Наиболее известные представители российского стрит-арта
Слава ПТРК
Художник родом из Екатеринбурга. Частый гость выставок как в России, так и в Европе. В своих работах он часто соединяет диснеевских персонажей с фигурами российских киноперсонажей, например, изображение Черного Плаща в теле Данилы Багрова (серия работ «Детство перед телевизором»).
Паша 183
Известный российский художник. Символ российского стрит-арта. Он создавал граффити на острые социальные темы. Например, знаменитая шоколадка «Аленка» в его работах, вместо светлого образа из детства стала просто товаром (расположена на заброшенной стройке Национального парка «Лосиный остров» возле Москвы). После его смерти в 2013 г. Бэнкси посвятил ему работу «P183. R.I.P.».
Кирилл Кто
Художник оставляет различные надписи на фасадах городов. Тексты всегда несут позитивный посыл. Например, надпись: «Будет всегда лучше, чем было», вселяет надежду.
Алексей LUKA
Московский творец создает работы в абстрактном стиле. Они отлично вписываются в образ города, к тому же Алексей для каждого места подбирает уникальное сочетание цветов.
Никита NOMERZ
Художник рисует лица старым заброшкам, реанимирует заброшенные здания новыми росписями и просто украшает город. Например, проект «Живые стены» заставляет поверить, что дома могут жить своей жизнью.
Виды и техники
Большая часть стрит-арта – это граффити на стене. Однако стрит-арт — это не только граффити, к этому искусству также относят постеры, скульптуру, стикеры и т.д.
Рисунки на стенах
Создают отдельные рисунки, либо формируют композицию вместе с текстом. Используют разные материалы, техники. Размеры варьируются от небольшого рисунка на заброшке, до полноценной росписи 9-этажного панельного дома.
Большой Енот в ЛиссабонеBordalo II
Трафареты
С помощью трафаретов создают большие графичные изображения с четким контуром. Трафареты вырезают самостоятельно, под каждую отдельную работу.
Напрасное ожиданиеБэнкси
Существуют более универсальные приспособления, которые используют в любом рисунке, например, для создания четких геометрических форм, контуров. Иногда с помощью трафарета создают несколько идентичных изображений в разных частях города, обычно небольшого размера.
Знаменитый Бэнкси создавал свои работы с помощью трафаретов.
Муралы
Это большие красивые изображения на фасадах зданий, как правило, очень красочные. Создать их без специальных приспособлений и разрешения невозможно. Мурал также можно отнести к паблик-арту.
Стикеры, или стикер-арт
Их расклеивают по всему городу, чтобы распространить идею или слоган, придать огласку своему имени. Теряют свою популярность из-за схожести с рекламными буклетами и стикерами. Основоположником считается Шепард Фейри.
Постеры, или постер-арт
Сейчас этот прием почти не используют. Лишь несколько художников расклеивали плакаты в творческих проектах как самостоятельную единицу.
Например, дизайнер Агон-Нога расклеивал по Санкт-Петербургу увеличенные постеры.
Инсталляции
Иногда объект создается как объемная надпись, или скульптура, встроенная в городскую среду. Известные представители этого направления – Space Invader и Марк Дженкинс.
Основные виды граффити
Граффити – это различные надписи, реже рисунки, которые наносят краской, выцарапывают на стенах и других поверхностях.
- Спрей-арт – более узкая разновидность граффити, когда надписи и рисунки наносят с помощью аэрозольной краски.
- Бомбинг – быстрая прорисовка изображения в экстремальных условиях. Именно с него началось развитие граффити. Сюда относят надписи в метро, на транспорте, часто надпись создают во время движения транспорта. Используют яркие цвета, простые техники. Главная цель – заявить о себе, оставив яркое изображение.
- Тегинг – классическая надпись имени или никнейма автора. Своеобразный уличный автограф, который оставляют в самых разных местах – на домах, скамейках, автобусах.
- Writing – более продуманное направление тегинга. Изображают имя художника, либо название команды. Композиция более сложная, иногда объемная, для создания используют до 3 цветов. Команда заранее продумывает стиль изображения, место, габариты надписи. На создание такой работы может уйти несколько часов.
- Скретчинг – рисунок или надпись выцарапывают острым предметом. Объект стрит-арта стеклянные или зеркальные поверхности. Подобные попытки можно увидеть на окнах в общественном транспорте.
ТокиоSpace Invader
Стили граффити
Направления постоянно развиваются, меняются, возникает новая школа, однако можно выделить основные стили граффити:
Old School – классический стиль, работы приближены к модерну;
Flat – плоские изображения и надписи, используют не более 2 цветов, характерная черта – минимализм и простота;
Bubble style – несложные рисунки, при создании используют 2-3 цвета, сюда часто относят тэги, которые всюду оставляют стрит-артеры;
Blockbusters и Throw-up – очень крупные изображения, чаще их наносят с помощью трафаретов;
Wild style – надпись выглядит очень сложной, композицию создают с помощью сплетения букв, штрихов и символов;
FX-style – это объемные рисунки, где большое внимание уделяют проработке теней, бликов, чтобы создать 3D-эффект.
Где проходит черта между стрит-артом и вандализмом
Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит граница между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.
ТокиоSpace Invader
Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.
Человек проходящий стеныBlek le Rat
Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.
РабатSpace Invader
Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.
СкрипачBlek le Rat
«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой».
Роман Минин (уличный художник)
Стрит-арт в СССР и России
Самые первые попытки уличного искусства возникли еще в 1920 г., когда Малевич вместе с Лисицким оформили несколько фасадов в стиле супрематизм.
Спустя пару десятилетий, в 90-е годы, настала эпоха брейк-данса, рэпа и граффити, российскую культуру захватывают американские ценности. Теперь каждый желающий мог стать танцором и художником, при этом необязательно этому учиться. Процесс стал важнее результата.
За стрит-арт был назначен тюремный срок от 3 до 5 лет по статье Порча государственного имущества и Антисоветская пропаганда.
В СССР стрит-арт пришел из западных регионов, куда он проник из США уже в американизированном виде.
В продаже были баллоны с аэрозольной краской для окрашивания машин и просроченная краска из Европы. Именно ее использовали уличные художники. Тогда и мечтать не могли о будущем изобилии.
Самыми первыми представителями уличного искусства были Крыс (Вадим Мейкшанс), Баскет и Макс-Навигатор. С 2003 г. в России проходят первые стрит-арт мероприятия и фестивали. Так хулиганские росписи переросли в настоящее искусство.
Начиная с 2000-х годов стрит-арт стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.
Однако стрит-арт в России все еще воспринимают негативно. Для большинства роспись фасадов в любом проявлении – это вандализм, когда за рубежом вандализмом считают закрашенные граффити Бэнкси.
Что такое стрит-арт
Человек всегда старался оставить свое имя на страницах истории. Каждый делал это по-своему. Некоторые самовыражались на стенах родного города.
Мститель в чёрномСлава ПТРК
Стрит-арт – это искусство, созданное в городской среде. Это направление включает в себя рисунки на стенах, скульптуры и инсталляции, шрифтовую графику. Часто произведения сочетают в себе несколько техник.
МарракешSpace Invader
Стрит-арт довольно эгоцентричен. Художника не интересует порча государственного имущества. Единственная цель – заявить о себе и высказаться. Это попытка отвоевать город для себя.
Человек из газетыМарк Дженкинс
Как правило, к стрит-арту относят нелегальное искусство, однако это зависит от того, с каким посылом создана работа, и какие цели она преследует.
One man army Detroit, United States 2015Aryz
У уличного искусства несколько характерных черт:
- Фигура уличного художника всегда анонимна. Например, работы Бэнкси знает каждый, но никто не знает его личность.
- Анонимным остается и сам зритель.
- Стрит-арт всегда живет на улице.
История развития
Если говорить о граффити в его современном понимании, то направление начало формироваться в 1960-х годах
Корнбрэд и Кул Эр покрыли надписями всю Филадельфию, чем привлекли внимание жителей и прессы
Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс печатают статью о Диметриусе – курьере, который везде оставляет надпись своего псевдонима «Taki 183».
Taki183
С 1972 г. в Бруклине стали распространены граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники начинают использовать различные стили, которые известны по сей день.
Затем возник Теггинг и Бомбинг. Ведь оставлять свой псевдоним на движущемся поезде безопаснее, так меньше шансов быть пойманным. С 1974 г. к надписям начинают добавлять рисунки, очень быстро они покрывают целые вагоны.
DjerbaSpace Invader
Уже с 1980-х годов возникают официальные выставки, где уличные творцы находят признание. В 1981 г. открывают выставка PSI New York/New Wave, где принимают участие такие известные личности как Жан-Мишель Баскиа, Уильям Берроуз, Энди Уорхол.
Однако вместе с громким признанием, вводят жесткие ограничения на роспись улиц и метро. Многие в этот момент заканчивают свою карьеру. Другие начинают развиваться дальше. Так в 1990-е года популярным стрит-артером стал Space Invander.
MiamiSpace Invader
Начиная с 2000-х годов отношение к граффити, стало более осознанным и серьезным. Художники стрит-арта вырабатывают собственный стиль, создавая все новые и новые ответвления.
Стрит-арт захватил мир в начале XXI века. Появлялись целые арт-кварталы, а городские районы стали галереями под открытым небом.