Романская архитектура Великой Моравии
Типологические виды христианских храмов, возникших в Моравии, на окраине Европы, вторичны по отношению к западно- и южноевропейским аналогам. Строений практически не сохранилось. Их появление связано с приходом христианства в эти земли. В 796 году был проведен синод с участием Зальцбургского, баварского епископов и аквилейского патриарха. В 829 году было решено, что Моравия будет подчиняться епископству в Пассау.
Самой старой постройкой можно считать ротонду с двумя апсидами в Микульчице примерно с начала IX века. Исследователи затрудняются однозначно назвать праобраз, подобные сооружения встречаются в Истрии, Далмации, можно провести связь с Аквилеей в Италии. Около ротонды располагалось кладбище и были обнаружены остатки драгоценностей; есть основания полагать, что постройка была частью резиденции богатого вельможи.
Чудеса архитектуры
Пражский Град – шикарное творение архитектуры, величаво возвышающееся на берегу реки Влтавы. В сочетании с каменной крепостной стеной оно представляет собой обособленный участок с множеством дворцовых сооружений и церковных построек, мостов, фонтанов, садов. Самыми привлекательными зданиями являются Пороховая башня, Собор Святого Вита и Золотая улочка. Эта местность памятна для истории Чехии тем, что в конце IX века здесь располагалась резиденция королей, а с образованием Чехословацкой республики Пражский град принял ее президента. Желаете узнать, находится ли президент в рабочем кабинете? Смотрите вверх: если над зданием развевается государственный флаг, значит, самый главный представитель власти на месте.
Замок Карлштейн
Прогуливаясь по Чехии, следует обязательно посетить Карлов Мост, сохранившийся со времен средневековья. Он является звеном цепочки из 18-ти конструкций, соединяющих берега Влтавы. До 1342 года его место занимал Юдифин мост – сооружение из камня, снесенное наводнением. По этой причине Карл IV – король Чехии, заложил первый камень будущего моста, который сохранился до наших дней. Желая получить действительно крепкую конструкцию, король убедил архитектора использовать в строительных целях только лучшие материалы. Следуя приказу повелителя, зодчий разбавлял известь не водой, а молоком и сырыми яйцами. Как видите, такой странный «рецепт» оказался удачным – мост стоит и поныне.
Монастырь Лорета распахивает двери для всех людей, которые интересуются религией. Выстроенное в стиле барокко, внутри здание передает копию хижины Святой Девы Марии. Лепные фигуры и барельефы, появившиеся в монастыре после 1664 г., показывают потомкам библейские сцены из жизни простой скромной девушки, получившей благую весть о непорочном зачатии в ее чреве. В помещении монастыря Лорета можно полюбоваться уникальной сокровищницей, собравшей ценные художественные изделия и древнюю церковную утварь, сохранившуюся с XVI века.
Замок Леднице
Старинный квартал Градчаны приглашает вас посмотреть на лучшие музеи Праги. Его культурно-историческим центром считается Градчанская площадь со средневековой планировкой, передающей архитектуру Старого Города. В 1726 году в центре площади появился чумной столб, украшенный статуей Девы Марии и скульптурной группой фигур покровителей Чехии.
Еврейский Город – еще один привлекательный исторический район, находящийся в окружении построек Старого Города. Такое название он получил неслучайно – в XII веке здесь появились евреи, хотя исторические летописи утверждают, что первые еврейские поселения размещались под Вышеградом и на Малой Стороне Чехии еще в X столетии. В период с XII по XVI века евреи обосновали гетто – своеобразное государство с собственными органами управления, ничем не зависимое от чешского населения. Конечно, коренным жителям и правителям Чехии такое соседство не пришлось по нраву, и пражское еврейское гетто неоднократно подвергалось погромам и находилось на грани выселения. Но всё-таки евреям было суждено прижиться на чешской земле – в 1848 году они получили и политические, и гражданские права.
