Собор в Фиденце
Автором проекта кафедрального собора в городке Фиденце стал знаменитый архитектор Бенедетто Ангелами. Именно он был первым, кто стал переходить на просторах Италии от приземлённого романского стиля к стремящемуся ввысь готическому стилю.
Туристов поражает изысканный фасад собора, и две величественные башни, стоящие справа и слева от главного входа. На стенах сохранились фрески древних мастеров, а в крипте церкви хранятся мощи покровителя сооружения Святого Доннино.
Выстроенный в XIII столетии собор стал поворотным пунктом в развитии религиозной архитектуры Италии, всё больше начинающей тяготеть к готике.
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Римское искусство
Рим при императоре Константине, фото: Campus Martius, общественное достояние
Этруски отвечали за строительство ранних монументальных зданий Рима. Римские храмы и дома с большой точностью повторяли этрусские модели. Элементы этрусского влияния на римские храмы включали в себя подиум и акцент на фасад в ущерб остальным трем сторонам здания. Большие этрусские дома были сгруппированы вокруг центрального зала во многом так же, как и римские большие городские дома позже строились вокруг атриума. Влияние этрусской архитектуры постепенно ослабевало во времена республики из-за воздействий (особенно греческих) из других частей мира. Сама архитектура этрусков попала под влияние греков, поэтому, когда римляне переняли греческие стили, они не стали чужеродными для их культуры. Во времена республики, вероятно, происходило постоянное освоение архитектурных веяний в основном из эллинистического мира, но после падения Сиракуз в 211 г. до н.э. греческие произведения искусства хлынули в Рим
Во II веке до нашей эры поток этих работ и, что более важно, греческих мастеров, продолжил поступать в Рим, оказав решающее влияние на развитие римской архитектуры. К концу республики, когда Витрувий написал свой научный труд по архитектуре, греческая теория архитектуры и примеры архитектурных работ преобладали над всем остальным
По мере расширения империи римская архитектура распространилась на большие площади, она использовалась при создании как общественных зданий, так и некоторых крупных частных построек. Во многих областях элементы стиля, особенно украшения, попали под влияние местных вкусов, но архитектура оставалась узнаваемо римской. Стили местной архитектуры в той или иной степени попали под влияние римской архитектуры, и во многих регионах римские и местные элементы обнаруживаются в сочетании в одном здании.
К I веку нашей эры Рим стал крупнейшим и самым развитым городом во всем мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения систем санитарного контроля города, дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, доставлявших в город по трубам пресную воду, и построили канализацию, удалявшую отходы города. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большая часть населения, однако, жила в многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римляне разработали новые технологии и использовали такие материалы, как, например, вулканическую почву из Поццуоли — деревни недалеко от Неаполя, — чтобы сделать свой цемент крепче и прочнее. Этот цемент позволил им строить большие бетонные многоквартирные дома, называемые инсулами.
Статуя, известная как «Август из Прима-Порта, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported
Настенные рисунки украшали дома богачей. На картинах часто изображались садовые пейзажи, события из греческой и римской мифологии, исторические сцены или сцены из повседневной жизни. Римляне украшали полы мозаикой — рисунками или узорами, созданными из небольших цветных плиток. Богато расцвеченные картины и мозаики помогали сделать комнаты римских домов визуально больше и ярче, а также выставить напоказ богатство владельца.
В христианскую эпоху поздней империи, в 350-500 гг. н.э., процветала настенная роспись, мозаичные украшения потолков и полов и погребальные скульптуры, в то время как полноразмерная скульптура для кругового обзора и живописные панно постепенно исчезали, скорее всего, по религиозным причинам. Когда Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), на римское искусство начали оказывать влияние восточные веяния, дав рождение византийскому стилю поздней империи. Когда в V веке Рим был разорен, ремесленники переехали в и нашли работу в Восточной столице. Над созданием церкви Святой Софии в Константинополе трудились почти 10 000 рабочих и ремесленников, это был финальный аккорд римского искусства при императоре Юстиниане I, который также распорядился создать знаменитые мозаики Равенны.
Венецианская готика (14-15 века)
В XIV и XV веках был построен ряд новых церквей в стиле венецианской готики, в том числе церковь францисканцев, Санта-Мария-Глориоза-дей-Фрари, строительство которого началось в 1340 году. Построенное из кирпича, оно состояло из трех нефов и апсиды с шестью расходящимися лучами часовен, а также ребристыми сводами, которые исходили из массивных цилиндрических колонн. Доминиканцы также построили новую церковь, Санти Джованни и Паоло (15 век), с тремя нефами, разделенными колоннами, и готическими капителями, арками и декором. Пожар 1419 года сильно пострадал Базилика Святого Марка, требующих строительства нового южного фасада. Он был богато украшен множеством готических башен и кущей.
Самыми оригинальными образцами венецианской готики были не церкви, а дворцовые резиденции, построенные для венецианских аристократов и купцов. Венецианская Республика достигли пика процветания в 15 веке, особенно после падения Византийская империя в 1453 году, что сделало Венецию торговым центром Восточного Средиземноморья. В Дворец Дожей, начатый в середине 14 века, но значительно расширенный в 1420-х годах, содержал апартаменты дожа, залы совета, суды, тюрьму и зал заседаний нижней палаты венецианского парламента. Первый и второй этажи имели двойную колоннаду, а верхние этажи были отделаны белым и розовым мрамором с тонкими геометрическими узорами.
Основные примеры аристократических резиденций включают Палаццо Пизани и Палаццо Фоскари, но самым известным примером является Ca ‘d’Oro, или «Дом золота», построенный между 1421 и 1444 годами для Марко Контарини. В нем были портик и двойная галерея, которые изначально были позолочены, что дало дворцу название.
Замки и укрепления [ править ]
В Королевстве Сицилия в начале 13 века важную программу гражданского и военного строительства продвигал сицилийский король Фридрих II , который был императором Священной Римской империи, и через его мать Констанцию, королеву Сицилии, внук великого нормандского короля. Роджер II Сицилийский . Император призвал архитекторов и мастеров, построивших цистерцианские монастыри, построить замки и укрепления. Наиболее важные сооружения включают Кастель-дель-Монте в Апулии и Кастелло-Маниаче, защищающие гавань Сиракуз, Италия .
-
Кастель-дель-Монте в Апулии (1240-е годы)
-
Кастелло Манияче в Сиракузах, Сицилия (1232–1240 гг.)
Пробуждение неоготики
Стиль возродился в XIX — м веке, во многом благодаря влиянию британской архитектуры критик Джон Раскин и его книги Камни Венеции (в) . Из-за нехватки места в Венеции большинство дворцов представляют собой высокие прямоугольные коробки по средневековым меркам, с богато украшенным фасадом, но очень часто скромными на других внешних фасадах. У них также нет внутренних двориков, что тратит впустую пространство. Основная форма , таким образом , очень хорошо отвечает требованиям XIX — го века и венецианского стиля символа проявляется в основном в окнах, на карниз и другие украшения фасада.
В Северной Америке этот стиль популяризировали архитекторы Чарльз Амос Каммингс (in) , Фрэнк Фернесс , Ричард Норман Шоу , Уильям Роберт Уэр , Уиллард Т. Сирс (in) и Фредерик Уильям Стивенс (in) . В Австралии архитектор Уильям Питт (in) является последователем этого стиля, а Джозеф Рид известен своими экспериментами в этой области.
Собор Парижской богоматери (Нотр Дам)
Французский король Людовиг VII и специально прибывший в Париж римский папа Александр III заложили первый камень собора Нотр Дам в 1163 году на месте христианской базилики Св.Стефана. В свою очередь базилику воздвигли на фундаменте римского храма Юпитера. Много веков спустя, в 1804 году, тоже в присутствии папы, в Нотр-Даме короновался Наполеон.
Собор Парижской Богоматери, завершенный к 1351 году, считают важным примером французской готической архитектуры, скульптуры и витражей. Это только начало готики, поэтому видим много горизонтальных линий.
После завершения собора, в последующие века, он часто менялся. В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению во время Французской революции. Большая часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена.
