Капеллы
Всего в базилике шестнадцать капелл (шестнадцать часовен). Большая часть – именные, принадлежащие той или иной богатой и влиятельной семье средневековой Флоренции. По сути, капелла – это как бы отдельная, самостоятельная маленькая церковь, при этом входящая в состав большого храма или храмового комплекса.
Капеллы базилики Санта-Кроче – это отдельные произведения искусства. К сожалению, часть фресок работы Джотто не сохранилась, потому что в Средние века во Флоренции несколько раз свирепствовала бубонная чума, храм использовался в качестве госпиталя, и роскошные фрески были просто-напросто перекрыты побелкой. Чума, кстати, была так жестока к Флоренции, что многие европейцы ее так и называли – флорентийской, а Джованни Бокаччо и Франческа Петрарка упоминали о ней в своих знаменитых произведениях.
Распятие Донателло
Знаменитое деревянное «Распятие» Донато ди Никколо ди Бетто Барди – одна из главных достопримечательностей храма. Эта работа примечательна тем, что является ранней в творчестве итальянского скульптора и в чем-то копирует схожую работу учителя Донателло – Лоренцо Гиберти. Изображенный распятым на кресте Иисус Христос – мускулистый, отчаянный, изнывающий, но вместе с тем как будто бы недостаточно выразительный. В чем причина этой невыразительности – культурологи спорят до сих пор. Вероятнее всего, дело как раз в том, что Донателло тогда только начинал свой творческий поиск.
Главный алтарь
Главный алтарь базилики Санта-Кроче – это поистине грандиозное зрелище. Украшенный фресками Аньоло Гадди, он являет собой живую книгу библейских историй: тут и Архангел Михаил, дающий Сифу ветку Дерева Познания, и сам Сиф, сажающий эту ветку на могилу покойного Адама, и царица Савская, и грозный момент изготовления Креста для распятия Господня, и святая Елена, и захват Иерусалима… Все фрески – подробные, детальные, тщательно прорисованные. Их можно разглядывать часами.
Аньоло Гадди является и автором витражей Главного алтаря. Яркие, пестрые, цветастые, они специально расположены так, чтобы пропускать солнечный свет и причудливым, завораживающе-магическим образом освещать Главный неф и все внутреннее убранство храма. Алтарный полиптих изображает Мадонну и святых. Еще выше находится «Распятие» работы неизвестного автора, предположительно – Фильине.
Капеллы Кастеллани и Барончелли
Эти две капеллы расписывали сын и отец Гадди: Аньоло и Таддео. Фамильная часовня семейства Кастеллани – это целая череда жутковатых и пугающих сюжетов: тут и дракон, пожирающий младенца, и Аполлония, которой мучители жестоко выбивают зубы, и простолюдин, задавленный телегой. Откуда столько насилия – непонятно, культурологи затрудняются ответить на данный вопрос. Во второй капелле фрески более мирные: большая часть картин изображает жизнеописание Марии.
Капеллы Барди и Перуцци
Капелла Барди – одна из первых фамильных капелл базилики Санта-Кроче. Она была построена в начале 14 века. Расписывал ее Мазо ди Банко, изображенная на рисунках история – житие Святого Сильвестра, бывшего Папы Римского, и некоторых других святых.
Капелла Перуцци – едва ли не самая знаменитая в храме, ведь ее стены расписывал сам Джотто (жизнеописания Святого Иоанна Богослова и Святого Иоанна Крестителя), кроме того, именно здесь похоронены Микеланджело и Галилио. Изначально, в той стороне храма было четыре похожих капеллы, но сохранились, к сожалению, только две из них.
Капелла Медичи
Медичи – безусловно, самая известная флорентийская династия. Из этого рода вышли целых четыре Папы Римских, а также две королевы Франции – Екатерина и Мария. Неудивительно, что и капелла Медичи – пожалуй, самая роскошная и богатая в базилике. Украшал ее сам Микеланджело Буонаротти, и это считается одной из лучших его работ.
биография
Сын художника Таддео Гадди , Аньоло Гадди начал свое ученичество, поступив в мастерские Джованни да Милано и Якопо ди Казентино .
По словам Вазари , Аньоло Гадди в молодости написал в церкви Сан-Якопо тра-и-Фосси (оно) очень достойное Воскресение Лазаря , но его дилетантизм не позволяет ему тогда подтвердить свой талант.
Он работал на месте францисканского церкви Санта — Кроче во Флоренции , введенного в эксплуатацию в 1380 году Якопо дельи Альберти, для работы ( Легенда о Кресте ) непосредственно вдохновлен Золотой легенды о Жака де Voragine .
В 1385 году, все еще на месте Санта-Кроче, он расписал фресками Капеллу Кастеллани для повествовательного цикла « Житие святого Антония с Герардо Старниной» , святого Иоанна Крестителя, святого Иоанна Богослова и святого Николая.
В 1392 Аньол Гадди в Прато для фресок в Палаццо Datini (с Никколо ди Пьетро Джерини ) и те из легенды о Сакре Cintola из собора в одноименном часовне. Он также написал большую Скинию Святой Анны (18 квадратных метров) в Фиглине-ди-Прато , недалеко от церкви Святого Петра, в 1392–1393 годах.
Ченнино Ченнини и Лоренцо Монако проходили обучение в его мастерской.
По словам Вазари, Аньоло Гадди постепенно отказался от живописи и накопил большое состояние, занимаясь торговлей в Венеции.
Он похоронен в Санта-Кроче, как его отец и его брат Джованни, как записано в Registro dei Morti di Firenze в 1396 году:
— Миланези
Южный неф
Что расположено в Южной части храма:
- саркофаги Уго Фосколо (поэт и языковед), Джоакино Россини (знаменитый композитор), Леонардо Бруни из Ареццо (ученый и писатель), Николо Макиавелли, Ветторио Альфьери (драматург-трагик и поэт), Франческо Нори (прелат), Микеланджело Буонаротти
- несколько картин: «Христос в Гефсиманском саду», «Бичевание Христа», «Се человек», «Восхождение на Голгофу», «Распятие» и некоторые другие
- кенотаф (пустой, символический саркофаг) Данте Алигьери
- кафедра итальянского архитектора и скульптора эпохи Ренессанса Бенедетто де Майано, вычурные и изящные барельефы которой рассказывают историю жизни покровителя храма Франциска Ассизского