Романтизм в живописи
Основоположник романтизма в живописи — французский художник Теодор Жерико (1791–1824). Он рано погиб, упав с лошади, и при жизни не получил признания. В его картинах остро чувствуется характерные признаки романтизма — конфликтность мира и глубина человеческих переживаний.
*Самая известная картина Теодора Жерико «Плот «Медузы» стала символом Франции, переживающей одновременно и надежду, и отчаяние
Чтобы понять, что такое романтизм в изобразительном искусстве, нужно обратить внимание на два жанра, наиболее ярко раскрывшихся в этот период — портрет и пейзаж. Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека
Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни
Романтический портрет всегда предпочитает внешней красоте внутренний огонь, духовное богатство человека. Это не просто замершая фигура, в ней чувствуется динамика внутренней жизни.
*Франсиско де Гойя, эскиз к картине «Портрет Карла IV с семейством», 1789–1800 гг.
Пейзаж в романтизме отражает душу самого мироздания, и она тоже дается в динамике. Природа для романтика — это стихия, изменчивая и непокорная.
*Каспар Давид Фридрих, «Прогулка в сумерках», 1837–1840 гг.
Она отражает внутреннее состояние героя или призвана вызвать сильные эмоции у зрителя. Художник-романтик любит в красках живописать бури, грозы, шторма. Милые сердцу любого романтика иррационализм и мистика находят отражение в ночных пейзажах.
↑ Неоромантизм
Рубежи веков часто отличаются кризисными ситуациями, так как происходит смена формации (общественно-экономических ступеней развития), старое еще не уходит, а новое зарождается и вызывает сомнения. Наиболее активное проявление романтизма, как разочарование в современных идеалах действительности, было не только на рубеже ХVIII — ХIХ вв., но и на рубеже ХIХ – ХХ вв. (неоромантизм).
Неоромантизм возник в конце ХIХ века в Англии как протест против социальной жестокости капитализма. Писатели-романтики искали необычные ситуации, создавали, как и их предшественники в начале века, героические характеры. Но, критикуя власть золота, наживу, их герои отправлялись на поиски сокровищ («Остров сокровищ» Стивенсона). Особо следует отметить роман Э.-Л. Войнич (1864-1960) «Овод», в котором создан мужественный образ Артура-Овода, отдавшего жизнь за освобождение, свободу Италии. В американской литературе Д. Лондон (1876-1916) в своих «Северных рассказах» тоже создает сильные, мужественные характеры людей, не боящихся трудностей, умеющих дружить и любить. Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного, прозаического, склонностью к гротеску и фантазии и пр.
Список литературы:
- Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Иркутск, 1987;
- Берковский И.Я. Немецкий романтизм. Л., 1973;
- Веселовский A.N. Жуковский: Поэзия чувства и ≪сердечного воображения≫. Пг., 1918;
- Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л., 1991;
- Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965;
- Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975;
- Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л., 1978;
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996;
- Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975;
- Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма. М., 2007;
- Махов А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993;
- Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие
- Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;
- Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 2000.
- Curran S. Poetic Form and British Romanticism. 1986;
- Kremer D. Romantik. Stuttgart; Weimar, 2001;
- Reid R. (Ed.) Problems of Russian Romanticism. Aldershot; Brookfield, 1986;
- Schanze H. (Hrsg.) Romantik-Handbuch. Stuttgart, 1994;
- Schmitz-Emans M. Einfuhrung in die Literatur der Romantik. Darmstadt, 2007;
- Schulz G. Romantik. Geschichte und Begriff. München. 2002.
Отличительные черты
Особенности романтизма как литературного направления заключаются в основных идеях и конфликтах. Главная идея практически каждого произведения – постоянное передвижение героя в физическом пространстве. Этот факт как бы отражает смятение души, его непрерывно текущие размышления и одновременно – изменения в окружающем его мире.
Как и многие художественные направления, романтизм имеет собственные конфликты. Здесь вся концепция строится на сложных взаимоотношениях главного героя с окружающим миром. Он весьма эгоцентричен и в то же время бунтует против низменных, пошлых, материальных предметов действительности, что так или иначе проявляется в поступках, мыслях и идеях персонажа. Наиболее ярко выражены в этом плане следующие литературные примеры романтизма: Чайльд-Гарольд – главный герой из «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона и Печорин – из «Героя нашего времени» Лермонтова.
Если же обобщить все вышесказанное, то выходит, что основа любого подобного произведения – разрыв между реальностью и идеализированным миром, имеющий весьма острые грани.
Популярные темы сообщений
- Древняя Греция Древняя Греция (Эллада) – колыбель цивилизаций древнего мира, которая поражает весь мир своими гениальными учёными и философами, произведениями искусств. Древняя Греция находилась на юге Балканского полуострова, также островах Эгейского моря
- Город Шахты На реке Грушевка в Ростовской области, расположился городок, который получил название Шахты. Он получил известность благодаря большим залежам каменного угля рядом с поверхностью земли.
- Реки Московской области По местности Московской области пробегает большое множество речек, но все они, так или иначе, связаны с бассейнами четырех основных рек: Москва-река, Волга, Ока и Клязьма. Все водные пути Московского края, принадлежат к Волжскому и Окскому
Определение и значение термина
Романтизм – это идейное и художественное направление в европейской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, для которого была характера идеализация и возвышение человеческих чувств, эмоций, переживаний. Характерной чертой романтизма стало противопоставление личности и социума, изображение идеальных героев — дерзких, бесстрашных, идейных, с сильными, противоречивыми характерами, способных на яркие поступки.
Поначалу термин «романтизм» употреблялся в значении «необычный», «мистический», и лишь со временем его стали воспринимать в значении «новый», «иной».
Романтизм в изобразительном искусстве – эпоха романтизма в искусстве
Романтическое направление в искусстве базируется на понятиях противостояния общественных ограничений и человека. Характерные черты – одиночество героя, отказ от социальной жизни, обыденных канонов существования на земле. Нюансы проявления стиля зависят от национальной культуры, личного восприятия автора.
В целом в изобразительном искусстве течение проявляется следующими признаками:
- Передача противоречивого внутреннего мира;
- Максимально эмоциональные, страстные мотивы;
- Изображение стремления к освобождению, идеалу;
- Отказ от принятых норм, иерархий, стилистических концепций;
- Объединение природы, личности;
- Создание одинокого образа, трагического восприятия, бунтарского характера персонажей.
Отмечается расцвет портретного жанра с максимизацией внимания к личности человека. Художники романисты старались передать индивидуальность людей, духовный мир. Пластичные образы позволяли выразить всю красоту человеческого тела. Яркий представитель портретного жанра – Филипп Отто Рунге. Он был известным поэтом, живописцем.
Второе популярное направление стилевого концепта в живописи – пейзажи. Природу романисты представляли как душу. Для нее характерна постоянная мятежность, переменчивость. Романтические пейзажи трансформировались в особый жанр благодаря творчеству талантливых художников. Один из них – Каспар Давид Фридрих.
Европа: примеры произведений
Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:
Трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;
Романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;
Роман «Адольф» Бенжамена Констана;
Роман «Исповедь сына века» Мюссе;
Роман «Сен-Мар» Виньи;
Манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;
Драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;
Романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;
Манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;
Поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;
— «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;
Собрание сочинений Бальзака;
Роман «Айвенго» Вальтера Скотта;
Сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;
Сборники новелл, сказки и романы Гофмана.
Главные черты
Романтизму, если говорить кратко, характерно утверждение ценности духовной и творческой личности человека. Некоторые считают, что направление было своеобразным бунтом против разума, однако это не так. С помощью своих литературных произведений романтики боролись с узким прагматизмом и обывательским материализмом.
Главные признаки романтизма:
- Культ индивидуализма. Основной характеристикой романтических произведений выступил конфликт между главным героем и остальными людьми. Индивидуальность личности противопоставлялась обществу.
- Романтическое двоемирие. Романтики приводили сравнения идеального и реального миров. Действительность была скучной и жестокой. А воображаемый совершенный мир выступал убежищем от тяжёлой и мрачной жизни. Романтический герой пытался достичь идеала, но реальность тянула его обратно.
- Сильные чувства. Для романтиков была важна страсть. Высокие чувства выражались в любви, а низкие — в зависти, честолюбии и жадности. Тайные движения души и всепоглощающие страсти проходили через творчество всех романтиков.
- Изображение природы. Естественный мир помогал отразить душевное состояние героя. Иногда природу описывали как враждебную силу, с которой человеку приходилось бороться. Это могло быть море, небо, горы или иная природная стихия. Культ природы чётко прослеживается в работах изобразительного искусства.
- Эскапизм. Уйти от реальности романтикам помогли фантастические миры. Они погрузились в мистику, фольклор, мифы или экзотику, которые противостояли серым будням. Эта особенность сделала романтизм экспериментальным направлением.
История возникновения
Первые попытки писать в этом стиле пробовали Эль Греко, Клод Лоррен, но не совсем удачно. Лишь в конце XVIII века романтизм стал набирать популярность вместе с неоклассицизмом. Теперь центральное место стали занимать героически-романтические сюжеты. Живописцы черпали вдохновение в романах той эпохи.
Главными героями рисунков и полотен в стиле романтизма будут революционеры, бунтари, вечные искатели истины. На формирование такого представления об идеальном человеке повлияла Французская революция. В то время у людей появились новые идеи, которые нашли свое отражение в появлении нового направления в искусстве.
Ключевой идеей стало уважение личности, которая уже возникла в период неоклассицизма. Полотна художников-романтистов выделялись эмоциональным содержанием, чувственными героями. В XIX веке романтизм приобрел уже знакомые черты и стал доминирующим направлением в живописи.
ОТЛИЧИЕ РУССКОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА.
Основной литературной формой европейского романтизма стали сказки, легенды, фантастические повести.
В романтических произведениях русских писателей сказочный мир возникает из описания повседневности, бытовой ситуации. Эта бытовая ситуация преломляется и переосмысливается как фантастическая. Наиболее ярко эту особенность произведений русских писателей-романтиков можно проследить на примере «Ночи перед Рождеством» Николая Васильевича Гоголя.
Но главным приизведением русского романтизма по праву считается «Пиковая дама» А. С. Пушкина. Сюжет этого произведения значительно отличается от сюжета знаменитой оперы Чайковского с тем же названием.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОВЕСТИ: Гусарская пирушка-расказ о тайне трех карт, открытой г-ном Сен-Жерменом русской графине в Париже-обрусевший немец Германн-инженер — мечтает узнать тайну — находит старую графиню-у нее воспитанница Лиза — пишет ей письма, которые списывает из любовных романов — проникает в дом, когда графиня на балу — прячется за портьерой — графиня возвращается — поджидает момента, когда она останется в комнате одна — пытается заполучить тайну трех карт — графиня умирает — Генманн в ужасе от случившегося — Лиза выводит его через черный ход — графиня является Германну во сне и открыват тайну трех карт «тройка, семерка, туз» — Германн собирает все свои накопления и идет в игорный дом, где с ним садится играть владелец игорного дома г-н Чекалинский — Германн ставит на тройку и выигрывает, на семерку и выигрывает, на туза и в этот момент достает из колоды пиковую даму — сходит с ума и оказывается в Обуховской больнице, а Лиза получает наследство, выходит замуж и берет себе воспитанницу.
«Пиковая дама» — глубоко романтическое и даже мистическое произведение, воплотившее в себе лучшие черты русского романтизма. До наших дней это произведение пользуется недоброй славой среди театральных артистов и режиссеров и окружено многими мистическими историями, происходящими с теми, кто ставит на сцене или играет в этом произведении.
Европа: примеры произведений
Наиболее приметными европейскими произведениями в духе романтизма считаются следующие литературные сочинения:
— трактат «Гений христианства», повести «Атала» и «Рене» Шатобриана;
— романы «Дельфина», «Коринна, или Италия» Жермены де Сталь;
— роман «Адольф» Бенжамена Констана;
— роман «Исповедь сына века» Мюссе;
— роман «Сен-Мар» Виньи;
— манифест «Предисловие» к произведению «Кромвель», роман «Собор Парижской богоматери» Гюго;
— драма «Генрих III и его двор», серия романов о мушкетерах, «Граф Монте-Кристо» и «Королева Марго» Дюма;
— романы «Индиана», «Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» Жорж Санд;
— манифест «Расин и Шекспир» Стендаля;
— поэмы «Старый моряк» и «Кристабэль» Колриджа;
— «Восточные поэмы» и «Манфред» Байрона;
— собрание сочинений Бальзака;
— роман «Айвенго» Вальтера Скотта;
— сказка «Гиацинт и Роза», роман «Генрих фон Офтердинген» Новалиса;
— сборники новелл, сказки и романы Гофмана.
ГЛАВНЫЕ ИДЕИ РОМАНТИЗМА.
Одной из основных идей является идея движения. Герои произведений приезжают и снова уезжают. В литературе возникают образы почтовой кареты, путешествий, странствий. Достаточно вспомнить, например, путешествие Чичикова в дилижансе или Чацкого, который в начале откуда-то приезжает «Лечился, говорят, на кислых он водах. «), а потом вновь куда-то уезжает («Карету мне, карету!»). Эта идея отражает существование человека в постоянно меняющемся мире.
ОСНОВНОЙ КОНФЛИКТ РОМАНТИЗМА.
Основным является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда». Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление — «байронизм», и целые поколения молодых людей старались подражать ему (таков, например, Печорин в «Герое нашего времени» Лермонтова).
Романтических героев объединяет чувство собственной исключительности. «Я» — это осознается как высшая ценность, отсюда эгоцентризм романтического героя. Но сосредоточившись на себе, человек вступает в конфликт с действительностью.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ — это мир странный, фантастический, необыкновенный, как в сказке Гофмана «Щелкунчик», или уродливый, как в его сказке «Крошка Цахес». В этих сказках происходят странные события, предметы оживают и вступают в пространные беседы, основной темой которых становится глубокий разрыв между идеалами и действительностью. И этот разрыв становится основной ТЕМОЙ лирики романтизма.
Реакция протеста против нормативности
Как уже говорилось ранее, представители романтизма писали свои произведения для несогласия с эстетикой классицизма, которой было подвержено искусство в тот период.
Все дело в том, что всю предыдущую эпоху (с культурологической точки зрения) в мире наблюдалась отчетливая тенденция к нормализации, сведению к образцу. В отношении жанровой системы действовали чрезвычайно строгие каноны, а содержание произведений определялось исключительно проблемой выбора между сердцем и долгом. Такого рода рамки в существенной мере ограничивали как творческий потенциал, так и проблематику. К тому же общество этого периода сделало существенный скачок вперед, что потребовало глобальных перемен в эстетической системе и сформировало отличительные черты романтизма.
Человечество внезапно осознало свою хрупкость, беззащитность перед универсумом и мгновенно отреагировало на это открытие совершенно новым, революционным творчеством. Основная черта романтизма и состоит в этом самом протесте укладу, нормативности и полнейшему подавлению личности писателя, поэта, художника или композитора.
Основные жанры
Писатели и поэты отражали в своих работах духовный мир и психологию человека, что повлекло за собой развитие литературы. Поскольку романтизму были характерны определённые темы и образы, потребовалось создание и новых жанров. Речевой стиль романтических произведений отличался предельной экспрессией, изобилием символов и принципом контраста на уровне экспозиции.
Основные жанры романтизма:
- новелла;
- роман;
- элегия;
- идиллия;
- баллада;
- фантастическая повесть.
Ведущим жанром направления можно назвать новеллу. Но большим художественным открытием новой эпохи стал исторический роман. Его основоположник — В. Скотт. Работы романиста отличались средневековыми сюжетами, народными мотивами и любовью к старине.
Поскольку в начале XIX века возрос интерес к народным обычаям, обрядам и национальной истории, писатели опубликовывали множество романтических сказок. От фольклорных произведений их отличало то, что они принадлежали конкретному автору. Известными представителями этого жанра были братья Вильгельм и Якоб Гримм. Немецкие лингвисты выпустили немало произведений, которые сегодня известны во всём мире:
- «Бременские музыканты»;
- «Белоснежка и семь гномов»;
- «Волк и семеро козлят»;
- «Горшочек каши» и др.
Люди, которые писали сказки, воспринимались обществом как народные гении. Во Франции литературная сказка как жанр была связана с именем Шарля Перро. Известные примеры его работ — «Спящая красавица», «Красная шапочка» и «Мальчик-с-пальчик».
Позже из направления выделился жанр под названием тёмный романтизм. Его представители тяготели ко всему иррациональному, гротескному и демоническому. В произведениях тёмных романтиков было заметно их увлечение меланхолией и безумием, а повествование окутано теневой атмосферой. Яркими представителями тёмного романтизма стали Э. А. По., Н. Готорн и Г. Мелвилл. В их трудах главные герои страдают от склонности к совершению ошибок и греховных поступков. Романтики описывали человеческую природу с помощью символических образов демонов и иных тёмных созданий.
Основные черты романтизма в литературе, характеристика романтического героя
Для того чтобы понять, относится ли то или иное произведение к романтизму, нужно знать основные черты романтического произведения.
Не путайте понятия «романтический» (относящийся к романтизму) и «романтичный» (имеющий отношение к романтике).
Двоемирие – это одна из главных особенностей романтического мировосприятия. Суть концепции в том, что существует два мира: реальный и идеальный. Писатели-романтики переносили действие в несуществующий (идеальный) мир. В нем не было четких граней, логических связей, он был волшебен, мистичен, фантастичен. Герой романтического произведения часто существовал в двух мирах.
Мистицизм. Данная особенность связана с романтической концепцией двоемирия. Мир реальный и идеальный сосуществуют и взаимодействуют. В произведениях писателей-романтиков появляются колдуны и ведьмы, происходят мистические и сверхъестественные события.
Фатализм. Писатели-романтики считали, что судьба человека предопределена. В их произведениях нередки гадания, предсказания. Герой может совершать странные поступки, как будто какая-то сила ведет его по определенному пути.
Экзотика. Появление в произведениях писателей-романтиков экзотических стран, иногда несуществующих, тоже связано попыткой уйти от реальности, противопоставить ей другой мир.
Историзм. Обращение к прошлому тоже характерно для многих романтических произведений русской и европейской литературы.
Фольклор
Внимание к народному творчеству – еще одна черта романтизма, в том числе и в русской литературе начала 19 века.
Природа. В романтических произведения уделяется много внимания пейзажным зарисовкам. Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям
Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.
Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.
Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).
Природа, по мнению писателей-романтиков, наделена душой, она может сопереживать людям. Нередко авторы-романтики наделяют природу мистическими особенностями.
Глубокий психологизм. Личность в произведениях писателей-романтиков представлена противоречивой, эмоциональной. Ее буквально терзают, разрывают страсти.
Герой-творец (демиург). Эта особенность особенно сильно характерна западному романтизму, но и в русском можно ее обнаружить. Нередко в центре внимания писателей-романтиков оказывались художники и музыканты. Предполагаясь, что творческие личности легче преодолевают границы между мирами (реальным и идеальным).
Высшими ценностями для писателя-романтика являлись:
- любовь;
- искусство;
- свобода.
В центре романтического произведения находится романтический герой. Ему присущи следующие особенности:
- он противопоставлен обществу, реальному миру, вступает в конфликт с ним;
- он является бунтующей личностью, неспокойной, непокорной, противоречивой;
- нередко одинок;
- зачастую исключителен, необычен, неординарен;
- стремится к прекрасному, восприимчив к искусству;
- рассуждает о бытии, старается познать тайное, понять смысл жизни.
Если в произведении изображен исключительный герой в исключительных обстоятельствах, то оно, скорее всего, относится к романтизму.
Дополнительно нужно сказать, что романтизм, по сути, субъективен, поэтому романтические произведения часто имеют исповедальный характер, а писатели-романтики отождествляют себя со своими героями.
К. Брюллов «Последний день Помпеи»
Русские писатели-романтики
Некоторые произведения русских поэтов, которые были выпущены в последнем десятилетии XVIII века, относят к раннему романтизму. Писатели отказались от сложившихся в обществе установок и использовали новые черты и элементы в своих произведениях. Главным отличием русского романтизма было то, что он развивался параллельно с классицизмом, причём эти направления противоречили друг другу не так резко, как это было в других странах. Романтики создали много баллад и романтических драм, которые способствовали появлению драматургического стиля в литературе.
В русском романтизме писатели утвердили новую сущность и значение поэзии, которая стала самостоятельной областью искусства. В произведениях выражались высшие стремления и идеалы личности. Поэзия уже не казалась простым и забавляющим развлечением. Этот вид искусства начали воспринимать серьёзно, когда русские поэты начали писать об одиночестве и страданиях главных героев.
Основоположником романтизма в России стал В. А. Жуковский. В этом направлении также писали К. Н. Батюшков, Н. М. Языков, Е. А. Баратынский. Нотки романтизма характерны для ранней поэзии А. С. Пушкина и трудов Н. В. Гоголя. Вершиной этого направления в России считались работы М. Ю. Лермонтова, которого называли «русский Байрон». Философские лирические произведения Ф. И. Тютчева завершили романтическую эпоху в русской литературе.
Романтизм захватил практически все виды искусства, включая архитектуру. Интерес писателей к природе, историческому прошлому своей страны и традициям помог разнообразить мировую литературу новыми жанрами и интересными произведениями. Работы писателей-романтиков заставили общество признать чувства и мысли отдельного человека высшей ценностью жизни.
В середине XIX века романтизм уступил место реализму. Однако до конца этого столетия многие литераторы продолжали писать в жанрах этого направления. К началу XX века сформировался неоромантизм. Это течение в искусстве стало реакцией на реализм и натуралистические тенденции. Неоромантизм продолжил традиции романтической эпохи, отрицая обыденность и обращаясь к иррациональному, но уже на новых, глубоко личных основаниях.
Историческая справка
Определение «романтизм» впервые появилось в 1798 году. Первые, кто стал использовать романтизм в произведениях – немецкие писатели. В XVIII веке слово «романтизм» обозначало чего-то нестандартное, даже фантастическое. Это слово передавало суть новой эпохи.Ввиду публицистичности Просвещения, романтизм быстро обрёл популярность и вскоре распространился на Европу и Америку
Авторы стали акцентировать внимание на чувствах. Произведения писателей стали более сентиментальными, классицизм ушёл на второй план
Теперь основополагающей целью стала передача эмоций читателю, выражение внутреннего мира персонажей. В романтизме смешалась история, народная жизнь, легенды, разочарование общества и самих писателей. Конечно, не стоит забывать о душевных любовных переживаниях, которые вскоре стали основой романтизма.Примечание. Романтизм также распространился и на живопись. Обычно художники использовали стихию, чтобы передать эмоции на картинах. Музыканты выражали романтические переживания глубокой музыкой.
Философия романтизма
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Так в чём же между ними разница?Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм. Если в сентиментализме идеалом является душа простого человека, которую сентименталисты видят не только равной душе аристократа, но порой и выше, и благороднее, то романтизм интересует не только добродетель, но и зло, которое он даже пытается облагородить; его интересует также диалектика добра и зла в человеке (вспомните главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
М. Врубель. Иллюстрация к роману Лермонтова «Герой нашего времени». Дуэль Печорина с Грушницким
Поэты-романтики стали использовать образы ангелов, особенно падших, в своих произведениях. Например, интерес к образу демона: несколько стихотворений и поэма «Демон» у Лермонтова; цикл картин, посвящённых демону, у М. Врубеля.
М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству. Но в то же время романтизм пытается даже переосмыслить религию.Романтический герой является личностью сложной, страстной, с глубоким, но противоречивым внутренним миром – это целая вселенная. М.Ю. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Характерными чертами романтизма были интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души.Другой особенностью романтизма является интерес к фольклору, мифу, сказке. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И.В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта, и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А.С. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М.Ю. Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А.К. Толстой и др. И ещё один жанр литературы утвердился в России, благодаря В. Жуковскому, – элегия.Романтиков интересовали различные исторические эпохи, их своеобразие, а также экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др.И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность. Романтический герой живёт в этом мире, страстно защищая свою свободу и считая, что он не подчиняется правилам внешнего мира, но только своим правилам.В эпоху романтизма произошёл расцвет литературы. Но, в отличие от литературы сентиментализма, эта литература не отгораживалась от общественных и политических проблем.
И.К. Айвазовский, И.Е. Репин «Прощание Пушкина с морем» (1877)Значительное место в творчестве романтиков (во всех видах искусства) занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.
И. Айвазовский «Девятый вал» (1850). Государственный Русский музей (Петербург)В разных странах судьба романтизма имела свои особенности.