Собор Парижской Богоматери. Фото Nicolas Sanchez
Величавая ясность и размеренность архитектуры вдохновила Виктора Гюго на написание одноимённого романа в 1831 году. Вскоре после его публикации интерес к зданию возродился. Крупный реставрационный проект под руководством Эжена Виоле-ле-Дюка начался в 1845 году и продолжался двадцать пять лет. Начиная с 1963 года фасад собора был очищен от вековой сажи и грязи, вернув ему первоначальный цвет. Очередная кампания по очистке и реставрации велась с 1991-2000.
Со времён средневековья сохранились витражи только в розе главного входа и двух розах трансепта. Нотр Дам является местом хранения Тернового Венца Спасителя. В начале 13 века король Франции Людовик IX за половину годового бюджета страны выкупил заложенную в Венецианский банк святыню. Оказалась она в таком положении, потому что константинопольскому императору Балдуину II требовались деньги, чтобы расплатиться с кредиторами.
В первую пятницу каждого месяца совершается торжественный вынос Тернового венца Христова.
Поздняя готика (конец 14 века) [ править ]
Миланский собор править
Миланский собор , также называемый Дуомо, был построен в конце четырнадцатого века. Это был один из самых амбициозных соборов итальянской готики и один из немногих, в которых были адаптированы многие структурные особенности французской готики, в том числе арочный контрфорс и сводчатый ребристый свод . Работы начались в 1387 году и в основном основывались на планах двух французских соборов, Буржского собора и Ле-Мана., с планом высокого центрального нефа, ступенчато спускающегося вниз по проходам. В то же время он следовал итальянскому предпочтению большого внутреннего пространства. В планировании и ранней работе участвовало огромное количество выдающихся мастеров-каменщиков со всей Европы, включая Жана Миньо и Николя де Бонавентура из Парижа, Ганса Парлера из Германии и известного итальянского математика Габриэле Сторналоко.
Строительство продолжалось с множеством перерывов на протяжении веков; он не был окончательно завершен до 1965 года. Его замечательные особенности включают его гигантские колонны, чьи богато украшенные капители посередине колонн содержат статуи; бледно-розовый мрамор, обращенный внутрь и наружу; и лес каменных башен, украшающий верхние части. В то время как интерьер полностью выполнен в итальянском стиле, внешняя часть покрыта декоративным узором, похожим на стиль Rayonnant в Северной Европе.
-
Миланский собор
-
Неф Миланского собора
-
Сводчатый потолок и капители колонн со статуями
-
Базилика Сан-Петронио в Болонье
- Базилика Санта-Кроче, Флоренция
- Палаццо Веккьо , Флоренция
- Базилика Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , Венеция
- Базилика Сан-Петронио в Болонье.
Готический стиль в архитектуре средневековья
Как бы не старались поклонники средневековья отождествлять готический стиль с католической церковью, в реальности готика не всегда была архитектурой только костелов и базилик. Сложившийся стереотип представления о здании в готическом дизайне всегда ассоциируется с наиболее яркими памятниками готики, как, например, Собор Парижской Богоматери, кафедральный собор Дуомо.
Здание Миланского кафедрального собора и Дрезденский кафедральный собор, возводившийся на протяжении нескольких столетий и объединивший в себе сразу несколько вариантов готического образа.
Это наиболее яркие образцы зданий в готическом стиле, но архитектура готики не всегда была столь помпезной, такой ее сделала католическая церковь.
Специалисты разделяют эпоху активного использования готического стиля в строительстве на четыре условных периода:
- Появление ранней готики в наиболее важных социально значимых строениях городских общин. Датируется предположительно с 1088 года – даты постройки базилики аббатства Клюни;
- Этап развития и становления готического стиля в большинстве архитектурных решений, общественных зданий и церковных строений датируется 1220-1410 гг.;
- Эпоха доминирования готического стиля в церковной архитектуре завершается в конце XV- XVI веков;
- Короткий этап возрождения элементов готического стиля в современной архитектуре начала XIX века.
Выразительность и эффектность готического стиля всегда была под контролем католической церкви, выступавшей за сдержанность в оформлении здания. Требовалась массивная и одновременно высокая коробка здания, шпиль и огромный купол.
Большую часть необычного декора в готическом стиле мастерам приходилось прятать в нарочито множественных и слегка грубоватых элементах отделки, поэтому с первого взгляда любое здание в готическом оформлении выглядит строгим серым пятном, и только при более внимательном изучении фасада стен и фронтонов можно понять гениальный замысел архитектора.
Кроме новых строительных приемов и специфического готического декора, в архитектуру пришла новая геометрия узоров.
Большинство пропорций, используемых в проектировании готических соборов и зданий, относилось к известному «золотому сечению». Ему подчинялось все, от размеров до формы кривых, дуг, арок, пропорций оконных проемов и площадей крыши.
Венецианская готика (14–15 века) [ править ]
В XIV и XV веках началось строительство ряда новых церквей в стиле венецианской готики, включая церковь францисканцев Санта-Мария-Глориоза-деи-Фрари , начатую в 1340 году. Построенная из кирпича, она состояла из трех нефов и апсиды с шестью излучающие часовни и ребристые своды, возникшие из массивных цилиндрических колонн. Доминиканцы также построили новую церковь Санти Джованни и Паоло (15 век) с тремя нефами, разделенными колоннами, и готическими капителями, арками и украшениями. Пожар в 1419 году сильно повредил базилику Святого Марка , что потребовало строительства нового южного фасада. Он был богато украшен множеством готических башен и кущей.
-
Санта-Мария-Глориоза деи Фрари (начало 1340 г.)
-
Интерьер Санта-Мария Глориоза деи Фрари
-
Санти Джованни и Паоло (15 в.)
-
Интерьер Санти Джованни и Паоло
-
Готическая линия крыши южного фасада базилики Святого Марка
Самыми оригинальными образцами венецианской готики были не церкви, а дворцовые резиденции, построенные для венецианских аристократов и купцов. Венецианская республика достигла пика своего расцвета в 15 веке, особенно после падения Византийской империи в 1453 году. Венеция — торговый центр Восточного Средиземноморья. В Дворце Дожей , начался в середине 14-го века , но значительно расширен в 1420 — х годах, содержал квартиры Дожей, совет палату, суды, тюрьму, и зал заседаний для нижней палаты венецианского парламента. Первый и второй этажи имели двойную колоннаду, а верхние этажи были отделаны белым и розовым мрамором с тонкими геометрическими узорами.
Основные примеры аристократических резиденций включают Палаццо Пизани и Палаццо Фоскари , но самым известным примером является Ca ‘d’Oro , или «Дом золота», построенный между 1421 и 1444 годами для Марко Контарини. В нем были портик и двойная галерея, которые изначально были позолочены, что дало дворцу свое название.
-
Дворец Дожей , Венеция (середина 14-15 вв.)
-
В Ca»d’Oro на Большом канале (1421-1444)
Неоготика, как ренессанс готической архитектуры
Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.
Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента
Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.
И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля
Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.
Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления
На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.
Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов
Гражданское планирование и светская архитектура
Начиная со второй половины 13 века, Италия произвела больше образцов светской готической архитектуры, чем другие части Европы. Здания часто строились Капитано дель Популо каждого города, организацией, которая представляла гильдии и богатых купцов города. Основные примеры включают Капитано дель Пополо в Орвието, Палаццо Коммунале на Пьяченца, и массивный Палаццо дель Капитано, или Барджелло, в Флоренция. Другие основные примеры можно найти в Сиене, Флоренции и Венеции
Они продемонстрировали важность итальянских городов как банковских центров и роста гражданской гордости. Эти здания были открытыми снаружи, с лоджиями на первом этаже, большими верхними окнами, балконами и внешними лестницами, и часто имели большие залы, украшенные фресками
Еще одним ярким примером готического градостроительства является веерообразная Кампо или городская площадь в Сиена, в котором преобладают Палаццо Публико (1298-1348) и Торре делла Манджа, самая высокая муниципальная башня в Италии. Флоренция построила аналогичный муниципальный дворец, Палаццо Веккьо (1299-1310), хотя и сохранил многие черты крепости. Ярким примером частного флорентийского дворца является Лоджия делла Синьория (1370-е годы), рядом с Палаццо Веккьо, чьи круглые арки и линия крыши напоминают о приближающемся Возрождении.
Замки и укрепления [ править ]
В Королевстве Сицилия в начале 13 века важную программу гражданского и военного строительства продвигал сицилийский король Фридрих II , который был императором Священной Римской империи, и через его мать Констанцию, королеву Сицилии, внук великого нормандского короля. Роджер II Сицилийский . Император призвал архитекторов и мастеров, построивших цистерцианские монастыри, построить замки и укрепления. Наиболее важные сооружения включают Кастель-дель-Монте в Апулии и Кастелло-Маниаче, защищающие гавань Сиракуз, Италия .
-
Кастель-дель-Монте в Апулии (1240-е годы)
-
Кастелло Манияче в Сиракузах, Сицилия (1232–1240 гг.)
СРЕДСТВА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
Часто говорилось, что грандиозные культовые здания Франции явились результатом кропотливого и терпеливого векового труда. И действительно, бедствия этой эпохи вызывали многочисленные и длительные перерывы в работе; но когда работы производились, они могли поспорить по темпам с нашими наилучше организованными строительствами. Первый камень собора Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., а в 1196 г. уже возводили крышу. Мы видели, с какой быстротой изменялся стиль в эпоху постройки Амьеиского собора; но неф Амьеиского собора был сооружен в один прием в такой короткий срок, что от основания его до вершины изменения в стиле едва уловимы.
Население чувствовало потребность ознаменовать свое новое социальное положение новыми по типу зданиями. Не только строили заново, но стремились также обновить здания предшествующей эпохи, и для этого не отступали перед самыми смелыми перестройками, начиная с фундаментов. Байе, Сен-Реми в Реймсе, неф собора в Мане — все это примеры сооружений, получивших совершенно новую оболочку, перестроенных от основания до крыши.
Наконец, если принять во внимание, что в то время, когда воздвигались соборы, строилось невероятное количество церквей в самых маленьких деревушках, то можно составить себе представление о той деятельности, равную которой редко можно найти в другие архитектурные эпохи. Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом
Какими же средствами располагали для одновременного осуществления такого количества предпринятых работ? Налоги бывали двоякого рода: деньгами и даровым трудом.
Денежные налоги. — Для постройки соборов наиболее значительным источником было, конечно, ассигнование самих городских общин, как бы олицетворявших себя в своей величественной постройке. Затем на эти нужды шли: часть выручки за индульгенции, передаваемая попечителям работ, и пожертвования, которые собирались странствующими проповедниками.
В реестрах собора в Отене упоминаются налоги, взысканные с капитула, и передача на строительные нужды доходов от вакантных церковных приходов. В некоторых соборах, как в Руанском и Буржском, имеются башни, название которых сохраняет воспоминание о льготах, создавших фонд для их постройки *.
Примечание: Руанская башня, как и одна из башен собора в Бурже, сохранила прозвание «масляной», поскольку участвующим в строительстве ее была дана льгота есть масло во время так называемого великого поста. См. Еnbart, упом. соч.
Что касается приходских церквей, то там существовал обычай (сохранившийся до последних дней старого режима), по которому содержание нефа возлагалось на жителей, а содержание хора — на сеньора. Без сомнения, подобное разделение обязательств имело место и во время строительных работ, и это объясняет странные несоответствия: великолепное святилище рядом с бедным нефом, монументальная башня при более чем скромном здании; каждый заботился о той части здания, которая была поручена ему, и не проявлял интереса к соседним частям.
Даровой труд. — Что касается добровольного участия в строительстве, то папы и епископы поощряли его, приравнивая заслуги верующих, записывающихся на постройки, к заслугам солдат, отправляющихся на освобождение Палестины.
Население откликалось на этот призыв массами; среди других примеров сохранилось воспоминание об участии населения в постройке Шартрского собора и церкви Сен-Пьер сюр Див. Но это была помощь скорее кажущаяся, чем действительная. Если бы эти массы рабочих рук были правильно организованы, то с ними можно было бы осуществить постройки римского масштаба; но именно организации и не хватало, и производительность труда была настолько низка, насколько это может быть при всякой неоплачиваемой и добровольной работе. Хроники повествуют, что при постройке Сен-Пьер сюр Див тысяча человек впрягались в одну телегу; сделаем поправку на несомненное преувеличение, — все же чувствуется, что этот избыток рабочих рук создавал скорее помеху, чем действительную помощь, поскольку масса приходила не столько ради работы на постройке, сколько ради индульгенций; в конечном счете настоящими строителями больших готических зданий во Франции были оплачиваемые рабочие.