Средневековый замок Червена-Льгота
Чехия для туристов – любителей природы
Ценителей красоты природы в Чехии ждет множество заповедных зон. Например, в Богемии, т.е. Западной Чехии расположен природный парк «Шумава», знаменитый лесом Бубин. И это действительно настоящий широколиственный лес, насаждения которого никогда не подвергались вырубке. Любителей исследования подземного мира ждут Конепрусские пещеры, расположенные на территории заповедника «Чешский крас» и являющиеся его главной достопримечательностью. Посетить карстовые пещеры можно в любой сезон года. Западная часть Чехии богата и потухшими вулканами, кратеры которых гордо смотрят ввысь.
Конепрусские пещеры, сталактитовое образование «конепрусская роза»
Любителей экстрима встречают пещеры Моравии. Только в них можно сесть в обычную лодку и пересечь подземную реку и озеро, рассмотреть необычные сталактиты, застывшие в причудливых формах, и оказаться у знаменитой пропасти Мацоха. Чем еще примечательна Чехия для отдыхающих, так это своими целебными источниками – термальными и минеральными. Уникальный состав их вод позволяет избавиться от многих серьезных недугов.
Барокко и рококо
Скульптор М. Б. Браун. Хронос, Цитолибы, ЧехияЦерковь Марии Магдалины, Карловы Вары, алтарь
Барокко (b) было принесено на земли Чехии австрийскими завоевателями. После поражения в (b) в битве при Белой Горе имперская власть начала настоящую идеологическую войну в Чехии, которая склонилась тогда к протестантизму (b) . Идеологическое давление имело целью возвращение чехов в лоно католицизма (b) . Земли чешских феодалов конфисковали и раздали австрийским магнатским родам. Австрийские репатрианты (b) придерживались католицизма и начали скорую застройку в своих новых поместьях замков-дворцов, костелов, часовен. Чехия пережила настоящий строительный бум. Чтобы ускорить строительство, в страну была приглашена целая армия архитекторов и строителей из Италии, Австрии, германских княжеств, даже из Франции. В Чехии работали архитекторы, художники, скульпторы, садоводы-иностранцы, среди которых:
Фасад больничной церкви в замке Кукса, арх. Дж. Б. АллипрандиКлементинум, Прага, восточный фасадг. Кутна-Гора. Иезуитская коллегия.
- Якопо де Ваккани, архитектор
- Франческо Каратти (ок. 1620—1677), архитектор
- Карло Лураго (1615—1684), архитектор
- Авраам Лейтнер (1639—1701), архитектор и прораб
- Джованни Доменико Орси, архитектор
- Жан Батист Мате (1630—1696), архитектор
- Андреа Спецца, архитектор
- Джованни де Гальяно Пьерони (1586—1654)
- Николо Себрегонди, садовник
- Джованни Баттиста Аллипранди (1665—1720), архитектор
- Бартоломео Баччо Бьянко, художник
- Пауль Игнац Байер (1656—1733)
- Матьяш Бернард Браун (1684—1738), скульптор
- Фердинанд Максимилиан Брокоф (1688—1731), скульптор
- Андреас Филипп Квитайнер, скульптор
- Конрад Макс Зюсснер, скульптор
- Кристоф Динценгофер (1655—1722), архитектор
- Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656—1723), архитектор
- Абрахам Лютнер (1640—1701)
- Иоганн Георг Германн, скульптор
- Иоганн Лукас фон Гилдебрандт (1668—1745), архитектор
- Джанбартоломео Комета (1620—1687)
- Доменико Галле (? — 1675), художник
- Иоганн Рудольф, художник
- Мишель Леопольд Вильман, художник
- Иоганн Кристоф Лишка, художник
- Франц Антон Куен, скульптор.
Выросли позже и свои талантливые архитекторы, пусть и с иностранными корнями:
- Килиан Игнац Динценгофер (b) , ( (b) — (b) )
- Ансельмо Лураго (b)
- Ян Сантини (b) , ( (b) — (b) )
Исследователи утверждают, что и раннее чешское барокко в местной культуре имело агрессивный характер австрийских завоевателей. Показательным было создание комплексов Валдштейнского дворца с садом и Клементинум. Вальдштейн приобрел несколько домов и земельных участков под Градом, разрушил их и приказал построить роскошный дворец с садом итальянского типа, невиданным до того в Праге. Грандиозной строительной площадкой стал и Клементинум, который постоянно перестраивался и имел собор, храмы, общежития, монастырь и большую библиотеку, несколько внутренних дворов. Кажется, все лучшие архитекторы — иностранцы первой генерации — работали здесь: от Доменико Орси и Франческо Каратти до Жана Батиста Мате.
Но ситуация довольно быстро сменилась на противоположную. После завершения Тридцатилетней войны (b) Чехия вошла в период стабилизации. Барокко как стилевая система была здесь принята и получила дальнейшее развитие. Несмотря на агрессивный характер начального барокко, первая генерация архитекторов и скульпторов задала чрезвычайно высокий уровень проектных решений и их практического выполнения. Барокко Чехии практически не имело ученического периода поисков или колебаний, а сразу получило значимые и совершенные архитектурные формы и образы, которые удачно использовало и развивало.
Барочный ансамбль госпиталя, церкви и сада в замке Кукса.
Барокко Чехии не было монополизировано в каком-то одном центре, а охватило значительные территории страны и пошло в провинции. До сих пор в небольших городах страны можно встретить интересные или значимые образцы барочной архитектуры в провинциальных замках — дворцах, церквях и часовнях
Они удачно вписаны в местный рельеф, создавая ансамбли с природным окружением и имеют важное градостроительное значение
Создание новых дворцов и католических храмов логично повлекло за собой создание религиозной и декоративной скульптуры, развитие ювелирного дела, барочной мебели, произведений из богемского стекла, а позже — фарфора (b) . Отставала лишь чешская живопись барокко, которая не дала ни одной значимой фигуры (вроде Аннибале Каррачи, Гверчино, Пьетро да Кортона, Джованни Баттиста Тьеполо) кроме мастеров портрета (Иоганн Купецкий (b) , Пётр Брандль (b) , Карел Шкрета).
6. Эпоха возрождения и маньеризма
Королевский дворец в Пражском граде (замке)
Во 2-й половине 15 в. в Чехии сложились условия для развития идей возрождения. Первой значительной попыткой в архитектуре возрождения стал Владиславский зал в Пражском Граде (замке). Это дворцовый зал для праздников, балов и турниров, светский, нецерковный по назначению. Но архитектурные формы тяжелые, компромиссные, вырастают из готических представлений, о чем свидетельствуют своды с нервюрами. Более ясные, ренессансные формы присущи Королевскому дворцу Летоградек (дворца для пребывания летом). Строительство начали итальянские архитекторы под руководством Джованни Спаццо. Удлиненный корпус дворца имеет ряд галерей, открытых в сад, распланированный по итальянским образцам.
Маньеризм не имел распространения в архитектуре Чехии, несмотря на то, что Прага в конце 16 — начале 17 веков была значительным центром маньеризма в Европе. Но он тесно группировавшихся вокруг двора императора Рудольфа II, имел чисто дворцовый характер. Здесь работали выдающиеся представители маньеризма (Арчимбольдо, Адриан де Врис, Бартоломеус Шпрангер), но они не были архитекторами. Маньеризм в Чехии отразился к необычному, к экзотическому (поющий фонтан (проект Ф. Терцио, 1562 г.), мраморный фонтан Кроцина (Национальный музей, Прага), кабинет курьезов Рудольфа II с коллекциями удивительных артефактов от минералов и античных монет до произведений американских индейцев). Тяга к необычному унаследует и чешское барокко.
Возникает несколько замков с открытыми аркадами внутренних дворов наподобие дворцов в Италии (замок Литомышль, Индржихув Градец). По местной традиции часть фасадов украшена граффити — монохромными стенописями с имитацией бриллиантового руста или сюжетами библейских и батальных цен.
-
Поющий фонтан Королевского сада, 16 в.
-
Замок Литомышль
-
Замок Индржихув Градец, внутренний двор
-
Индржихув Градец, колодец во дворике
Краткое описание
Богатство чешской природы всегда было привлекательным для разных народностей. На протяжении многих веков территория Чехии была заселена кельтами. Со временем их сменили германские и славянские племена, и в VI столетии славяне уже были преобладающей народностью. Естественно, что между народами велась борьба за господство, и закончилась она в X веке образованием чешского государства, принятым на владение династией Пршемысловичей. Такое событие было полезно для новой страны введением христианства и укреплением отношений с соседними странами – Польшей, Словакией, Австрией, Германией.
Собор Святого Вита в Праге
В XIV веке государство превратилось в Чешское королевство, в подчинение которого вошли Верхние и Нижние Лужицы, земли Моравии и княжество Силезии. Спустя некоторое время королевство потряс религиозно-социальный конфликт, зачинщиком которого был Ян Гус – борец за новые церковные реформы. Однако церковь не поддержала его начинаний и признала еретиком, отступником от устоявшихся канонов. А, как известно, таких людей было принято сжигать на костре. Со смертью Гуса большая часть чешского населения отвернулась от католической церкви, и по стране прокатилась волна разногласий.
С течением времени обстановка только усугублялась. С приходом к власти династии Габсбургов (XVI век) все конфликты еще более обострялись и приводили к дестабилизации ситуации в стране. С началом XIX века для Чехии начинается новый период – культурно-промышленного развития, чему способствовало ослабление натиска со стороны австрийских властей. После Первой мировой войны Чехия перевоплотилась в Чехословакию (над ее восстановлением в послевоенные годы трудились две народности – чехи и словаки). Но спустя 20 лет независимого благополучного существования Чехословакию оккупирует фашистская Германия, и вновь страна переживает не самые лучшие времена – ее территория охвачена Второй мировой войной.
Карлов Мост в Праге
По окончании войны у власти оказались коммунисты, и независимая ранее Чехословакия теперь стала социалистической республикой. В 1989 году ее граждане, не желающие принимать ограничения свобод и выступающие против профсоюзной оппозиции, устраивают бархатную революцию. Через 4 года социалистическая республика распадается на два независимых друг от друга государства – Чехию и Словакию. Далее Чехия становится участницей НАТО (1998 г.) и вступает в Евросоюз (2004 г.).
Неоклассицизм [ править ]
Корозлукский замок
Хотя позднее барокко на чешских землях в основном связано с правлением Марии Терезии (1740–1780), после ее смерти этот стиль все чаще заменялся неоклассической архитектурой и, в конечном итоге, стилем ампир . О переходе от барокко к неоласицизму свидетельствует реконструкция Пражского Града венским архитектором Николо Пакасси . За ним и Килианом Игнацем Динценхофером последовал Игнац Ян Непомук Паллиарди , в котором уже высокие традиции барокко сочетаются с декором классицизма. Антонин Хаффенекер , еще один архитектор, перешедший от барокко к классицизму (Сословный театр ), связан с Пакасси и Иоганном Бернхардом Фишером .
Во всей Австрийской империи , то есть на чешских землях, не было подходящих условий для столь же успешного развития классической архитектуры, как во Франции или России . В Чехии сложно найти постройку периода раннего классицизма. Причиной медленного развития были идеалы Просвещения, которые больше ограничивали старое, чем новое.
Во время правления Марии Терезии было введено обязательное школьное образование, что явно способствовало образованию населения империи. Ее сын, император Иосиф II , инициировал так называемые реформы Жозефины , в ходе которых были упразднены сотни церквей и монастырей по всей Империи, целые ордена были распущены, а заброшенные здания были преобразованы в офисы, государственные больницы или казармы. В Австрии буржуазия развивалась медленно, она не была достаточно сильной, чтобы протолкнуть перемены и положить конец феодализму, потому что она боялась зверств, имевших место в революционной Франции.. Поэтому классицизм на чешских землях отставал и спорадически проявлялся в менее значимых постройках. Эволюция классицизма из периода барокко очевидна, поскольку фигуративные орнаменты постепенно уходят, а богатство орнамента уступает место зданиям позднего классицизма, которые были преобразованы в строгие линии империи.
Примеры могут включать в себя Духцовский замок , Карлова Коруна , замок Кинжварт .
Чешский кубизм
Чешский кубизм — недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге, когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.
Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.
В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.
Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого — в комплексном охвате всех сфер искусства.
Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.
Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.
Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.
10. Малые архитектурные формы
В Чехии возникла культура малых архитектурных форм. Барочные дворцы и костёлы всегда украшали партеры, часовни, скульптуры, террасы и ступени из балюстрадами, которые делали нерезким переход от масштаба реального человека до монументальных фасадов зданий, тяготевших к величию и высотности. Даже провинциальные костёлы окаймлены скульптурами, небольшими цветниками, ступеньками с балюстрадами, небольшими воротами. Новая эпоха добавила к малым архитектурным формам небольшие монументы историческим лицам, связанным с тем или иным помещением (монумент монаху-исследователю Менделю у костела в Брно, аллегории Христианской Веры и Хроноса в Цитолибах, действующие фонтаны в Оломоуце, чумные столбы на площадях многих городов т.д.). Все это обогащало человеческое окружение и делало его более знакомым, культурным, гуманным.
-
Главные ворота Упенськои базилики, поселок Тисмице
-
Прага, Писецкие ворота.
-
Фонтан «Самсон разрывает пасть льва», Ческе Будеевице
-
Забор и барочная скульптура, костел Св. Вацлава, Ратбор
XI век
В течение XI века романский стиль в Чехии стал более домашним. Значимым моментом является приход бенедиктинцев, первого монашеского ордена на территории Чехии. Появляются, в первую очередь, монументальные строения (базилики и монастыри), которые приносят новшества: крипту, двуххоровое расположение, поперечный неф.
Первые монастыри — бенедиктинские
Уже к конце X века в Богемию приходят первые представители бенедиктинцев. Они строят новые монастыри часто на местах старых славянских городищ, обычно с монументальным костёлом в форме трёхнефной базилики. Первым монастырем считается монастырь в Бржевнове (сейчас район Праги) (заложен около 993 года), от которого до наших дней сохранилась романская крипта базилики (до 1045 года). Второй монастырь был заложен в Острове у Давле (чеш. Ostrov u Davle) в 999 году, от которого сохранились только остатки фундамента. В 1032 году князь Чехии Ольдржих основывает новый бенедиктинский монастырь в Сазаве, от которого остались только основы (на квадратном плане, с четырьмя апсидами). Другие бенедиктинские монастыри появились в Опатовице над Лабем (чеш. Opatovice nad Labem) и других местах.
Монастыри бенедиктинцев ставились и в Моравии. Первым был построен в Райградский монастырь (Rajhradský klášter) в 1048 году, потом в 1078 году Градиский монастырь (Klášter Hradisko) около Оломоуца, в 1101 году монастырь в Тршебиче. От первых построек монастырей этого времени остатков не сохранилось.
Постройки Пршемысловичей
Известные частично сохранившиеся постройки были возведены родом Пршемысловичей. В Пражском граде при Бржетиславе I прошла перестройка ротонды святого Вита(чеш.), законченная в 1039 году. Также были проведены и укрепительные работы града. Самой известной постройкой считается возведение базилики святого Вита, Вацлава и Войтеха (предшественник современного собора святого Вита). Строительство было начато в 1060 году Вратиславом II. К 1096 году появилась монументальная базилика с двумя хорами (по примеру немецкой архитектуры, например напоминает базилику в Аугсбурге) и восточным трансептом. Впервые в Чехии появились североительянские орнаментальные мотивы. Одновременно был перестроен Епископский дворец, частично сохранившийся по соседству с собором святого Вита.
Князь Вратислав II из-за частых ссор с братом епископом Яромиром переехал в Вышеград, из-за чего в нём началась активная строительная деятельность (были построены укрепления, мост и перестроен дворец). Также были возведены две романские базилики: базилика Святых Петра и Павла (позже была перестроена) и трехнефная базилика Святого Лаврентия (напоминает Эльзасскую архитектуру), от которой сохранился маленький торс, а также ротонда Святого Мартина.
За пределами Праги Бржетислав I заложил капитул в Стара-Болеславе, при котором была построена трехнефная базилика Святого Вацлава (освящена в 1046 году). Позже она была перестроена, от первоначального состояния сохранилась романская крипта). Князь Спытигнев II в 1057 году заложил капитул в Литомержице, где была построена базилика Святого Стефана.
К самым старым романским памятникам Моравии относится ротонда Святой Екатерины(чеш., нем.) (изначально Введения), построенная в Зноймо. В XI веке была дополнительно украшена росписью.
Стиль ампир
Качина Замок в Chotkov
Период имперского стиля в основном ассоциируется с Первой Французской империей при Наполеоне I. Типичными для ампира здания являются чистые, правильные формы с минимальным декором, прямые линии. Главная особенность архитектуры ампира — частое использование характерных колонн и треугольных фасадов больших построек.
Самым важным зданием в стиле ампир является замок Качина Хотков , но также интересны замки Фриштат (Лоттихаус) в Карвине , Босковице, Поганско ( Ледницко-Валтицкий культурный ландшафт ) и замок Костелец-над-Орлици . Интересным примером перехода от классицизма к стилю ампир является новый замок в Дачице .
Пражская сецессия
Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.
Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.
Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.
Праге
После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги, сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы, придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.
В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля — неоренессанс, неоготика или необарокко — дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.
В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.
Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.
1. Общая характеристика
Чехия — небольшая страна в центре Западной Европы. Однако небольшие размеры компенсированы значительным разнообразием природных ресурсов и трудолюбивым, дисциплинированным населением. Наличие значительных природных строительных материалов повлекло развитие архитектуры, которая имела ведущие позиции в истории страны, превышая значение живописи или литературы. Исследователи предостерегают называть безусловными шедеврами значительные архитектурные сооружения в Чехии из-за того, что художественная инициатива в Европе принадлежала Франции, Италии, Великобритании. Там (а не в Чехии) родились важные художественные идеи, технологии и стили, которые художники Чехии старательно усвоили и развили. Поэтому значимость архитектурных сооружений Чехии чрезвычайно высока.
-
Готический костел, план, Вищщи Брод
-
Арх. К.И. Динценгофер, костел Марии Магдалины
-
Брно. План монастыря
-
Кутна Гора, план кафедрального собора Св. Барбора
Даже бурные исторические события обошли большинство исторических и архитектурных достопримечательностей Чехии, которая хранит и демонстрирует сооружения от романской эпохи до современности, разрушенные или перестроенные в других странах. Западноевропейскую архитектуру невозможно представить без готики Чехии и Моравии, чешских дворцов, соборов и замков эпохи барокко и рококо, сооружений сецессионизма и постмодерна. Но есть и развалины древних крепостей, замков, заброшенных костелов.
11. Чумной столб
Штернберк, Моравия, церковь Благовещения и Марианский столб.
Чумной столб (иногда Марианский столб) украшает площади многих городов Чехии. Обычно их возводили в благодарность Богоматери за прекращение эпидемии чумы. Традиция ставить столбы идёт от античности. Их возводили еще в Древнем Риме для прославления императоров. Католическая церковь унаследовала традицию, переосмыслив объект почитания. Ими стали Мадонна и католические святые.
В эпоху барокко желание украсить ствол колонны многочисленными украшениями настолько камуфлировала его, что он практически исчезал под нагромождением украшений, каменных тучек, боковых скульптур. Детали некоторых чумных столбов делали позолоченными, что усиливало их декоративный эффект. К созданию столбов привлекали архитекторов и известных скульпторов. Иногда строительство длилось десятилетиями. Создание колонны Св. Троицы в городе Оломоуц растянулось с 1716 до 1754 г. Постройка получилась настолько большой, что в ее нижней части разместили и небольшую часовню.
-
Тинец над Лабой, Марианский столб
-
Чумной столб в Кутна Гора.
-
в Острави
-
в Литовли
15. 20 век
Скульптор Винцент Маковский, «Новый Век» для Экспо в городе Брно
Тревожную атмосферу трагических конфликтов и неурядиц 20 века и неудержимое стремление к творчеству хорошо передала скульптурная группа Винцента Маковский, «Новый Век» для Экспо в городе Брно. 20 век характеризуется скоротечностью, стремительным изменением архитектурных стилей и художественных поисков новой образности и новой эстетики, часто негармонично, диссонансно. При этом идет процесс переоценки произведений архитекторов прошлого, избавление как отдельных выдающихся памятников, так и целых направлений в архитектуре прошлого (деревянная и сельская архитектура, плановое восстановление замков Чехии в провинции, музеефикация заброшенных монастырей). Модернистская архитектура живо усваивает новые интернацинальни идеи и образцы, активно использует новые инженерные решения и новые строительные материалы.
-
Танцующий дом, Прага
-
Пражская телебашня
-
Дом черной Мадонны, Прага
-
Большой дворец, Прага