Неомодернизм в современной русской прозе: художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии безрукавая марина васильевна

О модернизме

Чтобы понять модернизм, следует вспомнить, с чего он начался. А начался он с работ Эдуарда Мане и Гюстава Курбе, возведших в ранг искусства сюжеты из обычной повседневной жизни с участием обычных, ничем не выдающихся людей. Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» буквально «взорвала» восприятие непривычным для того времени бытовым сюжетом:

Впрочем, ему «на пятки» наступал его современник Гюстав Курбе, а его «Мастерская художника», где среди множества лиц узнали себя многие представители тогдашнего городского бомонда, заинтересовала общественность ничуть не меньше:

Это были 60-е годы 19 столетия, и после вычурного барокко и рококо обычный человек, оказавшийся в центре внимания живописцев, стал настоящей сенсацией. Официальные функционеры от искусства не были в состоянии сразу принять такую сенсацию, поэтому картины Курбе, Мане и многих других передовых художников многократно отвергались членами оргкомитета «Парижского Салона» – официальной ежегодной выставки произведений изобразительного искусства.

Постоянные отказы сподвигли художников того времени объединиться для проведения альтернативных выставок, заручиться поддержкой тогдашнего правителя Франции Наполеона III, и со временем такая альтернативная презентация работ художников, отвергнутых оргкомитетом официального «Парижского Салона», получила название «Салон отверженных».

Модернизм принесет в искусство еще множество сенсаций и множество новых стилей. Это будет импрессионизм Альфреда Сислея, Клода Моне (не путать с Эдуардом Мане), Камиля Писсаро, постимпрессионизм Ван Гога и Поля Гогена, символизм Гюстава Моро и Михаила Врубеля, кубизм Пабло Пикассо.

Модернизм подарил нам скульптуру Огюста Родена «Мыслитель», кинетические эксперименты в скульптуре Наума Габо и Александра Колдера, высотное строительство и минимализм в архитектуре, целую плеяду величайших поэтов, писателей, музыкантов и композиторов.

А еще в эпоху модернизма зародился джаз и блюз, появился трагедийный театр и театр социальной маски, фотогения и монументальный стиль в только-только нарождавшемся кинематографе. При всем величии модернизма он все равно конечен и исчерпаем, как и потенциал любой другой эпохи. Поэтому на смену модернизму пришел постмодернизм.

Богословский собор

С точки зрения некоторых критиков этих новых подходов, даже расширение доксоборной теологии за счет включения более старых богословских взглядов (некоторых отцов церкви и богословов первого христианского тысячелетия) должно только ослабить ясность догматики. Мотивом этого возврата к старым традициям является бесплодный «археологизм», который, как предполагается, открывает церковь современным, субъективным критериям истины. Теологические сочинения первого тысячелетия будут возвращены на свет только «под предлогом их преклонного возраста», чтобы прикрыть неомодернизм такими цитатами .

Сторонники открытия Собора для более широкого круга богословских дискуссий, однако, считают законную множественность богословских концепций обогащением, которое сделало возможным для многих людей получить доступ к религии в первую очередь. Критики (немногочисленных) «антимодернистов», в свою очередь, обвиняют их в том, что они просто отражают устаревшее религиозное сознание своим взглядом на мир вместо того, чтобы следовать фактическим доктринальным утверждениям церкви.

Отказ Собора от осуждения доктрины не означал намерения присвоить ему более низкий, только «пастырский» ранг. Скорее, этот метод направлен на достижение общего представления о благах веры посредством простой формулировки доктрин (так называемое школьное богословие ). Это не неомодернизм, а, напротив, реальный ответ современности и, следовательно, трудный, но неизбежный способ преодоления кризиса гуманизма . Собор Папы Иоанна XXIII. Сам не был представителем современных богословских концепций, но видел необходимость объяснять традиционные догмы языком, который правдоподобен для сегодняшнего горизонта.

Nouvelle Théologie

Консервативные католические богословы видят преемственность от модернизма, с которым Папа Пий X боролся в 1907–1909 годах, до так называемой «Лионской школы» и Новой теологии , в центре внимания которых находятся иезуит и богослов Анри де Любак и доминиканец Ив. М.- Дж. Конгар , оба из которых позже были назначены кардиналами Папой Иоанном Павлом II . Папа Пий XII уже предупреждал против некоторых взглядов на это новое направление, особенно против поспешного захвата современных философских позиций . в его энциклике Humani generis (1950). Также Папа Павел VI. предоставил томизму вместо современной философии особое положение в формировании священников как ratio recta (ср. Апостольское письмо Summi Dei Verbum от 4 ноября 1963 г.), но не уникальное положение.

По их собственному мнению, авторы нового богословия не выступили против св. Фомы Аквинского и его творчества, которым в конечном итоге был Папа Лев XIII. снова сильно продвигался (так называемый нео-схоластика ), но, вероятно, против школьного богословия, которое считалось слишком узким и апеллировало к нео-схоластике. Экзистенциальное переосмысление депозитного Fidei некоторых современными теологами, между прочим, иногда (о атеистах Паоло Флорес d’Arcais ) как побег от вопроса об истине воспринимается.

Однако при дальнейшем расширении новых подходов (особенно против папского вероучения народа Божьего 1968 года) стало популярным антропоцентрическое упрощение католического учения. Б. нашла свое выражение в так называемом голландском катехизисе 1966 г. (German 1968). С другой стороны, вмешалась специальная комиссия кардиналов, но их усилия уже не могли остановить новую доктрину . Сегодня, по крайней мере в Европе, это вошло в ряд религиозных образовательных материалов. Тем не менее, немецкие сторонники умеренного «неомодернизма», такие как Вернер Лезер С.Ю. , Петер Хюнерманн или Петер Нойнер, считают историко-научную релятивизацию догмы , особенно с экуменической точки зрения, неизбежной.

Межрелигиозный диалог

Критическая тенденция крайне правых (ср. Интегрализм ) также рассматривает межрелигиозный диалог как свидетельство прогрессирующего неомодернизма в католической церкви, очевидным выражением которого были молитвенные собрания за мир в Ассизи в 1986 и 2002 годах. Это показывает, что папское учение также принимало участие в сдвиге парадигмы в сторону субъективизма и натурализма . Совместные действия разных религий подходят для относительности истины, а также для восприятия истины в обществе.

Папа Бенедикт XVI с другой стороны, в приветственном обращении по случаю 20-летия Ассизи в сентябре 2006 года, тщательно проводилось различие между потребностью в подлинном диалоге и ошибочными тенденциями, не одобряя тем самым смешение религиозных культов . Также в Неаполе 21 октября 2007 г. Папа высказался за продолжение межрелигиозных усилий.

О постмодернизме

Модернизм, выросший из отрицания прошлых устоев и создавший действительно, много нового со временем утратил потенциал к дальнейшему развитию, потому что развитие без связи с прошлым попросту невозможно. В противоположность модернизму постмодернизм построен на совмещении и смешении различных стилей.

Отчасти, конечно, постмодернизм тоже можно считать отрицанием. Как минимум, отрицанием монотонности и однообразия, к которым начал постепенно «скатываться» модернизм. Тем не менее симбиоз и плюрализм культур в большей степени отвечал веяниям второй половины 20 столетия, и потому получил развитие.

Тут стоит уточнить, что симбиоз и плюрализм культур включает в себя право на существование и развитие традиций модернизма. Другими словами, постмодернизм вполне можно было бы назвать «плюс модернизмом», потому что это не столько «вместо», сколько «в придачу». Но сложилось, как сложилось, поэтому будем пользоваться устоявшейся терминологией. Итак, как же чувствовал себя модернизм в эпоху постмодернизма?

В эпоху постмодернизма продолжили свое шествие традиции минимализма в архитектуре жилого строительства, зародившиеся в рамках модернизма, и в то же время появляются уникальные сочетания цветов и материалов, эксперименты с формой и очертаниями, зарождаются новые архитектурные стили, такие как хай-тек и деконструктивизм.

Продолжаются начавшиеся во времена модернизма эксперименты с кинетическими скульптурами и появляется принципиально новое направление инсталляция, которое выходит за рамки привычного понимания скульптуры, но все равно относится к пространственному искусству.

В концептуальной живописи мы увидим прямые отсылки к творчеству модернистов, а в постмодернистской литературе – отсылки к художественным произведениям прошлых лет. К слову, такая интертекстуальность – отсылки к произведениям прошлых лет – стала отличительной чертой постмодернизма и прямым следствием его ориентированности на симбиоз и плюрализм стилей в искусстве.

Эпохе постмодернизма мы обязаны новыми стилями в музыке, такими как рок, рок-н-ролл, рэп, хип-хоп, рэгги, R’n’B, электронная музыка. И именно под влиянием постмодернизма сформировалась эстрадная популярная музыка в том виде и понимании, которое сохранилось до настоящего времени.

Разумеется, сама эстрадная музыка претерпела массу изменений, начиная от смыслового наполнения и заканчивая темпом мелодий, однако форматы подачи – телевидение, радио, концерты, гастрольные туры – сформировались именного тогда, и сохранились по сей день, обогатившись возможностями цифровых технологий.

Как же сравнивать эти две великие и по-своему значимые эпохи в искусстве? Думается, некоторые отличия вам интуитивно понятны уже из самого описания эпох. Давайте же конкретизируем ваши догадки и предположения.

Бог и наука

Сторонники современного богословия возражают против критики со стороны традиционализма за то, что те, кто применяет недавние усилия богословия и церкви к более глубокому пониманию современного человека, и в частности атеистического гуманизма , спорят только в категориях модернизма. 1907 года (!) Я понимаю, что почти не заметил глубокого изменения современного мировоззрения (в том числе в результате гуманитарных катастроф ХХ века). Нередко тот, кто упорствует только в личной ностальгии, признает, что он консервативен в своих ценностях. Однако вряд ли можно отрицать, что современное мировоззрение , сформировавшееся на христианском Западе, подвергает религии самому трудному «испытанию».

В то же время естествознание снова открыло религиозный вопрос с 1900 года ( Макс Планк , Альберт Эйнштейн , Вернер Гейзенберг ), отвергнув универсальную ответственность, которую до сих пор представляет Эрнст Геккель за разъяснение человеческих проблем («мировая загадка»). . Однако наука не ограничивается естественными науками, но описывает любую форму исследования, направленную на расширение человеческих знаний.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

НЕОМОДЕРНИЗМ

История Современной Архитектуры

Слайд 2

Текст слайда:

ХАРАКТЕРНЫ

Переработанные идеалы модернизма 1920-х гг. использование современных материаловотсутствие склонности к социальным утопиям, излишней жесткости и прагматичности.Яркий представитель – Ричард Майер – создатель белой архитектуры

Слайд 3

Текст слайда:

ЧЕРТЫ

Стремление к упорядоченности вместе с образной выразительностью;Изысканый геометризм, часто прямоугольная геометрия соновного обема обогащается криволинейными объемами, лестницами, нависающими элементами;Монументальность;Белый цвет

Слайд 4

Текст слайда:

«Атениум» в Нью-Хармони (Ричард Майер, 1975-1979)
клуб литераторов с библиотекой

Слайд 5

Текст слайда:

Музей высокого искусства в Атланте (Р. Майер, 1980-1983)

Слайд 6

Текст слайда:

Музей современного искусства в Барселоне
Р. Майер (1987-1995)

Слайд 7

Текст слайда:

Ричард Майер. Исследовательский центр

Слайд 8

Текст слайда:

Ричард Майер.
Исследовательский
центр

Слайд 9

Слайд 10

Текст слайда:

Город музыки в парке Ля Виллет в Париже
(арх. К. Портзампарк, 1995)

В плане здание вписано в треугольник. Объем фрагментирован на самостоятельные части, зал перекрыт пологим наклонным куполом.

Слайд 11

Текст слайда:

В России к немодернистскому направлению тяготеют московские архитекторы: А. Асадов, А. Боков, Ю. Платонов, А. Скокан, М. Хазанов.Санкт-петербургские – Ю. Земцов, М. Мамошин, М. Мясоедов.

Слайд 12

Текст слайда:

Штаб-квартира Engel & Völkers Ричард Майер
Германия, Берлин

Слайд 13

Текст слайда:

Штаб-квартира Engel & Völkers

Слайд 14

Текст слайда:

Штаб-квартира Engel & Völkers Ричард Майер

Слайд 15

Текст слайда:

Клуб OCT, Китай Шэньчжень

Слайд 16

Текст слайда:

Клуб OCT, Китай Шэньчжень

Слайд 17

Текст слайда:

Офисное здание City Green Court. Ричард Майер.
Чехия Прага

Слайд 18

Текст слайда:

Офисное здание City Green Court

Слайд 19

Текст слайда:

Офисное здание City Green Court

Слайд 20

Текст слайда:

Поселок «Дома в Бодруме«. Ричард Майер. Турция Яликавак

Слайд 21

Текст слайда:

Поселок «Дома в Бодруме»

Слайд 22

Текст слайда:

Поселок «Дома в Бодруме»

Слайд 23

Текст слайда:

Поселок «Дома в Бодруме»

Слайд 24

Текст слайда:

Поселок «Дома в Бодруме»

Слайд 25

Текст слайда:

Комплекс Villa Eden Gardone.
Италия Гардоне-Ривьера

Слайд 26

Текст слайда:

Комплекс Villa Eden Gardon. Мексика

Слайд 27

Текст слайда:

Комплекс Villa Eden GardonМексика

Слайд 28

Текст слайда:

Церковь Дио Падре Мизерикордиозо. Ричард Майер. Италия Рим.

Особенности стиля неомодерн

Интерьеры в стиле неомодерна – это вечный праздник, театральность, нестандартное сочетание фактур и материалов. В таком помещении выигрышно будут смотреться предметы мебели, выполненные с использованием кованых элементов. Ими станут столики, изящные каркасы кроватей, ширмы, разнообразные подставки для цветов и решетки, скрывающие приборы отопления, а также прочие декоративные предметы интерьера. Если в помещении устанавливается лестница, то и ее можно выполнить с ковкой, сделав настоящей изюминкой интерьера.

С коваными элементами будет идеально смотреться набивной рисунок на плюше, бархате, атласе, парче, шелке. Для интерьеров в стиле модерн характерно гармоничное сочетание цветов: белого, зеленого, бордового, бледно-фиолетового, красного, черного. Два последних цвета считаются главными фаворитами в свойственной неомодерну цветовой гамме. Пространство приобретает сочность, если используются эти цвета.

Причудливые формы приобретают в интерьере окна и дверные проемы. Осветительные приборы столь же нестандартны. Светильники можно ставить и подвешивать, а их форма фантазийна, отличается невообразимыми линиями и очертаниями. Популярна при оформлении неомодернистского интерьера скульптура. Это, безусловно, не античные статуи, а выполненные в современных традициях произведения искусства.

Не чужда таких же фантазий и форма мебели. Можно поставить диван, стилизованный под морскую раковину, кресло в виде яйца и так далее. При оформлении сантехнического помещения в нем устанавливаются такие же необычные ванны и раковины. Для сантехники характерно преобладание плавных линий, однако, окружности должны быть неправильной формы. Зеркала размещают прямо на полу или на кованых подставках.

Дизайнеру, в задачи которого входит создание проекта в стиле «неомодерн», придется основательно потрудиться, потому что все фантазийные предметы в помещении должны, безусловно, гармонировать между собой, в противном случае, это будет не дизайн-решение, а царство хаоса. Неомодерновый интерьер, выполненный со знанием дела и вкусом, будет покорять своим очарованием. Для выполнения таких сложных задач не стоит отказываться от услуг настоящего профессионала, невзирая на их довольно высокую стоимость.

Дом или квартира, оформленные в стиле неомодерн, будут всегда окутаны легкой дымкой сказки и тайны. Этот стиль не для рационалистов или прагматиков, зато романтики будут в нем постоянно черпать вдохновение для своих фантазий.

Что такое неомодерн

Неомодерн в интерьере — это безграничность выбора форм и материалов. Для него характерно полное отсутствие дополнительных орнаментов или украшений. Выбрав этот стиль для дизайна помещений, где проводится современный и качественный ремонт, можно полностью отречься от реальности, устремив свои фантазии в будущее.

Основная черта неомодерна – необходимость сделать акцент на стилизацию под интерьеры, характерные для неповторимого Серебряного века. В связи с этим стиль отличается глубокой чувственностью, неуемной фантазией, необыкновенным смещением рациональности, которую проявит интеллект создателя, с полетом его креативности и творческим потенциалом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: