Танец возрождения

Известные средневековые танцы

Кэрол является, вероятно, наиболее часто упоминаемым в исторических документах средневековым танцем. Он достиг пика своей популярности в 12-м и 13-м веках в западной части Европы. Также кэрол является одним из основных примеров хоровода.Эстампи — еще один круговой танец , который пришел на смену кэролу после 13 века. Он представлял собой танец, в котором исполнители выстраивались по очереди то в 2 линии, то в круг. В эстампи вместо пения в качестве сопровождения к танцу использовались музыкальные инструменты.

Яичный танец был назван в честь пасхальных народных забав. Танцоры перемещались между яйцами, стараясь не повредить их. Этот вид праздничных плясок также очень часто осуществлялся во время фестивалей и больших праздников.Танец моррис был одним из самых значительных средневековых танцев. Он считается одним из самых старых и ведет свою родословную от времен правления короля Эдуарда III. Этот средневековый танец рассказывал о храбрости и доблести людях, подобных Робин Гуду.

Движения в средневековых танцах

В большинстве танцев в те времена использовались общие движения. К основным шагам можно отнести следующее: где танцор делал шаг вперед левой ногой, затем правая нога пристыковывалась носком к пятке левой. Шаг наг делался наоборот, начинаясь с правой ноги.Другими популярными движениями в средневековых танцах были бранли — двойные шаги с маленькими прыжками между ними, а также скользящие шаги в сторону. Кроме того, буквально повсеместно использовались реверансы.

Общая характеристика Ренессанса

Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.

Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.

Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.

Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.

Музыка и зрелищные искусства

Эпоха Возрождения в музыке характеризуется расширением технических возможностей передачи музыкальных идей, появлением новых музыкальных инструментов. Помимо известных с древнейших времен ударных, духовых и струнных инструментов, традиционно изготавливаемых из доступных в регионе материалов, появляются струнные смычковые инструменты. Например, виола:

В эпоху возрождения появились клавишные инструменты, такие как клавесин, чембало, клавикорд, верджинел. Таким образом, возможностей для передачи богатства мелодических звуков стало заметно больше.

Содержание музыкальных произведений стало более светским, что, впрочем, не означает отказа от дальнейшего развития церковной музыки. Так, именно в эпоху Возрождения появилась Римская школа в музыке. Под Римской школой принято понимать творчество композиторов второй половины 16 – первой половины 17 веков, работавших в Сикстинской капелле и писавших церковную многоголосую музыку, ориентируясь на каноны, принятые на Тридентском католическом соборе (собрании).

В светской музыке появляются новые жанры. Например, в Италии появился мадригал – произведение любовного лирического характера. Наиболее известными авторами мадригалов считаются Лука Маренцио (1553-1599) и один из основателей жанра Якоб Аркадельт (1507-1568).

Эпохе Возрождения мы обязаны и возникновением баллады, прочно занявшей свое место в музыкальной культуре, и удерживающей свою нишу в искусстве по сей день. Кроме того, возникло бесчисленное множество жанров, имевших локальное или региональное значение, однако сохранявших свое влияние на протяжении многих десятилетий той эпохи. Например, вильянсико в Испании, фроттола в Италии и многие другие.

В наследие от Ренессанса нам достались сборники музыкальных произведений для различных музыкальных инструментов. Так, лютнист и композитор Эммануэль Адрианссен (1554-1604) составил сборник произведений для лютни Pratum Musicum:

В эпоху Ренессанса продолжает развиваться танцевальное искусство. В этот период явно заметно разделение танцев на народные и придворные. Технические танцевальные приемы эпохи Ренессансы систематизированы в трудах Доменико из Пьяченцы (1390-1470), Антонио Корнацано (1430-1484), кстати, тоже родившегося в Пьяченце, и Гульельмо Эбрео (1420-1484). Их работы имели большое значение как для историков, пытавшихся воссоздать культурный облик эпохи, так и собственно для развития хореографии.

Как и прочие жанры искусства, в музыке имело место влияние маньеризма. К таковым относят поздние мадригалы Карло Джезуальдо (1560-1613) из-за их избыточной эмоциональности. При этом его вклад в развитие музыки был высоко оценен следующими поколениями композиторов, в частности, Стравинским в его «Диалогах» .

Вот такой путь прошло искусство Ренессанса. Заинтересовавшимся рекомендуем дополнительную литературу, книгу «Искусство итальянского Ренессанса. Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок» . А сейчас самое время пройти проверочный тест и перейти к следующему уроку.

Скульптура

Как вы помните из предыдущего урока, скульптура в период Средневековья в силу разных причин претерпела упадок. Там, где скульптурные традиции сохранились, они были в большей степени дополнением к архитектурной практике, нежели самостоятельным направлением в искусстве. Пионером в деле возрождения скульптурных традиций античности стала Италия.

Тут наблюдаются два тренда. С одной стороны, мастера стремятся воссоздать античные скульптурные традиции в плане соблюдения пропорций и придания статуям общего гармоничного вида. С другой, творцы эпохи Возрождения стремятся избавиться от избыточного монументализма скульптуры, который нередко наблюдался в более ранние периоды.

Скульптура раннего Ренессанса

В отличие от прочих жанров искусства, в скульптуре есть вполне однозначная дата, с которой начинается Ренессанс. Это 1401 год, когда прошел открытый конкурс на лучшее украшение для северных ворот баптистерия (здания, где совершали обряд крещения) во Флоренции. Конкурсным заданием было обыграть сюжет «Жертвоприношение Авраама» в рельефе, а победила работа молодого скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455):

В дальнейшем деление рельефа на пространства станет классикой жанра. В изготовлении статуй наблюдаются два тренда: подражание классике и стремление к реализму. В качестве материала используется как мрамор, так и бронза. Интересна статуя Георгия Победоносца в исполнении скульптора Никколо Донателло (1386-1466):

Как видим, здесь наблюдается явное сходство со скульптурами периода античности. Однако и Донателло, и другие скульпторы практикуют изображение людей в одежде, а не только обнаженной натуры, как в античные времена.

Скульптура высокого Ренессанса

В период расцвета Ренессанса мы наблюдаем все те же тенденции, что зародились в ранний период Возрождения. Однако техника исполнения достигла величайших высот. Из образцов скульптуры высокого Ренессанса достаточно вспомнить статую Давида работы Микеланджело (1475-1564):

Здесь мы видим лучшее воплощение античных традиций в скульптуре. Кроме того, здесь ясно прослеживается контрапост. Это прием, усиливающий визуальное впечатление от композиции путем умышленного контрастного противопоставления правой и левой части композиции.

Скульптура позднего Ренессанса

В отличие от архитектуры, в скульптуре позднего Ренессанса не наблюдалось упадка. Непревзойденный Микеланджело продолжал творить, подрастало новое поколение скульпторов, предопределивших портрет эпохи. Среди них стоит отметить Бенвенуто Челлини (1500-1571), получившего известность как скульптора, художника, ювелира и музыканта. Он в совершенстве освоил технику бронзового литья и делал много скульптур на заказ. Среди них наиболее известна скульптура «Персея», держащего в руках голову поверженной им Медузы Горгоны:

Некоторые исследователи все же считают «Персея» образцом маньеризма, однако внятно назвать, какие детали у этой композиции являются лишними, не берется никто.

Периодизация эпохи Возрождения

Из материала прошлого урока вы уже знаете, что эпоха раннего Возрождения примерно совпадает по времени с периодом позднего Средневековья, а хронологические границы Ренессанса условны и весьма усреднены, т.к. в разных странах культурно-исторические процессы имели свои черты и особенности и свой темп развития. В целом же периодизация Ренессанса выглядит следующим образом:

  • Раннее Возрождение – 15 век.
  • Высокое Возрождение – начало 16 века.
  • Позднее Возрождение – 20-е годы – конец 16 века.

Кроме того, историки часто в качестве самостоятельного периода выделяют Проторенессанс, включая туда вторую половину 13 века и 14 век полностью. Ввиду того, что этот период имел самостоятельное значение только в Италии, где и зародился Ренессанс, мы его не включаем в общую таблицу периодов, однако, безусловно, упомянем деятелей искусства того времени, когда будем изучать тренды в разных его сферах.

И еще одна ремарка: искусство Ренессанса имеет общие черты, свойственные каждому из периодов, а процесс развития отличается гармонией и высокой степенью преемственности на протяжении всей эпохи.

По этой причине будет удобнее рассматривать каждое направление в искусстве – архитектуру, скульптуру, живопись и т.д. – единым блоком, чтобы можно было нагляднее оценить как преемственность традиций, их большую или меньшую выраженность, так и некоторые отличия периодов. Чтобы было понятнее, о чем речь, мы начнем с общей характеристики эпохи Ренессанса.

Живопись

Как и в прочих жанрах искусства, в живописи наблюдается заимствование художественных приемов Античности. Даже в библейские сюжеты постепенно проникает тема красоты человеческого тела и совершенства его форм. Впрочем, это произошло не одномоментно.

Проторенессанс

Что касается темы живописи, здесь самое время вновь вспомнить о Проторенессансе и величайшем художнике этого периода Джотто ди Бондоне. Дело в том, что его наработки послужили источником вдохновения и были позаимствованы главными фигурами эпохи Возрождения в живописи: Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэлем (1483-1520). Эти наработки вряд ли сможет обнаружить глаз человека, не имеющего художественного образования, поэтому в этот раз мы сначала расскажем, а потом покажем.

Особенности творчества Джотто ди Бондоне:

  • Тщательная проработка деталей.
  • Тесная взаимосвязь деталей между собой.
  • Зависимость визуального восприятия деталей от освещения.
  • Ощущение чувства пространства на изображении.
  • Смещение оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя.
  • Активное использование светлых тонов для фресок.
  • Достижение визуальных эффектов за счет градации оттенков цвета.

Оценить воочию эти нюансы можно, посмотрев живописные работы Джотто ди Бондоне. Возьмем для примера «Полиптих Барончелли» – одну из его росписей в построенной им церкви Санта-Кроче:

Живопись раннего Ренессанса

В искусство живописи раннего Ренессанса огромный вклад внес уже упоминавшийся нами художник и архитектор Филиппо Брунеллески. Напомним, он открыл перспективу в архитектуре и живописи, что стало новым словом в этой области. Это хорошо заметно в работах художников данного периода. Например, в работе Сандро Ботичелли (1445-1510) «Мадонна Евхаристии»:

Живопись высокого Ренессанса

Расцвет Ренессанса предопределен творчеством таких великих художников, как Леонардо да Винчи (1452-1519), Микеланджело (1475-1564) и Рафаэль Санти (1483-1520).

«Сикстинская мадонна» Рафаэля является одной из самых узнаваемых работ в истории живописи. Кроме того, он прославился как мастер портретной и алтарной живописи, мастер многофигурной композиции, гравировщик и стихотворец. Рафаэль Санти часто сопровождал сонетами свои рисунки. Так, один из рисунков сопровождался прекрасными строками:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой…

О литературе Ренессанса мы поговорим позже, а сейчас предлагаем оценить пример многофигурной композиции в работе Рафаэля «Афинская школа»:

Наиболее известной картиной Леонардо да Винчи является, безусловно, «Мона Лиза», она же «Джоконда». Все, кто видел картину, заметили, что Джоконда как бы «следит» взглядом за зрителем. Это как раз пример смещения оптической перспективы с возможностью перенаправить взгляд на зрителя. В творчестве Леонардо да Винчи были тесно связаны наука и искусство. Так, он предметно изучал анатомию и делал множество рисунков, точно передающих анатомические особенности человеческого тела. Примером может служить работа Леонардо да Винчи «Витрувианский человек»:

Микеланджело прославился своей росписью Сикстинской капеллы. Единственная законченная картина его авторства, дошедшая до нашего времени, это «Мадонна Дони»:

Живопись позднего Ренессанса

В живописи в эпоху позднего Ренессанса явно заметны черты маньеризма: изогнутость фигур, неестественность положений, нарушенные пропорции. Классикой жанра считается картина Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»:

Мы охватили лишь малую часть шедевров эпохи Возрождения. Тут, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать, поэтому рекомендуем вам книгу «Живопись эпохи Возрождения» . Кроме того, весьма интересно исследование «Вокруг Леонардо да Винчи: модернизм, террор, грезы и метаистория» . А мы переходим к литературному наследию Ренессанса.

Литература

Литература эпохи Возрождения насквозь пронизана идеями гуманизма, воспевает красоту и достоинство человека, утверждая человеческую личность как высшую ценность. В противовес церковным догматам, щедро популяризируемым литературными средствами в Средневековье, литература Ренессанса воспевает идею раскрепощения человека.

Именно человек в литературе Ренессанса выступает творцом своего счастья, а вовсе не какое-то предопределение свыше, и это принципиальное отличие светской литературы от религиозной. Это был весьма радикальный по тем временам подход к жизни и искусству. Считается, что предвестником появления новой литературы стали творения Данте Алигьери, написанные еще в начале 14 века.

Проторенессанс

В какой-то степени «переходной» можно считать литературу Проторенессанса. В частности, Франческо Петрарка (1304-1374) в своих произведениях старался балансировать между светской направленностью своего творчества и церковной доктриной. Это особенно заметно в его трактатах «О презрении к миру», «Об истинной мудрости» и других. А вот сонеты Петрарки, благодаря которым он и прославился, носят уже исключительно светский характер .

Литература раннего Ренессанса

В полной мере гуманистической можно считать литературу раннего Ренессанса. Деятели этой эпохи воплотили все идеи гуманизма в своих произведениях. Так, «Декамерон» Джованни Бокаччо стилистически исполнен в соответствии с традициями античной литературы, а роль творца мира в этом произведении отводится человеку, а не Богу.

Литература высокого и позднего Ренессанса

Расцвет Ренессанса в литературе предопределен творчеством целой плеяды талантливых авторов из самых разных стран. Это английский поэт и драматург Уильям Шекспир (1564-1616), создавший такие поистине бессмертные произведения, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Король Лир» и другие.

Это романтичный Мигель Сервантес (1547-1616), испанский писатель, известный нам по своему задушевному роману «Дон Кихот» и новеллам «Театр чудес», «Лабиринт любви» и прочим. Это французский писатель, мастер утонченной сатиры Франсуа Рабле (1494-1553), известный по произведению «Гаргантюа и Пантагрюэль».

А еще это английский писатель Томас Мор (1478-1535) и его «Утопия», итальянский писатель и политический деятель Никколо Макиавелли (1469-1527) и его «Государь». Это талантливейший нидерландский сатирик Эразм Роттердамский (1456-1536) и его величайшая «Похвала глупости». И это далеко не весь список литераторов эпохи Возрождения.

В связи с вышесказанным у многих может возникнуть вопрос: а был ли упадок, свойственный эпохе позднего Ренессанса, в литературе? Ответим кратко: маньеризм не пощадил никого.

Маньеризм в литературе

Справедливости ради стоит сказать, что образцы маньеризма в литературе просто померкли на фоне блестящих успехов по-настоящему талантливых литераторов той эпохи. С другой стороны, любое творчество имеет право на жизнь, и маньеризм вовсе не всегда синоним слова «плохо».

Лучше, если вы сами познакомитесь с образцами литературы, которые относят к маньеризму, и составите собственное впечатление. Так, к примерам маньеризма традиционно относят роман «Эвфуэс» английского писателя Джона Лили (1553-1606), поэму «Освобожденный Иерусалим» итальянского поэта Тассо Торквато (1544-1595), сонеты португальского поэта Луиша де Камоэнса (1524-1580).

Обратите внимание, что применительно к литературе отнесение к тому или иному периоду происходит не столько на основе формальной периодизации истории искусств, сколько на основе литературоведческого анализа произведений и выделения признаков, свойственных тому или иному стилю и направлению

Тарантелла

По одной из версий название танца происходит от названия итальянского города Таранто. Согласно другой легенде, тарантелла была способом излечиться от безумия, вызванного укусом тарантула – «тарантизма». Быстрый темп, скачки танца якобы помогали разгонять кровь и противодействовать яду паука. В XVI веке по улицам гуляли специальные оркестры, под музыку которых народ часами танцевал тарантеллу. Пары или отдельные танцоры образуют круг во время танца, двигаясь по часовой стрелке, потом неожиданно меняя направление.

Музыка для танца игралась на гитарах, флейтах, ударных или клавишных инструментах, часто сопровождаясь пеним и тамбуринами или кастаньетами в руках танцоров. В средневековье церковь сочла танец воплощением женской похоти и запретила его. Но уже во времена кардинала Барберини танец вновь был разрешен и стал исполняться при дворе. В наше время тарантеллу иногда танцуют на итальянских свадьбах и на Notte della Taranta – фестивале проходящем в Мелпигнано.

Балет

Балет (Balletto) зародился именно в Италии в эпоху Ренессанса, хотя приобрел популярность во Франции. Само название происходит от итальянского глагола ballare — «танцевать».Изначально балет был танцевальной частью итальянской оперы. Французы, покоренные мастерством итальянских балетмейстеров, приглашали их к своему двору, в результате чего с XVII века именно Франция стала центром балетного мастерства.

Начало эпохе балета дал «Комедийный балет королевы», поставленный при французском дворе итальянцем Бальтазарини де Бельджозо (Baldassare de Belgiojoso) в октябре 1581 года. Первые балеты были основаны на придворных танцах, но со второй половины XVII века зарождались новые жанры, как комедия-балет. В самостоятельный танцевальный жанр балет превратился во второй половине XVIII века уже во Франции.

Танцевальные регионы

Франция – страна со множеством регионов. Почти в каждом из них есть своя танцевальная история. Если сравнивать народные танцы разных районов, иногда даже сложно поверить, что все они появились в пределах одного государства.

  • в центральной Франции родились благородные парные стили: вальс, мазурка, буррэ;
  • для региона Бретань характерны хороводные виды: рондо, гавот, ан дро; 
  • Страна Басков отличается более смелым, “диким” исполнением. Здесь появились саутс и фанданго;
  • альпийские районы ассоциируются с танцевальным искусством Англии;
  • в Эльзас, граничащий с Германией, проникли немецкие контрдансы и цвифахеры.

История французского танца

Народное исполнение

Говоря об истории танцевального искусства любой страны, истоки нужно искать в народном танце. Горожане и деревенские жители французского государства исполняли бранли (пер. с фр. branlie – “покачивание”). На уличных праздниках люди водили хороводы с покачиваниями, сложными подпрыгиваниями, в которых танцоры выражали свою радость по поводу праздника.

Старинный французский танец

Антуан Ватто “Деревенский танец”

Позднее стал появляться дворцовый этикет, и диковатые деревенские движения никак не сочетались с придворной культурой. В XV веке появились трактаты, в которых систематизировались движения. Прыжки заменились на скромные па, музыка стала медленнее. Придворный и деревенский стили кардинально различались.

Спустя век в моду вошли праздничные танцевальные шествия, которые сопровождались салютами

Придворные танцмейстеры также стали больше обращать внимание на технику, манере исполнения, стиле. Танцор обязан был следить за осанкой, в церемониал включили поклоны и реверансы – символы благородства

Отсюда зародились основы балета.

Позднее в дворцовый стиль проникли скользящие шаги и подскоки. 

Король Людовик XIV (1638-1715) основал Королевскую академию танца, что дало толчок к появлению и развитию новых танцевальных техник. К началу XVIII века во Франции стали популярны балы.

Демократичный народный танец

К XIX веку возвращается мода на естественные движения. Популярность приобретают быстрая мазурка, котильон, полонез, кадриль.

В оперетте зарождается взрывной канкан, разрушающий все стереотипы. Вульгарную форму этот он приобрел на сценах кафе и ресторанов. 

В начале XX века, как и в большинстве европейских стран, во Франции появляется модерн, который отказывался от балетных традиций. Цель новой волны – дать танцору показать свою индивидуальность. 

Современный французский танец

Hype, как альтернатива r’n’b, появился из культуры эмигрантов Северной Африки, Марокко и других стран. 

Сейчас во Франции популярны танцевальные перфомансы и концептуальные постановки без систематических движений. Они дают свободу самовыражению, раскрывают танцора и дарят зрителям новые зрелищные спектакли.

Словарь французского танца:

Бранль

Старинный народный французский танец, который появился в XIII веке и был популярен в XV-XVI веках. Исполнялся в хороводе и часто сопровождался песнями. Движения быстрые. 

Бурре

Народный танец XV—XVI вв., который не относят к определенному региону. Быстро перекочевал в салонные и дворцовые номера, но к концу XVIII века был забыт. В классическом балете есть термин “бурре”, обозначающий мелкие шаги.

Вертиго 

Современный стиль, появившийся в 2007 году. В основе лежат классические движения, которые исполняются под быстрый темп – от 140 ударов в минуту.

Вольта

Благородный быстрый танец эпохи Возрождения. Для исполнения характерны элементы поддержки, когда партнер вертит в воздухе партнершу.

Гавот

Изначально народный танец-цепочка, появившийся в регионе Бретань. В XVII веке был видоизменен и внесен в список придворных номеров ряда европейских стран.

Кадриль

Народный живой парный танец, разновидность контрданса. Появился в XVIII веке, и также быстро нашел место в салонных списках. Известен как номер для двух и четырех пар. 

Канкан

Потомок кадрили, появившийся в 20-30-х годах XIX века. Известен широкими махами ногами и шпагатами. Канкан родился во Франции, но на родине не получил одобрения. Большее распространение получил в других европейских странах.

Котильон

Заключительный танцевальный номер бала. Включал движения вальса, польки и мазурки. Кавалер-кондуктор, ведущий котильона, громко называл фигуры танцующим и давал сигналы оркестру.

Менуэт

Грациозный танец, который родился в Бретани как народный. С XVII века стал бальным. Характерны движения на полупальцах.

Паспье

Разновидность менуэта, в более быстром темпе. Родиной паспье считается Нормандия. в народном варианте сопровождается игрой на волынках или хоровым пением.

Ригодон

Крестьянский номер из Прованса, в XVII веке вошедший в бальные номера. Веселый и жизнерадостный с  бодрыми движениями.

Саботьер

Народный танец, исполняющийся в деревянных сабо. Из-за тяжелой обуви движения небыстрые, но ритмичные. Музыку поддерживают характерные удары сабо. 

Хардстайл

Один из самых сложных современных стилей, разновидность тектоника. Характерны ломаные движения, широкий размах руками, прыжки. Исполняется под быструю музыку – в темпе от 150 ударов в минуту.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: