Монтеверди
Монтеверди родился на севере Италии — в Кремоне. Последние десятилетия жизни он работал капельмейстером в самом главном, кафедральном соборе Венеции — Соборе святого Марка (Сан-Марко — сейчас наследие ЮНЕСКО). Монтеверди работал и воспитывал сыновей (жена умерла в молодости). Один из сыновей погиб во время эпидемии чумы, второй за чтение запрещенных книг попал в руки инквизиции (отцу удалось добиться его освобождения).
В Венеции же Монтеверди был рукоположен в священники. А после того как стал священником, написал свои «самые светские» оперы.
Напомню, что опера стала едва ли не первым светским монументальным (то есть не небольшая песня, а крупное произведение) жанром, не связанным с церковью. Но это не значит, что опера взяла и «потеряла дорогу к храму», просто она начала искать новые темы и новые «смыслы». И так же, как и значительная часть живописи того времени, опера обратилась снова к Древней Греции и Древнему Риму — к идеям и сюжетам. Античность была европейским «нашим всё» эпохи барокко.
Неизвестный художник, «Клаудио Монтеверди», ок. 1597 г.Фото: ru.wikipedia.org
Опера «Орфей» Монтеверди — на известный всем сюжет. Вообще, только на тему об Орфее было написано около 50 опер! А также балеты (ХХ век — Стравинский), мелодрама (русский композитор, один из первых профессионалов — Евстигней Фомин, XVIII век). А есть даже рок-опера, это первая советская рок-опера вообще («Орфей и Эвридика» А. Журбина, 1975 год). Такой востребованный тысячелетиями сюжет. О музыканте, кстати.
Еще одна опера Монтеверди, которая до сих пор на сцене — «Коронация Поппеи». Здесь довольно необычен сюжет — он исторический (на основе работ Тацита, Светония и других авторов) и страшный.
Поппея — любовница императора Нерона. Нерон женат, она замужем. Поппея убеждает Нерона в том, что нужно избавиться от знаменитого философа Сенеки — он друг жены Нерона. Сенека подчиняется императору и кончает жизнь самоубийством. Жена Нерона уговаривает мужа Поппеи убить свою жену, но замысел раскрыт. Нерон разводится и женится на Поппее.
Поппея Сабина
На этом опера кончается, хотя настоящая история продолжилась: Нерон ударил беременную Поппею в живот, она умерла. Скоро и Нерон покончил с собой, а затем умерли и все оставшиеся действующие лица. Такая подлинная история времен начала заката Римской империи. Часть этой истории стала сюжетом оперы Монтеверди.
Но так получается, что здесь тот редчайший случай, когда по сюжету добродетель вовсе не торжествует и порок не наказан. Получается (с первого взгляда), что победили алчность, прелюбодеяние, подлость. Это совершенно не характерно для искусства того времени. Впрочем, и сейчас лучше всего воспринимаются фильмы с хэппи-эндом, в которых злодей побежден положительным героем — это остается неким «стандартом». А тут — и вовсе XVII век.
В данном сюжете даже добродетель-то сыскать трудно. Возможно, Монтеверди почувствовал настоящую, не придуманную драматургию в этом столкновении низких и высоких побуждений (например, комедийные любовные сценки и стоическая смерть философа Сенеки). А это уже — правда жизни.
Лука Джордано, «Смерть Сенеки», 1685 г.Фото: ru.wikipedia.org
Две оперы Монтеверди в ХХ веке неожиданно вернулись на сцену, через три столетия. Странным образом эта музыка оказалась вновь востребована, как и вся музыка барокко.
Возвращаясь к Монтеверди, нельзя не сказать, что в 2007 году был снят художественный фильм под названием «Весь Монтеверди» (английский фильм — The Full Monteverdi), целиком основанный на музыке итальянского композитора.
У нас эпоха барокко еще «продолжается». Об Алессандро и Доменико Скарлатти есть отдельная статья. Останемся пока в Венеции и упомянем братьев Марчелло.
Аллегри
Нас интересует самый знаменитый Аллегри — Грегорио, тот, что в Риме. Творчество Грегорио Аллегри находится на стыке эпох — Возрождения и барокко, есть черты того и другого стиля. Само слово барокко — от португальского слова perola barroca — «жемчужина неправильной формы», или жемчужина с пороком. Барокко — нечто вычурное, причудливое, даже порочное — сейчас такой перевод воспринимается забавно.
Эта музыка считается шедевром духовной музыки своего времени. Ко всему прочему, у этой музыки есть своя история, своя жизнь, своя тайна и легенда.
Дело в том, что Ватикан запретил копирование «Мизерере» под страхом отлучения от церкви, таким образом, «засекретив» музыку. История гласит, что через много лет Ватикан посетил 14-летний Моцарт — во время поездки с отцом в Италию. Он услышал «Мизерере» Аллегри, со слуха его полностью запомнил и в этот же день записал ноты по памяти. Скоро ноты были изданы. Наказания Моцарту не последовало. Вот такая удивительная и таинственная история.
Miserere Аллегри исполняется сейчас в Европе очень часто, и это исполнение уже может быть не связано с конкретной церковной службой. Это — очень частое явление в истории музыки.
Центральная Италия [ править ]
Рим править
Период архитектуры барокко начался с итальянского периода базилики со скрещенными куполом и нефом . Одной из первых римских построек, нарушивших маньеристские условности (примером которой является церковь Джезу ), была церковь Святой Сусанны , спроектированная Карло Мадерно в 1596 году. Динамичная организация колонн и пилястр , центральная масса и выступ и уплотненный центральный декор добавляют конструкции сложности. Большинство построек в стиле барокко имеют купола . Возникает игривость с правилами классического дизайна, но при этом сохраняется строгость.
Тот же упор на пластичность, непрерывность и драматические эффекты очевиден в работах Пьетро да Кортона , проиллюстрированных Санти Лука и Мартина (1635) и Санта Мария делла Паче (1656). Санта-Мария-делла-Паче с вогнутыми крыльями, имитирующими театральную декорацию, заполняет крошечную площадь перед ней. Другие римские ансамбли того периода также проникнуты театральностью, доминируя в окружающем городском пейзаже как своего рода театральная среда.
Вероятно, самым известным примером такого подхода является трапециевидная площадь Святого Петра , которую хвалят как шедевр архитектуры барокко . Площадь разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в беспрецедентном колоссальном масштабе, чтобы соответствовать пространству и вызывать трепет. Самым любимым дизайном Бернини была полихромная овальная церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале (1658 г.), которая с ее высоким алтарем и парящим куполом представляет собой концентрированный образец новой архитектуры. Его представление о таунхаусе в стиле барокко воплощено в Палаццо Барберини (1629 г.) и Палаццо Киджи-Одескальки (1664 г.), оба в Риме.
Сант’Иво алла СапиенцаФранческо Борромини
Главным соперником Бернини в папской столице был Франческо Борромини , чей дизайн еще более резко отклоняется от обычных композиций античного мира и эпохи Возрождения . Признанный последующими поколениями революционером в архитектуре, Борромини осудил антропоморфный подход 16 века, решив основывать свои проекты на сложных геометрических фигурах (модулях). Архитектурное пространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается при необходимости, показывая некоторую близость к позднему стилю Микеланджело . Его культовый шедевр — церковь Сан-Карло-алле-Кватро-Фонтане , отличающаяся рифленым овальным планом и сложными выпукло-вогнутыми ритмами. Более поздняя работа, Sant’Ivo alla Sapienza, демонстрирует ту же антипатию к плоской поверхности и игривую изобретательность, воплощенными в куполе фонаря со штопором.
После смерти Бернини в 1680 году Карло Фонтана стал самым влиятельным архитектором, работающим в Риме. Примером его раннего стиля является слегка вогнутый фасад Сан-Марчелло-аль-Корсо . Академический подход Фонтаны, хотя и лишен ослепительной изобретательности его римских предшественников, оказал существенное влияние на архитектуру барокко как через его плодотворные произведения, так и через ряд архитекторов, которых он обучал и которые распространяли идиомы барокко по всей Европе 18-го века.
В 18 веке столица архитектурного мира Европы была перенесена из Рима в Париж . Итальянское рококо , процветавшее в Риме с 1720-х годов, находилось под сильным влиянием идей Борромини. Самые талантливые архитекторы, работавшие в Риме — Франческо де Санктис ( Испанская лестница , 1723 г.) и Филиппо Рагуццини ( Пьяцца Сант’Игнацио , 1727 г.) — не имели большого влияния за пределами своей родной страны, как и многие представители сицилийского барокко , включая Джованни Баттиста Ваккарини. , Андреа Пальма и Джузеппе Венанцио Марвуглиа .
Южная Италия [ править ]
Неаполь править
Барочный дворец в Казерте в Казерте , недалеко от Неаполя.
Последний этап архитектуры барокко в Италии на примере Луиджи Vanvitelli «s Казерта дворца , по общему мнению крупнейшего здание , построенное в Европе в 18 — м веке. Благодаря современным французским и испанским моделям, дворец искусно связан с ландшафтом
В Неаполе и Казерте Ванвителли практиковал трезвый академический стиль классицизма с равным вниманием к эстетике и инженерии, стиль, который позволил бы легко перейти к неоклассицизму .
Сицилия править
Кафедральный собор Сан-Джорджо в стиле барокко в Рагузе, Италия , на острове Сицилия.
Сицилийское барокко — отличительная форма архитектуры барокко, которая распространилась на острове Сицилия у южного побережья Италии в семнадцатом и восемнадцатом веках. Этот стиль узнаваем не только по типичным изгибам и изгибам барокко, но и по ухмыляющимся маскам и путти, а также по особой яркости, которая придала Сицилии уникальную архитектурную идентичность.
Стиль сицилийского барокко проявился во время масштабной перестройки после сильного землетрясения в 1693 году . Раньше стиль барокко использовался на острове в наивной и узкой манере, он произошел от гибридной местной архитектуры, а не от великих архитекторов Рима в стиле барокко. После землетрясения местные архитекторы, многие из которых прошли обучение в Риме, получили множество возможностей воссоздать более сложную архитектуру в стиле барокко, которая стала популярной в материковой Италии; работы местных архитекторов — и новый жанр архитектурной гравюрычто они были первопроходцами — вдохновили больше местных архитекторов последовать их примеру. Около 1730 года сицилийские архитекторы уверенно использовали стиль барокко. Их особая интерпретация привела к дальнейшей эволюции к индивидуализированной и узко локализованной форме искусства на острове. С 1780-х годов этот стиль постепенно заменяется модным неоклассицизмом .
Очень декоративный период сицилийского барокко длился всего пятьдесят лет и идеально отражал социальный порядок острова в то время, когда он, номинально управляемый Испанией, фактически управлялся богатой и часто экстравагантной аристократией , которая контролировала преимущественно сельскохозяйственную экономику. Архитектура в стиле барокко придает острову архитектурный облик, который сохранился до 21 века.