Постмодернизм: философия и характерные особенности

Откуда взялся постмодерн, и кто его придумал

По сути, ничего придумывать не пришлось. Эпоха постмодерна — это естественный ход вещей, как авторитетно заявляют философы. И чтобы понять, как он образовался, необходимо сделать небольшой экскурс в то, что было до него.

От начала существования человечества вплоть до эпохи Ренессанса на земле было царство премодерна. Что это значит? Что отношения человека с Богом (или богами) были неравными. Homo sapiens жил по законам природы, молился небу и ел землю. Но со временем он умнел, у него появлялись разные ништяки, намечался довольно естественный переход в фазу других отношений, где Бог и человек должны были занимать равные места, отдав предпочтение техническому прогрессу. А церковники, наверняка предугадывая ход вещей, оттягивали момент перехода, и то, что мы называем «святая инквизиция», стало пиком времени премодерна.

Далее наступило время модерна, которое продлилось почти до конца 19 века. Отношения человека и Бога постепенно портились, ништяков у людей стало больше, и, когда никто не знал, куда бы направить массу полезной энергии, пришли нигилисты во главе с упомянутым Ницще и указали верную дорогу к постмодерну. После них пришли декаденты, которые хоть немного и в другом русле, но продолжили славное дело предков, окончательно возведя на трон небесный самих себя, и немножечко пустили мир колбаской под горку. Как ни печально, но это было неизбежно.

Причины появления

Возникновение постмодернизма обычно связывается с усталостью от прогресса, который ассоциировался с целенаправленным развитием науки и техники, повышением благосостояния народа, веры в социальное развитие и рациональное планирование. Постмодернизм зародился из глубокого разочарования в ценностях и идеалах, сложившихся на протяжении предшествующих двух столетий. Философское течение подвергает сомнению неоспариваемый авторитет объективности и способность науки завершить свой «модернистский проект».

Это объясняется временем возникновения постмодернизма как массового умонастроения в конце 60-х гг., когда происходит окончательное разочарование в возможности насильственного переустройства мира согласно «великим историческим проектам». Переломным моментом такого разочарования стали социально-политические события, произошедшие в 1968 г. Например, майские волнения во Франции, когда леворадикальные силы столкнулись с механизмами власти и оказались неспособны претворить свои требования в реальность.

Моральный релятивизм

Христианские авторы Джош МакДауэлл и Боб Хостетлер дают следующее определение постмодернизма: «Мировоззрение, характеризующееся верой в то, что истина не существует ни в каком объективном смысле, а создается, а не обнаруживается … создается конкретной культурой. и существует только в этой культуре. Следовательно, любая система или утверждение, которое пытается передать истину, является игрой силы, попыткой доминировать над другими культурами ». Культурно-консервативные писатели, такие как Чарльз Колсон , характеризуются тем, что склонны косо смотреть на постмодернистскую эпоху как на идеологически агностические и полные морального релятивизма или ситуационной этики. Другие критики интерпретировали постмодернистское общество как синоним морального релятивизма и способствующие девиантному поведению .

Многие философские движения отвергают современность и постмодерн как здоровые состояния бытия. Некоторые из них связаны с культурным и религиозным консерватизмом, который рассматривает постмодерн как отказ от основных духовных или естественных истин и в своем упоре на материальное и физическое удовольствие, явный отказ от внутреннего равновесия и духовности. Многие из этих критических анализов атакуют именно тенденцию к «отказу от объективной истины» как решающую неприемлемую черту постмодернистского состояния и часто стремятся предложить мета-нарратив, который обеспечивает эту истину.

Критика постмодернистской философии

Метод письма, используемый некоторыми философами постмодерна, подвергался резкой критике со стороны физиков Алан Сокал и Жан Брикмонт . Алан Сокал, оспаривая использование — по его мнению, оскорбительное или неуместное — терминов из физических и математических наук в философском или социальном контексте, создал ложную статью, составленную из цитат из книг или статей, считающихся «постмодернистскими». Он отправил его в журнал Social Text, который его принял. Он разоблачил обман во второй статье. Эта публикация вызвала скандал, известный как «  Дело Сокаля  ». Впоследствии Алан Сокал написал вместе с Jean Bricmont Impostures intellectuelles (1997), в котором два физика более подробно развивают свою критику постмодернистской философии. Их подход поддержали другие интеллектуалы, в частности лингвист Ноам Хомский и философ Жак Бувересс .

