, тоже будет вполне уместным.

   — Белый с серым — образ делового человека. Разбавить его помогут аксессуары, украшения или обувь ярких цветов, например, кроваво-красного.

  — По-весеннему нежный лук можно составить из белого с пастельными тонами: мятным, розовым, голубым. Помимо того, что сочетание этих цветов в одежде выглядит воздушным, такая комбинация оттенков еще и стройнит.

   — Для создания нарядного образа или для повседневной носки подойдут вещи белого вкупе с одеждой синего или зеленых цветов. Причем яркость последних не имеет значения. Насыщенные тона белый приглушит, а спокойным, напротив, — придаст сочности.

   — Цвет молока прекрасно сочетается с оранжевым и красным любых оттенков. Но лучше, если белый все же останется основным. Это поможет избежать излишней аляповатости образа.

   Интересно! Одежда белого цвета не подойдет, пожалуй, лишь обладателям очень светлой кожи. Белый придаст ей еще более бледный нездоровый вид, а сам наряд будет выглядеть скучно. Выход — заменить белый пастельными оттенками других цветов, либо использовать белоснежный умеренно, в качестве вставок на одежде ярких расцветок.

XIX век: переход на белую сторону

Во второй половине XIX века многих художников стал занимать вопрос о передаче световых эффектов. Еще до появления импрессионизма американский художник Джеймс Уистлер стал создавать такие картины, в которых важную роль играл цвет. Свои работы он часто называл «гармониями» или «симфониями», добавляя название цвета: «Гармония в сером», «Симфония в белом». В отличие от импрессионистов, он никогда не рисовал портреты на пленэре, предпочитая спокойную и неспешную работу в мастерской. Однако это не помешало ему внимательно исследовать градации одного цвета.

Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 1. Девушка в белом. 1862. Национальная галерея искусств, Вашингтон. Источник

Его картина «Симфония в белом» вызвала в свое время бурю резких отзывов. Что же зрителей так раздражало? Во-первых, сам белый цвет. Во времена Уистлера и до него никто не рисовал белое на белом — это было столь необычно, что даже воспринималось как проявление «плохого тона». Белила использовали лишь для грунтовки или подготовки холста, чтобы при нанесении цвета сделать краску ярче. Фон же преимущественно был темным, будь то пейзаж или интерьер.

Во-вторых, комментаторы отмечали, что работа называется «Симфония в белом», а в картине при этом используется и желтый, и красный, и зеленые цвета. На что автор язвительно отвечал: «Значит симфония фа мажор не должна содержать никаких других нот, кроме непрерывно повторяющихся фа, фа, фа?»

Хоакин Соролья. Мать. 1895. Музей Хоакина Сорольи.

Идею рисовать белое на белом вскоре подхватили и другие художники из разных стран: испанец Хоакин Соролья, американец Джон Сарджент, скандинав Андерс Цорн и русский Валентин Серов. Всех этих мастеров объединяет интерес к цвету и стремление высветлить палитру. Но в отличие от импрессионистов, которые полностью растворили форму в цвете, эти живописцы остались верны линейному рисунку.

Джон Сарджент. Портрет леди Энью. 1892. Национальная галерея Шотландии. ИсточникВалентин Серов. Дети. 1899. Источник

Когда люди начали отличать основной цвет

Различие цветов было с тех пор как древние люди функционируют как вид.

Тем не менее, люди пытались поместить понятие цвета в таксономию с тех пор, как появились порядок и устройство. Одна из самых ранних цветных карт была разработана в 1686 году английским натуралистом по имени Ричард Уоллер. Это была структурированная попытка показать, как цвета замещаются друг  другом и как они взаимодействуют.

Работа Уоллера привлекательна и выглядит как большой труд. Но люди выделяют основные цвета гораздо дольше, чем в середины 1600-х. Основные цвета занимают огромное пространство в наших обществах, и хотя распространение хроматической науки (и псевдонауки) только недавно стало вещью в себе, можно утверждать, что мы обязаны нашей самой природе адаптивной черте распознавания оттенков и ассоциирования символов с ними.

Археологические данные палеолита показывают, что искусство и основные цвета были включены примерно в то же время в развитие нашего вида. Современные люди впервые начали использовать цвет, чтобы рисовать приблизительно 50 000 лет назад и, что удивительно, казалось бы, что это было полихроматическим с самого начала. Тем не менее, хотя мы можем гордиться художественными способностями раннего человека, это не следует понимать как уникальную способность и старение человека.

Видение в цветах произошло задолго до людей и большинство других вещей в этом отношении. Около 800 миллионов лет назад, почти одновременно с развитием самого глаза, на ранних живых существах появились фоторецепторные клетки, которые преобразуют свет в нервные сигналы. Хотя на планете Земля существует по меньшей мере десять различных типов глазных систем, считается, что способность отличать основные цвета, развилась от одного общего предка.

С тех пор на планете заселены все виды существ, которые используют свое видение хроматическим способом, чтобы служить четко определенным ролям в природе: привлекать или отталкивать членов одного и того же вида и, наоборот, привлекать или отталкивать членов другого вида.

И мы, люди, прекрасно справляемся с этими функциями — по крайней мере, как млекопитающие.

У нас может отсутствовать способность видеть ультрафиолет или хорошо видеть в темноте, но большинству млекопитающих не хватает полной глубины цветового восприятия, которое есть у людей.

Использование пигментов в качестве средства окрашивания окружающих нас вещей может быть доисторической практикой. Однако совсем недавно люди начали разрабатывать способы искусственного создания основных цветов, которые когда-то требовали огромных усилий и терпения, чтобы получить этот инструмент в свои руки.

Опаловый

    Тем, кто видел одноименный драгоценный камень опал, будет проще оценить всю красоту и сложность опалового оттенка. Это бело-молочный цвет с вкраплением розового, желтоватого и голубого. Последний тон в опаловом, как правило, преобладает.

   Нежный оттенок идеально гармонирует со спокойными пастельными тонами, особенно в розовой и голубой гамме. С яркими же красками — желтым, оранжевым, васильковым или темно-красным дуэт будет более смелым и агрессивным. С загадочным фиолетовым опаловый смотрится романтично, с приглушенным салатовым — изящно, с песочным, пепельным и коралловым — строго и стильно.

История цвета в одежде

   В древнем Риме использовали два слова для обозначения белого цвета — albus (простой белый) и kandidus (ослепительней белого). Все римские граждане в возрасте 14–18 лет при посещении различного рода церемоний надевали белые шерстяные накидки — тоги. Тот же, кто претендовал на государственную должность, носил тогу, пропитанную мелом, отчего та становилась белее белого. И называлось такое одеяние тога Кандида или ослепительная тога. От kandida впоследствии произошло слово «кандидат», а также взяли начало слова «свеча» и «откровенность».

    Начиная с XVIII в. цвет стал чрезвычайно популярен в одежде и аксессуарах как среди женского, так и мужского населения Европы. Белый начал обозначать высокий статус. Ведь чем тоньше и белее ваше постельное белье, скатерти и полотенца, тем чаще вы их меняете. А богатый человек может себе позволить такую роскошь. Аристократы носили белые парики и чулки, а дамы высшего света расшитые шелком и камнями платья молочного и кремового оттенков.

    Нижнее белье в те времена тоже изготавливали исключительно из белой ткани. Считалось, что белый цвет вбирает в себя все душевные пороки и физические болезни человека, подтверждением чему служили пятна грязи на некогда белоснежной одежде. Да и стирать белые вещи было гораздо удобней. Ведь цветная материя при кипячении линяла и превращалась в тряпку.

Белый цвет в древности

В древнем Египте белый цвет применялся художниками для создания сакральных образов и воспринимался как символ обновления и чистоты. В белый цвет часто окрашивались места погребения.

Белый цвет также символизировал серебро и, соответственно, ассоциировался с луной, поэтому бог Тот в качестве бога луны связывался с белым цветом. С луной был связан также белый священный ибис.

В Египте белая тиара украшает голову Осириса, а его одежды столь же белы, что и у Авраама; и египетские священники носят полотняную одежду, как и дети Левита. В Греции Пифагор приказал храмовым певчим одевать белые одеяния. Жрецы Юпитера носили белые одежды. В Риме один лишь жрец Юпитера имел право носить белую тиару; жертвы, приносимые Юпитеру — белого цвета. Платон и Цицерон посвящали этот цвет богам. <…> Вся античность посвятила белый цвет умершим и он стал цветом траура. Памятники Фебеса изображают тени почивших, одетыми в белые одежды Геродот упоминает египтян, обертывающих умерших в белые ткани. Этот же обычай обнаруживается в Греции с самых древних времен античности: Гомер упоминает о нем в связи со смертью Патрокла Пифагор приказывает своим ученикам блюсти белый цвет как счастливое средство от аморальности. Плутарх вспоминает об этом учении философа и дает объяснение данному символу, повсеместно принятому в Греции.

У древних греков одно и то же слово («leukos») означало и «белый», и «счастливый», и «приятный», и «веселый». Философ Платон писал: «Белый цвет подобает богам и вообще хорош». (Законы, XII 956 а). Согласно Платону, Мойры (богини человеческой судьбы) имели белые одеяния (Государство, 617 с). Также Платон считал хорошим для посвящения богам лишь белый цвет: «Окрашенных тканей нельзя посвящать; их надо применять только для воинских украшений» (Законы, XII 956 а). Согласно Феофрасту, «Эмпедокл же говорил и о цветах, и что белый цвет — это цвет огня, а черный цвет — цвет воды» (Феофраст «Об ощущениях», 59d).

В белый цвет раскрашивались также одеяния Юпитера. Белый и серый цвета (цвета седины) приписывались Сатурну-Кроносу. Белый и черный считались изначальными цветами: «белое и черное — начала и все прочие цвета получаются от смешения этих цветов» (Феофраст «Об ощущениях», 59e).

У древних римлян белый цвет также был цветом святости и непорочности. Статуи Фиды (римской богини верности в исполнении обещаний и клятв) всегда изображали ее в белых одеяниях. Белые одежды носили и девственные весталки. Римляне отмечали благоприятные дни мелом, а неблагоприятные — древесным углем.

Белому цвету приписывалась особая притягательность. Вергилий, в своей поэме «Георгики» рассказывает, что бог Пан, воспылавший любовью к Луне (Фебе), превратился в белоснежного барана и увлек ее в рощу:

Редкостным белым руном — коль тому позволительно верить,—
Пан, Аркадии бог, обольстил тебя, Феба, обманно,
В лес густой заманив, — и просящего ты не отвергла! (Георгики, III 391).

Особенности восприятия

Воздействие белого цвета на эмоциональное состояние человека создает ощущение чистоты, стерильности и доверия. Именно поэтому в белых тонах оформляют больницы и поликлиники, врачи носят белые халаты.

Обычно к белому цвету люди относятся хорошо или нейтрально, но при этом избегают его. К белым вещам не относятся серьезно, ведь они ужасно непрактичны. Человеку кажется, что белые кроссовки или куртка быстро запачкаются, придется долго их отстирывать, а то и тратиться на новые. Вещь воспринимается как временная, недолговечная. С самого начала белый цвет отталкивает людей.

Белый цвет уникален тем, что человек одинаково страдает как от его переизбытка, так и от недостатка. Именно поэтому стоит искать промежуточные варианты, сочетать в одежде, интерьере и внешнем убранстве разные цвета.

Белый цвет в психологии и культуре

Белый имеет двойственное значение. С одной стороны, это «воздушный» цвет, который ассоциируется с чистотой, простотой и открытостью. Лёгкость, свежесть и безупречность ― его кредо. Но переизбыток белого может утомлять, вызвать ощущение холода и пустоты, одиночества. На эмоциональном уровне он помогает снимать стресс и раздражение, заряжать энергией и побуждать к действиям.

Что интересно, в культурах разных стран белый может иметь диаметрально противоположные значения. На Западе это цвет мира, чистоты и невинности: невесты надевают белое платье в день свадьбы. Однако во многих восточных странах — Китае, Японии, Индии — это символ печали, траура и смерти: белые одеяния носят на похоронах.

В религии белый имеет схожие значения: на Востоке священные животные всегда имеют белый цвет, также это цвет рая и духовного совершенства. В христианстве белый — знак духовности и совершенства Бога, ангелы часто изображаются именно в белом. В белые одежды в православии облачают при рождении, крещении и венчании.

