Доверяюсь ощущениям и настроению
— Как рисовать на холсте, понятно. А на фасаде? Может, используете какой-то особенный инструмент? И любому ли художнику под силу освоить эту технику?
— Разница, конечно, есть. Она в поверхности, на которую предстоит нанести изображение, в используемых материалах и размерах: масштаб гораздо больше! Сначала я рисую на компьютере эскиз, затем переношу его на стену. Работаю в разных техниках и разными инструментами (валик, кисточка, баллон). Люблю наносить контур кисточкой и валиком, а потом заполнять его краской из баллона. Надеюсь только на своё чутьё и опыт художника. В целом на одну работу уходит около недели. Если ты художник, думаю, рисунки на холсте и на стене не будут сильно для тебя отличаться. Тут дело в навыке и опыте. Конечно, с первого раза у вас ничего не получится, но постепенно, из раза в раз, от рисунка к рисунку будете учиться, и у вас будет получаться лучше и лучше.
— А что любите рисовать вы?
— Мне больше по душе абстрактные рисунки. Я выхожу на улицу, ищу «заброшки» и начинаю творить. Когда рисую, ни о чём не думаю, эскизов не делаю: целиком доверяюсь ощущениям и настроению.
Фото: Из личного архива/ Данила Апанасов
— Что посоветуете молодёжи, которая захочет взять с вас пример? С чего начать? Дорогое ли это занятие?
— Доставайте всё, чем можно рисовать, и рисуйте: баллончик, краску, кисточки… В стрит-арте нет канонов, границ, норм, секретных знаний, которые нужно получить.
Статья по теме
Искусство улиц. Зачем объединять художников всего мира?
— О чём мечтаете?
— Хочу украсить фасады кемеровских домов своими абстрактными рисунками, которые притягивали бы взгляд горожан и гостей города. Мечтаю, чтобы в Кемерове открылась галерея современного искусства. Хотелось бы, чтобы чаще проводились фестивали уличного искусства, где собирались бы художники, обменивались опытом и просто общались.
Видят все!
Инна Сергеева, «АиФ в Кузбассе»: Данила, когда и почему начали рисовать на стенах? С какой целью это делаете?
Данила Апанасов: Любил рисовать с детства, особенно нравились портреты. Мне было интересно, как человеческое лицо можно перенести на лист. Помню, любил срисовывать людей с фотографий, позже стал придумывать что-то своё. Первое граффити нарисовал ещё будучи школьником: раскрасил ближайший забор. Это были просто буквы. Что подтолкнуло? Просто однажды увидел на улице рисующих граффитистов. В те годы это было что-то! Впечатлили рисунки, техника, необычность. Мне тоже захотелось. Граффити на стенах — это неординарно, красиво и видят все. Начал рисовать на заброшенных зданиях, фасадах разных строений, на стенах в интерьерах. От букв перешёл к портретам, рисовал разных персонажей, сюжетные и абстрактные картины. А потом стал на этом зарабатывать. Помню свой первый заказ — нужно было сделать рисунок в частном интерьере. Я тогда получил за него 2 тыс. руб.!
— Интересно ли такое направление кемеровчанам? Много ли у вас заказчиков? Что и где рисуете?
— Это очень востребовано! Сейчас организации и компании хотят привлечь к себе внимание красивыми рисунками на фасадах, в интерьере, тем самым выделиться. Мои заказчики самые разные: от частных лиц до магазинов, столовых, ресторанов и администрации города
Рисую абсолютно всё, что просят. Работал даже над росписью храма в селе Сухово Кемеровского района. На фасадах домов Кемерова и Киселёвска нарисовал 15 портретов Героев Великой Отечественной войны: Веры Волошиной, Юрия Двужильного, Сергея Тюленина.
Фото: Из личного архива/ Семён Шипилов
— Чем отличается коммерция и творчество?
— Творчество — это свобода, перед тобой не стоит никаких задач, рисуешь то, что нравится и хочешь. Мне, как художнику, ближе абстрактные картины, в то время как заказчик чётко ставит цель, и ты должен её выполнить, даже если это идёт вразрез с твоим творческим видением. Поэтому бывает и недопонимание. Заказчики видят в художнике ремесленника, и в этом проблема.
«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем
Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты).
Фото: Jonas K. / flickr.com
«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.
Художник без лица
Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.
Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова
Улица Дзамбони, Болонья
Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.
Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити.
Фото: / it.wikipedia
Фото: Sailko / commons.wikimedia.org
Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно.
Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.
Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы.
НОВОСТИ
-
MBFW SS 2021: галактический ремикс в коллекции N.LEGENDA
-
MBFW SS 2021: приглушенные тона и свободный крой в коллекции Marfa Fedorova
-
MBFW SS 2021: авангардный показ от SVARKA
-
MBFW SS 2021: взрыв красок в новой коллекции JULIA DALAKIAN
-
MERCEDES-BENZ FASHION WEEK RUSSIA 2020: ВОЗВРАЩЕНИЕ В НОВОМ ФОРМАТЕ
-
Рэпер Jay-Z откроет новую школу музыки и спорта в Бруклине
-
Дональд Трамп запретил TikTok в США
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустили клип на песню WAP
-
Cardi B и Megan Thee Stallion выпустят совместный трек WAP
-
Netflix выкупает права на показ фильма «Женщина в окне» с Эми Адамс
-
Бывший руководитель киностудии Universal Том Поллок скончался в возрасте 77 лет
-
Microsoft продолжают переговоры о покупке сервиса TikTok
-
Прослушивания в шоу American Idol пройдут в онлайн-формате
-
Умер режиссер «Полуночного экспресса» Алан Паркер
-
Пост Мадонны в Instagram удалили после публикации фейкового контента о COVID-19
-
Пользователей TikTok ждёт онлайн-концерт The Weeknd
-
Креативный директор по обуви Calvin Klein Ульрих Гримм покидает компанию
-
Мэттью Макконахи выпустит мемуары «Зеленые огни»
-
Билли Айлиш выпустила новый сингл «My Future»
-
Лука Гуаданьино представит фильм о Сальваторе Феррагамо на Венецианском фестивале
Что нужно для граффити?
Новички не всегда знают, что нужно для граффити. Для начала не стоит закупать дорогие лакокрасочные материалы. Достаточно бюджетных аэрозолей, которые продаётся в частных или сетевых бытовых, строительных магазинах. Для выполнения граффити на бумаге понадобятся специальные маркеры и трафареты для приготовления эскиза.
Художники, которые творят на уличных стенах или других больших поверхностях, имеют огромный арсенал материала. Прежде всего, обширную палитру цветов, контурных маркеров и красок, которые застывают, едва коснувшись полотна. Это позволяет сделать работу графичной, с чёткими линиями и контурами. Их работы служат неким Яндекс SEO продвижением и визитной карточкой.
Начинающие мастера работают в одном, максимум двух цветах. Рисуя надписи, порой, не на качество, а на скорость. Есть целый вид в этом арт-искусстве. Называется бомбинг. Когда авторы работ выбирают запрещённое место, например, общественный транспорт, и соревнуются, кто быстрее сделает свой тег. Нет задачи, сделать рисунок красивым или даже понятным. Поэтому, большинство таких работ небрежные и непонятные.
Фестивали и собрания [ править ]
Хотя исторически граффити никогда не приветствовалось в России полностью, поскольку художники-граффити часто были частью российского андеграундного движения, современные тенденции сделали эту практику более распространенной и приемлемой. Московский фестиваль граффити «Энергия мечты» «побуждает российских художников-граффити выйти и дать волю своему творчеству, раскрашивая серые стены вездесущих московских электростанций». В граффити-шоу «Грамматика», проходившем в России с 12 по 18 марта 2012 года, были представлены работы двенадцати русских граффитистов: Биокс, Пейдж 2, Камин, Рамзе, Оксэйк, Йокер, Уран, Рокс, Кесит, Кост, Вика. , и Гнутов. «Подпиши свой стиль», основанный берлинским граффитистом Акимом, — фестиваль граффити, который проходит в Москве 7 мая.и 13 мая в Санкт-Петербурге, Россия. В предварительном видеоролике Петро, судья конкурсной части фестиваля, показывает, как он ожидает от участвующих писателей «просто уйти и проявить творческий подход», создавая футуристические контуры фристайла, создавая однострочники вслепую и подбрасывает алфавиты ручного стиля. Цель этого российского фестиваля — раскрыть оригинальность и неповторимость стиля русского граффити. Фестиваль прошел при полной поддержке российской компании по производству аэрозольных красок Rush. Главный фестиваль граффити в России — Стенография в Екатеринбурге. Также много работ можно найти в Санкт-Петербургском музее стрит-арта.
Граффити – «нацарапанное» изображение
Прежде чем перейти к обсуждению феномена граффити, мы должны разобраться в его истоках. Откуда взялось это явление, и как оно стало превращаться в самобытный вид искусства?
В переводе с итальянского языка «граффити» — «нацарапанный». Это значит, что любое изображение или надпись, которую оставляют на поверхности, мы можем смело относить к граффити. Конечно, граффитчики явно не согласятся с тем, что они «нацарапывают» свои работы. Для них «граффити» — искусство со своей историей, особенностями и направлениями. Кстати, древние наскальные рисунки тоже являются неотъемлемой частью этого направления, поэтому история граффити, по сути, начинается еще на заре истории человечества. Привычку нацарапывания изображений и неприличных слов на стенах люди сохранили и с развитием цивилизации, правда, изображения постепенно уступили место надписям. Так, долгое время граффити оставалось в рамках нацарапанных изречений, вроде «Петя был здесь» в различных вариациях, которые воспринимались как вандализм. Хотя доподлинно известно, что надпись «рок» на стенах Собора Парижской Богоматери натолкнула Виктора Гюго на написание своего знаменитого романа. Так что можно сказать, что граффити вносило посильный вклад в развитие мировой культуры.
В 50-е годы прошлого века создавались уже более серьезные рисунки, заключающие в себе протесты против существующей власти и выражающие мнение о происходящих событиях. После смерти знаменитого музыканта Чарли Паркера надпись «Bird Lives» стала встречаться на каждом углу Нью-Йорка. Отражением враждебного настроя молодежи против президента США Ричарда Никсона в 1970 году являлась надпись «Dick Nixon Before He Dicks You».
Тем не менее граффити долгое время оставалось именно в словесной форме и только в 70-е годы XX оно начало принимать современный изобразительный вид. Свое развитие граффити получило в Нью-Йорке, став составной частью культуры хип-хопа. В этот период многие граффитчики цитировали фразы из популярных песен, а продавцы сувениров активно навязывали изделия с символикой граффити туристам.
Граффити Bird lives, 1955
В СССР точкой отсчета возникновения граффити считается 1985 год. В это время брейк-данс становится одним из самых культовых танцев. В итоге, эти два направления переплелись в одну целостную концепцию: начали проходить различные break-фестивали с декорациями из граффити и выступлениями брейк-дансеров. Отечественные художники были так впечатлены американскими граффити, что стали создавать изображения и в российской действительности. Кстати, граффити больше прижилось в Калининграде и Прибалтике, потому что именно там аэрозоль стоил намного дешевле, чем в Москве. Выбор краски там был тоже намного богаче.
Первый граффити-магазин России в Твери, открытый в 1992 году
Совершенно новый этап в развитии граффити наступил в 2000-е. К этому времени направление обрело известность в большинстве стран мира и стало относительно легальным. Граффити стало использоваться в рекламных кампаниях, стало сюжетом кинофильмов и видеоигр. Американский художник Кит Харинг открыл даже собственный магазин, в котором выставлял на продажу свои работы.
Постепенно яркие надписи начали перерастать в нечто большее: стали сопровождаться полноценными красочными изображениями. Например, к двенадцатилетней годовщине трагической гибели Сергея Бодрова-младшего, граффити-команда из Витебска «HoodGraff» нарисовала на стене трансформаторной будки портрет актера в образе Данилы Багрова.
Граффити с изображением Сергея Бодрова-младшего
Конечно, нельзя говорить об истории граффити, не упомянув при этом британца Бэнкси. Он является наиболее известным представителем граффити-культуры, а также политическим активистом и независимым режиссером. Никто никогда не видел в лицо этого загадочного райтера, о нем ничего не известно за исключением того, что его фрески, инсталляции и картины уходят за большие суммы, а также считаются настоящими произведениями искусства, которые британцы ревностно оберегают. Бэнкси давно уже перестал быть простым граффитчикам, потому что его работы затрагивают социально значимые темы. Через свои самобытные работы художник заставляет задумываться над злободневными проблемами общества, а также поднимает темы антивоенного движения, анархизма и политической пропаганды. Бэнкси всегда находится в курсе происходящих в мире событий, так, он узнал, что школу в Бристоле решили переименовать в его честь, после чего благородно оставил свой рисунок на стене учебного заведения.
Знаменитые полицейские Бэнкси
Зарубежный опыт
Активное развитие социальных сетей поспособствовало тому, что граффити вышло из андеграунда и стало важной вехой в развитии современной массовой культуры. Сегодня стрит-арт очень быстро становится неотъемлемой частью городов, гармонично сочетаясь с урбанистическими ландшафтами и тесно переплетаясь с дизайн-кодом
Как результат — работы наиболее талантливых художников перекочевали со стен обычных домов в специализированные галереи. Более того, они стали заполонять крупные города, и теперь их включают в туристические карты и маршруты, считая полноценными достопримечательностями. Как пример — Lazarides Rathbone в Лондоне, где выставлены работы Энтони Микаллефа, Конора Харрингтона , Дэвида Чо, Дага Фостера, JR, Miaz Brothers и других. Или Galerie Magda Danysz в Париже, где можно увидеть творчество начинающих, но перспективных райтеров вроде Miss Van, Obey, JonOne, Futura или JR.
Другой чертой граффити как искусства является то, что некоторые работы уходят за огромные деньги с молотка аукционов. А некоторые граффити и вовсе с налетом времени становятся лишь ценнее. За примером идти далеко не нужно: фургон, разрисованный легендарным Бэнкси еще в конце 90-х, в 2015 году был продан на парижском аукционе Drouot за 850 тысяч долларов. А в 2019 году на британском аукционе Bonhams появился другой лот этого райтера: 17-тонный Volvo FL6, стоимость которого оценили в 1,3–2 миллиона долларов. Таким образом, появляется тенденция инвестирования в граффити как в долгосрочный актив.
Зарождение
А приняли тогда опера бомберов Моста, из группы CGS, Cta из T4R и Дмитрия, что рисует под ником Позек. Впрочем, команда «Зачем» уже была ими названа таким словом, а приключение только подтвердило, что название соответствует сущности.
Позе занимался настенными изображениями ещё тогда, когда про стрит-арт у нас толком ничего не знали. В туалетах, в подъездах, а так же на стенах домов и подворотен, на заборах появлялись названия футбольных команд и музыкальных коллективов, стилей музыки, собственные клички исполнителей, а так же всякая нецензурная лексика. Позе и другие основатели первых объединений занимались этим удивительным делом, а потом уже всё более и более стали переходить к самовыражению в современном понимании граффити.
Понять, что значит надпись «Зачем» не так уж и сложно. Нужно взять баллончик с краской и выразить своё индивидуальное видение этой почти философской проблемы. Ничего это всё не означает, но на виду у прохожих и сотрудников правоохранительных органов скучно не будет.
Фестивали и собрания [ править ]
Хотя исторически граффити никогда не приветствовалось в России полностью, поскольку художники-граффити часто были частью российского андеграундного движения, современные тенденции сделали эту практику более распространенной и приемлемой. Московский фестиваль граффити «Энергия мечты» «побуждает российских художников-граффити выйти и дать волю своему творчеству, раскрашивая серые стены вездесущих московских электростанций». В граффити-шоу «Грамматика», проходившем в России с 12 по 18 марта 2012 года, были представлены работы двенадцати русских граффитистов: Биокс, Пейдж 2, Камин, Рамзе, Оксэйк, Йокер, Уран, Рокс, Кесит, Кост, Вика. , и Гнутов. «Подпиши свой стиль», основанный берлинским граффитистом Акимом, — фестиваль граффити, который проходит в Москве 7 мая.и 13 мая в Санкт-Петербурге, Россия. В предварительном видеоролике Петро, судья конкурсной части фестиваля, показывает, как он ожидает от участвующих писателей «просто уйти и проявить творческий подход», создавая футуристические контуры фристайла, создавая однострочники вслепую и подбрасывает алфавиты ручного стиля. Цель этого российского фестиваля — раскрыть оригинальность и неповторимость стиля русского граффити. Фестиваль прошел при полной поддержке российской компании по производству аэрозольных красок Rush. Главный фестиваль граффити в России — Стенография в Екатеринбурге. Также много работ можно найти в
Чем хороши граффити?
Чем же, всё-таки, хороши граффити. Многие скептически, а то, и отрицательно относятся к данному виду в художественном искусстве. Да, самые первые работы художники делали нелегально, закрашивая вагоны метро, стены жилых домов и т.д. Это невероятно напрягало коммунальные службы и консервативное общество.
Но, в последние годы, прошлые «мелкие хулиганы», стали настоящими творцами. Они, буквально, оставили след в новом виде живописи. Сейчас, граффити используют для украшения муниципальных и коммерческих объектов. От региональных художественных студий, до элитных ресторанов и отелей. А фото рисунка размещают на обложку контекста Яндекс Директа, дабы выделить своё объявление.
Наличие граффити придаёт заведению уникальность. Каждый автор творит в своём стиле, создавая целые абстракции и сюжетные линии. Используя баллончики с краской и свою фантазию, художник рисует по-настоящему шедевры искусства
Придя в какое-либо место, и увидев граффити, Вы наверняка заострите на объекте внимание.
Краткая история граффити
Граффити с именами пропавших детей на Большой Якиманке, 35 в Москве. Источник
Рисовать граффити люди начали еще в Древнем Риме, Востоке и Греции. Прототипом современных надписей на стенах является текст, рекламирующий различные услуги и политических деятелей. Такие древние граффити до сих пор можно увидеть в турецком Эфесе, а также в некоторых археологических памятниках Греции. Римские уличные художники часто рисовали на стенах карикатуры на правителей, писали признания в любви и свои политические суждения. Как и сегодня, такие надписи часто считались вандальными.
Предвыборные граффити в Помпеях. Источник
Ренессанс не стал исключением: Рафаэль и Микеланджело выцарапали собственные имена на стенах «Золотого дома» Нерона, прежде чем начать в нем работы. Оставляли следы для потомков и французские солдаты во время египетской кампании Наполеона, и лорд Байрон при посещении храма Посейдона, и советские военные при штурме Рейхстага.
Замок Кельбурн, Глазго
Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.
Фото: Derek Buchanan / flickr.com
Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.
Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)
Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.
С чего начать рисовать граффити
Рисование на городских стенах без согласия местной администрации — занятие нелегальное и наказуемое. Поэтому, перед тем как приступить к росписи, следует получить особое разрешение. Или подать заявку на участие в фестивале уличных художников — там всем желающим будет предоставлена масса вертикальных поверхностей для рисования.
Фестиваль уличного граффити Upfest в Бристоле, Англия. Источник
Если разрешение получено, то перед нанесением краски стоит загрунтовать стену. В качестве альтернативы можно выбрать участок со старым граффити, который уже выцвел или испорчен вандалами. Далее следует встряхнуть все баллончики с краской, проверить их сроки годности и надеть респиратор. Начинать рисовать граффити можно с тренировки: попробуйте создать равномерную заливку без подтеков и проплешин. Затем можно постепенно усложнять рисунок, добавляя в него новые линии, формы и оттенки.
Получайте подарки каждый день — они помогут узнать больше о профессиях в дизайне, выбрать ту, которая вам подойдет, и узнать о карьерных перспективах, в том числе и зарубежом.
Зарегистрироваться
Что такое BOOM граффити?
Нередко в экспозиции стиля граффити можно встретить слово «ВООМ». Не знают, что это такое, и гадают, вдруг это «крик» автора или знак для потусторонних вселенных. На самом деле – это популярный тег, который используется в популярной социальной сети.
Молодые люди, выкладывая видеоролики на 15-20 секунд, прикрепляют слово, символизирующее «взрыв». Это актуально, если в ролике есть громкая музыка, или, чтобы показать эффект «до/после». Так же, подобный рисунок присутствует в информационном видео контенте. Наверняка Вы знаете, что такое видео гайд, или сталкивались с просмотром онлайн курса.
Чтобы пользователь не заскучал во время просмотра, в монтаже вставляются различные смешные картинки, граффити или сцены с ироничным сюжетом. Всё это часть маркетинговой структуры, дабы поднять интерес зрителя и увеличить количество просмотров. Поэтому, многие блогеры используют данный знак, как быстрый способ раскрутки и набора лайков для контента.
«Большой Енот», Лиссабон
Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.
Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора
Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней.
Фото: Bosc d’Anjou / flickr.com
Фото: Han van Hoof / flickr.com
Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства).
Граффити – неотъемлемая часть города и мощнейшее направление в искусстве
Наш корреспондент поговорил с несколькими известными российскими райтерами, которые рассказали о природе граффити и его месте в современном мире искусства.
Misha Most: «Я считаю, что субкультура граффити никогда не ставила перед собой целей — повлиять на какие-либо политические события, например. Скорее, истинная цель граффити – протест против обыденности, системного образа жизни обычного человека. Граффити является прародителем еще одного направления – стрит-арта (направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. – Прим. «365»).
Многие люди воспринимают субкультуру граффити как вандализм, по сути, так оно и есть. Однако, это не мешает размещаться работам в этом жанре в галереях и даже музеях. Постепенно граффити становится полноценным видом искусства».
Граффити Миши Most в Белграде из серии «Персонажи».
Andrey Adno: «Граффити и стрит-арт сейчас являются неотъемлемой частью города и мощнейшим направлением в искусстве. Они отражаются буквально во всем: в музыке, моде, архитектуре. Многие против того, чтобы граффитисты проявляли свое творчество на стенах домов, транспорте. Однако, если стритарт станет качественным, люди начнут воспринимать это как данность.
Мы такие же, как и все, уже давно прошло то время разделений людей на субкультуры. Современный человек должен иметь широкий кругозор: путешествовать, общаться с разными людьми, быть свободным от предрассудков.
Например, я нахожу вдохновение в самых неожиданных местах. Например, меня может увлечь обычная облезлая стена или организация витрин со стройматериалами или мебелью в крупных компаниях. Помимо настенных рисунков, я создаю еще и скульптуры. Думаю, что стритарт еще долго будет популярен. Скоро работы уличных художников будут продаваться за миллионы долларов».
Андрей Адно «Просто Мария». Фестиваль — Aarhus Art Convention, Дания, г.Орхус
Иван Найнти: «В граффити не только важен вопрос: для чего? Но еще и нужно знать: Как? Процесс создания граффити и его конечный результат — отражение сущности художника. Для меня граффити не является полноценным искусством, потому что здесь твое творчество замыкается в определенные рамки.
Если человек хочет научиться рисовать в этом жанре, нужно прежде изучить субкультуру, а потом отправлять на улицы творить. Мы тоже стараемся помочь «новичкам». Например, совсем недавно в Москве Дима Аске прочитал курс лекций, благодаря которым многие начали свой творческий путь. Однако, граффити уже теряет свою популярность, теперь оно становится инструментом рекламы».
Является ли граффити искусством? На этот вопрос не могут дать ответ и сами художники. Конечно, основная проблема негодования граждан и властей заключается в том, что место расположения таких произведений — общественные сооружения или транспорт, порча которых незаконна. Поэтому и возникает программирование стереотипов: граффити – это плохо. Однако, художники имеют возможность теперь организовывать граффити-выставки, на которых и показывают свое мастерство. Только познакомившись с этой субкультурой, мы сможем решить для себя: соответствует ли граффити нашему понимаю значения слова «искусство» или нет.
Текст: Виктория Французова