Участвующие философы оспаривали метод и утверждали, что физическое состояние Алана Сокаля не позволяло ему понять символическое или метафорическое значение использования физических или математических терминов. Однако оба автора уже рассматривали этот вопрос во введении к своей книге и утверждали, что метафорическое использование сложных научных концепций, предназначенных для неспециализированной аудитории, ничего не способствует тексту или его пониманию. Они утверждали, что такие метафоры могут служить только для того, чтобы запугать читателя и / или скрыть банальное или глупое утверждение за впечатлением от эрудиции и изученного словарного запаса.

Бруно Латур опубликовал в 1991 году Мы никогда не были современными: Эссе симметричной антропологии вписывает себя в философской традиции, он квалифицируется как «  не-современные  », в отличие от модернистов и постмодернистов.

Физики Также раскритиковали Сокаля и Брикмона, напомнив им, что именно в этой области физики родились некоторые из самых релятивистских или парадоксальных концепций мира, которые затем были приняты постмодернизмом. Таким образом, сборник цитат основоположников современной физики, в том числе Нильса Бора с его принципом дополнительности и других представителей копенгагенской школы , показал, что кризис интерпретации мира, выраженный в постмодернизме, не был созданием нескольких неспециалисты, а отражение реальной путаницы в интерпретации реальности.

Что будет после постмодерна

Как отмечает ряд философов, суть всего существования человечества заключалась в этом переходе от премодерна к постмодерну. И они заявляют, что после ничего не будет. Постмодерн — это вечный упадок. И всё закончится тогда, когда падать уже будет некуда. И всё движение планеты Земля (а точнее, её развитие) не что иное, как закономерные взлёты и падения. То есть если сводить к общему главную мысль всего земного существования, то её довольно точно отразили в песне, которая появилась в середине 80-х: «Мы все живём для того, чтобы завтра сдохнуть». И — чёрт! — так весело пели эти строчки, что в этой правде сомневаться не приходится.

Обидно, конечно, осознавать, что всё закончится так глупо, пошло и бездарно. Но всё-таки надежда, хоть и слабая, есть. Не так давно, как говорят некоторые философы, начался переход в новую эру метамодерна или постпостмодерна. Настоящее время — это слияние всех трёх предшествующих культур в попытке объяснить всё, что наворотили до сегодняшнего дня. А если не получится, то хотя бы с этим смириться. Смириться с тем, что весь мир стал одним большим целым. И наш шарик продолжает лететь. Лететь чёрт знает куда.

Постмодернизм в литературе

Как упоминалось ранее, постмодернизм в литературе и литературной критике впервые возник в США в конце 1950-х годов. Его появление было впервые озвучено критиком И. Хау, чья статья 1959 года «Массовое общество и постмодернистская литература» вызвала бурные дебаты о постмодернизме, которые продолжаются и по сей день. Реакция Хауса на новую литературу в целом была негативной и пессимистичной. Он отмечает, что в отличие от великой модернистской литературы Элиста, Фунта и Джойса, постмодернистская литература характеризуется вялостью, истощением инновационного потенциала и пуншем. Эта литература предоставляет меньше возможностей для развития творческой индивидуальности. В то же время Хау указывает на вполне естественный и необходимый характер появления постмодернистской литературы, признавая, что массовое общество находит в своих выравнивающих образах более адекватное представление, чем в модернистской литературе.

Достоинство постмодернистской литературы в том, что она избавляет от прежнего разделения на искусство для «образованных» и «подсознательных» для «необразованных», имевших место в классовом обществе. Новая литература также заполняет пробел между профессионализмом и дилетантством в области искусства, между художником и зрителем. Она сочетает в себе разнообразные мотивы и художественные установки, перестает быть просто интеллектуальным и элитарным, становится романтичной, сентиментальной и популярной одновременно. Постмодернистская литература стирает старые границы между высоким и низким, надежным и невероятным, обычным и чудесным, реальным и фантастическим. Она учит и развлекает, и доставляет удовольствие.

Постмодернистский писатель действует как «двойной агент». Он находится как дома в технологической реальности, так и в мире чудес. Он охотно совершает набеги в мир и в царство эротики. Для него нет запрещенных зон. Его литература многоязычная. Он сочетает в себе элитарные и популярные вкусы. Она характеризуется радикальным плюрализмом.