Белый всегда был цветом добра — свет противопоставляется тьме, а добрый молодец победит злого дракона. Белая магия — синоним волшебства, противовес чёрной магии зла. Белый флаг стал знаком примирения ещё до нашей эры, но получил особенное распространение в двух мировых войнах. В ХХ веке Пабло Пикассо нарисовал голубя, и белый как символ мира и добра по-прежнему с нами.


«Нечестивый тевтон и богатырь святорусский», почтовая открытка, 1916 год. Изображение: Борис Зворыкин / Wikimedia Commons

Для моды белый — один из базовых цветов, всегда актуальный и остающийся классикой. Он хорошо сочетается со всеми остальными цветами. Раньше возможность одеваться в белый была доступна только богатым, поскольку белоснежные ткани — одежда, простыни и скатерти — могли позволить себе только обеспеченные люди. Поэтому белый стал символом высшего класса и власти. Сегодня белый по-прежнему остаётся марким и непрактичным, но изменились и технологии стирки, и её доступность. Модельеры и дизайнеры любят белый за то, что он как холст, на котором можно нарисовать что угодно фактурой, сочетаниями и акцентами. Поэтому этот цвет есть в коллекциях почти всех ведущих домов моды.

К концу XIX — началу XX века белый закрепился в здравоохранении и за медицинской одеждой. Это произошло благодаря английскому врачу Джозефу Листеру, который считал, что белый обладает антисептическим свойством. Конечно же, он заблуждался, но это заблуждение перелистнуло страницу в медицине. Первыми в белые халаты облачились хирурги, а к моменту эпидемии испанского гриппа в 1918 году их носили уже все врачи

На белой ткани сразу видны любые загрязнения, что очень важно при работе с больными в условиях, где требуется стерильность.


Хирурги и медсестры во время операции, между 1916-м и 1919-м. Фото: Библиотека Конгресса

Белые помещения часто ассоциируют с больницей, а зря. Многие дизайнеры выбирают для интерьера скандинавский стиль, минимализм, прованс. Белый визуально расширяет пространство, наполняет его светом и воздухом. Кстати, именно поэтому дизайнеры рекомендуют оформлять небольшие комнаты в белом цвете или светлых тонах. Чтобы помещение не выглядело стерильным и статичным, основной белый оживляют цветовыми пятнами.

Компании, которые выбирают белый в дизайне, хотят сформировать экологичный, чистый и простой образ. При этом именно за счёт белого они выглядят модно и современно. В маркетинге при помощи белого хорошо показывать безопасность и свежесть продукта, вызывая таким образом доверие у потребителя.


Белый интерьер детской комнаты. Изображение: Fantastic Frank

При разработке логотипов белый используется для выворотки, поэтому интегрирован в брендинг почти всех компаний. Часто его можно встретить в качестве подложки, на которой другие цвета начинают играть ярче.

Технологии и цвет

Современная наука и индустрия привели к тому, что цвета стали более обыденными — мы находим их легкодоступными и для их получения или изменения вокруг нас на основе наших цветовых предпочтений требуется мало усилий. В свете современных технологий и науки, мы включили цвета в абсолютно все, что мы делаем.

Интересно, что исследования показывают, что, несмотря на эту хроматическую щедрость, мы все еще довольно скучны, когда речь идет о цветах, которые мы предпочитаем, не демонстрируя настоящей лояльности определенному роду.

Опрос, проведенный среди граждан, показывает, что люди склонны к ярким (36%) и бледным (32%) оттенкам, с легким отвращением к темным тонам (22%).

Один кластер гипотез вокруг этого намекает на то, что мы приступаем к определенным телесным реакциям, когда подвергаемся определенным цветам (например, физически ослабеваем после того, как подвергаемся розовым оттенкам, более творчески настроены будучи окружены зеленым и умнее, когда вокруг синий цвет ). Если есть истина этих результатов, то следует отметить, что мы более инстинктивные, чем признаемся. Так мы используем цвета по тем же самым причинам, которые делали наши предки: отличать безопасные вещи от опасных.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: