Особый взгляд на граффити культуру в метро

Замок Кельбурн, Глазго

Описание и история: замок Кельбурн был построен в XIII веке, неудивительно, что к 2007 году ему требовалась серьёзная реконструкция. Владелец замка, граф Патрик Бойл (граф Глазго), предложил государству оригинальную идею — разрисовать фасад задмка — и пригласил знаменитых уличных художников.

Фото: Derek Buchanan / flickr.com

Оригинальные абстрактные рисунки привлекли множество туристов, на деньги от билетов планировалось провести реконструкцию (и стереть граффити). Но графу они так понравились, что, по слухам, он до сих пор ведёт переписку с правительством, пытаясь отстоять рисунки и оставить их навсегда. Шотландцы люди упрямые, и кто победит — мы не знаем.

Фото: Beth / flickr.com (слева) и Karen Evans / flickr.com (справа)

Как добраться: на автобусе A78, следующем по маршруту Greenock. Цена билета  — 5 £ (≈ 430 руб. в одну сторону). Дорога займёт около 45 минут.

Пшшшшшш

Граффити занимаюсь с 1996 года. Краску на стену класть — кайф. Аэрозоль быстрая штука. Пшшшшшш — и линия готова. Прикольно, просто и доступно. Сразу скажу, я не стрит-арт-художник. Меня завораживают шрифты. Хорошо помню первый кусок (то есть работу, — прим. ред.). Во дворе написал имя девятилетнего сына и нарисовал мальчика с лыжами и футбольным мячом в руках. Получилось наивно. Но я не гнался за результатам и ни с кем себя не сравнивал. Сам был художничком со школы. Учебники и тетради изрисовывал танками, самолетами, спортом. Фотографию мог карандашом скопировать так, что на расстоянии метра не отличить.

Повезло, в девяностые я быстро сошелся с парнями со своего района. Группа с ЖБИ занималась трейн- и стрит-бомбингом. Ребята развивали культуру граффити — сделали сайт, писали статьи. В начале нулевых было хорошо работать — менты не прессовали, а в два часа ночи гасли фонари. Красили все подряд. Ловили собаку (электричку, — прим. ред.) на конечной и разрисовывали в хвост и гриву. Водитель выходил, курил и смотрел. А что он мог сделать? Лет через пять появилась охрана, свет, судебные прецеденты — стало уже не так прикольно. С тех пор я перестал думать о трейнах. Слишком большой риск и мало творчества.

Неотстающая Россия

Часто, сопоставляя какие-либо явления, мы поневоле оставляем достижения России на втором плане. Просто потому, что они не такие впечатляющие. Еще лет 10–20 назад это касалось бы и граффити, но сейчас всё изменилось. Стрит-арт в необъятной интенсивно развивается, и этому есть множество доказательств.

Взять хотя бы многочисленные и массовые фестивали уличного искусства: «Морфология улиц», «Место», Artemoff, «Карт-Бланш», kaliningrART, Meeting of Styles, Union of Free Art и еще по меньшей мере с десяток других. При этом они не носят пустячкового характера, чисто для галочки — на фестивале Urban Morphogenesis было использовано больше 250 тысяч баллончиков и суммарно раскрашено более 50 объектов, в том числе высотные здания. Спустя месяц кропотливой работы город в буквальном смысле заиграл новыми красками, что оценили даже местные жители:

Вернулась из отпуска пару дней назад — и обалдела! Очень прикольно, красиво! Нашу Трехгорку преобразили — микрорайон ожил.

Всеобщий интерес к граффити не мог остаться незамеченным для крупных компаний и брендов. Так, например, известный российский граффитчик Покрас Лампас за последние годы успел поработать с итальянским домом моды Fendi, создать уникальные принты для Adidas и принять участие в коллаборациях с Lamborghini, Альфа-Банком и IKEA

Другой пример — команда SprayPassion, которая помогает компаниями и брендам найти общий язык с аудиторией, привлекать ее внимание и показать собственную индивидуальность. Их клиентами были Doritos, хоккейный и футбольный клуб «Спартак», служба такси Gett и многие другие

Закончим, пожалуй, на московской команде A.D.E.D, выпустившей коллаб с итальянским стритвир-брендом люксовой одежды Off-White и оформившей корнер Louis Vuitton в Москве

Важно отметить и то, что многие райтеры не сотрудничают с кем попало. Для многих из них важно, чтобы философия и политика компании не противоречили их собственным

Вот что по этому поводу говорит один из участников A.D.E.D Cozek:

Нам приходилось отказывать 90 % потенциальных клиентов, поскольку работаем мы исключительно с теми, кто готов создавать продукт в нашей стилистике. Мы ни под кого не подстраиваемся и этим сильно отличаемся от других.

Так же, как и за границей, в России стали массово появляться галереи, ярмарки и частные коллекции с произведениями уличной культуры. Среди них музей «Гараж», RuArts, «Триумф», Cosmoscow, Street Art Museum, музей уличного искусства в Санкт-Петербурге, Центр современного искусства «Винзавод» и множество других.

Виды и стили классического граффити

Определенные техники нанесения получили собственные названия. “Tag” (тег) – основная техника, которая подразумевает подпись райтера, нанесение его имени. Отсюда же происходит техника “граффити теггинг”, которая является одной из самых популярных на данный момент. Надпись может иметь инициалы или сообщения, буквы, каллиграфию. “Pissing” – одна из разновидностей теггинга, которая подразумевает наполнение пустого огнетушителя краской, после чего им наносится рисунок. Сложность этой техники заключается в том, что она слишком массивная, что часто делает ее небрежной.

“Троу-ап”, он же “бомбинг” – рисуется быстро, с одним или несколькими цветами. Здесь главное быстро нанести рисунок, подчас жертвуя его качеством. “Masterpiece” – сложное исполнение имени райтера. “Roller” или “blockbuster” – массивные работы, выполняющиеся в печатной манере. При их создании используются ролики и валики, с помощью такой техники краска ложится на всю поверхность стены или объекта. “Wildstyle” – один из сложнейших видов граффити. Для него характерны замысловатые формы букв, переплетенные воедино, с засечками. Отдельно следует упомянуть о таком явлении, как “capping”, которое подразумевает покрытие одного изображения другим. Этот метод используется для порчи чужих работ и не приветствуется среди граффити райтеров.

Граффити – это отдельный мир, где люди общаются на собственном языке. Они несут послания, отражают реальность, заставляют задуматься или улыбнуться. Любить это направление или быть против него – индивидуальный выбор каждого.

Пацаны

Близкие поддерживают и гордятся — им важно мое творческое удовлетворение. Я общаюсь с теми, кто понимает всю эту канитель

Недавно показывал знакомым полицейским свои работы, и у них глаза загорались — сразу в пацанов превращались.

С семи лет поставил сына к стенке с краской. Он с друзьями сколотил банду — а я их покрывал. На мелких же постоянно нападают — хулиганы краску отбирают. Я ребят возил на машине и стоял на стреме. Одну рацию клал сыну в карман, другую к себе и шел в сторонку следить. Бывшая жена возражала, говорила, что доведу ребенка до цугундера ночными вылазками. А я приучал сына с ранних лет к творчеству. Я же не внушал ему «мусора — отстой, ганжик — норм». Наоборот, я за ту часть культуры, которая про «холсты на стене». Граффити дало результат, сын стал архитектором-строителем. И еще из этой банды вышла пара художников с нормальными именами.

«Большой Енот», Лиссабон

Описание и история: Лиссабон можно по праву считать одной из европейских столиц уличного искусства — здесь даже есть правительственный департамент, занимающийся стрит-артом. Так что уличных художников здесь любят и уважают, а не считают за вандалов.

Bordalo II — португальский художник и активист, известный серией работ Trash Animals. Это не просто рисунки на стенах, а объёмные инсталляции, сделанные из мусора

Bordalo II привлекает внимание общественности к проблеме экологии и её влияния на животных. Каждая работа занимает у художника от трёх до семи дней. 

Фото: Bosc d’Anjou / flickr.com

Фото: Han van Hoof / flickr.com

Как добраться: енота можно найти на улице Bartolomeu Dias (в двух минутах ходьбы от Музея современного искусства). 

Где проходит черта между стрит-артом и вандализмом

Сначала стрит-арт стер границу между профессиональным и непрофессиональным искусством, а затем между искусством и реальностью. Однако, где проходит граница между стрит-артом и вандализмом до сих пор не очень ясно.

ТокиоSpace Invader

Настоящий стрит-арт вдохновляет, заставляет думать и размышлять, просто радует глаз. Качественное искусство не оскорбляет чувств, не вызывает отвращения или возмущения. Оно дает надежду, побуждает к действию.

Человек проходящий стеныBlek le Rat

Вандализм напротив не несет большой смысловой нагрузки. Это нецензурные выражения, несуразная реклама, работы, которые портят фасад здания, а не украшают его. Сюда же можно отнести искусство, которое совершенно не вписывается в контекст города или его архитектурный образ.

РабатSpace Invader

Настоящий стрит-артер должен не только хорошо рисовать, но и обязан думать, как его работа повлияет на жителей и город в целом.

СкрипачBlek le Rat

«Уличное искусство – это оружие массового поражения по сравнению с любой пропиаренной в интернете выставкой».

Роман Минин (уличный художник)

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одним из первых известных художников принято считать Жан Мишель Баския, который начинал свою карьеру с настенных рисунков. Он оставлял короткие фразы с глубоким смыслом по всему Нью-Йорку, за что и получил известность. Проект был закончен фразой “SAMO IS DEAD”, после чего в жизни художника начался новый этап. Они, совместно с Энди Уорхолом использовали трафаретную технику для нанесения изображений на стены.

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Любовь

В жизни я занимаюсь тем, что люблю. И не занимаюсь тем, что не люблю. В девяностые был успешным коммерсантом, но надоело — бросил и ушел в экстремальный спорт. Я ничего не боюсь менять. Поэтому и женился не раз. Не получилась семья — иду дальше за любовью. Красить — это любовь. Я всем говорю сразу, что есть две вещи, без которых меня нет — это спорт и рисование.

Граффити — это искусство. А искусство — это путь к любви. У кого-то этот путь лежит через балет, у кого-то — через Врубеля. И для граффити должно найтись место. Я понял, что главное в жизни — сердечность, искренность и глубина. Если ты пускаешь к сердцу все, что происходит вокруг, ты становишься глубоким. Глубже сердца ничего нет. Необязательно выбирать добро или зло, главное — жить искренне и никогда не стесняться своих чувств. Не стесняться говорить «прости», не стесняться говорить «люблю».Я все буду делать до смерти. Любить женщин, заниматься спортом и красить. Точно знаю.

Основные понятия

Граффити – визуально-изобразительное направление нашего любимого хип-хопа. В современной хип-хоп культуре граффити считается одним из видов самовыражения молодёжи. Граффити – весьма сложное искусство, если им серьёзно заниматься, а не портить стены словами из трёх букв и дерьмовыми росписями. Для того, чтобы нормально нарисовать граффити нужно быть действительно смелым и талантливым художником, а также уметь быстро бегать и желательно знать пару элементов паркура, в случае нужды «делать ноги». У каждого граффера есть своя роспись. Обычно, но далеко не всегда она состоит из трёх согласных букв, и двух гласных, например RASKO. В случае большой спешке и нехватки времени подпись сокращает до трёх согласных букв – RSK. Граффити бывает нескольких видов: тэги, флопы, бомбы ну и иногда трафареты… Их отличие заключается в количестве затраченного на них времени и инструментов, которыми граффити написано или нарисовано. Теперь конкретно и коротко о каждом виде:
1) Тэг – обычная роспись, исполняется аэрозольным баллончиком, а чаще толстым графферским маркером. У некоторых райтеров такая замысловатая подпись, что её хрен разберёшь…=)

Вот, кстати, явный пример:

2) Флоп – что-то вроде не закрашенной бомбы… Плоские или объёмные буквы, ну иногда всё таки с нехитрой раскраской…

3) Бомбы – самый зрелищный, и сложный стиль. Его рисуют иногда по несколько дней, приходя с инструментами на одно место каждый день в течение недели… Его технику сложно объяснить, так что смотрим картинки…

4) Ну с трафаретами всё понятно. Используются они крайне редко. Чаще всего они нужны для рисования искр или бликов на бомбах.

Теперь непосредственно немного о инструментах:
Самый основной инструмент – аэрозольный баллончик с краской-эмалью. Также граффити рисуют маркерами. В общем то это и есть весь ОСНОВНОЙ репертуар. О тонкостях говорить не буду, я их не знаю…

Также бомбы разделяются на несколько стилей:

Wild Style (дикий стиль) отличается нечитаемостью букв.

FX ( 3D style) — отличается абсолютным объёмом букв.

Messiah Style – накладка букв одна на другую. Очень часто используется.

Charaсter – здесь рядом с буквами рисуются разные карикатурно нарисованные персонажи.Blockbusters — это крупные, часто трёхмерные и очень широкие буквы.

Кислотный стиль — характерны кислотно-яркие цвета.

Вот самые основные стили граффити.

Что такое стрит-арт

Человек всегда старался оставить свое имя на страницах истории. Каждый делал это по-своему. Некоторые самовыражались на стенах родного города.

Мститель в чёрномСлава ПТРК

Стрит-арт – это искусство, созданное в городской среде. Это направление включает в себя рисунки на стенах, скульптуры и инсталляции, шрифтовую графику. Часто произведения сочетают в себе несколько техник.

МарракешSpace Invader

Стрит-арт довольно эгоцентричен. Художника не интересует порча государственного имущества. Единственная цель – заявить о себе и высказаться. Это попытка отвоевать город для себя.

Человек из газетыМарк Дженкинс

Как правило, к стрит-арту относят нелегальное искусство, однако это зависит от того, с каким посылом создана работа, и какие цели она преследует.

One man army Detroit, United States 2015Aryz

У уличного искусства несколько характерных черт:

  1. Фигура уличного художника всегда анонимна. Например, работы Бэнкси знает каждый, но никто не знает его личность.
  2. Анонимным остается и сам зритель.
  3. Стрит-арт всегда живет на улице.

История развития

Если говорить о граффити в его современном понимании, то направление начало формироваться в 1960-х годах

Корнбрэд и Кул Эр покрыли надписями всю Филадельфию, чем привлекли внимание жителей и прессы

Затем граффити дошло и до Нью-Йорка. В 1971 г. в Нью-Йорк Таймс печатают статью о Диметриусе – курьере, который везде оставляет надпись своего псевдонима «Taki 183».

Taki183

С 1972 г. в Бруклине стали распространены граффити в подземных переходах. Так люди из разных районов буквально соревновались друг с другом, стараясь оставить как можно больше своих надписей. Чтобы выделиться на фоне остальных, художники начинают использовать различные стили, которые известны по сей день.

Затем возник Теггинг и Бомбинг. Ведь оставлять свой псевдоним на движущемся поезде безопаснее, так меньше шансов быть пойманным. С 1974 г. к надписям начинают добавлять рисунки, очень быстро они покрывают целые вагоны.

DjerbaSpace Invader

Уже с 1980-х годов возникают официальные выставки, где уличные творцы находят признание. В 1981 г. открывают выставка PSI New York/New Wave, где принимают участие такие известные личности как Жан-Мишель Баскиа, Уильям Берроуз, Энди Уорхол.

Однако вместе с громким признанием, вводят жесткие ограничения на роспись улиц и метро. Многие в этот момент заканчивают свою карьеру. Другие начинают развиваться дальше. Так в 1990-е года популярным стрит-артером стал Space Invander.

MiamiSpace Invader

Начиная с 2000-х годов отношение к граффити, стало более осознанным и серьезным. Художники стрит-арта вырабатывают собственный стиль, создавая все новые и новые ответвления.

Стрит-арт захватил мир в начале XXI века. Появлялись целые арт-кварталы, а городские районы стали галереями под открытым небом.

Стрит-арт в СССР и России

Самые первые попытки уличного искусства возникли еще в 1920 г., когда Малевич вместе с Лисицким оформили несколько фасадов в стиле супрематизм.

Спустя пару десятилетий, в 90-е годы, настала эпоха брейк-данса, рэпа и граффити, российскую культуру захватывают американские ценности. Теперь каждый желающий мог стать танцором и художником, при этом необязательно этому учиться. Процесс стал важнее результата.

За стрит-арт был назначен тюремный срок от 3 до 5 лет по статье Порча государственного имущества и Антисоветская пропаганда.

В СССР стрит-арт пришел из западных регионов, куда он проник из США уже в американизированном виде.

В продаже были баллоны с аэрозольной краской для окрашивания машин и просроченная краска из Европы. Именно ее использовали уличные художники. Тогда и мечтать не могли о будущем изобилии.

Самыми первыми представителями уличного искусства были Крыс (Вадим Мейкшанс), Баскет и Макс-Навигатор. С 2003 г. в России проходят первые стрит-арт мероприятия и фестивали. Так хулиганские росписи переросли в настоящее искусство.

Начиная с 2000-х годов стрит-арт стал модным элементом городской среды. Теперь у художников заказывают роспись фасадов, рекламных баннеров, приглашают их для оформления праздников и мероприятий. Открывают настоящие галереи стрит-арта, проводят выставки, фестивали.

Однако стрит-арт в России все еще воспринимают негативно. Для большинства роспись фасадов в любом проявлении – это вандализм, когда за рубежом вандализмом считают закрашенные граффити Бэнкси.

Правила [ править ]

Нанесение граффити запрещено во многих городах. Поставки для изготовления граффити могут регулироваться местными постановлениями.

Орегон править

Умышленное нанесение граффити включено в соответствии с государственным статутом ORS 164.354 — Criminal Mischief II независимо от размера ущерба. Это наказывается лишением свободы на срок до одного года. Кроме того, нанесение граффити, в котором ущерб превышает 1000 долларов США, или на определенные категории собственности, например, принадлежащей железной дороге, является уголовным преступлением.

Дополнительные ограничения могут применяться в соответствии с постановлениями, касающимися конкретных местностей, которые могут применяться к действиям по нанесению граффити, предписаниям других наносить граффити, нанесению граффити, а также разрешению граффити оставаться на поверхностях в пределах их соответствующих юрисдикций.

Например, кодекс города Форест-Гроув гласит, что

Кодекс Бивертона включает в себя ознакомление с правилами, запрещающими приложение, а также сохранение граффити.

«Ярость, бросатель цветов» (Rage, the Flower thrower), Вифлеем

Описание и история: Бэнкси — самый знаменитый уличный художник нашего времени. Никто не знает, кто он на самом деле, но его работы известны всему миру, поскольку всегда поднимают острые вопросы (политика, социальное устройство, военные конфликты). 

Фото: Jonas K. / flickr.com

«Бросатель цветов» изображает человека в маске, который вместо коктейля Молотова кидает букет цветов. Смысл очевиден — художник не хочет войны между Израилем и Палестиной.

Художник без лица

Бэнкси стал настолько знаменит, что его работы уже выставляются в музеях по всему миру. Посетители гадают, кто же скрывается за личностью знаменитого художника и активно платят деньги за то, чтобы взглянуть на коллекцию его работ под одной крышей.

Как добраться: полчаса пешком от Базилики Рождества Христова

Улица Дзамбони, Болонья

Описание и история: улица Дзамбони (Via Zamboni) считается университетской улицей города Болонья. Собственно, весь город считается студенческим, благодаря Болонскому университетц, но улица Замбони особенно интересна по нескольким причинам.

Здесь расположены культурные места, например Муниципальный оперный театр или Музей Палаццо Поджи (Музей медицины). Студенты решили, что местным палаццо не помешает немного красок и на протяжении десятилетий разукрашивали стены зданий разными граффити. 

Фото: / it.wikipedia

Фото: Sailko / commons.wikimedia.org

Получилось очень аутентично — старинные колонны покрылись политическими лозунгами и произведениями искусства. Разглядывать можно бесконечно. 

Как добраться: 10 минут пешком от Piazza Maggiore — главной площади Болоньи.

Уличное искусство красиво, социально значимо и (немаловажный плюс!) – почти всегда бесплатно. И его так много, что знакомиться с ним можно всю жизнь, ища любимые граффити по всему миру. Кто знает, возможно, после окончания пандемии появится новые картины. Кстати, Бэнкси уже сделал одну для британской больницы. 

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.

VK

Instagram

Краткая история граффити

Граффити с именами пропавших детей на Большой Якиманке, 35 в Москве. Источник

Рисовать граффити люди начали еще в Древнем Риме, Востоке и Греции. Прототипом современных надписей на стенах является текст, рекламирующий различные услуги и политических деятелей. Такие древние граффити до сих пор можно увидеть в турецком Эфесе, а также в некоторых археологических памятниках Греции. Римские уличные художники часто рисовали на стенах карикатуры на правителей, писали признания в любви и свои политические суждения. Как и сегодня, такие надписи часто считались вандальными. 

Предвыборные граффити в Помпеях. Источник

Ренессанс не стал исключением: Рафаэль и Микеланджело выцарапали собственные имена на стенах «Золотого дома» Нерона, прежде чем начать в нем работы. Оставляли следы для потомков и французские солдаты во время египетской кампании Наполеона, и лорд Байрон при посещении храма Посейдона, и советские военные при штурме Рейхстага.

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Древние римляне также не были лишены чувства юмора, и зачастую делали карикатурные граффити с изображениями власть имущих. Тогда это направление использовалось как инструмент и для признания в любви, и для передачи своих мыслей и для политической риторики. В Помпеях отображалось извержение вулкана Везувия, различные проклятия, магические заклинания, алфавит, политические лозунги и многое другое. Как становится ясно из этого списка – направление было очень многогранным. Благодаря этим же надписям удалось раскрыть многие загадки и непонятные аспекты разговорной речи. Учитывая невысокий уровень образования у большей части народа, многие надписи оказались серьезной помощью в понимании устной речи.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Граффити использовалось даже там, где не было никакой связи с цивилизацией. Древние племена Майя, в одном из своих крупнейших городищ – Тикаль, оставили множество отлично сохранившихся рисунков. Долгая и богатая история появления граффити имеется и у восточных славян. В Новгороде сохранились 10 примеров работ, относящихся к одиннадцатому веку. Большая часть посланий этого народа несет молитвенный посыл, хотя, иногда можно найти и какие-то шуточные сообщения. Стоит отметить, что зачастую наносились и народные заклинания, ведь люди тогда были весьма суеверными.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Закон притяжения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: