Зеленый как цвет
Хотя мы обычно говорим о зеленом и других цветах как о чем-то ощутимом, что есть и является частью объектов природы, правда в том, что цвет — это не что иное, как восприятие преломления и поглощения света, будучи продуктом нашего восприятия.
В случае зеленого мы видим этот цвет, когда глаза улавливают длины волн от 496 до 570 Нм. Между этими длинами волн мы воспринимаем различные оттенки этого цвета, ведь существуют различные типы зеленого. Наряду с красным и синим, зеленый — это цвет, для которого наши глаза имеют определенный тип конуса.
Несмотря на то, что биологически, а также в зависимости от модели аддитивного синтеза цвета зеленый — это один из основных цветов, традиционно счилось, что он вторичный — из смеси синего и желтого (именно поэтому большинство детей учили, что это так).
Какое значение имели цвета в Древней Греции?
Философские школы Древней Греции с успехом развивали свои учения, подкрепляя абстрактные соображения цветовыми ассоциациями. Так, Эмпедокл, известный философ, оратор, политик и поэт, основал учение о четырех стихиях, образующих корни всех вещей. Этими стихиями являются земля, огонь, воздух и вода.
Они вечны, неизменны во времени, заполняют все сущее и находятся в непрерывном движении, постоянно смешиваясь и снова разъединяясь. При этом каждой из стихий Эмпедокл присвоил свой цвет. Землю он «окрасил» желтым, огонь — красным, воздух — белым, а воду — черным.
«Огненное» упражнение
Вслед за Эмпедоклом воздадим должное красному огню и мы с вами. Давайте наполним себя энергией и теплом, попутно уничтожив проблемы, гнетущие нас.
Закройте глаза и представьте себе большой костер. Красные языки пламени лижут поленья, быстро превращая их в горстки золы. От огня веет жаром, но вы знаете, что он не причинит вам вреда. Вы смотрите на костер, слегка прищурив глаза, и постепенно согреваетесь. В какой-то момент к вам приходит желание действовать.
Мысленно положите перед собой несколько сухих поленьев. Свяжите каждое из них с одной из проблем, которые мучают вас в настоящий момент. А теперь начинайте по очереди подбрасывать «проблемные» поленья в огонь. Вот уже первое полено тронуто пламенем.
Оно чернеет, обугливается, начинает распадаться на части. Вы чувствуете, как узел, завязанный внутри вас, начинает распускаться. Вам становится легче, легче, легче… Эта проблема больше не существует — вы знаете, как справиться с ней.
Когда первое полено догорело, беритесь за следующее. Я не советую вам сжигать более трех проблем за один раз. Но с двумя-тремя вы вполне можете справиться. По окончании упражнения поблагодарите огонь и медленно вернитесь в обычное состояние.
Фиолетовый
Клод Моне открыл для себя истинный цвет атмосферы – фиолетовый. Он считал, что свежий воздух фиолетового цвета. На его картинах фиолетовые тени и бледно-лиловые пятна света оживляют стога сена и кувшинки. В 1841 году малоизвестный американский портретист Джон Гофф Рэнд придумал новшество сохранения красок. Ему не нравился метод хранения красок в мочевом пузыре свиней, что делали большинство художников того времени, поэтому он изобрёл новый способ хранения пигментов. Это была складная трубочка из олова. Краску таким методом было легко выносить на пленэр. Постепенно это переросло в массовое производство тонких тюбиков для красок. Художникам стало легче получать новые оттенки, смешивая цвета. Так из смеси синего и красного появился фиолетовый.
Зеленый цвет
Зеленый цвет является наиболее спокойным цветом, он насыщенный, свежий, нежный, умиротворяющий, живой. Он успокаивает и символизирует мир, покой, любовь, стабильность, спасение и процветание. По своим свойствам зеленый цвет является нейтральным и находится посередине, между между активными (красный, желтый, оранжевый) и пассивными цветами (синий, голубой, фиолетовый). Этот цвет никуда не движется и не имеет призвуков радости, печали или страсти; он ничего не требует, он никуда не зовет.
Если смотреть на картину в зеленых тонах, то действие, на душу уставшего человека, будет благотворное, но после отдыха, легко может стать скучным.
Картины с этим цветом будут полезны в комнате отдыха, спальне, где человек расслабляется, восстанавливает свои силы, где отдыхает. Мне лично зеленый очень нравиться в живописи, он как бы лечит душу, восстанавливает гармонию и объединяет с природой. Но если надо работать и принимать решения, то этот цвет совершенно не рекомендуется.
Символика зеленого цвета
Сегодня большая часть оттенков зеленого вызывает ассоциации с радостью, жизненной энергией, началом чего-то нового. В старину же этот цвет был тесно связан с землей, в частности с земледелием и означал плодородие, богатый урожай, а значит, и благополучную сытую жизнь. Но это в основном касалось только теплых тонов зеленого. А вот бледным, ядовитым или серо-зеленым оттенкам чаще приписывали отрицательные черты: упадка или даже смерти, одиночества, печали и болезней.
Интересно! В 1914 г. в госпитале Святого Луки произошел маленький переворот — взбунтовался Главный хирург. Ему до зубного скрежета надоело смотреть на белые палаты, кабинеты, халаты, простыни и он потребовал перекрасить стены своей операционной в зеленый. Почему именно в этот цвет? Просто он прекрасно маскировал кровь, брызги которой разлетались по помещению в ходе операции. Именно с тех самых пор зеленый в медицине стал таким популярным.
Зеленый цвет символизирует:
— жизнь — прежде всего из-за зелени растений. Но не только. В христианстве зеленый и вовсе приобрел масштабы «вечной жизни». На похоронах вслед за гробом раскидывают зеленые еловые ветки в знак бессмертия души. Вечнозелеными елями украшают дома на Рождественские праздники, потому что деревья долго не меняют свой цвет, т. е. тоже напоминают о вечности бытия;
— религию, рай — в исламе зеленый считается священным и символизирует райское блаженство, воплощение райской жизни в реальности и власть Всевышнего. В христианстве неделя после Великой Троицы называлась «зеленой». Зеленый считают цветом некоторых святых, например, Матроны, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Иоанна Предтеча и др.;
— земной путь — зеленые накидки на Иисусе Христе и апостолах указывали на их земную жизнь;
— материнскую заботу, мудрость, чистоту — недаром Богоматерь часто изображают в одеянии зеленого цвета;
— весну — обозначает цвет в Китае, о чем свидетельствуют мифы древности;
— прохладу — зеленый для араба, словно оазис в жаркой пустыне, как грань между жизнью и смертью. То же значение цвет имел и в Древнем Египте;
— женственность, изнеженность — на улицах Древнего Рима в зеленых одеяниях можно было встретить исключительно женщин. Так как в те времена существовало понятие «зеленоватые», что означало отсутствие мужских качеств и намекало на принадлежность человека к нетрадиционной ориентации;
— финансы, богатство — в Древнем Востоке оттенок ассоциировался с престижем, властью и зажиточностью. Да и сейчас во многих государствах денежные купюры имеют зеленый цвет, в том числе доллар США и российская тысячная купюра;
— фортуну, азарт — игровые столы в казино начали покрывать зеленым сукном еще задолго до появления доллара, начиная с XVI в. Именно глядя на этот цвет, игроку предстояло испытать удачу — сорвать джек-пот или проиграть все, что он имеет;
— умственный труд — начиная с XIX в. зеленый цвет постепенно заполнил собой кабинеты. Поверхности рабочих столов застилались зеленым сукном или накрывались скатертью этого цвета. В обиход вошли настольные лампы с неизменно зеленым абажуром;
— безопасность — зеленый свет светофора, экологически чистые продукты, охранные общества, Greenpeace, например, что в переводе звучит как «Зеленый мир» — все они обозначаются или связаны с зеленым цветом;
— молодость — известная фраза «он еще зеленый», значит, молодой, малоопытный, несведущий в делах;
— тоску — в XVII в. холодный зеленый означал печаль и одиночество, а выражение «тоска зеленая» существует и по сей день. Загрустить человек может из-за застоя в делах, словно погрязнуть в болоте. Последнее, как известно, имеет грязно-зеленые оттенки;
— отвращение — такие ассоциации вызывал цвет у жителей Древней Индии;
— нечисть, безумие, коварство — мы можем видеть зеленый только благодаря красному — цвету, который в древности ассоциировался с адом и чертом. Таким образом, и значение зелени в какой-то степени сходно с цветом-прародителем. Вспомните о зелье (или яде)— отваре колдунов и ведьм. А ведь это слово имеет с «зеленым» один корень. Или о зеленом царе, т. е. злом душегубе-правителе. Зеленый цвет глаз раньше считался первым признаком дурных качеств характера человека, а также наличием у него сверх способностей от нечистого.
Интересно! Зеленый никогда не любили театральные актеры из-за большого количества негативных примет, связанных с этим цветом.
Синий
Во времена Средневековья художники рисовали Деву Марию в ярко-синем одеянии. Этот цвет они выбирали не из-за религиозности, а из-за его цены. Ультрамариновый синий был безумно дорогим цветом. Этот знаменитый оттенок делали из лазурита – драгоценного камня. Его раньше добывали только в одном месте, которое находилось в горах Афганистана.
Лазурит приобрёл популярность в мире, когда им украсили погребальные портреты египетских фараонов. Позднее этими драгоценными камнями стали украшать иранские Кораны, а затем и короны правителей. На протяжении столетий лазурит соперничал в цене с золотом.
Только в 1950-х годах Ив Кляйн смог изобрести синтетическую версию синего ультрамарина. Это стало визитной карточкой французского художника. Кляйн говорил, что у синего нет размеров, он находится за пределами измерений.
Значение в психологии
Основное предназначение зеленого цвета — успокаивать. Созерцание его приятно, глаза при этом отдыхают. Именно потому стены в больницах, школах и прочих общественных учреждениях нередко окрашивают в зеленый цвет. Если рассматривать яркие оттенки с примесью желтого, например, салатовый, то такой цвет, напротив, оказывает бодрящий эффект. Синий же лишает зеленого и намека на радость, делая цвет скучным, и даже более того, — способным высасывать из человека жизненные силы.
Интересно! В ходе исследований ученые установили, что зеленый цвет чернил вызывает подсознательное желание согласиться с написанным ими текстом, о чем бы ни говорилось в письме.
Зеленый объединяет человека с природой, примиряет поссорившихся и, в целом, нацелен на сближение людей. А еще цвет помогает избежать чувства усталости при длительной монотонной работе.
Интересно! Чувствительность к зеленому повышается, когда человек испытывает отрицательные эмоции и уменьшается сразу, как только негатив сменяется позитивом.
Противники зеленого
Существует несколько категорий людей, категорически отвергающие зеленый цвет.
— Безынициативные и бездеятельные личности, которые любят тишину, одиночество и сознательно ищут их. Если и придется терпеть зелень, то они предпочтут темные и холодные оттенки палитры.
— Люди, которые тратят слишком много энергии на борьбу с вмешательством в их жизнь извне, например, родственников, начальства и пр. Зеленый им противопоказан, так как угнетает их еще больше.
— Для некоторых людей, привыкших быть в центре внимания, выделяться из толпы, зеленый цвет может показаться слишком обыденным, простым, нейтральным, что противоречит их мироощущению и восприятию себя.
Интересно! Зеленый цвет вызывает агрессию? Это говорит о том, что человек находится на грани нервного истощения.
Синий в эпоху современности и наши дни.
Для романтиков, в особенности немецких, синий цвет, как и фиолетовый имеет крайне мощную положительную символику. Это цвет прозаиков и поэтов, влюбленных в неведомое. «Цвет таинственной души мира» — так романтики воспевают синий, восхищаясь всем разнообразием его оттенков. Все достоинства синего раскрываются в максимальной полноте уже в конце XIX — начале XX в. Голубой считается самым красивым оттенком синего. Романтизм наделяет голубой цвет своего рода религиозным смыслом. На момент написания «Юного Вертера», где Гёте одевает своего героя в синий фрак, синий — был самым модным в Германии 1770-х годов. Ошеломительный успех книги еще больше способствует усилению этой моды. Так синий и получил распространение по всей Европе.
Пабло Пикассо обратился к синему цвету и создал «голубой период» тогда, когда двигателем его творчества были меланхолия, депрессия, переживание горя. Синий цвет может передавать апатию также, как и покой, ощущение глубины так же, как и одновременное ощущение безнадежности.
Невзирая на меланхоличность синего цвета, каким он запечатлился в современной культуре, он также оставляет за собой ассоциации с близостью к истине, космогонии, мистике, создает впечатление духовности и остается любимым цветом для огромного количества авторов.
Белый
Художникам на протяжении очень долгого времени не хватало свинцово-белого цвета. Этот оттенок мог улавливать и отражать проблеск света лучше всех других пигментов. В Голландии в XVII веке белый изготавливали путём наложения коровьего и лошадиного навоза на свинец и уксус. В течении трёх месяцев эта смесь находилась в закрытом помещении, пока не происходил процесс появления белых хлопьев. Только в XIX веке учёные объявили свинец ядовитым металлом. В конце прошлого века в США было запрещено выпускать свинцовую белую краску. Многие художники совсем отказались от использования белого цвета в своих произведениях.
Коричневый
С начала XVI века европейцы стали создавать пигмент «коричневый мумиё». Его они делали из человеческих останков – мумий. Художники, чтобы получить этот пигмент, измельчали древние тела, смешивая полученный порошок со смолой и миррой. Это они переняли от аптекарей. Особенно часто этот цвет использовался в эпоху Возрождения. Живописцы любили коричневый цвет мумиё за его богатство и универсальность. Часто он использовался для затенения, светотени и получения телесных тонов. Такой цвет применяли художники-романтики до конца XIX века. Его можно увидеть в картинах Эжена Делакруа.
Фиолетовый цвет
Фиолетовый цвет находится между красным и синим в цветовой гамме. Его еще называют пурпурным цветом.
“История” фиолетового цвета
У использования фиолетового цвета благородная и царственная история.
Из-за того, что получение фиолетовых пигментов было дорогим и сложным, этот цвет часто использовали те, кто имел высокий статус. Так, например, в Византии фиолетовые одежды и украшения могли носить только люди, принадлежащие к знати и аристократии. Похожая ситуация была в Священной Римской империи и в Японии тех времен.
С того момента фиолетовый цвет стал символом королевской власти и благородства.
Оттенки фиолетового
Фиолетовый – это цвет, который находится в интересном месте цветовой палитры – прямо между теплым красным и холодным синим. Это делает его цветом, который может быть как прохладным, так и теплым в зависимости от конкретного оттенка.
➊ Бледный, мягкий оттенок передает женственность, ностальгию, романтику и нежность. Его еще называют лавандовым цветом.
➋ Более яркие пурпурные цвета символизируют благородство, экстравагантность и роскошь.
➌ Глубокие, более темные оттенки фиолетового, такие как, например, лиловый, передают идеи серьезности, профессионализма, а также мрака и грусти в определенных контекстах.
Фиолетовый цвет и маркетинг
Психология цвета в маркетинге крайне важна. Когда дело доходит до дизайна логотипов фиолетовый цвет используется множеством способов.
➊ Одним из распространенных применений является использование исторических связей с аристократией, чтобы помочь создать роскошный, дорогой, высококачественный бренд. Вспомните логотипы “Hallmark” или роскошного виски марки “Crown Royal”.
➋ Фиолетовый – это цвет, который может способствовать веселью, творчеству и игре. Благодаря этому он часто используется в ориентированных на детей брендах, таких как конфеты “Wonka”, или на платформах, которые поощряют игру, таких как сервис потоковой передачи видеоигр “Twitch”.
➌ Фиолетовый также часто используется в брендинге для продвижения интеллектуального подхода и инноваций. Взгляните на логотип “Yahoo”.
Цвет листьев: пейзаж выходит на первый план
В эпоху Возрождения зеленый цвет гораздо чаще, чем прежде, встречается в живописных произведениях, потому что пейзаж становится важным элементом картины. В период Раннего и Высокого Ренессанса с характерным для него антропоцентризмом природа служила лишь фоном для изображения человека, который составлял центр Вселенной. Фигуры людей неизменно располагались на переднем плане — как, например, на полотнах Рафаэля и Леонардо да Винчи.
Рафаэль. Портрет Маддалены Дони. 1506. ИсточникЛеонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503. Источник
Венецианские художники Позднего Ренессанса, сначала Джорджоне, а затем Тициан, переосмысляют роль пейзажа.
Финансовый рост.
В эпоху Возрождения появилось название для наиболее ценного на тот момент пигмента — лазурита. Ультрамариновая краска изготавливалась из самого дорогого на тот момент минерала, ляпис-лазури, что продавался по стоимости пятикратно своему весу. Еще с VI века он доставлялся в Европу только из Афганистана, где происходила его добыча и переработка. Проделывая Великий Шелковый Путь и попадая на европейский рынок, ультрамариновая краска становилось товаром люксового сегмента. Лазурит, из-за его исключительной редкости использовали экономно, и часто его берегли для богатых покровителей, а покупать могли наиболее процветающие художники.
Кому нравится зеленый цвет
Всех любителей зеленого цвета объединяет одно качество — умение сохранять спокойствие и здравый смысл даже в критической ситуации. При этом такие люди не витают в облаках, напротив, они всегда объективны в суждениях, видят проблему такой, какая она есть, и умеют просчитывать исход событий наперед. Конфликтов избегают. До того, что скорее уступят оппоненту, даже если тот неправ, хотя чаще сумеют найти компромиссное решение. Любят общение и сами по себе собеседники довольно интересные, но в то же время избирательны в знакомствах. Потому со стороны некоторым кажется, что люди, предпочитающие зеленый цвет, замкнутые и нелюдимые. Это не верно. Поклонники зеленого никогда не откажут в помощи, милосердны и отзывчивы. Бывает, что этими качествами пользуются в своих интересах недобросовестные люди.
Интересно! Любители зеленой гаммы часто участвуют либо сами организуют благотворительные фонды, жертвуя средства и оказывая другую посильную помощь нуждающимся людям.
Из-за ошибок поклонники «зелени» не очень-то и расстраиваются, так как способны концентрироваться на положительных моментах. Но если неудача все же задевает их, то переживают все внутри себя, так как не привыкли, да и не умеют, показывать свои эмоции. Из-за этого могут довести себя до невроза и даже депрессии. А еще любители зеленого склонны к саморазвитию. Но дальше теории их устремления, как правило, не идут. Замечено, что «зеленые» люди часто бывают завистливыми и ревнивыми.
Основные положительные качества характера, которые присущи людям, предпочитающим зеленую гамму:
— дружелюбие,
— доброта,
— тяга к справедливости,
— любознательность,
— рассудительность,
— уравновешенность,
— целеустремленность,
— лидерские качества,
— милосердие,
— честность,
— оптимизм,
— трудолюбие,
— заботливость.
Интересно! Зеленый предпочитает приблизительно 15 % всех живущих на Земле людей. И еще примерно стольким же этот цвет неприятен.
Белый цвет
Белый – это ахроматический цвет, то есть цвет без оттенка. Это основа искусства, истории и культуры на протяжении многих эпох.
Фактически это первый цвет, когда-либо использовавшийся в искусстве. Великие художники палеолита использовали белый кальцит и мел для рисования на скалах.
На протяжении большей части истории белый цвет являлся символом добра, духовности, чистоты, благочестия и святости. Древние египетские, греческие, римские боги и богини всегда изображались в белых одеждах.
В западных культурах белый – классический цвет свадебных платьев, символизирующий невинность и чистоту, в то время как во многих азиатских культурах белый – цвет скорби, горя и потери.
Белый цвет и маркетинг
Белый – сложный цвет для работы с фирменными брендами, поскольку белый логотип вряд ли кого-то заинтересует. Тем не менее, многие бренды предпочитают использовать серые и серебряные тона или комбинировать белый с черным для создания ярких высококонтрастных логотипов.
➊ Белый и серебряный цвета используются в качестве намека на роскошь. Такие бренды, как “Swarovski”, используют его, чтобы показывать элегантность и изысканность.
➋ Белый также является цветом современных технологий. Он рассматривается как чистый, сложный, оптимизированный и эффективный. Эта связь частично объясняется тем, что “Apple” широко использовали белый цвет на всех этапах своего развития.
Какое значение имели цвета в эпоху Возрождения
Как цвет становился популярным в жизни человека того времени
Прекрасное время! Период обращения к личности человека, стремления к развитию и нравственному совершенствованию. В этот период цвет становится куда более свободным. Его начинают применять явно, открыто, осознанно, творчески.
Цвет делается неотъемлемой частью науки и искусства. Постепенно он теряет свой мистический оттенок и становится предметом изучения и практического применения. Рождаются новые понятия и даже целые теории об использовании цветов и гармонии цветовых сочетаний.
Разодетые в наряды ярких цветов буржуа вызывают смех. Дворяне же постепенно приходят к тому, что «низменные» цвета Средневековья, серый и коричневый, иногда могут быть и весьма полезными. Куда практичнее отправляться в далекое путешествие в темном неброском одеянии, чем в светлых одеждах, которые дорожная пыль очень быстро превратит в серые тряпки.
При этом светские мероприятия устраиваются с большим изяществом. Наряды тщательно подбирают. Появляются известные и любимые всеми портные — те, которые владеют умением сочетать ткани разных цветов.
Наряды дам и кавалеров из высшего общества были самыми разнообразными по покрою и цвету. Большим спросом пользовались орнаменты из природных элементов — цветов, листьев, фруктов, птиц, животных. В рисунке фона также широко применялись растительные детали.
Праздничные платья имели насыщенные красивые тона. Наибольшей любовью пользовались голубой, изумрудный, золотистый, холодный красный. Траурные же платья были не только черными, но также фиолетовыми или коричневыми. Кстати, отношение к фиолетовому как к траурному, печальному сохраняется и по сей день.
Какие имена присваивали цветам в пятнадцатом веке
Забавно, что в XV веке и позже тонам и полутонам известных цветов начали давать новые милые имена. Они носили ассоциативный, а возможно, и иронический характер. Так, среди розовых оттенков можно было встретить «бедро испуганной нимфы», «расцарапанное лицо», «обычный окорок» и «веселую вдову».
Красно-оранжевый называли цветом «адского пламени». Светло-коричневый или рыжевато-желтый именовали «брюхом жирафа» или «жирафом в изгнании». Зеленовато-серый — «влюбленной жабой», темный фиолетово-синий — «аметистовой ночью», а красно-коричневый — «пьяной вишней». Примерно тогда же появилось и название любимого нами сегодня цвета морской волны.
Желтый цвет
Желтый – это цвет оптимизма, теплый, легкий, яркий, струящийся, радостный, символизирует движение, радость и веселье. Он вызывает у всех приятные ощущение открытости, легкости, радости и веселья. Он обладает освобождающим, раскрепощающим воздействием и способствует свободному развитию и активизации умственной деятельности. Но в сочетании с другими цветами может вызывать негативные эмоции. К примеру, при охлаждении синим он получает, болезненный оттенок, а зеленовато-желтые оттенки могут действовать отталкивающе. Не для всех этот цвет является позитивным оттенком, к примеру, в конце XIX века «желтым домом» называли больницу для душевнобольных, а в Бразилии этот цвет – символ отчаяния.
А вообще желтый цвет ассоциируется с солнцем, с песком, с чем-то теплым и приятным. В Украине этот цвет ассоциируется с полем пшеницы и полем подсолнухов, этот цвет присутствует в символике (флаг Украины желто-голубой). Очень радостный и стимулирующий цвет, способствует быстрому принятию решений. Думаю, также подходить для рабочих кабинетов, для оформления детских комнат.