Франция в эпоху ренессанса и гугенотских войн

Научная мысль Эпохи Возрождения

Идеи гуманизма серьезно повлияли на науку Ренессанса. Естественно, огромное значение оказало книгопечатание. С этого мгновения распространять свои идеи на широкую аудиторию становится гораздо проще. И теперь все новые веяния быстрее проникают в умы обычных людей.

Научные деятели Ренессанса были, скорее, не просто учеными, а представляли собой сплав философов, общественных деятелей и писателей. Петрарка и Макиавелли, например, стремились познавать человека целиком во всех его проявлениях. Героем их трудов становился обычный горожанин, который должен был получить от научного прогресса массу плюсов.

Музыка [ править ]

Гийом Дю Фэй (слева) и Жиль Биншуа

Бургундия , то в основном французская область -speaking унифицирована с Королевством Франции в 1477 году, был музыкальным центром Европы в начале и середине 15 — го века. Многие из самых известных музыкантов Европы либо приехали из Бургундии, либо учились у композиторов; кроме того, в конце 15 века происходил значительный обмен между придворным музыкальным истеблишментом Бургундии и французскими дворами и церковными организациями. Бургундский стиль породил стиль франко-фламандский из полифониикоторый доминировал в европейской музыке в конце 15 — начале 16 веков. Однако к концу 15 века французский национальный характер стал отчетливым в музыке французских королевских и аристократических дворов, а также основных центров церковной музыки . По большей части французские композиторы того времени избегали мрачных красок франко-фламандского стиля и стремились к ясности линий и структуры, а в светской музыке, такой как шансон , — легкости, певучести и популярности. Гийом Дю Фай и Жиль Биншуа — два ярких примера бургундской школы периода раннего Возрождения.

Самый известный композитор в Европе, Жоскен де Пре , какое-то время работал при дворе Людовика XII и, вероятно, написал там некоторые из своих самых известных произведений (его первая установка Псалма 129, De profundis , вероятно, была написана для похорон Людовика XII). Людовик XII в 1515 г.). Франциск I, ставший королем в том году, сделал своим приоритетом создание богатого музыкального заведения. Его музыканты отправились с ним в его путешествия, и он соревновался с Генрихом VIII на Золотом Поле в 1520 году за самое великолепное музыкальное развлечение; скорее всего, мероприятие было направлено одним из самых известных мотетов Жана Мутона. композиторы начала 16 века после Жоскена.

Безусловно, самым значительным вкладом Франции в музыку эпохи Возрождения был шансон . Шансон представлял собой разновидность светской песни с очень разнообразным характером и включал в себя одну из самых популярных музыкальных произведений XVI века: действительно, многие шансоны пели по всей Европе. Шансон начала 16 века характеризовался дактильным началом (длинный, короткий-короткий) и контрапунктическим стилем, который позже был принят итальянской канцоной , предшественницей сонаты.. Обычно шансоны были для трех или четырех голосов, без инструментального сопровождения, но самые популярные примеры неизбежно переводились и в инструментальные версии. Среди известных композиторов этих «парижских» шансонов были Клоден де Сермиси и Клеман Жанекен . « La guerre» Жанекена , написанная в честь победы французов при Мариньяно в 1515 году, имитирует звуки пушек, крики раненых и трубы, сигнализирующие о наступлении и отступлении. Позднее развитие шансона было стилем musique mesurée , примером которого является работа Клода Ле Женна : в этом типе шансона, основанном на разработках группы поэтов, известных как Pléiadeпри Жане-Антуане де Баиф музыкальный ритм точно соответствовал ударным акцентам стиха, пытаясь уловить некоторые риторические эффекты музыки Древней Греции (совпадающее и явно не связанное с этим движение в Италии в то же время было известно как флорентийская камерата ). К концу 16 века шансон был постепенно заменен на air de cour , самый популярный тип песни во Франции в начале 17 века.

Эпоха религиозных войн оказала глубокое влияние на музыку во Франции. Под влиянием кальвинизма протестанты создали духовную музыку, сильно отличающуюся от сложных латинских песнопений, написанных их католическими коллегами. И протестанты, и католики (особенно среди них сочувствующие протестантам) создали вариант шансона, известный как chanson spirituelle , который был похож на светскую песню, но содержал религиозный или морализаторский текст. Клод Гудимель , протестантский композитор, наиболее известный своими настройками псалмов в кальвинистском стиле, был убит в Лионе во время резни в День Святого Варфоломея.. Однако не только протестантские композиторы были убиты в эпоху конфликта; В 1581 году протестантская толпа убила в Тулузе католика Антуана де Бертрана , известного сочинителя шансонов .

Музыка и зрелищные искусства

Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:

В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.

Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).

В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).

Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.

В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:

В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.

Как и прочие жанры искусства, в музыке имело место влияние маньеризма. К таковым относят поздние мадригалы Карло Джезуальдо (1560-1613) из-за их избыточной эмоциональности. При этом его вклад в развитие музыки был высоко оценен следующими поколениями композиторов, в частности, Стравинским в его «Диалогах» .

Вот такой путь прошло искусство Ренессанса. Заинтересовавшимся рекомендуем дополнительную литературу, книгу «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок» . А сейчас самое время пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

«Единственный король, о котором народ сохранил память»

Генрих IV (1594-1610) оказался хорошим правителем. Первым делом ему пришлось заняться отражением внешней угрозы и наведением внутреннего порядка. В конце 1594 г. испанские войска совместно с отрядами католиков из других стран вели наступление на Францию. В январе 1595 г. Генрих IV объявил войну-Испании, завершившуюся в мае 1598 г. мирным соглашением, которое в основном повторяло условия договора в Като-Камбрези. В 1600 г. Генрих IV заключил выгодный брак с дочерью великого герцога Тосканского Марией Медичи.

Генрих IV

Во время войны с Испанией было подавлено мощное крестьянское восстание «крокетов» и завершено подчинение мятежных провинций. Но крупнейшим достижением нового короля стало окончательное восстановление религиозного мира. В апреле 1598 г. Генрих IV подписал знаменитый Нантский эдикт, впервые в истории Европы узаконивший сосуществование двух религий в рамках одного государства. Католичество сохраняло господствующие позиции, но гугеноты получали свободу вероисповедания и гарантированные права участия в политической жизни. В их распоряжении оставалось 100 крепостей и собственные вооружённые силы.

Генрих IV вернулся к политике централизации, стремясь к всемерному укреплению королевской власти. Генеральные штаты, возродившиеся во время гугенотских войн, при нём больше не созывались. В провинцию назначались королевские интенданты. Возродилась практика продажи должностей и усилилась бюрократизация государственного аппарата. В системе управления преобладало «дворянство мантии», а титулованная знать всё больше оттеснялась от власти.

Единственным исключением оставался старый сподвижник короля герцог де Сюлли(1560-1651), заведовавший государственными финансами. Его руками проводилась эффективная экономическая политика, которая в кратчайшие сроки позволила поднять Францию из руин.

Вид Парижа в 1607 г.

Экономическому возрождению способствовало то, что к рубежу XVI-XVII вв. завершилась «революция цен». Королевская власть поощряла развитие казённых мануфактур — крупных производственных предприятий, которые шли на смену средневековой ремесленной мастерской, а также предпринимательства и внешней торговли. В эти годы было положено начало мировому лидерству Франции в производстве предметов роскоши. Были снижены налоги и предпринимались другие меры по облегчению положения крестьянства. Совершенствовалась сеть дорог, начали действовать регулярная почта и пассажирский транспорт между городами. Предпринятые меры привели к тому, что государство вместо долга имело теперь полную казну. Основанием Квебека в 1608 г. было положено начало систематической колонизации Канады. Тем самым закладывался фундамент французской колониальной империи.

При первом короле из династии Бурбонов Франция восстановила внутреннее единство, укрепила свои международные позиции и сумела вновь занять достойное место на арене всемирной истории. В эти годы были заложены основы будущего величия Франции. Судьба же самого короля оказалась трагической. Он был убит в 1610 г. католическим фанатиком.

Нантский эдикт, 30 апреля 1598 г.

Использованная литература: В.В. Носков, Т.П. Андреевская / История с конца XV до конца XVIII века

Король «с характером правителя Нового времени»

Со вступлением в новую эпоху во Франции продолжился процесс укрепления королевской власти. Старинный орган сословного представительства — Генеральные штаты — с конца XV до середины XVI в. не созывался.

Большие перемены в истории Франции, знаменовавшие переход страны от Средневековья к Новому времени, связаны с именем короля Франциска I (1515-1547). Он вошёл в историю как выдающийся политик, который укрепил французское государство и успешно защищал его от внешних врагов. Историки склонны рассматривать правление Франциска I как поворотный момент во французской истории.

Франциск I

На долю Франциска I выпал наиболее напряжённый период в истории Итальянских войн, когда в борьбе с державой Карла V вставал вопрос о самом существовании страны.

За годы его правления Франция вела пять больших войн, не считая мелких конфликтов. При нём страна получила привилегированное положение в торговле с турецкими владениями в Восточном Средиземноморье — Левантом. Именно при его участии Турция подписала первые в её истории капитуляции — специальные соглашения об условиях торговли с европейскими государствами, а французы впервые вышли на океанские просторы. На морях появились знаменитые французские корсары, которые получали от короля право нападать на «золотые галеоны» испанцев, перевозившие сокровища из Америки.

Стиль Ренессанс: внешний вид людей и костюм

Неудивительно, что эпоха Возрождения оказала влияние на все сферы жизни людей. Конечно, необычные веяния были подхвачены знатью и аристократами, стремящимися воплотить в свою жизнь все новое. В первую очередь среди людей полностью изменилось отношение к красоте. Мужчины и женщины стремились максимально украсить себя, одновременно стараясь подчеркнуть естественность и выделить свои достоинства, данные от природы. Это очень ярко характеризует Ренессанс. Стиль, принятый в этот период, породил массу правил по созданию причесок и нанесению макияжа. Женщина должна была выглядеть сильной, нежной и удивительно земной.

К примеру, женский костюм эпохи Возрождения отличается некоторой объемностью, подчеркивающей приятные формы и прелести. Он декорировался множеством мелких деталей и украшений. Представительницы прекрасного пола, с восторгом принимающие Ренессанс, стиль которого диктовал неуемное стремление к красоте, носили глубокое декольте, имеющее обыкновение съезжать на одно плечо или внезапно обнажать грудь. Прически тоже становились объемными с большим количеством кудрей и вплетенными нитями. Часто на волосах закреплялась тонкая сетка с жемчужинами и драгоценными камнями, иногда она спускалась до плеч и полностью закрывала волосы сзади.

Мужской костюм эпохи Возрождения имел некоторые элементы, пришедшие из античности. Представители сильной половины человечества носили некое подобие туники с плотными чулками. Дополнением к костюму стал служить длинный плащ с воротником. В современном мире он часто используется в качестве официальной одежды на научных симпозиумах и других мероприятиях. И это неудивительно, ведь именно Ренессанс — эпоха Возрождения — заложил основы интеллигенции как социального класса. Впервые за всю историю человечества умственный труд стал цениться и позволял безбедно существовать.

Гуманизм: в поисках «человеческого»

В течение 14 века в Италии активно развивалось новое культурное течение — гуманизм, которое среди многих своих постулатов продвигало принцип, что человек является центром мироздания, поэтому ему должны быть подвластны все достижения в области образования, классического искусства, литературы и науки.

Изобретение Гутенбергом в середине 15 века печатного станка позволило улучшить связь по всей Европе. В результате такого прогресса в коммуникации были напечатаны и распространены среди широких масс малоизвестные тексты ранних гуманистов, таких как Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо, способствовавшие реновации традиционных греческой и римской культур.

Кроме того, многие учёные полагают, что достижения в области международных финансов и торговли повлияли на культуру в Европе и заложили плацдарм для эпохи Возрождения.


Джованни Боккаччо. (lempertz.com)

Итальянское и французское Возрождение

Так как Ренессанс — это довольно длительный исторический период, то искусствоведы делят его на итальянский и французский. Вдохновленная и питаемая едиными идеями Эпоха Возрождения проявилась в этих странах по-своему, оставив в конечном итоге абсолютно различные по своей сути памятники архитектуры и живописи.

Даже в Италии принято разделять Ренессанс на несколько периодов:

  • Раннее Возрождение.
  • Высокое Возрождение.
  • Позднее Возрождение.

В некоторых источниках указан еще один период — Проторенессанс, ставший самым первым этапом становления новой философии. Но это — весьма спорный момент, который до сих пор опровергается некоторыми учеными, включающими период с тринадцатого по конец четырнадцатого века в Раннее Возрождение.

Стоит отметить, что на итальянское Возрождение существенно влияло наследие античности. Но вот французский Ренессанс является абсолютно самобытным, он представляет собой смешение итальянских теорий с вольнодумством французских философов, породивших новый виток развития искусства. Эпоха французского Ренессанса характеризуется большим числом именно архитектурных сооружений. Особенно ярко представляют эту эпоху замки в долине Луары, построенные по велению французских королей.

Предпосылки гугенотских войн

Окончательному превращению Франции в единое национальное государство препятствовали различия в природных условиях, обычаях, системе управления, культуре, даже в языке отдельных регионов. Особое положение занимали южные провинции. Они позднее других вошли в состав французского государства и сохранили значительное своеобразие. В середине XVI в. ко всем различиям добавился религиозный раскол, поскольку именно на юге получила наиболее широкое распространение новая вера — кальвинизм, последователей которого во Франции называли гугенотами.

Одним из следствий распространения кальвинизма явился расцвет политической публицистики в период так называемых «гугенотских войн». Литература этого периода освобождалась от ренессансных традиций, что наглядно проявилось в творчестве выдающегося мыслителя Мишеля Монтеня (1533-1592). Заслуженную славу и всемирное признание ему принёс сборник философских размышлений «Опыты», отразивший весь трагизм переживаемой им эпохи. Труд Монтеня представляет собой крупнейший памятник общественной мысли Франции, выходящий уже за пределы ренессансной культуры и отражающий мировоззрение раннего Нового времени.

Французские крестьяне и горожане. Современный рисунок

Особенностью Франции было то, что католицизм приобрёл здесь характер национальной церкви (галликанство). Ещё до Реформации благодаря соглашению, заключённому в 1516 г. с Папой Римским, усиливался королевский контроль над церковью. Церковь превращалась по сути в государственную структуру. Поэтому влияние Рима во Франции не было столь значительным и не вызывало такого протеста, как в Германии или Англии. Католицизм опирался здесь на глубокие национальные традиции и занимал прочные позиции. Этим объясняется столь ожесточённый и упорный характер борьбы, которая развернулась во Франции вокруг вопросов веры.

К моменту окончания Итальянских войн кальвинизм настолько укрепился, что гугеноты смогли создать внутри Франции собственную организацию, во многом независимую от сложившейся системы власти.

Развернувшиеся во второй половине XVI в. события одни историки называют гражданскими войнами, другие — религиозными или гугенотскими. И то и другое по-своему верно, религиозный конфликт был неотделим от борьбы за политическую власть. При этом представители соперничавших партий не стеснялись при необходимости менять веру. Были «гугеноты религиозные» и «гугеноты политические». Поэтому наиболее правильным представляется название «гугенотские войны», так как оно полнее всего отражает различные аспекты этого конфликта.

Живопись Возрождения

Особенно много шедевров создали художники эпохи Ренессанса. Они породили новое отношение к изображению человеческого тела, которое представало на полотнах во всей своей красе. Но для этого необходимо было в мельчайших подробностях знать все анатомические особенности человека. Поэтому все знаменитые и успешные художники эпохи Ренессанса были одновременно и учеными, находящимися в постоянном поиске новых знаний и моделей.

Самым яркими представителем мира искусства является Леонардо да Винчи. Этот необыкновенно одаренный человек был одновременно художником, ученым, скульптором и архитектором. Многие из его идей значительно опередили свое время, что дает право называть его еще и изобретателем. Самыми знаменитыми полотнами Леонардо да Винчи являются «Тайная вечеря» и «Джоконда». Многие ученые современности смело называют гениального да Винчи «универсальным человеком», который с лихвой воплотил в себе все основные идеи Ренессанса.

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя не упомянуть великого Рафаэля, написавшего огромное количество мадонн. В начале шестнадцатого века он был приглашен в Ватикан и принимал участие в росписи Сикстинской капеллы, где написал несколько библейских сюжетов. Одной из самых знаменитых его работ стала так называемая «Сикстинская мадонна».

Культура Возрождения

Ренессанс подарил истории плеяду великих художников, учёных, писателей и мыслителей. Вот имена некоторых, самых известных из них: Леонардо да Винчи, Дезидерий Эразм, Рене Декарт, Галилей, Николай Коперник, Томас Гоббс, Джотто, Данте, Никколо Макиавелли, Тициан, Уильям Тиндейл, Уильям Шекспир, Донателло, Сандро Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело.


Герб семьи Медичи. (wikipedia.org)

В эпоху Возрождения искусство, архитектура и наука были тесно взаимосвязаны. Фактически они слились воедино. Некоторые художники, например, да Винчи, в своих творениях опирались на научные принципы, такие как анатомия, чтобы иметь возможность воссоздать человеческое тело с необычайной точностью. Чтобы безошибочно проектировать и сооружать огромные здания с обширными куполами, архитектор Филиппо Брунеллески изучал математику.

Научные открытия привели к серьёзным изменениям в мышлении. Галилей и Декарт представили новый взгляд на астрологию и математику, в то время как Коперник предположил, что Солнце, а не Земля, является центром Солнечной системы.

Искусство эпохи Возрождения характеризовалось реализмом и натурализмом. Художники стремились изобразить людей и предметы максимально правдоподобно. Они использовали такие приёмы, как перспектива, тень и свет, чтобы добавить глубину и размерность своим работам. Эмоции стали ещё одной особенностью, которую художники пытались привнести в свои творения.

Закат эпохи

По мнению исследователей, упадок эпохи Возрождения связан с несколькими факторами. К концу 15 века Апеннинский полуостров охватили войны. Испанские, французские и немецкие оккупанты, сражавшиеся за итальянские территории, несли с собой разрушения и хаос. Кроме того, изменение торговых маршрутов повлекло за собой экономический спад и ограничило количество денег, которое богатые меценаты прежде вкладывали в искусство.

Позже в движении, известном как Контрреформация, в ответ на протестантскую Реформацию католическая церковь подвергла цензуре художников и писателей. Многие мыслители эпохи Возрождения боялись выдвигать слишком смелые идеи, что, безусловно, подавляло их творчество.

В 1542 году папа Павел III учредил Римскую инквизицию, которая признавала гуманизм и любые взгляды, бросавшие вызов католической церкви, актом ереси, караемым смертью.

К началу 17 века эпоха Возрождения подошла к закату, уступив место эпохе Просвещения.

Архитектура [ править ]

Одним из величайших достижений французского Возрождения было строительство замков в долине Луары : эти дворцы удовольствий, которые больше не задумывались как крепости, использовали богатство рек и земель региона Луары и демонстрируют выдающееся архитектурное мастерство. .

Старый замок Лувр в Париже также был перестроен под руководством Пьера Леско и станет ядром нового замка эпохи Возрождения . К западу от Лувра Екатерина Медичи построила для нее дворец Тюильри с обширными садами и гротом .

Восхождение на престол Генриха IV Франции принесло период масштабного городского развития в Париже , включая строительство на Пон-Нёф , площади Вогезов (так называемой «Королевской площади»), площади Дофин и некоторых частей Лувра ( среди которых Большая галерея).

  • Замок Шенонсо (1515-1521), спроектированный Филибером де л’Ормом

  • Замок Азе-ле-Ридо (1518-1527)

  • Замок Шамбор (1519–1547)

  • Шато д’Экуэн (1538-1550)

  • Пьер Леско крыло Лувра (1546-1556)

  • Площадь Вогезов (1605-1612)

  • Герцогский дворец Невер

  • Château de Valençay

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: