Рекорды на аукционах, цена картин Филонова
Выясним, сколько стоят картины Филонова на современном рынке. Для этого рассмотрим несколько примеров продаж его произведений в разных ценовых категориях на известных аукционах.
Самым крупным считается уход картины «Поклонение волхвов» на Christie`s в 2006 году. Она была написана в 1913 году — в тот период, когда художник окончательно разорвал связи с академической школой и полностью ушел в авангардистские течения. После смерти Филонова оригинальная работа находилась в коллекции его сестры Е.Н. Глебовой, а в 1990 году была продана на Sotheby`s. В 1992 году картину представляли на выставке «Малевич и Филонов» в Париже.
На аукционе Christie новый владелец выставил ее с эстимейтом 250-350 тыс. фунтов, но в ходе торгов цена выросла в несколько раз и достигла планки 904 тыс. фунтов (1,8 млн долларов).
П.Н. Филонов. «Поклонение волхвов». 1913 г.
Вторая крупная продажа датируется также 2006 годом. На этот раз на Sotheby`s состоялся уход холста «Нищие и беспризорники (Бедные люди)». Картина имеет интересное происхождение и сложную судьбу. Ее создание началось ученицами Филонова, которые готовили проект к ленинградской выставке в 1927 году. Работа велась с двух сторон одного холста. На правой стороне Татьяна Глебова рисовала сюжет «Тюрьма», а на левой Алиса Порет работала над «Нищими». Однако сам Филонов активно помогал Алисе работать над картиной, о чем свидетельствует удивительная мощь живописи работы, сохранившиеся фотографии и воспоминания учеников.
Позже картины были разделены. Работа «Нищие и беспризорные» оказалась у ученика Филонова Бориса Гурвича, затем перешла к самой Алисе Порет, после чего была в руках М. Макаренко и дважды уходила с молотка. В 1967 году произведение экспонировалось в Новосибирске на выставке, посвященной пятидесятилетию советской власти. На Christie`s работа была выставлена с эстимейтом 1-1,2 млн долларов и продана за полтора миллиона долларов.
Павел Филонов и Алиса Порет. «Нищие и беспризорники (Бедные люди)».
Если говорить о менее крупных уходах, то это, например, продажа двух картин без названия. Первая из них представляет собой многофигурную композицию, относящуюся к студии Павла Филонова. Из коллекции сестры художника она попала в Galerie Gmurzynska в Кельне, где была представлена общественности на выставке картин Филонова в 1992 году. В 2020 году картина ушла на Sotheby`s за 100 тыс. фунтов (124 тыс. долларов) при эстимейте 30-50 тыс. фунтов.
П.Н. Филонов. Картина без названия.
Вторая работа без названия была продана на Sotheby`s в 2007 году. Она также выставлялась в Кельне в 1992 году и еще в Цюрихе в 2003 году. Картина была создана предположительно в 1922-1925 годах, когда головы, изображенные без тела, стали одной из ключевых тем в творчестве художника. При эстимейте 50-70 тыс. фунтов произведение было продано за 90 тыс. фунтов (177 тыс. долларов).
П.Н. Филонов. Картина без названия. Примерно 1922-1925 гг.
Чтобы ответ на вопрос о том, сколько стоят картины Филонова, был полным, упомянем также и другие уходы. Это продажа картин «Абстрактная композиция со сферами» (Christie`s, 1999 г., 45,5 тыс. фунтов), «Три лица и лошадь» (Christie`s, 2000 г., 46 тыс. фунтов) и других картин.
П.Н. Филонов. «Абстрактная композиция со сферами». 1930 г.
Далее мы рассмотрим, как и где продать картину Филонова, а также как ее подготовить к продаже.
Экспертиза и продажа картин Филонова
Как оценить картину Филонова
Почему мы рекомендуем обязательно проводить экспертизу картин Филонова? Во-первых, чтобы удостовериться в ее подлинности. Во-вторых, чтобы понять, в какой ценовой категории ее можно выставлять. Дело в том, что произведение одного и того же мастера может стоить миллионы долларов, а может претендовать всего на несколько тысяч. Определить это может эксперт, который отлично разбирается в конкретной эпохе, разных творческих периодах самого Филонова и учитывает сегодняшнюю ситуацию на рынке.
Профессионально оценить картину Филонова на специальном оборудовании помогут в Центре научной экспертизы им. Бенуа.
[править] История
Возникновение коллектива «Мастеров аналитического искусства» («группа Филонова», «школа Филонова») из числа учащихся ленинградского ВХУТЕИНа, занимавшихся под руководством П. Н. Филонова и увлечённых его живописным методом, относится к 1925 году. В этот период большинство лидеров русского авангарда стремились обзавестись кругом преданных последователей и учеников, собственной «школой». Не был исключением и Филонов.
Е. А. Кибрик. Новый быт. 1927.Собрание МИСП
Созданию собственной «школы» предшествовал непродолжительный опыт сотрудничества с ГИНХУК, возглавляемым К. С. Малевичем, где в октябре — ноябре 1924 года П. Филонов руководил отделом «Общей идеологии». А также неудачная попытка Филонова провести реорганизацию живописного и скульптурного факультетов Академии художеств, предпринятая им в 1922 году. Хотя его идеи не нашли поддержки, Филонов прочёл ряд лекций по теории и «идеологии» аналитического искусства.
В основе идеологии группы Филонова лежали его взгляды на изобразительное искусство, изложенные им в основных теоретических работах «Сделанные картины» (1914), «Декларация Мирового Расцвета» (1923), «Идеология аналитического искусства и принцип сделанности» (1923). Ученики стремились применить в своих картинах, графике, театральных и декоративно-оформительских работах филоновский принцип «сделанности», выявлять внутреннюю суть социального бытия человека, благодаря чему создаваемые ими образы нередко выражали окружающую действительность с «оттенком сюрреалистического отчуждения».
Первоначально занятия группы проходили в здании Академии художеств, а с начала зимы 1926 года — в мастерской Филонова на улице Литераторов, 19. Состав коллектива не был постоянным, в общей сложности за годы существования группы в занятиях участвовали свыше 70 художников, среди них В. Д. Авлас, Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, С. Л. Закликовская, Е. А. Кибрик, Д. П. Крапивный, П. М. Кондратьев, А. И. Порет, А. Т. Сашин, Э. А. Теннисман, М. П. Цыбасов и др.
Официально группа «Мастеров аналитического искусства» просуществовала до весны 1932 г., однако встречи и совместные занятия последователей метода Филонова продолжались вплоть до смерти художника в начале декабря 1941 года.
Творчество художника
Ранние произведения
Первые значительные произведения Филонова относятся к периоду 1912-1913 гг., то есть написаны им через пару лет после ухода из Академии художеств. Это произведения «Пир королей», «Мужчина и женщина», «Запад и Восток» и другие, выполненные в стиле, близком к модернизму и символизму. Уже в этот период художник создавал картины с помощью цветовых ячеек, кропотливо прописывая каждую из них.
П.Н. Филонов. «Пир королей». 1913 г.
Аналитическое искусство
Принципы аналитического искусства Филонов впервые обозначил в статье «Канон и закон». В основу нового учения лег кубизм с его геометрически условными формами и дроблением изображаемых объектов. Однако кубизм, по Филонову, был слишком рациональным, поэтому он ввел принцип органического роста формы и «сделанности» картин.
«Сделанность» провозглашается в его учении единственным профессиональным критерием оценивания созданного произведения. Под ней понимается максимальная отдача от работы художника с картиной. И чем активнее художник размышляет, анализирует будущее произведение и каждый его элемент, тем сильнее готовый холст будет воздействовать на зрителя. Так, он кропотливо тонкой кисточкой писал многометровый холст «Формула весны» и другие картины, от одного края до противоположного.
П.Н. Филонов. «Формула весны». 250 x 285. 1928-1929 гг.
В этом смысле Филонов противопоставил свое учение воззрениям Малевича и других авангардистов. Он считал, что в картине все самое ценное — это та могучая работа, с помощью которой художник выявляет себя и свою душу. Он назвал современный век веком сделанных картин и рисунков и призывал художников упорно и точно изображать каждый атом, вводить каждый цвет.
Однако общество не принимало идеи художника. Его попытки ввести новую теорию в Академии художеств успеха не имели, зато отказ послужил причиной создания собственной школы МАИ в 1920-х годах. С этого времени начинается активное развитие аналитического искусства, создаются картины «Живая голова», «Композиция», «Формула весны» и другие. Работы школы также выполнялись в рамках аналитического искусства.
П.Н. Филонов. «Живая голова». 1923 г.
Продвигать новое искусство было трудно, так как враждебно настроенные члены общества всячески препятствовали распространению непонятного направления. Филонова объявили врагом рабочего класса и всячески травили. Так, в 1929 году подготовленную им выставку так и не увидели зрители. Травля приводила к тому, что художник бедствовал. Заметим, что он к тому же не продавал своих картин, мечтая организовать музей аналитического искусства и передать ему все свои полотна.
П.Н. Филонов. «Формула петроградского пролетариата». 1920-1921.