Идеальный роман постмодернизма должен как-то быть выше столкновения реализма с нереализмом, формализма с «содержанием», чистого искусства с ангажированным искусством, элитарной прозы с массой. Основные функции литературы — развлекательные и игровые. Его цель — развлекать и радовать зрителей. Бартс считает литературу «формой удовольствия».

Главной фигурой всего литературного постмодернизма является итальянский писатель Умберто Эко. Он стал одним из них благодаря своему роману «Имя розы» (1980), который принес ему мировую известность и славу. Перед ним даже Америка, где иностранному автору очень трудно добиться признания.

Успех романа превзошел все ожидания, он стал международным бестселлером. «Имя розы» имеет все характеристики постмодернистской работы. Книга начинается на манер полицейского детектива — с убийства. Указанную интригу поддерживают все новые и новые преступления. За семь дней, в течение которых разворачивается роман, происходит семь убийств

И каждый последующий становится все более жестоким и изощренным, что позволяет удерживать внимание читателя и держать его в постоянном напряжении. В своем жанре «Имя розы» — это не только криминальный роман, но и исторический роман, который также очень популярен среди читателей

Роман доступен для всех людей и всех возрастных групп и доставляет им удовольствие и радость. Он удовлетворяет всем требованиям и вкусам. Отсюда его огромная популярность: общий тираж на сегодняшний день составляет 17 млн. экземпляров.

В постмодернистской литературе, к сожалению, роман «Имя розы» до сих пор является исключением. Подавляющее большинство постмодернистской литературы относится к массовой культуре, а не к настоящему искусству и высокой культуре.

Развитие постмодернизма

Как упоминалось выше, постмодернизм не является холистическим философским движением. Скорее, она предстает как ряд смысловых сообществ, развитие которых, взятое в целом, порождает историческое измерение постмодернистской философии.

В развитии постмодернистской философии можно выделить следующие ключевые теории:

«Текстовый» постструктуризм Р. Бартса. В этой теории текст представляет собой открытую систему цитирования, которая считывается с помощью различных кодов, количество которых по существу всегда обновляется. Основным понятием здесь является «порядочность», что подразумевает отсутствие привязанности к предмету и предмету. Текст — это нечто независимое, и субъект является лишь его функцией. Деконструкция Джей Деррида. Практика деконструкции — это процедура установления «неразрешимости» любого текста, то есть невозможности его семантической реконструкции. Более того, деконструкция раскрывает онтологические значения, что подразумевает деконструкцию самой возможности использования понятия «бытие», существование которого является основой истины всех других понятий и слов. «Генеалогия власти». М. Фуко. Власть, с точки зрения генеалогии, пронизывает все общество. Это репрессивная структура по отношению к индивидууму. Величайшая связь власти со знанием: власть устанавливает науку и знания, полезные для себя; в то же время знание выступает ее гарантом.«Шизоанализ» Дж. Делеза и Ф. Гуаттари. Упомянутая интеллектуальная практика параллельна критике капиталистического общества и структурному психоанализу Й. Лакана. Если использовать базовую схему Жака Лакана «воображаемо-символическое-реальное», то можно сказать, что «шизоанализ» занимается раскрытием «реального». Делюз и Гуаттари отвергают знак, что приводит к отказу от ключевой психоаналитической структуры — «Эдипова комплекса» — и, как следствие, вызывает недоверие к культуре. Результатом процедуры «шизоанализа» является «непревзойденный шизофреник», не карикатурный субъект, а «объект» машинного бессознательного желания в процессе декодирования.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Здесь темы курсовых работ по философии

Читайте дополнительные лекции:

  1. Метафизический этап в позитивизме
  2. Общественное сознание: сущность, уровни и активная роль в жизни человека и общества
  3. Структура знания. Чувственное и рациональное познание
  4. Атеизм
  5. B.C. Соловьев: Учение о Софии. «Смысл любви» — Идея всеединства
  6. Идея тождества идеального и материального в философии Шеллинга — Философия Шеллинга в общих чертах
  7. Бенедикт Спиноза
  8. Вильгельм Дильтей и его философия
  9. Общество как особая надприродная реальность
  10. Иоганн Шефлер

Постмодернизм в философии

Философского течения, которое можно было бы назвать постмодернизмом , как такового не существует. Постмодернизм подразумевает под собой скорее умонастроение, некий определенный стиль. Большинство идей постмодернизма укладываются в постструктурализме. Постструктурализм — философское течение, основывающиеся на политической нестабильности и разочаровании в общественном прогрессе и науки.  Один из немногих философов, называвших себя постмодернистами,  Жан-Франсуа Лиотар написал целую книгу, посвященную этой теме: »Состояние постмодерна»(1979). В данной работе Лиотар рассматривает «состояние знания в современных наиболее развитых обществах» в эпоху «постмодерна». 

В первых главах книги философ рассматривает знание в информационных обществах и выдвигает гипотезу о деформации статуса знаний в эпоху постмодерна. О представлении абсолютно нового типа рациональности, который точно отвечает информатизации общественности. Технологические же изменения в области знаний, согласно Лиотару, будут нести две функции: исследование и передача сведений. Затем Лиотар показывает нам другую проблему — легитимации знания, о которой также упоминали такие философы как Пьер Бурдьё, Мишель Фуко, Ролан Барт и другие. 

Легитимация знания — термин отражающий связь между  производством знания, его контролем и признанием в рамках определенных социальных институтов и властных отношений. Лиотар считает, что способ легитимации, традиционно используемый наукой становится абсолютно ненужным в условиях постмодернистского общества. Также Лиотар выдвигает тезис о языковых играх — закономерностях, которые определяют наши социальные взаимодействия и помещают нас в постоянно меняющиеся позиции и роли, зависящие от типа используемого дискурса. 

Другой  философ-постструктуралист Ролан Барт написал эссе «смерть автора», которое является ключевым как для постструктурализма, так и для постмодернизма. Ведь можно сказать, что одним из базисов постмодернизма является тезис о трех смертях: о смерти Бога, о смерти субъекта и о смерти автора. В своем эссе Барт критикует чтение и критику, которые опираются на личности автора. Ведь ничто не должно менять восприятие читателя. Политические и религиозные взгляды автора, сексуальные предпочтения, этническая принадлежность — все это должно отпасть на момент чтения. 

Читатель должен рассматривать произведение вне зависимости от личностных характеристик автора. Барт проводит некую аналогию между тканью и текстом, говоря о том, что »текст-ткань из цитат», которые взяты из »бесчисленных центров культуры», а не из персонального опыта одного лишь человека, автора. 

Барт задается вопросом возможно ли выделить в тексте именно то, что пытался вложить туда автор? Барт сам дает ответ на этот вопрос — нет, невозможно. С каждым новым прочтением, с каждым новым взглядом на текст мы находим все большее количество новых идей и смыслов. В конце Барт упоминает о так называемых »автоматических письмах»- когда автор создает нечто, сам не подозревая этого, к нему в голову просто приходит некая идея, которую он сразу же записывает, а лишь потом анализирует. И как в данном случае можно связывать автора с его трудами?

Фредерик Джеймисон (американский литературный критик и теоретик марксистской политической системы) в своем труде описал постмодернизм, как »процесс спатиализации культуры под давлением организованного капитализма». В своей работе »Постмодернизм и общество потребления» Джеймисон рассуждает о двусмысленности постмодернизма, концепции охватывающей многие, если не все, средства массовой информации. Джеймисон уточняет, что постмодернизм — реакция на высокий модернизм. Автор рассуждает о »пастише»- некой имитации, некой иронии, негласной основе постмодерна.

Невозможно однозначно ответить на вопрос о полезности концепции постмодерна в нашей жизни. С одной стороны, наше общество превратилось в общество потребления. В нем больше нет четкости и определенности, на смену им пришли аморфность и размытость. Одна сплошная ошибка нарратива. Нас настиг виртуальный капитализм — главное знак, а не товар. В нашем мире виртуальность превращается в реальность. 

Фетиш

Фрэнсис Уин книга Как Мумбо-Джамбо покорил мир широко критикует множество некритических парадигм со значительной критикой культурного релятивизма и использованием постмодернистских троп для объяснения всех современных геополитических явлений. Согласно Уину, исследователи постмодерна склонны критиковать несправедливые структуры власти на Западе, включая вопросы расы, класса, патриархата, влияния радикального капитализма и политического угнетения. Он находит ошибку в этих образцах, когда теории выходят за рамки критического мышления, основанного на фактах, и используют расплывчатую терминологию для поддержки обскурантистских теорий. Примером может служить утверждение Люси Иригарай, цитируемое Аланом Сокалом и Жаном Брикмоном в их книге. Модная ерунда, что уравнение «E = mc2 «является» половым уравнением «, потому что» оно ставит скорость света выше других скоростей, которые жизненно необходимы нам «. Релятивизм, по словам Уина, становится своего рода стеной, ограждающей незападные культуры от той же постоянной критики. сексизм в Северной Америке открыт для враждебной критики (как и должно быть согласно Уину), согласно постмодернистской мысли, критика является табу убийства чести и увечье женских половых органов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Релятивизм будет защищать такие табу, утверждая, что такие культуры находятся вне сферы общих западных ценностей и что мы не можем судить о других культурах по нашим собственным стандартам, или что он защищается путем уменьшения жестокости сексизма, либо отрицая его значимость (как западная пропаганда / недопонимание). ) или обвиняя в этом угрожающие западные факторы (империализм, глобализация, западная гегемония, эксплуатация ресурсов и вмешательство Запада в целом). Уин признает, что, хотя кое-что из этого, возможно, имеет свои достоинства, его случай сильно преувеличен релятивизмом. Уин резервирует свою самую резкую критику для тех, кто защищает даже самое ужасное систематическое жестокое обращение с женщинами, даже в странах, где контакты и влияние Запада минимальны.

Нечеткость

Лингвист Ноам Хомский утверждал, что постмодернизм бессмысленен, потому что он ничего не добавляет к аналитическим или эмпирическим знаниям. Он спрашивает, почему постмодернистские интеллектуалы не отвечают, как люди в других областях, на вопрос:

Кристофер Хитченс в своей книге « Почему Оруэлл имеет значение» выступает за простое, ясное и прямое выражение идей и утверждает, что постмодернисты утомляют людей скукой и полуграмотной прозой. Хитченс также раскритиковал постмодернистский том «Путеводитель Джонса Хопкинса по литературной теории и критике»: «Так случилось, что французы когда-то разработали выражение для такого рода прозы: la langue de bois, деревянный язык, в котором нет ничего полезного. или просвещение, но в котором могут быть предложены различные оправдания произволу и нечестности. (Эта книга) является указателем на то ужасное состояние ума, которое преобладает во многих наших университетах ».

В том же духе Ричард Докинз пишет в благоприятном обзоре книги Алана Сокаля и Жана Брикмонта « Интеллектуальные уловки» :

Затем Докинз использует следующую цитату Феликса Гваттари в качестве примера этого «недостатка содержания» и ясности.

Было высказано предположение, что термин «постмодернизм» — это просто модное слово, которое ничего не означает. Например, Дик Хебдиге в книге « Скрываясь в свете» пишет:

Постмодернисты или сторонники постмодерна интеллектуалы, такие как британский историк Перри Андерсон, отстаивают существование различных значений, придаваемых термину «постмодернизм», утверждая, что они противоречат друг другу только на поверхности и что постмодернистский анализ может дать представление о современной культуре. Кая Йылмаз защищает отсутствие ясности и последовательности в определении этого термина. Йылмаз указывает, что, поскольку сама теория является «антиэссенциалистской и антифундаменталистской», вполне уместно, что этот термин не может иметь никакого существенного или фундаментального значения. Сокал раскритиковал аналогичные защиты постмодернизма, отметив, что подобные ответы лишь демонстрируют исходную точку зрения критиков постмодернизма: ясный и значимый ответ всегда отсутствует и отсутствует.

Развитие постмодернизма

Истоки постмодернизма — это сам закономерный исторический процесс. Конец XX века характеризуется стремительным развитием науки и техники, из-за этого многие истины, казавшиеся незыблемыми, становятся предрассудками старших поколений. Переживают кризис религия и традиционная мораль, все каноны и устои требуют пересмотра. Однако они не огульно отрицаются, как в эпоху модернизма, а переосмысливаются и находят свое воплощение в новых формах и смыслах. Это связано еще и с тем, что человек получил почти неограниченный доступ к всевозможной информации. Теперь, умудренный опытом и отягощённый знанием, он стар с рождения. Все то, что предки воспринимали серьезно, он видит в свете иронии. Это своеобразная защита от той информации, которую раньше умело маскировали и недоговаривали СМИ. Постмодернистский человек видит и знает больше, чем его предки, поэтому он склонен скептически относиться ко всему, что его окружает. Отсюда и основная тенденция постмодернизма – все сводить к смеху, ничего не принимать всерьез.

Отношение к природе и обществу к концу 20 века тоже меняется: человек чувствовал себя практически всемогущим в природе, но при этом он — винтик во всей общественной системе, один из миллионов. Однако революции, войны, стихийные катаклизмы показали людям, что не все так однозначно. Стихии берут верх над беспомощными землянами, а государство можно и обойти, используя потайные закоулки всемирной сети. Нет больше необходимости в постоянной работе, можно путешествовать и развивать свое дело одновременно. Однако не все могут переключиться на новый лад, а потому возник кризис мировоззрения. Люди больше не ведутся на старые трюки властей и рекламных слоганов, но им нечего противопоставить этому затхлому миру. Так, период модерна закончился и начался новый – постмодерн, где несочетаемое мирно соседствует друг с другом в эклектичной пляске на могиле прошлого. Таков облик постмодернизма в истории.

Родина постмодернизма — США, именно там развивались поп-арт, битники и другие постмодернистские течения. Исходное начало в статье Л. Фиднера «Пересекайте границы – засыпайте рвы», где автор призывает к сближению элитарной и массовой культуры.

Основные принципы

Анализ постмодернизма стоит начать с основных принципов, которые определяют его развитие. Вот они в максимально сокращенном варианте:

Эклектичность (сочетание несочетаемого). Постмодернисты ничего нового не создают, они причудливо скрещивают то, что уже было, но считалось, что эти вещи не могут составлять единое целое. Например, платье и военные сапоги на шнуровке – коктейль, привычный нашему взору, а еще 60 лет назад такой наряд мог вызвать шок у прохожих.

Плюрализм культурных языков. Постмодернизм ничего не отрицает, он все принимает и толкует по-своему. В нем мирно уживаются тенденции классической культуры с современными формами, взятыми из модернизма.

Интертекстуальность – глобальное использование цитат и отсылок к произведениям. Есть искусство, целиком и полностью слепленное из выписок и реплик другого авторства, и это не считается плагиатом, ведь этика постмодернизма очень гуманна по отношению к подобным мелочам.

Декононизация искусства. Стерлись границы между красивым и уродливым, в связи с этим развилась эстетика безобразного

Фрики завоёвывают внимание тысяч людей, вокруг них формируются толпы фанатов и эпигонов.

Ирония. В рамках данного явления нет места серьезности

Например, вместо трагедии появляется трагикомедия. Люди устали переживать и расстраиваться, им хочется защититься от агрессивной среды мира в юморе.

Антропологический пессимизм. Нет веры в прогресс и гуманность.

Шоутизация культуры. Искусство позиционируется, как развлечение, в нем очень ценится зрелищность.

Понятие и идея

Постмодернизм – социально-психологическая реакция на отсутствие положительного результата от прогресса. Цивилизация, развиваясь, в то же время разрушает сама себя. В этом и заключается его концепция.

Основная идея постмодернизма — совмещение и смешение различных культур, стилей и направлений. Если модернизм рассчитан на элиту, то постмодернизм, характеризуясь игровым началом, делает свои произведения универсальными: массовый читатель увидит занимательную, иногда скандальную и странную историю, а элитарный – философское содержание.

Г. Кюнг предлагает использовать этот термин во «всемирно-историческом плане», не ограничиваясь только сферой искусства. Постмодернизм руководствуется концепцией хаоса и распада. Жизнь – замкнутый круг, люди действуют по шаблону, живут по инерции, они безвольны.

Философия

Современная философия утверждает конечность всех представлений человека об окружающем мире (технике, науке, культуре и т.д.). Все повторяется, а не развивается, поэтому современная цивилизация обязательно разрушится, прогресс не несет ничего положительного. Вот основные философские течения, питающие нашу эпоху:

  • Экзистенциализм – одно из философских течений постмодернизма, провозглашающее бытие иррациональным, ставящее ощущения человека во главу угла. Личность постоянно находится в кризисном состоянии, ощущая тревогу и страх в результате взаимодействия с окружающим миром. Страх – это не только отрицательное переживание, но необходимое потрясение. Пример.
  • Постструктурализм – одно из философских течений постмодернизма, характерен негативный пафос относительно всяких позитивных знаний, рациональных обоснований явлений, особенно культурных. Главная эмоция в этом течении – сомнение, критика оторванной от жизни традиционной философии.

Человек постмодернизма сосредоточен на своем теле (принцип телоцентризма), все интересы и потребности сошлись в нем, поэтому проводятся эксперименты. Человек — не субъект деятельности и познания, не является центром Вселенной, потому что все в ней стремится к хаосу. Люди не имеют доступа к реальности, значит, не могут постигнуть истину.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: