Важность торжества в азербайджанских танцах
Красивый азербайджанский танец это целое искусство, шедевр своей нации. Как и у любых других народов, у этой народности танцы подразделяются на несколько видов:
- рождение ребенка;
- азербайджанские танцы на свадьбах;
- бытовые действия;
- военная тематика;
- танец добытчиков.
Каждое направление несет свой сакральный смысл, благословение на удачу, благополучие, победу.
Азербайджанский танец Лезгинка имеет древние корни, объединяет все народы Кавказа, единственно, что немного меняются движения. Свой путь взял с народности Лезги, что в переводе означало люди – орлы.
Яркий, быстрый, зажигающий всех вокруг танец, чем-то напоминающий орлиный полет.
Представляется на всех мероприятиях в независимости от причины, исполняется индивидуально либо парно. Смотрится очень эффектно и невероятно красочно.
Это своеобразное соревнование, в котором юноши проявляют ловкость и сноровку, а девы красоту, пластику и изящество.
Азербайджанский танец Ялла имеет несколько подвидов, но все они исполняются хороводными движениями большим количеством народа. Это яркая, жизненная, позитивная танцевальная композиция, все участники помимо того, что танцуют еще и исполняют песни под стать движениям. Активно исполняется на больших веселых, праздниках. Отражает мужественность и героизм.
Азербайджанские танцы видео отражают всю страсть, которые вкладывают исполнители в свой творческий номер. Смотрится это все невероятно эффектно.
У данного народа танцы подразделяются на мужские и женские, каждое направление имеет свои особенности и неповторимость движений.
Разделение по полу в азербайджанском танце
Что касается на разделения, на девичьи и юношеские танцы, то заключается оно в том, что мужественность, стойкость, сила и смекалка это мужские привилегии. А азербайджанский женский танец отражение женской души, ее нежности, гибкости, статности, женственности.
Главная разница во внешнем виде танцоров, а если говорить точнее национальный костюм. Испокон веков женщины этого народа носят длинные юбки в пол, которые полностью закрывают ноги
В связи с этим азербайджанские танцы девушек, строятся на движениях руками, плечами и шеей, все внимание зрителей сосредоточено именно на этой технике исполнения
А вот исполнение азербайджанского танца у мужчин дает больше простора для творчества, так как на них просторные рубахи, брюки и удобная обувь, весь номер строится на быстрых движениях ногами, мгновенной перестройкой из одной фигуры в другую.
- Башкирский танец
- Украинский танец
- Грузинские танцы
- Армянские танцы
- Еврейский танец
Говорит Афаг Меликова
Народный танец имеет четкие рамки, требующие сохранять чистоту и оригинальность фольклорных традиций, и выдающаяся танцовщица, народная артистка Азербайджана, кавалер ордена «Слава», художественный руководитель заслуженного коллектива Азербайджанского государственного ансамбля танца Афаг Меликова строго придерживается этой концепции, не допуская ни малейшего разрушения неповторимого национального колорита.
«Все кавказские танцы красивые, но я считаю, что самые красивые танцы — это наши, причем как мужские, так и женские», — считает Афаг ханум.
По словам нашей собеседницы, в 7 лет она поступила в хореографическое училище, ее педагогом была народная артистка Советского Союза Лейла Векилова. В то время в училище были очень сильные педагоги, такие, как народная артистка Советского Союза Гамар Алмаз-заде, Рафига Ахундова, Максуд Мамедов и многие другие известные люди, которые преподавали в классическом отделении Балетной школы.
«После окончания я не пожелала пойти в Театр Оперы и Балета, я видела себя в народном стиле. В 1963 году я пришла в Азербайджанскую Государственную Филармонию имени Муслима Магамаева, в ансамбль песни и танца. Таким образом, мои первые шаги делались в профессиональном коллективе. Алибаба Абдуллаев сразу меня выделил, стал делать под меня самые лучшие композиции, которые я успешно исполняла.
В 1975 году меня перевели в ансамбль танца в качестве солистки и педагога-репетира, спустя 5 лет я была назначена балетмейстером, а с 1983 года стала художественным руководителем Государственного ансамбля танца. Я уже сама начала ставить танцы, стараясь передать своим солистам нужные чувства, ведь без этого никак нельзя. Наша профессия такова, что необходимо танец прочувствовать, ощутить его внутри себя и затем передать эти чувства зрителю. Практически все танцы я исполняла с удовольствием. Неправильно, если тебе танец не нравится, а балетмейстер его ставит. Ты станцуешь, но в этом случае его сложнее будет прочувствовать, передать изюминку, вложенную в данный танец.
Начиная с 1983 года и по сей день мои постановки исполняются не только в нашей республике, но и за ее пределами, где зрители аплодируют стоя. Например, танец «Сары гялин» я поставила за 3 дня, когда нам нужно было уезжать на гастроли.
Танец для меня — это жизнь, — признается Афаг Меликова. — Я живу и дышу этим, и я счастлива, что практически во всех танцевальных коллективах страны есть мои ученики, которые добились определенных успехов в этом виде искусства. Я горжусь тем, что мои ученики, с которыми я работала, ставила много постановок, вкладывала в них свою душу, стали выдающимися солистами. Это народная артистка Азербайджана Тарана Мурадова, Руфат Халилзаде, заслуженная артистка Этери Джафарова, Хошбахт Мамедов, Эльчин Гадимов, Нигяр Рзаева, Джамиля Байрамова и многие другие. Сегодня они выступают на самых лучших сценах мира. Я горжусь тем, что смогла вложить в них все свои знания и мастерство, и считаю себя самым богатым человеком, потому что у меня есть столько учеников, мы все вместе трудимся и работаем на благо нашей страны».
Мужчины и женщины
Своим своеобразием азербайджанский женский танец, прежде всего, обязан костюму – юбка в пол обеспечивает плавный ход, а яркие рукава привлекают внимание к грации, с которой совершаются все движения тела. Большинство женских танцев региона отличаются неповторимой грацией – во многом движения напоминают повадки птиц
Некоторые из дошедших до наших дней, в том числе, не лишены юмора – например, хороводная гытгылыда – поочередный выход в середину круга то «девушки-невесты», то «ворчливой свекрови» или других персонажей. Это яркий образец так назваемой «песнипляски» без музыкального сопровождения. Дело в том, что в старом Азербайджане на женскую половину мужчины допускались нечасто и порой развлекали себя дочери, матери, сестры и жены под пение и хлопки.
Среди наиболее известных женских азербайджанских танцев – нелбеки, таранжи иннаби, вагзалы.
Яндекс. Картинки
В отличие от прекрасных дам, в мужских азербайджанских национальных танцах особенно важна техника движения ног. Танцовщик должен уметь с легкостью вставать на пальцы и быстро падать на колено, а также высоко подпрыгивать. Верхняя часть тела остается практически неподвижной. Для выполнения большинства элементов требуется серьезная физическая подготовка. Среди танцев, исполняемых представителями сильного пола выделяются ханчобаны, гайтаги и джанги.
Яндекс. Картинки
Историческая значимость азербайджанского танца
Азербайджанские танцы сочетают в себе вековые традиции, древние обычаи, мудрость поколений и очарование Кавказа.
Исторически подразделяются на исполнение одним человеком, дуэтом или большим коллективом.
Танцевальный коллектив внимательно прорабатывает всю систему движений, тщательно изучает сопутствующие мелодии, прежде чем выбрать ее на музыкальное сопровождение.
Азербайджанский ансамбль танца особое внимание уделяет национальному костюму, основываясь на событие, где будет представлен номер. Так как азербайджанский национальный танец отражает атмосферу праздника и несет в себе пожелания добра, любви, благополучия и света
И ко всему еще большое количество положительных эмоций
Важно правильно подобрать танец и исполнить его благородно, что бы ни задеть чувства людей
Всегда популярны
Среди азербайджанских народных танцев есть те, которые особенно любимы жителями и гостями страны. Многие из них популярны и сегодня.
«Узундара»
С азербайджанского это название переводится как «длинное ущелье», и возникло оно не случайно. Когда-то на свадьбах невеста должна была пройти по длинному ущелью, исполняя этот танец. Сегодня без него не обходится ни одно свадебное торжество. Танец является женским и имеет музыкальный размер 6/8. «Узундара» отличается неторопливостью и мелодичностью, в нем присутствуют движения, характерный своей плавностью. Танцуют в основном женщины, но не исключается и парное исполнение
Особое внимание уделено движениям рук – они должны быть грациозными, мягко переходящими одно в другое. Завершается «Узундара» скромным поклоном зрителям
Ялл
Это один из самых распространенных сельских азербайджанских танцев – веселый хоровод, исполняемый на открытом воздухе. Разновидностями яллы считаются кочари и галадангалая. Жизнерадостная пляска дополняется веселым пением. Танцоры держатся на плечи друг друга, совершают быстрые движения, поднимают и опускают руки. Ялла – мужественный и героический танец, однако он не чужд юмора и веселой пантомимы.
Наз элямя
Особенно эффектны танцы Азербайджана, исполняемые в паре. Один из них – наз элямя, что в переводе означает «не капризничай». Суть полностью отражает название, а его исполнение требует порывистости и некоей утонченности. Автором шедевра, ушедшего в народ, стал азербайджанский кеманчист и дирижер Гылман Баламед оглы Салахов, а особенно полюбилась наз элямя благодаря исполнению Амины Дильбази. Сегодня танец, передающий непростые отношения мужчины и женщины, с удовольствием исполняют на многих торжествах.
Тураджи
Женский танец относится к лирическим, исполняемым в медленном темпе, он назван в честь куропатки – турадж. В народной поэзии Азербайджана с этой птицей связано многое, в чем-то она напоминает белого лебедя из русского фольклора. Тураджи – это один из самых пластичных танцев Азербайджана, изображение вольной и беззаботной птицы.
С возникновением тураджи связана красивая легенда. При дворе хана Наджафлугу была танцовщица, покорившая монарха своим мастерством. Однажды в восхищении хан воскликнул, что она двигается как турадж – с тех пор танец, исполнявшийся красавицей, называется тураджи.
Терекеме
История терекеме связана с обрядами степных кочевников – сегодня он исполняется и женщинами, и мужчинами. Одним из главных инструментов, выбираемых для аккомпанемента является зурна. В разных регионах Азербайджана терекеме танцуется с местным колоритом, но суть у танца одна – исполнитель широко расправляет руки, высоко поднимает головы и движется вперед, совершая веселые яркие действия. Основа основ – это походка, вращение и, конечно, сюзме. Танцующие женщины демонстрируют легкую походку и машут раками, наподобие птицы. Терекеме призван создать у зрителей ощущение простора и свободы.
Иннаби
Иннаби исполняется молодыми замужними женщинами, а также девушками на вечеринках и праздниках. Это один из самых популярных сольных азербайджанских танцев, но порой исполняют его и парами. Началом становится момент, когда девушка якобы пытается завлечь в танец подругу, а так сопротивляется, но позже все же идет таневать. Движения иннаби плавные, спокойные. Чаще всего он танцуется под мелодию, исполняемую на народных инструментах, среди которых:
- тара;
- кеманчи;
- дафа.
Сегодня танец иннаби относят к бытовым – он любим и широко распространен на территории Азербайджана.
Лиричные и яркие, требующие особого мастерства, народные азербайджанские танцы являются настоящим сокровищем страны. Процесс их формирования занял несколько веков – профессионализм танцевальных ансамблей, существовавших при дворе правителя сливалось со старинными народными обрядами и традициями.
Яндекс. Картинки
Ссылки [ править ]
- ^ Азербайджан — часть Европы (2007-11-24). «Азербайджан — часть Европы» . Azeriyoungsters.blogspot.com . Проверено 16 декабря 2012 .
- ↑ Азербайджанский танец. Архивировано 29 мая 2009 года в Wayback Machine.
- ^ «Традиционный азербайджанский танец» . Bangkokcompanies.com. Архивировано из оригинала на 2013-01-06 . Проверено 16 декабря 2012 .
- ^ Национальные танцы
- ↑ Швейцарские девушки исполняют азербайджанские танцы. Архивировано 31 мая 2009 года в Wayback Machine.
Азербайджанский танец в Иране
vтеАзербайджанские танцы | |
---|---|
Древний | |
Современное |
|
vте Статьи Азербайджана | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
История |
|
|||||||||
География |
|
|||||||||
Политика |
|
|||||||||
Экономика |
|
|||||||||
Культура |
|
|||||||||
|