Скульптура барокко

История возникновения барокко – новая эпоха в Европе на смену Возрождению

Именно в Италии на смену Высокого Возрождения возник барочный стиль (16-й век). Не смотря на тяжелое политическое положение страны, где господствовали иностранцы (испанцы и французы), Италия продолжает оставаться культурным центром Европы. В этот период итальянцы не могли позволить себе выстраивать новые шикарные замки (романские или готические, как он назывался ранее, по стилю) .

Активное развитие культуры началось по причине недостатка средств. Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и представителям церковной власти, но они все же нуждались в подтверждении собственной состоятельности и мощи. Высшие сословия обратились за помощью к искусству – появившееся направление их возвышало и за счет этого набирало все большую популярность.


Витиеватость узоров и массивность дерева в стиле барокко

Германия и Габсбургская империя [ править ]

Движение барокко особенно процветало в конце 17 — начале 18 века в Германии и государствах империи Габсбургов, управляемых из Вены . Большое количество церквей и статуй было разрушено протестантскими иконоборцами во время Реформации и религиозных войн , и вместо них было создано большое количество новых сооружений. Многие из новых работ выражают триумфальные темы; Геракл, убивающий льва, Святой Михаил, убивающий дракона, и другие сюжеты, которые представляли триумф католической церкви над протестантами.

Для участия в реконструкции приехали скульпторы из Нидерландов. Среди них был Хуберт Герхард (1550–1622) из ​​Амстердама, студент Джамболоньи , которому немецкий банкир Ганс Фуггер поручил сделать монументальный фонтан для своего замка в Кирхгайме . Это был первый фонтан в стиле итальянского барокко, построенный к северу от Альп. Вскоре Герхарду было поручено создать фонтан в стиле итальянского барокко для городской площади в Аугсбурге и статую Святого Михаила, убивающего дракона, для резиденции принца в Мюнхене . Скульпторы Ганс Крумпер (1570–1634), Ганс Райхле (1570–1624) и уроженец Нидерландов Адриен де Фрис(1545–1626) изготовил аналогичные монументальные бронзовые фонтаны и статуи, полные действия и драмы, для церковных фасадов и городских площадей в Баварии.

Одним из самых необычных немецких скульпторов позднего барокко был Франц Ксавер Мессершмидт , который был известен как религиозной скульптурой, так и серией скульптурных портретов, изображающих экстремальные выражения.

Бальтазар Пермозер (1651–1732) провел четырнадцать лет в Италии, с 1675 по 1689 год, прежде чем стал придворным скульптором в Дрездене . Он работал в Венеции, Риме и Флоренции, привез итальянское барокко в Дрезден, особенно в сады и внутреннее убранство дворца Цвингер . Самой известной его работой была скульптура «Апофеоз принца Евгения Савойского» , генерала, победившего нашествие турок-османов. Князь изображен ногой на побежденном турке и с атрибутами Геракла. Его скульптурная кафедра для Хофкирхе в Дрсдсене — еще один шедевр барочной скульптуры.

  • Юбер Герхард , Фонтан Августа в Аугсбурге , 1589-1594 гг.)

  • Адриан де Врис , Геркулес убивает дракона (ныне во дворце Вальдштейна, Прага)

  • Фонтан архангела Михаила работы Ганса Райхле в Аугсбурге (1603-1606)

  • Геркулес Фонтан в Augsbourg по Адрианом де Фриза (1596-1602)

  • Зевая , Франц Ксавер Мессершмидт (около 1770 г.)

  • Кафедра Хофкирхе в Дрездене, Бальтазар Пермозер

Самым драматичным театром барочной скульптуры в Германии была церковная архитектура. Особенно сложные ретабли и высокие алтари. переполнены статуями и ростом почти потолки, были созданы Гансом Riechle , Йорг Zurn , Ханс Деглер и других художников. Семья Михаэля Цюрна произвела несколько поколений очень продуктивных скульпторов, создающих фигуры из полихромного или позолоченного дерева и лепнины. Среди других художников, создававших замечательные ретейлы, был Томас Шванталер .

В Вене в последние годы 18-го века были созданы некоторые необычные произведения, которые ознаменовали переход от барокко к рококо . К ним относятся « Падение ангелов в церкви Святого Михаила в Вене» Карла Георга Мервилля.

  • Главный алтарь в Юберлингене , Йорг Цурн (около 1613 г.)

  • Святой Себастьян, Майкл Цюрн

  • Интерьер Асамкирхе в Мюнхене, автор Эгид Квирин Асам , со скульптурой, вписанной в архитектуру

  • Часовня жареного мяса — Эгид Квирин Асам

  • Падение ангелов в церкви Святого Михаила в Вене, Карл Георг Мервиль (1781)

Происхождение и характеристики [ править ]

Rape сабинянок по Джамболона (1581-1583), площади Синьории во Флоренции

Стиль барокко возник из скульптуры эпохи Возрождения, которая, опираясь на классическую греческую и римскую скульптуру, идеализировала человеческую форму. Это было изменено маньеризмом , когда художник и ученый Джорджо Вазари (1511–1574) призвал художников придавать своим работам уникальный и индивидуальный стиль. Маньеризм ввел идею скульптур с сильными контрастами; молодость и возраст, красота и уродство, мужчины и женщины

Маньеризм также представил фигуру серпентина , которая стала важной характеристикой скульптуры в стиле барокко. Это было расположение фигур или групп фигур по восходящей спирали, что придавало работе легкость и движение

Микеланджело представил фигуру змея в «Умирающем рабе» (1513–1516) и « Гений-победитель» (1520–1525), но эти работы должны были рассматриваться с единой точки зрения. В конце работы шестнадцатого века итальянского скульптора Джамболона , Похищение сабинянок (1581-1583). введен новый элемент; эта работа должна была рассматриваться не с одной, а с нескольких точек зрения и изменялась в зависимости от точки зрения. Это стало очень распространенной чертой в скульптуре барокко. Творчество Джамболоньи оказало сильное влияние на мастеров эпохи барокко, особенно на Бернини .

Другим важным влиянием, приведшим к стилю барокко, была католическая церковь, которая искала художественное оружие в борьбе с ростом протестантизма. Совет Трент (1545-1563) дал большие полномочия Pope направлять художественное творчество, и выразил сильное неодобрение доктрины гуманизма , который занимает центральное место в искусстве в эпоху Возрождения. Во время понтификата Павла V (1605–1621) церковь начала разрабатывать художественные доктрины, чтобы противостоять Реформату, и поручила новым художникам их осуществить.

Неаполитанское барокко Джулиано Финелли

Бюст итальянского поэта Франческо Браччолини. Скульптор: Джулиано Финелли.


Портрет принца Микеле Дамаскени-Перетти. Боде музей, Берлин. Скульптор: Джулиано Финелли.


Портрет Джулио Антонио Санторио — архиепископа Святой Северины. Скульптор: Джулиано Финелли.


Kardinal Montalto. «Кардинал Монтальто». Боде музей, Берлин. Скульптор: Джулиано Финелли.


Скульптуры эпохи барокко Джулиано Финелли.Кафедральный собор Святого Януария.


Скульптуры эпохи барокко Джулиано Финелли. Кафедральный собор Святого Януария.


Скульптуры эпохи барокко Джулиано Финелли.

Как итальянским мастерам удавалось создавать из мрамора тончайшие вуали.

Энтони ван Дейк

Продолжительность жизни: 22 марта 1599 г. — 9 декабря 1641 г.

Национальность: фламандец

Энтони ван Дейк

Сын богатого антверпенского торговца шелком, Энтони ван Дейк начал рисовать с раннего возраста и, будучи подростком, стал учеником Питера Пауля Рубенса, одного из ведущих художников Европы того времени. Ван Дейк сделал успешную карьеру, в течение которой он был придворным художником для герцогини Изабеллы, Габсбурги губернатора Фландрии; а затем главным придворным художником Карла I в Англии. Ван Дейк произвел революцию в жанре придворного портрета своим исключительным мастерством. Он наиболее известен своими портретами аристократии, в первую очередь Карла I. Помимо придворных портретов, он также писал мифологические и библейские сюжеты. Ван Дейк оказал сильное влияние на будущие поколения, и в течение следующих 150 лет в Англии он оказывал доминирующее влияние на жанр придворной живописи.

Шедевр: Карл I в трех позициях (1636 )

Карл I в трех позициях (1636 )

Другие известные произведения: —

Карл I на охоте (1635)

Автопортрет с подсолнухом (1633)

Латинская Америка

Первым скульптором и архитектором в стиле барокко, работавшим в Латинской Америке, был Педро де Ногера (1580-), который родился в Барселоне и учился в Севилье . В 1619 году он переехал в вице-королевство Перу , где вместе с Мартином Алонсо де Меса создал хоры в стиле барокко в соборной базилике Лимы (1619-).

Скульптура в стиле барокко была перенесена в другие части Латинской Америки испанскими и португальскими миссионерами в 18 веке, которые наняли местных художников. Он использовался в основном в церквях

Школа Кито в Эквадоре была важной группой скульпторов эпохи барокко. Среди выдающихся художников школы были Бернардо де Легарда и Каспикара .

Каспикара (1723–1796) был эквадорским художником, который делал изящные и богато украшенные фигуры для демонстрации в церквях. Он был центральной фигурой в так называемой школе Кито .

Алейжадиньо (1730 или 1738–1814 ) был сыном португальского колониста и африканского раба. Он известен группой монументальных статуй святых из мыльного камня (1800–1805 гг.) Для Сантуарио-де-Бом-Хесус-де-Матозиньюш в Конгоньясе , ныне включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он также сделал серию фигур Страстей в натуральную величину, изображающих события, приведшие к Распятию Христа (1780–1790 гг.).

Рим – родина барокко

Центром развития нового стиля искусства был Рим. Столица католического мира не утратила опыта Ренессанса. «Отцом» итальянского барокко называют Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Lodovico Buonarroti). Крупнейший мастер Возрождения разработал новые композиционные формы для библиотеки папы Климента VII (1523 − 1534) – архитектурное сооружение считается первообразом всех зданий стиля барокко.

В 1593 году в Риме начинает творческую деятельность реформатор живописи Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio). Изменившиеся политические условия диктуют новые правила поведения. Церковь и аристократия нуждаются в демонстрации могущества. Барокко − стиль, который может их возвысить.

Артемизия Джентилески

Продолжительность жизни: 8 июля 1593 г. — ок. 1656

Национальность: итальянка

Артемизия Джентилески

Артемизия потеряла мать, когда ей было всего 12 лет, а в 17 лет она была изнасилована одним из коллег отца, Агостино Тасси. После того как ее насильник был привлечен к ответственности, она вышла замуж за художника и переехала во Флоренцию. Там она оставила трагедии своей молодости и расцвела как артистка. Артемизия Джентилески была первой женщиной, которая стала членом Академии искусства рисования, учебной художественной академии во Флоренции. Она пользовалась покровительством Козимо Медичи, великого герцога Тосканы. У нее также была международная клиентура. Артемизия специализировалась на изображениях сильных и страдающих женщин из мифов, аллегорий и Библии. Она прославилась убедительным изображением женской фигуры, а также своим умением и талантом обращаться с цветом. Сегодня, Джентилески рассматривается как один из наиболее опытных художников периода Барокко.

Шедевр: Юдифь убивает Олоферна (1620 )

Юдифь убивает Олоферна (1620 )

Другие известные произведения: —

Сусанна и старцы (1611)

Автопортрет как аллегория живописи (1639)

Германия и Габсбургская империя

Движение барокко особенно процветало в конце 17 — начале 18 века в Германии и государствах империи Габсбургов, управляемых из Вены . Большое количество церквей и статуй было разрушено протестантскими иконоборцами во время Реформации и религиозных войн , и вместо них было построено большое количество новых сооружений. Многие из новых произведений выражали триумфальные темы; Геракл, убивающий льва, Святой Михаил, убивающий дракона, и другие сюжеты, олицетворяющие победу католической церкви над протестантами.

Для участия в реконструкции приехали скульпторы из Нидерландов. Среди них был Хуберт Герхард (1550–1622) из ​​Амстердама, студент Джамболоньи , которому немецкий банкир Ганс Фуггер поручил сделать монументальный фонтан для своего замка в Кирхгайме . Это был первый фонтан в стиле итальянского барокко, построенный к северу от Альп. Вскоре Герхарду было поручено создать фонтан в стиле итальянского барокко для городской площади в Аугсбурге и статую Святого Михаила, убивающего дракона, для резиденции принца в Мюнхене . Скульпторы Ганс Крумпер (1570–1634), Ганс Райхле (1570–1624) и уроженец Нидерландов Адриан де Врис (1545–1626) создали подобные монументальные бронзовые фонтаны и статуи, полные действия и драмы, для церковных фасадов и городских площадей. в Баварии.

Одним из самых необычных немецких скульпторов позднего барокко был Франц Ксавер Мессершмидт , который был известен как религиозной скульптурой, так и серией скульптурных портретов, изображающих экстремальные выражения.

Бальтазар Пермозер (1651–1732) провел четырнадцать лет в Италии, с 1675 по 1689 год, прежде чем стал придворным скульптором в Дрездене . Он работал в Венеции, Риме и Флоренции и принес итальянское барокко в Дрезден, особенно в садах и внутреннем убранстве дворца Цвингер . Самой известной его работой была скульптура «Апофеоз принца Евгения Савойского» , генерала, победившего нашествие турок-османов. Князь изображен ногой на побежденном турке и с атрибутами Геракла. Его скульптурная кафедра для Хофкирхе в Дрездене — еще один шедевр барочной скульптуры.

Самым драматичным театром барочной скульптуры в Германии была церковная архитектура. Особенно сложные ретабли и высокие алтари. переполнены статуями и ростом почти потолки, были созданы Гансом Riechle , Йорг Zurn , Ханс Деглер и других художников. Семья Михаэля Цюрна произвела несколько поколений очень продуктивных скульпторов, создающих фигуры из полихромного или позолоченного дерева и лепнины. Среди других художников, создававших замечательные ретейлы, был Томас Шванталер .

В Вене в последние годы 18-го века были созданы некоторые необычные произведения, которые ознаменовали переход от барокко к рококо . К ним относятся « Падение ангелов в церкви Святого Михаила в Вене» Карла Георга Мервилля.

Нидерланды и Бельгия [ править ]

После выхода из-под власти Испании в преимущественно кальвинистских Соединенных провинциях Нидерландов родился один скульптор с международной репутацией; Хендрик де Кейзер (1565–1621). Он также был главным архитектором Амстердама и создателем крупных церквей и памятников. Его самое известное скульптурное произведение — гробница Вильгельма Безмолвного (1614–1622) в Новой церкви в Делфте . Гробница была вылеплена из мрамора, первоначально черного, но теперь белого цвета, с бронзовыми статуями, изображающими Вильгельма Безмолвного, Славу у его ног и четыре главных добродетели по углам. Поскольку церковь была кальвинистской, женские фигуры кардиналов добродетелей были полностью одеты с головы до ног.

Южные части Нидерландов, которые оставались в основном католическими, создали более сложный стиль барокко, близкий к римскому. Самым выдающимся скульптором был Артус Квеллин Старший , член семьи известных скульпторов и художников и сын другого скульптора, Эразма Квеллина . Он поселился в Антверпене в 1639 году. Он сблизился с Рубенсом , и его работы применили многие принципы композиций Рубенса к скульптуре.

Другим важным бельгийским скульптором эпохи барокко был Хендрик Франс Вербругген (1654–1724), который вырезал очень сложные скульптуры, полные библейских сцен, флоры и фауны, аллегорий и символов для церемониальных марионеток соборов и церквей в Брюсселе, Лувене, Антверпене, Мехелене, и другие города.

  • Гробница Вильгельма Сайлент по Хендрик де Кейзер (1614-1622), написанный Dirk Van Delen, Rijksmuseum (1624)

  • Антон де Грефф от Артуса Квеллина Старшего (1661), Рейксмузеум

  • Кафедра Брюссельского собора Хендрика Франса Вербрюггена (1695-1699)

  • Клеть из брюссельского собора , по Hendrik Frans Вербрюгген (1695-1699)

  • Кафедра в церкви Святых Петра и Павла, Мехелен , Хендрик Франс Вербрюгген

Мода барокко

Стиль барокко не обошел стороной и модное направление

Особое внимание уделялось ткани. Кроме гобелена в оформлении интерьера широко использовался бархат и парча, а также новое веяние эпохи — атласная ткань с мелким рисунком растительной тематики.

Европейскую моду второй половины XVII века начал диктовать французский двор «короля-солнца» Людовика XIV. Это было время расцвета абсолютной монархии во Франции, ставшей культурным центром всей Европы.

Любимым металлом барочного стиля считалось золото. Во Франции XVII века были уверены, что золота много не бывает. Это и позолоченные рамы картин и зеркал, и золотые люстры, и вышивки золотыми нитями.

Женские костюмы эпохи барокко отличались сложностью и нарядностью. Изменился и идеал женской красоты. Представительница прекрасного пола должна была быть высокой, с хорошо развитыми плечами и тонкой талией, неестественно бледной, обязательно с вычурной прической и в корсете. Мужчины тоже преобразились. Галантные и внимательные кавалеры, отлично танцующие, брили усы и бороды, душились духами и носили напудренные парики, которые стоили целое состояние.

Одним словом, настроение барочной эпохи можно передать двумя словами — никакой естественности.

Отличие классицизма, барокко и реализма

Параллельно с барокко развивались другие стили: классицизм, романтизм, реализм. Отличить эти стили друг от друга несложно, основные черты каждого представлены в таблице:

Таблица 2. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в архитектуре

Показать таблицу

Классицизм Барокко Реализм
  • Простая, симметричная форма зданий,
  • Сдержанный декор,
  • Строгость линий,
  •  Единый, рациональный стиль.
  •  Сложность форм, разница в объемах,
  •  Пышные фасады,
  • Богатый декор,
  • Обилие арочных проемов, колонн.
  • Отсутствие лишних деталей,
  •  Простота формы,
  • Минимум или отсутствие декора,
  • Четкость линий и пропорций.

Таблица 3. Отличительные черты классицизма, реализма, барокко в живописи

Показать таблицу

Классицизм
Барокко
Реализм

Четкая композиция,
Логично развернутая сюжетная линия,
Сдержанные эмоции.

Динамичная композиция,
Грандиозность замысла,
Драматическое напряжение, буйство эмоций.

Изображение обыденных ситуаций, без прикрас,
 Внимание к деталям,
Универсальность в изображении людей.

Диего Веласкес

Продолжительность жизни: 6 июня 1599 г. — 6 августа 1660 г.

Национальность: испанец

Диего Веласкес

Диего Веласкес был важным художником своего времени и ведущим художником при дворе короля Испании Филиппа IV. Популярность Веласкеса распространилась за пределами Испании только в начале 19 века, когда его работы стали образцом для художников-реалистов и импрессионистов. С тех пор Веласкес считается одним из самых влиятельных художников в европейской истории, и известные современные художники, в том числе Пабло Пикассо, Сальвадор Дали и Фрэнсис Бэкон, почтили его память, воссоздав несколько его знаменитых работ. Веласкес имел очень индивидуалистический стиль, который считается предшественником последующих стилей современного искусства. Шедевр Веласкеса, Менины , был описан известными художниками как олицетворение «богословия живописи» и «истинной философии искусства».

Шедевр: Менины (1656)

Менины

Другие известные произведения: —

Портрет Иннокентия X (1650 г.)

Рокби-Венера (1650)

Испанское барокко. Эль Греко и Веласкес

Будучи глубоко верующим человеком, художник Эль Греко (1541–1614, настоящее имя Доменико Теотокопули) часто обращался в своем творчестве к библейским мотивам. При этом он трактовал изображаемые события как нечто иллюзорное, воображаемое. Его картины: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие Святого Духа» и другие — отличаются особой, свойственной только этому художнику серо-перламутровой цветовой гаммой. Чтобы получить такой эффект, он так наносил основные краски на белый грунт, чтобы тот частично просвечивал на полотне.

Эль Греко «Святое семейство» (1585)

Внимание посетителей музеев всегда привлекают его картины, на которых фигуры персонажей вытянуты по вертикали, представлены в неожиданных ракурсах и «одеты» в беспокойные, словно пульсирующие цвета. Известнейшая картина Диего Веласкеса (1599–1660) — «Менины» («Фрейлины»)

На полотне художник представил себя пишущим портрет… Кого? То ли королевской четы — Филиппа II и его жены Марианны (которых мы не видим — только их смутное отражение в нарисованном зеркале). То ли их дочери — инфанты Маргариты: в окружении многочисленной свиты она кокетливо смотрит прямо на зрителя.

Веласкес «Менины» (1656)

Иллюзорность, игра, загадка — тоже характерные черты искусства барокко.

Нидерланды и Бельгия [ править ]

После выхода из-под власти Испании в преимущественно кальвинистских Соединенных провинциях Нидерландов родился один скульптор с международной репутацией; Хендрик де Кейзер (1565–1621). Он также был главным архитектором Амстердама и создателем крупных церквей и памятников. Его самое известное скульптурное произведение — гробница Вильгельма Безмолвного (1614–1622) в Новой церкви в Делфте . Гробница была вылеплена из мрамора, первоначально черного, но теперь белого цвета, с бронзовыми статуями, изображающими Вильгельма Безмолвного, Славу у его ног и четыре главных добродетели по углам. Поскольку церковь была кальвинистской, женские фигуры кардиналов добродетелей были полностью одеты с головы до ног.

Южные части Нидерландов, которые оставались в основном католическими, создали более сложный стиль барокко, близкий к римскому. Самым выдающимся скульптором был Артус Квеллин Старший , член семьи известных скульпторов и художников и сын другого скульптора, Эразма Квеллина . Он поселился в Антверпене в 1639 году. Он сблизился с Рубенсом , и его работы применили многие принципы композиций Рубенса к скульптуре.

Другим важным бельгийским скульптором эпохи барокко был Хендрик Франс Вербругген (1654–1724), который вырезал очень сложные скульптуры, полные библейских сцен, флоры и фауны, аллегорий и символов для церемониальных марионеток соборов и церквей в Брюсселе, Лувене, Антверпене, Мехелене, и другие города.

  • Гробница Вильгельма Сайлент по Хендрик де Кейзер (1614-1622), написанный Dirk Van Delen, Rijksmuseum (1624)

  • Антон де Грефф от Артуса Квеллина Старшего (1661), Рейксмузеум

  • Кафедра Брюссельского собора Хендрика Франса Вербрюггена (1695-1699)

  • Клеть из брюссельского собора , по Hendrik Frans Вербрюгген (1695-1699)

  • Кафедра в церкви Святых Петра и Павла, Мехелен , Хендрик Франс Вербрюгген

Слава мастера за пределами Рима

Впоследствии одаренному ваятелю стали заказывать мраморные портреты за пределами Италии – кардиналы, короли и члены их семейств. Он предпочитал работать с живой натуры, и ему охотно соглашались позировать кардинал Ришелье и король Британии Карл I, французский монарх Людовик XIV и Генриетта Мария Французская, хотя революция помешала воплотить ее образ.

 ·        Некоторые заказы не было осуществлены, другие утеряны. Во время пожара в Уайтхолле завершенный бюст короля Карла I в 1698 году был разбит, остались лишь эскизы и не очень удачные подделки.

 На выезде из Рима Бернини должен был работать для Лувра и королевской резиденции в 1665 году, получив приглашение от Людовика. Одаренный Джанлоренцо был хорошо принят при дворе, поработав там почти полгода. Ему оказывали почести, дали слугу и переводчика Поля де Шантелу, ставшего биографом на тот период. Но его заносчивость и чрезмерное превозношение итальянского искусства не понравилась придворным фаворитам и аристократии.
 Вероятно, из-за негативных настроений новый фасад Лувра по проекту итальянца комиссия отклонила, предпочитая своих мастеров.

 ·        Мастер утверждал, что смог победить мрамор, подобно воску, сделать его пластичным. Он говорил, что сумел скульптуру и живопись объединить до возможной грани. Судя по лучшим образцам, утверждение вполне справедливо. Точные штрихи резца по камню и манера шлифовки мрамора приближали изображенные им тела к подобию живой плоти.

Линия vs пятно

Художники Возрождения считали рисунок основой изображения, линию — «водительницей глаза». Зритель, рассматривая полотно, двигается взглядом по контурам предметов, как бы ощупывая их. Живописцы, чтобы усилить этот эффект, прорисовывали границы фигур, отделяя их от фона. При таком графическом способе изображения персонажи и предметы выглядят самоценными, замкнутыми в себе, неподвижными.

Глаз зрителя, вместо того чтобы двигаться по начертанным контурам, обращается в первую очередь к самым светлым и ярким участкам полотна, где и происходят основные «события» картины.

Благодаря этому возникает эффект жизнеподобия, реалистичности изображения. Ведь в естественных условиях человеческий глаз не видит предметы во всех деталях, как они есть, а выхватывает основное: самое яркое, самое освещенное, то, что движется или интересует нас в данный момент, — остальное мы домысливаем.

Замкнутая форма vs открытая форма

Замкнутость произведения искусства предполагает, что оно представляет собой единое целое, ограничено самим собою и само себя объясняет. Открытая форма, наоборот, противится ограничению, «выводит глаз за пределы картины», по выражению Вёльфлина.

Композиция эпохи Возрождения — гармоничная и уравновешенная, части сбалансированы относительно средней оси. Композиция барокко избегает строгого равновесия: справа расположено больше фигур, чем слева, или только одна часть полотна освещена.

Художникам XVII века классическая форма, основанная на геометрии, казалась скучной, придуманной, лишенной жизни. «Расшатывая» композицию, отказываясь от системы осей, они добивались напряжения и подвижности. Чтобы картина выглядела не как картина, а как мгновенный снимок действительности.

Стиль Барокко в скульптуре

Скульптура — род искусства, который пропитался Барокко особенно сильно. Например, итальянец Лоренцо Бернини творил именно в этом стиле, и многие его работы расскажут о барочном мышлении больше теоретиков. Весьма показательны и многогранны мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы», расположенная и сохранившаяся во всем своем праздничном великолепии в одной из римских церквей. Последняя из них создает ощущение, будто камень стал облаком, — настолько четко передана воздушность неба. Одеяние персонажей тоже наполнено каменным воздухом истинного гения

Театрально выпяченные чувства, подобно возвышенному стилю этого текста, акцентируют внимание на том иррациональном понимании действительности, которое отличало художников той эпохи

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: