Французская архитектура в стиле барокко

Французская архитектура барокко — French Baroque architecture

Французская архитектура барокко , иногда называемый французский классицизм, был стиль архитектуры во время правления Людовика XIII (1610-43), Людовик XIV (1643-1715) и Людовика XV (1715-74). Этому предшествовала французской ренессансной архитектуры и маньеризма и последовали во второй половине 18 — го века неоклассицизма. Стиль был первоначально вдохновлен стилем итальянского барокко, но, в частности , при Людовике XIV, он дал больше внимания регулярности, колоссальную порядок фасадов, а также использование колоннад и куполов, чтобы символизировать власть и величие короля. Известные примеры стиля включают Большой Трианон в Версале , и купол Дома Инвалидов в Париже. В последние года Людовик XIV и Людовик XV, колоссальные заказы постепенно исчезли, стиль стал светлее , и увидел введение украшения из кованого железа в рокайли конструкциях. Период также видел введение монументальных городских площадей в Париже и других городах, в частности Вандомской и Площадь Согласия . Стиль оказал сильное влияние 18-го века светской архитектуры по всей Европе ; Версаль и французский сад были скопированы другими судами по всей Европе.

Жилая архитектура — Hôtel Partulier [ править ]

Стиль жилого дома, известный как отель, достиг своей зрелости в эпоху барокко, особенно в Париже, где представители знати строили свои городские дома. Они были определены Николасом Катерино в Traité de l’architecture (1688 г.) как «менее красивые, чем дворцы, и более красивые, чем простые резиденции». На первые отели в Париже частично повлияла итальянская архитектура и модель Люксембургского дворца в меньшем масштабе. Раннебарочная hôtel Particulier обычно помещали между стеной двором спереди и садом в задней части , с входом во двор через павильон на улице. ВОтель de Sully (1624–1630) в Париже, спроектированный Жаном Андруэ дю Серсо , является хорошим примером раннего стиля, как и отель Carnavalet . Изначально планировалось, что Hôtel de Sully будет построен из кирпича и камня, но в конце концов он был построен полностью из камня. В течение 17 века отели росли в размерах и усложнялись , с появлением вестибюля между 1635 и 1640 годами. В новых домах также появилось два двора, один для церемоний ( Cour d’honneur), а другой — для более практических целей, например, для конюшен. Фасад жилого дома, выходящий в сад, занял всю ширину земельного участка. Начали появляться новые специализированные помещения, такие как столовые и салоны. Известные примеры отелей в стиле французского барокко включают Hôtel Carnavalet, Hôtel de Sully, Hôtel de Beauvais (1655–1660) и Hôtel de Soubise (1624–1639) (ныне занимаемый Национальным архивом Франции ) . Ярким примером за пределами Парижа является Дворец Рохан в Страсбурге .

  • Отель де Сюлли (1624–1639)

  • Отель де Бове (1655–1660)

  • Hôtel Carnavalet

  • Palais Rohan, Страсбург

Творчество Александра Арди

Все названные особенности французского театра первой четверти 17 в. сказались в творчестве Александра Арди (1570—1632), самого значительного драматурга той поры. Арди был признан в столице и в провинции, завоевал широкую аудиторию, особенно аудиторию демократическую. Потомство не располагает данными о жизни и творчестве знаменитого драматурга. От его огромного наследства осталось лишь 34 пьесы, из которых 33 были опубликованы в пятитомном «Театре Александра Арди» (1624-1628).

Пьесы Арди воссоздают многомерную картину мира, где соседствуют история и современность, миф и реальность, античность и средневековье, Европа и Азия. Пестра и красочна вереница персонажей этой панорамы, разнообразны их судьбы, порой прихотливо неожиданные, иногда заданные мифом или историей. Не только в трагедиях, но и в трагикомедиях и пасторалях драматург тяготел к изображению чувственной стороны внутренней жизни личности, определяющей ее поступки, ее взаимоотношения с окружающими — подобный ракурс характерен для барочного театра, ярким представителем которого был Александр Арди. Он был замечательным поэтом театра, его динамичная, остроконфликтная и зрелищная драматургия производила сильное впечатление, была примером для собратьев по перу. Арди не был чужд общей закономерности развития французской словесности — в его творчестве есть предклассицистическая тенденция, с годами все более очевидная. Это выразилось не только в усилении рационалистических основ построения его пьес, но и в их содержании.

Драматург всегда отстаивал человеческое достоинство и чем дальше, тем все настойчивее указывал на необходимость активно противостоять мрачным обстоятельствам, делать смелый выбор, отстаивать свое право, следовать своим обязанностям.

Яркий пример тому трагедия «Тимоклея, или Справедливая месть» (ок. 1621), где Арди с сочувствием изображает убийство фивянкой Тимоклеей македонского капитана, обесчестившего ее. Героиня появляется на сцене лишь в нескольких явлениях третьего, четвертого и пятого актов. Гораздо больше внимания уделено драматургом войне Александра Македонского против Фив. Участь Тимоклеи — частный случай трагической судьбы ее отчизны. В пределах своего интимного мира героиня пьесы ведет себя подобно массе своих соотечественников, не пожелавших покорно склонить голову перед лицом могущественного противника. «Тимоклею» можно назвать в числе произведений, своими идейными тенденциями предвосхитившими театр классицизма. И вместе с тем в этой трагедии наглядно сказались приверженность драматурга традиции и самобытность его новаторства. Грандиозность сюжета, временная и пространственная широта, свободное сочетание эпизодов подтверждают мнение историков театра о преемственной связи трагедий Арди с мистериями

В то же время уже название пьесы нацеливает внимание зрителей на интимную драму Тимоклеи, а текст трагедии заставляет осмыслить катаклизмы войны под углом зрения ее жертв

«Театр Александра Арди» и особенно его последние тома, выходившие в 1626—1628 гг., были своеобразным вмешательством старого драматурга в борьбу, завязавшуюся в это время вокруг судеб французского театра. Его опыт был поучителен для молодых драматургов 20—30-х годов, усилиями которых французский театр менял свой облик, развиваясь в сторону классицизма.

Французский дворец-резиденция

16 ноября 2015

На северо-западной стороне от столицы Франции, на побережье знаменитой реки Сены, расположен великолепный дворец, который называется Мезон-Лаффит. К этому произведению искусства, приложил свою руку невероятно талантливый проектировщик того времени, имя которого Франсуа Мансара. Из всех его работ, этот замок считается самым популярным. Уникальность этого здания заключается в том, что Король Солнце, так еще называли выдающегося архитектора, первый кто сотворил дворец-резиденцию, а не просто крепость, возведение которой было весьма актуально в духе того времени.

Рембрандт

Продолжительность жизни: 15 июля 1606 г. — 4 октября 1669 г.

Национальность: D utch

Рембрандт ван Рейн

Рембрандт доминировал в Голландский золотой век, и с тех пор он остается самым известным голландским художником. Рэмбрандт известен как властитель света и тени. Его картины отличаются исключительным реализмом, которого он смог достичь благодаря своим фирменным световым и теневым эффектам. На протяжении своей плодотворной карьеры Рембрандт работал в нескольких жанрах, но наиболее известен он портретами и изображениями библейских и мифологических сцен. Как художник-портретист, он известен тем, что улавливает настроение своих героев. Групповой портрет в то время процветал в Нидерландах, и Рембрандт создавал одни из самых известных групповых портретов. Он также считается одним из величайших художников-автопортретистов, известных тем, что не проявляли к себе милосердия. Хотя Караваджо оказал большее влияние на эпоху барокко, Рембрандт, несомненно, является самым известным художником эпохи.

Шедевр: Ночной дозор (1642)

Ночной дозор (1642) — Рембрандт

Другие известные произведения: —

Похищение Европы (1632 г.)

Автопортрет с беретом и поднятым воротником (1659)

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека. Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Специфические особенности барокко

Барочная литература

Он характеризуется отказом от безмятежного стиля, стилизованного под классицизм. Барокко — конфликтный и драматический стиль.

В разных европейских странах в стиле барокко развивались специфические аспекты. Английские поэты развили Eufuism, в то время как во Франции и Италии это нашло свое отражение в драгоценном движении и Marinismo, соответственно.

Барокко в Испании называлось Conceptismo, тогда как Германия следовала общим тенденциям того времени..

Интересно отметить, что барокко также развивалось в Латинской Америке. Их максимальными показателями были Сор Хуана Инес де ла Крус, Педро де Онья, Бернардо де Бальбуэна и Франсиско де Террасас. Для него было характерно:

  1. Касаясь отрицательных тем, таких как голод или страдание
  2. Использование и избыток метафор, перифраз, аллитераций и гипербарических. Гипербатон или гипербарика — это фразы, в которых изменяется логический порядок предложения..
  3. Латинизация европейских языков. То есть фразы и грамматические конструкции были взяты из латыни.

Барочная скульптура 

  1. Представление движения. С помощью освещения были достигнуты разные перспективы работы, если смотреть под разными углами..
  2. Представление природы, но без идеализации.
  3. Обнаженные, как в классической скульптуре, но композиции были асимметричными. Он не был призван отражать совершенство. Преобладают косые позы и серпантины.
  4. Источники и скульптуры также разработаны по религиозным, мифологическим и другим причинам. При этом скульптура дополняла архитектуру.

Барочная архитектура

Некоторые считают его не архитектурным стилем, а декоративным стилем архитектурных объектов. Характеризуется:

  1. Симметрия.
  2. Здания с большим количеством орнаментов. Колонны стали украшением, стены были заполнены картинами и потолками с фресками..
  3. Изогнутые линии преобладают над прямыми, что дает ощущение движения, которое создает оптические иллюзии. У структур были большие корабли.
  4. Изобилие окон.

Барочный театр

Стиль барокко в пьесах характеризовался шестью основными правилами, которые управляли им:

Он сломал с правилом 3 единицы

В соответствии с этим у каждой работы было основное действие, сценарий и день (действия происходили в один и тот же день).
Сокращение количества актов: с пяти до трех.
Язык был адаптирован, что позволило непривилегированным классам понять театр.
Трагикомедия была введена.
Важность была придана риторическим фигурам в диалогах персонажей.
Метрика лирической поэзии переносится в театр.

Барочная живопись

Хотя основной техникой того времени является масляная живопись на холсте, есть и другие характеристики, которые определяют дисциплину этой эпохи:

  1. Натурализм, без идеализации. Старое и уродливое также представлены. В этом смысле мы можем выделить сладострастные и преувеличенные формы, которые стали популярными.
  2. Цвет и его контрасты играют главную роль. Как отмечалось ранее, цвета играют со светом. См. Тенебризм.
  3. Движение и Экспрессивность. Картины были освобождены от геометрических композиций и симметрии.
  4. Овладение объемом и глубиной предметов. Эта техника позволила рисовать предметы, которые пришли с разных точек зрения и собрались в центре картины. Каждый с разных самолетов рассказал свою историю.

Музыка барокко 

  1. Контраст Как и в других художественных выражениях того времени, музыка барокко демонстрирует большой контраст между нотами каждого инструмента и голосами певцов..
  2. Континуум был разработан. Например, одну и ту же ноту играли на разных инструментах, таких как клавесин или клавесин и виолончель. Таким образом, разница между этими звуками была оценена. Это смещение звуков сопровождалось медленными звуками.
  3. Нотальная музыка была разработана. До этого музыка была модальной и основывалась на древних модах и масштабах. В барокко была создана система весов: мажорная и минорная, с аккордами.
  4. Компас и ритм созданы. Регулярный и маркированный пульс, используемый сегодня, разработан.
  5. Инструментальная музыка становится независимой.
  6. Светская музыка была популяризирована и развита.
  7. Разрабатываются вокальные формы: опера, оратория, кантата, страсть.

Барочная опера

Опера, организованная монархами в их дворцах, имела много персонажей (среди певцов и танцоров), в то время как оперы, представленные в театрах, имели мало персонажей и даже могли быть представлены дуэтами.

  1. Сценография возникает во время позднего барокко. 
  2. Кастраты становятся самыми влиятельными артистами оперы. Кастраты были певцами, которые кастрировали в детстве, чтобы сохранить свой высокий голос.

Роман «Астрея»

Действие романа отнесено к 5 в. н. э. и содержит элементы исторического колорита той эпохи, в том числе описание языческих культов. Но в соответствии со сложившимся еще в период Возрождения пасторальным каноном писатель творит заведомо условный, идеализированный мир, где далекие от «грубого» быта персонажи движимы высокими чувствами, прежде всего любовью. Интрига романа прихотлива, эпизоды громоздятся друг на друга, не проясняя сути характеров действующих лиц, а напротив, нагнетая ощущение непредсказуемости их решений и поступков. С другой стороны, организующим началом многоаспектной структуры «Астреи» является анализ любовного чувства, его противоречивости, многообразия его проявлений, его обусловленности различными сторонами человеческой природы.

Утверждая уже самим типом повествования барочную идею жизни-хаоса, где люди изначально олицетворяют антиномию «быть и казаться», писатель одновременно стремится выразить через логику образов и через сопровождающий их философско-этический комментарий свою концепцию личности. Подобная художественная тенденция не чужда дедуктивности, присущей классицистическому методу. О классицизме напоминают также высокие представления д’Юрфе о достоинстве человека и восхваление идеальных потенций его натуры. Надо думать, однако, что точки соприкосновения с классицизмом обусловлены не прямым воздействием последнего, а скорее общей преемственностью с наследием Возрождения, преломленного через восприятие новой эпохи.

Но как раз сопоставление с классицизмом дает возможность увидеть, сколь узок взгляд на человека в «Астрее». Ведь при всей тонкости столь поразившего читателей психологического анализа роман д’Юрфе лишь местами может быть соотнесен с подлинными отношениями и типами дворянской среды, прототипы которой, по утверждению современников, помещены писателем в созданный им искусственный мир. Отсюда восприятие «Астреи» как своеобразного кодекса галантности, оказавшего влияние на последующее развитие галантно-героических жанров и прециозной лирики, столь соответствующей настроениям аристократии и трансформировавшейся на разных этапах ее взаимоотношений с монархией — от идеализации феодальной вольницы до приятия зависимости от королевского двора.

В «Астрее» есть эпизоды, напоминающие рыцарские романы, по схеме которых создавали свои барочные произведения Гомбервиль (1600—1674), Мадлена де Скюдери (1607— 1701). Сцены из «Астреи» разыгрывались в знаменитом литературном салоне Отель Рамбулье, ставшем в 20—40-х годах очагом прециозности — литературы, нарочито усложненной и вместе с тем по форме тяготеющей к экспромту, доступному пониманию избранных (отсюда «прециозный» — в широком смысле «изысканный»).

Изображение любовного чувства в «Астрее» носит иной характер, чем, скажем, в лирике корифея Отеля Рамбулье Венсана Вуатюра (1598—1648). Но роман д’Юрфе до известной степени подготавливает интеллектуальный суд над эмоциями, в разных формах дающий о себе знать в прециозной поэзии. Точно так же можно проводить параллель между эротикой и неоплатонизмом в «Астрее» и присушим творчеству прециозных поэтов совмещением грубо чувственных элементов с выспренно холодными восхвалениями предмета поклонения. Эти сопоставления наглядно демонстрируют не только существование преемственности между двумя формами французской барочности, но и утрату прециозностью связей с гуманизмом Возрождения. Даже односторонне сохраненный культ чувственности превращен Вуатюром, Мальвилем, Котеном и другими прециозниками в формально изощренную игру.

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Как отличить барокко от ренессанса

Архитектура барокко отличается прежде всего богатыми скульптурными поверхностями. В то время как архитекторы эпохи Возрождения предпочитали планерный классицизм (плоские поверхности, оформленные классическими элементами), архитекторы барокко свободно формировали поверхности, добиваясь трехмерного скульптурного классицизма.

Источник. Пример высокого барокко в архитектуре. Церковь в Риме San Carlo alle Quattro Fontane или Сан Карлино. Арх. Франческо Борромини

Ренессансный фасад часто состоит из многих аналогичных частей, так что взгляд не останавливается на какой-либо конкретной части здания. Барочный фасад часто включает в себя богатую, захватывающую концентрацию элементов вокруг центрального входа. Например, изогнутые стены, колонны, слепые арки, статуи, рельефную скульптуру.

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Библиография [ править ]

  • Айерс, Эндрю (2004). Архитектура Парижа . Штутгарт, Лондон: издание Акселя Менгеса. ISBN .
  • Бергер, Роберт В. (1985). Версаль: Замок Людовика XIV . Университетский парк: Ассоциация колледжей искусств.
  • Бергер, Роберт В. (1993). Дворец Солнца: Лувр Людовика XIV . Университетский парк: Издательство Государственного университета Пенсильвании. ISBN . 
  • Cabanne, Perre (1988), L’Art Classique et le Baroque , Париж: Larousse, ISBN 978-2-03-583324-2
  • Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Данод. ISBN 978-2-10-070689-1.
  • Lemerle, Frédérique и Yves Pauwels (2008). «Архитектура барокко», Фламмарион, 2008 г.
  • Миллон, Генри А., изд. (1999), Триумф барокко: архитектура в Европе , 1600–1750.
  • Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж: Солнечный. ISBN 2-263-04096-X.
  • Саммерсон, Джон (1963). Классический язык архитектуры . Кембридж, Массачусетс: MIT Press. ISBN . 
  • Texier, Саймон (2012). Париж — Панорама архитектуры . Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8.

Замок Во ле Виконт

31 мая 2012

На берегу сены недалеко от Фонтенебло находится одно из самых роскошных частных поместий Франции. Это дворец Во ле Виконт, построенный специально для Николя Фуке, который в период правления Людовика XIV на должности главного финансиста державы стал одним из самых богатейших и влиятельных людей во Франции. Для строительства своего дворца, Фуке пригласил самого известного в то время архитектора Луи Лево, знаменитого художника по интерьерам Шарля Лебрена, который оформил внутреннее убранство замка, а также ландшафтного архитектора Андре Ленотра, создавшего прекрасный парк в классическом французском стиле.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: